<< Пред.           стр. 3 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

  Уголовно-процессуальные санкции имеют главным образом правовосстановительный характер, они направлены на устранение допущенных нарушений закона, восстановление законности (например, ч. 4 ст. 89 УПК, ст. 342, 348-350 УПК).
  К видам уголовно-процессуальных санкций относится и применение более строгой меры пресечения в случаях нарушения данных обвиняемым обязательств (ст. 93 УПК); привод в случае неявки свидетеля без уважительной причины (ст. 73 УПК); удаление подсудимого, нарушающего порядок судебного заседания, из зала заседания (ст. 263 УПК).
  Применение правовосстановительных или иных собственно уголовно-процессуальных санкций не ограничивает санкции, применяемые за нарушение уголовно-процессуальных норм. Нарушение уголовно-процессуального закона лицами, ведущими производство по делу, может повлечь за собой ответственность дисциплинарную (например, возложение на следователя дисциплинарной ответственности) или уголовную (например, по ст. 301, 303 УК). Таким образом, действия уголовно-процессуального права охраняются нормами уголовно-процессуального и других отраслей права.
  Нормы уголовно-процессуального права регулируют отношения между субъектами процессуальной деятельности, устанавливают порядок производства (процессуальную форму), содержат процессуальные гарантии. Рассмотрим эти аспекты реализации уголовно-процессуального права.
 
  1.3.3. Уголовно-процессуальные правоотношения
  Нормы уголовно-процессуального права регулируют общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства и тем самым предопределяют осуществление уголовно-процессуальной деятельности не иначе как в форме уголовно-процессуальных отношений, в которых его участники наделены правами и обязанностями. Правоотношения могут быть между государственными органами и должностными лицами (суд - прокурор), между должностными лицами (следователь - прокурор), между государственными органами, должностными лицами и гражданами (следователь - обвиняемый).
  1. Особенностью уголовно-процессуальных правоотношений, регулируемых уголовно-процессуальным правом, является то, что одним из субъектов уголовно-процессуального отношения всегда выступает орган государства (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Государственный орган при наличии определенного юридического факта обязан совершить предписанные ему законом действия, реализовать свои полномочия.
  Решения государственных органов и должностных лиц имеют обязательное значение для всех лиц и органов в пределах, установленных законом (п. 9 ст. 5, ч. 5 ст. 127, ст. 358 УПК).
  В силу особенностей предмета уголовно-процессуального регулирования нормы уголовно-процессуального права, обращенные к государственным органам, содержат предписания или разрешения поступать при наличии указанных в законе юридических фактов определенным образом: возбудить дело, привлечь в качестве обвиняемого, избрать меру пресечения, вынести приговор,
 
  прекратить уголовное дело и т.д. Выполнение этих предписаний s закона составляет обязанность государственных органов.
  2. Все иные субъекты уголовного процесса (граждане, юридические лица) наделены правами и определенными обязанностями, которые они реализуют в рамках правоотношений для защиты своих или представляемых прав и интересов.
  В уголовно-процессуальных отношениях властный характер деятельности государственных органов, ведущих уголовный процесс, сочетается с правами и гарантиями участвующих в деле лиц. Здесь важно подчеркнуть, что хотя правоотношения в уголовном процессе характеризуются как властеотношения, на органах государства, ведущих производство по делу, лежит обязанность разъяснить иным участникам процесса их права и обеспечить возможность их использования (ст. 58 УПК). Поэтому процессуальные действия и решения суда, прокурора, следователя и органа дознания выступают не только как средство выполнения их обязанностей по раскрытию преступления, изобличению виновных и их наказанию, но и как средство обеспечения прав и законных интересов участников процесса. Так, если следователь вынес в порядке ст. 143 УПК постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, он обязан в установленном законом порядке предъявить обвиняемому постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, разъяснить сущность предъявленного обвинения и права обвиняемого на предварительном следствии, обеспечить участие защитника при предъявлении обвинения и реализации других прав обвиняемого (ст. 148, 149 УПК). У обвиняемого и его защитника появляется ряд прав, используя которые, они могут заявить отвод следователю, обязать следователя совершить определенные действия, например рассмотреть заявленное обвиняемым ходатайство (ст. 131 УПК) и принять по нему решение, направить жалобу обвиняемого прокурору или в суд и др.
  3. Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения, по поводу чего они вступают в правовые связи (например, реализация обвиняемым права на защиту путем заявления, ходатайства обязывает следователя рассмотреть и разрешить это ходатайство). Содержанием правоотношения (например, при допросе свидетеля) является получение его показаний.*
  _____________________
  * См подробно- Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правовые отношения. М.: Юрид лит , 1976
 
 
  4. В системе всех уголовно-процессуальных отношений центральным и наиболее типичным для уголовного процесса является правоотношение между судом, осуществляющим правосудие, и сторонами, наделенными равными правами, реализация которых призвана обеспечивать состязательность судопроизводства.
  Выполняя свои обязанности перед государством, обществом и сторонами в процессе, суд должен принять меры к справедливому рассмотрению дела - обеспечить равенство прав сторон, сохраняя объективность и беспристрастность, создать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора.
  Стороны вправе заявлять суду ходатайства - суд обязан рассматривать и удовлетворять их, если ходатайства имеют значение для правильного разрешения дела; стороны вправе представлять суду доказательства, участвовать в исследовании доказательств - суд обязан обеспечить им возможность воспользоваться этими правами.
  В правовом отношении между судом и сторонами проявляется сочетание государственно-властных полномочий суда с правами личности в уголовном процессе и гарантиями этих прав.
  5. Имеют свои особенности и правоотношения между государственными органами и должностными лицами в уголовном процессе.
  Так, указания прокурора в установленных законом пределах обязательны для следователя, начальника следственного отдела (ст. 127, 127 УПК). Прокурор передает дело на рассмотрение суда, суд обязан рассмотреть дело и принять по нему решение. Указания вышестоящего суда об устранении допущенных нарушений закона обязательны для нижестоящего суда при новом рассмотрении дела.
 
  1.3.4. Процессуальная форма
  Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства по уголовным делам: последовательность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую, условия, характеризующие производство в конкретной стадии, основания, условия и порядок производства следственных и судебных действий, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок производства по делу в целом или отдельных процессуальных действий принято называть процессуальной формой.*
  Уголовно-процессуальная форма основана на системе принципов процесса, разделении процессуальных функций и обеспечивает их реализацию в надлежащей правовой процедуре.
  ______________________
  * Строгович М. С. Природа советского уголовно-процессуального права и его характерные черты // Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его Эффективности М , 1979 С 16
 
  Процессуальная форма (порядок) совершения отдельных процессуальных действий регламентирована законом (например, порядок производства выемки и обыска - ст. 170 УПК, порядок очной ставки - ст. 136 УПК, порядок допроса обвиняемого - ст. 150 УПК). Регламентация процессуальной формы включает указание на цель действия, его участников, их права и обязанности, последовательность действий, закрепление произведенною действия в соответствующем документе и его реквизиты.*
  _____________________
  * Якуб М. Л. Процессуальная форма в советском судопроизводстве. М , 1981, Курс советского уголовного процесса М , 1989 Гл V
 
  Сложность и детальность уголовно-процессуальной формы, выделяющая ее из всех иных юрисдикционных процессов (например, наложение штрафа за административное правонарушение), обусловлена спецификой задач уголовного процесса, в том числе сложностью деятельности по установлению фактических обстоятельств уголовного дела, необходимостью создания максимальных гарантий прав личности в уголовном процессе, законности и обоснованности всех уголовно-процессуальных действий и решений.* Поэтому процессуальная форма уголовного процесса включает прохождение дела по стадиям, каждая из которых имеет свою форму судопроизводства, что отвечает задаче конкретной стадии и создает возможность проверить правомерность действий и решений, принятых на предыдущей стадии. Процессуальная форма обеспечивает допустимость доказательств. Поэтому нарушение процессуального порядка получения доказательств лишает доказательство юридической силы (ч. 3 ст. 69 УПК).
  ____________________
  * Значение соблюдения процессуальной формы подчеркивалось во французской Декларации прав человека и гражданина 1793 г В ст 10 этого акта сказано "Никто не может быть обвинен, арестован и лишен свободы, иначе как в случаях, установленных законом, и по форме, им предписанной " В ст 11 сказано "Всякий акт, направленный против кого либо, в случаях, не указанных законом и без установленных им форм, является актом произвола и тирании"
 
 
  Процессуальная форма имеет свои особенности применительно к отдельным категориям уголовных дел (например, дела частного обвинения, производство по делам несовершеннолетних, производство по применению принудительных мер медицинского характера, протокольная форма досудебной подготовки материалов), а также применительно к разным составам суда, рассматривающим дело по первой инстанции.
  Процессуальная форма является специфической разновидностью правовой формы государственной деятельности, а ее ценность в том, что она создает детально урегулированный, устойчивый, юридически определенный, строго обязательный, стабильный правовой режим производства по уголовному делу, отвечающий задачам судопроизводства и его принципам. Поэтому недопустимы отклонения от требований процессуального закона, а неукоснительное соблюдение процессуального порядка является непременным условием законности действий и решений по делу. Таким образом, значение процессуальной формы, ее социальная ценность состоят в том, что она обеспечивает режим законности в процессе, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц, способствует воспитательному воздействию процесса.
  Процессуальная форма включает и некоторые правила, имеющие чисто процедурный, ритуальный характер. Однако и эти правила имеют существенное значение. Так, правило о том, что присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя (ст. 318 УПК), продиктовано уважением к суду и его решению, выносимому от имени государства.
 
  1.3.5. Уголовно-процессуадьные документы. Их виды и значение
  Одним из требований процессуальной формы является правило о том, чтобы все процессуальные действия и принятые решения были письменно закреплены в определенных процессуальных Документах.
  Закон устанавливает такую форму этих документов, которая Дает возможность полно отразить в них ход и результаты проведения следственных и судебных действий, принятое решение, а в дальнейшем использовать полученные данные при Расследовании, рассмотрении, разрешении уголовного дела и проверке законности и обоснованности проведенных действий
 
  и принятых решений. "Без предусмотренных законом процессуальных документов нет уголовного процесса, нет дела, а следовательно, и нет его сущности".*
  ____________________
  * Бородин С.В. Вступ. ст. к сб.: Процессуальные акты предварительного расследования М , 1972. С. 5.
 
 
  Одну группу процессуальных документов составляют протоколы следственных и судебных действий, в которых удостоверяется факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий (протокол осмотра, протокол допроса, протокол судебного заседания - ст. 141, 261 УПК).
  Другую группу составляют решения. Это правоприменительные акты, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и властные предписания о правовых действиях.
  Решения могут быть выражены в форме постановления, определения, вердикта, приговора. Они различаются по органам, лицам, их принимающим, по кругу вопросов, по процессуальному порядку их принятия и форме изложения (п. 10, 11, 12 ст. 34 УПК).
  Указывая, что приговор, постановление, определение являются решением, законодатель в ст. 34 УПК только применительно к приговору разъясняет, что: "Приговор - решение, вынесенное судом в заседании по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания". Относительно иных решений в ст. 34 УПК сказано о том, на какой стадии они принимаются и кем они могут быть вынесены Фактические обстоятельства, которые должны быть установлены для принятия соответствующего решения, и правовые последствия, которые вытекают из установленных обстоятельств, указаны в нормах закона, посвященных конкретным решениям (например, ст. 143-144 УПК).
  Вердикт - решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам о доказанности фактических обстоятельств дела и виновности подсудимого. Эти ответы входя в приговор, выносимый судьей, как его составная часть (ст. 454, 462 УПК).
  Процессуальные решения как акты применения уголовно-процессуального права и уголовного права характеризуются рядом признаков: решения выносятся только уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами, присяжными и народными заседателями в пределах их компетенции; выражают властное веление, подтверждают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения, подтверждают наличие или устанавливают отсутствие материально-правовых отношений; принимаются в установленном порядке и выражаются в определенной законом форме.
  Решение в уголовном судопроизводстве - это облеченный в установленную форму правовой документ, в котором орган дознания, следователь, прокурор, судья или суд в пределах своей компетенции в предусмотренном законом порядке делают вывод об установленных фактических обстоятельствах и на основе этих обстоятельств и закона дают ответы на правовые вопросы и выражают властное волеизъявление о действиях, вытекающих из установленных обстоятельств и предписаний закона. Невыполнение установленных законом требований к форме актов влечет за собой признание их недействительными и их отмену (например, п. 7 ст. 345 УПК). В законе указаны такие требования к содержанию и форме документов, которые дают возможность судить о том, соблюдены ли правила процессуальной формы производства того или иного действия, правильно ли решен конкретный вопрос или все дело, соответствует ли решение обстоятельствам дела (фактическому основанию) и правовым нормам (юридическому основанию).
  Решение является законным тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права (уголовного права, гражданского права при решении гражданского иска и др.).
  Решение является обоснованным тогда, когда в нем отражены, имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, а также тогда, когда правовые выводы и предписания, содержащиеся в решении, вытекают из установленных фактов. Обоснование решения находит свое выражение в его мотивировке. Законность и обоснованность - взаимообусловленные свойства решения. Справедливость решения означает его оценку и с правовой, и с нравственной стороны. Так, признание справедливости приговора означает признание того, что дело рассмотрено объективным и беспристрастным судом, что были обеспечены права обвиняемого, вынесено законное и обоснованное решение о виновности (невиновности) Обвиняемого, виновному назначено справедливое наказание.
  этом смысле во Всеобщей декларации прав человека и гражданина сказано о праве на справедливое судебное разбирательство.
 
  Уголовно-процессуальные решения выражаются в документе, имеющем определенную форму, которая включает вводную, описательную (описательно-мотивировочную) и резолютивную части (например, требования к изложению приговора - ст. 313-315 УПК).
  Форма решения как документа находится в неразрывной связи с теми правовыми и нравственными требованиями, которым должно отвечать содержание решения. В документе-решении должны отражаться фактические и юридические основания, мотивы решения.
  1.3.6. Процессуально-правовые гарантии
  Процессуально-правовые гарантии - это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права.
  Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам - реально использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в уголовном процессе, гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленными законом санкциями за невыполнение этих обязанностей.
  Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного процесса.
  Основу гарантий прав личности в сфере уголовного процесса составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией права и свободы человека и гражданина.
  Эти основополагающие нормы конкретизируются в уголовно-процессуальном законе применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам уголовного процесса.
  Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и с помощью защитника, законных, представителей, общественных защитников. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца" гражданского ответчика и иных субъектов процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.).
  Важнейшими гарантиями защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого в уголовном процессе являются:
  право подозреваемого, обвиняемого знать, в чем он подозревается или обвиняется, право иметь защитника;
  судебный контроль за избранием в качестве меры пресечения содержание лица под стражей или продление его срока, а также судебное решение для применения ряда мер процессуального принуждения;
  равноправие сторон и состязательность в судебном разбирательстве;
  предоставление только суду права признать обвиняемого виновным;
  возможность обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов, ведущих предварительное следствие, в суд и др.
  Процессуальными гарантиями прав личности являются те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право обвиняемого иметь защитника гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением права избрать защитника, предоставлением ему, в указанных законом случаях, бесплатно помощи защитника и др.
  Обязанность по обеспечению прав граждан - участников процесса возложена на лиц, ведущих судопроизводство. Они обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ст. 58 УПК);
  принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и не перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; выносить законные, обоснованные и мотивированные решения; отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность, обеспечить реализацию прав лицами, потерпевшими от преступления.
  На органах дознания, следователе, прокуроре и суде лежит обязанность принять меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного
 
  привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.*
  _________________
  * Эти и другие гарантии прав личности в уголовном процессе подробно изложены в соответствующих разделах учебника.
 
 
  Обязанность государственных органов, ведущих процесс, обеспечивать участникам процесса (обвиняемому, потерпевшему и др.) возможность реализовать свои права обусловлена тем, что фактическое использование прав участников процесса - одно из важнейших условий объективного, непредвзятого исследования дела, установления истины, защиты законных интересов личности в процессе. В этом смысле процессуальные права личности выступают в качестве особого вида процессуальных гарантий правосудия. Поэтому органы и лица, ведущие судопроизводство, обязаны соблюдать процессуальные права граждан. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы участники процесса знали свои права и использовали их, так как только при этом условии может быть достигнуто объективное, всестороннее и полное исследование дела, исключен обвинительный уклон, вынесено законное и обоснованное судебное решение.
  Выше мы рассматривали уголовно-процессуальное право, исходя из нормативного представления о праве и реализации его норм. Однако нормативное понятие права не ограничивает право-понимание и механизм его действия.
  Право, в том числе и уголовно-процессуальное, может рассматриваться не только как совокупность норм, но и как деятельность субъектов права, соблюдающих, применяющих и исполняющих правовые предписания, т.е. право в действии. Право в действии представляет собой предмет социологического изучения. При этом расширяется предмет изучения - он включает не только правовые нормы, но и весь механизм правового регулирования, включающий различные объективные и субъективные факторы. К ним, например, относятся социальные условия, в которых реализуются нормы уголовно-процессуального права, организация деятельности государственных органов в уголовном процессе, порядок замещения должностей в правоохранительных органах, требования, предъявляемые к судьям, прокурорам, показатели, принятые в качестве критериев их пригодности к профессии или оценки эффективности деятельности. Исследование процессуального права в действии включает и изучение влияния общественного мнения на правосудие, и изучение профессиональной подготовленности к выполнению тех или иных обязанностей; социально-психологические условия деятельности, личностные качества право-применителей и др.
 
  1.3.7. Уголовно-процессуальное право и уголовное право
  Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.
  Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает понятие и цели наказания, виды наказания. Уголовное законодательство определяет обстоятельства, исключающие преступность деяния, освобождения от уголовной ответственности и от наказания. Виды преступления и грозящее за них наказание служит основанием для дифференциации в УПК дел государственного, частного и частно-публичного обвинения (ст. 27 УПК), для регламентации в УПК подследственности и подсудности дел (ст. 3, 36, 126 УПК).
  Уголовный процесс представляет собой систему правовых средств, обеспечивающих применение норм уголовного права путем установления фактических обстоятельств события, лица, совершившего определенные действия, его вины, последствий его действий и др., т.е. путем установления наличия или отсутствия в конкретном случае оснований уголовной ответственности или освобождения от нее (ст. 5, 8, 19, 43, 75-78 УК РФ).
  Материально-правовые (уголовно-правовые) отношения фактически возникают между лицом, совершившим преступление, и государством в момент совершения преступления. Преступление является тем юридическим фактом, который порождает право государства на наказание виновного, а у лица, совершившего преступление, - обязанность нести ответственность за свое деяние. Для реализации этого права государства должно быть установлено предусмотренное уголовным правом основание ответственности - совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК, ст. 68 УПК).
  Уголовно-правовое отношение вызвано к жизни фактом совершения преступления. Однако реализовано оно может быть только через деятельность субъектов уголовно-процессуальных отношений: с одной стороны, с помощью субъектов уголовного процесса, ответственных за производство по уголовному делу (следователь, прокурор, суд), а с другой - через реализацию прав подозреваемого, обвиняемого, его защитника, представителя.
 
  В приговоре суда реализуется право государства возложить на виновного ответственность или освободить от нее. Таким образом, уголовный процесс обеспечивает реализацию норм уголовного права.*
  ____________________
  * См.: Прошляков Н.Д. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 1997.
 
  Подчеркивая связь уголовного и уголовно-процессуального права, надо иметь в виду, что каждая из этих отраслей права имеет свои задачи, сущность и содержание. Выше подчеркивалось, что уголовно-процессуальное право имеет своей задачей и содержанием не только реализацию норм уголовного права, но и ограждение лиц от нарушения их конституционных прав и свобод, обеспечение прав потерпевшего от преступления и др. Для взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального права важно, чтобы эти обе отрасли права строились на демократических принципах, утверждали законность, справедливость, гуманизм.
 
  1.3.8. Уголовно-процессуальное право и нормы морали
  В уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни, регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между ними служат не только правовые нормы, но и нормы морали (нравственности). Мораль как форма общественного сознания действует, существует в виде суждений, представлений людей о добре, зле, справедливости, чести, долге, гражданственности. Соответствующие моральные нормы в сознании людей служат регулятором их поведения.
  Это положение важно для характеристики взаимоотношения права и морали в регулировании уголовно-процессуальных действий и отношений.
  Взаимодействие права и морали в сознании дознавателя, следователя, прокурора, судьи влияет на тактику его поведения, манеру общения с обвиняемым, свидетелем, потерпевшим и даже на выбор правового решения, когда в рамках правовой нормы это жестко не определено и выбор зависит от конкретных обстоятельств дела, личности обвиняемого и т.п.*
  ___________________
  * См.: Кони А.Ф. Собр соч. Т 4 Нравственные начала в уголовном процессе // М.: Юрид. лит., 1967. С. 33, Проблемы судебной этики / Под ред М.С. Строговича. М.: Наука, 1974; Кокорев А. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса. Воронеж: ВГУ, 1993.
 
 
  Многие процессуально-правовые предписания возникли на основе соответствующих моральных представлений и правил. Например, представление о том, что запрещается выполнение действий или принятие решений, которые унижают достоинство гражданина, приводят к распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставят под угрозу его здоровье, необоснованно причиняют ему физические или нравственные страдания, получило закрепление в законе, где сказано: "Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер" (ч. 3 ст. 20 УПК).
  Нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента (например, следственный эксперимент возможен лишь при условии, если его проведение не связано с унижением достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК). Нравственным требованием продиктованы обязанность принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст. 98, 150, 172, 181 УПК), норма, охраняющая профессиональную тайну защитника (ч. 2 ст. 72 УПК), освобождающая супруга и близких родственников от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51 Конституции РФ).
  Нравственные принципы могут выступать и критериями допустимости доказательства. Убедительно об этом писал А.Ф. Кони:
  "Особенно, обширным является влияние нравственных соображений в таком важном и сложном деле, как оценка доказательств по их источнику, содержанию и психологическим свойствам, как выяснение себе, позволительно ли, независимо от формального разрешения закона, с нравственной точки зрения пользоваться тем или другим доказательством вообще или взятым в его конкретном виде? Следует ли вообще и если следует, то можно ли безгранично пользоваться дневником подсудимого, потерпевшего как доказательством?" В результате рассуждений А.Ф. Кони приходит к выводу, что "дневник очень опасное, в смысле постижения правды, доказательство. В дневнике следует пользоваться лишь фактическими указаниями, отбросив всю личную сторону".* Нравственные основы недопустимости доказательства разъяснены, в частности, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 9 "О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных".** Суд может устранить допустимое с точки зрения соблюдения закона доказательство, если оно не несет для присяжных заседателей новой информации по сравнению с той, которую они получили из других источников, но в то же время может оказать сильное психологическое, эмоциональное воздействие на формирование их внутреннего убеждения (п. 15). Например, по делу С. и Ч., рассматривавшемуся Московским областным судом, постановлением судьи были исключены как доказательства фототаблицы с изображением обезображенного трупа. С этими фототаблицами не знакомили присяжных заседателей, исходя из того, что обстоятельства дела были достаточно выяснены в ходе судебного следствия, а фотографии не содержали новой информации, но в то же время могли определенным образом воздействовать на ответы присяжных самим ужасающим видом трупа и следов насилия. С данным решением согласилась Кассационная палата Верховного Суда РФ.
  ____________________
  * Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)//Собр соч. в 8 т М.: Юрид лит., 1966-1969. Т 4 С. 52-58.
 
  **' БВС РФ. 1994, № 5. С. 10.
 
  Нормы морали должны оказывать регулятивное воздействие на поведение субъектов уголовного процесса. Так, нравственный долг должен побудить судью, присяжного заседателя заявить самоотвод, если он знает, что имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его объективность (ст. 61, 438 УПК).
  Мораль в области уголовного судопроизводства выполняет роль дополнительной гарантии четкого, точного и неуклонного выполнения правовых норм. В этом проявляется ее гарантирующая роль, или, иначе, функция моральной гарантии, дополняющей гарантии правовые.* Соединение требований права и морали должно препятствовать проявлению предвзятости, тенденциозного подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбе людей, формальному отношению к их обращениям, жалобам.
  __________________
  * См.: Бойков А. Д. Уголовное судопроизводство и судебная этика" Курс советского уголовного процесса. М., 1989; Кобликов Д.С. Нравственные начала деятельности председательствующего в судебном заседании //Советская юстиция 1987. Х° 6, 1988. X" 10; Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. М.: Спарк, 1996.
 
 
  Самый нравственный закон не может достигнуть своей цели, если он реализуется безнравственными методами. Известный российский юрист А.Ф. Кони писал: "В каждом судебном действии наряду с вопросом "что" следует произвести возникает вопрос о том, "как" это произвести". Нужно настойчиво желать, подчеркивал А.Ф. Кони, чтобы "в выполнение форм и обрядов, которым сопровождается правосудие, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа. Здесь этические требования сливаются с эстетическими...".*
  ____________________
  * Кони А. ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч. в 8 т. ч. С 50-68
 
 
  Нравственные требования, предъявляемые к поведению судьи, выражены в Законе "О статусе судей в РФ", где сказано, что "судья при исполнении своих полномочий, а также во вне служебных отношений должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности"
  (ст. 3).
  В 1993 г. в России впервые были приняты Кодекс чести судьи Российской Федерации (утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации 21 октября 1993 г.) и Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 50), которые ориентируют судей и работников органов внутренних дел, в том числе осуществляющих деятельность по расследованию преступлений, на соблюдение определенных правил поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности.
  Нравственные требования, которым должна соответствовать деятельность присяжных заседателей, выражены в их клятве, где сказано о "честном" и "беспристрастном" исполнении обязанностей, о разрешении дела "по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" (ст. 443 УПК).
  Таким образом, нравственные основы уголовного процесса содержатся не только в процессуальных нормах, предписывающих определенный порядок деятельности, но в профессиональных моральных кодексах, в присяге, клятве и т.п. Ярким примером такого свода морально-нравственных норм является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, в котором объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов, и в первую очередь осуществляющих расследование по уголовному делу, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека (ст. 2), применять силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3), сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если исполнение их обязанностей или требования - правосудия не требуют иного (ст. 4), нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения (ст. 5), обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц (ст. 6).*
  __________________
  * Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. С. 319-325.
 
 
 
  1.4. Субъекты уголовного процесса
 
  1.4.1. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса
  Органы государства, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в процессе как носители определенных прав и обязанностей, являются субъектами уголовного процесса. Роль, назначение и цели участия их в деле различны, что позволяет субъектов процесса распределить на группы.
  В одну из них входят органы государства и должностные лица - суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель), которые осуществляют производство по делу, занимают в нем ведущее положение и отвечают за его правильный ход и исход. Только они применяют нормы права, меры процессуального принуждения в отношении тех или иных лиц, выносят решения о начале производства по делу, его направлении и разрешении дела по существу. Каждый из них действует в пределах своих полномочий, решает в процессе свои специальные задачи и использует для этого особые процессуальные средства.
  Другую - образуют участники уголовного процесса - подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, которые:
  а) отстаивают в деле охраняемый законом личный, защищаемый или представляемый интерес; б) наделены широкими процессуальными правами (с возложением соответствующих обязанностей),
  позволяющими активно участвовать в процессе и влиять на движение и исход дела; в) допускаются или привлекаются к участию в деле особым актом государственного органа (должностного лица).*
  ___________________
  *
  Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик отстаивают в деле свои права и интересы, а защитник и представители - права и интересы подзащитных и представляемых.
  Отмеченные выше признаки присущи исключительно указанным выше субъектам, названным в гл. 3 У ПК "Участники процесса", что не позволяет под именем "участник процесса" объединять иных субъектов уголовного судопроизводства. Понятия субъектов процесса и участников процесса соотносятся между собой как род и вид. Каждый участник процесса является его субъектом, но не каждый субъект процесса является его участником.*
  ___________________
  *
  Третья группа объединяет лиц, которые вовлекаются в процесс для содействия органам государства (должностным лицам) в выполнении задач судопроизводства и гражданам в защите их прав. Это свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.
  В судебном разбирательстве могут участвовать представители профессионального союза или другого общественного объединения в качестве общественных обвинителей или защитников, представителей предприятий, учреждений и организаций, в которых учился или работал несовершеннолетний обвиняемый и т.д. Указанные представители доводят до сведения суда мнение общественности относительно рассматриваемого дела и личности обвиняемого и этим содействуют суду в принятии справедливого решения.
  В законе наряду с понятием "участники процесса" используется широкое понятие "участвующие в деле лица" (ст. 17, 58, 1331, 134, 135, 275, 275'). Им охватываются все субъекты уголовного процесса, за исключением государственных органов и должностных лиц.
  Для вступления адвоката-защитника в дело достаточно ордера, выданного юридической консультацией
  Разумеется, законодатель может придать термину "участники процесса" самое широкое понятие и подвести под него всех или большую часть субъектов УГОЛОВНОГО процесса. В таком случае все равно придется выделять группу лиц, отстаивающих личный, представляемый или защищаемый интерес, обращенный к исходу дела. Сейчас же закон не дает оснований называть участниками процесса" иных, кроме поименованных в главе третьей УПК лиц.
 
  Понятие "участники судебного разбирательства" (ст. 245 УПК) охватывает обвинителя, подсудимого, защитника, а также потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика и их представителя, т.е. субъектов с противоположными интересами, являющихся в судебном разбирательстве сторонами.
  Объединение под общим наименованием "участники судебного разбирательства" субъектов с противоположными интересами важно для того, чтобы подчеркнуть равенство их процессуальных прав в суде, их положение как равноправных перед судом сторон.
  1.4.2. Уголовно-процессуальные функции
  В предыдущем параграфе дана классификация субъектов уголовного процесса исходя из выполняемых ими задач, полномочий или целей, преследуемых участием в уголовном процессе, и тех прав и обязанностей, которыми они наделены.
  Этим не исчерпывается характеристика процессуального положения субъектов уголовного процесса.
  Она существенно дополняется и углубляется при характеристике субъектов уголовного процесса с использованием понятия "уголовно-процессуальные функции"*. Виды, направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в деле, называются процессуальными функциями.
  ____________________
  * Алексеева Л.Б. Уголовно процессуальные функции: Курс советского уго ловного процесса. Общая часть М , 1989 С. 424
 
 
  Круг функций, порядок и субъекты, их осуществляющие, установлены законом, хотя сам термин "функция" в законе не употребляется. Функции, выполнение которых так или иначе связано с достижением задач уголовного процесса или определенной их части, относятся к числу основных. Эти функции выполняют органы государства в силу публично-правовых обязанностей, а также участники процесса, защищая свои права и законные интересы. При этом органы государства и должностные лица обязаны обеспечивать возможность участникам процесса реализовать те направления деятельности, которые служат их правам и законным интересам.
  Деятельность названных выше субъектов первой и второй групп выражена в трех основных уголовно-процессуальных функциях: обвинение, защита и разрешение дела. В этих трех функциях выражен тот специфический процессуальный смысл деятельности субъектов процесса, который на протяжении всей
  истории процесса служит основанием для определения того или иного типа процесса.
  В инквизиционном процессе функции обвинения, защиты и разрешения дела соединяются в одном лице, что невозможно не только в правовом, но и в психологическом отношении, а фактически это приводило к тому, что обвиняемый оказывался перед обвинителем и судьей в одном лице.
  Демократическая природа процесса в правовом государстве требует, чтобы обвинение, защита и разрешение дела представляли собой самостоятельные и независимые друг от друга функции, выполняемые различными субъектами.
  Логика и психология разделения этих функций в уголовно-процессуальных правилах выражается в том, что государственный или частный обвинитель доказывают перед судом свое утверждение о виновности обвиняемого в совершении преступления. Защиту от обвинения осуществляет обвиняемый, его защитник, законный представитель (ст. 48, 49 Конституции; ст. 46, 51, 398-399 УПК).
  К функциям обвинения и защиты близко примыкают функции поддержания гражданского иска и защиты от него, выполняемые соответственно гражданским истцом и гражданским ответчиком, их представителями.
  Суд осуществляет правосудие. Только ему предоставлено право признать обвиняемого виновным в совершении преступления (ст. 49, 118 Конституции РФ).
  В стадии предварительного расследования функции проявляются следующим образом. Следователь (орган дознания) выполняет функцию предварительного расследования, направляя свои усилия на собирание и закрепление доказательств, тщательное исследование всех обстоятельств дела, установление лица, совершившего преступление, и решение вопроса о дальнейшем направлении дела в суд или устанавливает обстоятельства, исключающие обвинение лица и дальнейшее производство по делу.
  В содержание данной функции входит уголовное преследование. Следователь (орган дознания) задерживает подозреваемых, формулирует и предъявляет обвинение, применяет меры принуждения, в том числе и меры пресечения, составляет обвинительное заключение, в котором подводит результаты своей деятельности по раскрытию преступления, обоснованию обвинения. Это и есть осуществление функции уголовного преследования, которая находит свое выражение в форме выдвижения против конкретного лица обвинения в совершении преступления.
 
  Отрицать - это значит отрицать и функцию защиты. Защита существует там и постольку, где и поскольку осуществляется уголовное преследование подозреваемого или обвиняемого. Ибо нет и не может быть положения, чтобы в деле фигурировал подозреваемый или обвиняемый и его никто и ни в чем не подозревал либо не обвинял.
  Уголовное преследование - это процессуальная деятельность, направленная на доказывание виновности определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании следователем и прокурором вывода о совершении определенным лицом преступления'. Его осуществляет не только следователь, но и прокурор, который может выполнять те же действия, что и следователь, например предъявить обвинение по делу, расследованному следователем, или полностью расследовать уголовное дело, принимать участие в проводимых следователем действиях, утверждать составленное следователем обвинительное заключение или самому составлять обвинительное заключение и т.д.
  Формой уголовного преследования является поддержание прокурором государственного обвинения в суде, которое представляет собой движущее начало судебного разбирательства.
  Функция защиты в стадии предварительного расследования и в суде выражается в действиях подозреваемого, обвиняемого и их защитников, направленных на полное или частичное опровержение подозрения или обвинения,* выявление обстоятельств, говорящих в пользу подозреваемого или обвиняемого.**
  _____________________
  * См.: Ларин A.M. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986. С. 25, 38; Он же. Уголовное преследование // Уголовный процесс России: Лекции-очерки / Под ред. проф В.М. Савицкого М : БЕК, 1997. С. 156-160
  Обязанность следователя выявлять не только уличающие, но и оправдывающие и смягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, не является осуществлением функции защиты наряду с функцией обвинения. Следователь не может защищать обвиняемого от необоснованности им же предъявленного обвинения, которое он считает правильным. Защищать можно от чужих, а не от собственных действий. Статья 20 УПК закрепляет не функции, а принцип, которым обязаны руководствоваться все органы государства при выполнении ими соответствующих процессуальных функций. Объективно правильное обвинение возможно только тогда, когда следователь тщательно проверяет доводы обвиняемого, приводимые им в свою защиту. Нельзя согласиться с мнением, что когда следователь или прокурор изменяет обвинение в благоприятную для обвиняемого сторону или вообще прекращает дело, то он выполняет при этом функцию защиты (см Гуляев А. П. Следователь в уголовном процессе. М., 1985 С 27).
 
 
  В стадии предварительного расследования осуществляется также функция прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  В отличие от предварительного расследования субъекты обвинения и защиты, поддержания гражданского иска и защиты против него выполняют в судебном разбирательстве свои функции в процессуальном положении участников судебного разбирательства или, что то же, сторон, наделенных равными процессуальными правами.
  Понятием сторон (участников судебного разбирательства) охватываются парные субъекты уголовного процесса, преследующие в деле противоположные по своей направленности интересы, выполняющие сообразно с ними противоположные по своему характеру процессуальные функции и для успешного осуществления их пользующиеся принципом состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ, ст. 245 УПК).
  В качестве стороны прокурор, продолжая уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение. Как государственный обвинитель, он изобличает подсудимого в совершении преступления, доказывает его вину, добивается применения к нему справедливого наказания, а если обвинение не находит подтверждения на судебном следствии, отказывается от его поддержания.
  Государственное обвинение занимает основное место среди других видов обвинения в судебном разбирательстве - общественного обвинения, поддерживаемого общественным обвинителем, и частного (гражданского) обвинения, поддерживаемого потерпевшим.
  Таким образом, функция обвинения в судебном разбирательстве выполняется государственным обвинителем, общественным обвинителем и потерпевшим.
  Обвинение - обязательная предпосылка правосудия. Без него не возникает не только функции защиты, но и функции правосудия. Правосудие осуществляется не иначе как в отношении лиц, обвиненных в совершении преступления.
  Функцию защиты в судебном заседании осуществляют подсудимый, его защитник, законный представитель, общественный защитник.
  Как и в стадии предварительного расследования, в судебном разбирательстве находят выражение функции поддержания гражданского иска и защиты от него. Гражданский истец и его представитель действуют в интересах возмещения материального Ущерба, а гражданский ответчик и его представитель - в интересах защиты от гражданского иска, пользуясь всеми правами стороны.
  Дело по существу разрешает суд, осуществляющий функцию правосудия. Как уже отмечалось, основное содержание функции правосудия состоит в непосредственном исследовании судом доказательств, представленных сторонами, и разрешении дела по существу, т.е. в решении о виновности (или невиновности) обвиняемого и назначении наказания в случае признания обвиняемого виновным.
 
  1.4.3. Органы государства и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу
  На основе данной выше общей характеристики субъектов процесса и уголовно-процессуальных функций далее рассматриваются полномочия каждого из субъектов.
  Суд - это полномочный государственный орган, осуществляющий в Российской Федерации судебную власть. В сфере уголовного судопроизводства действуют суды всех звеньев судов общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, суды других субъектов РФ, районные и приравненные к ним суды. В систему судов общей юрисдикции входят также военные суды и мировые судьи. Все эти суды создаются в порядке, определяемом Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 10, 11, 118, 126 Конституции РФ).
  Суду принадлежит исключительное право именем государства признать лицо виновным в уголовном преступлении, а также подвергнуть его уголовному наказанию (ст. 49 Конституции РФ, ст. 13 УПК).
  Только суду предоставлено право выносить решения, допускающие ограничение некоторых конституционных прав граждан, рассматривать жалобы на решения об избрании в качестве меры пресечения содержание под стражей или продление его сроков (ст. 22, 23, 25 Конституции РФ, ст. 220, 220 УПК).
  Решения суда (приговор, определение, постановление) обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
 
  Суд может действовать коллегиально и единолично.
  Коллегия судей может состоять из судьи и двух народных заседателей или из трех профессиональных судей* (ст. 10 Закона "О судоустройстве РФ"). В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (п. 4 ст. 123 Конституции РФ). В кассационном и надзорном порядке дело рассматривается в составе не менее трех судей.
  ____________________
  * См ФЗ от 9 июня 1998 г "О приостановлении действия части второй статьи 15 УПК РСФСР" до введения в действие УПК РФ // РГ 1998 14 июня
 
 
  Действует ли суд в качестве первой, кассационной или надзорной инстанции, он занимает в судебных стадиях руководящее, главенствующее положение - самостоятельно, независимо от кого бы то ни было, по своему внутреннему убеждению принимает решения по всем вопросам, возникающим при рассмотрении дела. Участвующие в судебных стадиях лица все свои действия совершают с разрешения суда и под его контролем.
  Принимаемые судом решения обязательны не только для органов государственной власти, должностных лиц и граждан, но и самого суда. Отмена и изменение судебных решений возможны лишь в порядке пересмотра их соответствующими судебными инстанциями в строго ограниченных законом пределах.
  В своей деятельности суды не связаны не только выводами органов предварительного расследования, но и выводами вышестоящих судебных инстанций, если эти выводы посягают на свободу внутреннего убеждения. Взаимоотношения судов различных звеньев судебной системы строятся на незыблемой основе принципа независимости судей и подчинения их только закону.
  Суд - беспристрастный и объективный служитель правосудия, его деятельность основывается на таких принципах, как независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, и других демократических началах процесса.
  В целях выполнения задач, стоящих перед судами по реализации третьей - судебной власти в обществе и государстве, суды наделены широкими полномочиями. В судебном разбирательстве при рассмотрении дела по существу действуют все принципы УГОЛОВНОГО процесса (правосудия). Таким образом, суды имеют в силу закона все необходимые и достаточные процессуальные и материально-правовые средства, чтобы оптимальным образом рассмотреть и разрешить уголовное дело. Никакие другие органы и должностные лица не наделены такими возможностями.
  Прокурор. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г.
  Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК.
  Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия (ст. 31 Закона "О прокуратуре РФ").
  Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 Закона "О прокуратуре", ст. 211, 212 УПК). В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.
  Особое значение имеет прокурорский надзор там, где происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан. Прокурор не должен давать санкции на заключение под стражу, если это не вызывается необходимостью, и должен изменять эту меру пресечения, как только отпадают основания, по которым она была избрана.
 
  Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (п. 2 ст. 33 Закона "О прокуратуре РФ", ч. 2 ст. 11 УПК).
  Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц (ст. 1 Закона "О прокуратуре РФ", ст. 2 УПК).
  По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела (ст. 214 УПК). Законченное расследованием дело может быть принято судом к рассмотрению лишь при условии, если обвинительное заключение утверждено прокурором.
  Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор не наделен властно-распорядительными полномочиями.
  В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 35 Закона "О прокуратуре РФ", ст. 245, 429 УПК). Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела, независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения (ст. 430 УПК).
  Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения? о применении уголовного закона и меры наказания в отношений подсудимого или обосновывает свой отказ от обвинения (ст. 35 Закона "О прокуратуре РФ", ст. 248, 430 УПК). Свои отношения;
  с судом прокурор должен строить на основе строжайшего соблюдения принципов состязательности и равенства прав сторон, независимости судей и их подчинения только закону.
  Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства и, как ответственный перед ним, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение на судебном следствии. Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от него.
 
  От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель. Государственное обвинение окажется не реализованным, если останутся не устраненными допущенные нарушения закона.
  Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства (п. 3 ст. 35 Закона "О прокуратуре РФ", ст. 27 УПК).
  В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест (п. 1 ст. 36 Закона "О прокуратуре РФ"). Полномочный прокурор вправе также опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. При этом принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 38 Закона "О прокуратуре РФ").
  В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений.
  В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.
  Следователь. Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу. По действующему законодательству предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).*
  ____________________
  * См. Закон от 17 декабря 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // СЗ РФ 1995 № 51 Ст. 4973
 
 
  Объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности, они одинаковы. Содержание и направление деятельности следователя определяются задачами уголовного судопроизводства (ст. 2 УПК). Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, т.е. установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц, причастных к его совершению (исполнителей, подстрекателей, организаторов, пособников и т.д. ), выяснить все признаки преступления, образующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
  Следователь должен принять меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации имущества. На нем лежит обязанность по принятию мер, препятствующих продолжению преступной деятельности лиц, совершивших преступление, их попыткам помешать установлению истины по делу, обеспечивающих их явку к следователю и в суд, а также исполнение приговора.
  Обстоятельства дела должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно с тем, чтобы обеспечить наказание действительно виновного и оградить невиновного от необоснованного привлечения к ответственности.
  Следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.
  С этой целью он должен разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ст. 19, 58 УПК).
  Всей своей деятельностью по раскрытию преступлений, изобличению виновных и ограждению невиновных от необоснованного привлечения к уголовной ответственности при точном выполнении требований уголовного и уголовно-процессуального закона следователь призван оказывать воспитательное и предупредительное воздействие.
  Для выполнения этих задач следователь обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения преступления и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления и лиц, виновных в совершении преступления (ст. 3 УПК).
  С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие
 
  предусмотренные законом следственные действия; требовать о г учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, требовать производства ревизии; на основаниях и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком, задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, привлекать в качестве обвиняемых и применять к ним меры пресечения, приостанавливать и прекращать предварительное следствие или направлять дело через прокурора в суд.
  Как субъект уголовного процесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью.
  В соответствии с законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора или решения суда, и несет ответственность за их законное и своевременное выполнение (ст 127 УПК).
  Следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь законом и правосознанием (ст. 71 УПК).
  В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для назначения судебного заседания или прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений (ч. 2 ст. 127 УПК). В, этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по делу другому следователю. Передача дела другому следователю при несогласии с указаниями прокурора, которые вышестоящим прокурором признаны правильными, означает, что следователь не может быть принужден действовать вопреки внутреннему убеждению, сложившемуся в результате расследования дела.
  При осуществлении своих полномочий следователь взаимодействует с органами дознания. Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя для органов дознания являются обязательными.
  Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве делам, обязательны для
 
  выполнения всеми учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами (ст. 127 УПК).
  Начальник следственного отдела. Под понятием "начальник следственного отдела" подразумеваются (п. 6а ст. 34 УПК) начальники следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и их заместители, действующие в пределах своей компетенции.*
  _________________
  * См Закон РФ от 17 декабря 1995 г "О внесении изменений и дополнений закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и уголовно процессуальный кодекс РСФСР" //СЗ РФ 1995 X" 51 Ст 4973
 
 
  О начальнике следственного отдела в прокуратуре закон не упоминает, так как он пользуется полномочиями прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  Полномочия начальника следственного отдела определены в ст. 127' УПК. Ему предоставлено право осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам; он вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия, лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя. Указания начальника следственного отдела даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК
  Таким образом, отношения начальника следственного отдела со следователем при производстве по уголовному делу носят процессуальный характер. Введение в процессуальные рамки отношений следователя и начальника следственного отдела способствует процессуальной самостоятельности следователя и препятствует ситуации, при которой следователь находится в полном административном подчинении у начальника следственного отделения пользующегося неограниченными полномочиями.
  Закон не предоставил начальникам следственных подразделений права утверждать постановления следователя или отменять их. В связи с этим следует признать не вытекающей из закона, ущемляющей процессуальную самостоятельность следователя и снижающей его ответственность за принимаемые решения получившую распространение практику утверждения постановлений следователя начальниками следственных подразделений.
  В тех случаях, когда постановление следователя требует санкции, утверждения, согласия прокурора или решения суда, вопрос должен решаться так же, как и в отношении следователя прокуратуры - в соответствии с уголовно-процессуальным законом.' Отменять постановления следователя и рассматривать жалобы на его действия и решения может лишь прокурор, осуществляющий надзор за следствием.
  Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что указания начальника следственного отдела обязательны для следователя в тех же пределах, что и указания прокурора. В свою очередь указания прокурора являются обязательными для начальника следственного отдела, в том числе и по вопросам, перечисленным в ч. 2 ст. 127 УПК.
  Следует иметь в виду, что укрепление процессуальной самостоятельности следователя несовместимо с широкими процессуальными полномочиями, которыми наделен сейчас начальник следственного отдела. Концепция судебной реформы рассматривает следователя как центральную фигуру, независимую в своих решениях от лиц, занимающих определенное административное положение. Начальник следственного отдела должен выступать лишь в качестве организатора работы следователя, осуществляющего ресурсное и методическое обеспечение расследования.
  Органы дознания. Лицо, производящее дознание. К органам дознания ст. 117 УПК относит: милицию; командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;* начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной службы Российской Федерации по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации; капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению,** таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ.
  _____________________
  * ФЗ от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в РФ" // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
 
  ** Закон РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции // ВВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.
 
 
  Из этого перечня видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями каждого органа.
  Капитаны морских судов, начальники зимовок выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.
  На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших. На них возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК). Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания.
  Милиция занимается оперативно-розыскной деятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинству уголовных дел в форме дознания.
  Оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит.
  Основная обязанность милиции при производстве дознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119 У ПК) и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующим предварительного следствия (ст. 120 УПК).
  В соответствии с Законом РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г.* предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно предварительное следствие, возлагается на криминальную милицию (ст. 8 УПК). Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на милицию общественной безопасности - местную милицию (ст. 9 УПК). Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме по делам, не требующим предварительного расследования (ст. 414-415 УПК). Нужно также иметь в виду, что в настоящее время имеется ряд других органов, в деятельности которых функция дознания занимает важное место и осуществляется постоянно. Это, прежде всего, федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы. Они наделены и правом производства оперативно-розыскной деятельности.
  __________________
  * ВСНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. № 16. Ст 503.
 
 
  На органы дознания возлагается обязанность выполнения указаний и поручений следователя по производству розыскных и следственных действий по делам, находящимся в производстве следователя (ст. 119, 127 УПК).
  Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.
  Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящее дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием (ст. 71 УПК).

<< Пред.           стр. 3 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу