<< Пред.           стр. 69 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу

  небольшая стоянка на правом берегу, довольно неудобная, но позволяющая
  прямо с нее сходить в Тикшу. Для этого, перейдя 2 болотца (1 км, 10
  минут), выходим на дорогу в 2,5 км от моста. До Тикши отсюда около
  2,5 км. От стоянки до моста 10 минут спокойной гребли.
 
  Участок 2:
  Начинается от моста в Андроновой Горе, отличается концентрацией наиболее
  сложных препятствий. Ширина Чирко-Кеми на участке составляет около 70-100 м,
  течение на плесах малозаметно, вода темния, малопрозрачная. Пороги отличают-
  ся значительной мощностью струи. Сразу за мостом в Андроновой Горе перекат
  (на остатках старого моста), после чего более 1 часа гребли по широкой реке
  без течения в унылых берегах до озера Челгозера, в которое Чирко-Кемь впада-
  ет болотистой дельтой с длинными петлями. Для стоянок удобен правый берег,
  но, чтоб не делать крюк, можно переплыть озеро (3 км) по диагонали, где на
  входе в реку хороша стоянка на живописном высоком правом берегу. От выхода
  из озера 20 минут гребли по широкой реке бер течения до железнодорожного
  моста (постройка 95 года) новой ветки. Отсюда начинается интереснейший учас-
  ток реки с тремя сложными порогами. Сразу под автодорожным мостом расположен
  Нахкопорог длиной около 50 м, проходимый по центру по мощной струе с валами.
  После короткого плеса с течением в протоке правее острова порог Карежка с
  поворотом, длиной около 100 м, проходимый по центру. Сразу же за слиянием-
  Лоухипорог длиной около 100 м, проходится по центру и правому берегу, у ле-
  вого берега мелко, необходимо лавирование. За порогом река быстро течет в
  русле с островами, после слияния, в 10 минутах от Лоухипорога, изба на пра-
  вом берегу. Сразу же за ней 2 переката, от которых 3 минуты по реке со сред-
  ним течением до автомобильного моста. Под автомобильным мостом- порог Чавго,
  длина 100 м, проход во второй справа пролет моста, уходя затем влево от
  столкновения со старой опорой, струя в пороге мощная, на выходе валы. Далее
  в левой протоке несложный порожек, после которого и плеса с быстротоком рас-
  положен серьезный порог Хаудо. Ориентир- резкое сужение реки. Просмотр с
  правого берега, здесь же на входе и выходе есть стоянки. Длина порога около
  100 м. Первая ступень порога проходится у левого берега, затем траверс впра-
  во и проход второй ступени у правого берега по краю бочки. На ступенях сливы
  по 0.5 м, на выходе валы. На выходе из порога на левом берегу высокие скаль-
  ные выходы. За порогом участок быстротока с 2 перекатами, проходимый за 10
  минут, и начинается сложный порог Кривой. Ориентир- сужение реки, шум воды.
  Просмотр с правого берега, здесь же в начале порога есть стоянка. Длина по-
  рога 350 м. Первая часть порога до поворота влево проходится вдоль ряжа пра-
  вого берега и сложности не представляет. За ряжем большая суводь. За поворо-
  том влево идти вдоль правого берега с точным заходом в слив между камнями.
  За порогом река поворачивает вправо, струя идет вдоль левого берега, где на
  высоких скалах расположен дачный поселок, сооружен ряж и обводной канал.
  Высокие (20 м) красивые скалы и на левом берегу. Сразу после выхода из поро-
  га Кривой необходимо идти к правому берегу, так как после короткого (150 м)
  плеса начинается Тахко-падун, изюминка маршрута, не слышимый и плохо видимый
  с наплыва. Чалиться к скалам сразу за порогом или, что лучше, на берег зали-
  ва плеса непосредственно перед началом Тахко-падуна. Порог представляет со-
  бой огромный котел, расположенный несколько левее центра реки, оставляя про-
  ходы под берегами. Проход вдоль левого берега, рекомендуемый изучаемыми нами
  отчетами, с правого внушает мало доверия- слишком много камней. Правый про-
  ход, значительно более широкий, на своей половине, ближней к центру, перего-
  рожен грядой острых камней. Около острова есть еще несколько групп камней,
  между островом и берегом- протока, годная для проводки судов, через которую
  перекинута убираемая сосенка с веревочными перилами. Обносная тропа по ПБ
  малоудобна- берег довольно скалист. Единственный замененный нами вариант
  прохода- в правее котла между острыми камнями слева и острым валиком сбойки
  струй, стоящим вдоль течения, справа, заходя правой гандолой на этот валик.
  Сложность в том, что после первого слива на коротком участке расположены 2
  бочки, мешающие точному заходу во второй слив, о котором сказано выше. За
  вторым сливом уход влево в суводь за камнем и далее - траверс через вал 1 м
  к правому берегу. Здесь есть довольно неудобная стоянка, однако на ней удоб-
  но загружать суда. Отсюда через простую нижнюю часть струи порога выходим на
  обширный широкий плес. На левом берегу пристань поселка, здесь стоит даже
  речной теплоходик (!). И кому все это принадлежит? По плесу 10 минут до ост-
  рова с отличной стоянкой, но это на виду у поселка, что раздражает. Через 20
  минут гребли по широкой (300 м) реке без течения- перекат на сужении, далее
  река немного расширяется, течение исчезает. Через 40 минут река еще расширя-
  ется, через 20 минут около острова - хорошие стоянки на левом берегу, в глу-
  бине самого острова- полуразрушенная изба. Через 1,5 часа гребли по широкой
  реке, в последней части текущей в болотистых берегах, перекат на сужении.
  В 10 минутах от него начинается Верхний Ледмозерский порог, слева ряж, про-
  смотр по правому берегу, проход около него же, валы 0.7 м. Через 10 минут
  Нижний Ледмозерский порог, проход по центру, валы до 0.7 м. Ниже порога- хо-
  рошие стоянки на обоих берегах, но лучше пройти ниже еще 15 минут, где на
  повороте реки влево на скалах правого берега несколько отличных стоянок. От-
  сюда уже видны устья рек Хяме и Растас. Через 1.5-2 часа унылой гребли под-
  ходим к порогу Кильбо длиной около 200 м, проход по центру струи, валы до
  0.7 м. Почти сразу за порогом на повороте- перекат, на левом берегу - дома
  на мысу. Далее еще 2 переката и за поворотом вправо - порог Омас длиной око-
  ло 200 м, расположенный на левом повороте. Проход по центру, в струе в цент-
  ре подводный камень, стоячие валы. После небольшого плеса начинается порог
  Никутный. Ориентир- ряж на левом берегу, по нему же и осмотр. Длина порога
  около 300 м, проходит его следует по центру, где в нижней части есть валы до
  1 м. Сразу за порогом на плесе на правом берегу дом, на левом- приличная
  стоянка. После короткого плеса начинается простой порог Железные Ворота дли-
  ной 1 км, состоящий из 5 ступеней, разделенных быстротоком. После короткого
  плеса на правом повороте начинается порог Ручей, 300 м, проходимый по цент-
  ру, и сразу же за ним- порог Битуш, 200 м, расположенный около островов. Да-
  лее после плеса на резком сужении расположен порог Раух длиной около 50 м.
  Ориентир- за порогом виден огромный камень на середине реки. Проходить порог
  следует по центру, на выходе валы до 2 м. После 400-метрового плеса располо-
  жен порог Островной, длиной около 150 м и проходимый между двумя каменными
  насыпями (ряжа?). После короткого плеса на левом повороте начинается порог
  Елоха, длиной около 300 м, на выходе заварачивающий вправо, необходимо лави-
  рование. После короткого плесе начинается длинный (550 м) и сложный порог
  Рокконнен, кажущийся с наплыва простым. Берега здесь болотистые, течение,
  затягивающее в порог, ощутимое. Просмотр всего порога по правому берегу обя-
  зателен. Прохождение верхней части с лавированием между подводными камнями с
  дальнейшим уходом влево от струи. В нижней части порога валы до 1.5-1.7 м.
  Через 10 мин за порогом на правом берегу хорошие стоянки. Вскоре справа впа-
  дает ручей, за которым начинается Сосновый порог длиной более 1 км, состоя-
  щий из четырех ступеней, разделенный на несколько проток. На первой ступени
  идем в правую протоку, проход по центру, на правом берегу стоянка. Во второй
  ступени идем в левую протоку, проход около центра, лавирование, валы, на
  правом берегу есть стоянка. Две нижние ступени проходятся по центру. За по-
  рогом плес с быстротоком, в русле много хлама, острова. Через 15 минут выхо-
  дим к островам Шалсари, в протоках между которыми несколько перекатов. Между
  островов идти сначала по правой протоке, затем выходить к левому берегу. На
  одном из островов есть избушка. На выходе из лабиринта островов начинается
  простой порог Елисей длиной около 200 м. Проход по центру. После короткого
  плеса начинается порог Олений длиной 800 м. Первую часть порога можно прохо-
  дить без осмотра около правого берега. В месте, где река поворачивает влево,
  необходимо причалить к правому берегу и осмотреть нижнюю и среднюю часть
  порога. На пороге несколько ряжевых стенок. Проход по центру, валы до 1 м,
  бочки. После короткого плеса- порог Лоухи длиной около 100 м, проход по
  центру. Через 10 минут, после плеса с перекатом начинается порог Горшок дли-
  ной 200 м. Ориентир- ряж на правом берегу (всего их в пороге 3). Просмотр с
  правого берега. Проходить следует по центру правой (основной) части струи.
  В струе валы до 1.5 м, бочки. После короткого плеса перекат, за ним хорошие
  стоянки на правом берегу. Отсюда до Борового 1.5-2 часа хода, есть несколь-
  ко перекатов, берега удобны для стоянок. В Боровом можно закончить маршрут.
 
  Участок 3:
  На этом участки ширина реки более 100 м, значительный расход воды. Течение
  заметно практически везде. В Боровом под автомобильным мостом перекат, далее
  длинный плес, по которому 30 минут до устья Оврии, около которого перекат, и
  после короткого плеса- порог длиной 100 м под железнодорожным мостом. Прохо-
  дить его следует по левому сливу, на выходу валы до 1 м. За порогом еще 4
  переката и длительный плес. Порог Ниласкоски, длиной около 100 м, начинается
  в 1 часе от железнодорожного моста. Ориентир- раздвоение реки. Проход по
  центру струи слева от острова, на выходе валы до 0.6 м. Через 20 минут- пе-
  рекат и хорошая стоянка на левом берегу. Далее, после еще одного переката,
  на плесе на правом берегу изба. Следующие удобные стоянки есть в 2.5 часах
  хода от порога Ниласкоски в раздваивающемся заливе на правом берегу, на-
  против выхода в реку. Если пройти от берега 200 м по тропе, то выйдешь к
  избушке. Отсюда идем далее вдоль левого берега. Через 30 минут- трос пере-
  правы, справа будка, а еще через 1 час начинается поселок Юшкозеро (Старое).
  Здесь есть магазины. Отсюда идем по правой протоке и через 10 минут, проплыв
  под 2 мостами, выходим в озеро Юшкоярви. Путь по озеру отмечен каменными
  насыпями ряжа и занимает 30 минут. Через 20 минут на правом повороте реки
  порог, проходимый по центру, валы, почти сразу за которым автомобильный мост
  с перекатом под ним. перекат выводит в озеро Куроярви. Озеро проходим вдоль
  правого берега за 10 минут и входим в реку Кемь. Кемь примерно в 2 раза шире
  и мощнее Чирко-Кеми. Через 10 минут гребли по спокойной реке после правого
  поворота начинается двухступенчатый порог Куаракоски. Проходится он по цент-
  ру струи, в первой ступени валы более 1 м, на второй ступени на левом берегу
  ряж. Порог заканчивается круглым плесом, на правом берегу видны строения
  Юшкозера (нового). Заканчивать маршрут можно здесь либо на мосту между озе-
  рами Юшкоярви и Куроярви. Мы же прошли еще 1,5 часа вниз по широкой спокой-
  ной, с многочисленными длинными островами, Кеми до места впадения в нее реки
 
 
 

Часть Вторая:
Р. СОПА - Р. ШОБА - ВОЛОК - ВОИНГОЗЕРО - Р. ВОИНГА - Р. ЧУРУЖ


 
  Участок 1: Залив Сопасальма - оз. Паукалиярви - р. Сопа
  до автомобильного моста. Длина участка 17 км, отличается отсутствием
  препятствий, ширина реки около 30 м. При описании подъема по реке
  берега указаны по ходу.
 
  Река Сопа, правый приток Кеми, впадает в нее напротив Кепы в залив Сопасаль-
  ма. Пройдя вдоль правого берега, за 5 10 минут выходим к мосту. На правом
  берегу полуразрушенная изба, на мосту- бывший трактор. Пройдя под мостом,
  входим в озеро Паукалиярви. Озеро имеет длину 2.5 км, проходим его за 30 ми-
  нут. Стоянки есть на левом берегу недоходя устья и на правом берегу около
  новой избы непосредственно в устье. В 10 минутах вверх по реке есть еще одна
  стоянка на левом берегу (более удачная), а еще в 25 минутах- на правом бере-
  гу. На одной из этих стоянок необходимо устраивать ночлег перед дальнейшим
  подъемом. Через 5 минут хода от стоянки начинается болото, вскоре выходим к
  остаткам моста, сразу же выше которого в Сопу впадает приток Ноломайоки. На
  развилке сворачиваем вправо, здесь на правом берегу есть сруб. Через 5 минут
  на левом берегу стоит сарай, а еще через 20 минут появляется лес. Здесь на
  правом берегу на вырубке можно при желании организовать стоянку. Через 1 час
  плавания выходим к автомобильному мосту лесовозной дороги. На правом берегу
  удобное мосто для обеда.
 
  Участок 2: Р. Сопа выше 1-го моста - р. Шоба -
  оз. Нижнее Шобинское - начало волока.
Длина участка 35 км.
  Отличается большим количеством препятствий, малой шириной рек
  (в среднем около 5-8 м).
  Под автомобильным мостом начинается проводка судов по длинному (200 м), но
  еще относительно многоводному порогу. В верху порога слева впадает ручей.
  Далее еще 2 порога (200 м и 70 м), разделенные плесками по 100-200 м, также
  требующие проводки судов. За порогами около 20 минут подъема по спокойной
  широкой чистой реке. Далее начинается участок завалов, требующий усилий для
  пропихивания судов. Сразу же за окончанием завалов река уходит в болото и
  сужается до 4 м в протоках с круглыми плесами на поворотах. Течение в прото-
  ках значительное. Здесь важно не уйти вправо в приток (реку Лотка), он не
  уступает здесь размерами Сопе. Выше по течению войти в приток не представля-
  ется возможности. Прохождение узкого заболоченного петляющего участка зани-
  мает 2 часа. За болотом река немного расширяется (до 6-7 м), местами встре-
  чаются бобриные завалы-плотинки, которые приходится проводить, а также узкие
  проходы в нависающих кустах. Через 1 час подъема - короткий порог (60 м),
  проводка несложна, сразу за ним - мост, который следует обносить по правому
  берегу (20 м). Если пройти по дороге на правом берегу вглубь 100 м, то слева
  от дороги будет хорошая туристская стоянка. Большинство групп делают здесь
  вторую ночевку при подъеме. На левом берегу в 100 м по дороге от реки есть
  геологическая стоянка. Стоять на мосту или дороге не рекомендуется - дорога
  в принципе используется (1 машина в неделю, прошедшая при нас). Почти сразу
  же за мостом 2 порога, требующие проводки, за ними участок завалов. На этом
  участке Шоба впадает в Сопу, причем войти в Сопу трудно- она значительно
  меньше Шобы. Далее еще 2 учаска с 2 порогами в каждом, разделенные участком
  с завалами. По мере подъема проводки утежеляются. Сразу за последним порогом
  находятся остатки моста, обнос 30 м по правому берегу, здесь же есть стоян-
  ка, однако малокомфортная. Мост располагается на дороге, обозначенной на
  картах просекой. За мостом расположены 2 длинных (по 800 м) порога с большим
  падением. В первом пороге в верхней части - каньон с водопадом 1 м, ширина
  2 м, проводка разгруженных судов, обнос вещей по правому берегу, здесь же
  есть хорошая стоянка. Во втором пороге вверху остатки старой плотины шириной
  лотка чуть более 1.5 м. Проводка разгруженных судов. За плотиной начинается
  разлив Шобы, река широкая (40-100 м), достаточно глубокая, много болотистых
  островов - река неузнаваема. Разлив заканчивается вверху длинным (500 м), но
  с не очень больншим падением, порогом. Однако проводка требует много сил-
  воды очень мало. В верху порога реку пересекает телефонная линия. За теле-
  фонкой короткий плес с несколькими перекатиками, выше начинается длинный
  (около 1 км) порог с падением более 15 м, водопадами, завалами. Нижняя часть
  порога обносится по левому берегу. В 300 м волока по тропе хорошая стоянка,
  где большинство групп делают третью ночевку при подъеме. Отсюда 10 м до про-
  секи и по ней 40 м волока до реки. Здесь следует спустить суда на воду и
  провести верхнюю часть порога (400 м), что относительно несложно. После ко-
  роткого (50 м) плеса следует провести еще один простой короткий порог (70 м).
  Выше начинается широкий (50 м) глубокий плес. Через 20 минут подъема по пле-
  су выходим к последнему на Шобе автомобильному мосту. Проходим в правом про-
  лете и через 15 минут выходим к порожку длиной 70 м в красивом скальном су-
  жении, проводка его проста. Далее за 10 минут по широкому заросшему плесу
  подплываем к плотине. Плотину и расположенный выше порог с завалом лучше
  всего обнести по левому берегу (300 м) по хорошей тропе, здесь есть стоянки,
  однако лучше подняться до Шобинских озер. Нижнее Шобинское озеро расположено
  сразу же выше порога, сюда же приводит волоковая тропа. Озеро очень живопис-
  но, имеет высокие, местами скалистые, берега и является по-настоящему награ-
  дой за тяжелый подъем по Шобе. Через 10 минут подъема по озеру его пересе-
  кает телефонная линия, на левом берегу отличная стоянка, но начинать здесь
  волок нецелесообразно. Озеро Нижнее Шоба (длиной 3.5 км) следует пройти до
  верху, где в нее впадает протока с озера Средняя Шоба. На левом берегу в
  верхней части Нижней Шобы на левом берегу изба. Проведя простой порог в на-
  чале протоки, выходим на широкий (30-40 м) плес. По нему поднимаемся практи-
  чески до следующего порожка, пока не будут видны стоянки на левом берегу.
  Они значительно менее житвописны стоянок на Шобинском озере, но именно отсю-
  да имеет смысл начинать волок на Воингозеро.
 
  Участок 3: Протока между озерами Нижнее и Средняя Шоба - Воингозеро. 10 км.
  Телефонка, по которой начинается волок, расположена в 100 м вглубь леса от
  стоянок. Через 100 м пути она поворачивает влево. По ней, пересекая 4 боло-
  тистых участка с каменистыми сельгами между ними по довольно сносной тропе.
  Примерно в 2 км от стоянок телефонка выходит на дорогу. Можно и дальше про-
  должать волок по телефонке (как рекомендует Север), однако она местами пова-
  лена при лесозаготовках, а также передвижение по ней требует значительных
  усилий. На пересечении сворачиваем вправо на дорогу, на развилке сворачива-
  ем влево и через 1.5-2 км выходим к избе на небольшом озерце. Продолжая дви-
  жение по дороге, через 2-2.5 км подходим к месту, где она резко поворачивает
  вправо, к тому же на этом месте слева начинается лес. Здесь сворачиваем вле-
  во с дороги и по азимуту с направлением на север, чуть к западу идем 2-2.5
  км через болота и вырубки, ориентируясь на полоски леса. Выйдя на следующую
  лесовозную дорогу, сворачиваем вправо и идем по ней 1.2 км до входа ее в лес
  и еще 300 м до выхода. Здесь необходимо свернуть влево и между холмом справа
  (или через холм) и озером слева пройти 400 м до следующей полузаросшей лесо-
  возки. Обход по дорогам значительно длиннее. Здесь сворачиваем влево и идем
  1 км, на развилке свернув влево, до места, где будет видно Воингозеро. Здесь
  сворачиваем вправо и идем 400 м по кустам до берега. На этом волок заканчи-
  вается. На легке этот путь проделывается за 2 часа, с рюкзаками в 30 кг - за
  3.5-4 часа.
 
  Участок 4: Воингозеро - р. Воинга до устья. Длина около 32 км.
  Волок приводит примерно в середину узкого западного залива Воингозера. Про-
  плыв 20 минут, выходим на основной простор озера. Воингозеро имеет каменис-
  тое дно и берега, множество островов. Очень живописно - воистине награда за
  волок. На островах много удобных стоянок. Озеро пересекаем по диагонали, в
  направлении залива в северо-восточной оконечности озера. В этом заливе, ле-
  вее входа в озеро, расположена деревня Воинга. Вход в озеро находится в ка-
  мышах в конце залива, чтобы его найти, надо в него ткнуться. Следует заме-
  тить, что Воинга очень мелководна на выходе из озера, не верится, что из
  такого большого озера вытекает такая маленькая река. При входе в реку пере-
  cечение залива телефонной линией, вскоре после него- остатки моста. Идти надо
  осторожно - много мелководных камней. За мостом порожек (мало воды, провод-
  ка) и разрушенная плотина, за которой участок быстротока. Вскоре выходим к
  мосту лесовозной дороги, за которым начинается мелководное озеро. Справа на
  гряде вышка. На правом же берегу в середине озера хорошее место для ночлега.
  От озера 40 минут. От озера идем по узкой (6-8 м), извилистой, мелкой, мес-
  тами с камнями в русле и проходимыми завалами, реке с быстрым течением, об-
  неся 2 моста по правому берегу (по 10 м), подходим к порожистому участку.
  На порогах много мелко сидящих камней, требуется четкий выбор линии движе-
  ния. На одном из порогов необходимо провести суда через слив высотой около
  0.5 м. Вскоре после окончания порожистого участка проходим под мостом авто-
  дороги, на карте обозначенной зимником. За мостом (примерно через час) есть
  еще один порожистый короткий участок, за которым следует долгое петляние по
  болотам. Удобных стоянок на Воинге нет. Перед впадением в Чуруж видны следы
  человеческой деятельности, река увеличивается. Прохождение Воинги занимает
  около 6-7 часов на катамаранах.
 
  Участок 5: Р. Чуруж от устья Воинги до устья.
  Чуруж значительно (вдвое) больше Воинги. После впадения Воинги река увеличи-
  вается, вскоре после впадения - короткий порог, проходимый по центру лавиро-
  ванием. За порогом - стоянка на левом берегу, вскоре - на правом берегу на
  холме. Через 20 минут на правом берегу стоянка со скальными плитами в воде.
  На одной из этих стоянок следует организовывать ночлег - следующая более-
  менее удобная стоянка находится на Охте. Через 1 минуту от стоянки - лоток-
  плотина, проходимая по расчищенному сливу. Опасен прижим влево к бревнам
  лотка. После короткого плеса- порожек, за ним- длинный плес с петлянием по
  болоту. На выходе из болота река разходится на 3 рукава, а после слияния
  начинается порожистый участок из четырех порожков. Первый и третьий состоят
  трех каскадов, причем третий- наиболее тяжелый порог на реке. Проходятся по-

<< Пред.           стр. 69 (из 787)           След. >>

Список литературы по разделу