<< Пред. стр. 4 (из 6) След. >>
Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждый строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т.е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.Зрительный нерв имеет более 1 млн. изолированных волокон, поэтому и глаз, как сложный прибор, работает избирательно. Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и связанные с ней генетически заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вычислительными системами. В количественном смысле это сравнение показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим параллельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквивалентную современной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 м и использующей 4 т сложнейшего электронного оборудования, физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12 см х 0,01 см и весит примерно 100 MI:
Эти цифры характеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обработке информации, достигаемой в зрительной системе.
Параметры движения глаз
Для выявления рациональной техники движения глаз посмотрим, как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего медленно. Специальная аппаратура (рис. 19) позволяет детально исследовать движения глаз во время чтения.
Испытуемый читает контрольный текст, размещенный на наклонной панели. Одновременно лучи света, отражаемые от глаз, фиксируются на движущуюся кинопленку. Записи движений глаз при чтении контрольных текстов (рис. 20) показывают
различия в движении глаз при медленном чтении пяти строк текста, состоящего из 50 слов (слева), и быстром чтении за тот же период двух страниц текста объемом 700 слов (справа).
Анализируя эти и другие записи, можно заметить, что каждая вертикальная линия представляет собой фиксацию глаз в процессе чтения, во время которой и происходит непосредственное восприятие информации. Горизонтальные линии - это движения глаз между фиксациями, непродолжительные по времени. В левом фрагменте глаза движутся по строкам текста и проходят каждую из них за 10-15 фиксаций, затем взгляд возвращается к началу следующей строчки. И так повторяется 5 раз.
Процесс чтения в обобщенном виде графически представляет собой как бы параллельные лестницы, следующие одна за другой. В правом фрагменте показана запись движения глаз при скорости чтения в четыре раза выше, чем в левом. Общее число фиксаций здесь такое же, однако за тот же промежуток времени в правом фрагменте прочитано в 14 раз больше слов (две страницы текста). Сравнительный анализ этих двух записей позволяет установить следующие основные параметры
движения глаз в процессе чтения, определяющие скорость восприятия: число фиксаций глаз на 100 слов текста; число слов, воспринимаемых за одну фиксацию; длительность фиксации;
число регрессий на 100 слов текста.
Большой комплекс работ по исследованию движения глаз выполнил профессор АЛ. Ярбус. Разработанная им методика дозволяет с помощью специальной резиновой присоски с зеркалом укрепляемой к поверхности глазного яблока, фиксировать особенности движения глаз при различной умственной работе На рис. 21 показана одна из первых записей AJI. Ярбуса.
Испытуемым был студент со средними способностями чтения. Одна из записей сделана на неподвижную фотобумагу (слева внизу, а другая - на движущуюся бумагу (справа). Все 14 страниц сонета У. Шекспира студент прочел за 47 с.
Изучение движения глаз является объектом пристального внимания психофизиков, физиологов, психологов и специалистов в области нейрокибернетики.
Анализ исследований специалистов показывает, что для повышения скорости чтения необходимо: уменьшить число фиксаций глаз и их длительность; увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию; уменьшить число регрессий.
Очевидно, данным требованиям будет удовлетворять такая техника чтения, при которой глаза читающего двигаются вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центру страницы, с небольшими колебаниями вправо и влево. При традиционном, медленном чтении глаза двигаются равномерно по строкам страницы слева направо и по окончаний каждой строчки вновь возвращаются к началу следующей. При
быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути (рис.22).
Что такое периферическое зрение
Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Различные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 23.
Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.
У некоторых зверей и птиц поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что утех животных, которые обнаруживают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное Пространство с боков и позади собственного тела. У такого Животного поле зрения правого и левого глаза, взятые вместе, иногда составляют угол обозрения, близкий к 360°.
Таково например, поле зрения вальдшнепа. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько градусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны:
чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности.
Психологи убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависят от обучения.
Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом оказались широко-известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. На вкладыше, приложенном к книге, размещено 8 таблиц Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в
центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры в порядке нарастания счета за время не более 25 с. Таблицы Шульте обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20 х25 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Нам необходимо использовать все Я таблиц или изготовить их самим по образцу (рис. 24). Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.
Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким поясом зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11 -12 с, а в некоторых случаях и до 7-8 с. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном из двузначных чисел, все остальные числа отыскиваются
быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.
У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировки скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 25 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр - 60 с Как показано на рисунке, взгляд последовательным перебором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.
Рис 25. Как надо работать с таблицей Шульце. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 15-20с.
Рис 26. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульце за 8-11с.
Рис. 26 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15-20 с. И наконец, на рис 26 - пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр - 8-11 с.
При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.
Упражнения
Правила работы с таблицами Шульте
Патент России № 2123205
1. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование:
перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача: видеть всю таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой). Как это понимать? Если у вас в центре находится цифра 1, вы должны видеть цифры 7,22,3,4. Если у вас в центре цифра 8, вы должны видеть цифры 14, 21, 19, 2. Если у вас в центре цифра 10, вы должны видеть цифры 15,14,7,3итд.
Помните: отыскивать цифры - это не главное. Это не имеет существенного значения. Главное - при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры. Вот это начальное восприятие, этот начальный взгляд в центр таблицы и являются наиболее важными для тренировки периферического поля зрения. Это происходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно тогда раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таблицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы воспоминание уже известного их расположения в отдельных клетках таблицы.
2. Второй этап - исполнительный. Он предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25 (без пропуска). При работе с таблицей необходимо удерживать взгляд в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Вертикальные движения допустимы. Потеряли какую-то цифру, не можете найти, вам кажется, что ее вообще нет, - можете искать, но только вертикальным сканированием по каждой полоске, притом только боковым периферическим зрением отыскиваете контуры необходимых вам цифр.
3. Каждая найденная по порядку цифра фиксируется только взглядом без проговаривания. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т.е. примерно 30-33 см.
Рис. 27. Числовая пирамида для расширения поля зрения
4. Для тренировок используются все 8 таблиц в любом порядке. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
Использование числовой пирамиды
Числовая пирамида (рис.27) состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных Посередине. Осевые центральные числа ориентируют вас во Время выполнения упражнения. Тренировка заключается в том, что, фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, расположенные в расходящемся ряду.
Домашнее задание
1. Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами.
2. Читать ежедневно две газеты, используя только вертикальные движения глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.
3. Тем, кто еще не закончил чтение с одновременным выстукиванием ритма, продолжить это упражнение.
4. Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки". Как было показано в уроке 1, это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете "в отдельные моменты ясного сознания" отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок по таблицам Шульте усилить внимание к упражнению "Созерцание зеленой точки". Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочитайте соответствующий раздел урока 1. Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок- развитие периферического поля зрения.
5. Рекомендуем вспомнить и продолжать выполнять упражнения для глаз (см. упражнение № 3 урока 1).
Вы спрашиваете, можно ли выполнять упражнения для глаз при жалобах на зрение. Продолжать ли занятия?
Как показывает практика, упражнения нашего комплекса не оказывают отрицательного влияния на зрительную систему, наоборот, благотворно влияют на зрение. В случае сомнений или появления негативных явлений обратитесь к специалисту-окулисту для консультации.
6. В заключение прочитайте контрольный текст 5 и определите скорость чтения. Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.
Теперь запишите в тетрадь ответы на приведенные в приложении 7 десять вопросов и подсчитайте скорость чтения по известной вам формуле. Внесите результаты в свой план и график роста скорости чтения.
Текст 5 Леонтьев А.А.Мир человека и мир языка.
Объем 2700 знаков М. 1984,с.118-119.
Два слова о "модном" Фрейде
Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как-бы трехслойна. "Оно" - комплекс Инстинктивных желаний, рвущихся наружу. "Эго", то есть"я" - сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. "Супер-Эго", сверх-я - то, что сознательно усваивается человеком от других людей, -Требования общества, социальные нормы и т.д. В жизни человека действует "принцип реальности", - говорит Фрейд. Нельзя жить по законам "Оно": тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования "Супер-Эго" - мы же люди, а не автоматы! Однако "Супер-Эго" давит на нас: "Делай, как надо!" Мы не можем на практике не нарушать его требований - но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации, Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть, "Эго" вынуждено действовать на два фронта : сдерживать рвущееся вперед "Оно" и в тоже время примирять максимализм "Супер-Эго" с "естественным" стремлением сохранить природные потребности, врожденным инстинктам, Но эта картина реалистична еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. Если "Супер-Эго" отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом, а проще - личность, может их не принимать, отталкивать, хотя и вынуждено полностью к ним приспосабливаться. Такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечелове-ческими законами психики. Но "Супер-Эго" не сдержишь - вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! "Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет вводу..." Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. "Оно", то есть желания, переживания - все, что лежит за пределами разума - объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания ("Эго"), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке. Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных "Оно" никак несводимо к одним только законам био-психики человека, к неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд. И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к "Эго", "слою", лежащему между сознанием и автоматическими но бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между "душой" и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.
Итак, вы разучили комплекс упражнений для расширения поля зрения. Быстрое чтение - это всегда вертикальное движение глаз. Только в этом случае вы можете реализовать новую программу умственной деятельности, новые коды восприятия и обработки информации. Расширение поля зрения - надежный ключ к решению этой задачи.
Прежде чем приступить к очередному уроку, посмотрите ваш план-график и запишите результаты измерения скорости чтения последнего урока.
Урок 6. ЧИТАЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ГЛАЗ
Цель урока - формирование навыков чтения вертикальным движением глаз.
Что вы умеете?
Приступая к очередному уроку, проанализируем, что вы умеете сегодня, освоив пять уроков быстрого чтения.
Первое - вы хорошо усвоили первое правило быстрого чтения - читать без регрессий. При чтении любых текстов ваши глаза бегут только вперед.
Второе - вы всегда читаете по интегральному алгоритму чтения. Закончив читать текст, вы видите, представляете себе семь блоков алгоритма и проверяете их заполнение.
Третье - по окончании чтения у вас формируется доминанта - основная смысловая часть текста. Сжато и точно вы можете выразить основные мысли, идеи автора.
Четвертое - вы читаете без артикуляции. Информация обрабатывается только зрительным путем без проговаривания.
Пятое - у вас широкое поле зрения. Вы видите почти всю страницу в упражнении "Созерцание зеленой точки". Узкие газетные колонки вы читаете только вертикальным движением глаз.
Перечисленные приемы быстрого чтения, которыми вы уже владеете, составляют основу методики. Они входят главными составляющими в семь "золотых правил" быстрого чтения. Итак, вы умеете уже многое. Что же дальше? Наверное, вы уже пробовали читать вертикальным движением глаз не только газетные статьи, но и книги и потерпели неудачу Если вы еще этого не сделали, попробуйте перевернуть две страницы книги назад и читать, стараясь удерживать глаза строго вертикально, Как бы разрезая страницу подбородком посередине. Несмотря на то что текст вам уже знаком, чтения как такового все же не было. В чем причина? Хотя вы и располагаете всеми возможностями для вертикального чтения, психологически вы к нему еще не готовы. Эту задачу и выполняет новое упражнение.
"Метод штурма"
Патент России № 2128861
Что такое штурм? Это не фамилия автора упражнения. Авторы упражнения - наша научная группа. Это настоящий штурм, штурм инерции вашего мышления. Правильнее назвать это упражнение "Метод мозгового штурма". Штурм - это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек, в частности привычки читать традиционным методом. Мы много лет читали, передвигая глазами горизонтально по каждой строке. Мы привыкли так читать. Теперь же предлагают перейти на принципиально иной способ движения глаз. Вы пытаетесь попробовать, и вот здесь все ваше внутреннее "я" протестует против этого насилия: мы так не можем, мы учились совершенно иначе читать и двигать глазами. Как же решить эту задачу? Оказалось, что здесь нужно упражнение, которое в стрессовой ситуации создавало бы необходимость выполнения традиционной задачи нетрадиционными средствами. Это упражнение мы называем "Метод штурма".
В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убедили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии. Изучалось движение глаз испытуемых, предварительно обученных быстрому чтению.
Испытуемый, сидя в кресле, читал .текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешней поверхности глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала. Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения. Тексты после одного прочтения менялись. Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз. На рис. 28 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты "Правда" испытуемой С., прошедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она прочла статью в пять абзацев за 20 с, показав при этом скорость чтения 4800 знаков в минуту.
Как следует из этого рисунка, фиксация глаз и трасса взора располагаются в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле, где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение последнего абзаца заметки: траектория взора проходит по первой половине
абзаца посередине, и ключевые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется асимметричным переносом траектории движения глаз слева направо - посередине смысловых рядов.
На рис. 29 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст, состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 с. Ключевые слова
расположены на условной вертикали, проведенной через середину колонок. Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготение к смысловым рядам как "ядерной" основе. Мы видим, что М. использует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных движений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыдущей, можно судить о конечных успехах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи теперь используются как подкрепляющая обратная связь.
Из приведенных записей видно, что фиксация взора располагается именно на ключевых словах и смысловых рядах, т.е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте - "золотое ядро". Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.
Упражнение "Метод штурма" помогает освоить такую технику движения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель. Основная задача упражнения состоит в изменении программы
восприятия текста, с тем чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное остается "на потом" или не берется вовсе.
Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигураций слов, не реагируя на те участки текста, которые передают малозначащую информацию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношений, смыслов, которые конструирует сам читающий. Люди занимаются постоянно таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов. По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода "ключами", помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.
На рис. 23 мы уже видели в сопоставлении схемы движения глаз при медленном и быстром чтении. Движение глаз по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если внимательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали - то вправо, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.
Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы, идет восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами.
Но вдруг взгляд отклоняется от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором, было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко. Но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос: как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения.
Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина - избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста - вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз -один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.
В основе упражнения "Метод штурма" лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводится только 15 с. И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать глазами текст.
Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 с, которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и запомнить инструкцию. От этого зависит ваша жизнь. Максимальная мобилизация всех сил, внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали чтение...
Приведенная выше ситуация и представляет собой упражнение "Метод штурма", с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10-12 книг объемом 50-100 страниц каждая. Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.
Упражнение "Метод штурма"
Правила выполнения упражнения
1. Необходимо подготовить 10-12 книг научно-популярного характера объемом 50-100 страниц каждая знакомой тематики. Для этого упражнение нельзя использовать учебники, художественную литературу, а также книги с большим количеством формул, таблиц и фактографических данных. Желательный размер книги: 20 х 12 см.
2. Первые две-три книги необходимо предварительно разметить - провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.
3. Читать ежедневно одну книгу от начала и до конца, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15с.
4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно записать на магнитофоне отметки времени. Можно, что более предпочтительно, взять интегральное время на чтение всей книги. Например, 100 страниц прочитать за 25 мин.
5. Главное при таком чтении - строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксация глаз - их остановка и частично горизонтальные движения - допустима, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.
6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что "метод штурма" - это не способ чтения, а. только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы.
7. Каждая книга читается от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выходные данные (издательство, год издания, объем), о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.
Итак, вы начали читать книгу в режиме "метода штурма". Как надо ее читать?
Дополнительно к правилам выполнения этого упражнения предлагаем вам алгоритм чтения в режиме "метода штурма".
1. Увидеть - это значит увидеть всю страницу книги так же, как вы видите страницу в упражнении "Созерцание зеленой точки", так же, как вы видите таблицу Шульте в упражнении перед началом работы с ней. Это очень важно - охватить взглядом всю страницу сразу.
2. Найти информативный блок. Что это значит? Ваши глаза плавно и быстро скользят сверху вниз, но не строго по вертикали, а описывая плавные дуги для охвата всего поля текста.
Примерно вот так:
В процессе такого движения вы не формально двигаете глазами, а ищете самое интересное, самое важное, самое главное на этой странице. И вдруг вам показалось, что вот здесь что-то самое важное. Именно здесь и надо остановиться и выполнить третий пункт алгоритма.
3. Прочитать информативный блок, используя при необходимости и горизонтальные движения глаз. Переворачиваете страницу и уже знаете, что нужно делать дальше: нужно следить за логическим развитием той мысли, которую вы увидели на предыдущей странице. Вы можете сказать, что за пределами внимания остается многое другое. Это естественно. Потери при таком способе чтения обязательны. Наша задача - доказать принципиальную возможность чтения в таком режиме.
Очень эффективно еще одно упражнение: вы прочитали книгу в режиме "штурма" и записали ее содержание. Теперь отложите книгу и через три дня начните снова ее читать: медленно и традиционно. Вас ожидает удивительное открытие:
вам постоянно будет казаться, что вы уже знаете это, и это вы уже раньше читали. В целом окажется, что вам не надо больше ее читать. Все, что нужно, вы уже узнали при первом чтении.
Домашнее задание
1. Читать ежедневно "методом штурма" одну книгу объемом до 100 страниц. Читать без перерыва, в среднем за 25 мин. Закончив чтение, посидите, поразмышляйте. Затем письменно ответьте на вопросы: название книги, ее автор, выходные данные - и запишите доминанту всей книги в целом.
2. Обязательно провести эксперимент с отсроченным воспроизведением. Прочитать книгу "методом штурма", а через три дня снова начать ее читать традиционным способом чтения, чтобы убедиться в эффективности начального чтения.
3. Читать ежедневно две газеты, используя чтение вертикальным движением глаз.
4. Продолжать тренировки с таблицами Шульте.
5. Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки".
6. В заключение урока прочитать контрольный текст 6. Читать его необходимо как можно быстрее, используя вертикальное движение глаз. Помнить об интегральном алгоритме чтения. Искать в тексте ответы на типовые вопросы, предусмотренные блоками интегрального алгоритма. Выявить основное смысловое содержание прочитанного. Заметить общее время чтения, а затем ответить на 10 контрольных вопросов и подсчитать фактическую скорость чтения. Определить увеличение скорости чтения и сделать соответствующие пометки в индивидуальном графике учебного процесса.
"Крестьянка" Текст 6 Ns 2,1990 Объем - 4500 знаков
Сколько живем? Как живем?
"Издревле повелось считать женщин "слабым полом". Если иметь в виду их физическую силу, это правильно. Действительно, ни Власовых, ни Жаботинских среди женщин не сыскать..." Этой Цитате больше 20 лет. Тогдашние читатели восприняли ее спокойно, не подозревая о грядущей сенсации. А сенсация была тут же, буквально в следующих абзацах. Оказалось, что вопреки своему очевидному физическому превосходству, мужчины гораздо менее жизнестойки, чем женщины. Со статистическими выкладками в руках это совершенно точно доказал известный демограф профессор Б. Урланис...
...Вот лишь один показатель мужского здоровья. Правда, самый красноречивый: в нашей стране женщины живут в среднем на 10 лет дольше, чем мужчины. В других странах женщины тоже живут дольше мужчин, но такой огромной разницы нет нигде. Специалисты считают столь большие "ножницы" в продолжительности жизни тревожным симптомом мужского нездоровья.
Почему же мы, мужчины, будучи и сильнее, и крупнее женщин, на поверку оказываемся менее здоровыми? Так уж исторически сложилось. Ведь во все времена мужчине приходилось выполнять функции, связанные, с большей степенью риска. Он - добытчик, охотник, защитник, воин. В отличие от женщины, вея жизнь которой загружена постоянным кропотливым трудом, мужчине всегда было свойственно резко менять сверхактивную деятельность на пассивное времяпровождение, опасность которого особенно велика в наши времена, когда почти половина всех смертных случаев вызвана сердечно-сосудистыми заболеваниями.
...Существует и заметная биологическая предопределенность относительно меньшей продолжительности жизни мужчин". По мнению ученого В. Геодакяна, в ходе эволюции мужской пол как бы воплощает потребность биологического вида в изменчивости, в стремлении к поиску совершенствования, а женский - в стабильности, надежности, устойчивости. Можно сказать, что существа мужского пола - это авангард биологического вида, готовый изменить среду обитания, приспособить ее к своим нуждам; женский пол скорее сам приспособится к существующим условиям. Геодакян говорил "На один и тот же неблагоприятный внешний фактор мужчина и женщина реагируют по-разному. Допустим, изменился климат, как теперь говорят, стал заметно холоднее. У женщин в ответ на ото увеличивается слой подкожной клетчатки, а мужчина раздобудет теплую шкуру или оборудует жилище в пещере". Ясно, что мужской ответ на изменившиеся обстоятельства связан с большей степенью риска: добывая медвежью шкуру, недолго потерять свою голову.
Мудрая природа "учла" эту ситуацию, и потому мальчиков всегда рождалось больше, чем девочек. У нас в стране, согласно статистике роддомов, на 100 девочек - 106 мальчиков. Но уже к 30-летнему возрасту численность мужчин и женщин сравнивается, примерно к 60-65-летнему - женщин становится вдвое больше, чем мужчин. Уточню: это не только и не столько биологическая закономерность, сколько "старания" мужчин "сделать все, чтобы их не хватало".
Давайте-ка вспомним наших знакомых, ушедших за последние годы. Инфаркт, инсульт, несчастный случай, рак, тромб. Возраст - далеко до пенсии, хорошие люди, работники. Если проанализировать каждое несчастье в отдельности, то увидишь, что слепой рок -редкость. А чаще человек сам вел себя к гибели. Кому жизнь надоела. Кто не хотел делать над собой усилие, чтобы жить иначе. Кто просто не задумывался над тем, как жить.
Возможно, некоторым читателям не понравятся эти слова. Но не я придумал, что здоровый образ жизни и здоровый, оптимистичный образ мыслей не только продлевают жизнь, но и наполняют ее смыслом, интересом, духовностью. Это давно уже распознала вековая мудрость народа и подтвердили новейшие изыскания ученых, проведенные в разных странах.
Так что же значит зарядка, трезвость? Нет, я сейчас не о том. Не думаю, что нас спасет гимнастика или даже категорический и абсолютный отказ от спиртного. По моему глубокому убеждению, качать надо с иного - с познания себя как личности, с самоуважения. Ведь та война на самоуничтожение, которую мы ведем давно и упорно, идет не во имя каких-то высоких идеалов, не за землю и волю. На ее знамени начертаны лозунги безразличия к самим себе. Да, нас десятилетиями приучали к тому, что план надо выполнять любой ценой, что личным надо жертвовать ради общественного. Ну, а если человека приучали по делу и без дела жертвовать собой, то было бы странно, если бы он собой дорожил, если бы высоко оценивал значимость своего здоровья, своей судьбы.
Правда, этому многолетнему идеологическому напору противостоят здравый смысл и чувство ответственности за свою семью, за детей.
Статистика показывает, что семейные мужчины живут дольше одиноких холостяков и гораздо реже становятся жертвами несчастных случаев. Выходит, спасателями сильного пола становятся фактически малолетние дети и женщины. Может быть, именно к ним обращен призыв профессора Б. Урланиса "Берегите мужчин"
Мне кажется, мужчины должны позаботиться о себе сами. Человек, осознавший свою самоценность, осмысливающий уникальную неповторимость факта своего рождения, со всей серьезностью отнесется и к своей судьбе. Позаботится об образовании,
о том, чтобы стать хорошим специалистом, о том, чтобы заслужить уважение окружающих хорошей работой, порядочными поступками, привлекательным внешним видом. Когда мы наконец покончим с позорным пренебрежением собой, только тогда и задумаемся о том, как, какими средствами укрепить свое здоровье.
С. Шенкмам
Итак, вы изучили пятое "золотое правило" быстрого чтения: читать вертикальным движением глаз. Пытаясь использовать вертикальное движение глаз, вы сталкиваетесь с трудностями. которые определяются главным образом нашей психической неподготовленностью. Сломать этот психологический барьер. доказать самому себе реальную возможность осуществления иной техники движения глаз - вот задача упражнения "Метод штурма". Для тех, кто испытывает трудности при чтении книги в режиме, "метода штурма", мы рекомендуем дополнительное упражнение, которое называется "б0 + 15".
Упражнение "60 +15"
1. Созерцать страницу книги б0 с (1мин). В процессе такого созерцания разрешаются любые движения глаз: волнистое, овальные, какие угодно, кроме горизонтальных. Время созерцания можно увеличить до 2-3 мин. Максимально - 3 мин.
2. В процессе созерцания найти на странице информативный блок.
3. За 15с прочитать найденный информативный блок. И так вы поступаете с каждой страницей книги. Сначала затрачиваете 2-3 мин, потом 1 мин. Затем убеждаетесь в том, что и 1 мин много. Взглянув на страницу, вы сразу же находите информативный блок. Вы переходите к режиму настоящего "метода штурма", затрачивая на чтение страницы 15с. Упражнение "б0 + 15" является промежуточным упражнением. Оно создаст предпосылки для перехода к упражнению "Метод штурма".
Урок 7. ВНИМАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ
Цель урока - овладеть комплексом упражнений, воздействующих на развитие внимания, организацию и управление им.
Внимание - катализатор чтения
Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов человеческой деятельности. Внимание -один из признаков воли. Степень сосредоточения, или организации внимания, есть показатель скорости чтения.
По образному выражению К.Д. Ушинского, "внимание есть .именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира".
Итак, внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.
Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие навыков умственной концентрации, сосредоточения. А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.
С точки зрения физиологии, согласно учению И.П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция). И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.
Таким образом, в каждый момент в коре головного мозга думающего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. "Если бы можно было, - говорил ИЛ. Павлов, - видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".
Именно этому "светлому пятну", которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т.е. эффект сосредоточения.
Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый АА Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Он как бы привлекает к себе все побочные возбуждения, поступающие в мозг, благодаря чему в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, действующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А.А. Ухтомский" очаг оптимальной доминантной возбудимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных раздражителей.
Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуть!, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной работе. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (например, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вялости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражители в течение продолжительного времени).
Правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внимания при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.
На рис. 30 показаны три способа организации внимания на занятиях. Восприятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50% - прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован водном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослушанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают
весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают обращение к педагогу), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы - запись усвоенного на "языке собственных мыслей".
Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.
Три вида внимания
Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т.е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного "серого" фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывают громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример:
за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траекторию прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно - результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как се выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.
Послепроизвслъное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удастся удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения, и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное - от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя - его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время. ' Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т.д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание падает.
Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.
Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.
Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения - чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста (рис. 31). Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.
Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.
Отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и .волевых усилий. Внимание - своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.
Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.
Показатели внимания при чтении
Основные причины невнимательности
Многие часто жалуются на рассеянность: "Не обратил внимания", "Отключился и не слышал". Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно -снисходительно, не придавая этому серьезного значения.
Но в работе вам бывает известна высокая "цена" такой рассеянности. "Пробежал глазами" - и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснение учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.
Мнимую рассеянность иногда называют "профессорской". Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает "мимо ушей", не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность - это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.
Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.
Иногда бывает трудно определить, за счет какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельные свойства, а целостную характеристику его личности.
Что такое наблюдательность
Порой встречаются люди, просто не привыкшие быть внимательными с детства. Они смотрят вокруг, но мало что видят. Здесь мы сталкиваемся со второй причиной рассеянности отсутствием привычки наблюдать. Если ваших товарищей попросить подробно, в деталях вспомнить и описать что-то по памяти (например, посещение актового зала, где обычно проводятся собрания), то выяснится, что на некоторые детали они просто не обращали внимания. Вспомним, как Шерлок Холмс "экзаменовал" своего друга доктора Ватсона:
- Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
- Часто.
- Как часто?
- Ну, несколько сот раз.
- Отлично, сколько же там ступенек?
- Сколько? Не обратил внимания.
- Вот-вот. Не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал".
Можно возразить, что на уроке это не нужно и на занятиях в институте никто не ставит подобной задачи. И что не следует перегружать свою память и внимание массой несущественных деталей. Все это так. Однако для успешной учебы, для сокращения времени, которое вы тратите при выполнении домашних заданий, внимательность и наблюдательность в любых, в том числе и в самых неблагоприятных обстоятельствах, особенно нужны и должны стать привычкой, чертами вашего характера, свойствами личности.
Внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это выражается не только в способности замечать, но активно реагировать на психическое состояние окружающих вас людей, быть чутким к ним. Внимательность накладывает отпечаток на протекание всех познавательных процессов и умственную деятельность в целом, положительно сказывается на ее результатах.
Психогигиена внимания
Способность к поддержанию активного внимания связана и с состоянием нервной системы человека. Поэтому третью причину невнимательности мы обозначим как нарушение психогигиены внимания. Здесь речь пойдет о его психофизиологических основах.
Как мы уже отмечали ранее, физиологической основой внимания является повышение уровня возбуждения в определенных
участках головного мозга - возникновение так называемой доминанты. Как утверждают специалисты, наличие очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная роль внимания в познавательных процессах.
Человек, с детства привыкший работать в идеальных, "тепличных" звуковых условиях, не сможет некоторое время полноценно заниматься в зале публичной библиотеки: его постоянно будут отвлекать проходящие мимо люди, их тихий шепот и т.п. И напротив, после большой комнаты, где находилось в группе продленного дня еще много других ребят, заниматься в "тепличных" условиях вам будет мешать тишина.
А если в комнате, где вы занимаетесь, звучит тихая музыка, то работается лучше или труднее? Большинству людей тихая музыка помогает сосредоточить внимание.
Интересно отметить, что эта закономерность широко использовалась в Древней Греции, в философской школе Аристотеля, получившей название "перипатетиков", или "прогуливающихся", .поскольку обучение там происходило во время прогулок. Основатели этой школы полагали, что физическая активность отражается на сосредоточенности внимания, на интеллектуальной деятельности. Когда "тело разогрето прогулкой", то и "мысль становится живее".
Сопутствующие привычные движения, не требующие к себе пристального внимания и большого напряжения сил, положительно влияют на работоспособность, на сосредоточенность внимания. И.П. Павлов писал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима минимальная сумма раздражении. Вот почему трудно длительно сохранять сосредоточенность внимания в полной тишине, в пассивном, бездеятельном положении тела. Вниманию не хватает "подкрепляющих" впечатлений.
Еще раз подчеркнем, что сопутствующие, параллельные движения должны быть автоматическими, а звуковые впечатления не должны привлекать внимания своим содержанием.
Как управлять своим вниманием
Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда нe теряет своей актуальности.
Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимообусловленности и взаимосвязи овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л.С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению представляет собой более высокую ступень личностного развития.
В организации внимания велика роль тренировки. Прежде чем перейти к рассмотрению упражнения по тренировке внимания, нам хотелось бы подчеркнуть одно важное обстоятельство. Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.
Помните, три месяца - это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, вы заметите некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.
А теперь давайте проведем анализ вашего внимания по наиболее важным показателям:
концентрация внимания;
устойчивость внимания;
распределение внимания,
переключение внимания;
объем внимания.
Концентрация внимания
Известно, что качественно, т.е. точно, быстро и аккуратно выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собранны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.
Из курса физики вам знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.
Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 с, максимум - 90 с. После этого срока внимание рассредоточивается и "собрать" его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим.
Таким образом, концентрацию внимания можно определить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.
Устойчивость внимания
Особое значение для достижения успеха в быстром чтении, . помимо концентрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
В одной из индийских сказок рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объявил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали молоко. "Это не министры", - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. "Это министр", -сказал магараджа.
Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате периодически "слышатся" то тише, то громче, будто бы изменяют свой звук. Это пример естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследования показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с периодом в среднем около 10-12 с. Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и относятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами).
Распределение внимания
Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.
Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходима в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Биограф Н.Г. Чернышевского А.П. Примаковский пишет: "Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для "Современника", одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого "Всемирной истории" Шлоссера.
Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ, с тем чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.
Переключение внимания
В числе важнейших для чтения свойств внимания также следует выделить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств предмета на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.
Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от одной деятельности к другой, для других требуется время и затрата определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между содержанием предшествующей деятельности, а также отношение к ней: чем более значима и менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.
Объем внимания
На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, "схватить" при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор - тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов "тахис" - "быстро", "скопео" - "смотрю"). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными словами, объем внимания -это широта той области, на которую оно может быть распространено.
Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить вам, что внимание является общим свойством психики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической деятельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания "оказывается" невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его внимание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а именно на объекте деятельности. Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психических процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражении, не связанных с объектом внимания.
Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности индивида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудовой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость.
Для получения длительного устойчивого внимания необходимо, как минимум, учесть два условия. Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет ваше общее самочувствие. Так, при значительном перенапряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, понижение так называемой помехоустойчивости, вы чаще отвлекаетесь на побочные впечатления, становится труднее длительно удерживать свое внимание на определенном занятии.
Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмысления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемое(tm) и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсутствие новизны в получаемых сведениях способно притупить внимание воспринимающего информацию.
Предлагая упражнения, выбранные нами из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца - это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты. Вот что писала одна из участниц экспериментальных курсов быстрого чтения: "Никогда не думала, что тренировки внимания так много дадут мне, и не только для чтения. Раньше очень трудно было заставить себя читать нужную мне книгу в течение часа. Постоянно что-нибудь отвлекало. И я сама с удовольствием на эти "отвлечения" откликалась. Теперь же очень просто, как бы внутренне приказываю себе "работать, это очень мне нужно". И незаметно для себя увлекаюсь самой работой. Чтение даже неинтересной книги становится вдруг захватывающе интересным. Заметила также, что на службе в конструкторском бюро мне очень просто отключиться от внешнего мира и целиком уйти в выполняемую работу".
Упражнения
Шесть самых эффективных упражнений для тренировки внимания
Патент России № 2123726
1. "Созерцание зеленой точки".
Вы уже длительное время выполняете это упражнение и убедились в его эффективности. Здесь нам хотелось бы напомнить, что главная задача этого упражнения - достижение "ясного сознания" - решается тем проще и скорее, чем более внимательно и сосредоточенно выполняется предшествующий ему этап. Постоянный контроль своего состояния как раз и является тем мощным обучающим фактором, который поможет решению этой задачи.
2. "Пальцы".
Сядьте удобно в кресло или на стул. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые две недели выполнять упражнение по 5 мин, затем 10 мин. Постепенно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания о в чистом виде" благодаря бессмысленности вращения пальцев.
Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, мысли заняты совершенно другим.
3. "Стрелка".
Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаруживаете, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. После освоения этого режима переходите на ежедневное наблюдение за движением минутной стрелки в течение 5 мин. И, наконец, наиболее сложный режим выполнения этого упражнения -15 мин. следить за движением часовой стрелки.
4. "Домино".
Упражнение выполняется с фишками домино. Возможно использование игральных карт. Задание: за 10 с посмотреть и запомнить комбинацию вначале из двух фишек домино, после освоения этого упражнения используется четыре фишки, а затем шесть фишек домино.
5. "Изучение предмета".
Порядок выполнения: взять простой, несложный предмет и в течение двух минут изучать его. Затем записать результаты изучения. После этого сравнить записанное с реальными признаками объема. Вы убедитесь в неполноте ваших записей. Это упражнение - показатель степени управления вашим вниманием.
6. "Чтение неинтересной книги".
Что мы обычно читаем? Что нам нужно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным и неинтересным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас заинтересовало, увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас неинтересная. Внимание становится после-произвольным. Умение "втягиваться" в любую работ)?, даже самую неинтересную, сделать ее любимой - огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.
Домашнее задание
1. Продолжать упражнение "Метод штурма". Тем, кто еще не закончил это упражнение, дополнительно приступить к выполнению упражнения "60 + 15", если есть необходимость г, этом.
2. Читать ежедневно две газеты, используя вертикальное движение глаз, и дополнительно к этом}7 вы можете подключить еще один журнал научно -популярного, общественно-политического, научно-художествснного характера.
3. Продолжить тренировки с таблицами Шульте.
4. Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки".
5. Приступить к тренировке упражнений на внимание в следующем порядке. Ежедневно выполнять три упражнения: "Созерцание зеленой точки", "Пальцы", "Стрелка". Попеременно через день выполнять упражнения: "Изучение предмета", "Домино", "Чтение неинтересной книги".
6. В заключение этого урока вам необходимо прочитать контрольный текст 7 и измерить, как обычно, скорость чтения. Результаты чтения текста 7 внесите в бланк (см. приложение 1).
-Агропромышленный комплекс Текст 8
России", №2, 1988г. Объем - 4600 знаков
"Тройка"
Современники называли его "Некрасовым живописи". Подобно некрасовской, муза художника Василия Григорьевича Перова всегда была "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков...". На его картинах с невиданной дотоле силой находила отражение горькая жизнь простых русских людей, обреченных на нищету, бесправие, непосильную работу. Произведения, вышедшие из-под кисти Перова, не предназначались для умиротворенного созерцания и любования - они нарушали покой, будили гражданскую совесть, вызывали стремление бороться за лучшую долю.
Особенно болело сердце художника за судьбы детей, вынужденных сызмальства идти "в люди", за грошовые заработки надрываться на заводах и фабриках.
Каждый раз, встречая несчастных, голодных ребятишек, Василий Григорьевич долго не мог успокоиться. Ему казалось, что в его произведениях нет той силы, которая заставила бы людей плакать злыми слезами, гневно сжимать кулаки. Все больше и больше им овладевала мечта написать картину, посвященную только детям, все яснее начинал он ее видеть. В бессонные ночи ему мерещилась зимняя, вьюжная улица, как бы отгороженная от людей, от городской суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, вверх по улице дети везут на салазках огромную бочку с водой. Они выбились из сил, ледяной ветер проникает сквозь их ветхую, дырявую одежду, но они все идут, тянут тяжеленную поклажу. Бочка едва не соскользнула с обледенелых саней - хорошо, что случайный прохожий удержал ее сзади.
По утрам Перов выходил из дома и подолгу бродил по московским улицам, наблюдал, делал наброски, мучительно размышлял, нащупывал композицию, которая никогда не давалась ему легко. Он уже знал: детей будет трое. Картину так и назовет: "Тройка. Ученики-мастеровые везут воду". Но пока Василий Григорьевич написал только двух ребятишек, а вот образ третьего никак не мог найти.
"Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался, - писал позднее Перов в рассказе "Тетушка Марья" (он был и талантливым писателем). - Однако раз весной, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день Я как-то бродил близ Тверской заставы... В опустелом сторожевом доме с заколоченными окнами, на полуразвалившемся крыльце я увидел большую толпу усталых пешеходов. Иные из них сидели и пережевывали какое-то подобие хлеба, другие, сладко заснув, разметались под теплыми лучами блестящего солнышка. Картина была привлекательная! Я стал вглядываться в ее подробности и в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика. Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал".
Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать мальчика: она боялась, что это великий грех. И только за хорошую плату она наконец согласилась прийти в мастерскую.
Двенадцатилетний паренек позировал спокойно. Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая на самом деле оказалась гораздо моложе, чем предполагал поначалу художник, тихо рассказывала, что похоронила мужа, детей и что у нее остался только Васенька - единственная ее радость.
Вскоре после этой встречи картина была окончена и предстала перед зрителями на одной из выставок. Перенесенная на полотно такая обычная для московских улиц той поры сценка, по отзывам современников, "разрывала сердца". "Кто из нас, - писал критик В. Стасов, - не знает "Тройку" Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице, на салазках, громадный чан с водой?.. Выражение безысходных страданий, следы вечных побоев нарисовались на их усталых бледных личиках;
целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжком повороте их голов, в измученных глазах..." Художник намеренно приглушил колорит картины, использовал в основном темные тона, вызывающие тревожное настроение, боль.
"Тройку" купил Павел Михайлович Третьяков. А через несколько лет на квартиру Перова пришла однажды какая-то старушка. Художник сначала не узнал ее: так она изменилась! Гостья долго не могла произнести ни слова: не переставая, плакала. Потом рассказала, что сын ее умер от оспы, а она, схоронив его, распродала свое нехитрое имущество, проработала зиму у барина, скопила немного деньжонок и вот теперь пришла, чтобы купить картину, "где был списан ее сынок". Поров ответил, что картина ему уже не принадлежит, но посмотреть ее можно, и повел старушку в галерею Третьякова.
"Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину, - вспоминал Перов. - Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее, всплеснула руками, "как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" - И с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол..." Василий Григорьевич пообещал тетушке Марье написать портрет ее сына и послать ей в деревню, записал ее адрес. Через год свое слово он сдержал. В ответ получил благодарное письмо, в котором сообщалось, что она "лик Васеньки повесила к образам и молит Бога о его упокоении". "Вот прошло добрых пять или шесть лет, а и доныне нередко передо мной проносится образ маленькой старушки с ее маленьким личиком, изрезанным морщинками, с тряпицей на голове и с заскорузлыми руками, но великой душой". Так Перов заканчивает историю, связанную с его бессмертной "Тройкой".
Т. Иванова
Мы рассмотрели содержание такого важнейшего параметра Психической деятельности человека, как внимание. Внимание -категория сложная. Ее трудно уловить. Почему? Потому что внимание не является самостоятельным психическим процессом, подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы не можем быть просто внимательными, независимо от восприятия, мышления, запоминания. Сложен и процесс тренировки внимания, управления им. Не случайно в нашей комплексной программе интеллектуального и духовного развития личности задачу достижения настоящего управления вниманием мы относим только на третью ступень, в программу "Ультра-рапид". В этой программе мы достигаем совершенства и называем это сверхвниманием. Но начинать выполнение этой задачи надо сегодня. Изучив шесть упражнений по тренировке внимания, вы убедитесь в том, что она важна не только для чтения. Все виды деятельности требуют прежде всего внимания и умения своим вниманием управлять.
Урок 8. ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ. ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ
Цель урока - изучить и эффективно использовать параметры памяти.
Что такое память?
Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на личном веществе мозга, как на глине или воске.
Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти - важнейшей функции головного мозга - получены лишь в последние десятилетия. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге, некоторые из них получили экспериментальное подтверждение.
Одна из гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии - выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой гипотезе, тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т.е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул "кирпичиков" - нуклеотидов.
Другая гипотеза связывает запоминание с возрастным разрастанием нервной ткани - отростков нервных клеток (нейронов) - и образованием в мозге многонсйронных сетей памяти. Эта гипотеза также придает исключительное значение процессам синтеза РНК и белка в нервных клетках, но не потому, что в них кодируются следы памяти. По мнению ученых, интенсивная деятельность нервных клеток, как и других клеток организма, сопровождается энергетическим расходованием белков и их восполнением в процессе биосинтеза. При определенных условиях синтез белков начинает преобладать над их распадом, клетка начинает расти. Подобная для всех живых клеток закономерность в нервных клетках проявляется в виде роста отростков нейронов и их тончайших разветвлений, вступающих в связь с отростками других нервных клеток.
Этот процесс и лежит в основе образования следов памяти только что образовавшейся молодой нервной сети. Понятно, что подавление или усиление синтеза РНК и белка должно ухудшать или улучшать возрастную память в той мере, в какой эти воздействия замедляют или ускоряют рост отростков нейронов.