<< Пред. стр. 743 (из 787) След. >>
2. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации
профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации
нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание
которых предусмотрено законодательством Российской Федерации,
принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, организации по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, органами управления при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации или органами управления при органах
местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на
которые в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона
возложены функции координации деятельности указанных служб и
формирований, а также по согласованию с соответствующими органами
государственного надзора.
3. При принятии решений о ликвидации нештатных
аварийно-спасательных формирований, созданных по решению
администраций организаций, и общественных аварийно-спасательных
формирований администрации указанных организаций и руководство
общественных объединений информируют федеральный орган
исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
органы управления при органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации или органы управления при органах местного
самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в
соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона возложены
функции координации деятельности указанных формирований.
Статья 20. Финансирование создания и деятельности
аварийно-спасательных служб
1. Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований может осуществляться за
счет:
средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, средств местных бюджетов, фондов и средств
федеральных органов исполнительной власти, а также финансовых
средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы,
аварийно-спасательные формирования;
финансовых средств, поступающих от реализации договоров с
организациями об их обслуживании;
созданных в соответствии с законодательством Российской
Федерации резервов финансовых средств для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных
пожертвований граждан и организаций на защиту и спасение людей,
оказание им помощи в чрезвычайных ситуациях;
фондов поддержки аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований, специальных фондов ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
страховых фондов;
иных источников.
2. Конкретные источники финансирования аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований и порядок использования
ими финансовых средств определяют федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления и организации, создающие указанные
службы и формирования.
Статья 21. Порядок разрешения споров по вопросам
деятельности аварийно-спасательных служб
1. Споры по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований разрешаются органами
государственной власти в соответствии с их полномочиями в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования освобождаются от уплаты государственной пошлины по
искам, связанным с нарушением их прав.
Статья 22. Аварийно-спасательные службы Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских
формирований
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований создаются и функционируют в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Требования к состоянию здоровья, физической и
профессиональной подготовке личного состава аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований, а также гарантии их
социальной защиты не могут быть ниже установленных настоящим
Федеральным законом для спасателей аналогичных гражданских
профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований.
3. Привлечение аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск и воинских формирований к ликвидации
чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Глава III. СПАСАТЕЛИ И ИХ СТАТУС
Статья 23. Спасатели
1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей
на основании решения соответствующих аттестационных органов по
результатам аттестации после прохождения указанными гражданами
медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по
физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей
и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
2. Гражданам Российской Федерации при принятии решения о
присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются
удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с
нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и
регистрационным номером спасателя.
Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в
работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке
спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 24. Аттестация спасателей
1. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
2. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус
спасателей.
Статья 25. Права спасателей
1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все
виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
спасатели имеют право на:
полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими
своих обязанностей;
беспрепятственный проход на территорию и производственные
объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;
экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения
аварийно-спасательных работ;
использование для спасения людей и в случае крайней
необходимости в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных
средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
3. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатную
медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских
учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований
имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и
профессионального мастерства в рабочее время в установленном
порядке.
5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на
обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за
счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований.
6. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в
ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором
(контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на бесплатное
медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной
заработной платы по основному месту работы.
7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Гарантии деятельности спасателей
1. Органы государственной власти, органы местного
самоуправления и организации обязаны оказывать содействие
спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении
указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять
транспортные и иные необходимые материальные средства.
2. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых
проводят указанные работы.
3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению
задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них
трудовым договором (контрактом).
Статья 27. Обязанности спасателей
1. Спасатели обязаны:
быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую,
специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
совершенствовать навыки действий в составе
аварийно-спасательных формирований;
неукоснительно соблюдать технологию проведения
аварийно-спасательных работ;
активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их
спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в
составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных
работ;
разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях
недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их
возникновения.
2. Обязанности спасателей профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных
формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и
являются составной частью трудового договора (контракта).
Статья 28. Режим работы (службы) и отдыха спасателей
1. В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей
профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных
аварийно-спасательных формирований определяется правилами
внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями
занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
2. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-
спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных
формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется
действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими
нормами.
3. Время дежурства спасателей профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных
формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной
четвертой часа за каждый час дежурства.
4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть
изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных
ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей
проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно
предоставляется очередной отпуск продолжительностью:
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных
аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-
спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, -
30 суток;
спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных