<< Пред.           стр. 548 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 до правого поворота реки один порог со средней бочкой и все
 упрощается. За поворот можно заглянуть только с левого берега.
 Подняться туда можно по расщелине немного ниже по течению
 относительно единственного спуска с правого (нашего) берега.
 Весь вопрос - как вернуться обратно с этой разведки. Г-ном
 Дмитренко А.В. был предложен вариант. Группа из 4 разведчиков
 (тех же что и в прошлый раз) спускает один катамаран (наш) с
 правого берега, сплавляется к месту выхода на левый берег,
 поднимается на полку, насколько она позволит, просматривает
 каньон дальше. Возвращаться же им придется так: по полке
 левого берега пройти выше (по течению) места выхода и
 спуститься по отвесной 30-метровой стене к воде, где их по 2
 человека будет снимать второй катамаран (белый), траверсирующий
 реку с места старта первого катамарана и возвращающийся
 обратно. Весь вечер продолжалось эмоциональное обсуждение
 этого плана. Тонких мест, очевидно, два: 1.Много лазанья по
 веревкам, которым не все одинаково хорошо владеют (вернее,
 почти все одинаково плохо), а спуск непосредственно к воде
 (~5-7м) на правом берегу возможен только по веревке, да и всем
 возвращающимся необходимо слезть по отвесной стене и при этом
 попасть на катамаран, стоящий "под парами". 2. Судну,
 снимающему разведчиков, предстоит сделать 4 траверса (2 туда и
 2 обратно) в месте не очень для этого пригодном. Стоит им один
 раз не угрестись и чалка возможна только там, где поднимались
 разведчики. Тогда восьмерым или шестерым (если двоих уже
 перевезут) людям предстоит вытащить катамаран на левую полку,
 обнести его выше по течению, спустить по той же 30-метровой
 стене, слезть самим и еще раз попробовать сделать траверс. Все
 в общем понимают, что план сложный и небезопасный, хотя и
 выполнимый. Что же остается кроме него? Уходить по
 Кичик-Караичкису через Китай, взяв с собой двойку, через
 перевал 3999 м спуститься к Сарыджазу напротив впадения
 Куюкапа, переправляться на двойке и выходить дальше. Плыть
 дальше (от места спуска на правом берегу) "на авось", учитывая,
 что по всем признакам каньон должен достаточно скоро кончиться.
 3. Попробовать облезать стенку правого берега, которая
 перекрывает полку и не дает пройти дальше. (Сейчас Леха с
 Мастером пытаются это сделать). Лично я за второй вариант, но
 он был сразу отметен Палычем как непригодный, из-за риска
 налететь на какой-нибудь завал или водопад. Хотя мне кажется,
 что вероятность этого меньше, чем какой-нибудь аварии при
 задуманной разведке. Сейчас 9-45 (я прервался на завтрак) и
 "прения" продолжаются. Кстати, о завтраке: наше с Серегой
 дежурство на Джамансу было, видимо, последним праздником
 живота, т.к. продуктов осталось на 4 дежурства, а их надо
 растянуть на 7-8. Так что времени у нас тоже в обрез, но все
 полны решимости прорываться вперед к Джанаджеру. Только вот
 способ бы выбрать.
 
  11 октября 10-45 та же стоянка у Кичик-Караичкису
 
  Вчера группой была осуществлена достаточно глубокая
 разведка возможностей сплава и выхода. Для этого Мастер и Лешка
 перелезли отрог хребта правого берега (перекрывавший полку) и
 просмотрели каньон дальше.
 
 _Великий анус_ ¦ kartinki/sarydg/welikij_anus.jpg
 
 Им удалось даже в одном месте спуститься к Сарыджазу, затем они
 залезли еще на один хребтик (200-300 м высотой), но спускаться
 уже не стали, хотя видели, спуск есть, и он ведет на широкую
 террасу. Характер реки на всем протяжении от пор. Мужчина и
 женщина довольно спокойный с локальными препятствиями невысокой
 сложности, однако имеется один весьма сложный порог, обнести
 который затруднительно или невозможно. Он представляет собой
 большой камень у левого берега, на который наваливает вода и от
 него вся струя бьет в правый берег, образуя очень мощный прижим
 под отрицательную (но не круто) стенку. Теоретически возможна
 чалка влево на камни прямо перед большим (на котором навал), но
 разведчики оценили ее как малореальную. За порогом ~ 20 м
 быстротока и затем не менее 100 м спокойной воды. Чалка перед
 порогом возможна в 20-30 м при этом правый берег- осыпь,
 переходящая в крутой склон, левый - отвесная стена высотой от
 30 до 50 м. При отказе от прохождения порога возможен выход
 либо вперед на террасу с переправой на левый берег и далее на
 Джанаджер, либо назад по пути разведчиков к нашей нынешней
 стоянке. И в том и в другом случае суда придется бросить. С это
 же время Буба, Паша и Муравьев поднялись вверх по
 Кичик-Караичкису в поисках выхода на перевал и сочли его весьма
 затруднительным. Вечером были обсуждены вновь открывшиеся
 возможности, поскольку присутствовали не все (некоторые устали
 и легли спать), окончательное решение было отложено на утро. За
 завтраком выяснилось, что двигаться вперед по воде хочет только
 половина группы. При этом остальные предложили разделиться.
 Желающие идти дальше не сочли для себя возможным пойти на это.
 Таким образом, сейчас мы пешим порядком выдвигаемся в обратный
 путь. Суда остаются здесь (может только двойку возьмем для
 переправы). Наш катамаран мы притянули к вертикальной стене
 
 _Катамаран на стене_ ¦ kartinki/sarydg/katamaran_na_stene.jpg
 
 веревками на 3 крюка. Получилось очень красиво, но грустно.
 
  12 октября 8-30 Ночевка на высоте ~ 3 тыс. м
 
  1-ый день выхода
 
  Вчера с 12-00 до 18-00 ползли вверх. Заползли. С
 трудом. Воды вечером было 1,5 л на 11 человек. Ужин и завтрак -
 сухим пайком. У меня от высоты опять кружиться голова. Ночью
 был мороз, так что палатка и спальники отсырели от конденсата.
 Но у нас спал Буба, поэтому было тепло (вчетвером- то). Сейчас
 будем спускаться (где - еще вопрос) ко домикам гидростанции.
 Возле них есть тросовая переправа. Дальнейший план - перелезть
 еще через один хребет на левом берегу Сарыджаза и таки образом
 спуститься на Куюкап.
 
  13 октября 15-55 Переправа в устье Куюкапа.
 
  Сейчас начнется куюкапинг, т.е. подъем вверх по
 ручью. А гидры-то есть не у всех! Но видимо, вчера все так
 замучились спускаться, что лучше уж по пояс в воде, чем в гору
 лезть. Спуск был ужасный. Почему-то все проигнорировали
 Дмитренко, который нашел хороший путь и полезли по высохшему
 ручью, который образовывал водопадные сбросы от 5 до 40 м. В
 результате Лешка спустился к 11-30, а основная часть группы - к
 18-00. (Перерыв на куюкапинг).
 
  14 октября 7-40 Стоянка в устье ручья Кызыл-Капчигай, впадающего в Куюкап.
 
 _Стоянка близ Уччата_ ¦ kartinki/sarydg/stoyanka_bliz_uchchata.jpg portret
 
  Куюкапинг прошел удачно. Он напомнил мне спуск весной
 по р.Березовой на Кавказе. Вообще вчера был очень хороший
 рабочий день. Какое счастье, что мы не полезли в гору! Хотя по
 времени возможно получилось бы то же самое. Предыдущую ночь
 (т.е. с 12 на 13) мы провели опять в домиках гидростанции, куда
 пришли уже в темноте. Мы с Муравьевым дежурили, и опять
 наварили гору жратвы. Почему так получается - не знаю.
 Поскольку больше суток (с 12-00 одного дня и 18-00 другого) мы
 провели без воды, чая было выпито аж 3 кана. На следующий день
 с утра мы опять (как и вечером) воспользовались забавной
 тросовой переправой вагонеточного типа и двинули вверх по
 Сарыджазу. Дошли до впадения Куюкапа. Устроили маятниковую
 
 _Переправа_ ¦ kartinki/sarydg/pereprawa.jpg
 
 переправу из двух основных веревок. (Да, перед уходом с
 гидростанции мы переименовали ее в турбазу "Джамансу", сделали
 соответствующую вывеску и завели боровой журнал). По Куюкапу
 вверх шли часа 2, из них первый час идется довольно тяжело -
 иногда прямо по воде. Много облепихи, ее прихватило утренним
 морозцем и стала она вкуснее. Еще растут здесь какие-то кустики
 по виду напоминающие можжевельник, только с длинными и мягкими
 иглами, а по запаху- ну прямо черная смородина. Уже заметно
 похолодало, но, как ни странно, спящих на улице, в так
 называемом, "альпийском стиле" становится все больше. Наверное,
 спальники хорошие.
 
  15 октября 13-30 Турбаза Кара-арча
 
 _Чичор_ ¦ kartinki/sarydg/chichor.jpg
 
  Очень длинный и во всех отношениях тяжелый день был
 вчера. Вышли около 9-00, а мы с Серегой Муравьевым еще позже и
 поднимались по Кызыл- Капчигаю довольно вальяжно. Дорога
 несложная и очень красивая. Мы купались в мраморных ваннах и
 фотографировались у водопадов. Около 12-00 были под перевалом
 Чичор (3100). Пообедали и набрали воды (наученные горьким
 опытом). Полезли в гору. Тяжко, хотя идешь по хорошей тропе.
 Поднимались часа 2, при этом группа разделилась (спонтанно) на
 2 части. Я думал, что мы догоним "передовой отряд" к следующему
 перевалу Кара-арча (3600) тем более, что время уже шло к
 вечеру. Но не тут-то было. Подъем мне дался тяжело. Я буквально
 заполз на седловину в 18-30. Сзади было еще 3 человека -
 Киреев, Андреев и Митя Кк. Я подождал их 15 минут, поорал вниз
 - бесполезно. Решив, что они там заночевали, я пошел дальше.
 Слава Богу, что накануне Муравьев дал мне хорошие батарейки для
 фонарика. Спускаться в темноте одному было неприятно. Вокруг
 выли какие-то животные. Правда, дошел я без приключений
 примерно за час. Но все равно я считаю нужно было идти всем
 вместе. На заставе нас ждала заброска. Она состояла из спирта,
 
 _Вид с Кара-Арчи_ ¦ kartinki/sarydg/wid_s_kara-archi.jpg
 _Вид с Кара-Арчи-2_ ¦ kartinki/sarydg/wid_s_kara-archi-2.jpg
 
 каких-то шмоток и гитары. Правда, часть спирта и гитару кто-то
 стащил, но, тем не менее, к моему приходу часть "передового
 отряда" была солидно выпивши. В дальнейшем это усугубилось до
 неприличия. Последствия были довольно печальны и до сих пор
 создают участникам некоторый дискомфорт. Сегодня утром
 благополучно подтянулись отставшие трое - они действительно
 заночевали под перевалом. Сидим ждем Якуба с лошадьми в надежде
 что он заберет нас отсюда. Можно, конечно, и самим выйти за
 Учатский перевал, там может и шофер ждет как договаривались. Но
 сегодня в силу известных обстоятельств произошла спонтанная
 или, как определил Дима Кк, "рекуррентная" дневка. Народ
 оттягивается кто чем. Во-первых, едой, конечно, потом Дмитренко
 с Муравьевым собираться топить местную солдатскую баню, а во
 мне, например, проснулась тяга к печатному слову и предчувствуя
 ее, я приволок с гидростанции старый номер "Вокруг света".
 Сейчас и почитаю.
 
  18 октября 7-40 по Москве. Рейс 504 самолет Алма-Ата - Москва
 
  Итак, выброска заняла 3 дня. Якуб с лошадьми не
 появился - видимо стыдился пропавшей гитары. Пришлось нам
 форсировать пер.Учат самостоятельно, что далось на удивление
 легко. Более того у кошары, как и было договорено нас ждал
 автобус - уже третий день. Но одна заминка все же произошла.
 Выяснилось, что Серега Киреев оставил на заставе Кара-арча одну
 мелочь - паспорт с деньгами. После небольшого и даже
 неэмоционального обсуждения было решено отправить Бубу с
 Дмитренко обратно пешком, а самим спуститься (уже на автобусе!)
 на 3 км ниже, где возможно удастся взять лошадь. Это нам
 действительно удалось, но два упомянутых бойца чесали так
 быстр, что Муравьев, поехавший на лошади, встретил из уже
 идущими назад. Тем временем мы пили чай в домике хозяина
 лошадей. Неожиданно появились пограничники. Оказалось, они уже
 третий день ждут что мы появимся, а с неделю назад даже
 посылали вертолет дабы проверить, не беспокоим ли мы
 дружественных китайцев. Документы у нас были, на удивление, в
 порядке, хотя нас и пожурили за то что мы не отметились на
 заставе в Иныльчеке. За чаем хозяин домика рассказал нам о
 значении многих местных топонимов. Например, Сарыджаз означает
 - "желтая весна", т.к. в урочище в верховьях реки даже весной
 трава желтая. Учат - три щели (ручья), сходящиеся вместе,
 Куюкап (правильно - Койкап) - "бараний мешок" действительно,
 там такие каньоны, что баран будет как в западне. Так незаметно
 пролетели 4 с небольшим часа и появились посыльные с паспортом.
 Мы погрузились в автобус и покатили. Ехать решено было в
 Алма-Ату, т.к. из Бишкека самолет летает через день. Водитель
 наш видимо решил еще подработать и в Иныльчеке мы загрузили в
 автобус какие-то тумбочки и тюки. Было тесно, но за перевалом
 Чон-Ашу (где автобус застрял в снегу, но мы вытолкнули) их
 выгрузили. Неожиданно полил сильный дождь. Из-за этого, да еще
 из-за ужасной дороги ехали мы медленно. Границу между
 Киргизией и Казахстаном переехали без проблем. Конечно, ночь в
 автобусе да еще таком как Кавзик - не самое приятное, но тем не
 менее, утром мы были Алма-Ате. На подъезде несколько раз
 пытались покормиться в придорожных харчевнях (ели-то последний
 раз накануне утром), но там упорно не брали доллары, а тенге у
 нас не было. Прибыли в аэропорт в 9-45 местного времени (+3
 московского). Выяснилось, что оба рейса (Трансаэро и Аэрофлот)
 уже улетели, а поезд Муравьева уходит через 0,5 часа. Быстро
 погрузили его в такси, а сами пошли в гостиницу. Одно место
 стоило 720 тенге (около 10$). День был отдан на разграбление
 города, в котором приняла участие только половина личного
 состава (Мастер, Буба, Дмитренко, я и Ермолаич - так окрестили
 Шуру на турбазе Кара-арча). Остальные отсыпались пока мы
 навестили Зеленый базар и Арасан. Оттянулись порядочно. Затем,
 несмотря на крайнюю степень сытости, посетили ресторан с
 непроизносимым (как и у нашей гостиницы) названием. Вернулись в
 аэропорт, за вечер и утро прогуляли остаток тенге. Надеюсь, что
 приключений больше (в этом походе) не будет.
 
  УЧАСТНИКИ:
 
 _Участники_ ¦ kartinki/sarydg/all.jpg
 
  Белый катамаран
  Папущ С.П. запятая Великий
  Киреев Сергей
  Крюков Сергей
  Кинкулькин Дима ¦ sarydgas.txt
 
 
  Наш катамаран
  Буба
  Муравьев
  Дмитренко
  Ершов
  Ермолаев Шура
 
  Двойка
  Лабеев
  Андреев
 
 
  СРОКИ:
  26 сентября вылет из Москвы
  18 октября возвращение
 
 
 
 Автор дневника: Ершов А. А. ¦ kartinki/sarydg/pisatelx.jpg
 
 ---------------------------------------------------------------
 "Панорама нижнего каньона р.Сарыджаз с хребта "Обзорный"" ¦ kartinki/sarydg/panorama.jpg
 ===============================================================
  FILE: sarydg97.txt
  Дневник А.Ершова. Сарыджаз 97
 
  Date: 13 Nov 1997
  From: Vladimir Gumenny (Buba@vrhf.marine.su)
 
   * Дневник А.Ершова. Сарыджаз 97 * 
 
 
  24 сентября, 20.30 Домик в Караколе
 
  Опять ночевка в Караколе ! В этом году мы надеялись ее
 избежать, но часть списка участников прислали на оформление
 пограничникам поздно и оно затянулось. Завтра в 7.00 стартуем в
 Иныльчек. Все наши усилия зафрахтовать вертолет для выброски -
 впустую.
  Вчера в Бишкеке был совершенно бестолковый день:
 приехавшие на поезде никак (до 7 вечера) не могли встретиться с
 прибывшими на самолете. Какое-то дикое непонимание или еще черт
 знает что - не знаю. Правда, за это время я успел сделать

<< Пред.           стр. 548 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу