<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Теория, практика и искусство управления
 
 Эту книгу, как и предыдущую, посвящаю памяти моего отца
 Игоря Григорьевича Кнорринга, погибшего в годы репрессий.
 
 
  В. И. Кнорринг
 
 
 Русский Гуманитарный Интернет Университет
 
 
 БИБЛИОТЕКА
 
 УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 WWW.I-U.RU
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Теория, практика
  и искусство управления
 
  Учебник для вузов
  по специальности "Менеджмент"
 
 
  Издание второе, измененное и дополненное
 
 
 
  Рекомендовано Министерством общего
  и профессионального образования
  Российской Федерации
  в качестве учебника для студентов
  высших учебных заведений, обучающихся
  по экономическим специальностям
 
 
 
 
 
 
  Издательство НОРМА
  (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М)
  Москва, 2001
 
 
 
  ББК 65.290-2
  К 53
 
 
 
  Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления.
  Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 528 с.
 
 
  ISBN 5-89123-528-5 (НОРМА)
  ISBN 5-16-000608-7 (ИНФРА • М)
 
 
  В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории, но и искусства воздействия на любой социум: общество, производственный коллектив, семью, личность. Сформулированы принципы управления как теоретической основы государственного и производственного управления, методы искусства управления личностью и коллективом.
  На фоне многих переведенных за последние годы книг иностранных авторов по проблемам управления, безусловно полезных и интересных, но отражающих далекий от нашей российской действительности зарубежный опыт, учебник В. И. Кнорринга посвящен формированию русской модели управления, отвечающей специфике экономического развития нашей страны.
  Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей академий и системы повышения квалификации по специальностям "Теоретические основы управления", "Управление персоналом", "Менеджмент", "Маркетинг" и по другим смежным дисциплинам.
 
 
 
 ISBN 5-89123-528-5 (НОРМА) (c) В. И. Кнорринг, 2001
 ISBN 5-16-000608-7 (ИНФРА • М) (c) Издательство НОРМА, 2001
 
 
 
  Оглавление
  Вступительная статья
  Вместо предисловия
  Часть I Методологические основы управления
  Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России
  1.1. Развал системы управления - основная причина политического и экономического кризиса в России
  1.2. Новые требования к управлению
  1.3. Порочность дилетантских методов в управлении
  1.4. Некоторые терминологические тонкости
  Вопросы для самопроверки
  Глава 2. Характерные особенности теории и практики управления
  2.1. Управление - наука и искусство
  2.2. Особая сложность и актуальность теории и практики управления
  2.3. Управление как система
  2.4. Кибернетика
  2.5. Государственное и региональное управление
  Вопросы для самопроверки
  Глава 3. Функции управления производством
  3.1. Основные функции управления
  3.2. Организация управления
  3.3. Планирование
  3.4. Мотивация и стимулирование труда
  3.5. Контроль и учет
  3.6. Маркетинг как функция управления
  Вопросы для самопроверки
  Глава 4. Организация и технология маркетинга
  4.1. Сущность и цели маркетинговой деятельности
  4.2. Товар и рынок
  4.3. Рыночное ценообразование
  4.4. Организация и каналы сбыта продукции
  4.5. Реклама и стимулирование сбыта
  4.6. Международный маркетинг
  Вопросы для самопроверки
  Часть II Технология, технические средства и структура управления
  Глава 5. Технология управления
  5.1. Стратегия и тактика управления
  5.2. Информационное обеспечение управления
  5.3. Технические средства управления, обработки и передачи информации
  Вопросы для самопроверки
  Глава 6. Организационные структуры управления производством
  6.1. Роль организационных структур в управлении
  6.2. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления
  Вопросы для самопроверки
  Часть III Эволюция и достижения мировой управленческой мысли
  Глава 7. Современные теории управления
  7.1. Эволюция управления как науки
  7.2. Этапы развития теории и практики управления в XX веке
  7.3. Школа человеческих отношений
  7.4. Теория X и теория Y
  7.5. Метод исследования операций
  7.6. Теория систем
  7.7. Метод анализа ситуаций
  7.8. Теория и практика управления в СССР
  Вопросы для самопроверки
  Глава 8. Теоретические основы управления - принципы управления
  8.1. Объективность и универсальность принципов управления
  8.2. Принцип цели
  8.3. Принцип правовой защищенности управленческого решения
  8.4. Принцип оптимизации управления
  8.5. Принцип делегирования полномочий
  8.6. Принцип соответствия
  8.7. Принцип автоматического замещения отсутствующего
  8.8. Принцип первого руководителя
  8.9. Принцип одноразового ввода информации
  8.10. Принцип новых задач
  8.11. Принцип повышения квалификации
  8.12. Принцип "монтера Мечникова"
  Вопросы для самопроверки
  Часть IV Социально-психологические аспекты управления
  Глава 9. Влияние внешней среды на формирование и реализацию управленческого решения
  9.1. Государство, нация
  9.2. Влияние внешней среды на формирование управленческих решений
  9.3. Внутренняя среда организации и ее воздействие на личность
  9.4. Религия и наука как системы воздействия на личность и общество
  Вопросы для самопроверки
  Глава 10. Психологические аспекты управления
  10.1. Самый главный и дефицитный ресурс
  10.2. Теория психоанализа
  10.3. Теория научения
  10.4. "Преступная личность" Ломброзо
  10.5. Психологические типы
  Вопросы для самопроверки
  Глава 11. Трудовой коллектив как объект управления
  11.1. Особенности труда руководителя
  11.2. Социально-психологический статус члена коллектива
  11.3. Проблема лидерства
  11.4. Смена руководителя
  11.5. Тайное братство бюрократии
  11.6. Искусство управления конфликтами
  Вопросы для самопроверки
  Часть V Искусство воздействия на личность и коллектив
  Глава 12. Ораторское искусство, культура речи
  12.1. Искусство как высшая степень мастерства
  12.2. Ораторское искусство
  12.3. Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития
  12.4. Проблемы и формы делового общения
  12.5. Искусство социально-политической аргументации
  12.6. Культура речи
  Вопросы для самопроверки
  Глава 13. Неповторимость личности, приоритеты потребностей человека, этика и этикет
  13.1. Мужчина и женщина
  13.2. Приоритеты потребностей человека
  13.3. Власть и ответственность руководителя
  13.4. Стиль руководства
  13.5. Этика деловых отношений
  13.6. Этикет в современном обществе
  13.7. Мировоззренческое и культурное воспитание
  Вопросы для самопроверки
  Часть V Методы искусства управления личностью и коллективом
  Глава 14. Методы воздействия на личность
  14.1. Универсальность методов искусства управления
  14.2. Методы самовоспитания
  14.3. Метод Сократа
  14.4. Метод трех раундов
  14.5. Метод Штирлица
  14.6. Метод "лягушка в сметане"
  14.7. Метод "S"
  Вопросы для самопроверки
  Глава 15. Культура делового общения
  15.1. Осторожно - имя собственное
  15.2. Амбиции и лесть
  15.3. Проявление интереса к людям
  15.4. Умение слушать
  15.5. В споре ли рождается истина?
  15.6. Приветливость и личное обаяние
  15.7. Как исправить свою ошибку?
  Вопросы для самопроверки
  Глава 16. Этапы развития и современное состояние теории, практики и искусства управления за рубежом
  16.1. "Экономическое чудо XX века" - немецкая модель управления
  16.2. Американский менеджмент
  16.3. Японский менеджмент
  16.4. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления
  Вопросы для самопроверки
  Литература
  Алфавитно-предметный указатель
  Словарь основных терминов
 
 
  Оригинальная и весьма нужная книга
 
  Вступительная статья
  Кажется, что при некотором опыте несложно написать рецензию на книгу, если профессионально владеть существом изложенных проблем и если книга тебе интересна (второе особенно важно). Книга В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство управления" отвечает этим требованиям, но написать вступительную статью к ней оказалось совсем непросто.
  Уже само название книги показывает, что автор поставил перед собой весьма трудную задачу: изложить теоретические основы такой сложной науки, как управление (хотя об этом написаны уже тысячи томов), отразить производственный опыт, эволюцию и достижения в реализации основных современных управленческих концепций (толково об этом написано уже значительно меньше) и об искусстве воздействия на личность и общество - об этом в отечественной и зарубежной литературе практически ничего нет.
  Более того, автор обязался написать обо всем этом не "скучно и тоскливо-нудно", а живым и образным языком, понятным и профессору, и студенту, и самому широкому кругу читателей. А ведь писать просто о сложном - задача не из легких.
  Удалось ли решить такую сложную задачу? Уверен, что - да, в свет вышла новая, оригинальная и по содержанию, и по форме изложения книга, интересная и весьма нужная многим тысячам читателей. Причем автору удалось сохранить гармоничное равновесие между простотой, образностью и научной строгостью выводов и формулировок.
  Многие научные книги, а тем более учебники создаются по простому алгоритму компиляции: изучаются десять книг и пишется одиннадцатая. Если при этом удается сохранить мудрость первоисточников и убрать замеченные там недостатки, то автора следует похвалить и одобрить. Кажется, что этой проторенной и верной дорогой должен был бы идти и автор представляемой на суд читателей книги, но в приведенной им библиографии около 150 трудов (кстати, среди них нет ни одной книги по искусству управления - их просто не существует, кроме книги самого автора, изданной два года назад1) и он часто сходит с традиционного пути на нехоженые тропинки, ведущие в terra incognita управления. Но об этом позже.
  В первой главе этой книги обоснованно отстаивается тезис об основной причине политического, экономического и социального кризиса в нашей стране - развале системы государственного и производственного управления, а также дилетантских методах управления на всех его уровнях. Эта мысль настойчивым рефреном проходит через всю книгу и иллюстрируется многими примерами.
  Столь же жестко отстаивается необходимость борьбы с необоснованным засорением языка науки и практики управления иностранными терминами. Спорным, пожалуй, является утверждение, что кибернетика и привычная аббревиатура "АСУ" выпали в настоящее время из языка науки как бы "по взмаху чьей-то дирижерской палочки" - чаще объектом исследований является какая-либо часть кибернетики (компьютерные технологии, информатика и т.п.), а автоматизированные системы при сохранении своих теоретических основ получили дальнейшее развитие применяемых технических средств и программных продуктов. Термины "менеджмент" и "менеджер" настолько прочно вошли в современный лексикон науки и практики управления, что замена их более привычными понятиями "управление", "управляющий", "руководитель" оправдано при рассмотрении общих проблем управления, вне контекста рыночных отношений и фирменного управления.
  Главы, посвященные функциям управления, маркетингу, техническим средствам и структурам управления по содержанию вполне соответствуют традиционным учебникам и научным монографиям, но написаны легко, непринужденно, ясным и доходчивым языком, как и было обещано автором в кратком вступлении.
  Особого внимания заслуживает глава о теоретическом фундаменте управления - принципах управления. Для любой отрасли знания принципиально необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий. Естественно, что принципы управления производством, как и обществом в целом, формируются под воздействием действующего в данное время экономического и хозяйственного устройства и развиваются, совершенствуются вместе с развитием социально-экономических систем.
  Теория управления еще со времени ее становления как науки всегда стремилась определить закономерности функционирования и развития управляемой системы. Эта проблема волновала и одного из основоположников научной организации труда Ф. Тейлора, и создателя "теории администрации" А. Файоля (известны его 14 принципов управления), волнует она и многих современных ученых. В годы строительства социализма в нашей стране настойчиво внедрялись марксистско-ленинские принципы управления народным хозяйством, но в условиях перехода экономики на рыночные отношения эти принципы неприменимы.
  В книге Кнорринга предпринимается первая попытка определить хотя бы основные принципы управления, причем существенно стремление распространить действие этих принципов не только на управление производством, но и на любой, социум, от производственного коллектива и до социальной основы общества - семьи. Нельзя быть беспощадно строгим к отдельным формулировкам и выводам, тем более что большинство, принципов определены верно и бесспорно (принципы правовой защищенности, делегирования полномочий, соответствия, повышения квалификации), важно, что положено начало научно-практическим исследованиям в этой особо актуальной области теории управления и они, несомненно, будут продолжены.
  Острейшие вопросы теории и практики управления объединены под рубрикой принципа оптимизации управления. Действительно, когда необходима централизация или децентрализация управления персоналом? Сколько сотрудников должно непосредственно подчиняться руководителю, от каких факторов зависит норма управляемости? В книге обоснованно, мотивированно рассматриваются эти важные производственные проблемы, знакомые каждому руководителю, но предлагаемая формулировка принципа не дает однозначного ответа на поставленные вопросы. И при всей важности создания баз и банков данных, решения комплексов новых задач на основе применения новейшей вычислительной техники и современных программных продуктов, - все это не дает достаточных оснований для придания этим проблемам статуса принципов управления. Может быть, было бы разумным рассматривать один из предлагаемых принципов управления, оригинально названного в честь известного монтера Мечникова, как одно из следствий принципа правовой защищенности управленческого решения?
  Важно, что книга заставляет читателя размышлять, творчески интерпретировать очевидные на первый взгляд истины, спорить, улыбаться, негодовать и сочувствовать. Такие разделы, как "Государство, нация", "Религия и наука как системы воздействия на личность и общество", "Мужчина и женщина", редко можно встретить на страницах научной и учебной литературы, хотя важность и актуальность рассматриваемых тем очевидна; они могут быть основой для бесчисленных диспутов, споров, дискуссий, чего так часто не хватает в институтских аудиториях. Полемично и остро написаны разделы "Культура речи", "Этикет в современном обществе", "Мировоззренческое и культурное воспитание" - эти темы, точнее способ их изложения, являются своеобразным приглашением к обмену мнениями, к дружескому, но принципиально острому спору.
  "Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке - порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой гармонии'' - эта цитата вводит нас в сложную, оригинальную и с точки зрения практической ценности важнейшую часть книги. Впервые в отечественной и зарубежной литературе об управлении столь глубоко и разносторонне (хотя иногда и не бесспорно!) освещаются методы искусства воздействия на личность и коллектив. Хотя автор и не скрывает влияния на свое творчество, особенно на стиль изложения, таких всемирно известных публицистов, как Д. Карнеги и С. Паркинсон, предлагаемые им методы искусства управления совершенно самостоятельны, обоснованны и самобытны.
  Нет ничего более сложного и мучительно-прекрасного, чем творчество, а искусство управления людьми еще и чрезвычайно ответственная миссия. Непослушен резец в руках ваятеля, кисть и смычок художника и музыканта, сложна гармония стиха и музыки, но нет в мире ничего сложнее и непокорнее, чем человеческая личность. Неверно взятые ноты во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, мужа и жены, отца и сына могут привести к непоправимым последствиям и налагают на старшего особо тяжелое бремя ответственности.
  Предлагаемая читателям книга "Теория, практика и искусство управления" внешне легко и ненавязчиво, логично и часто остроумно вводит нас в святая святых человеческих отношений, дает обоснованные рекомендации по разумному решению многих жизненных коллизий и, главное, заставляет нас думать, творчески решать казалось бы привычные, рутинные, но часто и весьма трудные задачи человеческого общения.
  Можно доказывать жизненную важность искусства управления, но лучше привести еще один фрагмент книги: "Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы - обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня". Этот тезис особенно важен тем, кто невысокого мнения о своих возможностях (может быть, и незаслуженно!), кто считает, что он плохой оратор, слишком застенчив, не умеет аргументированно отстаивать свое мнение. Понять и стараться применить на практике методы искусства управления важно для самоутверждения и переоценки каждому человеку.
  Следует вспомнить античных философов, утверждавших, что самое трудное и самое важное - познать самого себя. Не случайно, что основное внимание в этом разделе книги уделяется методам самовоспитания, самосовершенствования. Этот раздел следует прочитать особо внимательно, примеряя рекомендации к себе, - споря, соглашаясь или отрицая их.
  Личность, с точки зрения ее социальных свойств, формируется в процессе воспитания, своей деятельности и общественных отношений. Хотя характерные психофизические особенности человека закладываются его биологической основой, но моральные убеждения, потребности, интересы, интеллектуальное развитие во многом зависят от социальной среды и собственных стремлений человека к совершенствованию, объективной оценке своих возможностей и своих недостатков. Внутренний мир человека - сложнейшая система морально-волевых, интеллектуальных и культурных качеств, система, способная не только к динамическому развитию, но иногда и к регрессу в зависимости от поставленных жизненных целей, стимулов, сознания человека и особенностей его деятельности. Несмотря на то что способность познавать новое, обучаться, стремление к достижению целей с годами падают, разумный, умственно развитый человек всю жизнь стремится через самоанализ к духовному и культурному развитию. Автор сознательно акцентирует внимание читателя на сложности духовного мира личности, системы его внешних защитных "оболочек" своего "Я" при контактах в социуме и демонстрирует целый комплекс методов его духовного развития и сохранения психического здоровья (методы самоанализа, "положительного подкрепления", "разумного самопринуждения", "защитных блокировок" и т.п.).
  Помня о значительных потенциальных, интеллектуальных и психологических возможностях человека, весьма заманчивы перспективы кардинального переустройства внутреннего, субъективного мира личности, идеи формирования "сверхчеловека". Но этот путь по раскрытию латентных физиологических и духовных способностей ведет от "высшего просветления" буддизма, идей Ницше и работ Иоганна Шульца с его теорией психической саморегуляции до бесчеловечных экспериментов в нацистских лагерях смерти и требует особой осторожности. Хотя, несомненно, духовные ценности Востока, его некоторые идеи и методы заслуживают серьезного внимания.
  В заключительной части книги автор рассматривает модели государственного и производственного управления ведущих капиталистических стран мира - Германии, США и Японии. Анализ и сравнение методов управления в этих развитых странах традиционно входят в состав многих учебников по специальности "менеджмент", но особый интерес представляет поиск подхода к формированию русской модели управления, который должен учитывать наглядные примеры и опыт европейского, американского и японского менеджмента.
  С учебно-методической точки зрения интересен поставленный в книге вопрос о методах обучения науке и искусству управления. Действительно, успех на поприще специалиста по управлению во многом зависит от способностей, даже таланта будущего руководителя, но наличие способностей практически невозможно определить у поступающего в вуз по этой специальности. Неизбежно практическая деятельность молодого специалиста внесет свои коррективы, но процент брака при этом будет недопустимо высок система и управления народным хозяйством страны получит еще не одну тысячу бездарных руководителей. Может быть, действительно профессионально следует обучать теории и искусству управления лишь после проявления человеком несомненных способностей, призвания к такому сложному и ответственному виду деятельности?
  Использование учебника В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство управления" при подготовке студентов вузов, слушателей академий и в системе повышения квалификации по специальностям "менеджмент", "управление персоналом", "маркетинг" и по другим смежным дисциплинам будет более эффективным, если теоретическая база предмета будет подкрепляться информацией о применении принципов и методов управления в производственной деятельности трудовых коллективов с организацией различных форм практических занятий.
  Впервые спецкурс "Искусство управления" был прочитан автором в 1995-1996 учебном году слушателям Академии государственной службы при Президенте РФ и Академии народного хозяйства при Правительстве России. Позже фрагменты этого спецкурса были представлены слушателям Академии Генерального штаба Минобороны России, Ташкентского государственного экономического университета и в рамках программы "Топ-менеджер" АНХ в Воронеже. Причем при разработке учебной программы специально был сделан акцент на практических аспектах науки и искусства управления, так как основной целью изучения любой дисциплины является возможность применения слушателями полученных знаний в своей практической деятельности. Прочитавший данный учебник несомненно отметит, что каждая новая часть изложенных научных концепций требует по логике изложения практических подтверждений, может служить основой для деловых игр, интересных диспутов, разбора производственных прецедентов, казусов и обмена мнениями.
  На фоне многих переведенных за последние годы книг иностранных авторов по проблемам управления, безусловно полезных и интересных, но отражающих далекий от нашей российской действительности зарубежный опыт, оригинальная и содержательная книга В. И. Кнорринга заслуживает самого глубокого внимания.
 
 О. Д. Проценко,
 проректор АНХ при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, почетный профессор Высшей школы маркетинга и общественных связей Барселоны (Испания)
 
  Вместо предисловия
  За последние годы на русский язык переведено много интересных книг, монографий, статей по теории управления, в основном американских авторов. Зачем же нужна еще одна книга об управлении? Дело в том, что все эти издания отражают иностранный опыт, основаны на анализе работы и научных исследованиях зарубежных фирм и далеко не всегда этот опыт может быть перенесен без существенных коррективов в Россию. А книги об искусстве управления вообще нет! Почти в каждом учебнике, правда вскользь, говорится о том, что управление не только наука, но и искусство. И только. Главная цель этой книги - критически интерпретировать существующие теории управления, сформулировать взамен рухнувших вместе с мечтой о социализме ленинских принципов современные принципы управления, рассмотреть практические методы искусства воздействия на личность оппонента и производственный коллектив и наметить пути формирования государственного и хозяйственного управления в России.
  Прочно утвердившиеся традиции требуют, чтобы любой учебник был обязательно скучным, тоскливо нудным, должен иметь возможно большее количество непонятных англоязычных терминов (ведь русский язык значительно беднее великого и могучего английского!), содержать подробную классификацию изучаемых явлений ("навоз бывает трех типов: жидкий, твердый и рассыпчатый") и обязан отражать только то, что уже было сказано другими. Книги Д. Карнеги или Л. Питера - досадное и легкомысленное исключение из правил. Поэтому предлагаемая читателям книга не может претендовать на роль традиционного учебника, хотя и содержит все, что включает в себя настоящий, классический учебник, и еще кое-что, выходящее за его рамки. Можно, конечно, изучать теорию и практику управления в России по книгам иностранных авторов и отправлять русских специалистов получать знания за границу, так как лучшая в мире в недавнем прошлом отечественная педагогическая литература и высшая школа оказались, по оценкам высоких чиновников, несостоятельными.
  Конечно, книга отражает жизненный, производственный и педагогический опыт автора, но основа ее - тысячелетний опыт управления, накопленный человечеством и отраженный во многих умных и интересных книгах, статьях и монографиях. Автору нужно было лишь аранжировать этот прекрасный букет из коллекции мудрых идей, тонких наблюдений и бесчисленных экспериментов - иногда поучительных, иногда и трагичных. Действительно, все есть в этом букете: экзотические, таинственные орхидеи, привычная домашняя герань, бесхитростные полевые цветы, засохшие, отмершие стебли и ядовитые, опасные плоды. Автору принадлежит лишь лента, скрепляющая этот букет, и несколько скромных цветов, выращенных им самим.
 
  Часть I
  Методологические основы управления
 
  Глава 1. Проблемы управления
  в условиях политического и экономического
  кризиса России
 
 Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
  К. Гельвеций
 
  1.1. Развал системы управления -
  основная причина политического и
  экономического кризиса в России
 
  Никогда еще за всю историю человечества народное хозяйство ни одной страны в мирное время не подвергалось такому тотальному развалу и разграблению, как достояние России за последнее десятилетие XX века.
  Останавливаются не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, капитальные вложения сократились за 1990- I994 годы более чем в три раза [28]. По данным Высшего Арбитражного Суда России, в 1995 году предприятий, объявленных банкротами и представленных на конкурс для смены профиля производства, было 305, а в 1996 году - 567. Инфляция ежегодно вытесняет за порог бедности новые миллионы и миллионы людей, постоянно сокращаются доходы населения [120], растет безработица, особенно среди молодежи, работников культуры, образовании, науки, сокращается средняя продолжительность жизни населения. Угрожающие размеры приобрел нелегальный вывоз валютных средств за рубеж, так называемое "бегство капитала" (за счет искажения реальной стоимости товаров и услуг в ходе торговых миграций, контрабандного вывоза товаров и наличных денег, драгоценностей, предметов коллекционирования и т.п.). По данным исследований [18], масштабы бегства капитала из России в млрд. долл. иллюстрируются таблицей:
 
 1992 1993 1994 1995 40- 46 20-25 29-31 28-29
  По данным Всемирного банка, в 1992-1995 годах из России, ежегодно вывозится от 20 до 46 млрд. долларов.
  И самое страшное - происходит стремительная переоценка нравственных ценностей, девальвируются понятия честности, справедливости, уважения к труду, к семье и близким, растет коррупция и криминализация общества.
  Каковы же основные причины столь глубокого политического, экономического и духовного кризиса в России? В этом вопросе существует разноголосица суждений авторитетных политологов и экономистов, но из той полифонии мнений можно выделить несколько безусловно верных нот. Называются следующие причины политико-экономического кризиса в России:
  - отсутствие научно обоснованной и согласованной программы экономического, управленческого и социально-психологического развития общества;
  - крайне низкий, дилетантский уровень культуры управления во всех сферах общественной жизни - от высших, государственных иерархических уровней до управления предприятиями, организациями и фирмами. В число важнейших факторов развития современных сложных организационно-экономических систем жизнь ввела необходимость повышения уровня организационной культуры и качества управления;
  - сложность, многозвенность организационных структур управления, их слабая адаптация к изменениям внешних условий. На государственном уровне в настоящее время насчитывается 89 региональных субъектов управления, которые существенно отличаются по социально-экономическим показателям: по стоимости основных фондов и величине промышленной продукции - в десятки и даже сотни раз, по доходам на душу населения - от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными. Кризис последних лет усугубил экономические трудности регионов, ослабил их связи с центральными органами управления и усилил тенденции экономического сепаратизма [120];
  - ложный, а иногда и корыстно продуманный акцент на управление системой распределения в ущерб первоочередным проблемам управления производством продукции и, наконец, - как следствие того, что политика стала формой сверхвыгодного предпринимательства, - алчность, корыстолюбие многих дорвавшихся до власти новых бизнесменов, безжалостно растаскивающих народное достояние, коррумпированность бюрократического аппарата и небывалый разгул преступности. "Сейчас мафия контролирует около 40% ВНП России, а в некоторых отраслях экономики (особенно в сфере услуг) практически держит все в своих руках" [9]. Необходимо обратить особое внимание на то, что все (все!) негативные стороны нашей жизни связаны с развалом систем управления и вторжением на все уровни управления малограмотных и бесчестных дилетантов.
  И одновременно - традиционно отрицательное отношение ко всякого рода реформам и к власти вообще. Наш исторический опыт показывает, что всегда реформаторские усилия встречали недоброжелательное отношение большинства, считающего, что неудачи реформ есть результат некомпетентности, эгоизма и коррумпированности власти. Так было с реформами Петра Великого и Александра II (не спасало и то, что они - помазанники Божьи), так было и с реформами Столыпина, Керенского, Хрущева, Горбачева, такой же синдром всеобщей подозрительности к реформам характерен и для нашего времени.
  Единственно радикальным способом лечения экономики "с административно-командным синдромом" и низкой управляемостью общественными процессами, в которой явно отсутствовала система развитых экономических стимулов и практически не использовался арсенал социально-психологических методов, - совершенствование систем управления всех уровней и превращение труда из подённого в свободный, движимый личным экономическим интересом и сознательной дисциплиной. Разве этот диагноз не является лучшим доказательством неотложной необходимости глубокого изучения опыта науки и искусства управления?
  И наше общество постепенно начинает двигаться по этому пути, хотя многие социологи и экономисты считают, что мы до сих пор топчемся на месте. Но зато с какой энергией топчемся, какие эмоции, страсти выплескиваются в мышиной возне политиканов! При всей сложности и противоречивости происходящих общественно-политических процессов мы имеем и принципиально важные идеологические достижения: свободу политических высказываний, переход от тоталитаризма к демократическим принципам управления, от административно-командных методов к рыночным отношениям, отказ от всеобщего агрессивного атеизма, превращение человека в полноправного субъекта хозяйственной деятельности.
  Существенным основанием для оптимистических прогнозов по реализации радикальных политических и экономических преобразований в России является ее огромный экономический и интеллектуальный потенциал. Ни одно государство в мире не располагает такими обширными сельскохозяйственными площадями и огромными запасами полезных ископаемых. В расчете на душу населения Россия имеет ресурсный потенциал в 2-2,5 раза выше, чем США, в 6 раз выше Германии и в 18-20 больше, чем Япония [28]. Россия и сейчас еще обладает большим научным, культурным и духовным потенциалом, нужно только создать условия для его разумного использования и стимулирования. К началу 90-х годов из 72 млн. работающих более четверти имели высшее или среднее специальное образование.
  Процесс реформирования экономики страны требует и серьезного пересмотра основных концепций экономической науки, всестороннего анализа достижений мировой управленческой мысли. Попытки применить иностранные экономические методы без их адаптации к российским условиям не всегда правомерны и чаще всего обречены на провал - столь, мягко говоря, специфичны эти условия.
  Нельзя и перечеркивать научное наследие советской эпохи. Несмотря на несомненную политизированность и конъюнктурную основу большинства научных исследований того времени, теоретические положения марксизма не потеряли научной ценности и их отрицание наносит существенный ущерб национальной экономической школе.
  Поиски оптимальных методов перехода к рыночной экономике привели к появлению различных программ реформирования страны (Л. И. Абалкина, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, Н. Я. Петракова, Г. А. Явлинского). В итоге научных поисков и выбора альтернативных вариантов правительством России под руководством Е. Т. Гайдара была реализована экономическая программа, основанная на монетаристской теории Милтона Фридмена (применение этой теории кабинетом М. Тэтчер в Англии и администрацией Р. Рейгана в США не дало ожидаемого эффекта). Переход к рыночной экономике сопровождался обнищанием населения, обесцениванием сбережений и резким сокращением объемов производства.
  Но важны не только научно обоснованные экономические реформы, но и понимание азбучной истины теории управления - власть и ответственность неотделимы. И политические оценки не должны зависеть только от сиюминутной ситуации, аудитории и количества выпитого.
 
  1.2. Новые требования к управлению
 
 Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.
 И. П. Павлов
 
  Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
  Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей предприятий и государственных служащих глубокого изучения современных методов и форм управления трудовыми коллективами. Функции руководителя значительно усложнились. Теперь он не только обязан думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались на уровне главка или министерства. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено, в условиях рыночных отношений оно погибнет в конкурентной борьбе. Рынок имеет в своей основе демократические принципы, так как он не может нормально развиваться без самостоятельности производителей и потребителей, без равноправия всех форм собственности и свободы выбора. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования. Для создания цивилизованного рынка не обязателен тотальный переход от государственной собственности к частной, достаточно законодательно закрепить за предприятием право распоряжаться своей продукцией и своим имуществом.
  Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные задачи, как внедрение новых технологий, организация выпуска новых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комплекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины. И еще одно новое и очень важное - риск, ответственность. Сейчас в руках руководителя и аппарата управления судьба предприятия; помогать отстающему, как было раньше, никто не будет. Ушла в прошлое такая форма социального паразитизма, как хозяйственное иждивенчество, когда государство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий. Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем: определение стратегических целей и задач управления, разработка детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные операции, координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами, постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и совершенствование мотивации действий сотрудников.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу