<< Пред.           стр. 9 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом".
  Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК).
  Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции, определяемой ст. 117 УПК. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК). Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.
  В строго ограниченных законом случаях вправе возбудить уголовное дело и судья (суд). Судья возбуждает уголовные дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, 130 УК). В ч. 5 ст. 109 УПК "Обязательность рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении" указано, что до возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных "... статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации...", судья принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которого подана жалоба *. Дело может быть возбуждено в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК); когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).
  Кроме того, суд вправе возбудить дело в судебном заседании в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших заведомо ложные показания или заключение (ч. 3 ст. 256 УПК).
 
  2.1.3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
  Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотреные законом поводы и основания, а также отсутстствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5 УПК).
  Поводы к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых уполномоченные органы государства или должностные лица получают информацию о свершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления.
  Согласно ст. 108 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения общественных организаций, учреждений и предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной и, наконец, непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или. судом признаков преступления.
  Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деяниемем вред заявителю или другим лицам и организациям.
  Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения (ст. 27 УПК31ЧО.
  Заявления граждан могут облекаться как в уставную, так и в письменную форму. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем дела ставится отметка в протоколе - заявлении (ч. 2 ст. 110 УПК).
  Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.
  Анонимные заявления не могут служить поводом м к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах путетем оперативно-розыскной деятельности или иным непроцессуалвльным способом.* Поводом к возбуждению уголовного дела в этом ом случае могут
  стать полученные в результате такой проверки данные. Вместе с тем закон устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся особо опасном для общества преступлении - акте терроризма (ст., 207 У К).
  _____________________
  * См. пункт 16 ст. 1 Закона РСФСР "О милиции" // ВСН/ДНД РСФСР и ВС ^ФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Закон "Об оперативно-розыскной № деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
 
 
  Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступлении.
  Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.
  Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и. восполнению полученных сведений.
  Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных преступлениях. Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве, заявлений общественных объединений или государственных учреждений либо заявлений и писем граждан. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Генеральный прокурор СССР в своем указании 13/20 от 4 марта 1988 г. предложил следователям и органам дознания проверять такие заявления путем организации оперативных проверок, материалы которых могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела. Такая практика имеет место и в настоящее время.
  Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки с
 
  повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 111 УПК). Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголовного дела. .
  Явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого преступлением, являются обстоятельствами, смягчающими наказание (п. "и" ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях, освобождающими от уголовной ответственности (ст. 75 УК), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной. *
  ___________________
  * Реабилитирован Посмертно. М.: Юрид. лит., 1989. С. 333.
 
 
  Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.
  Так, органу дознания при осуществлении служебных функций становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации, вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом.
  Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Но одного законного повода для возбуждения уголовного дела еще недостаточно. Необходимо, чтобы было также основание, под которым закон понимает наличие фактических данных, указывающих на признаки преступления.
  Согласно ст. 108 УПК "дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления". При этом, как правило, не требуется полного знания о преступлении. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления.
  В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события преступления (in rem), а не в отношении конкретного лица (in personam), что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица, например при задержании преступника на месте преступления либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов или от содержания детей). Но тогда лицо, в отношении действий которого возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке.
  Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный характер и побуждает к проведению всестороннего расследования в следующей стадии процесса.
  Когда полномочное лицо не имеет в своем распоряжении достаточной информации для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказать в нем, оно производит проверку и принимает решение в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток. В этих случаях могут быть истребованы необходимые материалы, к которым относятся акты ревизий, инвентаризаций, материалы ведомственного расследования несчастного случая на производстве, аварии на транспорте. В случае причинения телесных повреждений гражданину истребуются материалы судебно-медицинского освидетельствования, выписки из истории болезни. Могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой соответствующими органами, получены- объяснения от лица, обратившегося с заявлением, жалобой.
  Но при этом должно быть строжайше соблюдено условие: сбор указанных материалов осуществляется без производства следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст. 109 УПК). Следует при этом иметь в виду, что названные материалы, полученные в ходе проверки, равно как и результаты оперативно-розыскной деятельности, явившись основанием для возбуждения уголовного дела, впоследствии могут быть использованы в качестве доказательств только после признания их таковыми в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
 
 
  2.1.4. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела
  Закон содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу, а значит, и его возбуждение. К ним относятся обстоятельства, указанные в ст. 5 УПК, а именно:
  Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 5 УПК) означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело места в действительности.
  Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного тяжелого заболевания или явилась следствием несчастного случая в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.
  Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК) означает, что в совершенном деянии нет признаков преступления или состава преступления, предусмотренного уголовным
  законом.
  Например, дело не может быть возбуждено в случае, когда
  преступность и наказуемость деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния или, например, когда лицо совершило административное правонарушение.
  Истечение сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 5 УПК) по конкретным преступлениям указано в ст. 78 УК. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению
  исчисляются самостоятельно.
  Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или
  явки его с повинной.
  Вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступление, за которое могут быть назначены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, разрешается судом. Если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. По таким делам уголовное дело возбуждается в обязательном порядке.
  К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности не применяются.
 
  Акт амнистии как акт высшего органа государственной власти представляет собой полное или частичное освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает уголовную ответственность, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.
  Недостижение лицом возраста привлечения к уголовной ответственности (п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК). Общеуголовная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду преступлений с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). В отношении лиц, не достигших возраста, необходимого для привлечения к уголовной ответственности, уголовное дело не должно возбуждаться, но в связи с поступившим заявлением, сообщением необходимо выяснить, не имело ли место вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми лицами, и возбудить дело по этим действиям.
  Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе (п. 7 ч. 1 ст. 5 УПК). К числу таких закон относит дела о преступлениях частного и частно-публичного обвинения (ст. 27 УПК). Лишь в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении указанной категории имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего.
  Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 27 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 5 УПК). Такое примирение допускается только по делам частного обвинения, предусмотренным ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК. В силу ст. 109 УПК судья до возбуждения уголовного дела принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба. Если в результате принятых судьей мер последовало примирение, уголовное дело не возбуждается.
  Смерть лица, совершившего преступление (п. 8 ч. 1 ст. 5 УПК), влечет отказ в возбуждении дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384-390 УПК).
  В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию
 
  (п. 9 ч. 1 ст. 5 УПК). В соответствии с законом (п. 1 ст. 50
  Конституции РФ) лицо за одно и то же преступление не может дважды привлекаться к уголовной ответственности. Здесь действует правило "поп bis in idem" ("нельзя дважды за одно и тоже"). Поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, если в отношении данного лица имеются вступивший в законную силу приговор, определение либо постановление суда о прекращении
  дела по тому же обвинению.
  Возможность вновь возбудить уголовное дело возникнет, если ранее состоявшийся приговор (определение, постановление) будет отменен в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.
  В отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело (п. 10 ст. 5 УПК). До тех пор пока не будет отменено постановление органа дознания, следователя и прокурора об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, эти лица не вправе возбудить уголовное дело. Исключение сделано лишь для суда как органа осуществления правосудия в случаях, предусмотренных ст. 255 и 256 УПК, т.е. когда суд при судебном разбирательстве возбуждает уголовное дело либо по факту совершения подсудимым преступления, по которому ему не было предъявлено обвинения, либо в отношении лиц, совершивших преступление и не привлеченных за это к уголовной ответственности.*
  ______________________
  * Постановления и определения но уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1981-1988 гг. М.: Юрид. лит. 1989. С. 315-316.
 
 
  В отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п. 11 ст. 5 УПК).
 
  2.1.5. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела
  При наличии повода и достаточного основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, суд обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело (ст. 112 УПК). О возбуждении дела орган дознания, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд - определение. Постановление (определение) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается, кем, когда и где вынесено постановление (определение). В описательной - излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В резолютивной - по признакам какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
  После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания - к производству дознания, судья направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст. 27 УПК).
  Копия постановления о возбуждении дела, вынесенного органом дознания или следователем, немедленно направляется прокурору.
  В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление - о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему производству. В течение суток копия постановления о принятии дела к своему производству должна быть направлена наблюдающему прокурору (ст. 129 УПК). Орган дознания о начатом расследовании уведомляет прокурора немедленно (ст. 119 УПК).
  Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.
  В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного Дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 113 УПК).
  Об. отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого решения. В постановлении должно быть
 
  указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшим места или в нем отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство
  по делу.
  В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором в сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие
  этот вывод.
  Содержащаяся в постановлении аргументация, подтверждающая выводы лица, вынесшего постановление, позволяет достаточно глубоко, объективно и всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым решением принести мотивированную жалобу.
  Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязано разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право на обжалование отказа в возбуждении дела и мотивы решения. На постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
  В постановлении Конституционного Суда от 29 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР, разъяснено, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дел может быть обжаловано не только надлежащему прокурору но и в суд.
  При этом право на обжалование принадлежит не только заявителю, но и другим заинтересованным лицам. Например, если в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что в действиях лица, о которых сообщил заявитель, нет состава преступления, а поэтому в возбуждении уголовного дела отказано, лицо, упомянутое в постановлении, может принести жалобу на это постановление ввиду того, что вообще указанные в постановлении действия не совершало, к ним непричастно*.
  Уполномоченный по правам человека в РФ вправе обратиться с просьбой об отмене постановления об отказе в возбуждении Дела к прокурору или в суд (ст. 375* УПК).
  ___________________
  * СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1459.
 
 
  В случае признания жалобы обоснованной и принятия решения о возбуждении дела суд ни в коей мере не берет на себя функцию уголовного преследования.
  Речь идет лишь о необходимости расследования, а затем уже, возможно, о рассмотрении дела в суде, и, конечно, не о предрешении при этом вопроса о виновности.
  Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел законодательством установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных категорий лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей (ст. 16 Закона о статусе судей в Российской Федерации, ст. 87 Закона о судоустройстве РСФСР), следователей, прокуроров (ст. 42 Закона о прокуратуре РФ). Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.
 
  2.1.6. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
  Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор (ст. 29, 30 Закона "О прокуратуре РФ", ст. 116 УПК). Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
  В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело (ч. 3 ст. 116 УПК).
  Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением и может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
  Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного Дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и
 
  сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).
  Закон возлагает, на прокурора обязанность проверять, соблюдались ли установленные порядок и сроки возбуждения уголовного дела, а также права и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях и при отказе в возбуждении уголовного дела.
  В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 116 УПК прокурор отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В связи с этим, проверяя постановления следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также на соответствие этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах, а при необходимости исключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.
  Прокурор проверяет, уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела лицо, учреждение, организация, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения.
  Обнаружив, что дело необоснованно возбуждено судьей или судом, прокурор в соответствии со ст. 36 Закона о прокуратуре РФ и ст. 331 УПК опротестовывает постановление судьи (или определение суда) о возбуждении уголовного дела в вышестоящий суд.
  Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором.
 
  2.2. Предварительное расследование
 
  2.2.1. Понятие и значение стадии предварительного расследования
  В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Для того чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его неуклонение от следствия и суда и т.д. Все эти действия составляют содержание второй стадии уголовного процесса - предварительного расследования, которая является обязательной в установленных законом случаях.*
  __________________
  * Закон не требует предварительного расследования по делам о преступлениях, разрешаемых в порядке частного обвинения (ст. 27 УПК),. а также предусмотренных ст. 414 УПК. .
 
 
  Предварительное расследование представляет собой осуществляемую под надзором прокурора деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела Обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.
  Указанная деятельность должна основываться на процессуально-правовых принципах, охранять права и законные интересы участников процесса и иных участвующих в производстве по , делу лиц.
  Быстрое, полное и объективное расследование преступления обеспечивает не только правильное применение уголовного закона, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершавшего преступление.
  Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие (гл. 23 УПК). Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление, имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать обвиняемого виновным в совершении преступления правомочен только суд (ст. 49 Конституции РФ). При этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 2 ст. 301 УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.*
  _____________________
  * ВВС РСФСР. 1984. № 7. С. 9; Там же. 1987. № 7. С. 7.
 
 
  Подобная характеристика предварительного расследования не дает основания рассматривать его как стадию, производство в которой осуществляется только для суда. В стадии предварительного расследования дело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст. 208 УПК. При этом надо иметь в виду, что прекращение дела производством не означает в каждом случае, что имело место незаконное возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого. Объективность следствия и обеспечение прав обвиняемого могут выявить неосновательность подозрения в совершении преступления. Прекращение дела может иметь место и по обстоятельствам, исключающим или освобождающим лицо от уголовной ответственности.
  Гарантиями законности проведенного расследования служит прокурорский надзор (ст. 25, гл. 18, 19 УПК) и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем в установленных законом случаях (ст. 22, 23, 25, 46 Конституции РФ, ч. 5 ст. 209, 220', 2202 УПК).
 
  2.2.2. Виды предварительного расследования
  Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или дознания. Название формы расследования соответствует названию органа, выполняющего определенные полномочия. Орган следствия - следователь (ст. 127 УПК); дознание ведет орган дознания, дознаватель (ст. 117 УПК). Предварительное расследование может осуществляться и путем совместной деятельности, во взаимодействии этих органов в пределах стадии расследования.
  Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.
  Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием: по кругу дел, отнесенных к подследственности каждого из них, в сроках дознания и следствия и в некоторых других процессуальных правилах, о чем будет сказано ниже.
  Важно обратить внимание на то, что особенности дознания обусловлены особенностями задач и функций тех органов, на которые возложено дознание.*
  __________________
  * Об этом было сказано в гл. 4, § 3 учебника.
 
 
  Основным видом предварительного расследования является предварительное следствие, осуществляемое специально созданными для этого вида деятельности органами.
  К ведению следователя закон относит подавляющее большинство уголовных дел, представляющих значительную сложность в расследовании и по преступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание.
  Дознанию, как виду предварительного расследования, принадлежит существенная роль в выполнении задач данной стадии процесса.
  Являясь процессуальной деятельностью, дознание осуществляется только по возбужденному уголовному делу и по правилам, установленным в УПК (ст. 118-120 УПК).
  В обнаружении и расследовании преступлений, отнесенных к ведению органов следствия, значительная роль принадлежит дознанию, поскольку органы, его осуществляющие в силу основных своих полномочий, первыми обнаруживают совершенное преступление, возбуждают дело, совершают неотложные следственные действия по закреплению следов преступления, задержанию подозреваемого, пресечению преступления, а затем передают его по подследственное - следователю.
  Взаимодействие органов следствия и дознания проявляется и в праве следователя давать поручение органу дознания проведения отдельных следственных действий, розыска обвиняемого тогда, когда дело находится в производстве следователя. По Делам, отнесенным к подследственности органов дознания, они проводят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд. При характеристике видов предварительного расследования необходимо обратить внимание на то, что для успешного выполнения процессуальных действий органами дознания и следствия используются возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий (например, оперативно-розыскными подразделениями криминальной милиции и другими органами МВД, органами пограничной службы, органами Федеральной службы безопасности - ст. 13 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г.* Так, оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции могут проводить опрос граждан, наводить справки, вести наблюдение и др. (ст. 6 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности").**
  ___________________
  * СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  ** Там же.
 
 
  Указание в уголовно-процессуальном законе на возможность проведения оперативно-розыскной деятельности ( ч. 4 ст. 118, ст. 127 У ПК) свидетельствует о ее роли в расследовании и раскрытии преступлений, но не придает ей процессуального характера. Данные, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, могут быть использованы как доказательства только после их получения и проверки следователем по правилам УПК.
  Дознание как процессуальная деятельность и оперативно-розыскная деятельность осуществляется разными подразделениями в составе криминальной милиции. Милиция общественной безопасности (местная милиция) оперативно-розыскную деятельность не осуществляет.
  Взаимодействие органов дознания и следствия в расследовании выражено в Законе "О милиции", где сказано, что "основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия..." (ст. 8). Местная милиция проводит дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 9). ,
  В законе речь идет о всех формах взаимодействия (процессуальных и оперативно-розыскных), которые обеспечивают выполнение задач предварительного расследования.
 
  2.2.3. Дознание. Его виды
  Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решений на дознании, а распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:
  1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).
  2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).
  Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно
  В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
  Законом СССР от 12 июня 1990 г. "О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ" перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.*
  ___________________
  * ВВС СССР. 1990. № 26. Ст. 495.
 
 
  К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим следам, т.е. незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.
  Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, так как нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств по горячим следам.
  В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форме должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
  После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.
 
  Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого, начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий (п. 4 ст. 119 УПК; п. 3 и 4 ст. 7 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности ").
  Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК).
  Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:
  - в возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;
  - в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий;
  - в оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.
  Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно
  Это дознание состоит в полном расследовании дела.
  К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материалов* или производство в порядке частного обвинения.**
  __________________
  *См. гл 22 настоящего учебника.
  **См гл 19 настоящего учебника
 
 
  В форме дознания расследуются, например, дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.
  В соответствии с законом (ст. 120 У ПК) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).
  При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:
  1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются.
  2. На органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
  Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.
  В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
  Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.
  В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным для предварительного следствия.
  Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления; возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании; возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.
  Дознание может проводиться и по делам, возбуждаемым по жалобам потерпевших, если прокурор найдет необходимым возбудить дело по основаниям, указанным в законе.
  Таким образом, под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать вид предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящий:
  1) в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных Действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;
  2) в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
 
  2.2.4. Задержание подозреваемого
  Задержание - мера уголовно-процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу, это кратковременное лишение свободы подозреваемого* . В силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.
  ___________________
  * Задержание в числе иных неотложных следственных действий наиболее часто применяется органами дознания. Этим объясняется изложение порядка задержания подозреваемого и его допроса в главе о дознании.
 
 
  Правила производства задержания закреплены в ст. 122, 1221, 123 УПК, а также в Законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
  Производство задержания допустимо лишь при определенных условиях и по основаниям, указанным в законе.
  Задержание может быть применено только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ст. 122 УПК).
  Только орган дознания, следователь и прокурор правомочны решить вопрос о задержании лица (ст. 122, 127, 211 УПК).
  Под основаниями задержания понимают фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а
  именно:
  1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или
  непосредственно после его совершения;
  2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  При наличии "иных данных", дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого. Под "иными данными" следует понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и достаточные для подозрения лица в совершении преступления. К таким данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым лицом и т.п. Поскольку иные данные менее определенны, чем указанные в п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 122 УПК, закон связывает допустимость задержания по ним с наличием определенных условий:
  покушением на побег, отсутствием постоянного места жительства, неустановлением личности подозреваемого. Эти условия делают необходимым производство задержания, так как придают ему неотложный характер и усиливают степень вероятности данных о причастности лица к преступлению.
  Закон говорит о праве органа дознания и следователя задержать лицо, если есть установленные законом условия и основания. Чтобы право на задержание превратилось в обязанность, налицо должны быть мотивы, обусловливающие его необходимость в данном конкретном случае. Мотивы задержания определяются теми целями, которые преследует эта мера процессуального принуждения.
  Такими целями могут быть воспрепятствование подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины.
  Во всяком случае задержание должно быть оформлено протоколом. В нем излагаются основания и мотивы задержания, день и час, год и месяц, место задержания, объяснения задержанного и время составления протокола. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (ст. 122 УПК).
  Протокол задержания, составленный в милиции или другом органе дознания, должен быть утвержден начальником органа, так как закон только его наделяет правом произвести задержание.
  Протокол задержания является основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления. В качестве правового основания задержания кроме протокола может служить также постановление следователя или органа дознания. Постановление о задержании выносится, если основания к задержанию выявляются в ходе расследования дела.
  Защитник допускается к участию в деле в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, с момента объявления последнему протокола задержания (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ст. 47 УПК). В протоколе указываются день и час фактического задержания. С этого момента подозреваемый рассматривается как субъект процесса, наделенный правами и несущий определенные процессуальные обязанности.
  Если при задержании необходимо произвести личный обыск подозреваемого, его производство не требует вынесения постановления и санкции прокурора (ст. 172 УПК).
 
  Срок задержания исчисляется с момента доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю, поэтому важно, чтобы в протоколе указывалось время доставления лица в орган дознания или к следователю. Если задержание производится на основании постановления органа дознания или следователя, то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица.
  О всяком случае задержания лица орган дознания или следователь обязаны в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, а последний в течение 48 часов с момента получения извещения обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.*
  ___________________
  * Статья 5 Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СЗ РФ 1995. № 29 Ст 2759
 
 
 
  2.2.5. Допрос подозреваемого
  Если подозреваемый был задержан или ему было избрано в качестве меры пресечения заключение под стражу до предъявления обвинения, с момента объявления протокола задержания или постановления об избрании меры пресечения к участию в деле допускается защитник (см. гл. 3 учебника).
  С момента допуска к делу защитник вправе знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, наедине иметь свидание с подозреваемым, участвовать в первом допросе подозреваемого (ст. 51 УПК).
  Допрос подозреваемого производится немедленно после его задержания или заключения под стражу (ст. 123 УПК). Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, то это делается не позднее 24 часов с момента задержания.
  Закон не указывает определенного срока, в течение которого должен быть произведен допрос, в случаях когда в отношении подозреваемого избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы (например, подписка о невыезде). Однако и в подобных случаях допрос подозреваемого не должен откладываться на продолжительное время, ибо с момента избрания любой меры пресечения подозреваемый приобретает право давать объяснения и заявлять ходатайства (ст. 52 УПК). Перед допросом подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе. Ему разъясняются права, предусмотренные ст. 52 УПК.
  Показания подозреваемого, так же как и показания обвиняемого, являются не только средством доказывания, но и средством защиты. Соответственно, дача показаний является его правом, а не обязанностью. Как и обвиняемый, подозреваемый не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, пользуется правом, установленным ст. 51 Конституции РФ.
  Помимо обстоятельств, послуживших основанием для применения к подозреваемому мер пресечения, он может быть допрошен об обстоятельствах, установление которых необходимо для выяснения его личности, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
 
  2.2.6. Общие условия предварительного расследования
  Общие условия - это установленные законом правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятию решений в этой стадии процесса. Общие условия содержат правовые требования, обеспечивающие осуществление в этой стадии принципов процесса.
  Общие условия образуют определенную систему правовых правил, к которым относятся следующие.
  Правила о подследственное(tm)
  Закон определяет круг органов предварительного следствия и устанавливает обязательность его проведения в отношении определенного круга лиц (ч. 3 ст. 126 УПК) и по всем уголовным делам, за исключением преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. Но и по этим делам может производиться предварительное следствие, если это признает необходимым суд или прокурор. Подследственность в этом случае определяется прокурором.
  Производство предварительного следствия, например, обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту (ч. 3 ст. 126 УПК).
 
  Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о под следственности, под которой понимается совокупность установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 126 УПК).
  Различаются следующие виды подследственности.
  Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.
  Следователи прокуратуры расследуют наиболее опасные преступления против личности: убийства, доведение до самоубийства, преступления против половой неприкосновенности и свободы - изнасиловании, похищении человека, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, экологические преступления, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы - злоупотребление служебными полномочиями, преступления в сфере правосудия, против мира и безопасности. Кроме того, следователи прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенные судьями, прокурорами и другими работниками правоохранительных органов.
  Следователи МВД проводят предварительное следствие по делам о разбое, грабежах, преступлениях против здоровья, преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК, если они совершены несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, по делам о некоторых преступлениях в сфере экономической деятельности и др.
  Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене, шпионаже, контрабанде, вооруженном мятеже, посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсии, незаконном обороте оружия и наркотических средств и др.
  Следователи органов налоговой полиции ведут предварительное следствие по делам о налоговых и некоторых иных преступлениях: об уклонении от уплаты налога гражданином и организацией, дела о незаконной банковской деятельности, легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, незаконном получении кредита, злоупотреблении при выпуске ценных бумаг и т.д.
 
  Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения наибЬлее быстрого, полного и объективного расследования оно может проводиться также по месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей.
  Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта преступления.
  В силу этого признака следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными, лицами, призванными на сборы, военными строителями, рабочими и служащими воинских частей и учреждений. При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором.
  При необходимости расследования двух или нескольких связанных между собой преступлений действует признак подследственности по связи дел. Так, дела об укрывательстве преступлений, заведомо ложном доносе, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления и некоторых иных преступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.
  Следователь, установив, что дело ему не подследственно, обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности по признаку места совершения преступления решается прокурором по месту, где было начато следствие.
  При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток (ст. 132 УПК).
  Полномочия следователя. Самостоятельность следователя
  При расследовании преступлений все решения о направлении следствия, производстве следственных действий* следователь принимает самостоятельно и несет ответственность за ход и результаты расследования (ст. 127 УПК).
  __________________
  * Из совокупности всех процессуальных действий выделяют следственные действия, относя к ним те действия, которые направлены на собирание доказательств, их проверку, иначе говоря, действия познавательного характера.
 
 
  Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, которые касаются существа расследования, - о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела в суд или прекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь может не выполнять указания прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет эти указания, либо поручает производство следствия другому следователю.
  Процессуальные права следователя проявляются и в его взаимоотношениях с органами дознания. Следователь вправе по расследуемым делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных или следственных действий (например, о розыске подозреваемого, его задержании, о розыске похищенного имущества).
  Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех или иных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.). Тесное взаимодействие следователя с органами дознания - необходимое условие успешного раскрытия и расследования преступлений, а также их предупреждения.
  По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. По сложным или большим по объему делам следствие может производиться несколькими следователями (бригадный, или групповой, метод следствия). В таком случае один из них принимает дело к производству и руководит действиями других (ст. 129 УПК). Ему принадлежит окончательное решение по всем наиболее важным вопросам, возникающим в ходе расследования. От его имени составляются все важнейшие процессуальные акты: постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение. Это не лишает остальных участников группы процессуальной самостоятельности; в отношении каждого из них действует правило, установленное ч. 2 ст. 127 УПК. Предусмотренные законом полномочия следователя принадлежат всем следователям независимо от их ведомственной принадлежности.
  Непосредственное руководство расследованием и контроль за работой следователей осуществляют начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместителей, действующих в пределах своей компетенции.*
  __________________
  * Начальник следственного отдела (управления прокуратуры) и прокуроры этого отдела (управления) пользуются всеми правами прокурора по надзору за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
 
 
  Начальник следственного отдела (управления) вправе проверять уголовное дело, давать указания по делу следователю, передавать дело от одного следователя другому, принимать решение о производстве расследования несколькими следователями и др. (п. 6а ст. 34 УПК). Указания начальника следственного отдела для следователя обязательны для исполнения. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, названных в ч. 2 ст. 127 УПК.
  Постановления следователя могут быть изменены или отменены прокурором, а не начальником следственного отдела.
  Надзор за исполнением закона в деятельности начальника следственного отдела осуществляет прокурор. Указания прокурора, данные в установленном порядке, обязательны для начальника следственного отдела. Несогласие с ними и обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливают их исполнения (ст. 127' УПК).
  Привлечение граждан к участию в раскрытии преступлений
  Следователь в процессе расследования может использовать помощь граждан для раскрытия преступления, розыска лиц, его совершивших, а также Для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. К процессуальным формам участия граждан в расследовании преступлений относятся: представление доказательств по делу (ч. 2 ст. 70 УПК), дача письменного поручительства за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого к следователю и прокурору (ст. 95 УПК), участие в следственном действии в качестве понятого.
  В следственной практике используются внепроцессуальные формы привлечения граждан к участию в расследовании преступлений. Следователь вправе обратиться к населению через печать, радио, телевидение с просьбой сообщить сведения о совершенном преступлении, о личности подозреваемого и других обстоятельствах дела. В необходимых случаях граждане могут быть привлечены к производству действий, требующих большого числа участников, например осмотру обширной территории, поиску скрывающегося на местности подозреваемого и др.
  Обращение следователя к коллективам работы или по месту учебы обвиняемого может помочь установить причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Представления следователя об устранении этих причин могут им выноситься на обсуждение этих коллективов.
  Обеспечение прав участвующих в расследовании лиц
  При производстве расследования следователь принимает решение о привлечении к участию в деле подозреваемого, обвиняемого, о признании лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителем. Так, закон требует, чтобы следователь по собственной инициативе вынес постановление о признании лица потерпевшим и уведомил об этом потерпевшего и его представителя. В случае причинения преступлением материального ущерба следователь обязан разъяснить потерпевшему право предъявить гражданский иск. При предъявлении гражданского иска следователь выносит мотивированное постановление о признании лица гражданским истцом или об отказе в таком признании (ст. 137 У ПК). В целях обеспечения гражданского иска должен быть наложен арест на имущество обвиняемого.
  На денежные средства и иные ценности, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, арест налагается при наличии санкции прокурора.*
  _____________________
  * См статью 27 ФЗ "О банках и банковской деятельности в РФ" в ред. от 3 февраля 1996 г. // РГ 1996 10 февр..
 
 
  В зависимости от основания и цели участия в расследовании того или иного лица закон наделяет их определенными правами. Некоторые из этих прав являются общими для всех участников - такие, как представление доказательств, заявление отводов, подача жалоб, принесение ходатайств и т.д. Поступившее ходатайство о производстве того или иного следственного действия, направленного на получение доказательств, подлежит удовлетворению, если обстоятельства, которые в результате этого будут установлены, могут иметь значение для дела. Отказ в заявленном ходатайстве следователем должен быть мотивирован (ст. 131 УПК).
  К иным участвующим в расследовании лицам относятся свидетель, специалист, эксперт, переводчик, понятой. Привлечение этих лиц к участию в расследовании определяется решением следователя.
  Все эти лица имеют определенные права, объем которых определяется целью их участия в деле.
  В силу закона следователь обязан разъяснить участникам процесса и всем иным участвующим в расследовании лицам их права и создать реальные условия для их осуществления. Закон обязывает следователя обеспечить охрану прав и личную безопасность всех лиц, участвующих в расследовании. При наличии достаточных данных полагать, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, членам их семей, близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, следователь обязан принять все предусмотренные законом меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества, а также к установлению и привлечению к ответственности лиц, совершивших эти действия (ст. 27 Основ).
  Сроки предварительного следствия

<< Пред.           стр. 9 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу