<< Пред. стр. 581 (из 787) След. >>
через теснины Малых Гималаев и зоны Чоуриагати к Гангскойравнине.
Основную подпитку реке дают южные склоны гор, подверженные
воздействию летних тропических муссонов. Среднегодовой уровень
осадков Восточного Непала, где проходила активная часть
экспеди- ции, составляет более 3000 мм/кв.м, а в поясе туманных
лесов (3000 м над уровнем моря) - местами доходит до 6000
мм/кв.м.
Наиболее сильный прирост расхода воды в Аруне происходит
на участке Нум - Тумплингтар, где за 47 км он увеличивается в
два раза. В течение года осадки распределены не равномерно, что
очень сильно отражается на расходе воды по месяцам:
--------+---+---+---+---+---+---+----+----T---T---T---T---+
| месяц | 01| 02| 03| 04| 05| 06| 07 | 08 | 09| 10| 11| 12|
+-------+---+---+---+---+---+---+----+----+---+---+---+---+
|средний| | | | | | | | | | | | |
|расход |110|110|140|190|270|610|1100|1100|830|410|200|140|
L-------+---+---+---+---+---+---+----+----+---+---+---+----
Муссонный период начинается в конце мая и заканчивается в
конце сентября, начале октября - это время большой воды. Нами
был выбран послемуссонный период для прохождения верхнего
участка реки, и планировался еще приток Аруна - р.Барун Кхола.
Воды оказалось достаточно, но делать попытку прохождения Баруна
мы отказались. Барун - слишком крутой орешек для попыток его
прохождения "между прочим". Это должно быть целью отдельного
похода. От места (чисто условно) где можно начать сплав до
устья 20 -25 км, при падении более 2500 м. Средний уклон
получается 100 - 125 м/км. Жесткий каньон , очень узкий поток,
есть водопады. О прохождении на катамаранах (во всяком случае
для нашей группы) говорить преждевременно. Если кто то решиться
на это, то расчитывать на удачу можно в сентябре.
Начинать сплав с Непальского, самого верхнего ущелья
Аруна, мы тоже не рискнули. Расход воды там около 100
куб.м/сек, тропа высоко над водой, для того чтобы хоть что-то
увидеть, надо спускаться на 2 - 3 веревки вниз. Средний уклон
более 50 м/км, несколько завалов, видимо есть очень высокие
сливы или водопадики. Местами это очень узкий каньон с
отвесными стенами, где вода от борта до борта, с предельными по
сложности препятствиями. Увиденного ниже нам показалось
достаточно для наших сроков и финансов.
Прохождение реки можно планировать от левого притока Medo-
kachheje Khola, но если идти не обзорно, а с полным прохожде-
нием, то времени доплыть до Чатры вряд ли хватит.
Разрешение на сплав по Аруну выше Нума, дает министерство,
куда нужно обратиться за полгода. Такой сплав имеет статус
экспедиции первопрохождения и стоит это удовольствие дороже
чем некоторые восьмитысячники. У нас было только разрешение
на пешую прогулку до верха Аруна стоимостью по 85 $ с человека.
Если все оформлять официально, то оно тоже нужно помимо
сплавного. Так что в случае серьезного несчастья, помимо всех
мытарств, еще будут большие проблемы с государственными
органами за нелегаль- ный сплав. Беря во внимание что даже
увиденный нами на подходах, а потом пройденный отрезок реки
превышает по сложности и потен- циальной опасности привычные
нам маршруты 6 к.сл., считаем что мы правильно сделали
отказавшись от верхних 20 - 25 км сплава. Это должно быть
прохождение для группы с хорошим финансовым обеспечением и
поддержкой Российских государственных структур.
Разрешение на сплав через Непальские фирмы можно получать
только на коммерческие участки рек и еще несколько хорошо осво-
енных спортивных маршрутов, а на все остальное - непосредст-
венно у государства. Так например: крупнейшая фирма "Азиан Тре-
кинг", через которую организуются восхождения на все восьмиты-
сячники всеми странами мира, способна была оформить разрешение
на сплав по Аруну только от Нума.
Оказалось ошибочным мнение, что в Непале все реки пройдены
и хорошо известны. Никаких сведений о верхнем Аруне получить не
удалось, наоборот - авторы книг по рекам Непала очень высоко
оценили наше прохождение. В период большой воды оно первое и
наиболее полное на всем пройденном участке. Сделано было
всего два обноса по 300 м. Выше первого завала около
п.Карамаранг никто даже не пытался сплавляться. Последняя
попытка сплава от завала была предпринята японцами четыре года
назад и кончилась трагически в первый же день. На участке
порогов "Брызги шампанского" - "Шар и пирамида" надувной плот
перевернулся и погиб человек, все снаряжение утонуло. Группа
покинула реку.
Если быть объективным, то помимо изготовленного специально
для этой реки снаряжения, которое попало в точку, очень хоро-
шего опыта каждого участника (средний возраст группы 36 лет), в
удачном завершении нашего путешествия есть и огромная доля
просто везения, которое нам сопутствовало. Вышедших из под
контроля экипажа критических ситуаций было несколько. Каждая
из них в случае переворота могла кончиться трагически.
Полностью эффективной страховки на этих порогах поставить
невозможно, так что вмешивалось провидение.
Продвижение по реке было очень медленным, т.к. требовалось
осмотреть каждый участок (проходим он или нет), наметить линию
движения, выставить страховку, наметить место чалки. Вдоль воды
ходить очень трудно т.к. валуны "живые", много бомов, которые
нужно обходить через джунгли, хождение по которым тоже
проблема. Все колючее, много стрекающихся растений, тропические
пиявки, пауки, змеи и все переплетено лианами. Растительность
нависает над стенками , а видимость в густых зарослях 1 - 2 м,
все пропитано водой, она стекает отовсюду ручейками. Все
скалы отполированные и очень скользкие. Климат для нас очень
непривычный - выская влажность, жара. Со всем этим освоились
только к концу похода, а к этому времени уже накопилась
психологическая и физическая усталость. Для первого выезда в
тропическую зону маршрут был крутоват, и это при том что двое
участников группы уже были в Непале. Но хоршо освоенные реки с
густой населенностью с харчевнями и ночлежками - это совсем
другой Непал.
На верхнем Аруне сразу начинаются предельные по сложности
пороги, водность реки большая и совсем нет места для раскатки.
По нашему мнению река не для каяков и катамаранов (даже таких
больших как у нас), а для больших плотов на поперечных пантонах
с гребями. По малой воде, когда расход вверху будет 10 - 15
куб. м/сек., появится, наверное, много непроходов, что тоже
ркомендовать трудно. Поэтому рекомендовать Арун для
прохождения можно только сильной схоженной группе с хорошей
индивидуальной физической и психологической подготовкой, а
также поддерживаемой спонсорами и государством.
Начав сплав в Китае не позднее 1 октября, на общем спаде
воды и росте расхода от притоков, доплыть до аэродрома в Тум-
плингтаре и оттуда улететь в Катманду. Экспедиция в таком виде
будет выдающимся достижением в сплаве по горным рекам.
ТРАНСПОРТ.
1. г.Рязань - Шереметьево-II - транспортом друзей.
2. Самолет: Москва - Дели (Индия) - 3 раза в неделю по 3 рейса.
3. Автобус: Дели - Катманду (Непал) - чартер 42 часа, по 50 $.
4. Вертолет: Катманду - р.Арун - 3600 $ за 2 часа.
5. Автобус: п.Чатра - п.Итахари - 1500 рупий со всех.
6. Автобус: п.Итахари - Катманду - рейсовый ужас 14 часов
по 350 рупий с человека.
7. Самолет: Катманду - Москва - один раз в неделю по субботам
во второй половине дня, 5 часов до Арабских Эмиратов и 5
часов до Москвы. Всего 12 часов.
За перелет Москва - Дели - Катманду - Москва заплатили по
2886000 рублей.
8. Шереметьево-II - Рязань - транспортом друзей.
Курсы валют на момент путешествия:
1. 1 доллар США - 5400 рублей.
2. 1 доллар США - 37 индийских рупий.
3. 1 доллар США - 59-60 непальских рупий.
Рекомендации по транспорту. 1. Летать Аэрофлотом -
примерно в три раза дешевле. 2. По групповому тарифу - 8
человек и больше скидка около 40%. 3. Оформлять весь багаж на
группу на один билет - не придется подгонять рюкзаки под 20 кг,
легче сокрыть перевес. Каждый лишний килограмм стоит около 5 $.
4. Билеты до Катманду покупать сразу - заказывать за 3 месяца.
5. В Непале на любое расстояние ездить не рейсовым транспортом,
а спецрейсом - дороже не на много, а потерянные нервы и вре- мя
не вернуть. 6. Вертолет заказать без проблем, особенно если это
сделать за месяц по телефону. НО! В произвольную точку страны
они не са- дятся, а только на зарегистрированные государством
площадки. Для полета в любую точку надо заплатить в два раза
больше. Т.к. первый полет будет разведывательный с
представителями власти, полиции и авиаслужбы для занесения
площадки в реестр, а уже второй рейс - с людьми и грузом.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.
30.09.96 - машина Рязань - Шереметьево II
30.09.96 - самолет Москва - Дели
01-03.10.96 - автобус Дели - Катманду
03-06.10.96 - Катманду: оформление разрешений на путешествие
и закупка продуктов
07.10.96 - вертолет Катманду - левый берег р.Арун, между
притоками Iswa Khola и Chhayang Khola
08.10.96 - пешком от реки на гребень хребта к тропе
09.10.96 - пешком до верхнего Нумского моста через р.Арун
10.10.96 - пешком до "хутора" шерпов - это выше п.Uwa
11.10.96 - пешком до начала сплава выше правого притока
р.Barun Khola место называется Namche
12.10.96 - постройка судов
13.10.96 - сплав без вещей примерно 2 км, ночевка на месте
строительства
14.10.96 - сплав до левого притока р.Leksuwa Khola, ночевка
на правом берегу
15.10.96 - сплав до конца порога N 16, ночевка на правом бе-
регу
16.10.96 - сплав до завала, обнос завала, ночевка на пр.бе-
регу
17.10.96 - сплав до поселка выше Uwa
18.10.96 - сплав до верхнего Нумского моста
19.10.96 - дневка на базе немцких геологов
20.10.96 - сплав до моста на тропе к Макалу, ночевка на правом
берегу
21.10.96 - сплав до завала, обнос завала, сплав до места в 600 м
выше пр.притока р.Iswa Khola, ночевка на пр.берегу
22.10.96 - сплав места между порогами N 40 и N 41, ночевка на
левом берегу
23.10.96 - сплав до порога "Длинный" ночевка на пр.берегу
24.10.96 - сплав до места чуть выше п.Kumaltar, ночевка на лев.
берегу, ниже красивого водопада
25-27.10.96 - сплав до п.Чатра
27-28.10.96 - автобусы до Катманду
29-01.11.96 - познавательно-экскурсионная программа
02.11.96 - самолет Катманду - Шахра - Москва
03.11.96 - машина Шереметьево II - Рязань
ПЕШИЙ ПОДХОД.
Вертолетчики нас высадили на левом берегу реки, неизвестно
где, сказав что они потерялись и не могут показать точку
высадки на нашей карте. Сказали, что приблизительно мы в 20-ти
км от Че пува. Большие сомнения вызывала текущая рядом река с
расходом кубов в 200-250 и шириной 60-70 м, да и характер
окружающих гор. Проведенная разведка вверх и вниз по течению, а
также подъем вверх по склону показали, что мы находимся на
уровне п.Муре - что ниже Нума. До тропы, идущей по гребням
левого берега, почти километр. Тропа правого берега за рекой, а
вверх по течению вдоль реки не пройти. Местный житель,
пришедший на нас посмотреть, полностью подтвердил наши
предположения. Вечер ушел на перепаковку снаряжения и
продуктов. Оставили часть подуктов, чтобы уменьшить груз и этим
строго ограничили время пребывания на верхней части реки. На
пешку отвели четыре дня.
День первый.
--------------
Ночью был сильный дождь, а с утра яркое солнце. Под пологом
леса страшная духота и сырость. Чисто символическая тропа
идет все время вверх и чуть вниз по течению реки. Через ребро
выво- дит к ручью и потом вдоль ручья через распадки
поднимается на гребень хребта. Набор высоты около километра, но
было несколько спусков и траверсов склона. Идти трудно,очень
жарко. Ручьев мно- го но пить из них не желательно, т.к. можно
подхватить тропичес- кие инфекции. Есть участки обработанных
террас с посадками риса и хутора. Перевалив через один из
отрогов, прошли через п.Phago- din - это на несколько
километров ниже по течению Аруна от места начала подъема. Потом
перевалив еще один отрожек хребта, спусти- лись к ручью и на
его террасе заночевали. Это единственное место, где можно
поставить лагерь. Ровная площадка, нежная травка и чистейший
ручей вызывали умиление у участников группы, подходив- ших по
мере сил и количества излишнего жира в животах, который они
несли. Отрезвление приходило мгновенно, когда разувались и
смотрели на свои ногу покрытые пиявками. Вечером опять шел
дождь и после него начался кошмар первой ночи в джунглях.
Стемнело в 6 часов вечера и полезли всякие насекомые и пиявки.
Кроме одно- местной штурмовой палатки, в которой спали два
человека, был еще тент, под которым жили все остальные и были
открыты для ползаю- щих и летающих гадов. Поспать удалось часа
по четыре. В дальней- шем больше никогода не ночевали на
лужайках среди леса и кустов.
День второй.
------------
Перевалив отрог за ручьем и обойдя пару распадков, вышли на
гребень хребта к магистральной тропе. Почти сразу встретили ка-
раван, выносящий грузы, Швейцарской зкспедиции на Макалу. Часа
за 2 - 3 дошли до Нума. На площадке где сосредоточены магазин-
чики и харчевни пообедали таиландскими макаронами быстрого при-
готовления, запив их непальским пивом. Размякнув после еды, бы-
ли застигнуты врасплох предложением сыграть в волейбол на поло-
щадке перед школой. Международный матч был позорно проигран под
радостный смех половины населения поселка.
От площадки до верхнего Нумского моста через Арун спуска-
лись часа два на 600 м вниз. Пока все спустились, начался
дождь. Ночевать у реки негде - ущелье очень узкое, а подьем на
проти- воположном склоне опять метров на 500. У моста несколько
домиков базы немецких геологов, которые вели разведку для
строительства каскада плотин на Аруне. Ночевали в одном из
домиков, спали крепко и спокойно.
День третий.
------------
Утром часть народа жадно пила холодную воду из родника и из-
лишне часто щупала больные затылки,поглядывая на
противоположный склон ущелья. Когда вылезли на гребень к
первому поселку Hedangna, который метров на 400 выше реки, все
уже окончательно очухались и могли оценить экзотику местных
поселений.
До самого вечера шли по тропе, преодолевая подъемы и спуски
на сотни метров, наслаждаясь чудесными видами и буйством
неивест- ной нам природы. Временами удавалось увидеть кусочки
реки, кото- рая даже с высоты 100 - 200 м, заставляла сердца
биться значительно сильнее. На ночь встали в хуторе Шерпов.
Со скалы был виден водопад и белый участок горки за ним.
Высота над рекой метров 200. Ночевали то ли на чердаке, то ли
на втором этаже домика под соломенной крышей, т.к. поставить
лагерь было негде - склон крутой и все покрыто густой
растительностью. Ночь прошла тихо и спокойно.
День четвертый.
---------------
По ухудшающейся тропе, после спуска в распадок и длинного
крутого подъема,подошли к п.Lamobagar Gola, в котором