<< Пред. стр. 615 (из 787) След. >>
люди, их увидев, часто влюбляются без памяти. Однако люди ипари не могут жить вместе и от этого страдают. Если человек
полюбит женщину-пари, он заболевает, точно также как если
женщина-пари полюбит человека.
Однажды женщина-пари влюбилась в человека и стала очень
страдать. Собрались тогда пари и стали думать, как ее вылечить.
Пришел мулла среди пари и понял, что она полюбила человека.
Мулла сказал, что его надо изгнать, и оганизовал
соответствующий ритуал. Этот человек вспоминает, что вдруг он
почуствовал, как будто он заперт в каменном мешке и его бьют
палками - десятки и сотни ударов. Так его били пока он не
потерял сознание. Его отправили в психиатрическую больницу в
Душанбе, где он лечился целый месяц. Теперь он вернулся в
кишлак и работает в совхозе Миенаду.
===============================================================
FILE: splav.txt
С.Папуш. Сплав по очень сложным рекам на байдарках
Сложный сплав на байдарках осуществляется чаще всего по рекам,
пройденным на более мощных судах. Смысл таких походов состоит
не только (а иногда и не столько) в чисто туристском
прохождении реки, но и в преодолении порогов высокой сложности
именно на байдарке. Вопрос здесь не в том, какую выбрать реку
(или участок ее) для прохождения на байдарке (естественно,
чтобы такой сплав учитывал возможности байдарки).
Особенно характерна в этом плане река Башкаус на Алтае.
Впервые о ней поведал туристам "Ветер странствий" в 1972 г.
Сложность Башкауса в то время казалась фантастической, хотя
группа Н. Телегина прошла на плотах только верхнее и нижнее
течение. Разговор о байдарках на этой реке не мог даже зайти в
то время. В последующие годы Башкаус был пройден полностью,
вместе с нижним ущельем - сложнейшим многокилометровым каскадом
с уклонами до 24 м/км и расходами порядка 100 куб. м/сек, со
слаборазработанным, заваленным крупными скальными обломками
руслу и некомфортными условиями по берегам - скальные стены или
крупноглыбовые осыпи.
Сегодня река пройдена и известна. Однако и сейчас прохождение
ее остается престижным для любой плотовой группы, особенно в
высокую воду, - своего рода эталоном мастерства и туристской
зрелости.
И на такую реку уже давно замахнулись байдарочники. Попыток
прохождения ее известно немного - все они сделаны
высококвалифицированными группами.
1974 г. Москвичи прошли Башкаус от верховьев до поселка
Усть-Улаган (т. е. только верхнее течение) на плоту, ЛАСе и
байдарке (последней удалось пройти часть сложных препятствий
верхнего Башкауса). Через две недели туристы из Тулы - четыре
байдарки - продвинулись еще дальше, до реки Тускуль, и впервые
дошли до нижнего ущелья (правда, на верхнем Башкаусе были
обносы). Оба сплава были совершены в очень малую воду, когда
река существенно теряет силу.
Группа на трех байдарках из Москвы повторила успех туляков в
1977 году, но в более высокую воду. Впервые были пройдены
сложные препятствия верхнего Башкауса - первый каньон, порог
"Водопадный". В Саратанском каньоне - кульминация верхнего
Башкауса произошел групповой переворот при сплаве, в результате
каньон был пройден лишь на половину.
1978 г. Группа из Москвы специально готовилась к новому
походу, ее состав был увеличен до 12 человек и шел на двух
черырехместных катамаранах и двух байдарках. Вода в реке в тот
год превышала уровень предшествовавших лет, когда совершались
плотовые походы. Мы прошли верхний и средний Башкаус без
обносов. Нижнее ущелье удалось пройти примерно до середины, до
места, где новый подъем воды и соответственно увеличение
расхода заставили нас отступить. На пройденном участке нижнего
Башкауса байдарки преодалели серьезнейшие пороги: "Безлюдный",
"Мельница", "Камикадзе", были обнесены "Баррикадный", "Крутой",
"Ключевой".
В 1981 году ленинградцы (катамаранная группа увеличена до трех
единиц, плюс две одноместные байдарки) по такой же примерно,
что и в 1978 году, воде прошли без обносов верхний и средний
Башкаус; в нижнем ущелье уровень воды не поднимался, что
позволило дойти до устья, - правда, только на катамаранах;
байдарки закончили сплав в том же месте, что и экипажи 1978
года.
Такова история байдарочного сплава по Башкаусу: 8 лет, пять
групп, и река пока не пройдена.
Каковы же выводы, прогнозы дальнейших прохождений? Как
полагают специалисты, нижнее ущелье, безусловно, интересный
объект для байдарочных судов. Вопрос целесообразности таких
прохождений решается в зависимости от уровня воды. В малую и
среднюю воду река доступна для байдарок, возможно обеспечение
безопасности. В более высокую воду (нижней границей ее можно
считать уровень 1978 и 1981 гг. ) сплвляться не следует. Река
при уклонах до 24 м/км и расходе до 200 куб. м/сек представляет
собой поток, в котором трудно обеспечить безопасность. Кроме
того - неоднородность струи, а пенные образования по своим
размерам одного порядка с размерами байдарки и оказывают на
последнюю воздействие, превышающее возможности экипажа бороться
с ними в иаких условиях. В малую же и среднюю воду, напротив,
река проходима подготовленными группами. Рекомендуется,
однако, обнос 6-8 порогов в Нижнем ущелье ("Баррикадный" - вход
в порог; "Крутой; "Ключевой" - 1-я ступень; "Капкан" -
"Мясорубка"; "Семейный" - "Упрямый; "Тесный" - "Калибр").
При увеличении уровня воды этот перечень может увеличиваться
(вплоть до ухода группы с маршрута).
Прогресс в освоении горных участков достигнут в последнее
время в связи с новым подходом и существенными достижениями в
следующих основных составных частях подготовки путешествия:
мастерстве и подготовке участников, инвентаре, обеспечении
безопасности. Рассмотрим эти проблемы по порядку.
Мастерство и подготовка участников.
Подготовка спортсменов к сложным походам мыслится в настоящее
время на основе серьезной слаломной подготовки. Именно освоение
туристами техники гребного слалома в первую очередь расширило
их возможности и позволило пройти такие реки, как Башкаус,
Чулышман, Шахдара, Ойгаинг-Пскем, Аварское и Андийское Койсу.
Тренировки на гребном слаломе осуществляются на байдарках на
бурной реке. Спортсмен учится свободно чувствовать себя на
легкой маленькой лодке в мощном потоке, и решать задачи по
преодолению слаломной трассы, сходные с прохождением сложного
порога. Туристу, на наш взгляд, необходимо владение слаломом на
уровне I-го спортивного разряда. Примерно такую подготовку
имели байдарочники всех перечисленных групп на Башкаусе.
В гребном слаломе используются три вида судов: байдарка и
каноэ одиночки, каноэ-двойка. Разумно, чтобы в гребном слаломе,
байдарочники-туристы гребли на байдарках, а те, кто гребет
канойным веслом (например, катамаранщики), - на каноэ.
Инвентарь.
Вопрос об использовании техники гребного слалома вплотную
подводит нас к проблеме инвентаря в водном походе.
Действительно, применение слаломных приемов на судах "Салют",
"RZ-85", "Луч", "Ладога", "Нептун", "Таймень" (одним словом, на
любых байдарках, предлагаемых промышленностью, кроме, наверное,
"Катрана") затруднено, а в полном объеме и невозможно. Слабое
конструктивное решение этих байдарок делает их чрезмерно
уязвимыми от ударов о камни и воздействия водного потока.
В настоящее время имеются конструкции байдарок, вполне
отвечеющие требованиям, предъявляемым к судам такого класса. Их
обводы похожи на обводы слаломных байдарок и каноэ. При весе
15-20 кг (против 40-50 кг у "промышленных" байдарок с учетом
необходимых переделок) они практически не боятся ударов о камни
и требуют в походе минимального ремонта. Байдарки этого
семейства заложили П. Добрынин и К. Подъяпольский. Сейчас эти
байдарки широко известны, хотя изготовляются в основном
самодеятельным способом (промышленный вариант ЗИЛовская КНБ
"Катран").
Стеклопластиковые суда в сложном походе не менее, если не
более, перспективны. По всем качествам, особенно в плане
использования слаломной техники, они существенно превосходят
разборные суда. Даже вопрос с поломками и ремонтом решается
проще со стеклопластиковой лодкой. Изготовить ее также гораздо
проще, чем разборную. Сложна лишь доставка судна к месту
сплава. Однако, когда речь идет о суперпоходе (вроде
Башкауса), с многолетней подготовкой и концентрацией усилий
большого коллектива, вряд ли доставка окажется определяющей.
В более простых путешествиях, где подходы сопряжены со слишком
большими трудностями, а спортивный сплав не является основной
целью, следует предпочесть разборные конструкции.
Вот какие суда использовались на Башкаусе: 1974 г.: "Салют" и
"RZ-85"; 1976 г.: "RZ-85" (в обоих случаях переделанные); 1978
г.: КНБ; 1981 г.: стеклопластиковые конструкции.
Сейчас непременное условие сложного похода на байдарках -
включать в группу судов катамараны. Четырехместный катамаран-
великолепное судно, способное проходить сложные каскады; оно
имеет наибольшую по сравнению с другими судами в этой "весовой
категории" скорость и может быть эффективно использовано в
целях обеспечения безопасности. Канойная гребля при условии
"коленной" стойки позволяет использовать весь арсенал слаломных
приемов (кроме накренения судна), что расширяет возможности
экипажа.
Каноническим, пригодным в самых разных походах следует считать
четырехместный катамаран, с диаметром баллонов 50-60 см и
размерами 5 Х 2 м. Изготовлен он должен быть из легких прочных
современных материалов, каркас дюралевый (в простых походах с
большой пешей частью его можно делать из местных деревянных
материалов).
Такой катамаран получил в последние годы широкое
распространение. Все остальные гребные надувные суда с экипажем
более 2 человек (большие надувные лодки, катамараны с другим
числом экипажа, маленькие или слишком большие, с одной или
двумя гребями) существенно уступают ему и постепенно вымирают в
процессе туристской эволюции.
Вопросы снаряжения водника касаются лагерного инвентаря,
палаток, спальных мешков, личного снаряжения, состава и веса
продуктов питания. Здесь нет смысла на них останавливаться.
Отметим лишь, что водный туризм весьма разумно заимствовал
достижения в разработке этих проблем из горного и пешего
туризма.
Применение новых синтетических материалов при изготовлении
рюкзаков, палаток, спальных мешков, одежды, использование
сублимированных продуктов существенно повышают качество
снаряжения, снижают его вес и расширяют возможности групп при
пеших переходах, волоках и, что особенно важно, при сплаве.
Обеспечение безопасности.
Эта проблема стоит на первом месте в любом водном походе.
Успешное решение первых двух проблем уже само по себе повышает
безопасность любго похода. Действительно, регулярные
тренировки на воде и повышение спортивного мастерства, привычка
к бурному потоку, хороший инвентарь снижают вероятность аварии.
В последние годы решающим фактором считают наличие нижней
страховки, осуществляемой мощным спасательным судном. Наиболее
подходящим являются четырехместный катамаран, о качествах
которого говорилось выше. Имея высокую скорость, остойчивость
и жизнеспособность, один в состоянии выловить человека в мощном
потоке. На препятствиях, где такой катамаран не может
страховать, страховка практически невозможна.
Характерно, что к помощи катамаранов прибегают теперь не
только группы со слаломными средствами сплава, но и плотовые.
Яркий пример тому - выдающееся достижение 1979 г. - прохождение
реки Чулышман с первопрохождением каскада "Каша" и отдельных
порогов Язулинского каньона. Основным "проходящим" судном в
этих группах служил плот, а на наиболее сложных участках была
организована страховка катамараном.
Итог.
Таким образом, группа для прохождения сложного (типа Нижнее
ущелье Башкауса) маршрута на байдарках - слаломных судах должна
состоять из четырехместных катамаранов и этих слаломных судов.
При соответствующих условиях возможна береговая группа
медицинского и кинофотообеспечения.
Катамаранов в группе должно быть не менее двух. Это необходимо
для страховки самих катамаранов. В сложнейших случаях один
катамаран можно обносить до прохождения первого судна. Состав
слаломной группы может быть разнообразным, в зависимости от
квалификации и специализации спортсменов, входящих в группу, и
в любом случае должен насчитывать не менее 12 человек. Меньшая
группа не в состоянии справиться со сложными порогами, и прежде
всего с организацией страховки. Ведь 4 человека осуществляют
страховку с воды катамараном, 2-4 челевека - береговую
страховку и не менее 2 человек - съемку прохождения; итого 8-10
человек обеспечивают прохождение препятствия одним экипажем.
Опыт показывает, что группы экстракласса имеют сейчас в своем
составе 12-20 человек. Естественно, при этом резко усложняются
взаимодействие и связь различных звеньев (страховки, кино-фото,
сплавных экипажей, медицинского обеспечения) при прохождении
препятствий. Не случайно стараются использовать для связи
малогабаритные рации.
Группа должна составлять монолитный коллектив, дружно и быстро
реагирующий на изменение условий, и в случае аварии мгновенно
использовать все имеющиеся в распоряжении средства для ее
ликвидации. Психологически река для такой группы - как вершина
для альпиниста, которую можно покорить только сплоченными
усилиями. Создание такого коллектива единомышленников, может
быть, самая трудная задача, но только решив ее, можно
рассчитывать на успех.
===============================================================
FILE: vubor.txt
Выбор реки для маршрута
Сложный туристский поход по горно-таежной реке - это
напряженный поединок со своенравным и подчас коварным
противником - рекой. Естественно, что каждый должен выбрать
себе противника по силам, внимательно изучить его характер,
сильные и слабые стороны. Это и есть первый шаг на долгом и
нелегком пути к победе.
Пригодность реки для плавания (и для подъема против течения)
на байдарке определяется целым комплексом факторов (уклон реки,
расход воды, характер долины и ложа реки), однако с ростом
мастерства, улучшения качества и расширения ассортимента
снаряжения все больше рек, считавшихся не пригодными для
туризма, покоряются водникам. Еще недавно из рек Сибири
пригодными для плавания считались лишь Бия, Абакан, Хамсара и
ряд других. Сейчас количество освоенных сибирских рек
исчисляется десятками, а такие, как Бия, Абакан и Хамсара,
перешли в разряд не слишком сложных. Более того, сделаны
удачные попытки сплава на байдарках по рекам высокогорья
(Кавказ, Тянь-Шань, Памир). Правда, известную роль в быстром
освоении байдарочниками новых рек сыграло то, что часто они
предварительно были пройдены на плотах и катамаранах.
Необходимо отметить идущий сейчас процесс переосмысливания
представления о сложности водных походов. Если прежде под
сложностью водного похода подразумевалась его трудность
(длительный подьем против течения, большие волоки, выбор
маршрута в труднодоступных малонаселенных районах), то теперь
она определяется в первую очередь характером реки, а не
физической нагрузкой туристов. Разумеется, труднодоступность и
ненаселенность района существенно осложняют поход, а на
маршрутах, где байдарка служит единственным средством выхода в
населенные места, создают дополнительную психологическую
нагрузку.
Важнейшими характеристиками реки, позволяющими достаточно
надежно решить вопрос о возможности плавания по ней, являются
укло и расход воды. Определить возможность подъема против
течения помогает знание характера долины реки.
Под УКЛОНОМ РЕКИ понимают отношение ее падения на определенном
участке (т. е. разности урезов воды начала и конца участка) к
длине этого участка. Уклон записывается в метрах на 1 км или
безразмерной десятичной дробью. При изменениях уровня воды в
реке меняется и уклон, но незначительно, поэтому в дальнейшем
мы будем считать уклон величиной, постоянной во времени для
данного участка реки. Обычно наибольшие уклоны рек наблюдаются
у истока, наименьшие - у устья с более или менее плавным
переходом от больших уклонов к малым (профиль равновесия).
Однако профиль равновесия часто нарушается резкими
возрастаниями уклонов, особенно на реках горных районов с
недостаточно разработанными долинами. Уклоны резко возрастают в
местах прорыва горных хребтов, огибания горных массивов и т. п.
Малые уклоны наблюдаются в широких межгорных котловинах. Для
рек Европейского Севера СССР характерен так называемый