<< Пред.           стр. 617 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

 

 Немного о соотношении с нашими категориями.


  Как я могу судить по этим
 формулировкам и прилагаемым фотографиям, категория 1 примерно соотвествует
 нашим 1-2 (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных
 порогов). Категория 2 примерно соотвествует нашим 2-3 (Мста, локальные
 карельские пороги). К категории 3 могут относиться препятствия от наших 3 на
 горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских (т.е.
 относительно простых) 5, включая большие и глупых плотовые 5 (Катунь,
 Каа-Хем, Ока). Категория 4 ближе к нашей 5 (Чаткал - эталонная "пятерка" -
 вписывается в нее очень хорошо). Категория 5 охватывает большинство наших
 5 и 6. К международной 6 можно отнести только несколько суперсложных рек
 (Башкаус, Верх.Чулышман, Муксу, Обихингоу); как правило, препятствия такого
 уровня считаются у нас безусловно непроходимыми для каяков, да и на других
 судах их ходят крайне редко.
 
 


Rudnev Aleksei alex@newcom.kiae.su


 
 In AABdvJlOt7@iourine.msk.su Valentine E. Iourine iourine@iourine.msk.su writes:
 Немного о соотношении с нашими категориями. Как я могу судить по этим
 формулировкам и прилагаемым фотографиям, категория 1 примерно соотвествует
 нашим 1-2 (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных


 Ну конечно, жди - она нашим Н/К соответствует... А вообще непонятно - что
 считать последствиями?
 


 Для планирования походов (или если встать на позицию МКК - для
 оценки возможности заявленного похода - термин уже устарел, но
 сам принцип устареть не может) важно знать:
 


 


     
  • какую сложность (техническую) представляет река для судов,
     
  • какую квалицикацию она требует для чистого прохождения (причем
     квалификация - понятие не чисто техническое - правильная оценка
     разбоев и проток зачастую важна не меньше, чем умение зайти в улов),
     
  • какие последствия для судов представляет непрохождение препятствий,
     
  • аналогично, но для людей и для группы в целом.
     
  • какие возможны усложнения при локальных изменениях уровня воды...
     

 В этом смысле сложная Кавказская речка зачастую проще менее
 сложной технически Саянской - так как потеря судна на Кавказе
 группе не опасна, а в Саянах - вызывает необходимость пешего
 выхода или выхода на перегруженных судах... Аналогично, кстати,
 надо оценивать детские походы - Воньга, например, речка весьма несложная,
 но для неподготовленной группы с детьми может оказаться крайне неприятным ее
 полная ненаселенка (правда, она там не совсем неполная - лучше, наверное,
 взять пример Чаи в Забайкалье - 300 км без населенки, и быстро выйти с
 нее проблематично - или реки Восточных Саян).
 


 Кроме того - может быть порог очень сложный технически, но безопасный.
 Может быть простой технически, но крайне опасный по последствиям аварии
 (простой пример - если на Мсте в 300 метрах за Лестницей поставить
 низководный мост - сложность препятствия сразу возрастет - сам такое
 видел в паводок на Урале).
 


 То, что ты привел - это для каякеров, которые идут по одиночке.
 Хотя сам принцип применим везде, пользоваться им тяжело. Я могу,
 например, сказать, что Щегринка намного сложнее Мсты, хотя с точкиъ
 зрения данной квалицикации это наоборот - потому что на Щегринке
 не может _пронести_, и авария приводит к намного более неприятным
 последствиям из за леса, завалов и ненаселенки (впрочем, завалы там
 на удивление порасчистили ретивые туристы за эти годы -:)).
 Аналогично можно сказать и про серьезные реки.
 
 


Валентин Юрин iourine@iourine.msk.su


  alex@newcom.kiae.su (Rudnev Aleksei) пишет:
 


 В этом смысле сложная Кавказская речка зачастую проще менее
 сложной технически Саянской - так как потеря судна на Кавказе
 группе не опасна, а в Саянах - вызывает необходимость пешего
 выхода или выхода на перегруженных судах... Аналогично, кстати,


 [skipped]


 Кроме того - может быть порог очень сложный технически, но безопасный.
 Может быть простой технически, но крайне опасный по последствиям аварии
 


 
  Давайте все-таки различать сложность и опасность. Одно дело,
 какие нужны умения и навыки для прохождения, и совсем другое -
 какие возможны последствия при ошибках. Естественно, сложность и
 опасность препятствия связаны друг с другом, но соответствие отнюдь не
 однозначно.


 
 (простой пример - если на Мсте в 300 метрах за Лестницей поставить
 низководный мост - сложность препятствия сразу возрастет - сам такое
 видел в паводок на Урале).
 


  В этом примере возрастает не сложность, а опасность препятствия.
 Ведь если ты можешь пройти чисто, ты пройдешь чисто вне зависимости от
 того, что там дальше.


 
 Хотя сам принцип применим везде, пользоваться им тяжело. Я могу

 

Основные проблемы возникают, когда мы пытаемся оценить всю
 реку целиком. С оценкой отдельного препятствия вроде бы все понятно.
 Но когда берется маршрут с набором препятствий разной сложности и
 разной опасности...
 

Это очень похоже на то, как пытаются оценить производительность
 компьютеров одним числом. Давно уже стало ясно, что из этого ничего не
 получится.
 

Примерно так же обстоит дело и с оценкой рек. Гораздо проще
 приводить несколько оценок разных параметров реки. Тем более, что,
 изучая предстоящий маршрут, все смотрят на то, сколько и каких
 препятствий имеется.
 

А международная классификация, приведенная Валей Юриным, наводит
 некую объективность на экспертные оценки СЛОЖНОСТИ, тем и хороша.
 


 По моему, так. Ю.