<< Пред.           стр. 67 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  Утром ветер снова набрал прежнюю силу и было решено уси-
 лить четырехместный катамаран с баллонами большего диаметра
 пятым гребцом. Подвязали каяк под брюхо катамарана и впятером
 погребли против ветра, вновь весьма и весьма малоэффективно.
 Поэтому значительную часть пути в этот день все экипажи прошли
 с бечевой по берегу: всего около 5 км. до обеда и 3 км. после
 обеда. Дошли до двух Ледмозерских порогов сразу за притоком
 Ледма и примерно через два км. встали на ночевку на невысоком
 левом берегу. Пороги не сложные, но требуют внимания при про-
 хождении. Всего за день прошли около 10 км., но, благодаря
 ветру, без дождя.
 
 
 
  10 августа
  С утра погода просто великолепная: солнышко, тепло и пол-
 ное безветрие. Через пару километров спокойной воды начался
 один из самых интересных участков маршрута: река потекла шуст-
 ро, один за другим пошли перекаты, порожки, пороги. Прошли по-
 рог Кильбо, течение в котором разбивается на две части - широ-
 кую, пересекающую гряду подводных и торчащих из воды камней, и
 узкую вдоль левого берега с резким поворотом влево за камни
 отмели. За Кильбо - Омос, несложный, длинный, с лавированием
 среди камней. Никутный порог длиной около 300 м., заход с ма-
 невром на плоской поверхности верхней части порога среди кам-
 ней, а затем крутой и мощный слив. По центру под сбросом в се-
 редине горки три мощных вала более 1 м. высоты. От удара о вал
 лопнул передний шов на внешней обшивке одного из баллонов че-
 тырехместного катамарана. Пришлось здесь же по правому берегу
 устроить вынужденную полудневку с прекрасной баней в рыбацкой
 избе.
 
 
  11 августа
  Второй день порогов, переходящих один в другой и чередую-
 щихся с небольшим количеством коротких плесов. Пройдены поро-
 ги: Железные ворота, Батум, Ручей, Руох, Островной, Елоха -
 все технически несложные для катамаранов.
  Порог Рокконен (или Рока-порог) - наиболее интересный и
 сложный на этом участке маршрута - много маневра с пересечени-
 ем реки, на выходе река перегорожена несколькими каменными
 плитами, расположенными в шахматном порядке - необходим
 просмотр. Каяк на выходе сел на один из них в сливе. Для четы-
 рехместных катамаранов места для прохода в последнем сливе
 (около правого берега) маловато, правым баллоном пришлось "об-
 лизать" край обливного камня.
  Старо-сосновский - восьмисотметровый в длину порог с бур-
 ной водой, быстрым течением, хаотично расположенными камнями.
 Последний - S-образный Олений порог, с высокими валами, требу-
 ет четкого маневра.
  К вечеру дошли до пос. Боровой и встали на ночевку по ле-
 вому берегу примерно в 2 км. от железнодорожной станции. Конец
 маршрута по р. Чирка-Кемь был отмечен мощным ливнем.
 
 
  12 августа
  Часть группы уехала в Москву, а остальные приехали в пос.
 Юшкозеро около 12 дня. (см. Подходы и подъезды). Автобусом
 "Юшкозеро - Калевала" доехали до пос. Кепа. Стоимость билета -
 32 р. Затем мы прошли погранконтроль и на погрангрузовике нас
 довезли до моста через р. Кепа (около 4 км.). Примерно в 100
 м. ниже по течению реки по левому берегу есть неплохое место
 для стоянки. Начало маршрута по Кепе находится в ее среднем
 течении, ниже озер.
 
 
  13 августа
  С утра под дождем собирали катамараны, а после обеда отп-
 лыли. Река по характеру очень мало похожа на Чирку-Кемь: Кепа
 узкая, шириной около 20 метров, сильно петляет (повороты часто
 свыше 180 градусов), длина прямых участков порядка 50 м. Уро-
 вень воды был достаточно высок, все прибрежные пляжи были за-
 топлены. Одна из главных проблем Кепе - отсутствие стоянок.
 Еще для этой реки характерно почти полное отсутствие местных
 жителей (мы встречали их за все время всего 2 - 3 раза) и пол-
 нейшее отсутствие туристов (кроме нас, разумеется), в отличие
 от р. Чирка-Кемь, где мы каждый день встречали по нескольку
 групп. Также нас поразило обилие грибов: собрав без особого
 труда несколько ведер отборных подосиновиков, мы решили на
 следующий день устроить дневку, посвященную сушке грибов.
 Встали на краю вырубки, примерно в 5 км. от моста. Как оказа-
 лось впоследствии, это была единственная хорошая стоянка за
 ближайшие 20 км.
 
 
  14 августа
  Всю ночь и большую часть дня сушили с помощью нодьи и на-
 конец отлично высушили грибы. Нам сильно повезло: это был
 практически единственный день без дождя на Кепе.
 
 
  15 августа
  За день прошли около 20 км. и 4 несложных порожка 2 кате-
 гории сложности. Характер реки практически не изменился. Зано-
 чевали на единственной за последние 20 км. поляне по правому
 берегу у рыбацкой избы. Почти сразу за избой - деревянный мост
 через реку, а за ним несложный порожек. После 5 вечера дождь.
 
 
  16 августа
  За день прошли еще несколько несложных порогов, некоторые
 из которых напоминали шиверы. Всего мы насчитали порядка 8
 порогов за день, хотя на самом деле на Кепе различают всего 9
 порогов, последний из которых - Юма-порог 6 к. с.
  По берегам попадались небольшие, но совершенно не обоб-
 ранные малинники с огромным количеством ягоды. На ночевку
 встали прямо в лесу, поскольку за весь день мы не встретили ни
 одного места, пригодного для хорошей стоянки. Поэтому катама-
 раны пришлось разгружать и загружать прямо на воде, палатки
 втискивать между стоящими и поваленными деревьями рядом с бе-
 регом, а в 30 метрах от берега начиналось болото. Такой ха-
 рактер берегов наиболее типичен для этой реки. После 5 вечера
 дождь.
 
 
  17 августа
  Еще до обеда прошли несколько несложных порожков, послед-
 ний из которых был посложнее: достаточно узкий прямой и мощный
 слив с многочисленными крупными камнями по краям струи. Порог
 требует внимания и правильного захода. Есть возможность
 просмотра по левому берегу. Это был 8 порог, 3 к. с. К вечеру
 характер реки изменился, она стала шире (около 80 м.), появи-
 лись длинные (до 1 км.) прямые участки. В конце одного из та-
 ких участков по правому берегу стоит охотничья изба. Река рез-
 ко сужается и видна первая ступень Юма-порога 6 к. с., свиду
 напоминающая один из тех порожков, которые часто встречаются
 на Кепе. Однако, мощный шум предупреждает об опасности. В са-
 мом пороге можно выделить четыре ступени, наиболее серьезными
 из которых представляются вторая и третья. Общая длина порога
 около 80 метров, ширина в самом узком месте 5 - 6 метров,
 среднее время прохождения 15 - 20 секунд, общий сброс по высо-
 те примерно 12 метров.
  Было принято решение об обносе, он возможен по правому
 берегу. При обносе возникают трудности по преодолению неболь-
 ших, но бурных ручьев, выделяющихся из основного русла реки.
 После обноса и ниже порога есть великолепное место для стоянки
 или дневки, с видом на порог и озеро-чашу после него.
 
 
  18 августа
  С утра решили попытаться пройти порог хотя бы частично:
 последнюю или предпоследнюю и последнюю ступени. В итоге двух-
 местный катамаран был занесен в улов выше последней ступени.
 Несмотря на все усилия экипажа удачно войти в струю не удалось
 и катамаран чудом избежал переворота на косых валах последней
 ступени. Это можно объяснить отсутствием места для маневра,
 расстояние между концом одной ступени и началом следующей не
 превышает 5 метров, что сравнимо с длиной катамарана.
  Во второй половине дня мы вошли наконец в устье Кепы и
 встали на великолепной поляне по правому берегу реки. Изобили-
 ие грибов и ягод продолжалось, остаток дна мы провели в сборах
 грибов и брусники, надеясь (не напрасно) довезти бруснику до
 Москвы.
 
 
  19 августа
  Первая половина дня - полудневка, сбор брусники. На боло-
 те вдоль берега Кеми есть клюква, в это время, правда, еще зе-
 леная. Днем удалось договориться с местным жителем и он от-
 буксировал нас на моторной лодке 10 км. вверх по Кеми до ло-
 дочной станции, которая находится недалеко от пос. Юшкозеро,
 по правому берегу Кеми. Разобрав на берегу катамараны и под-
 нявшись вверх по дороге, мы обнаружили слева от дороги на быв-
 шей лесной бирже неплохую стоянку, где и заночевали.
 
 
  20 августа
  От стоянки до станции 1.5 км. по железнодорожным путям
 или около 3 км. по дороге. Примерно в 15 часов сели на поезд
 "Юшкозеро-Петрозаводск" (см. Подходы и подъезды).
 
 
  21 августа
  Примерно в 10 утра приехали в Петрозаводск. Часть группы
 перекомпостировала билеты и уехала на Москву 12-часовым поез-
 дом, остальные взяли билеты на Москву на 19 часов следующего
 дня с целью поехать в Кижи.
  Отплыли в Кижи на катере в 17 часов из речного порта.
 Стоимость билета - 92 р. Возникли проблемы из-за рюкзаков, так
 как первоначально предполагалось остановиться на о. Кижи пала-
 точным лагерем, что впоследствии оказалось невозможно - это
 запрещено правилами заповедника. Проблемы с рюкзаками были
 улажены с трудом, нас сначала не хотели брать на борт, а затем
 пытались взять дополнительную плату за багаж в размере 72 р.
  Мы познакомились с группой реставраторов, работающих на
 острове, и они приютили нас на ночлег и провели великолепную
 экскурсию по острову.
 
 
  22 августа
  С утра - экскурсия по о. Кижи и самостоятельный осмотр
 достопримечательностей острова. Прибыли в Петрозаводск в 17
 часов. Посадка на катер была сопряжена с теми же трудностями,
 что и по дороге в Кижи, но они также были успешно преодолены.
 В 19 часов поездом "Петрозаводск-Москва" отбыли в Москву.
 
 ===============================================================
  FILE: chirkoohta.txt
  Транскарельский заплыв с Чирки на Охту, 97 г
 
 

С Чирко-Кеми на Охту


13 июля-5 августа 1997

 

 


 

Воспоминание о походе (Томки Курочкиной, от 20.03.98):


 Пара слов про нас
 Про спорт Про все остальное
 

Собственно отчет
(составил Майк Усоскин, на основе лоции Чирко-Кеми и отчета уфимцев по Охте)


 

 Часть Первая: р.Чирко-Кемь - р.Кемь(Юшкозеро):
 Список препятствий
 Описание
 Часть Вторая:р.Сопа - р.Шоба - ВОЛОК - Воингозеро - р.Воинга - р.Чуруж
 Часть Третья: р.Охта. Замечения к Уфимскому отчету.

 

Пара слов про нас



 Мы - это экипажи двух питерских катов-двоек,спонтанно решившие
 провести небывало сухое и жаркое лето не в снегах какого-нибудь
 Тянь-Шаня, как водится между нами, а в родной и близкой Карелии.
 Флагманский Тритон за год до описываемых событий прошел речку
 Тумчу, благополучно управляемый Командором.
 Командор (он же Агапов Юрий),надумал таким образом подтвердить
 правомерность кликухи,носимой с гордостью уже лет 15.Адмиральский
 дебют оказался, по слухам, удачным;правда, на этот раз контингент
 подобрался еще тот...
 Еще на Тритоне обитала я - Томка, она же - Курочкина Тамара.
 Это был мой первый выход "в мокрые люди" после отдыхательных походов
 по Ленобласти на том же катамаране и семеновской байде. Сразу скажу:
 мне понравилось настолько, что могу созреть и для каяка. Второй
 экипаж в составе Майка (в миру Майк Усоскин)и Пассионария
 (Кашпар Дмитрий Юрьевич)- впервые увидели свое судно за день до
 отъезда, чему немерено обрадовались. Оба ранее в пристрастии к
 текучей воде не замечались, однако были изрядно натасканы в Лосево
 перед походом. Про наши сухопутные похождения(лыжные и горные)
 можно узнать на родном сервере WWW.TOURISM.RU

 

Пара слов про маршрут,
  не касаясь собственно техники сплава


 

Насчет спортивности:


 Называлось это мероприятие четверкой; насчет спортивности оного скажу,
 что она определялась малой водой, обилием камней, жратвы и полной
 пофигистичностью всех участников(во главе с начальником).
 В результате на Чирке особых трудностей не встретили,
 кроме Тахко-падуна(красивый порог, требующий аккуратного захода).
 В остальном - легкий слалом меж камней по мелководью в верхнем течении,
 приятное катание на порогах с обязательным нырянием после них
 во избежание перегрева, красивые места от Тикши и до конца маршрута.
 На Охте - шли все, кроме Тютюрина (при нас москвичи слились
 по мху при 5 см воды, нам стало противно). На Охта-пороге попутные чехи
 (см.ниже)таки свой рафт кильнули и собирали барахло по всему берегу.
 На Кивиристи у народа были купания (при нас - без трупов, но со спасами),
 мы долго на эти катания смотрели и решали - круты мы или как.
 Решили, что "круто"- это такое ругательное слово и мы его употреблять
 не будем. Результатом стало последующее наше катание до полного нашего
 удовлетворения: прошли на двойке, на чешском рафте и угличском Кулике-
 четвере.
 Про спорт больше писать не буду, на это у нас есть мужики, а я - так,
 погулять вышла.
 О сроках: 12 июля выехали из Питера; 4 августа днем прибыли в славный
 город Кемь и ночью 5 августа уехали домой.
 

Теперь - что я помню про все это:


 По речке Чирка-Кемь прошли от ст.Сонозеро до упора, то есть
 до Юшкозера. Тут вспоминаются три (кажется)вещи:
 
  • Совершенно нетронутые песчаные пляжи с соснами - совсем наша
     Вуокса/Ладога, только ни людей, ни кострищ - это Чирка перед Тикшей.
     
  • Тахко-падун - грандиозная мраморная чаша со смотровым островком-
     балкончиком, фотографировать только трудно - ракурс не подобрать.
     Пока наши резвые кони искали сложностей(пытались застрять в Кривом
     пороге в бочке), сидим, слышим - жуткий писк откуда-то с воды.
     Сначала подумали - птица. Потом присмотрелись - какой-то зверь
     отчаянно пытается траверснуть поток. Плывет, только башка торчит,
     и орет на всю реку. Выплыл, как раз к нам. Тут мы этого героя
     подсачником и накрыли для выяснения личности. Мгновенно на его вопли
     появляется мамаша - размером вдвое больше "нашего", и начинает его
     чехвостить. Мы сачок-то подняли, она на минутку заткнулась, дите
     непутевое за шкирку ухватила и ушмыгнула. Мы предполагаем, что это
     были норки (по крайней мере, не выдры - меньше, а масть похожая -
     мокро-коричневая).
     
  • "Меандры", ... мать! Это уже ниже Борового, за полдня (для катов)
     до Юшкозера. Оно, может, и красиво, но - и к берегу не пристать
     (глинистые обрывы), и эти зюки выписывать! Там по прямой километров
     шесть, а грябать - часа четыре. Может, за давностью я в цифири не
     точна, но ощущение именно такое осталось.
      Удивительное поселение - Юшкозеро;
     самая что ни на есть Венеция. Жители передвигаются в основном
     посредством лодок, все Юшкозеро - множество крутобоких обжитых
     островов, соединенных ажурными подвесными деревянными мостами.
     Стоят мачты, к ним на тросах подвешены наборные из бруса мостики
     с широкими перилами. На мост ведут сходни, с середины такого
     инженерного сооружения до воды метров не меньше 15. Мы видели
     три моста, может, и еще есть.
     Это я к тому, что народ нынче пошел ленивый и дотуда не доплывает
     и всей этой красоты не видит; а там еще и магазины есть,
     и не во всех по-фински (по-карельски?) говорят, и товары в них -
     питерские по питерским почти ценам. А после - громадное озеро,
     которое надо пересечь, чтобы попасть в реку Кемь. В качестве
     буйков на фарватере поднимаются из воды ряжи - такие засыпные
     башни сечением 2 на 2, частично размытые. Вода - как зеркало,
     солнце печет, тихо - слышно жилой берег. Узкие дощатые местные
     лодки с мотором, на каждой - целый стог сена, под ним лодку
     почти не видно. Это с островков и пойменных лугов везут сено на
     "материк". На этом цивилизация закончилась.
     После стали мы вверх по речкам Сопе и Шобе подниматься

    << Пред.           стр. 67 (из 787)           След. >>

    Список литературы по разделу