<< Пред.           стр. 596 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 плечи и всю "змейку" проволокло под водой, проскочили под ножом
 и частью судна под скалой. Так страшно не было ни в одном
 пороге. Страховка была ниже катамараном, но если сразу после
 слива забьет под правую стенку, то всем конец. В меньшую воду
 порог может оказаться непроходимым.
  Дальше шли двумя катамаранами. Участок - сплошной каньон с
 малым количеством мест, где можно вылезти наверх. Препятствия
 постоянны, но не слишком сложные, т. к, воды очень много. В
 каньоне от дождей вода буквально за час поднимается на 1 ,5 -
 2,5 метра и за 3-4 часа падает почти до прежнего уровня. Надо
 быть очень аккуратным в выборе стоянок и ночевок, с которыми
 большие проблемы. До последних пяти километров сложность не
 выше (Т), к концу каньона стены повышаются до 50-70 метров и
 сложность резко возрастает. Ориентиром начала участка служит
 некоторое расширение русла, подпор, правый крутой поворот, и на
 правом берегу от воды стоит скальный "палец" до верха каньона.
 Место очень характерное. Около "пальца", используя
 искусственные точки страховки и веревку, можно вылезти наверх.
 
  N 23 ТТ. На крутом левом повороте водопадный слив и
 сильный прижим под скалу правого берега. Правая стена нависает,
 сверху не видно прохода. У левого берега отвесное падение воды
 2 м. Проходить по левой части, где бочка не так сильна дальше
 идет метров 150-200 участок высоких стен. Этот прямой участок
 заканчивается поворотом русла направо. От левого берега
 отвалилась часть скалы, образовав огромную нишу и месиво бочек
 в русле. После поворота все кончается 1 ,5 - 2 метровым
 водопадиком. От начала до конца участка пристать негде, вылезти
 нельзя, страховать нельзя. Одно судно обнесли за второй
 водопадик и одним прошли. В бочке второго водопадика катамаран
 лопнул. Всех поймали, но быстро восстановить судно было уже
 нечем. Разобрали и уложили судно в целый катамаран. Дальше идет
 относительно спокойный участок, стены поднимаются еще выше и в
 конце участка впадает правый приток в таком же каньоне. Выше
 притока два сложных порога, на уровне притока еще один
 водопадик 1 ,5 метра и около километра до разрушенного моста.
 Каньон расширяется и превращается в ущелье, борта начинают
 понижаться.
 
  N 24 ТТ. Мощный порог, длинной метров 100. Месиво валов,
 водоворотов, бочек, сливов. Осматривается по правому берегу.
 После ночной грозы вода сильно поднялась и усложнила
 прохождение. В конце прохождения судно прибило к левому
 берегу. По расщелине экипаж поднялся наверх и осмотрел
 следующий порог, который с правого берега не просматривается.
 
  N 25 ТТ. Русло несколько сужается и мощь потока
 возрастает. Похож на предыдущий порог, только длиннее.
 Хаотическое расположение сливов, бочек, валов, водоворотов.
 Вариантов прохождения несколько, но все опасные. Реальную
 опасность представляет только прижим в середине порога под
 скалу левого берега и бочка после водопада с сильным
 противотоком. До водопада дойти не удалось. Катамаран лопнул в
 одной из бочек и экипажу едва удалось зацепиться за правый
 берег чуть выше притока. После титанических усилий вылезли на
 верх, так и не дойдя около километра по воде до моста. На
 печальной ноте был закончен сплав по верхнему течению Голубого
 Нила.
 
 
 
  ПЕШИЕ ПРОГУЛКИ И ВЫХОД
  Нас было девять человек, и в каньоне кто-нибудь всегда
 находился на берегу. А поскольку в каньоне берег это там,
 где-то высоко и далеко, то фактически этот человек гулял сам по
 себе и создавал массу трудностей и волнений тем, кто плывет. В
 конце сплава все получилось нескладно, и неприятности нарастали
 как снежный ком, готовый нас раздавить. Читай и не делай таких
 ошибок. После того, как мы вошли в последний каскад и лопнул
 проходящий катамаран, а во время обноса страхующего судна был
 украден ремнабор, на берегу оказалось пять человек: один - на
 левом берегу каньона, переправиться через который в обозримом
 месте невозможно, а до моста предположительно остается 4-5 км.
 Было принято решение продолжить сплав одним судном (самые
 последние пороги полностью еще не видели, а с большого
 расстояния и высоты, то что видно, особого впечатления не
 вызывало), а четверым идти берегом до воссоединения группы. Уже
 было около 17 часов и светлого времени оставалось мало, берег
 труднопроходим, т. к, река в этом месте пересекает горный
 хребет. Наскоро собравшись четверо ушли , (экипаж руководителя
 группы) т. к, предполагалось, что по берегу пройти будет
 сложнее. До темноты было пройдено около 2 км, т. к, берег
 крутой и густо зарос колючим кустарником, близко к обрыву
 каньона идти нельзя, и правее тоже - стена более древнего
 русла. Ночевать пришлось поднявшись метров 300 по склону в нише
 отвесной стены, т. к, палатку поставить было невозможно из-за
 крутизны. Ночевка была сидячая без огня. Ночь была с сильной
 грозой. Набрали дождевой воды и ее пили. Волновались за друга
 на другом берегу (он эту ночь провел тоже под скалой без огня и
 еды, недалеко от разрушенного моста) и экипаж у реки (не
 хватило всего около 30 см подъема воды до затопления полочки,
 где они ночевали). Еще в темноте собрались и стали вылезать еще
 выше и вниз по реке (вечером видели, что каньон притока
 непроходим и надо вылезать метров на 200 до первого уровня
 плато). Часам к 8-9 оказались на относительно ровных
 пространствах. Каньон притока близко к устью, непроходим из-за
 нависающих стен в 100-200 метров, а правый берег еще выше, т.
 к, подрезана гора, до верха которой еще метров 200-300
 крутого склона. Поднялись вверх по притоку и "местные" нам
 показали козлиный спуск вниз, уверяя, что там есть мост (они
 показывали это укладывая палку между двух камней). По отвесным
 кручам свалились к реке, по полированным скалам поднялись вдоль
 воды еще метров 500, и нас подвели к месту, где ширина притока
 метров 20. Густой от грязи после ночного дождя поток кубов в
 50-60, ниже и выше узости порог 6 к. сл., гладкие скалы на
 берегах, вызвал страх и недоумение. Моста-то нет! Из тайника на
 стене достали веревку (самодельная из лиан) и один местный
 парень, раздевшись, переплыл поток. Переправили вещи и
 переплыли все по очереди, страхуемые веревкой, вынужденно
 доверившись местным и их опыту. Очень трудно вылезли из каньона
 на другом берегу и, обходя гору, через пару перевальчиков в
 хребтах, сильно набирая и теряя высоту, во второй половине дня
 подошли к Нилу. Увидели внизу мост. Когда спустились к воде, то
 наших там не оказалось. По веревке переправились на другой
 берег, нашли там своего друга и вернулись обратно на правый
 берег. Было воскресенье и у моста проходил сход главарей кланов
 и племен (видимо был и еще какой-то праздник). Зрелище
 впечатляющее! Но страшновато, т. к, все мужчины при оружии.
 Часть его все время в руках, а часть стояла в пирамидах по
 клановому признаку. Всего было семь вождей, которые сидели
 отдельно и совещались, а их охрана и боевики 'пировали
 отдельными группами в зависимости от занимаемого положения. В
 пик сборища было человек 200. Нас угощали местными кушаньями и
 напитками (еда по нашим понятиям не съедобна, а квас, брага и
 самогон вполне употребимы, хотя наш самогон лучше), самый
 главный из семерки приставил нам парня в охрану, который
 отгонял слишком назойливых и нищих воров, к русским особое
 отношение. Под вечер, решив все вопросы, изрядно выпив и поев,
 устроили салют из всех стволов и разошлись. Мы поставили
 палатку, и приготовив ужин, легли спать в полном одиночестве.
 На следующее утро по другому берегу пришли двое наших и
 убедившись, что мы в сборе ушли к судну. Договорились, что они
 тщательно осмотрят два оставшихся порога и к обеду приплывут.
 До вечера никто и ничего не приплыло. Было грустно и тревожно.
  Судно в этот день проходя порог лопнуло и экипаж оказался
 на берегу отрезанным каньоном притока на стрелке. Внизу стоять
 негде. Разобрали судно и вылезли наверх. Тащить два ката они не
 могли и капитан пошел к нам за подмогой (т. к. местное племя
 оказалось агрессивным и растащило у них почти все вещи). Не
 успел он отойти, как был захвачен вооруженной группой и уведен
 в горы. Оставшимся было жалко бросить все снаряжение и идти к
 дороге. Они не знали, что гонец захвачен и отбиваясь от
 местных провели остаток дня и ночь, ожидая помощи. Утром,
 переправив на левый берег человека (еще двоих местные по
 необъяснимой причине переправлять отказались), нашли оставшихся
 и, крича через каньон узнали, что: - один ушел вчера около 12
 часов и пропал, а остальные, если мы не придем на помощь, все
 бросят и уйдут к дороге, т. к, сил уже осталось мало. Узнав все
 это, посовещавшись, отправили англоговорящего и самого
 здорового к дороге в поселок Мота со всеми вещами с задачей
 найти главаря (с ним познакомились накануне) и за деньги или
 просто, пользуясь законами гостеприимства, организовать поиски
 пропавшего. А втроем налегке кинулись спасать остальных.
 Проделали обратный путь за каньон притока, и кого подкупив, а
 кого разогнав, и навесив на самых здоровых груз пошли к дороге.
 Путь к дороге занял 20 часов движения с ночевкой в каньоне
 которая была тоже под открытым небом и без огня. Тем временем
 двое с носильщиками достигли поселка и организовали отряд на
 выручку захваченного. За нашим человеком на третьи сутки его
 плена пришло 30 вооруженных парней, которые благополучно
 привели его в поселок Мота. Туда же одновременно пришел и наш
 караван к концу второго дня. Нам думается, что все обошлось
 благополучно потому, что мы русские, а к русским особое
 ностальгическое отношение: не зря же мы им помогали и вооружали
 на протяжении многих лет! Скорее всего если бы на нашем месте
 оказались бы другие европейцы, то все бы кончилось трагически.
 Машина до поселка Дайджен была уже заказана и к середине ночи
 мы оказались в гостиничных номерах изрядно выпив и поев. Так
 закончилась активная часть нашего путешествия. Была сильная
 усталость и радость, что все вместе и живы.
 
 
 
  ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  Пройденный маршрут по нашему мнению полностью
 соответствует требованиям 6 к. сл. Имеет различные по характеру
 препятствий участки с большим набором локальных и протяженных
 порогов, интересную природу, возможность ознакомиться с
 труднодоступными районами страны. При наличии времени позволяет
 посетить культурные и исторические объекты. Но рекомендовать
 его можно только сплоченной группе с духом авантюризма и опытом
 нескольких совместных экспедиций. Для больших катамаранов и
 плотов срок с середины сентября по ноябрь, а для мелких судов
 не раньше середины октября и по январь. Весной будет очень
 много заразы и мало воды.
  Обязательно надо иметь хорошую аптечку,
 проконсультироваться у специалистов по тропическим болезням и
 сделать прививки. При пребывании в стране более трех недель,
 надо профилактически принимать медикаменты от малярии и ряда
 кишечных инфекций, что бы не остаться в стране на лечение.
 Нужно иметь емкости для питьевой воды, систему фильтрации и
 обеззараживающие средства. Здорово поможет газовая горелка и
 фонарь, т. к, с дровами плохо. Зеленые не горят (да и рубить
 особенно не желательно), а сушняк тщательно собирается местным
 населением, т. к, в стране нехватка топлива. Все продукты и
 почти все мелочи можно купить в столице, поэтому кроме
 специального снаряжения и личных вещей ничего брать не надо.
 Каждый килограмм свыше 20 стоит в перелет 80000 рублей и мы,
 например, кушали сахар по 85000 рубчиков за кило - было обидно
 и стыдно за глупость. В стране все есть, а голод потому, что
 это все не на что купить.
  Вполне приличные и недорогие сигареты, а джин местного
 производства дешевый и отличного качества. Его нам посольские
 порекомендовали пить понемногу три раза в день для дезинфекции
 без закуски и натощак. Выполняли пунктуально. Помогло.
 Каждодневная и праздничная еда Местного сельского населения (с
 городским опыта общения почти не имеем), для нас совершенно не
 съедобна. Основное блюдо это блины из муки просяной культуры на
 треть с красным тертым перцем, которые макаются в отвар из
 специй на растительном масле. Жуткая вещь. Выращивают горох,
 кукурузу, фасоль и все другие овощи (нигде не видели картошки),
 но видимо только на продажу в города. Растут бананы, апельсины,
 манго и много других экзотических фруктов. А вот кофе отлично
 готовят везде - от европейского типа отеля, до лачуги нищего.
 Умеют, если хотят.
  Очень сильно мешает языковой барьер, не понимание их
 обычаев, законов, уклада жизни. Даже язык жестов очень сильно
 отличается от нашего. Письменность и цифры - свои знаки, нам не
 ведомые.
  Вдоль реки тропы нет, т. к, территория поделена между
 племенами и родовыми кланами. Граница для более слабого племени
 - табу. За пересечение ее могут и убить. Поэтому население
 знает участок реки всего на несколько километров и совершенно
 не ведает, что выше и что ниже. Вся информация, почерпнутая в
 месте начала сплава оказалась ложной. Хорошо было показано и
 рассказано только вокруг водопада. На реке нами не пройден
 порог "Цунами", входные 100 метров "Большого каньона", и
 выходная часть последнего порога, ну и конечно участок от
 второго португальского моста до моста в Дайджене. Все, кроме
 негабаритной узости во входе каньона. проходимо. Нужно иметь
 больше времени на сплав - и все будет пройдено.
 
  ОСНОВНОЙ ВЫВОД:
  маршрут отличный, но лучше 2-3 года воздержаться от его
 посещения. В стране будет больше порядка и не будет так опасно.
 Успехов вам друзья, и если вы все-таки собираетесь, то не
 пожалейте времени приехать и распросить руководителя. Сидя за
 одним столом, узнаете много интересного и полезного
 ===============================================================
  FILE: afr.txt
  Голубой Нил
 
 ---------------------------------------------------------------
 Оригинал этого текста расположен на
 Рязанской странице водного туризма
 http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm ¦ http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
 ---------------------------------------------------------------
 
  Фабула: русская экспедиция отправляется в Африку, чтобы
 проплыть по Голубому Нилу, который в спортивном плане является
 одной из самых сложных рек в мире, проходит реку и
 возвращается обратно. Действующие лица: участники экспедиции -
 9 человек, катамараны - 2 шт., эфиопы различных мастей - да
 кто ж их считал.
  См. так же полный технический отчет об этом походе ¦ nil97.txt
 
  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
  Вечером 19 сентября наша команда со всем снаряжением
 вылетела из Москвы в Аддис Абебу аэрофлотовским рейсом и после
 семичасового перелета с промежуточной посадкой в Каире прибыла
 на место. Еще почти двое суток потребовалось на то, чтобы
 добраться до городка Бахар Дар, расположенного в том месте,
 где "ана - одно из величайших озер Африки - дает начало
 Голубому Нилу. Потратив еще сутки, чтобы приобрести все
 необходимое, подготовить катамараны к сплаву и решить
 транспортные вопросы, мы стартовали при большом скоплении
 местного населения.
  Сам сплав продолжался неделю и сопровождался незаурядным
 количеством приключений - об этом отдельный рассказ ниже.
 После этого команда сначала пешком, потом на перекладных
 добралась до Аддис Абебы и, потратив день на осмотр
 достопримечательностей столицы, вылетела обратно в Россию.
 ПОДГОТОВКА Задумка о Голубом Ниле появилась примерно год
 назад, когда нам удалось познакомиться с весьма пространным и
 безнадежно устаревшим отчетом об английской экспедиции по Нилу
 1972 года. Забегая вперед скажу, что за год нам практически не
 удалось увеличить объем информации о реке: ни карт, ни
 описаний местности ни в одном из доступных нам источников не
 оказалось. "ак что шли практически "втемную". Попросили
 Центральный Спорткомитет выдать официальные письма, чтобы
 искать спонсоров. Наивные, блин! Что у них, других дел нет?
 Прождав у парадного подъезда месяца три, решили идти на свои
 кровные, - благо, не привыкать. Следующей инстанцией, которая
 нас "кинула", оказалось посольство Эфиопии. За пять месяцев до
 вылета мы подали туда официальную заявку на проведение
 спортивной экспедиции на их территории. Добрые эфиопские дяди
 уверили нас, что дело практически сделано, бесплатные
 спецвизы, можно сказать, у нас в кармане и т.д. и т.п. Боже,
 как талантливо нам ездили по ушам! "комплектовав команду,
 собрав продукты и снаряжение, выкупив авиабилеты, за три дня
 до вылета мы с ужасом выяснили, что из какого-то эфиопского
 министерства не пришла какая-то бумага и наш въезд в страну -
 как бы помягче сказать - под вопросом. После затяжных разборок
 и препирательств за несколько часов (!) до вылета нам
 выписали-таки визы... обычные... туристические... по три сотки
 с лихом за штуку. Елы-палы, Непал, мекка спортивного туризма,
 и тот берет за визы в два раза меньше! А венцом этой
 дипломатической акции стало напутственное слово, из которого
 ясно и недвусмысленно следовало, что наши визы дают нам право
 на посещение любой точки Эфиопии за исключением... Голубого

<< Пред.           стр. 596 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу