<< Пред.           стр. 10 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  Для быстрого и полного расследования и обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков, установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так и для всего производства по делу.
  В УПК установлены сроки задержания (ст. 122), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения (ст. 90), предъявления обвинения (ст. 148), допроса обвиняемого (ст. 150), применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст. 97), принятия прокурором решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (ст. 214).
  Закон устанавливает начальный и конечный сроки предварительного следствия и порядок его продления.
  В соответствии со ст. 133 УПК предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по Делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок
 
  включается и время принятия прокурором решения по делу (пять суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.
  Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор группы войск, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия до шести месяцев.
  Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителями.
  При необходимости продления сроков предварительного следствия установлен следующий порядок.
  В случае возбуждения ходатайства о продлении срока следствия перед прокурором субъекта Российской Федерации - республики, края, области, автономной области, автономного округа, уголовное дело вместе с постановлением о возбуждении ходатайства направляется за семь дней до окончания срока следствия. При этом постановление должно быть подписано как следователем, так и надзирающим прокурором. В тех случаях, когда ходатайство о продлении срока возбуждается перед Генеральным прокурором Российской Федерации, дело направляется ему с соответствующим ходатайством не позднее чем за десять дней до окончания истечения срока следствия.
  Вопрос, связанный с установлением срока следствия при возвращении дела на дополнительное расследование или при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному делу, решается прокурором, осуществляющим надзор за расследованием данного дела в пределах одного месяца. Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях и в порядке, о котором было сказано выше.
  Если по делу, по которому решается вопрос о продлении срока предварительного следствия, обвиняемый находится под стражей, вопрос о сохранении и продлении этой меры пресечения решается по правилам, установленным ст. 97 УПК.
 
  Соединение и выделение дел
  Как правило, по каждому совершенному преступлению проводится отдельное следствие, чем обеспечивается всесторонность, полнота и объективность, а также быстрота расследования. Вместе с тем в интересах установления истины закон допускает соединение в одном производстве дел по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений или же дел по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а равно в заранее не обещанном укрывательстве этих же Преступлений (ч. 1 ст. 26 УПК).* Вместе с тем по указанию прокурора может иметь место и выделение дела в отдельное производство. Выделение дела допускается в отношении лица или лиц при установлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, и при условии, что выделение дела не может повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования и разрешения дела. Закон требует, в частности, чтобы при наличии возможности было выделено в отдельное производство дело о несовершеннолетнем, участвовавшем в преступлении вместе со взрослым (ч. 1 ст. 396 УПК). Выделяется, по правилу ст. 26 УПК, в отдельное производство дело в отношении одного из обвиняемых, если он возражает против высказанного остальными обвиняемыми ходатайства о направлении дела в суд присяжных (ст. 425 УПК).**
  _____________________
  * По указанию Генерального прокурора РФ № 15-26 1991 г "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законов, регулирующих сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей", при соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчисляется с того дела, которое было возбуждено ранее других В общий срок по объединенному делу включается суммарное календарное время расследования по всем делам При этом отрезки времени, которые совпадают, учитываются один раз. Например, первое дело возбуждено 10 марта и приостановлено 10 мая, другое соответственно 20 марта и 20 мая Срок следствия по объединенному делу составляет два месяца 10 дней
  ** ВВС РФ 1997. Х° 1 С. 22.
 
  Как соединение, так и выделение дел оформляется мотивированным постановлением, в котором должно содержаться указание на то, какие именно материалы - в подлинниках или копиях соединяются или выделяются. При приобщении материалов в копиях или ксерокопиях их подлинность должна быть удостоверена в установленном законом порядке.*
  __________________
  * Там же № 7. С. 11
 
 
  Недопустимость разглашения данных предварительного следствия
  Требования быстроты и оперативности предварительного следствия исключают широкую гласность при его производстве. Разглашение данных, добытых следователем, может повлечь за собой утрату необходимых доказательств, дать возможность скрыться лицу, совершившему преступление. Такое разглашение может нарушать права и законные интересы участников данной стадии (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и др.). Поэтому данные, добытые следствием, могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным (ст. 139 УПК). При этом средства массовой информации и журналисты вправе предавать гласности данные предварительного следствия, если на то имеется письменное разрешение прокурора или следователя.
  Обеспечивая надлежащие условия ведения расследования, закон наделяет следователя правом в необходимых случаях предупредить потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика, эксперта, специалиста, понятых и других лиц, присутствующих при выполнении следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных, добытых в ходе предварительного следствия. От этих лиц отбирается соответствующая подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 У К. Для обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных лиц их анкетные данные и сведения о месте проживания в необходимых случаях не предаются огласке при ознакомлении с материалами дела обвиняемого. Отсюда, однако, не следует, что гласность в процессе расследования полностью исключена. Следователь вправе обращаться к населению за содействием, информировать о совершении того или иного преступления. Обращения, а также сообщения составляются с учетом того, что дело еще не окончено производством, что преждевременное разглашение определенных сведений может воспрепятствовать установлению истины и успешному осуществлению задач данной стадии процесса.
  Использование научно-технических средств при расследовании преступлений
  Успешное расследование преступлений невозможно без применения научно-технических средств. Применение этих средств должно быть законным и этичным и не нарушающим гарантированные законом права и интересы граждан.
  Следственные работники оснащены определенной криминалистической техникой. Применяются киносъемка и звуковидеозапись, судебно-оперативная фотография и другие средства фиксации и изъятия следов.
  Закон определяет условия и порядок применения научно-технических средств, в частности звукозаписи.
  Согласно ст. 141 УПК звукозапись производится при допросе обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего по решению следователя либо по просьбе этих лиц. Решение о звукозаписи принимает следователь. Перед началом звукозаписи он ставит об этом в известность допрашиваемого.
  Звукозапись должна отражать весь ход допроса, а не его отдельные фрагменты. Запрещается повторять специально для записи ранее данные показания в ходе того. же допроса. По окончании звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому. Подлежат звукозаписи дополнительные показания, данные допрашиваемым после ознакомления с содержанием фонограммы. Звукозапись заканчивается заявлением допрашиваемого, удостоверяющим ее правильность. Наряду с применением звукозаписи показания заносятся следователем в протокол допроса. Этот протокол должен содержать отметку о применении звукозаписи и подтверждение уведомления об этом допрашиваемых, сведения о технических средствах и условиях звукозаписи, заявление допрашиваемого по поводу применения звукозаписи, отметку о воспроизведении звукозаписи допрашиваемому, удостоверение правильности протокола и звукозаписи следователем и допрашиваемым. Фонограмма допроса хранится в деле и опечатывается по окончании следствия.
  Если звукозапись показаний воспроизводится при производстве какого-либо другого следственного действия, об этом делается соответствующая отметка в протоколе.
  При использовании научно-технических средств следователь вправе воспользоваться помощью специалиста. По требованию следователя специалист обязан участвовать в производстве соответствующего следственного действия, используя при этом свои специальные знания и навыки. Специалист вправе обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением доказательств, давая пояснения по поводу выполненных им действий, а также делать соответствующие заявления, подлежащие занесению в протокол (ст. 133 УПК).
 
  Порядок производства и оформления процессуальных действий следователя
  Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления постановлений и протоколов.
  Постановление - решение следователя по наиболее важным вопросам, возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признании участников процесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производство экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о применении мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения, о приостановлении или прекращении производства по делу и т.д.
  Протокол - документ, отражающий порядок, содержание и результаты того или иного действия следователя. Протокол составляется при производстве действий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске, освидетельствовании, следственном эксперименте и др.). Кроме того, посредством протокола фиксируется выполнение следователем действий, связанных с реализацией прав и законных интересов участников данной стадии (протоколы ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей; обвиняемого с материалами оконченного следственного производства). Закон определяет необходимые реквизиты, которые должны содержаться в протоколе, такие, как место, время составления, участники того действия, по поводу которого составлен протокол, содержание самого действия, полученные результаты. В том случае если производство действия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этом также должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаются фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы, слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть удостоверен подписями следователя и всех лиц, участвующих в производстве соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на запись в протокол.
  Итоговым решением следователя при направлении дела в суд является обвинительное заключение.
  Законность производства действий следователя обеспечивается посредством участия в них переводчика и понятых.
 
  Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ст. 134 УПК). Невыполнение этого правила представляет собой существенное нарушение уголовно-процессуального закона, последствием которого является возвращение дела следователю.*
  __________________
  * ВВС РФ. 1993. №4. С. 11.
 
  Перед началом действия, в котором должен участвовать переводчик, следователь разъясняет ему права, обязанности и ответственность за неправильный перевод. Участвуя в производстве того или иного действия, переводчик вправе задавать участникам этого действия вопросы с целью уточнения перевода, знакомиться с протоколом этого действия, делать замечания в случае неточности фиксации его перевода, обжаловать действия следователя, нарушающие его права.
  При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, предъявления для опознания, следственного эксперимента должны присутствовать понятые, т.е. посторонние, не заинтересованные в исходе дела лица в числе не менее двух. Понятые должны удостоверить факт, содержание и результаты проведенного действия. По поводу этого действия они вправе делать замечания, которые подлежат занесению в протокол. Перед началом самого действия следователь должен разъяснить понятым их права и обязанности (ст. 135 УПК). Впоследствии понятой может быть допрошен о правильности проведенного действия и его результатах. Поэтому в качестве понятых не должны привлекаться иные участвующие в деле лица, а также сотрудники органа, в чьем производстве находится данное дело.
  Соблюдение всех этих правил имеет тем большее значение, если учесть, что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и установления иных обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК (ч. 3 ст. 69 УПК).
  Принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений
  При производстве предварительного следствия следователь выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и по возможности принимает меры к их устранению. Действенной мерой такого рода является представление.
 
  При установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, следователь вносит в соответствующее учреждение, общественную организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты надлежащие меры и о результатах сообщено следователю (ст. 140 У ПК).
  Представление является процессуальным актом, в силу чего все содержащиеся в нем выводы должны быть основаны только на доказательствах, добытых путем производства следственных действий. Поэтому такое представление выносится в тот момент производства по делу, когда собраны достаточные доказательства, на основе которых может быть сделан соответствующий вывод. Обстоятельства, указывающие на необходимость немедленного реагирования на выявленные причины и условия, могут обязать следователя безотлагательно внести представление, не дожидаясь окончания следствия по делу.
  Участие защитника на предварительном следствии
  Осуществлять защиту на предварительном следствии вправе адвокат - по предъявлению ордера юридической консультации, а также представитель профессионального союза или другой общественной организации - по предъявлению соответствующего протокола и документа, удостоверяющего его личность (ч. 4 ст. 47 УПК). К последним относятся представители лишь тех общественных организаций, которые являются таковыми в точном смысле этого понятия. Ни члены правовых кооперативов, юридических бюро и товариществ, ни лица, осуществляющие оказание юридической помощи по лицензиям, представителями указанных общественных организаций не являются и, следовательно, не могут участвовать в качестве защитников на предварительном следствии. В соответствии с ч. 5 ст. 47 УПК они могут быть допущены в качестве защитников не обвиняемого, а подсудимого на правах "иных лиц" по определению суда или постановлению судьи.*
  Участие названных представителей в предварительном следствии - существенное нарушение права обвиняемого на защиту.** В случае, когда участие защитника на предварительном следствии обязательно, представитель общественной организации участвует наряду с адвокатом, а не вместо него.***
  _________________
  * БВС РФ 1993 № 6. С. 6.
  ** Там же X" 1. С. 14.
 
  *** БВС РФ. 1998. № 3. С. 15.
 
 
  С момента допуска к участию в деле защитник вправе присутствовать при предъявлении обвинения. Соответственно, следователь обязан разъяснить обвиняемому его право избрать себе защитника, при необходимости с согласия обвиняемого довести это до сведения его родственников или близких лиц, которые могли бы выполнить вместо обвиняемого эту обязанность.
  Защитник вправе участвовать в допросе обвиняемого и в иных следственных действиях, проводимых с его участием, а также знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с участием обвиняемого или самого защитника, с документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться обвиняемому. Он может задавать вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей в протоколе следственных действий. В случае повторного проведения указанных действий следователь не вправе отстранить защитника от участия в них. Закон не предусматривает участие защитника лишь в тех следственных действиях, которые проводятся без участия обвиняемого.
  С момента допуска к участию в деле защитник вправе иметь с обвиняемым свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.
  В той мере, в какой участие защитника на стороне обвиняемого носит добровольный характер, замена защитника, приглашенного обвиняемым или уполномоченным на то лицом, может быть произведена только с ведома и согласия обвиняемого. Обвиняемый вправе отказаться от защитника как до, так и после вступления его в дело, и эта просьба подлежит удовлетворению, если она носит добровольный характер и выражена в прямой и ясной форме. Следует заметить, что число документов, с которыми защитник может знакомиться до окончания предварительного следствия, значительно ограничено. Подобное ограничение обусловлено реальными условиями производства предварительного следствия, в частности требованиями ст. 139 УПК.
  Надзор прокурора за исполнением законов при производстве предварительного расследования
  Одной из основных отраслей деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Надзор за исполнением законов в этой стадии органически сочетается с уголовным преследованием, а также координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.*
  ______________________
  * См Положение о координации деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. // РГ 1996 5 мая
 
  Закон "О прокуратуре РФ" возложил на прокуроров ответственность за исполнение законов не только в деятельности органов дознания и следствия, но и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 29 Закона "О прокуратуре").
  Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия (ст. 1 Закона "О прокуратуре РФ").
  Существенное значение в этом отношении имеет предоставление прокурору права надзирать не только за расследованием, но и за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ").
  В частности, органы дознания доставляют следователю разнообразную информацию, относящуюся к уголовным делам, и чрезвычайно важно, чтобы эта информация была получена законными средствами (ст. 8, 21 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности").*
  ___________________
  * СЗ РФ 1995. № 33. Ст. 33, 49.
 
 
  Прокурор вправе лично произвести предварительное следствие по любому делу или поручить его расследование подчиненному прокурору или соответствующему следователю (ст. 31 Закона "О прокуратуре РФ").
  Полномочия прокурора по надзору за исполнением закона при производстве предварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами (ст. 30 Закона "О прокуратуре РФ").
  По своему характеру эти полномочия носят властно-распорядительный характер: прокурор не только выявляет допущенные нарушения закона, принимает меры к их устранению, но и непосредственно устраняет эти нарушения.
  Указания органам дознания и предварительного следствия, данные в порядке, предусмотренном законом, в связи с расследованием уголовных дел, являются обязательными. Только по вопросам, названным в ч. 2 ст. 127 У ПК, следователь вправе не согласиться с указаниями прокурора и представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор принимает решение либо об отмене указаний нижестоящего прокурора, либо о передаче дела для расследования другому следователю.
  Прокурор дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступление; истребует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования и установления лиц, совершивших преступления; отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя и лица, производившего дознание;
  участвует в производстве дознания и предварительного следствия, а при необходимости лично производит отдельные следственные действия либо расследование в полном объеме по любому делу;
  санкционирует арест, применение залога, отстранение обвиняемого от должности и некоторые другие следственные действия;
  продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; возвращает дела со своими письменными указаниями для дополнительного расследования; изымает дела из производства одного органа расследования и передает их другому; отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дела при наличии к тому оснований;
  принимает меры к реабилитации лица, которому был причинен ущерб незаконными действиями должностных лиц и т.д. (ст. 211 УПК).
  В процессе надзора за исполнением закона при расследовании преступлений некоторые действия и решения следователя требуют обязательных форм надзора за их законностью и обоснованностью. К числу этих форм относятся санкции, применяемые в случаях, когда следователю необходимо принять решение, направленное на вторжение в сферу прав и законных интересов обвиняемого (заключение под стражу, отстранение от должности и др.), утверждение, применяемое в случаях, когда принятое следователем решение в последующих стадиях производства по делу становится прокурорским (обвинительное заключение), и согласие -
 
  мнение прокурора, которое должно быть получено следователем в установленных законом случаях до принятия соответствующего решения.
  Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурором при производстве предварительного расследования в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя обеспечивает успешное разрешение задач данной стадии процесса.
  Обжалование действий и решений следователя и прокурора
  Одним из выражений конституционного права граждан на обжалование действий должностных лиц является закрепленное в процессуальном законе право участвующих в деле лиц обжаловать действия и решения следователя и прокурора ст. 22, 218-220 УПК).
  Каждое лицо, принимающее участие в деле, будь то гражданин, предприятие или организация, вправе принести жалобу на любое действие и решение следователя или прокурора, если этим действием или решением нарушены или иным образом ущемлены его интересы.
  Жалобы на действия следователя подаются прокурору как непосредственно, так и через следователя. Они могут быть письменными и устными. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу. Закон обязывает следователя в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своими объяснениями прокурору. Причем объяснения следователя по жалобе должны содержать исчерпывающие ответы на все вопросы, изложенные в жалобе. Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого действия, если это не сочтут необходимым сделать следователь и прокурор. По получении жалобы прокурор обязан в течение трех суток рассмотреть ее и сообщить о результатах жалобщику. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.
  Жалобы на действия и решения прокурора приносятся вышестоящему прокурору, а после передачи дела в суд направляются непосредственно в суд (ст. 217, 220 УПК).
  Расширяя права обвиняемого, закон предоставил ему и его защитнику приносить также жалобы в суд на решение об аресте, продлении срока содержания под стражей, а также на решение о прекращении производства по делу. Жалоба рассматривается судьей в закрытом заседании с участием прокурора, обвиняемого
 
  и его защитника. При принятии судьей решения об освобождении обвиняемого из-под стражи должны приниматься во внимание обстоятельства, свидетельствующие о возможности уклонения обвиняемого от следствия и суда, оказания незаконного воздействия на потерпевшего и свидетелей, возможности фальсификации доказательств и др. (ст. 220', 2202 УПК). Жалобы в суд на решение о прекращении производства по делу могут быть поданы обвиняемым, его защитником, если он участвовал в деле, потерпевшим, а также представителем учреждения, по заявлению которого было возбуждено уголовное дело.* Эти жалобы рассматриваются судьей того суда, который находится по месту производства предварительного следствия, с участием лица, принесшего жалобу, прокурора и адвоката, если он участвовал в деле. По результатам рассмотрения принимается решение об оставлении жалобы без удовлетворения либо об отмене незаконного решения следователя или прокурора. В этом случае возобновляется производство по делу в общем порядке (ст. 210 УПК).
  __________________
  * См. постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ч 5 ст 209 УПК РФ в связи с жалобами граждан Р И. Самигуллиной и А.А Апанасенко от 13 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995 № 47. Ст 45, 51.
 
  2.2.7. Следственные действия. Общая характеристика
  После того как следователь принял дело к своему производству, он использует всю полноту своих полномочий по расследованию преступлений и несет ответственность за его ход и исход.
  В целях своевременного и полного осуществления возложенных на него задач следователь совершает многообразные, различные по своему характеру действия.
  Все эти действия выполняются на основе рассмотренных выше общих условий предварительного следствия.
  Среди всех действий особое значение имеют действия по собиранию доказательств, так как именно доказательства лежат в основе принимаемых следователем решений.* Действия по собиранию доказательств именуются в законе следственными действиями (ст. 127 УПК) и характеризуются следующими общими признаками.
  __________________
  * Шейфер С.А. Сущность и способы собирания доказательств. М , 1972. Гл. 11 § 2
 
 
  1. Выбор следственного действия, которое должно быть произведено при расследовании дела, определяется следователем. В зависимости от конкретных обстоятельств дела сам следователь решает, какое именно действие, когда и в какой последовательности производить. Исключением является лишь положение закона об установлении обстоятельств, требующих специальных познаний посредством экспертизы (ст. 78, 79 УПК).
  2. Следователь при расследовании преступлений не обязан производить все указанные законом следственные действия (гл. 12-16 УПК). При этом должны соблюдаться определенные условия, а именно: следователь обязан во всех случаях выполнить следственные действия, связанные с обнаружением доказательств, установлением лица, совершившего преступление, а также производить иные следственные действия, если они могут иметь значение по делу (ст. 131 У К).
  3. Каждое следственное действие представляет собой известное вторжение в сферу охраняемых законом прав и интересов, поэтому оно может быть проведено лишь при наличии определенной цели и достаточного основания для его проведения. Для большинства следственных действий цель производства названа самим законом. Так, очная ставка может производиться для устранения существующих противоречий, имеющихся в показаниях ранее допрошенных лиц. Выемка - для изъятия определенных предметов и документов, если известно, где и у кого они находятся. Для отыскания орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, производится обыск. Целью осмотра служит обнаружение следов преступления, других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия.
  При выборе, какое именно следственное действие должно быть произведено, следователь должен анализировать имеющиеся у него данные и на основании закона, с учетом рекомендаций, выработанных в следственной тактике, решать, в какой последовательности и какое именно следственное действие произвести. В тех случаях, когда производство следственного действия связано с вторжением в сферу конституционных прав граждан, закон требует вынесения мотивированного постановления, гарантией законности которого служит получение на его проведение санкции от прокурора или судебного решения.
  4. При производстве следственных действий должны соблюдаться права его участников и иных участвующих в расследовании лиц.
  В тех случаях когда к участию в расследовании допущен защитник, он может участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого и в иных следственных действиях, производимых с их участием.
 
  5. Производство следственных действий связано с применением государственного принуждения, которое должно основываться на надлежащих нравственных началах. Недопустимо разглашать сведения, составляющие интимные стороны жизни, допускать унижение чести и достоинства личности, создание условий, опасных для здоровья и жизни, причинение излишнего повреждения имущества и т.д.*
  ________________________
  * См.: Петрухин И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989. Гл 2; Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывают (стадия предварительного расследования). М.: СПАРК, 1996.
 
 
  При выборе того или иного следственного действия следователь руководствуется тем, какая именно информация должна быть им получена. Если информация носит вербальный характер, она получается посредством допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, производства очной ставки. При необходимости обнаружения материальных следов преступления производится осмотр, обыск, экспертиза и др. Иногда необходимая информация получается посредством производства как первых, так и вторых действий.
  2.2.8. Порядок производства следственных действий
  Допрос свидетеля и потерпевшего
  В УПК в перечне следственных действий по собиранию доказательств на первое место поставлен допрос свидетеля. Это объясняется наибольшей распространенностью данного следственного действия, а также довольно широким кругом лиц, которые выступают при производстве по уголовному делу в качестве свидетелей.
  Общность природы показаний свидетеля и потерпевшего обусловливается единством процессуальных правил производства их допроса, поэтому эти правила будут рассматриваться совместно в процессе дальнейшего изложения.
  Предметом допроса свидетеля и потерпевшего являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе и о личности потерпевшего, обвиняемого и их взаимоотношениях (ст. 74, 75 УПК).
  Поскольку дача показаний для свидетеля и потерпевшего составляет их обязанность, они должны явиться по вызову в назначенное место, время и дать правдивые показания по делу.
  Перед допросом эти лица предупреждаются следователем об уголовной ответственности за отказ, уклонение или дачу заведомо ложных показаний (ст. 307, 308 УК РФ).
  Однако эти лица не обязаны давать показания против себя самого, супруга, близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральный закон может установить иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51 Конституции РФ). Так, УПК РФ освободил священнослужителей от обязанности дачи показаний по обстоятельствам, которые стали им известны на исповеди (п. 11 ст. 5 УПК).
  Закон РФ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" предоставил депутатам Федерального Собрания право отказаться от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением своих депутатских обязанностей (ст. 19).*
  __________________
  * СЗ РФ 1994. № 2. Ст. 74.
 
 
  Свидетель и потерпевший вызываются на допрос повесткой, в которой должно быть указано, куда и к кому явиться, а также последствия неявки. Повестка вручается под расписку самому свидетелю, а при его отсутствии кому-либо из членов его семьи или представителю жилищно-эксплуатационной организации. Вызов может быть также осуществлен телеграммой или телефонограммой (ст. 155 УПК). При неявке без уважительной причины свидетель и потерпевший могут быть подвергнуты приводу (ст. 73, 75 УПК).
  Учитывая особенность процессуального положения потерпевшего, для которого дача показаний служит средством защиты его интересов, закон обязывает следователя разъяснить перед допросом потерпевшему его права и обеспечить их использование.
  Свидетель и потерпевший допрашиваются, как правило, по месту производства следствия, а в случае необходимости - по месту их нахождения (ст. Д57 УПК). Вызванные по одному и тому же делу свидетели и потерпевшие должны допрашиваться таким образом, чтобы они не имели возможности общаться между собой. Такие условия допроса обеспечивают наиболее благоприятную обстановку для получения правдивых показаний, исключая возможность их искажения.
  Перед допросом свидетеля или потерпевшего следователь удостоверяется в их личности, разъясняет их права и обязанности и
  предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем отбирается соответствующая подписка.
  В начале допроса следователь устанавливает отношение свидетеля и потерпевшего к обвиняемому и выясняет необходимые сведения о личности допрашиваемых.
  Допрос по существу дела начинается с предложения свидетелю и потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми проводится допрос, после чего им могут быть заданы вопросы.
  Показания свидетелей и потерпевших заносятся в протокол, в котором указываются место и дата производства допроса, фамилия лица, его составившего, фамилия, имя и отчество каждого из лиц, принимавших участие в допросе, а в необходимых случаях и их адреса. В протоколе отмечается также, что свидетелю и потерпевшему разъяснены их обязанности и ответственность за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, а в протоколе допроса потерпевшего указывается, кроме того, разъяснение предоставленных ему процессуальных прав.
  Если в допросе участвует переводчик, в протоколе отмечается, что ему были разъяснены его обязанности и он был предупрежден об ответственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверяется подписью самого переводчика.
  Показания свидетеля и потерпевшего записываются в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и ответы на них.
  По окончании допроса протокол предъявляется свидетелю и потерпевшему для прочтения или по их просьбе прочитывается им следователем. Свидетель и потерпевший имеют право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол.
  После дачи свидетелем и потерпевшим показаний в случае их о том просьбы им должна быть предоставлена возможность написать свои показания собственноручно, о чем также делается отметка в протоколе.
  Правильность составленного протокола удостоверяется подписью допрашиваемого и следователя. Если протокол составлен на нескольких страницах, подписывается каждая страница протокола (ст. 151, 160 УПК).
 
  В тех случаях, когда в допросе принимали участие другие лица (переводчик, специалист, прокурор), они также обязаны подписать протокол.
  Протокол может быть написан от руки или отпечатан на машинке. Для обеспечения полноты протокола может быть применено стенографирование. Стенографическая запись к делу не приобщается (ст. 102 У ПК). Если производилась звукозапись показаний свидетеля и потерпевшего, это также должно получить отражение в протоколе.
  Факт отказа от подписания протокола или невозможность его подписания удостоверяется в порядке, установленном ст. 142 УПК.
  Очная ставка
  Очная ставка заключается в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых об одних и тех же обстоятельствах имеются существенные противоречия (ст. 162 УПК). Основания и порядок проведения очной ставки определены следующими правилами.
  Очная ставка может иметь место между потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым), двумя обвиняемыми, свидетелем и обвиняемым и т.д.
  При производстве очной ставки соблюдаются общие правила, установленные для допроса участвующих в ней лиц.
  Приступая к допросу на очной ставке, следователь сначала спрашивает ее участников, знают ли они друг друга и в каких отношениях между собой находятся. Затем им предлагается дать показания об обстоятельствах, по поводу которых имеются существенные противоречия. После дачи показаний следователь может каждому из допрашиваемых задавать вопросы. Лица, между которыми проводится очная ставка, в свою очередь с разрешения следователя могут задавать друг другу вопросы. После дачи показаний и записи их в протоколе следователь может огласить ранее данные показания, что позволяет нередко устранить имеющиеся в этих показаниях противоречия. В этих же целях может быть воспроизведена звукозапись ранее данных показаний.
  Очная ставка оформляется протоколом. Каждый участник очной ставки подписывает свои показания на каждой странице и в конце весь протокол. По просьбе допрашиваемых протокол может быть прочитан следователем (ст. 163 УПК).
 
  Предъявление для опознания
  Предъявление для опознания состоит в том, что свидетелю, потерпевшему, обвиняемому или подозреваемому при необходимости предъявляются какое-либо лицо или предмет для установления их тождества, различия или сходства с тем лицом или предметом, который наблюдался опознающим ранее.
  Для "опознания могут быть предъявлены обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель, а также орудия преступления и другие предметы.
  Закон определяет следующий порядок проведения указанного действия.
  Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым он сможет произвести опознание. При этом обращается внимание на установление особых примет, которые позволят повысить достоверность результатов опознания.
  Опознаваемый предъявляется в группе лиц, по возможности сходных с ним по внешности. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. В группу предъявляемых лиц нельзя включать понятых, технический персонал следственных органов, лиц, которых может знать опознающий. Нельзя предъявлять опознаваемого одновременно двум или более лицам.
  При предъявлении для опознания обязательно участие понятых. Если опознающий является свидетелем или потерпевшим, то он предупреждается об ответственности за отказ, уклонение или дачу заведомо ложных показаний.
  Опознающему предлагается внимательно осмотреть всех предъявляемых ему лиц и сказать, нет ли среди них того, о котором он дал показания на допросе. Наводящие вопросы при этом недопустимы.
  Если опознающий заявит, что опознает какое-либо из предъявляемых лиц, ему предлагается объяснить, по каким приметам и особенностям он узнал данное лицо. Аналогичным образом производится предъявление предметов. При невозможности предъявить лицо для опознания последнее может быть произведено по фотокарточке, предлагаемой одновременно с другими в числе не менее трех (ст. 165 УПК). При наличии объективных условий представления для опознания самого лица опознание по фотокарточке недопустимо и полученные результаты не признаются имеющими доказательственное значение.*
  _______________
  * БВС РФ. 1996. №6. С. 11
 
 
  О предъявлении для опознания составляется протокол, в котором приводятся данные о личности опознающего, о лицах и предметах, которые были предъявлены для опознания, и по возможности дословно приводятся показания опознающего (ст. 165, 166 УПК).
  Обыск
  Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может производиться для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.
  В соответствии с законом обыск проводится в тех случаях, когда имеются достаточные данные полагать, что названные предметы и документы находятся в каком-либо помещении, ином месте или у какого-либо лица (ст. 168 УПК).
  Конституция РФ устанавливает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25).
  Для получения судебного решения на обыск прокурор или следователь по согласованию с прокурором должен обратиться в суд, представив при этом материалы, обосновывающие необходимость производства этого действия. Судья обязан рассмотреть поступившие материалы незамедлительно. По результатам рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о разрешении производства обыска или об отказе в этом. Решение об отказе может быть обжаловано в вышестоящий суд.* По ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству обыск мог быть произведен по мотивированному постановлению следователя и с санкции прокурора.
  Санкционирование обыска осуществляется прокурором или его заместителем. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением ему в суточный срок о произведенном обыске (ст. 168 УПК).
  ________________
  * См. постановление Пленума Верховного Суда РФ oi 24 декабря 1993 г. № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" // ВВС РФ. 1994. № 3. С. 12.
 
 
  Закон предусматривает обыск в помещении, на местности и личный обыск. При производстве обыска присутствуют понятые. Следователь должен обеспечить присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи. Если обеспечить присутствие этих лиц не представляется возможным, приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации. К участию в обыске в необходимых случаях привлекается соответствующий специалист.
  По общему правилу, кроме случаев, не терпящих отлагательства, обыск производится в дневное время. Следователь вправе запретить лицам, находящимся в обыскиваемом помещении, покидать его, а также сноситься друг с другом до окончания обыска.
  Закон устанавливает следующий порядок производства обыска. Следователь, предъявив постановление о производстве обыска, предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, или иные предметы и документы, которые могут иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований для опасений сокрытия разыскиваемых предметов и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. При производстве обыска следователь вправе вскрывать закрытые помещения, хранилища в тех случаях, когда владелец отказывается открыть их добровольно; при этом необходимо избегать излишнего повреждения имущества. Изымаются только те предметы и документы, которые могут иметь значение для дела или запрещены к обращению. Следователь обязан при этом обеспечить неразглашение обнаруженных при обыске документов, касающихся интимной жизни граждан. Изымаемые предметы и документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам. В случае необходимости эти предметы и документы упаковываются и опечатываются (ст. 168-171 УПК).
  Личный обыск может быть произведен без вынесения постановления и санкций прокурора при задержании или заключении под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в обыскиваемом помещении или ином Месте, скрывает при себе могущие иметь значение для дела предметы или документы (ст. 172 УПК).
  Личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.
  Обыск в помещениях дипломатических представительств Может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. При обыске обязательно присутствуют
 
  прокурор и представитель Министерства иностранных дел (ст.'173 УПК).
  О производстве обыска составляется протокол, в котором наряду с другими сведениями содержатся указания на разъяснение присутствующим лицам их прав и сделанные ими заявления и замечания по поводу тех или иных действий следователя. При изъятии или передаче на особое хранение предметов и документов составляется особая опись. В отношении этих предметов и документов делается отметка: выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком именно месте и при каких обстоятельствах обнаружены. В протоколе обыска или описи перечисляются все эти предметы и документы с точным указанием их количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости. Если во время обыска имели место попытки уничтожить или спрятать предметы или документы либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемых или других лиц, протокол должен содержать указание на это и на меры, принятые следователем (ст. 176 УПК). Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого производился обыск, или совершеннолетним членам его семьи, а при их отсутствии - представителю жилищно-эксплуатационной организации. Если обыск проводился в помещении учреждения, предприятия или организации, копия протокола вручается под расписку соответствующему должностному лицу (ст. 177 УПК).
  Выемка
  Выемка производится в тех случаях, когда следователь располагает точными данными, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.
  При выемке в отличие от обыска следователю заранее известен объект, подлежащий изъятию. Следователь этот объект не разыскивает, так как уже знает, где и у кого он находится.
  Выемка производится для изъятия любых предметов и документов, имеющих значение для дела, на основании мотивированного постановления следователя (ст. 167 УПК). В случае отказа выдать требуемые объекты выемка производится в принудительном порядке.
  Документы, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, изымаются с санкции прокурора и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.
 
  При выемке должны соблюдаться ранее изложенные правила. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений охраняется законом. Ограничение этого права может иметь место только по судебному решению. Порядок получения решения о выемке почтово-телеграфной корреспонденции таков же, что и порядок получения судебного решения о производстве обыска.* Осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции производятся в присутствии понятых из числа работников этого учреждения. К участию в этом действии может быть привлечен соответствующий специалист.
  _________________
  * См постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 // БВС РФ 1993 № 3 С 13
 
 
  В тех случаях, когда необходимость в наложении ареста на корреспонденцию отпадает, следователь вправе отменить арест своим постановлением (ст. 174 УПК).
  Осмотр
  В целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела, следователь производит осмотр. Статья 178 УПК устанавливает, что следователь производит осмотр места происшествия, местности, помещения, предметов и документов.
  Как правило, осмотр является неотложным следственным действием и промедление с его производством может повлечь за собой изменение обстановки, исчезновение следов преступления и лица, которым оно было совершено, а также иных вещественных доказательств. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия- может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ст. 178 УПК). Все виды следственного осмотра проводятся с участием понятых. Производя осмотр, следователь обращает их внимание на обстоятельства, которые должны быть зафиксированы в протоколе. При необходимости к участию в осмотре могут быть привлечены обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель и специалист.
  Участвуя в осмотре, эти лица могут обращать внимание следователя на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Специалист оказывает помощь следователю в обнаружении и закреплении доказательств, а также дает пояснения по поводу обстоятельств, связанных с их обнаружением.
  Согласно закону осмотр производится, как правило, в дневное время Осмотр предметов и документов, обнаруженных при обыске или выемке, на месте происшествия, местности и в помещении, производится по месту выполнения соответствующего следственного действия. В таком случае результаты осмотра фиксируются в протоколе указанного следственного действия. Если для осмотра предметов или документов требуется продолжительное время или имеются иные основания, следователь производит осмотр по месту производства следствия.
  В ходе осмотра следователь производит измерения, фотографирование, киносъемку, составляет планы и схему, изготовляет слепки и оттиски следов.
  В необходимых случаях изымаемые при осмотре предметы должны быть упакованы и опечатаны (ст. 179 УПК)
  Осмотр оформляется протоколом с соблюдением требований ст. 141 и 142 УПК. После прочтения протокол подписывается следователем и всеми участниками осмотра, а также присутствующими при этом лицами В протоколе отмечается, производилась ли фотосъемка, снимались ли слепки и что прилагается к протоколу.
  Проверка показаний на месте
  Проверка показаний на месте не предусмотрена в качестве следственного действия в УПК, поэтому она производится по правилам допроса и осмотра. Сущность этого действия состоит в том, что следователь проверяет показания обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля в их присутствии на месте путем сопоставления этих показаний с фактической обстановкой на месте.
  Проверка показаний на месте производится в следующем порядке. Обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший указывает место, где происходило проверяемое событие, пользуясь при этом полной свободой выбора пути движения, указания самого места и отдельных его деталей и т д Каждый из них дает пояснения по поводу совершаемых им действий. Следователь сопоставляет даваемые показания с наблюдаемым им местом события, устанавливает при этом определенные фактические данные. Эти данные позволяют объективно подтвердить или опровергнуть объяснения лица, показания которого проверяются, убедиться в их достоверности или несоответствии действительности. Сущность проверки показаний на месте не должна сводиться к простому пересказу ранее данных показаний на месте расследуемого события.
  В отличие от свидетеля и потерпевшего, которые по требованию следователя обязаны принять участие в данном действии, обвиняемый и подозреваемый участвуют в нем при условии своего согласия Дача показаний является их правом, а не обязанностью. Проверка показаний на месте производится отдельно с каждым из лиц, чьи показания проверяются. В необходимых случаях следователь осуществляет фотографирование, а также киносъемку и магнитофонную запись. Результаты этого действия фиксируются в протоколе (ст 141, 142 УПК).
  Освидетельствование
  Освидетельствование обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на их теле следов преступления или наличия особых примет, если при этом не требуется судебно-медицинской экспертизы (ст 171 УПК)
  Лицу, которое должно быть подвергнуто освидетельствованию, до начала этого действия разъясняются условия его производства Само освидетельствование производится следователем в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача, который помогает следователю обнаружить следы, принять меры к их фиксации.
  В тех случаях, когда освидетельствование сопряжено с обнажением освидетельствуемого, оно проводится врачом в присутствии понятых того же пола. Следователь, если он другого пола, при этом не присутствует. При освидетельствовании не могут проводиться действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица.
  О результатах освидетельствования составляется протокол, который подписывается следователем, понятыми, врачом, если он участвовал в этом следственном действии, а также освидетельствованным В протоколе указывается также все, что было изъято при освидетельствовании.
  О производстве освидетельствования следователь составляет постановление (ст. 181 УПК). Оно обязательно для обвиняемого и подозреваемого. Освидетельствовать же потерпевшего и свидетеля можно только с их согласия.
 
  Следственный эксперимент
  Следственный эксперимент - это следственное действие, проводимое в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела или получения новых данных, путем воспроизведения действий, обстановки и иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий Чаще всего он проводится для проверки данных, уже имеющихся в деле показаний о видимости, слышимости, возможности совершения определенных действий, механизма образования тех или иных следов и т д Эксперимент может быть использован также следователем для проверки возникших по делу версий
  Условия и порядок производства этого следственного действия регламентированы ст 183 У ПК
  В следственном эксперименте могут участвовать обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель, а в необходимых случаях и специалист При производстве эксперимента обязательно присутствие понятых В процессе этого следственного действия могут производиться измерения, фотографирование, киносъемка, составляться планы и схемы
  При проведении следственного эксперимента не допускаются действия, унижающие достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих, и не создается опасность для их здоровья
  О производстве следственного эксперимента составляется протокол, в котором подробно описываются его ход и результаты. К нему прилагаются соответствующие схемы, фотографии, планы и документы Протокол подписывается следователем, всеми участниками следственного эксперимента, а также понятыми
  Производство экспертизы
  Производство экспертизы является одним из наиболее сложных следственных действий, направленных на получение и проверку доказательств
  При всем многообразии экспертиз при их назначении и производстве должны соблюдаться следующие общие правила
  Признав необходимым производство экспертизы, следователь составляет об этом соответствующее постановление В нем указываются основания назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, где она должна проводиться, вопросы, на которые должны ответить эксперты, а также перечисляются материалы, представляемые в распоряжение эксперта (ст 184 УПК) Если экспертиза проводится вне экспертного учреждения, следователь до назначения эксперта выясняет необходимые сведения о его специальности и компетентности
  Вопросы, которые выносятся на разрешение, должны быть конкретными и не выходить за пределы специальных знаний лица, которому поручено производство экспертизы В тех случаях, когда вопросы носят сложный характер, их формулировка может быть предварительно обсуждена с экспертом или специалистом
  С постановлением о назначении экспертизы следователь обязан ознакомить обвиняемого и разъяснить ему право заявлять отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, ставить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать соответствующие объяснения, а также знакомиться с заключением эксперта (ст 185 УПК)
  Соблюдение прав и законных интересов обвиняемого при назначении и производстве экспертизы является необходимым условием законности самого действия и полученных результатов.*
  ___________________
  * ВВС РСФСР 1984 J\" 7 С 13
 
  Обо всех этих действиях следователь составляет соответствующий протокол, который подписывается им и обвиняемым Если при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы обвиняемый заявляет те или иные ходатайства, следователь их отклоняет или удовлетворяет В последнем случае он может изменить или дополнить свое постановление Если заявленное ходатайство не подлежит удовлетворению, следователь выносит об этом постановление, которое объявляется обвиняемому под расписку.*
  _________________
  * Хотя УПК не регламентирует Права подозреваемого при производстве экспертизы на практике подозреваемый знакомится с постановлением о назначении экспертизы и пользуется теми же правами, что и обвиняемый
 
 
  После этого следователь вызывает назначенного им эксперта, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, а также выясняет, нет ли оснований для его отвода Затем следователь вручает эксперту постановление о назначении экспертизы, разъясняет его права и обязанности, а также предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст 307 УК РФ
  Обо всех этих действиях следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, которая также удостоверяется подписью самого эксперта
  Заявления или ходатайства сделанные экспертом в связи с постановлением о назначении экспертизы, должны быть отражены в протоколе. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, следователь направляет туда свое постановление и материалы, необходимые для проведения экспертизы. Получив их, руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам, которым по поручению следователя разъясняет их права и обязанности, предупреждает их об ответственности, о чем отбирает у них подписку (ст. 187 УПК).
  Производство экспертизы - сложное действие, к которому следователь должен тщательно подготовиться. К этому моменту должны быть собраны все необходимые материалы: документы, вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования и т.д.
  Для осуществления исследования эксперт может быть ознакомлен с материалами дела, но лишь в том объеме, в каком это необходимо для дачи обоснованного заключения.
  Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы (ст. 190 УПК). После производства всех необходимых исследований эксперт составляет заключение. Если будут установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых не были поставлены вопросы, эксперт вправе указать на них в своем заключении. Заключение дается в письменном виде и подписывается экспертом (ст. 191 УПК).
  В случае необходимости следователь вправе допросить эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения. Эксперт вправе изложить свои ответы в письменном виде.
  Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются обвиняемому, который имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
  Выполнение указанных действий отмечается в протоколе допроса обвиняемого. Если экспертиза была произведена до привлечения лица в качестве обвиняемого, то после его привлечения следователь обязан предоставить все права и выполнить действия, предусмотренные ст. 185, 193 УПК.
  Закон устанавливает правила производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз в тех случаях, когда обвиняемый или подозреваемый должен быть помещен для стационарного исследования в соответствующее медицинское учреждение. В лечебно-медицинское учреждение обвиняемый или подозреваемый помещаются на основании постановления следователя о назначении экспертизы (ст. 188 УПК). Санкция прокурора необходима в случае помещения обвиняемого ('подозреваемого) в лечебно-психиатрическое учреждение в тех случаях, когда эти лица ранее не содержались под стражей.
 
  2.2.9. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения
  Собрав доказательства, свидетельствующие о совершении преступления определенным лицом, следователь привлекает это лицо в качестве обвиняемого (ст. 143 У ПК)*, о чем выносит постановление (ст. 144 УПК).
  ____________________
  * Во многих случаях закон употребляет с одним и тем же смыслом разные по существу понятия: "привлечение в качестве обвиняемого" и "привлечение к уголовной ответственности" (ст. 2 и и. 4 ст. 232 УПК и др.).
 
 
  Значение этого решения следователя заключается в следующем: привлечение в качестве обвиняемого служит юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные отношения между обвиняемым, следователем и прокурором. Обвиняемый ставится в известность о том, в чем его обвиняют, он становится активным участником процесса, реализующим предоставленное ему законом право на защиту. В свою очередь следователь и прокурор обязаны обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом способами, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.
  Привлечение в качестве обвиняемого определяет общее направление дальнейшего расследования, деятельность следователя по изобличению обвиняемого и в то же время по всестороннему, полному и объективному исследованию имеющих значение для дела обстоятельств.
  Привлечение в качестве обвиняемого допускается не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 4 УПК).
  Привлечение в качестве обвиняемого вне этих условий есть незаконный акт, который грубо нарушает права и законные интересы личности и влечет за собой строгую ответственность должностных лиц, допустивших такое нарушение.
  Под основаниями привлечения в качестве обвиняемого понимается наличие достаточных доказательств, на основе которых делается вывод о необходимости предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Какая для этого необходима совокупность доказательств и каким должно быть убеждение следователя, закон не разъясняет.
  Поскольку предварительное следствие не завершено, собирание и исследование доказательств продолжаются, показания обвиняемого еще не получены и не проверены, вывод следователя о совершении обвиняемым определенного преступления не является окончательным. Отсюда однако не следует, что решение следователя о привлечении в качестве обвиняемого может базироваться на шатких, непроверенных доказательствах. Преждевременное , решение этого вопроса таит опасность привлечь в качестве обвиняемого невиновного человека и причинить ему серьезный ущерб. Но и выполнение указанного действия в конце предварительного следствия грубо нарушает право обвиняемого на защиту. Лицо, в отношении которого собрано достаточно доказательств для его обвинения, в течение всего расследования лишается возможности пользоваться не только правами обвиняемого, но и помощью защитника.
  Привлечение в качестве обвиняемого влечет за собой серьезные последствия, и поэтому поставить лицо в положение обвиняемого следователь может и должен тогда, когда располагает вескими, проверенными доказательствами, которые свидетельствуют о совершении привлекаемым лицом конкретного преступления. Тот факт, что к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого следователь не всегда располагает полным знанием обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию, не исключает обоснованного вывода о совершении преступления и о лице, его совершившем, на основе собранных и проверенных к этому моменту версий и доказательств.
  Решение следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого облекается в форму мотивированного постановления, в котором указываются время и место его составления, кем оно составлено, фамилия, имя и отчество привлекаемого в качестве обвиняемого, преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела; уголовный закон, предусматривающий данное преступление (ст. 144 УПК). Требование мотивированности постановления относится к обоснованию юридической квалификации, вывода о
 
  преступлении и лице, его совершившего, установленными по делу фактическими обстоятельствами. Следователь не обязан в этом постановлении приводить собранное по делу доказательство. Вопрос о ссылке на доказательство решает он сам в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
  В том случае, когда обвиняемый совершил несколько преступлений, подпадающих под действие разных статей УК, в постановлении о привлечении указывается, какие конкретные действия вменяются ему по каждой из этих статей.*
  _________________
  * БВС РФ. 1997. № 7. С. 9.
 
  При совершении одного или нескольких преступлений в отношении каждого обвиняемого составляется постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
  Обвинение должно быть сформулировано так, чтобы оно было понятно обвиняемому.
  Особый порядок привлечения в качестве обвиняемых установлен для депутатов Федерального Собрания. О привлечении депутатов к уголовной ответственности Генеральным прокурором РФ должно быть направлено в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Представление должно быть рассмотрено в недельный срок, и о принятом решении в трехдневный срок извещен Генеральный прокурор РФ.* Судьи привлекаются в качестве обвиняемых не иначе как с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.**
  ___________________
  * См. статью 20 Закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
  ** Закон о статусе судей в РФ // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.
 
 
  Предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода - в день привода (ст. 148 УПК). Предъявление обвинения по истечении двух суток может иметь место лишь вследствие неизвестности места пребывания обвиняемого или неявки по вызову следователя. В случае неявки без уважительной причины обвиняемый, может быть подвергнут приводу.
  Предъявление обвинения состоит из трех взаимосвязанных действий: 1) удостоверения в личности обвиняемого; 2) разъяснения обвиняемому его прав и обязанностей, в том числе положений ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, о чем составляется протокол; 3) объявления постановления о привлечении в качестве обвиняемого и разъяснения сущности обвинения.
  Выполнение этих действий удостоверяется подписью следователя и обвиняемого на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.
  В том случае, если при объявлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого следователь в нарушение требований ст. 148 У ПК не удостоверил своей подписью предъявленное обвинение, допущенное нарушение рассматривается в качестве существенного и влечет за собой возвращение дела на дополнительное расследование.*
  _____________________
  * ВВС РФ. 1997. № 4. С. 16.
 
  В случае отказа обвиняемого от подписи следователь удостоверяет на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, что текст постановления обвиняемому объявлен.
  С момента предъявления обвинения обвиняемый приобретает реальную возможность реализовать предоставленные законом права. Обвиняемый вправе: давать объяснения по предъявленному ему обвинению, заявлять различные ходатайства, представлять доказательства, участвовать в следственных действиях и знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием, с материалами, направляемыми в суд в связи с проверкой законности и обоснованности избранной в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, заявлять отводы, обжаловать действия и решения, нарушающие его интересы, знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами дела и т.д. (ст. 46 УПК).
  Обвиняемый, находящийся под стражей, при возникновении угрозы жизни и здоровью вправе требовать принятия мер по его личной безопасности.*
  ____________________

<< Пред.           стр. 10 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу