<< Пред. стр. 6 (из 14) След. >>
Исследование, как мышлениечеловека конт-
ролирует его
поведение
Основные Концепции
• основное внима-ние уделяется ментальным процессам, за-
действованным в таких областях, как слух и зрение;
• использует само-анализ как ис-следовательский подход (опрос субъектов об их
мыслях и чувс-твах);
• пытается изоли-ровать отдель-ные элементы рассудка для
их отдельного изучения
• "Невозможно понять дом, исследуя его
кирпичи, необ-ходимо пони-мать его замы-сел"
• не обращает вни-мания на мен-тальные проце-ссы, так как предполагает, что их невозможно достоверно изучать;
• людей можно изу-чать таким же образом, как и животных
• большая часть ума - подсозна-ние;
• люди с психи-ческими рас-стройствами в
основном страда-ют от своих подсознательных воспоминаний;
личность можно разделить на три взаимодействую-щие части: идентификация,
эго и суперэго;
лечение психоло-гических заболе-ваний следует проводить через разговор
• основное вни-мание уделяется памяти и проце-ссу принятия решений;
• существует "целое" с реаль-ными качества- ми, помимо тех, что привносят части, составля-ющие его;
• внутри нас воз-никает "динами-чески организую-щий процесс".
Этот процесс имеет тенденцию снижать стресс и уровень психиче-ской энергии, пе-ремещая ощуще
ния в простейшее и самое обычное психическое со-стояние.
• предполагает, что разум нахо-дится под силь-ным влиянием определяющих сил общества и находится в под-сознании;
• полагает, что люди наделены способностью
преодолевать не-гативные силы посредством своей собствен-ной силы воли и могут, таким образом, разви-вать свою личную компетентность и самоуважение;
• полагает, что учиться брать на себя ответствен-ность за самого
себя - ключ к преодолению тру-дностей; подчер-кивает, что обще-ства и институты
могут сознатель-но создавать ин-ституционную и организационную среду, помогаю-щую людям вос-полнять свои эмо-циональные по-требности и достигать самопоз-нания;
• основное вни-мание уделяется пониманию про-цесса обработки информации, па-мяти, восприя-тию, вниманию, распознаванию образов и приня-тию решений.
РАЗВЕТВЛЕНИЕ
Психология - обширная тема, поскольку отчасти охватывает большую часть того, что мы делаем. Следовательно, не удивительно, что она разветвляется на все большее и большее число подобластей, рассматривающих не только такие вопросы, как мысли, поведение, восприятия и чувства, но и такие дисциплины, как менеджмент, педагогика, спорт, маркетинг, торговля и финансы. Следующая глава введет вас в области, где психология играет важную роль в финансах.
Глава 9
Психология встречается с финансами
Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психологию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.
Гордон Пеппер
Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выражения "массовая психология" или "психология толпы". Психология толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с экономическим феноменом?
Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габриэль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 году написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 годы) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:
Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человеческую природу.
1 Экономическая психология. / Пер. с фр. - Прим. перев.
2 Gustave Le Bon.
Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическому сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "экономическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ для ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Психологии
Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них - ван Райджн - в 1981 году предложил одну из самых широко применяемых стандартных моделей экономической психологии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.
Рисунок 9 Общая модель экономической психологии. На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.
(прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками - это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются:
A. Как люди воспринимают экономические реалии
B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове
дением
C. Удовлетворение и претензии потребителя
D. Спрос и предложение товаров и услуг
E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан
ных на удовлетворении требований и опыта участников
F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи
дания потребителей рынков и продукции
G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на
восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I. Соотношение сферы потребления, экономического удовлетворения и общего благосостояния
Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психологии финансов).
РЕЛЕВАНТНЫЕ ОСНОВНЫЕ Школы Психологии
Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
• Бихевиористская школа (исследование окружающих условий,
являющихся причиной того или иного поведения человека)
• Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем
получаемую входящую информацию для создания более за
вершенных мысленных образов)
• Когнитивная психологическая школа (исследование, как че
ловеческое мышление контролирует поведение)
• Психоаналитическая школа (исследование психических забо
леваний и подсознания)
Психоанализ - это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...
Основная школа
Бихевиористская школа
Гештальдская теория
Школа Когнитивной психологии
Психоанализ Релевантный феномен
1. Теория перспективы
2. Магическое мышле-
ние
3. Эффект убедитель-ности
4. Эффект самоубеж-дения
5. Эффект репрезента-тивности
6. Адаптивная пози-ция
7. Самореализующаяся
позиция
8. Позиция знаний
10. Эффект ложного
единодушия
11. Позиция самоза-щиты
12. Теория соматиче-
ского маркера
13. Социальное срав-нение
14. Синдром повы-шенной чувствите-льности.
15. Теория сожаления
16. Когнитивный диссонанс
17. Фиксация
18. Мыслительные отделы
19. Размыкание (цепи)
20. Ошибка ассимиля-
ции
21. Избирательная об-
работка (информа-ции)
22. Избирательное восприятие
23. Слишком самона-
деянное поведение
24. Необъективность
оценки прошедших событий
25. Необъективность
подтверждения
26. Параноидное раз-
двоение личности
27. Мимическое раз-
двоение личности/ Пограничное раздво-ение личности
28. Самовлюбленное
раздвоение личности
29. Замкнутое раздвое-
ние личности
30. Навязчивый невроз
31. Депрессивное раз-
двоение личности
Краткое описание
У нас есть беспри-чинная тенденция с меньшей готовнос-тью делать ставки на прибыли, чем на убытки.
Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому ни-какого объяснения и когда на самом деле его нет
Нас больше убеж-дает надежный источник, чем надеж-ный аргумент.
Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, ско-рее, изменяем свое мнение, нежели при-нимаем реальность.
Мы склонны ду-мать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся
Мы придержива-емся тех же самых мнений, что и свя-занные с нами люди.
Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас ду-мать, что мы являемся кем-либо.
Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каж-дый из которых обрабатывается как простая позиция
В основном мы переоцениваем ко-личество других лю-дей, согласных с нашей позицией
Мы переосмысли-ваем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами ре-шения.
Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, уси-ливающие длительную панику.
Мы используем поведение других как источник ин-формации о про-блеме, которую затрудняемся объ-яснить.
Мы переоцени-ваем лично нами выбранные вещи.
Мы стараемся из-бегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки.
Когнитивный ди-ссонанс возникает, когда доказатель-ства говорят, что наши предположения неверные. Мы ста-раемся избегать или искажать такую ин-формацию, мы ста-раемся избегать дей-ствий, выявляющих это несоответствие.
На наши решения влияет входящая информация, кото-рая, как нам кажется, предлагает пра-вильный ответ.
Мы разделяем явление на различ-ные составляющие и пытаемся скорее оптимизировать ка-ждую из них, нежели целое
Мы избегаем при-нимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы.
Мы неверно исто-лковываем получаемую информацию, чтобы она подтве-рждала то, что мы совершили.
Мы стараемся прислушиваться то-лько к той инфор-мации, которая, как нам кажется, под-тверждает наше поведение и позицию.
Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию.
Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения.
Мы переоценива-ем наши способности предсказать исход некоторых прошедших собы-тий.
Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить
Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем со-вершить ошибки.