<< Пред.           стр. 61 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 трассы движения. Полезно воспользоваться сигнальщиками. В пороге
 возможны застрявшие бревна.
  После 5-6 небольших порогов и перекатов начинается длинный
 (800 м) порог Олений. Его следует осмотреть (лучше с левого
 берега) и проходить справа. Пройдя 2 порога - Лоухи и Горшок
 (порог Горшок образован ряжевыми стенками, основная струяч
 проходит вдоль левой стенки, в двух местах пересекая груды
 камней; проход по струе с уходом вправо на выходе; валы до 2 м),
 а также 8 км спокойной реки, туристы попадают в поселок лесорубов
 Боровое. Далее после нескольких несложных порогов Чирка-Кемь
 впадает в Юшкозеро, из которого маршрут продолжается по Кеми.
  Кемь полноводнее, шире и спокойнее Чирка-Кеми. Ширина ее на
 плесах достигает 250 м. Длина реки 358 км, перепад - 220 м. Всего
 на реке около 20 порогов. Последовательность кемских порогов
 такова: Хеута, Куара-Кошки, Раппома, Мальвикия (перекат) или
 Лента в правой протоке, Пугань-Кошки или Шурипая (перекат) в
 правой протоке, Пьяный (1,5 км), Белый (6 км), Шомба (6 км), Юма
 Верхняя, Средняя и Нижняя (непроходимы), Ленивый, Сосновый,
 Кривой (2,5 км). Все пороги надо внимательно изучать с берега, а
 на длинных порогах целесообразно организовать спасательную группу
 у выхода из них. Особого внимания требуют пороги Куара-Кошки,
 Пьяный, Белый, Шомба, Юма и Кривой, а также подход к Юма-порогу в
 1 км ниже поселка Юма. В обход Юмапорогов байдарки проводятся по
 левой узкой каменистой протоке. В пороге Куара-Кошки проход по
 центру с уходом вправо от валов. Вдоль правого берега (по
 которому удобнее производить разведку) - каменистая отмель.
 Возможна проводка. Порог Белый состоит из семи каскадов,
 расстояние между которыми примерно 350 м. В пороге могут быть
 застрявшие бревна. Юмапорог образован грядой камней на входе и
 большим валуном по центру на выходе. Проход слева или справа,
 вплотную к валуну.
  Два ледоломных быка посреди реки предупреждают о приближении
 к порогу Кривому - последнему на Кеми. В связи с сооружением
 Подужемской ГЭС на пороге Вуочаж все остальные кемские пороги
 затоплены.
  Большую опасность на Чирка-Кеми и на Кеми представляет
 лесосплав, точнее, заломы (застрявшие бревна) в береговых камнях
 и на камнях порогов. Поэтому лучшее время для движения по этим
 рекам - август, когда оканчивается зачистка сплавного леса.
  По отчету (для байдарок) - от поселка Тикша до поселка
 Авнепорог 9 ходовых дней (6 по Чирка-Кеми и 3 по Кеми).
  Заканчивается маршрут в Авнепороге, откуда по шоссе можно
 доехать до станции Кемь. Завершив поход, надо посетить Соловецкие
 острова (3-4 дня).
 
 Литература:
  1) "Север", М., ФиС, 1975 г.
  2) Отчет N 5020 библиотеки ЦБМГТК
 ===============================================================
  FILE: chir-kem2.txt
  Чирка-Кемь. Описание
  From: Александр Крайнов
  Email: shurton@glasnet.ru ¦ mailto:shurton@glasnet.ru
  Date: 27-sep-1997
 
  1997 г., август, уровень воды чуть ниже среднего.
 
 
  Маршрут
 
  Ст. Сонозеро (пос. Волома) - Андронова гора - пос. Боровой.
  III - категория сложности.
  Общая протяженность около 170 км.
 
 
 
  Общая информация
 
  Река Чирка-Кемь считается притоком Кеми, хотя на самом деле это
 одна и та же река (Чирка-Кемь меняет свое название на Кемь после
 Юшкозера). Чирка-Кемь - одна из самых многоводных рек Карелии. Этим и
 определяется характер основных препятствий.
  Весь маршрут примечателен отсутствием большого количества озер
 (что, учитывая значительную протяженность, является исключением для
 Карельских рек).
  По реке когда-то проходил лесосплав, что отразилось наличием
 завалов в начале маршрута и значительным числом порогов, образованных
 ряжевыми стенками.
  На маршруте практически нет проблем со стоянками (особенно на
 озерах). Хотя стоит отметить такой момент: далеко не всегда на этой
 реке стоянки сопутствуют порогам.
  Местное население встречается редко (за исключением участков,
 близких к населенным пунктам) и настроено вполне дружелюбно.
 
 
 
  Заброска
 
  До начала маршрута проезд поездом из Петрозаводска (отправление
 в 19.20) или из Питера до ст. Сонозеро. От станции до моста через
 реку 2 км по путям. У моста, на правом берегу, удобное место для
 стапеля. Поезд приходит на ст. Сонозеро в районе 5-и утра.
  Ценный опыт. На станции Суккозеро (стоянка поезда 40 мин.) мы
 подошли к машинисту с просьбой сделать остановку через два километра
 после Сонозера. Машинист сказал: "Знаю, знаю. Идите к дежурной по
 станции возьмите разрешение на высадку на 213 км". Что мы и сделали.
 Дежурная сидит в домике с названием станции. Разрешение дали без
 всяких проблем. Порадовала запись в графе обоснование: "Туристы".
 
 
 
  Описание
 
  Маршрут условно делится на две части: до Андроновой горы и
 после.
  На первой части маршрута река Чирка-Кемь представляет собой
 типичную Карельскую речку с характерными признаками:
  небольшой расход воды;
  ширина русла около 20 м;
  часто берега заболочены;
  пороги маловодны.
  На первой части маршрута встретятся несколько завалов, из них
 три придется обнести. Все обносы короткие, с хорошими тропами.
  Пороги в первой части несложные (есть только один порог
 претендующий на III к.сл.). При наличии опыта все пороги первой части
 проходятся без просмотра.
  От моста через реку около Андроновой горы 3 км до пос. Тикша.
  В Тикше 12(!) магазинчиков (впрочем, ассортимент во всех
 одинаковый), почти в каждом доме есть телефон (можно звонить куда
 угодно как через "8", так и по коду).
  После Андроновой Горы Чирка-Кемь некоторое время течет спокойно,
 затем 2 несложных порога, а через некоторое время после моста
 лесовозной дороги начинается связка из 3 интересных порогов.
  Хаудо (III к.сл.) - короткий, прямой, с метровыми валами.
  Кривой (III к.сл.) - расположен на левом повороте реки. До
 поворота основная струя (по ней и нужно идти) проходит под правым
 берегом, после поворота нужно проходить под левым берегом (т.к.
 справа мелко, много неприятных камней, есть застрявшие бревна).
 Кстати, на деле поворот оказался проще, чем выглядел с берега.
  Тахко-Падун (IV к.с.) - самый сложный и интересный порог на
 маршруте. Представляет собой двухметровый, V-образный слив. В большую
 воду (а каякам и в малую) его можно проходить под правым берегом (в
 нашем случае, один из участников, буквально прополз там на Ласточке).
 Второй (и основной) вариант прохождения - по левому краю котла.
 Аккуратно идти вдоль ряжевой стенки (сильный прижим), затем поворот
 на право (идущая прямо струя мешает не слишком сильно). И удачи вам в
 котле!
 
  ¦ kartinki/chir-kem/Padun_1.jpg
  Padun_1.jpg
  ¦ kartinki/chir-kem/Padun_2.jpg
  Padun_2.jpg
 
  Стоянки около Падуна есть только на правом берегу т.к. на левом
 находится какая-то база отдыха. Есть два хороших места для стоянки:
 на самом верху горы (ровная площадка, красивый вид, но далековато от
 воды) и в конце порога.
  После Падуна река разливается и становится похожа на озеро.
 Течения почти нет.
  Затем река принимает слева 2 притока: Няугу (за ним несложные
 Лейдмозерские пороги) и Растас. Расход воды возрастает и течение
 заметно усиливается. Перед следующими на маршруте порогами Кильбо и
 Омас река изрядно сужается. Следующий порог, Никутный, имеет смысл
 посмотреть. Небольшие сливы, стояки, много воды, но в принципе,
 ничего сложного.
  Дальше на реке серия несложных порогов и перекатов, а затем
 порог Ракконен (III к.с.) - достаточно длинный, много камней, на
 выходе уход через струю влево (основная струя с валами переваливается
 через гряду камней). Примерно через 2 км. после порога, на правом
 берегу, есть много великолепных стоянок (высокий берег, песок, сосны,
 куча дров, готовые бани).
  Далее на реке множество не сложных, местами шкуродерных,
 порогов, а за ними следующий, из интересных, порог Олений (III к.с.),
 мы без проблем прошли с ходу. Но, по-хорошему, его имеет смысл
 смотреть (много практически незаметных с воды обливняков).
  И последний на маршруте порог- Ряжевый (III к.с.). Порог
 образован ряжевыми стенками. Проходить надо вдоль правого ряжа (но не
 прижимаясь к нему), на выходе уход влево.
  Вообще, лежащие на страничке лоции соответствуют
 действительности. К ним есть только несколько дополнений:
  1. четверка на маршруте только одна - Тахко-Падун, остальные
 пороги отмеченные IV к.сл. на деле оказались твердыми тройками;
  2. ориентир для порога Ракконен: после очередного порога на
 обломке скалы в русле висит дорожный знак " Уступи дорогу", после
 перекат, а за ним собственно Ракконен;
  3. порог Горшок (образованный ряжевыми стенками) утратил свою
 силу из-за прорыва левого ряжа. Валы там не более 1,5 м. Много камней
 на входе.
  В остальном, к имеющимся лоциям, добавить практически нечего.
 
 
 
  Антистапель
 
  На берегу реки, на траверсе деревни, есть лужайка, где можно
 собраться. Место очень людное т.к. от деревни сюда идет хорошая
 дорога. Если в планы входит ночевка, то встать имеет смысл 20 м. выше
 по течению, на удобном пятачке окруженном деревьями. С дровами
 проблем нет. От места высадки до станции 2 км.
 
 
 
  Отъезд
 
  От станции Боровой вагоны идут до Петрозаводска или до Питера.
 Если будут проблемы с билетами (как в нашем случае), надо взять
 билеты до ст. Ледмозеро а там уже до Питера или Петрозаводска.
 
 
 
  О погранцах
 
  Мы их не встречали.
 
 
 
  О себе
 
  До Андроновой горы шли вчетвером на двух Тайменях (2-ка и 3-ка).
  Потом двое с трешкой уехало (ох уж эти проблемы с отпусками!) и
 один приехал (с ласточкой М-11).
  Состав группы:
  Таймень (двушка)
  1. Александр Крайнов (руководитель).
  2. Ольга Листкова
  (шли весь маршрут)
  Таймень (трешка)
  1. Константин (Борода) Орлов
  2. Ольга (Ведьма) Бурканова
  (шли до Андроновой горы)
  Ласточка М-11
  1. Антон (Еж) Будковский
  (шел от Андроновой горы)
 
 
 
  Итог
 
  Маршрут очень понравился. Места красивые, не слишком людные. Для
 Карелии река весьма динамичная. Пороги эффектные и интересные
 (правда, на мой взгляд, недостаточно техничные). Грибов и ягод море.
 Рыбы тоже хватает.
 
 
  И еще!
 
  Относитесь с некоторым недоверием к советам идти пороги не
 глядя!
  Оценка сложности порога ВСЕГДА субъективна!
  (В том числе и моя).
 
 
  Ну вот вроде и все, пишите если что ...
 
 
 
 Семь футов под оверкилем!
 Александр Крайнов
 shurton@glasnet.ru
 ===============================================================
  FILE: chirkem3.txt
  Муезерка-Чирко-Кемь
 
  Отчет о многодневном водном походе 3-й кат. сложности
  по рекам Муезерка-Чирко-Кемь группы туристов школы 414
  руководители : Новик А.Б.
  Моднова М.А.
 
  Сроки проведения похода : 11.07.95 - 4.08.95
 
  Краткое описание района путешествия.
 
 Маршрут похода пролегает по территории Северной-Западной части Каре-
 лии недалеко от границы с Финляндией - данная местность является
 частью погранзоны. В связи с этим населенных пунктов встречается не
 много. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются по сложности порогов,
 но похожи характером берегов и числом встречающихся разливов озерного
 типа. В основном берега рек болотистые, стоянки искать довольно труд-
 но если заранее не знаешь где необходимо остановиться. В лесах встре-
 чается большое количество грибов, ягод (морошка,черника,голуби-
 ка,клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой (много фо-
 рели). В нескольких местах реки пересекаются с автодорогами, ЧТО ПОЗ-
 ВОЛЯЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ АВАРИЙНЫЙ УХОД С МАРШРУТА. На островах и на бере-
 гах рек можно встретить охотничьи домики, пригодные для жилья. Про-
 дукты на протяжении маршрута можно купить в поселках Муезерский, Тик-
 ша, Боровой. На протяжении всего маршрута на воде в дневное время бы-
 вают порывы ветра, что сильно затрудняет движение по разливам и по
 озерам. Вообще большая часть маршрута проходит по таким участкам, а
 между ними встречаются пороги плотинного типа. Плюсом маршрута явля-
 ется удобные заброска и уход с маршрута (не требуется автотранспор-
 та).
 
 
  День первый.
 
 Сели на поезд ... Москва-Петрозаводск. Отметили начало пути поеданием
 торта пирожков и других вкусностей, а также пением под гитару до
 окончания терпения проводников и пассажиров. Дежурных в поезде не
 назначали - все ели домашние харчи.
 
  День второй.
 
 Утром были уже в Петрозаводске, где благополучно купили билеты на по-
 езд 680 до Муезерска. За время пребывания в Петрозаводске осмотрели
 достопримечательности, посетили КСС, которая теперь подчиняется те-
 перь Министерству по ЧС и поэтому находится на 4-м этаже общежития по
 адресу Комсомольский просп. д. 1 (Индекс 185030, тел. 6-96-09 (Болти-
 кова) или 6-78-38 (оперативный дежурный) и произвели дозакупку про-
 дуктов: сыр, колбаса, приправы и т.д. (из Москвы тащить тяжело). На
 многие продукты в Петрозаводске цены ниже чем в Москве. В 7 вечера

<< Пред.           стр. 61 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу