<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Нож для разрезания, распиливания, разрубания
  01. Резать хлеб и другие продукты
  02. Точить карандаши
  03. Открывать письма
  04. Для игры "глотание ножей"
  2. Острый предмет для соскабливания, стирания, скобления
  01. Скребок, резец, зубило
  02. Писать на каком-либо мягком материале: на песке, снегу
  03. Сверло, бурав
  3. Инструмент для извлечения или открывания
  01. Для вытаскивания кнопок - отверстие (с краем)
  02. Для открывания банок
  4. Вспомогательное средство для сгибания или перегибания
  01. Фальцевать, обрывать бумагу
 
  11. Как шкалу с нанесенными делениями
  1. Шкала для различных приборов
  01. Для различных вычислений, подсчетов
  02. Для измерения уровня воды, измерения глубины
  03. Палочка для измерения уровня масла в автомобиле
  04. Динамометр
  05. Шкала для радио
  06. Табель-календарь
  07. Измерять преломление жидкостей, возраст дерева
  2. Как линейка: обычная функция
  01. Для обычного измерения длины, ширины и др.
 
  12. Как материал для горения
  1. Материал для разведения, зажигания, поддерживания огня (целиком или опилки)
  01. Материал для горения, сжигания
  02. Факел
  03. Опилки для окуривания, копчения
  04. Для разведения огня
  2. Для изготовления чего-либо из сожженной линейки
  01. Древесный грифель, средство для письма
  02. Для изготовления древесного угля
 
  13. Как материал, впитывающий влагу
  1. Опилки для впитывания жидкостей
  01. Для впитывания воды, крови, масла, мочи
 
  14. Как изоляционный материал
  1. Материал для термической изоляции
  01. Подставка под горячее
  02. Ручка для горячих предметов (чайник, горячий утюг, железо), для передвигания горячих предметов
  2. Электрический изолятор
  01. Для изоляции электрического тока (как рукоятка для удаления оголенного кабеля)
  02. Для прерывания электрической цепи
  3. Водонепроницаемый материал (для уплотнения)
  01. Подошва для обуви
  02. Обшивка водопровода
  03. Влагоизолирующая прокладка
  4. Защита от удара
  01. Шитки для защиты ноги, руки, тела
 
  15. Как инструмент, производящий шум, музыку
  1. Палка дли стучания
  01. Ударный инструмент (бить по металлу, стеклу)
  02. Дверной молоток
  03. Для морзянки
  2. Груз, подвешенный на шнуре
  01. Язык колокола
  3. Однородные детали музыкального инструмента
  01. Снабдить страницами, сделать "страничный" инструмент
  02. Музыкальный гребешок
  4. Часть (вспомогательная) музыкального инструмента
  01. Смычок для скрипки, медиатор для гитары или домры
  02. Плектр
  5. Для извлечения звуков при помощи колебания
  01. Согнуть и отпустить
  02. Ксилофон
 
  16. Как упругий материал
  1. Для метания
  01. Катапульта, праща, пружина
  02. Лук (стрела)
  03. Форма для обуви (для растяжки)
 
  17. Как пищу или для жевания
  1. Пища для зверей и растений
  01. Пища для древоточцев, термитов, для обгладывания зайцами или кроликами
  02. Удобрение для растений
  2. Как "пища" для людей
  01. Как кольцо для кусания для маленьких детей
 
  18. Как проволоку
  1. Как проводник
  01. Основа для укрепления антенны, проводов
  2. Прочее
  01. Вытаскивать что-либо как проволокой
  Пример обработки протокола.
 
  Ответы испытуемого на задание "Газета":
  1. Делать выкройку для шитья.
  2. Сложить шляпу от солнца.
  3. Сложить игрушечный кораблик.
  4. Сложить игрушечный самолетик.
  5. Стелька в обувь для утепления.
  6. Скрутить пробку для бутылки.
  7. Игрушка для котенка - комочек газеты на веревочке.
  8. Сдать в макулатуру.
 
  В данном случае можно засчитывать все ответы (см. список категорий и оценки оригинальности):
  1. Делать выкройку: категория 03 (как режущуюся и складывающуюся бумагу); подкатегория 2 (вырезать куски, соединять вместе); конкретизация 01. Код 03.2.01. Оригинальность 2.
  2. Шляпа от солнца: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (изготовление предметов с помощью разрезания, складывания, склеивания); конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.
  3. Кораблик: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (см. выше);
  конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.
  4. Самолетик: категория 03 (см. выше); подкатегория 1 (см. выше);
  конкретизация 02. Код 03.1.02. Оригинальность 1.
  5. Стелька в обувь: категория 04 - как развернутую бумагу, которая имеет большую поверхность); подкатегория 4 (материал для покрытия, выстилания); конкретизация 03. Код 04.4.03. Оригинальность 4.
  6. Как пробка для бутылки: категория. 05 (применять смятую, скомканную бумагу); подкатегория 2 (для заполнения, затыкания); конкретизация 03. Код 05.2.03. Оригинальность 5.
  7. Игрушка для котенка: категория 05 (см. выше); подкатегория 5 (использовать как материал для игры в форме комочков); конкретизация 01. Код 05. 5.01. Оригинальность 4.
  8. Сдать в макулатуру: категория 06 (использовать несколько газет);
  подкатегория 6 (вторичная реализация, или изготовление бумаги); конкретизация 01. Код 06.6.01. Оригинальность 1.
  Выписываем коды ответов и их оригинальность:
  1) 05.2.03. - 5
  2) 05.5.01. - 4
  3) 06.6.01. - 1
  4) 03.2.01. - 2
  5) 03.1.02. - 1
  6) 03.1.02. - 1
  7) 03.1.02. - 1
  8) 04.4.03. - 4
 
  Показатели творческого мышления по первому субтесту:
  беглость = 8; гибкость = 6 (поскольку подкатегории 03.1. встречаются три раза, при подсчете гибкости засчитывается только одна из них); оригинальность = 19.
  Ответы испытуемого на задание "Деревянная линейка":
  1. Чертить.
  2. Сделать ступеньки.
  3. Черпать как ложкой при еде.
  4. Сделать рамку для картины или фотографии.
  5. Дощечка для втыкания булавок.
  6. Разрезать письма как ножом.
  7. Деревянный поплавок для удочки.
  8. Весы - подвешивать к концам линейки грузы.
  9. Щепка для разведения костра.
 
  В данном примере также можно засчитывать все ответы. Каждый ответ отмечаем в специальном листе с закодированными категориями (см. список категорий):
  1. Чертить: категория 01 (как палка: прямая, длинная, жесткая); подкатегория 7 (традиционная функция); конкретизация 01. Код 01.7.01. Оригинальность 1.
  2. Как ступеньки: категория 02 (как доска, планка: плоская, прямоугольная, жесткая); подкатегория 4 (соединение предметов); конкретизация 02. Код 02.4.02. Оригинальность 5.
  3. Ложка для еды: категория 02 (см. выше); подкатегория 8 (как доска, которой можно рыхлить, копать, перемешивать); конкретизация 05. Код 02.8.05. Оригинальность 1.
  4. Сделать раму: категория 05 (несколько линеек как строительные элементы); подкатегория 1 (для изготовления маленьких предметов); конкретизация 04. Код 05.1.04. Оригинальность 1.
  5. Дощечка для булавок: категория 08 (как мягкий материал для обработки); подкатегория 3 (как материал, на котором можно царапать); конкретизация 02. Код 08.3.02. Оригинальность 4.
  6. Разрезать письма: категория 10 (как нож жесткий, острый, режущий); подкатегория 1 (как нож для разрезания, распиливания, разрубания); конкретизация 03. Код 10.1.03. Оригинальность 2.
  7. Поплавок для удочки: категория 07 (как легкий, способный плавать материал); подкатегория 1 (для изготовления плавающих предметов); конкретизация 03. Код 07.1.03. Оригинальность 5.
  8. Весы: категория 02 (как доска - плоская, прямоугольная, жесткая); категория 6 (как прочная доска, которая может быть подвижна); конкретизация 02. Код 02.6.02. Оригинальность 1.
  9. Для разведения костра: категория 12 - как материал для горения); подкатегория 1 (как материал для разведения, разжигания, поддерживания огня или костра); конкретизация 04. Код 12.1.04. Оригинальность 4.
 
  Выписываем коды ответов и их оригинальность:
  1) 01.7.01. - 1
  2) 02.4.02. - 5
  3) 02.8.05. - 1
  4) 05.1.04. - 1
  5) 08.3.02. - 4
  6) 10.1.03. - 2
  7) 07.1.03. - 5
  8) 02.6.02. - 1
  9) 12.1.04. - 4
 
  Показатели творческого мышления по второму субтесту: беглость = 9 (количество засчитанных ответов); гибкость = 9 (количество разных ответов: ответы из одинаковых категорий, подкатегорий и конкретизации вычеркиваются); оригинальность = 24 (сумма баллов за оригинальность по всем ответам).
  Таким образом, общие тестовые оценки вербального творческого мышления испытуемого, приведенного в качестве примера, составляют: беглость = 17; гибкость = 15; оригинальность = 43.
 Анализ
  Интерпретация.
  В ходе обработки полученных по тесту данных рассчитываются значения следующих показателей творческого мышления:
  1. Беглость.
  2. Гибкость.
  3. Оригинальность.
  4. Разработанность.
  1. Беглость.
  Отражает способность к порождению большого числа словесно сформулированных идей и измеряется числом данных ответов, соответствующих требованиям теста. Беглость может отличаться в разных тестах и в разных заданиях одного теста и характеризует одно из проявлений продуктивности мышления.
  Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. Чем большее число альтернатив выдвигается и рассматривается в процессе поиска решения, тем выше вероятность не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения.
  Показатель беглости важен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели: импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале, однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости и оригинальности. Поэтому бывает полезно разделить показатели гибкости и оригинальности на показатель беглости, чтобы оценить каждый ответ в отдельности. Низкие значения беглости могут наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.
  2. Гибкость.
  Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения. Полезно оценивать этот показатель в отношении к беглости, т.к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом количестве выдвинутых идей. Эти стороны мышления достаточно независимы друг от друга, хотя беглость представляет собой верхнюю границу для гибкости.
  Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.
  3. Оригинальность.
  Характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения, но это не означает импульсивности, т.к. оригинальность решений предполагает способность тормозить появление очевидных и тривиальных ответов. Чрезвычайно высокая оригинальность, "вычурность" ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах.
  4. Разработанность.
  Означает степень детализации идей. Используется для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным и при использовании вербальных тестов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу