<< Пред. стр. 570 (из 787) След. >>
туризма и отдыха в Непале. В их числе и несколько русских фирмосваивающих бурную воду Гималаев, в плане коммерческого
рафтинга (сплав на надувных судах). От них то, наших друзей, мы
и получили первую информацию о возможности автономного
путешествия на каяках в Непале. Мы это -московские каякеры:
Смирнов Илья, Пастухов Михаил, Крюков Владимир и Давыдов
Александр. К тому времени мы уже имели опыт сплава на каяках по
горным рекам Памира, Кавказа, Саян, Тянь-Шаня, в швейцарских и
французских Альпах. Гималаи были нашей следующей общей целью.
"Та..аак, вы что же, это в самолет собираетесь
протащить?!", в тишине залов ночного Ш2 угрожающи прозвучал
голос аэропортского служащего, давшего нам понять что
приключение уже началось. Мы начали озираться по сторонам, как
бы не замечая четырех полиэтиленовых лодок и массы другого
барахла кучей сваленных перед регистрационной стойкой. Ситуация
казалась экстремальной, но к тому моменту мы уже удачно
преодолели таможенный барьер и это настроило нас решительно.
После легкого замешательства и традиционных запугиваний
абсолютной невозможностью погрузки наших лодок в самолет,
негабаритом, перевесом и семизначным "Этовамбудетстоить"
разговор перешел в более конструктивное русло и после
продолжительных дебатов закончился конценсусом в размере 450$ и
100 тысяч "рэ" за 56 килограмм перевеса, что не могло нас не
порадовать так как было значительно меньше официальной ставки
Аэрофлота. Паспортная стойка, граница, ожидание перед посадкой,
и вот мы в самолете Москва-Катманду. Впереди десять часов лета
и можно немного вздремнуть, хотя сделать это было нелегко
потому как в битве за каяки мы проиграли сражение за посадочные
места. Оказавшись последними у стойки регистрации легким
движением руки симпатичной девушки , были отброшены на
последние места курящего салона с неоткидывающимися спинками да
вдобавок с развеселой компанией наших туристов серьезно
подготовившихся к полету в алкогольном отделе "дъютифришопа".
Но нас убаюкивала мысль о том , что давняя мечта наконец то
близка к осуществлению.
CОВЕТ ПЕРВЫЙ: Задумав самостоятельное путешествие в Непал
позаботьтесь о визе заранее. Хотя и написано во всех
аэрофлотовских справочниках, что Непал предоставляет визу всем
без ограничения по прилету в аэропорт Катманду случалось, что
по непонятной прихоти наших пограничников, туристов без визы
заворачивали почти от входного шлюза в самолет....Обидно.
Подбирая снаряжение и вещи для путешествия по воде (в
особенности автономно на каяках) постарайтесь снизить их
количество до минимума, Откажитесь: от продуктов (их можно
купить в Катманду значительно дешевле); большого количества
теплых вещей (один свитер или куртка из полиартека вполне
достаточно); посуды (отличная, дешевая и легкая посуда из
"нержавейки" в большом колличестве продается в Катманду;
палаток и курток от дождя (в туристский сезон на землю не
выпадает ни грамма осадков и палатку может свободно заменить
тент, без проблем купленный там же за 6-10 $, который все же
необходим как защита от обильной ночной росы ). В любом случае
если вы что то забыли или в чем либо нуждаетесь, то практически
все можно "задешево" приобрести или взять на прокат в Катманду.
Единственное что мы не смогли найти в Напале
оказалась-гречневая крупа... Помните что каждый килограмм
лишнего груза значительно облегчит ваш кошелек при погрузке в
самолет. Если же вы решили взять с собой полиэтиленовые каяки,
то мы можем посоветовать часть вещей упаковать в один или
несколько из них , оставив пару пустых предъявлять для
взвешивания на регистрации. Убедить работников воздушного
транспорта, что: "Взвесить одну лодку и проще и легче нежели
запихивать на весы всю эту кучу, они ж все одинаковые!",
большого труда не составит, а вам сэкономит десяток, а то и
сотню долларов, так необходимых на покупку сувениров в
Катманду.
Катманду встретил нас теплым мягким климатом, обилием
экзотики и большим количеством местных жителей во что бы то ни
стало пытающихся любым способом заработать на туристах хотя бы
одну рупию (местные деньги, в одном долларе пятьдесят шесть
непальских рупий). Вообще после холодной, ноябрьской Москвы --
опасного и отпугивающего своей дороговизной города, Катманду
поначалу представляется раем на земле. Ласковое солнце,
бескрайний ультрамарин неба, улыбающиеся приветливые люди и что
сильно порадовало нас -- дешевизна жизни (немаловажное
обстоятельство?). Прогуливаясь по улочкам непальской столице
среди пагод, буддийских ступ и монастырей с молитвенными
мельницами чувствуешь себя этаким "Индиана Джонсом в поисках
утраченного ковчега". Катманду -- город по которому можно
бродить каждый день открывая для себя что нибудь новое, конечно
если быстрее не устанешь от докучающих уличных торговцев и
нищих-профессионалов. Тогда только одно спасение расслабится в
одном из баров или ресторанчиков, каких великое множество в
Катманду и описанию коих можно посвятить отдельную статью в
гастрономическом издании.
СОВЕТ ВТОРОЙ: Попав в Непал, оказываешься в другом мире
живущем по своим законам один из которых -- торгуйся всегда,
везде и за все! Это непреложное правило о котором иногда
забываешь, несмотря на предупреждения других. Прежде чем
вступить в любые финансовые отношения с местным населением
будь-то портер (носильщик) переносящий твою лодку при заброске
наверх реки, водитель такси или рикши, а может быть торговец
сувенирами всегда первым делом договорись о цене, иначе ты
рискуешь заплатить в несколько раз дороже, чем это
действительно стоит, да и со следующего пришедшего после тебя
туриста запросят уже больше. Это прогрессия не знающая конца.
Торгуясь нельзя показывать что предмет торга для тебя дело
жизни или смерти, вполне нормальным считается если ты сбросишь
цену раза в два -- три от первоначально названной. Если же ты
очень хочешь отблагодарить исполнительного непальца, то
несколько рупий "на чай", вполне удовлетворят обоих. Касаясь
финансовой стороны путешествия нельзя не упомянуть о наших
расходах и о том как их можно было снизить . Жизнь, даже в
городах, стоит относительно дешево. При трехразовом питании в
ресторанах и проживая в довольно приличной гостинице мы тратили
в среднем 12$ в день каждый, ни в чем себе особенно не
отказывая (безграничное поле для экономии). На реке и по дороге
на нее вам скорее всего не удастся потратить больше 5$ в день.
Транспорт очень дешев за 100 рупий можно ехать целый день
вместе с лодкой, и даже довольно далеко уехать, на местном
автобусе. Однако передвижение в нем хлопотное и отнимающее
немало сил дело. Для наглядности можно представить московский
автобус в час пик в котором все курят, с той только разницей,
что вам придется "отмахать" в нем добрые пол дня, а то и
больше. Единственным положительным отличием от московской
поездки, будет то что в непальском автобусе можно смело дать
волю чувствам в их словесном выражении... Но если у вас не
финансовый кризис мы настоятельно рекомендуем поискать
альтернативный способ передвижения, такой как-туристический
автобус или такси (цены довольно приемлемые).
Первая проблема с которой встречаешься в организации
собственного путешествия это куда пойти. Здесь нам помогла
замечательная книга-путеводитель по бурной воде Непала*,
написанная настоящими знатоками Гималайских рек и людьми
поистине влюбленными в Непал. Один из них Дэйв Аллардайс, имеет
свою собственную рафтинговую компанию в Непале и немало лично
помог нам в выборе рек для сплава. Еще дома мы определились с
примерным планом нашей экспедиции, решив сразу что подвигов, в
этот раз, мы совершать не будем и максимальной планкой
определили для себя реки 5 категории трудности (по западной
шкале категорийности, она несколько выше нашей). Выбор рек в
Непале очень широк от многодневных экспедиционных рек с тяжелой
заброской до коротких рек различной категорийности находящихся
всего в нескольких часах езды от столици. Все это достаточно
подробно описано в вышеуказанной книге, ко всему прочему в ней
много другой необходимой для каякера информации. Она была нашей
настольной книгой, а точнее сказать "седельной" и временами
использовалась для подкладывания под известное место на
стоянках среди камней. Думаю что авторы простят мне столь
вольное обращение с их детищем потому как никто другой знают,
что при ограниченном пространстве в каяке на автономном сплаве
многие вещи приобретают причудливую многофункциональность.
Первой рекой для сплава мы выбрали Тризули-одну из
крупнейших рек центрального Непала собирающую в своем течении
притоки ниспадающие с Гималайского хребта. Река оказалось
довольно незатейливой с длинными прогонами по практически
гладкой воде. Хотя и было несколько серьезных порогов мы
всетаки не порекомендовали бы ее в качестве разогревочной перед
экстремальным сплавом. Нас же выбор пал на нее потому, что на
одном из порогов Тризули названном непонятным, но красивым
именем Тин-Дэви проходит, ежегодный фестиваль по "родео-каяк на
бурной воде". Мы планировали его посещение еще в Москве и не
могли упустить случая "оттянутся" на международной тусовке в
обществе близких по духу людей. Три дня сплава до "Тин-Дэви"
прошли в знакомстве с местным укладом жителей долины реки. Мы
изучали их, они изучали наши странные и непонятные на их взгляд
экспедиционные пожитки. Результатом этого стал бесследно
исчезнувший рулон отличного американского скоча с нашей стороны
и принесенная вязанка дров с их стороны, договорится о которой
удалось с помощью англо-непальского разговорника, купленного в
Катманду. Мы оказались первыми приехавшими, а точнее сказать
сплавившимися на место фестиваля. Остановились на песчаном
пляже галечного островка прямо напротив огромной бочки, в
которой и должно было состоятся главное действо фестиваля. На
утро следующего дня, по дороге подходящей к реке в этом месте,
прикатил шумный, развеселый караван каякеров со всего мира. Два
дня фестиваля пролетели одним красочным мигом, нами же было
отмечено ночное веселье с богатым шведским столом и неплохим
глинтвейном из местного Кукури рома, а также наш полный провал
по всем дисциплинам соревнований. Как оказалось выбранные нами
для путешествия экспедиционные каяки фирмы PRIJON моделей TORн
NADO и INVAIDER довольно плохо удерживаются в пенном водовороте
бочек, так что показать "класс" в родео не удалось. Но это
обстоятельство нисколько нас не разочаровало и лишь доказало
еще раз что наш выбор лодок для экстремального сплава был
сделан правильно.
СОВЕТ ТРЕТИЙ: Отдельно хочется сказать о полиэтиленовых
каяках и другом специальном снаряжении которое мы использовали
в нашем путешествии. Если вы ограничены во времени и
собираетесь провести на реке всего несколько дней то не имеет
никакого смысла везти громоздкий каяк с собой. В Катманду
существует множество туристических фирм предоставляющих лодки и
другое снаряжение на прокат. Цена зависит от срока, количества
и выбранной вами модели, и колеблется от 10 до 25$ в день за
один каяк. Если вы возьмете несколько лодок, то фирма сделает
вам скидку. Но не забудьте про залог который необходимо
оставить хозяевам на тот случай если лодка будет принесена в
жертву удовлетворению ваших амбиций на бурной воде. Если же вы
планируете многодневный сплав по тяжелой воде мы настоятельно
рекомендуем серьезно отнестись к подбору снаряжения еще дома.
Мы провели в Непале пять недель из них три на воде, поэтому
приехав с каяками не только выиграли в деньгах но и избавили
себя от проблем с некачественным снаряжением. Каждый бывший на
реке высокой категорийности знает что на бурной воде важна
любая мелочь, сорванный фартук или сломанное в пороге весло в
лучшем случае будет стоить вам потери лодки и всего что
находится в ней, а в худшем... Выбрав для нашего путешествия
снаряжение фирмы PRIJON -- ведущего мирового производителя
лодок, весел и другого качественного снаряжения для бурной воды
мы не разу не имели никаких проблем. Из специального
оборудования мы рекомендуем также взять с собой фильтр для
воды. Реки Непала несут в себе большое количество слюды, к тому
же высокая населенность и низкий уровень санитарии практически
не оставляют шансов утолить жажду прямо из реки, не прихлебнув
изрядную порцию дизентерийной палочки под слюдяным соусом. Мы
брали с собой портативный фильтр швейцарской фирмы KATODIN, и
не остались разочарованы его работой. В любом случае хорошая
аптечка с большим количеством желудочно-кишечной "подмоги"
будет cовсем не лишней.
"Равнинные реки", типа Тризули, Кали-Гандаки или Сан-Коси,
в их среднем течении, большей частью хороши для коммерческого
рафтинга -- веселые "покатушки" c девочками" на больших
надувных резиновых лодках. Пороги на них достаточно мощны и
довольно редки для техничного сплава на каяке. Зато много
времени для того, что бы расслабиться на длинных прогонах по
гладкой воде, принимая солнечные ванны и наслаждаясь
созерцанием окружающей красоты Гималаев. Если же вас интересует
сплав способствующий выделению большого количества адреналина в
кровь, то ваша дорога лежит повыше в горы к рекам, берущим свое
начало под ледниками гималайского хребта. На одну из таких рек
пролегал наш следующий маршрут.
"Марсианди" -- помимо космического названия имеет еще
своенравный характер и репутацию одной из самых красивых рек
Непала. Проведя день и еще половину в различных транспортных
средствах и с лихвой вкусив всех прелестей такой поездки,
измотанные мы буквально вывалились из местного автобуса. Дальше
предстояло двигаться пешком.
Дороги в этой стране -- привелегия жителей долин, для тех
же кто избрал жизнь или путешествие в горах существуют тропы.
Некоторые из них вымощены камнями и достаточно широки даже для
проезда на джипе, если бы только не подвесные мостки
перекинутые через ущелья и ручьи. Другие настолько узки, что
двоим идущим навстречу друг другу придется балансировать над
краем пропасти пытаясь разминуться. Удивляет то, как удается
непальцам затащить, практически на вершины хребтов, предметы
вес и объем которых кажется невозможным для перемещения по
земле. Верблюдов в Непале нет, есть слоны, но их мало к тому
же они слишком грузные животные для передвижения в горах и
являются еще одной привелегией жителей долины, а посему чуть ли
не единственным средством для переноски тяжестей является
человек. Непальский портер -- носильщик, способен переносить
все, начиная от мелкой поклажи туристов и заканчивая самими
туристами по той или иной причине утративших способность
передвигаться самостоятельно...Но что пожалуй самое главное,
они не брезгуют переносить "большие", "неудобные" ,"громоздкие"
и т.п. -- полиэтиленовые лодки, и это еще одно немаловажное
обстоятельство и весомый плюс в определении Непала, как
настоящего рая для каякера. Найти портера не составляет
большого труда. В больших селениях как правило они сами
подходят к вам и предлагают свои услуги. В селениях поменьше
нужно обратиться к крестьянину или владельцу постоялого двора с
просьбой помочь розыскать носильщика. Если же такая
необходимость возникла при экстренном случае на реке, в
удалении от деревень, то вам сначала нужно выйти на тропу. А
уже там поджидая мимо проходящих портеров, предлагать им, за
вознаграждение, отнести лодку или вас самих, а может быть
излишний запас пива взятый на борт и мешающий прохождению
порогов. В этом случае будьте уверены помощь придет. Расстояние
в Непале измеряется днями пути, от одной точки до другой,
соответственно и оплата производится по дням. День работы
портера стоит от 4 до 9 долларов. Эти не весть какие деньги
выглядят еще более мизерными на фоне того безграничного моря
удовольствия, каким покажется заброска на реку с маленьким
рюкзачком за плечами.
Наша группа, оказавшись со своими лодками в самом центре
селения, была сразу же охвачена плотным кольцом предлагавших
себя нараспев носильщиков. Направляя течение торгов в выгодную
нам сторону мы дали возможность в жесткой, конкурентной борьбе,
отобраться квартету претендентов на доставку четырех каяков к
месту нашего старта. Проведя ночь в гостинице, утром маленьким
караваном мы выдвинулись в путь. День пешки до Нгади, селения
в котором обычно начинается сплав, мы преодолели за шесть
часов. Портерам потребовалось в два раза больше времени, что бы
покрыть это расстояние. На следующий день мы спустились к реке
и к своему ужасу обнаружили что находимся в самом центре
пятерочного по трудности участка с каскадом мощных порогов.
Времени на вкатывание не было. Тут то и дал о себе знать
расслабляющий характер предыдущей реки. Результат не заставил
себя ждать. Недостаточно распознав возможности груженного
каяка, Володя, имевший наименьший из нас опыт сплава по таким
рекам, не рассчитал жесткого траверса. Не успев зайти в
небольшой улов под берегом он ушел кормою вперед в заходной
слив длинного и мощного порога. Полностью потеряв ориентацию и
всякую надежду найти себя в большом пенном водовороте под
сливом, Володя покинул лодку и продолжал прохождение порога
вплавь. К счастью все обошлось благополучно. Лодку мы нашли
несколькими километрами ниже по течению. Наш друг выплыл сам,
хотя изрядно побился и заработав на руке гематому, размером с
половину куриного яйца, временно был вынужден сопровождать нас