<< Пред. стр. 3 (из 14) След. >>
Он получил более 113 ответов, ни один из которых не указывал на экономические новости или слухи, которым пресса приписывала падение цен на рынке. На самом деле, только три из 113 ответивших ссылались на финансовые новости или слухи. Акцент ставился на нечто совсем другое: на само рыночное падение. Люди продавали не из-за боязни растущей инфляции. Они продавали, потому что рынок начинал падать.
Шиллер (1987) столкнулся с теми же результатами и во время глобального краха в октябре 1987 года. В период с 19 по 23 октября 1987 года он разослал 2000 вопросников частным фондовым инвесторам и 1000 вопросников институциональным инвесторам. Ответили 605 и 284 соответственно. В этом масштабном исследовании Шиллер повторил свой вопрос, какие новости оказались самыми важными для принятия решений во время падения цен. Снова выяснилось, что экономические и политические новости не произвели такого огромного эффекта, как сами ценовые движения. Предшествующие падения цен на бонды и акции значительно сильнее повлияли на инвесторов, чем отдельные новости, появлявшиеся в печати.
Один из интереснейших аспектов исследования Шиллера заключался в выявлении точки зрения инвесторов на "истинную стоимость". Сначала он спросил, были ли они только покупателями или продавцами (или оставались нейтральными) с 12 сентября по 12 октября, то есть до краха. Затем задал вопрос, был ли рынок в тот же самый период, по их мнению, переоценен, если рассматривать его с точки зрения фундаментальных данных. После получения ответов проявилась следующая картина: не менее 68,1% частных инвесторов и 93,1% институциональных инвесторов покупали до краха, даже полагая, что рынок был переоценен в этот период. Так вот и меняется "истинная стоимость". Также интересно, что более 10% констатировали, что в период, предшествующий краху, они следовали политике использования стоп-лоссов, размещаемых определенным образом (как правило, продавали, если цены падали ниже определенного уровня). Часто личный мотив для этой политики состоял в том, что инвестор не мог себе позволить понести убыток из-за снижения цен. Поэтому при падении цены ниже критической инициировались ордера на продажу для закрытия длинных позиций.
Шиллер также спрашивал, ориентировались ли инвесторы сами на 200-дневную скользящую среднюю или на иные аналогичные "долгосрочные линии тренда" во время рыночного падения и до краха. На это 37.3% частных инвесторов и 33.3% профессиональных инвесторов ответили положительно, что снова показало, как ценовые движения сами по себе могут провоцировать людей на покупку или продажу.
КЕЙНС и КОНКУРС КРАСОТЫ
Этот контур обратной положительной связи, в котором каждый сосредотачивает свое внимание на предположениях, что остальные собираются делать, лучше всего описана Кейнсом в его знаменитой "Метафоре конкурса красоты"2. Он сравнивает фондовый рынок с конкурсами в газетах, проводимых в Соединенных Штатах, в которых участники пытаются выбрать по фотографии одну женщину из 100, которая, как они полагают, самая красивая (Кейнс, 1936):
Дело не в выборе тех, кто, по чьему-то определению, самые красивые, и не в выборе тех, кто, по среднестатистическому мнению, самые красивые. Мы достигли третьего уровня, на котором исследуем свою рассудительность, определяя, каким должно быть среднестатистическое мнение, основываясь на предположениях среднестатистического мнения об этом. И есть те, кто, как я думаю, практикуют и на четвертом, и на пятом, и на более высоких уровнях.
Мы еще не добрались до них, но нет никаких сомнений, что многие из сегодняшних самых спекулятивных рыночных моделей (фигур) могут быть объяснены тем фактом, что тысячи рыночных инвесторов заостряют свое внимание на одних и тех же линиях, рассматривая одни и те же графики, вставляя при этом одни и те же дискеты в свои компьютеры. Некоторые из трейдеров анализируют модели (фигуры) для формулирования какой-либо гипотезы. Другие ничего не понимают, но все-таки их рассматривают. Но даже если модель совершенно случайная, она может начать генерировать действительные сигналы, если ее использует достаточное количество трейдеров.
Средства массовой информации пытаются объяснять ценовые движения, сообразуя их с различными политическими и экономическими событиями, тогда как мотивы трейдеров бывают очень разными. "Мы торгуем в канале", - говорят они или примерно так: "Мы проверяем линию сопротивления", - или - "Мы только что пересекли 20-дневную скользящую среднюю, но завтра мы выйдем отсюда, потому что скорость изменения цены превысила значение 90". (Эти выражения будут объяснены позже). Рисунки 7 и 8 показывают, как выглядят такие явления.
2 Beauty Contest Metaphor.
U7 124 Ч 18 "15 "22"29 15 "12 >19 16 JAN 1987
Рисунок 7 Фьючерсные контракты на кофе. Рисунок показывает тренд фьючерсной цены кофе в период 1986-87 гг. Как видно, рынок движется в пределах четко определяемого параллелограмма, или "канала". Когда люди обнаруживают этот феномен на своих графиках, он становится самореализующимся. Обратите внимание, с самого начала канал разграничен только рыночными ценами закрытия.
Рисунок 8 Доллар/немецкая марка. На рынках иностранной валюты самореализующиеся конфигурации так же распространены, как и на фьючерсных рынках. Рисунок показывает, как доллар по отношению к немецкой марке движется в четко определенном канале на протяжении семи дней в ноябре 1986 года, когда основание тестировалось 13 раз.
Следовательно, доля правды, скрывающаяся в широком применении графического анализа, в том, что читать мысли рынка - это не только технический прием. Иногда именно сами анализы и создают психологию. Необходимо запомнить, хотя существуют и коды для расшифровки поведения рынка, основывающиеся на правилах. Однако если (почти) все провели одинаковый анализ, то система больше не будет самоусиливающейся, наоборот, она станет самоуничтожающейся.
САМОУНИЧТОЖАЮЩИЕСЯ ГРАФИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ
Представьте себе, что на рынке господствуют 1000 хорошо подготовленных инвесторов, 900 из них чартисты, думающие синхронно. Остальные 100 фундаменталисты. Все они предрасположены быть быками, поэтому покупают и рынок устойчиво растет. Но на уровне определенной цены, например, на старой вершине, все 900 чартистов намереваются выходить из рынка, то есть продавать. По мере того, как приближается эта точка на графике, все больше и больше чартистов перестают покупать, и только 100 бедных фундаменталистов продолжают покупать. Когда определенная точка на графике, наконец, достигнута, 900 ордеров на продажу подаются в одно и то же время. Естественно, цена начинает падать камнем. Из-за дефицита покупателей многие ордера на продажу исполняются на менее низкой точке, относительно желаемой.
В следующий раз, когда рынок начнет подниматься, 100 фундаменталистов уже извлекут уроки из предыдущего опыта и решат выйти из рынка, если старая вершина достигнута. Все 1000 инвесторов теперь чартисты и начинают ориентироваться на одну и ту же точку. Но изменились две вещи: во-первых, никто уже не хочет покупать на последнем этапе, предшествующем некоторой точке; во-вторых, многие предпочитают выходить раньше, чтобы их ордер на продажу был исполнен по заранее обусловленной цене. Таким образом, данная точка просто не достигается, а графический сигнал уничтожает сам себя.
В некоторых случаях графики могут становиться самоуничтожающимися по разным причинам. На "вялых" рынках один или несколько рыночных дельцов используют крупные ордера для намеренного продвижения цены через важный психологический уровень торговли, чтобы достичь груды лимитных стоп-лосс ордеров. Если, например, 160 важная психологическая цена, находящаяся сейчас ниже текущих цен, многие инвесторы проинструктируют своих брокеров продавать незамедлительно, если цена упадет ниже этого уровня. На вялом рынке крупные инвесторы продавливают вниз цену, опуская ее ниже этого уровня, приводя в действие все лимитные стоп-лосс ордера на продажу. Затем, в конце концов, они выталкивают цену обратно выше критической точки, получая впоследствии очень хорошую прибыль от обоих движений. Когда все чартисты одновременно и одинаково готовятся к работе на следующее утро, рынок обычно располагается там, где они и ожидали. Но небольшая драма, случающаяся тем или иным образом, как правило, вышвыривает их из рынка.
На практике чартисты обычно работают по многочисленным индивидуальным методам, приоритетам и часто составляют только ограниченную часть тех, кто вовлечен в рынок. Анонимные братства чартистов, никогда не встречавшиеся лично, могут, тем не менее, догадаться о мыслях друг друга; тогда они способны все вместе сдерживать рынок внутри прекрасных моделей (фигур) и конфигураций. И каждый раз эта игра будет продолжаться только лишь до той точки, в которой для каждого все становится ясно и модели (фигуры) соответственно сами себя уничтожают. А пока новые братства начнут исследовать вновь развивающиеся ценовые фигуры и...
Не удивительно, что многие постигающие природу рынка, в конце концов, могут согласиться с восклицанием Сэра Роберта Фалькона Скотта, когда он наконец-то достиг Южного Полюса: "Великий Бог! Это место - кошмар!".
ЧАСТЬ III
Древо знаний
Нам сейчас нужны немного сумасшедшие. Посмотрите, как эти здравомыслящие приземлили всех нас.
Джордж Бернард Шоу
Глава I
Начало психологии
Если бы мозг был таким простым, что мы могли бы его понимать, мы были бы такими же простыми, какими не можем быть.
Лиал Ватсон
ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА
Эта книга о "психологии финансов", поэтому, возможно, настало время оставить рынки в стороне и заняться психологией.
Психология - довольно интересный предмет, и вряд ли кого-то удивит, что ее обсуждают и анализируют вот уже тысячи лет. Самым древним письменным документом, в определенной степени относящимся к этой теме, считается работа Аристотеля "О памяти и воспоминании " (On Memory and Reminiscence), опубликованная в 350 году до нашей эры.
Психология имеет дело с нашими мыслями и чувствами, конечно же, с мозгом, где все это зарождается. Клаудиус Галено проявил интерес к этому вопросу, когда описывал анатомию мозга в 170 году. Авиценна предпринял еще один шаг вперед, когда в 1020 году предположил, что головной мозг имеет различные зоны, выполняющие пять различных функций. Это разум, воображение, размышление, суждение и память.
В 1524 году Макро Марулик опубликовал первую серьезную книгу о психологии "Психология человеческих мыслей" (The Psychology of Human Thought). После нее появилось множество других книг и рукописей, авторами которых были Глоцениус, Кас-смэн, Неухаус, Декарт, Томасиус, Вульф, Райд, Галл и Кувьер1. К середине XIX века уже имелось достаточно фактов, подтверждающих правильность нескольких основных теорий, например, предположение, что разные части мозга отвечают за различные умственные функции. Французский невролог Жан-Батист Буйярд стал знаменитым в 1848 году, предложив 500 франков любому, кто покажет ему мозг человека, страдающего ухудшением речи, который не имел бы каких-либо нарушений в левой передней доле.
ВИЛЬГЕЛЬМ ВАНД: ОТЕЦ НАУЧНОЙ Психологии
Однако несмотря на все предыдущие исследования и публикации (и знаменитое пари Жан-Батиста), именно Вильгельм Максимилиан Ванд, немецкий ученый, живший с 1832 по 1920 годы, первым стал определять психологию как науку. Что это значит?
Прежде всего он создал первую в мире психологическую лабораторию (она функционировала продолжительный период времени). Он изучал вполне определенные проблемы, например, скорость рефлекса, заторможенность нервных реакций и так далее, которые требовали проведения научных экспериментов. В 1873 году он опубликовал некоторые из полученных результатов в своем классическом труде "Принципы физиологической психологии" (Principles of Physiological Psychology).
Ванд рассматривал психологию как науку, которая должна исследовать "факты сознания". Он изучал, каким образом эмоции сопровождаются чувствами, и утверждал, что комбинации психических проявлений не просто суммы их элементов.
ШКОЛА СТРУКТУРАЛИЗМА: СОКРАЩЕНИЕ ДО МИНИМУМА
Ванд позже стал известен как отец психологической школы мышления, называемой "структурализмом". Эта школа следовала общему научному принципу: сокращение проблем до их мельчайших субкомпонентов, которые можно было бы анализировать по от-дельности. Экспериментальный подход Ванда состоял в доверии человеку, который имел опыт осознания, чтобы рассказать о нем. Этот экспериментальный метод назывался "самоанализом".
В действительности не сам Ванд дал такое имя "школе структурализма". Большинство исследовательских открытий Ванда переведено одним из его студентов, Эдвардом Брадфордом Титч-нером2 (1867-1927). Именно Титчнер решил назвать "структурализмом" то, что он описывал (и что приписывал Ванду). Титчнер писал не только о Ванде. Он написал свою собственную работу и опубликовал между 1901 и 1905 годами четыре тома своей книги "Руководство по экспериментальной психологии" (Manual of Experimental Psychology), которая стала существенным вкладом в практические лабораторные работы по психологии.
"ЖИВОТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ" РЕНЕ ДЕКАРТА
Какие существует связи и различия между умом и телом? История этого вопроса уходит своими корнями в далекое прошлое, к древним грекам, но именно Рене Декарт, французский математик, философ и физиолог, живший с 1596 по 1650 годы, произвел первый систематичный расчет этих соотношений.
Декарт родился в Торэйне и с восьми лет обучался в колледже иезуитов. Еще маленьким мальчиком он поражался резким контрастам между точностью математики и противоречивой сутью философии. Он заключил, что, по всей вероятности, возможно развивать философию в том направлении, чтобы она стала более точной наукой, как математика.
Он уехал из Франции в 1612 году и обосновался в Голландии (до 1628 года), где написал работы, приковавшие к себе внимание всех последующих поколений студентов, отдававших его идеям свои умы и сердца. Первая из этих работ, De ffomine, закончена в 1633 году, но Декарт не решился публиковать ее, так как боялся инквизиции. Однако когда уже после его смерти она была наконец опубликована, то оказала весьма существенное влияние. Она описывала, как внешние мотивы воздействовали на нервные клетки и как "животные настроения" могли бы определить направление воздействия их на подходящие нервы. Декарт утверждал в этой и последующих работах, что разумная душа, в бытие способная отделяться от тела и контактировать с ним в шишковидной железе, может или не может узнавать о потоке "животных настроений", идущих от нервов. Однако, когда эта осведомленность наступает, результатом является сознательное восприятие - тело повлияло на ум. Однако душа способна сама по себе инициировать различные потоки животных настроений. Другими словами, и ум может влиять на тело. Но они разделены.
! Edward Bradford Titchener.
Школа Ванда в последующие годы приобретала своих последователей, среди которых были Херманн Эббингаус (1850-1909), Георг Элиас Мюллер (1850-1934), Франц Бретано (1838-1917), Карл Стампф (1848-1936) и Освальд Кюлпе3 (1862-1915). В частности, Эббингаус внес свой вклад в виде важных исследований функций памяти, Мюллер проник в секреты зрения, обучения и памяти, Бретано продвинулся в исследовании восприятия, внимания, изложения, оценивания и желания, а Карл Стампф (позже он стал основным соперником Ванда) пытался разбить эмоции на малейшие элементы, определив их как чувства. Освальд Кюльпе учился с Вандом и позже обосновал свою собственную психологическую лабораторию в Вирзбурге. В результате проведенных исследований он предположил, что некоторые мысли не связаны с определенными словами, символами или знаками, что означает непостоянную работу самоанализа.
Первые психологи не соглашались друг с другом по довольно многим вопросам, и эти разногласия приводили к образованию групп внутри школы, а также отдельных новых школ. Среди школ, чей подход к психологии отличался от немецкой школы структурализма, была американская школа функционализма.
ШКОЛА ФУНКЦИОНАЛИЗМА: ПОТОКИ МЫСЛЕЙ
Функционализм, в основном, разработан Вильямом Джеймсом4 (1842-1910). Джеймс в возрасте 27 лет получил докторскую степень в Гарварде. Но уже в то время испытывал серьезные проблемы со здоровьем, из-за чего часто впадал в глубокую депрессию. Он изучал немецкую психологию, утверждавшую, что происходящее с разумом в действительности не поддается контролю. Эта мысль ввергала его в еще большую депрессию. Однажды Джеймс прочел очерк Чарльза Ренувье о свободе волеизъявления, и это изменило его жизнь. Он решил, что свобода воли не иллюзия, и сделал следующий вывод:
Моим первым свободным действием будет верование в свободу воли.
3 Hermann Ebbinghaus, Georg Elias Muller, Franz Bretano, Carl Stumpf,
Oswald Kulpe.
4 William James.
Джеймс начал свою карьеру химика, но вскоре бросил ее, так как работу в лаборатории считал слишком обременительной. Затем стал интересоваться, может ли психология (он называл ее "отвратительной крохотной наукой" и "уточнением очевидного") развиться в более серьезную науку. С 1872 года он начал преподавать психологию в Гарварде, и спустя три года стал первым американским учителем экспериментальной психологии. В 1890 году Джеймс опубликовал свою первую книгу о психологии "Принципы психологии "(Principles of Psychology). В ней он сделал особый акцент на следующие вопросы:
• Неразумные аспекты человеческой природы
• Как влияют на эмоции
• Как человеческие желания и потребности воздействуют на форми
рование концепций и здравомыслие
• Как интеллект влияет на тело
Джеймс установил, что подход Ванда к самоанализу - сокращение проблем до мельчайших подмножеств, а затем их отдельный анализ на основе опросов субъектов об их мыслях и чувствах - неточный или вовсе не подходит для психологии. Самоанализ не работает, потому что очень многое в поведении определяется подсознательным мышлением. Поэтому ученый просто не имеет доступа к мыслям субъекта, определяющим его утверждения. Джеймс комментировал это таким образом (1892):
Движение мысли настолько стремительно, что почти всегда приводит нас к какому-либо заключению еще до того, как мы успеваем затормозить мысль. Или если мы оказались достаточно проворными и приостановили ее, она тотчас прекращает быть сама собой... Мы видим, что разум на любой сцене - театр одновременного представления различных возможностей. Работа сознания заключается в сравнении их друг с другом, выборе некоторых и подавлении остальных путем концентрации внимания на избранном и сдерживании прочих факторов.
...Сознание, в свою очередь, не выглядит разделанным на кусочки... Оно также и не представляет собой какую-либо однородность: оно течет. "Река" или поток - как раз те метафоры, которые самым естественным образом его определяют.
Его нападки на Ванда становились все более агрессивными, пока не стали вообще оскорбительными:
На протяжении нескольких лет в Германии развивалось то, что можно назвать микроскопической психологией, которая вынашивалась посредством экспериментальных методов, изучала каждую мелочь, почерпнутую из самоанализа, и при этом пренебрегала неопределенностями при оперировании в крупном масштабе, используя статистические средства. Этот метод испытывает терпение до самого его предела, и едва ли он мог развиться в стране, чьим гражданам все быстро надоедает.
Будучи достаточно потешной, критика в действительности не была полностью справедливой. Структурализм доказал свою применимость в качестве подхода к решению многих психологических проблем.
Но личный подход Джеймса - функционализм - также имел свои достоинства, и эта школа стала стремительно развиваться. Функционалисты рассматривали процессы мышления с очень сложного ракурса, поэтому исследования не определялись узким диапазоном методов. Каждый исследовательский подход, нацеленный, как казалось, на решение определенной проблемы, в принципе, стоил того, чтобы его использовали функционалисты. Они были прагматиками. Этот подход позволял им экспериментировать с животными с целью познания человеческого разума, помогал обследовать людей с психическими расстройствами, особенно если они не могли предоставить достоверную информацию, основанную на самоанализе. Основная цель этих исследований - понимание не отдельных эмоций или самих мыслей, а понимание функций мыслей, рассматриваемых как постоянный поток разума, который, как кажется, ведет нас по направлению к желаемым целям и помогает приспосабливаться к окружающей нас обстановке.
РАЗВИТИЕ ПРИВЫЧЕК
Привычка образуется как функция мыслей, и Вильям Джеймс проявлял особый интерес, как эти привычки развиваются. Он наблюдал за живыми существами, рассматривая их как совокупность привычек, позволявших установить сущность нервной системы. Когда нам приходится часто что-либо делать, со временем нам дается это все легче и требует все меньше или вообще никакого внимания и, следовательно, легко становится привычкой:
Вы постоянно ощущаете небольшие трещины, проходящие через характер, некие трюки мыслей, возникновение предубеждений, навязываемых вам, словно это "магазин". Словом, у человека вскоре не будет выхода, кроме как принять новую привычку, что сродни тому, каким образом рукав пиджака внезапно получает новые складки. В целом, лучше человеку и не скрываться. Вполне нормально, что большинство из нас к тридцати годам имеет сложившийся характер, подобно штукатурке, которая уже никогда не размягчится.
В то время как Вильям Джеймс изыскивал способы исследования, возможно, именно Эдвард Брэдфорд Титчнер (человек, с которым мы встречались несколько страниц назад и который также участвовал в формализации школы структурализма) сделал первое официальное описание функционализма. И сделал он это противопоставлением двух систем взглядов в своей книге "Постулаты структуральной психологии" (The Postulates of a Structural Psychology) в 1898 году.
Функционализм стал широко популярным в Америке и внес свой вклад, чтобы развитие науки шло стремительными темпами по всей стране, включая и ее практические приложения. Функционализм продолжал развиваться благодаря важным вкладам Джона Девея (1859-1952), Джеймса Роуланда Ангелла (1869- 1949) и Харвея Карра5 (1873-1954). По мере развития науки увеличивалось и количество лабораторий в Америке. Еще в 1880 году не было ни одной лаборатории, а в 1900 их стало уже 42. К1903 году популярность психологии достигла такого уровня, что в Америке стало больше докторов психологических, чем других наук, за исключением химии, зоологии и физики. Благодаря функционализму центр сосредоточения научных сил стал перемещаться из Германии в Америку. Если в 1920 году 50% научных статей по психологии написаны на немецком языке и только 30% - на английском, то к 1933 году соотношение изменилось: на немецком языке вышло 14% статей, а на английском - 52%.
Но структурализм и функционализм были только галькой среди груды камней. Оба они, достигнув своего пика только в начале XX века, скоро будут вытеснены новыми школами. Первая из них несла в себе довольно радикальные убеждения. Она утверждала, что психологам не следует изучать мысли и чувства. Одним из новаторов, прокладывавшим путь для этой школы, был русский ученый Иван Павлов.
5 John Dewey, James Rowland Angell, Harvey Carr.
Вильямс ДЖЕЙМС о том, КАК Люди ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ к Новым МНЕНИЯМ
I Вильям Джеймс описывал в своем "Прагматизме "(Pragmatism) в 1907 году, как человек приспосабливается к новым мнениям:
"Процесс всегда идет одним и тем же путем. У человека уже есть набор старых убеждений. Человек встречается с новым опытом, который приводит некоторые из этих убеждений в напряжение".
• Кто-то противоречит им
• В момент обдумывания человек вдруг обнаруживает, что они сами себе
противоречат :
• Человек видит факты, с которыми они не совместимы
• В человеке возникают желания, которые прежние убеждения уже не удов
летворяют
В конце концов, рождаются новые убеждения, которые человек может присовокупить к прежнему набору старых убеждений с минимальным беспокойством для всех других.
• Новое убеждение посредничает между существовавшим ранее набором
убеждений и новым опытом
• Новое убеждение ведет прежний набор в другое состояние, являющееся
самым подходящим и соответствующим новому опыту
Новое убеждение затем принимается как истинное.
• Новое убеждение оберегает старый набор истин, ограничивая их миниму
мом модификаций, позволяя им проявляться настолько, насколько они
способны принимать новшества, но в то же время полагая, что именно та
ким образом старые убеждения войдут в новые привычки
• Необычное объяснение, нарушающее все наши предубеждения, никогда
не пройдет как новшество, имеющее верную оценку
Самые неистовые революции, направленные на изменение убеждений человека, заставляют большинство из его старых укладов мыслей сопротивляться. Новая правда всегда связующее звено, фактор, сглаживающий переходный момент.
Вопрос, который я сейчас вам рекомендую детально исследовать, часть игры, ведущейся старыми истинами.
Глава 6
Появляются новые школы
Единственная причина, из-за которой человек запутывается в мыслях, - это нахождение его на незнакомой территории.
Пол Фикс
Иван Петрович Павлов (1849-1936) исследовал реакцию животных на раздражение. В своем самом известном эксперименте он звонил в колокольчик, когда кормил собак. Каждый раз, когда собаки слышали колокольчик, они знали, что приходит время есть, и, конечно же, у них начинала выделяться слюна. Спустя время, когда животные привыкали к тому, что звон колокольчика означает пищу, Павлов начинал звонить, не давая при этом еду, а собаки все равно выделяли слюну. Он "обусловил" их выделять слюну при звуке колокольчика.
Эксперименты Павлова воодушевили на создание школы мышления, названной "бихевиоризмом". Другой ученый, стоявший у истоков этого течения, Эдвард Торндайк ( Edward Thorndike) (1874-1949), пытался разработать объективную, механистическую теорию обучения, в большей степени опирающуюся на изучение поведения животных. Он придумывал, кроме всего прочего, деревянные ящики ("головоломки"), которые можно было открыть только с помощью различных наборов щеколд, рычагов, веревок и педалей. Затем в этот ящик он помещал собак, кошек или крыс (конечно, не одновременно!) и наблюдал, как они будут пытаться выбраться из него путем проб и ошибок. Его основной целью было показать, что подходы, описываемые людьми в фабульной форме, могут быть воссозданы в контролируемой лабораторной обстановке. Вскоре он осознал, что может использовать тот же подход при проверке времени обучения ("кривые обучения") для животных.
Его следующий вопрос - могут ли животные обучаться только путем проб и ошибок или они могут обучаться посредством наблюдения или имитации. Он исследовал это, сравнивая кривые обучения крыс, наблюдавших, как другие крысы справляются с заданием, с кривыми обучения тех, которые не видели. Разницы не было никакой.
Торндайк заключил (отчасти наивно), что два закона в сочетании с понятием инстинкта могут объяснить поведение человека:
• Закон Применения: ассоциации усиливаются посредством их ис
пользования и ослабевают при неупотреблении (чем чаще живот
ное находит свой путь в эту проклятую клетку, тем лучше оно до
нее доберется)
• Закон Эффекта: действия, которые вознаграждались, будут повто
ряться чаще (давая животному мясные шарики, как только оно
выйдет из клетки!).
Он комментировал (Торндайк, 1898):
Среди нескольких реакций на одну и ту же ситуацию те, что сопровождались удовлетворением желания животного или за которыми сразу следовало их удовлетворение, при прочих равных условиях должны быть теснее связаны с ситуацией таким образом, что, когда реакция возникает, она, вероятней всего, будет повторяться; те, что сопровождались дискомфортом или вызвали у животных дискомфорт, при прочих равных условиях должны иметь связь с ситуацией более ослабленную с тем, чтобы возникшая реакция, вероятней всего, больше не повторялась. Чем больше удовлетворение или дискомфорт, тем больше усиление или ослабление связи.
Работа Торндайка была важна, но на самом деле не он считается основателем школы бихевиоризма. Настоящий основатель этой школы Джон В. Ватсон2 (1878 -1958).
БИХЕВИОРИЗМ, МЕХАНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
В 1903 году Ватсон был самым молодым, получившим докторскую степень в Чикагском университете (ему было всего 25 лет). Он искал источник дохода, чтобы оплачивать свое обучение, когда получил возможность наблюдать за лабораторными крысами, используемыми в научных исследованиях и предназначенными для имитации "реальных" обучающих заданий, таких как передвижение в сложном лабиринте. Подопытные крысы, возможно, не помогли ему покорить сердце девушки, но зато для самого молодого человека стали настоящим предметом страсти. Он всерьез заинтересовался опытами и начал ставить свои собственные эксперименты над животными. Его подход заключался в проведении экспериментов более упрощенным способом, и он добился нескольких изумительных результатов. В одном из экспериментов он сделал в клетке узкий коридор, в один конец которого поставил крысу, а в другой положил пищу. Крыса, конечно, бежала в другой конец, чтобы съесть там с огромным удовольствием лакомство (пока что ничего удивительного). Но затем он укоротил коридор и повторил эксперимент. Та же крыса теперь бежала мимо пищи, направляясь прямо к стене (вот что удивительно). Этот эксперимент стал известен под названием "Эксперимент Керпланка"3, и он скорее подтверждал закон применения Торндайка, нежели показывал, что крысы тупые.
2 John В. Watson.
3 Kerplunk Experiment.
РАДИКАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
Теоретическая позиция Ватсона становилась все более экстремальной в сравнении с позицией Торндайка, - он даже не обсуждал такие темы, как боль и удовольствие. Вот некоторые из его позиций:
• Психическая болезнь - результат "искажения привычки",
возможно, вследствие случайного обучения (закон приме
нения)
• Речь - просто другое поведение (закон эффекта)
• Вы можете лечить фобии (боязнь высоты, пауков, змей и
так далее), ставя субъекты в ситуации, которых они боятся,
а затем вознаграждая их (закон эффекта)
Новая школа Ватсона открыто отвергала и структурализм, и функционализм. Основное допущение заключалось в том, что в основном человеческое поведение известно, а делать надежные наблюдения за человеческими мыслями невозможно. Экспериментальный подход школы, следовательно, заключался в исследовании, как люди (или животные) в действительности ведут себя в различных ситуациях, не уделяя большого или вообще никакого внимания тому, что нам приходится говорить об этом (животные все равно не могут разговаривать). Основной версией бихевиоризма стал так называемый "радикальный бихевиоризм", принадлежавший школе "радикального эмпиризма" с более широкими взглядами. Предполагалось, что науке не следует пытаться объяснять чего-либо, - ей следует только искать способ предоставления систематического описания функциональных взаимоотношений. Радикальный бихевиоризм рассматривает человека просто как биологическую машину, обучаемую с помощью стимуляции, отдавая предпочтение приносящим выгоду действиям.
Даже смешно, что именно эмоциональная привязанность положила конец карьере Ватсона в академии. У него была любовная связь с девушкой, которая не была ему женой. В результате ему пришлось покинуть университет. После этого он стал работать в знаменитом рекламном агентстве Волтера Томсона, в котором он использовал свои методы из бихевиористской психологии, чтобы демонстрировать, что предпочтения человека между конкурирующими продукциями основываются не на чувственности, а на ассоциациях. Он закончил карьеру одним из четырех вице-президентов компании.
Бихевиоризм достиг своего расцвета в 20-х годах и пережил спад в 30-х, так как новые эксперименты предполагали, что крысы в лабораторных лабиринтах на самом деле создают ментальную карту лабиринта, а также испытывают некоторое эмоциональное развитие. Однако даже сегодня бихевиоризм продолжают считать одной из ведущих школ психологии. Его спасли ученые, к числу которых относится, например, Буррус Фредерик Скиннер4 (1904-1990), который сдерживал свой радикальный подход. В 1938 году Скиннер опубликовал, бесспорно, самую значительную работу века по поведению животных "Поведение организмов " (The Behavior of Organisms). Он родился в Америке в 1904 году, где вырос и учился в колледже^ а в последующем обратился к психологии. Он проводил исследования на тренированных голубях в период Второй мировой войны, а затем разработал "коробку Скиннера"5: приспособление, в котором поведение обучаемого животного строго контролировалось и измерялось. Его исследования привели к пониманию, что обучающий процесс - в основном вопрос стимуляции и вознаграждения или "усиления" реакции. В лаборатории Скиннер также проверял теорию Ватсона. В результате он отверг Ватсона и Павлова, акцентирующих свое внимание почти исключительно на рефлексах и создание соответствующих условий для их проявления.
4 Burrhus Frederic Skinner.
5 Skinner box.
Бихевиоризм внес свой вклад в науку, сделав психологию более конкретной и объективной, и стимулировал массу лабораторных экспериментов. К некоторым из них мы вернемся позже. Но он отличался однобокостью и упрощенностью, поскольку не придавал значения некоторым важным вопросам, которые с успехом решили другие школы. Одна из этих школ помогла зародиться тому, что многие спонтанно связывают с психологией: человек лежит на кровати и разговаривает с бородатым доктором с немецким акцентом. Те, кто практикует в психоанализе подобный подход, способствуют устойчивости этой ассоциации.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ИЗУЧАЯ Свои ВНУТРЕННИЕ СЕКРЕТЫ
Психоаналитическая школа основана Зигмундом Фрейдом6 (1856-1939), заядлым курильщиком (20 сигар в день!), приверженцем кокаина, бородатым австрийским психологом. Зигмунд Фрейд акцентировал свое внимание на психических заболеваниях, тогда как другие школы - на типичном поведении нормального человека. Фрейд сделал важнейшее наблюдение: пациенты, страдающие истерией, имеют тенденцию к излечению, если частично забытый материал восстанавливается у них в сознании. Отталкиваясь от этого, он разработал основной постулат психоанализа: существует динамическое подсознание, воздействующее на каждое действие. Он предполагал, что наши рассудки, подобно айсбергам, сознательно открываются только маленькой видимой частью, в то время как большая часть спрятана или бессознательна (нормальный умственный процесс не может ее вспомнить). Этот процесс забывания воспоминаний, тем не менее хранящихся в памяти, часто служит цели, но одновременно это основная причина многих психических проблем.
6 Sigmund Freud.
Для людей, страдавших от недугов, возникающих из подсознания, Фрейд проводил стимуляцию сознательного опознания (признания) подавленных переживаний. Затем он выводил скрытую часть подсознания наружу, чтобы мы могли понять ее и связать с противоречиями, которые она для нас, возможно, создавала. После эксперимента под гипнозом в целях зондирования подсознания он проводил терапию "свободных ассоциаций". Пациенты (обычно лежащие на знаменитой кровати) говорили вслух свои мысли по мере того, как они к ним приходили. Другой его подход состоял в толковании снов.
Система Фрейда развивалась постепенно и сконцентрировалась вокруг следующих основных моментов:
• Роль подсознания
• Как можно лечить психическое заболевание посредством
терапии
• Роль мотивации
• Роль раннего развития в формировании нашей взрослой
психологической жизни
Он раскладывал личность на три составляющие:
• Эго. Эго - это то, о чем мы думаем, когда ссылаемся на "я"
или "мне". Когда что-то во внешнем мире представляет
объективную угрозу для нашего эго, мы переживаем "объе
ктивную травму"
• Идентификация. Это самая примитивная составляющая
личности, представляющая собой биологические нужды и
желания (пища, секс, сигареты). Она требует безотлага
тельного удовлетворения. Иногда требования, относящие
ся к идентификации, представляют угрозу подавления эго,
и тогда мы можем испытывать "невротическое беспокой
ство"
• Суперэго. Эта составляющая содержит в себе наши идеи,
нормы и ценности. Она служит цели создания нормально функционирующей личности, отвечающей ожиданиям окружающего мира. Если требования суперэго угрожают подавить эго, мы можем ощутить "моральное беспокойство"
Теперь, что делает эго для защиты себя от этого потенциального беспокойства? Фрейд предложил семь различных способов:
• Вытеснение. Мы заставляем неприятные воспоминания,
восприятия или мысли входить внутрь подсознания
• Возвращение. Мы отступаем к ранней стадии нашей жизни
• Проекция. Мы приписываем личные недостатки и слабости
чему-то внешнему. Мы можем, например, критиковать дру
гих или осуждать их за то, что они имеют те же проблемы,
что и мы
• Образование реакции. Мы меняем свои чувства на противо
положные, например, любовь на ненависть
• Сублимация. Мы делаем что-то, что принимает общество,
и подавляем наши действительные желания делать то, что в
меньшей степени принимается обществом
• Рациональность. Мы даем ложное, но часто благовидное
объяснение своим слабостям
• Идентификация. Мы должны уменьшить потребности сво
ей собственной личности и пытаться подражать кому-то
еще, кого воспринимаем как более удачливого
Вне всяких сомнений, Фрейд - великий мыслитель, но и он не был совершенен. Его мысли впоследствии стали мишенью для нападок со многих сторон. В основном из-за того, что он слишком сильный акцент делал на сексуальность, а также слишком многое обобщал. Основанная им школа продолжала развиваться, но вскоре она разделилась на несколько направлений.
РАБОТА и Жизнь ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
1856 Родился во Фрейбурге, Австрия
1859 Семья переехала в венский "Леопольдстадт"
1865 Пошел в среднюю школу
1873 Принят на медицинский факультет Венского университета
1874 Изменил свое имя с Сигизмунда на Зигмунд
1881 Получил докторскую степень по медицине
1882 Работал научным сотрудником в Институте физиологии под ру
ководством Эрнста Бруке
1885 Одногодичная стипендия в Чаркоте при "Солптриер" в Париже
1886 Открыл свой первый неврологический кабинет в Вене
1886 Женился на Марте Бернэйс
1887 Рождение дочери Матильды
1889 Рождение сына Мартина
1889 Стипендия в Нэнси; изучение гипноза
1891 Рождение сына Оливера
1892 Рождение сына Эрнста
1893 Рождение дочери Софи
1895 Рождение дочери Анны (впоследствии станет известным психоаналитиком)
1895 Опубликование работ по истерии
1896 Введение термина "психоанализ"
1900 Публикация работы "Толкование снов" (The Interpretation of
Dreams)
1901 Опубликована "Психологическая патология повседневной жизни"
(Psychopathology of Everyday Life)
1902 Назначен адъюнкт-профессором в Венском университете
1908 Основал Венскую Ассоциацию психоаналитиков
1909 Приглашен читать лекции в Соединенные Штаты, Университет
Вустершира, Массачусетс
1910 Основал Международную Ассоциацию психоаналитиков
1912 Издание "Ежегодника психоаналитика "(Yearbook of
Psychoanalysis)
1913 Издание "Международного журнала для психоаналитиков"
(International Magazine for Psychoanalysis)
1917 Начало "Лекций по введению и психоанализ"
1919 Издание "Международного журнала для психоаналитиков"
(The International Journal of Psychoanalysis)
1920 Публикация "Позади принципа получения удовольствия" (Beyond
the Pleasure Principle
1920 Назначен профессором в Венском университете
1923 Опубликована книга "Эго и идентификация " (The Ego and the Id)
1924 Назван "Гражданином Вены" городом Веной
1930 Награжден Призом Гете за литературные труды
1930 Опубликована книга "Цивилизация и ее неудовлетворенности" (Civilization and its Discontents)
1938 Уезжает из Вены после вторжения фашистов
1939 Умирает от рака 23 сентября
Карл Юнг
Самым знаменитым сторонником Зигмунда Фрейда был Карл Юнг7 (1875-1961). Юнг учился в Базельском университете, в Швейцарии, позже стал читать лекции по психиатрии в Цюрихском университете. Он приобрел хорошую профессиональную репутацию, но его карьера резко изменилась, когда в 1900 году он прочел работу Фрейда "Толкование снов "XФрейд, 1976). Потрясенный Юнг начал переписываться с Фрейдом, хотя не был согласен с тем, что писал и говорил Фрейд. В 1912 году Юнг опубликовал свою основную работу "Психология подсознания " (The Psychology of the Unconscious), где предположил, что сильные желания (стремления) могут означать столько же или даже больше для нашего психического развития, чем переживания детства, и секс играет минимальную роль в формировании нашей психологии (Юнг, 1992). Он разработал новую теорию личности, согласно которой людей можно классифицировать по восьми группам:
Интроверты (люди, чувству
ющие себя лучше, находясь Экстраверты
дома со своими мыслями, и (люди, открытые внешнему
стремящиеся удалиться от миру и лучше принимающие
внешних объектов) внешние события)
Чувствительные Чувствительные интроверты Чувствительные экстраверты
Думающие Думающие интроверты Думающие экстраверты
Чувствующие Чувствующие интроверты Чувствующие экстраверты Интуитивные Интуитивные интроверты Интуитивные экстраверты
С тех пор классификация личностей продолжала развиваться. Теперь наиболее известной и распространенной считается книга Американской Психиатрической Ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство для психических расстройств" (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), изданная в 1994 г.
Co времен Фрейда психоаналитики достигли заметной зрелости, а оригинальные мысли Фрейда, пережившие его, стали важной частью современной науки и практики по психологии.
7 Carl Jung.
РАБОТА и Жизнь КАРЛА ЮНГА
1875 Родился в Кессвиле, Швейцария
1879 Переезжает в Базель
1895 Зачислен студентом в Базельский университет
1900 Оканчивает университет
1900 Врач-ассистент при Южине Блелере
1902 Получает докторскую степень в Цюрихском университете
1903 Женится на Эмме Рошенбах
1904 Исследование словесных ассоциаций
1905 Начинает читать лекции в Цюрихском университете
1907 Впервые знакомится с Зигмундом Фрейдом
1911 Читает лекции в Соединенных Штатах вместе с Зигмундом Фрейдом
1911 Становится президентом Международного Общества психо
аналитиков
1912 Публикация книги "Психология подсознания" (Psychology of
the Unconscious) и отделяется от Фрейда
1913 Прекращает занятия в Цюрихе
1914 Выходит из состава Международного Общества психоанали
тиков
1920 Путешествует по Тунису и Алжиру
1921 Публикует "Психологические типы "(Psychological Types)
1924 Изучает жителей индейской деревни
1926 Изучает африканцев в Кении
1933 Становится профессором психологии в Федеральном Политехническом университете Цюриха
1933 Начинает издавать "Центральный журнал по психотерапии и связанным областям" (Central Journal for Psychotherapy and Related Fields)
1935 Становится президентом Швейцарского Общества практической психологии
1937 Посещает Индию
1941 Увольняется из Федерального Политехнического университета Цюриха
1943 Становится Профессором медицинской психологии в Ба-зельском университете
1961 Умирает в Кусснахте, Швейцария
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Таблица включает в себя основные виды психических расстройств, как они обычно описываются в сегодня.
Диагностическое и стати
стическое руководство
для классификации пси
хических расстройств
Американской Психиат