<< Пред. стр. 741 (из 787) След. >>
Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательнымслужбам, аварийно-спасательным формированиям, являющимся силами
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, для чего:
устанавливает систему налоговых и иных льгот для
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а
также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую
и материально-техническую помощь аварийно-спасательным службам,
аварийно-спасательным формированиям;
оказывает содействие организациям, общественным объединениям,
органам местного самоуправления в подготовке и оснащении создаваемых
ими аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований,
а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти
обучение по программе подготовки спасателей;
предусматривает систему мер по правовой и социальной защите
спасателей и членов их семей;
оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам,
аварийно-спасательным формированиям исходя из интересов защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
отдает предпочтение при размещении государственных заказов на
производство аварийно-спасательных средств, при прочих равных
условиях, предприятиям аварийно-спасательных служб.
Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся
поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные,
противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы,
связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может
быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Глава II. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб
1. Основными задачами аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке
возлагаются на них, являются:
поддержание органов управления, сил и средств
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в
постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и
проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к
проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или
территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской
Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования могут возлагаться задачи по:
участию в разработке планов предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях,
планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других
объектах и территориях;
участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации
проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также
по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-
технических требований в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций;
участию в подготовке решений по созданию, размещению,
определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников
организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
участию в разработке нормативных документов по вопросам
организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
выработке предложений органам государственной власти по
вопросам правового и технического обеспечения деятельности
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований,
социальной защиты спасателей и других работников
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
участию в разработке и производстве аварийно-спасательных
средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных
задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные
аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования,
определяется по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций, органами управления при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах
местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач
в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в соответствии
с их полномочиями и закрепляется в положениях об
аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях
или в уставах указанных служб и формирований.
Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации
аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования
могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные
аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные
формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные
формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные
формирования.
2. Профессиональные аварийно-спасательные службы,
профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями
Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих
министерств, ведомств и организаций Российской Федерации,
согласованным с федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами
деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской
Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций
собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований, - руководством организаций по согласованию с органами
управления при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного
самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются
организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если
это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по
решению администраций организаций в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются
общественными объединениями, уставными задачами которых является
участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб
Состав и структуру аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований определяют создающие их
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, организации, общественные объединения исходя из
возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления
указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные
формирования, обеспечивающие решение стоящих перед
аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав
аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские
учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей,
учреждения по подготовке поисковых собак и организации по
производству аварийно-спасательных средств.
Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб
1. Комплектование аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной
основе.
2. В профессиональные аварийно-спасательные службы,
профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности
спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей
для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее
образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными
к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к
уровню их профессиональной и физической подготовки, а также
требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в
профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных
аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие
возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование,
прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и
аттестованные в установленном порядке на проведение
аварийно-спасательных работ.
4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные
службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на
должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт),
в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей;
порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы
спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями
возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей
указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут
по инициативе администрации аварийно-спасательной службы,
аварийно-спасательного формирования в случае однократного
необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования подлежат обязательной регистрации.
2. Регистрацию аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований установленным порядком
осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, органы управления при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
управления при органах местного самоуправления, специально
уполномоченные на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими
полномочиями.
Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования в своей деятельности руководствуются законодательством
Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами,
правилами и другими нормативными правовыми актами.
2. В связи с особым характером деятельности профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных
формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение
всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и
распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и
формирований. Данное требование распространяется на нештатные и
общественные аварийно-спасательные формирования при участии
указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного
трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах,
профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.
4. Профессиональные аварийно-спасательные службы,
профессиональные аварийно-спасательные формирования могут
осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий
на договорной основе.
5. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию
на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации
проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок,
осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом
исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
органами государственного надзора, органами управления при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
управления при органах местного самоуправления, специально
уполномоченными на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 12. Аттестация аварийно-спасательных служб
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные