<< Пред. стр. 583 (из 787) След. >>
воды. Сложность участка 4 - 5 категории. Ночевка идневка на базе геологов у моста, разведка ущелья до
второго Нумского моста.
За 4 - 5 км до верхнего Нумского моста река входит в
самое красивое ущелье маршрута, которое тянется
примерно до правого притока Aabsuva Khola. Крутые
стены, часто совершенно отвесные, поросшие
тропической растительностью, мхами и лианами,
свисающими иногда на сотни метров. Обилие водопадов
и очень сыро. Непроходимость вдоль воды насквозь
делает этот участок психологически очень тяжелым, а
сложные пороги - опасным. Обилие притоков за- метно
начинает прибавлять расход воды в реке.
Ниже первого Нумского моста 100 - 200 м валов и
правый поворот, что там дальше не видно, а берег
непроходим. С большой высоты, местами с одного
берега, а местами с другого, удалось рассмотреть,
что собственно ничего страшного там и нет. Метров
800 до левого поворота быстрина с валами. На повороте
начинаются скалы в русле слева и справа - это
ориентир.
N 28 (ТТ-).Порог. Уклон резко возрастает и метров 300 участок
валов 2 - 3 м и мощных бочек. Есть варианты
прохождения, т.к. ширина русла приличная. Финал
порога - слив по середине реки с огромной бочкой и
узкий слив у правого берега высотой больше 2-х м.
- Метров 300 ниже еще порог. При малой воде,
наверное, станет непроходим для катамаранов.
Ориентиром служат желто-красные глыбы на левом
берегу. Начало порога сразу от глыб.
N 29 (ТТ). Опасный порог. Начинается сильным увеличением уклона,
валы, бочки. В конце горки река перегорожена глыбами.
В потоке ближе к правому берегу лежит огромный
"чемодан", сужающий русло. Левый проход закрыт тремя
глыбами, между которыми негабаритные проходы. Справа
река делает крутой трек между "чемоданом" и берегом,
а дальше, наваливая на два рядом стоящих камня, один
из которых обливает полностью. Через эти камни
косой слив и бочка. Дальше посте- пенно затухающие
валы. Один из катамаранов сильно навалило на камень
в потоке. Каяки проходили выходную часть вдоль
правого берега.
- Дальше мощный быстроток с большими валами и
бочками. Немного не доходя до правого поворота
препятствие, которое надо выделить.
N 30 (ТТ). На общем фоне валов и бочек сложный свал воды. Обра-
зуется глубокая яма и сильно держащая бочка. Оба
ката- марана затапливало полностью и надолго. Если
туда попадет человек, то точно утонет.
- Дальше до второго Нумского моста (это мост через
который идет тропа на Макалу) мощный поток с валами,
бочками и свалами воды через обливные глыбы. Ночевали
чуть ниже моста на правом берегу, расчистив от камней
площадку. Следующее пригодное для лагеря место между
завалом и правым притоком. По расстоянию немного,
но участок требует разведки, которая отнимает много
сил и времени, т.к. часто приходится высоко обходить
через джунгли короткие скальные бомы. На участке
сложный порог, расположенный в 200 - 300-х м ниже
моста. Справа чистая от растительности высокая
осыпь и небольшой левый поворот.
N 31 (ТТ). Заход между глыб в русле и сужение потока между стеной
левого берега и нагромождением глыб с правого. В
сужении крутой слив, ниже которого горка с валами и
бочками, упирающаяся в обливную глыбу у левого
берега, ближе к правом берегу косые сливы и мощная
бочка.
- Дальше идет участок метров 300 - 400 быстротока с
валами, правый приток и ниже в 100 м - огромное
улово, из которого вправо высокий слив - это вход во
второй завал.
N 32 (ТТТ). Второй завал. Начинается сужением с высоким сливом,
затем поворот налево, на совсем уже крутую горку, где
одна пена, скачущая через и между больших глыб.
Падение на второй ступени метров 10. Дальше на
небольшом правом изгибе русла сильное сужение,
высокий, но пологий слив и огромная бочка от берега
до берега. В этом месте - левый берег стена. Это
препятствие можно называть завалом, прорывом или
порогом, оно потенциально проходимо, но большой мощи
и опасности. Наша группа взвесив все "за" и "против"
отказалась от попытки прохождения. Обнос по осыпи и
большим глыбам правого берега 200 м.
- Дальше короткий быстроток с валами и мощный опасный
порог, тросово-лиановый мостик через Арун, до
которого один ка тамаран обносили и ниже поставили
на страховку.
N 33 (ТТ+). В русле, слева и справа, лежат огромные глыбы. Заход
в порог - это слив между торчащих над водой
полуобливных обломков скал. Дальше посередине русла
большая глыба, после нее сильный навал на берег и
треугольную глыбу, стоящую в цетре сужения русла. По
сторонам глыбы крутой трек большого уклона, в конце
которого бочка и валы. Перепад на пороге большой.
Для жизни отделенного от судна человека, порог
представляет повышенную опасность. Заход в порог по
основной струе, идущей под левым берегом через косой
слив и мощную бочку, чреват переворотом на любом
судне.
- Ниже моста метров 100 быстротока и следующий порог.
N 34 (Т+). На входе косая бочка и навал на обливные камни справа,
а немного ниже мощная бочка. Порог длиной метров 70.
Дальше короткий быстроток и очередной порог.
N 35 (ТТ-). Довольно длинный участок, который можно назвать одним
порогом. В сужениях высокие сливы с мощными бочками,
разделенные короткими быстротоками с валами.
Просмотр затруднен выдающимися в поток большими
глыбами, которые надо обходить по густым зарослям
крутого склона. Встали на ночевку на неудобном месте,
высоко от воды на правом берегу среди больших глыб.
Немного ниже поворот на право, перед ним начинается
порог.
N 36 (ТТ).Сильный порог. Кульминация в сужении между стеной пра-
вого берега и выступающей скалой левого на самом
повороте навал влево и косой слив с мощнейшей
бочкой.
- Дальше метров 400 - 500 гладкой быстрины до правого
притока Aabsuwa (по другой карте - Chhayang Khola) с
домиком и мостом через приток. Издалека виден мощный
вал выноса притока. Левый берег крутая стенка,
высотой более 100 м, поросшая растительностью. Сразу
за прито- ком наносной остров и в протоках порог.
N 37 (Т). Порог проходили по меньшей правой протоке. Много некру-
пных камней, между которыми маневр, валы, бочки, а в
кон- це протоки - слив и бочка. Левая протока (ТТ)
значительно мощнее, с боем в стену левого берега и
большими косыми валами и бочками. Детально посмотреть
очень сложно.
- Дальше быстроток с валами метров 200 и порог.
N 38 (Т+). Довольно мощный порог с бочкой, которая держала и тре-
пала катамараны. Бочка справа, а в середине галечный
нанос, через который слив вдоль реки. Правый берег -
стенка непроходимая вдоль воды.
- Участок быстротоков с валами и на правом повороте
катама- раны попали в бочку, которая держала и
"жевала" очень долго (ТТ - N 39). Место это было не
видно с берега, т.к. вдоль воды не пройти, а при
осмотре сверху вниз по тече- нию на большом уклоне
перепад сгладился и не был замечен. Немного ниже
левый плавный поворот реки, уклон заметно
увеличивается, в русле большие камни. Чалка и
разведка по левому берегу.
N 40 (Т+). На большом уклоне валы и бочки через обливняки, в русле
большие глыбы, между которыми сливы. Река широкая.
- Дальше участок быстрины с валами и бочками. В русле
отдельные глыбы. Минут через 10 - 15 сплава хорошее
место для стоянки на левом берегу - ночуем. Немного
ниже ночевки, в конце левого плавного поворота у
левого крутого берега, видны крупные обломки скал в
воде перед ними трудная чалка к левому берегу, по ко-
торому осмотр.
N 41 (ТТ). Порог. Камни в шахматном порядке лежат в русле, между
ними сливы. Явно просматриваютя три. Общее падение
воды в пороге 6 - 7 м, при длине порога метров 60.
Сливы немного косые, после них разворачивает, на
выходе большая бочка.
- Несколько ниже на левом берегу виден огромный
оползень. Часть склона съехала в реку, наверное в
этом году. Голый участок склона виден из далека.
Немного выше него, с правого берега, впадает ручей и
чуть ниже правый склон становится непроходимой
вдоль воды стеной. В угловатые, неокатанные глыбы,
возвышающиеся над водой на несколько метров и
закрывающие обзор реки. Это начало очередного порога
и отдаленный ориентир сложнейшего участка, кото-
рый примерно в километре ниже.
N 42 (ТТ-). Порог длиной метров 150 - 200. В реке большие глыбы,
расположенные в шахматном порядке, создающие подпор
воде. Обзор затруднен и сильно ограничен. Навалы на
глыбы, узкие проходы, сливы и мощные бочки. Порог
вдоль всего оползня и еще немного ниже.
- Около километра быстротока с двумя крутыми
перекатами. Русло широкое. После второй
горки-переката русло начинает сужаться и появляется
подпор воды. После левого поворота в русле глыбы и
на правом изгибе начинается порог. В нижней части
порога, на террасе правого берега ночевали.
N 43 (ТТТ-). Порогу дали название "Длинный". В малую воду он, на-
верное, распадется на три отдельных порога.
Начинается маневром между камней и сливом через всю
реку. Ниже слива река представляет собой лестницу с
бочками. Первое ключевое место - это вдающаяся в
поток глыба справа, на которую сильный навал и от
уровня которой косой слив и бочка. Дальше еще пара
сливов, навал на глыбу от левого берега, бочка с
пульсаром и ниже, по середине реки, полуобливное
ребро скалы. Справа от этого ребра слив и котел,
почти без выноса поверху, а слева пологий слив с
валом. Ниже череда бочек и валов, уходящих в плавный
поворот направо, на котором надводные глыбы в
русле. После глыб опять валы и второе ключевое место
- сужение русла со сливом и огромной ямой, ниже
которой опять валы и бочки до боль- ших глыб. Между
глыбами проходы со сливами. Дальше еще метров 150
участок валов, сливов и бочек. Оба ключевых участка
хорошо засняты на видеокассету. Потратили массу
времени на изучение порога и организацию хоть
какой-то страховки.
Ниже второго ключевого места с одного из катамаранов,
оборвав упоры, смыло носового гребца. Брошенным с
судна спасконцом, человек был подтащен к катамарану и
вытащен на борт. Зачалились в конце порога в полном
составе. Это было единственное попадание человека в
воду на всем маршруте. Порог проходили после ночевки,
со свежими силами, без промежуточных зачаливаний.
Дальше идет метров 150 быстротока с валами и
очередной порог.
N 44 (ТТ-). Короткая горка с валами, в конце которой под левым
берегом огромный обливняк, а рядом с ним - мощнейшая
косая бочка. Немного ниже правый приток - ручей, от
которого начинается очередной порог.
N 45 (Т+)- (ТТ-).Порог "Трезубец". Размытый тремя протоками се-
левой вынос ручья образует подпор воды. Сильно
засоренное камнями русло, сливы, бочки, плавный
левый поворот. И в месте слияния проток правый берег
становится скалой, под которой череда мощных бочек.
Проходили порог по левой протоке.
От этого порога вдалеке виден высокий
многоступенчатый водопад с левого берега. Ниже
водопада хорошая стоянка. В полукилометре ниже места
ночевки правый приток р.San- khuwa Khola, на правом
берегу которого п. Kumaltar. В 200-х м от посека мост
через Арун.
Весь этот участок имеет однообразные препятствия -
локальные бочки, валы и невысокие сливы. Все
просматривается с воды, уклон приличный, сложность
препятствий оцениваем не выше Т+. Несколоко выше
могут быть оценены только два препятствия.
N 46 (ТТ-). Мощная бочка через всю реку в 100 м выше притока.
N 47 (ТТ-). Порог немного ниже притока. Повышение уклона, камни
в русле, сливы, валы и бочки. Длина 100 - 150 м.
- После моста через Арун еще два порога, которые
можно оцeнить Т- , и немного выше п. Chandanpur
река совсем успокаивается. Описывать коммерческий
маршрут международной классификации (4-) не имеет
смысла. Hадо сказать что ущелье очень красивое, дров
и стоянок много, поселки высоко от реки. На некоторых
нижних порогах макало с головой, но все они
достаточно безопасны т.к. между ними спокойные
участки.
===============================================================
FILE: arun2.txt
Верхний Арун (Тибет)
---------------------------------------------------------------
Оригинал этого текста расположен у
Игоря Архипова в "Открытой двери"
http://www.yaroslavl.su/~arkhipov/ ¦ http://www.yaroslavl.su/~arkhipov/
---------------------------------------------------------------
Александр Горелов. Верхний Арун - река муссонного экстрема
(Экспедиция русских по одной из самых суровых гималайских рек)
¦ kartinki/aruna2/davidvb.jpg
Частное мнение:
Горы и бурные реки - две стихии, соседствующие друг с
другом. Они живут по одинаковым законам и одно является
порождением другого. Горовосходительство и сплав - два вида
экстремальной активности, близких друг другу. Но в альпинизме