<< Пред.           стр. 10 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению неотложной помощи людям, терпящим бедствие на море и на иных водных путях. Требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, содержатся в международных конвенциях и национальном законодательстве.
 Объективная сторона преступления выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся без помощи в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., жизни которых создалась реальная угроза.
 Состав преступления является формальным, для оконченного преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.
 Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.
 Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие. Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. Также по ст. 125 УК могут быть квалифицированы действия владельцев водных транспортных средств (катеров, лодок, шлюпок), оставивших без помощи лиц, оказавшихся в воде в опасном для жизни состоянии.
 С субъективной стороны преступление совершается умышлено: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.
 21.9. Нарушение правил международных полетов (ст. 271)
 
 Оно выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и ином нарушении правил международных полетов.
 Правила международных полетов - это правила безопасного пересечения воздушного пространства различных государств. Отступление от них влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы, крупный материальный ущерб, нарушение нормальной работы аэропортов, осложнение межгосударственных отношений.
 Порядок пользования воздушным пространством Российской Федерации определяется Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации», отдельными международными соглашениями и специальными правилами, установленными Правительством РФ.
 К нарушениям правил международных полетов относятся: незаконное пересечение государственной границы как в сторону России, так и обратно, полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и пр.
 Вид воздушного транспортного средства значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.
 Не образует преступления вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.
 Вина может быть как умышленной, так и неосторожной.
 Субъектом преступления может быть любое лицо с шестнадцатилетнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства.
 Глава 22
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
 
 22.1. Общая характеристика
 
 В последние годы в Российской Федерации компьютеризация достигла такого уровня, что возникла необходимость правового регулирования общественных отношений в этой сфере, что послужило поводом для введения в Уголовный кодекс специальной главы 28, рассматривающей проблемы борьбы с компьютерными преступлениями. Данная глава включает в себя три статьи: «Неправомерный доступ к компьютерной информации» (ст. 272), «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» (ст. 273), «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» (ст. 274).
 Мировая практика показывает, что ущерб от компьютерных преступлений может исчисляться суммами, составляющими годовые бюджеты крупных городов. В большинстве стран Европы и Америки компьютерная преступность дает доходы, сравнимые с доходами, получаемыми от незаконного оборота наркотиков и оружия.
 Выделение преступлений в сфере компьютерной информации как особого вида правонарушений связано с тем, что в данном случае речь идет об особом предмете посягательства - компьютерной информации.
 В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», вступившего в силу 20 февраля 1995 года, под информацией понимается «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Однако применительно к главе 28 УК РФ законодатель ограничил предмет преступления только компьютерной информацией, т.е. информацией, находящейся непосредственно в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.
 Компьютерная информация - это информация, обработанная на электронно-вычислительной машине (ЭВМ), находящаяся как внутри ЭВМ, так и в устройствах, подключаемых к ней.
 Информация может находиться на машинном носителе, на магнитной ленте, перфокарте, дискете, либо магнитооптическом диске.
 Суть электронно-вычислительной машины заключается в преобразовании информации в ходе функционирования в числовую форму. Термины ЭВМ и компьютер используются как синонимы.
 Компьютерная сеть - это соединение нескольких компьютеров друг с другом при помощи специальных кабелей. Сеть обеспечивает три вида деятельности: передачу и получение информации от других компьютеров, подключенных к сети; совместное использование аппаратных ресурсов; запуск общих программ, находящихся на других компьютерах.
 Родовым объектом преступлений в сфере компьютерной информации является совокупность общественных отношений, связанных с безопасным производством, использованием и распространением информации и информационных ресурсов, а также обеспечением их надлежащей защиты.
 С объективной стороны преступления в сфере компьютерной информации совершаются в основном путем активных действий. Исключение составляет ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети», объективная сторона которой может быть в форме бездействия.
 Субъектом рассматриваемых преступлений является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
 22.2. Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272)
 
 Под неправомерным доступом понимается незаконное получение возможности сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, на которую у виновного нет ни действительного, ни предполагаемого права.
 Объективную сторону рассматриваемого преступления составляет неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
 Уничтожение - это прекращение существования компьютерной информации, приведение ее в такое состояние, когда она не может быть восстановлена и использована по назначению.
 Блокирование - это создание недоступности, невозможности использования компьютерной информации.
 Модификация означает изменение первоначальной информации без согласования с ее собственником.
 Копирование - это повторение и устойчивое запечатление ее на машинном или ином носителе.
 Под нарушением работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети понимается временное или устойчивое создание помех для их функционирования в соответствии с их назначением. В том случае, если наряду с указанными обстоятельствами нарушается целостность компьютерной системы, действия лица следует дополнительно квалифицировать как преступление против собственности.
 Субъективная сторона рассматриваемого общественно опасного деяния характеризуется умышленной формой вины. Мотивы преступления значения для квалификации не имеют.
 22.3. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273)
 
 Общественная опасность данного преступления заключается в том, что используемые или распространяемые вредоносные программы способны в любой момент парализовать работу компьютерной системы.
 В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об авторских правах и смежных правах» программами для ЭВМ является форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения, определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
 Объективная сторона анализируемого преступления выражается: 1) в создании новых программ; 2) во внесении изменений в уже существующие программы; 3) в использовании таких программ по их назначению; 4) в распространении таких программ или машинных носителей с такими программами.
 Законодатель устанавливает ответственность за создание, использование и распространение только тех программ, которые могут причинить вредные последствия, прямо указанные в законе.
 Под созданием понимается деятельность, направленная на подготовку программ, способных уничтожить, блокировать, модифицировать информацию ЭВМ, ее системы или сети, а также по осуществлению копирования информации с электронно-вычислительной машины.
 Внесение изменений в существующие программы - это модификация программы для ЭВМ.
 Использование программы - это выпуск ее в свет, воспроизведение и иные действия по введению ее в хозяйственный оборот в изначальной или модифицированной форме, а также самостоятельное применение этой программы по назначению.
 Распространение программы - это предоставление доступа к размноженной программе для ЭВМ сетевым или иным способом.
 Ответственность наступает за любое действие, предусмотренное диспозицией анализируемой статьи.
 Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины. Цели и мотивы для квалификации значения не имеют, а могут лишь использоваться при назначении наказания.
 Часть 2 статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия. Понятие тяжкие последствия - оценочное и в большей степени определяется судебно-следственными органами. На практике к тяжким последствиям относят: причинение особо крупного материального ущерба вынужденным прекращением деятельности юридического или физического лица; причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей или смерти и т.п.
 22.4. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274)
 
 Установление правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети обусловлено необходимостью обеспечения сохранности информации и компьютерного оборудования, возможностью длительного их использования интересах собственников и пользователей. Поэтому объектом данного преступления является безопасность пользования интеллектуальными и вещественными средствами вычислительной техники.
 Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, либо в прямом нарушении данных правил. Таким образом, общественно опасное деяние может быть в форме действия или бездействия.
 Статья 274 УК носит бланкетный характер, так как диспозиция ч. 1 статьи отсылает к правилам эксплуатации ЭВМ.
 Правила эксплуатации определяются соответствующими нормативными актами. Нарушение их может быть представлено в виде физического и интеллектуального воздействия на ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
 Под существенным вредом понимается утрата важной информации, необходимость длительного дорогостоящего ремонта ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и т.п. Таким образом, определение качественных характеристик вреда - категория оценочная и зависит от величины материального вреда и любых других обстоятельств, которые судебно-следственные органы в каждом конкретном случае посчитают существенным.
 Субъектом анализируемого преступления может быть вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения общественно опасного деяния 16-летнего возраста и имеющее доступ к ЭВМ.
 С субъективной стороны данное деяние характеризуется как умышленной виной, так и неосторожностью.
 Мотивы и цель деятельности виновного на квалификацию не влияют, учитываются при индивидуализации наказания.
 Квалифицированным признаком данного деяния является нарушение правил, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. В данном случае нарушение правил влечет безвозвратную утерю ценной информации, выход из строя особо важных государственных объектов, подключенных к сети ЭВМ, аварии, катастрофы и т.п.
 Глава 23
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
 
 23.1. Общие вопросы
 
 Данная глава содержит 10 составов преступлений (ст. 275-284 УК). Для краткости их можно именовать, как и ранее, государственными преступлениями.
 Родовым объектом этих преступлений согласно разделу Х УК считается государственная власть. Видовым объектом согласно главе 29 УК являются основы конституционного строя и безопасность государства (взаимосвязанные понятия).
 Основы конституционного строя РФ определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы экономических отношений, политической системы, статуса личности, общественного и государственного строя.
 Безопасность государства - это часть национальной безопасности РФ (наряду с безопасностью личности и общества), представляющая собой состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности и других жизненно важных интересов РФ от внешних и внутренних угроз.
 Непосредственные объекты государственных преступлений определяют деление этих преступлений на следующие группы:
 1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (государственная измена -ст. 275 УК, шпионаж - ст. 276 УК);
 2. Преступления, посягающие на конституционные основы политической системы РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277 УК, насильственный захват власти или насильственное удержание власти - ст. 278 УК, вооруженный мятеж - ст. 279 УК, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Россииской Федерации - ст. 280 УК);
 3. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (диверсия - ст. 281 УК);
 4. Преступления, посягающие на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в РФ (возбуждение национально-расовой или религиозной вражды - ст. 282 УК);
 5. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны РФ (разглашение государственной тайны - ст. 283 УК и утрата документов, содержащих государственную тайну - ст. 284 УК).
 Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства отличает их направленность на соответствующий объект. Эта направленность определяется как объективными, так и субъективными признаками деяния и отражает строго определенную связь субъекта с объектом, точное установление которой - необходимое условие правильной квалификации государственных преступлений.
 23.2. Государственная измена (ст. 275)
 
 Государственная измена фактически представляет собой своеобразную форму соучастия гражданина РФ во враждебной деятельности представителей иностранных государств и иностранных организаций против России. Совершение государственной измены выражается в оказании гражданином РФ информационной либо иной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ (безопасности от внешних угроз).
 Иностранное государство в качестве адресата государственной измены подразумевается в целом или в лице его органов, прежде всего – спецслужб.
 Иностранная организация - государственная, межгосударственная и негосударственная зарубежная организация.
 Представитель иностранного государства или иностранной организации – официальное или неофициальное лицо, уполномоченное действовать в их интересах. Например, руководитель или сотрудник государственного органа, руководитель, сотрудник или член организации либо иное лицо, выполняющие поручение этих структур.
 С объективной стороны совершение государственной измены предусмотрено в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное наказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
 Измена в форме шпионажа по объективным признакам не отличается от шпионажа - самостоятельного преступления (см. анализ ст. 276 УК). Их различие - по субъекту: измену в форме шпионажа совершает гражданин РФ, а шпионаж по ст. 276 - иностранный гражданин или лицо без гражданства.
 Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов) представителю иностранного государства или иностранной организации.
 В отличие от измены в форме шпионажа выдача совершается, во-первых, в отношении сведений, которыми лицо располагало по службе или работе, но не собирало и не получило их от другого лица для передачи указанным адресатам. Во-вторых, предметом выдачи являются только сведения, составляющие государственную тайну.
 Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен Законом РФ «О государственной тайне», а конкретизированный перечень по представлению Правительства утверждает Президент РФ. Установлено три степени секретности сведений: «особой важности»; «совершенно секретно»; «секретно».
 Выдача признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием представителя иностранного государства или иностранной организации.
 Для ответственности за измену в форме выдачи обязательно осознание лицом характера сведений в смысле их относимости к государственной тайне, а также характера адресата - иностранное государство, иностранная организация или их представители.
 Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ совершается в контакте (по заданию или согласованно) с указанными представителями. Эта форма государственной измены не охватывает ни шпионажа, ни выдачи государственной тайны. Она может выражаться в следующем: вербовка агентуры; содержание явочной или конспиративной квартиры; выполнение роли связного; совершение диверсий и террористических актов; организация подрывной, вооруженной или террористической деятельности, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя, нарушение территориальной целостности РФ; финансирование указанной деятельности, поставка оружия и материальных средств для ее осуществления, а также вербовка, обучение, засылка или использование в ней наемников; иное содействие разведывательно-подрывной или военной деятельности иностранных государств - и организаций против РФ, в том числе переход на сторону врага в военное время.
 Данная форма государственной измены признается оконченным преступлением с момента фактического оказания гражданином РФ указанной помощи соответствующему адресату. Если эти действия одновременно охватываются другими составами преступлений, то все содеянное квалифицируется по совокупности.
 С субъективной стороны государственная измена характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными (внешними) силами создание угрозы нанесения ущерба внешней безопасности РФ или на реальное его причинение. Мотивы и цели государственной измены (политические, корыстные и другие) не являются признаками состава преступления, но могут иметь значение для определения направленности деяния в ущерб внешней безопасности РФ и учитываются при назначении наказания.
 Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин РФ (в том числе имеющий двойное гражданство), достигший 16-летнего возраста. Соучастниками в качестве организаторов, подстрекателей и пособников могут быть также иностранные граждане и лица без гражданства.
 В примечании к ст. 275 УК, которое распространяется также на статьи 276 и 278 УК, содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление из числа указанных, если это лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению нанесения дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Требование своевременности означает, что дальнейший ущерб оценивается как более существенный, чем нанесенный.
 23.3. Шпионаж (ст. 276)
 
 По предмету преступления шпионаж подразделяется на два вида: 1) шпионаж в отношении сведений, составляющих государственную тайну; 2) шпионаж в отношении иных сведений (не относящихся к государственной тайне, но интересующих иностранную разведку и предназначенных для использования в ущерб внешней безопасности РФ).
 Адресатами шпионажа, как и государственной измены, выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители.
 Объективную сторону шпионажа образуют передача указанных в ст. 276 сведений какому-либо из перечисленных адресатов, а равно собирание, похищение или хранение их (для передачи тем же адресатам). Причем похищение и хранение сведений отнесены только к шпионажу первого вида с учетом характера его предмета - государственной тайны.
 Передача сведений предполагает, что они были собраны, похищены или хранились лично либо другим лицом и предназначались для передачи соответствующим адресатам. Передача добытых сведений может осуществляться путем личного контакта с адресатом, включая связных, а также с использованием тайников, технических средств связи, почтовых отправлений и т.д.
 Собирание сведений охватывает всевозможные способы завладения ими, их восприятия или фиксации: выведывание; визуальное наблюдение; подслушивание; радиоперехват; съем информации с электронных средств; аудио-, видеозапись; фото-, киносъемка; копирование документов; взятие образцов почвы, растений, воды; приобретение за деньги и др.
 Похищение - способ добывания, как правило, охраняемых сведений, доступ к которым ограничен. Оно обычно бывает тайным, но может быть и открытым, в частности, путем нападения.
 Хранение сведений, составляющих государственную тайну, имеет самостоятельное значение, когда лицо их не добывало, а получило от другого лица для последующей передачи адресатам шпионажа. В остальных случаях хранение осуществляется уже после совершенного личного собирания или похищения секретных сведений.
 Шпионаж первого вида - в отношении сведений, составляющих государственную тайну, - может совершаться как по заданию иностранной разведки, так и по собственной инициативе. Шпионаж второго вида - собирание и передача иных сведений - только по заданию иностранной разведки, причем с осознанием предназначения сведений для использования в ущерб внешней безопасности именно России, а не какой-либо другой страны.
 Шпионаж признается оконченным преступлением с момента собирания, похищения или хранения соответствующих сведений, предназначенных для передачи адресату, либо с момента передачи адресату сведений, собранных другим лицом.
 Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает шпионский характер своих действий, их направленность в ущерб внешней безопасности РФ и желает такое деяние совершить.
 Мотивы и цели шпионажа не являются признаками его состава и учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, политическими, националистическими и т.д. Указанная же в ст. 276 УК цель передачи сведений адресату не является специальной целью преступления. Она обозначает связь отдельных действий с общей направленностью деяния.
 Субъектами шпионажа по ст. 276 УК являются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
 На ст. 276 распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК.
 23.4. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277)
 
 Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан - государственные и общественные деятели.
 Государственные деятели - это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер. К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.
 Общественные деятели - руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
 Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.
 Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.
 Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).
 Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.
 Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.
 Обязательные признаки состава террористического акта - цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.
 Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего подчеркивает политической характер посягательства. Государственную или общественную деятельность потерпевшего террорист стремится прекратить именно ввиду ее политического характера (содержания, направленности, общественно-политической значимости). Подобное социальное содержание имеет и мотив мести за такую же прошлую деятельность.
 Если расправа с потерпевшим учиняется в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, а равно по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, а также на почве сведения личных счетов, из ревности, корысти и т.п., то такое посягательство квалифицируется как преступление против личности (по ст. 105 или другим статьям УК в зависимости от направленности умысла).
 Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.
 23.5. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278)
 
 Объектом посягательств, предусмотренных ст. 278 УК (а также ст. 279 и 280 УК) являются конституционные основы политической системы (прежде всего, государственная власть) в РФ.
 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации - образуемые ими органы государственной власти.
 В объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 278 УК, входят действия, направленные на насильственное осуществление: 1) захвата власти; 2) удержания власти в нарушение Конституции РФ; 3) изменения конституционного строя РФ.
 Речь идет о попытке присвоить власть путем захвата или удержания и (или) изменить конституционный строй насильственным путем.
 Насильственный характер указанных действий предполагает использование организованной силы (преимущественно вооруженной) законных силовых структур, незаконных вооруженных формирований либо массы граждан для применения насилия или угрозы его применения, включая демонстрацию готовности применить силу. Применение насилия, выразившееся в умышленном убийстве или покушении на него квалифицируется по совокупности со ст. 105 или 277 УК.
 Захват власти - свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.
 Удержание власти - продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.
 Изменение конституционного строя предполагает полную его замену (свержение) либо частичные изменения (упразднение или введение отдельных институтов, в частности, в системе государственной власти, государственном устройстве, отношениях собственности и т.д.) в нарушение Конституции РФ.
 Целевая направленность указанных в ст. 278 действий обусловливает их сложный и разнообразный характер. По своему содержанию эти действия представляют собой, прежде всего, организационную деятельность по подготовке и совершению насильственного захвата власти или насильственного удержания власти либо насильственного изменения конституционного строя РФ, а по форме фактически сводятся к заговору с целью совершения государственного переворота. Статья 278 УК охватывает также участие в этом преступлении вовлеченных в него исполнителей насильственных и других обеспечивающих действий, не занимавшихся организационной деятельностью.
 В случае вхождения заговорщиков в контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации для совместного осуществления целей заговора их деяние должно квалифицироваться по совокупности с государственной изменой - ст. 275 и 278 УК.
 Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (усеченный состав). Практически это означает, что для инициаторов (лидеров) преступление окончено с момента их сговора, свидетельствующего об образовании заговора указанной направленности, а для лиц, вовлекаемых в это преступление - с момента дачи ими согласия на участие в проведении организационной деятельности либо в совершении насильственных или иных обеспечивающих действий той же направленности.
 Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.
 Субъектами преступления по ст. 278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
 На ст. 278 распространяется действие специальной нормы об освобождении от уголовной ответственности согласно примечанию к ст. 275 УК.
 23.6. Вооруженный мятеж (ст. 279)
 
 Объективная сторона вооруженного мятежа выражается в двух формах: 1) организация вооруженного мятежа; 2) активное участие в нем.
 В понятие вооруженности применительно к мятежу включаются все виды боевого вооружения войск и других военизированных формирований, а также все виды оружия, предусмотренные Федеральным законом РФ «Об оружии». Не требуется, чтобы были лично вооружены все участники мятежа.
 Организация вооруженного мятежа означает создание условий для массового вооруженного выступления против власти с указанными в ст. 279 УК целями и (или) руководство таким выступлением. Мятеж может быть основательно и тщательно подготовленным, предварительно спланированным либо ситуационным, стихийным. Независимо от обстоятельств его возникновения элементы организации мятежа имеют место в любом случае.
 Предварительная организация вооруженного мятежа представляет coбой сложную и разнообразную деятельность, которая может выражаться в следующем: сговор инициаторов (лидеров), создание руководящего ядра («штаба»); планирование; вовлечение людей в заговор, распределение ролей, постановка задач; налаживание материального обеспечения (вооружение, продовольствие, финансирование и т.д.); создание необходимых структур; налаживание связи, собственной безопасности и т.д., а также руководство готовящимся мятежом в целом, отдельными структурами (группами) либо осуществление линейного управления. К организации вооруженного мятежа относится также привлечение и использование в нем наемников, дополнительно квалифицируемые по ст. 359 УК.
 Организация вооруженного мятежа может выражаться в действиях, внешне схожих с организацией массовых беспорядков (организация стихийного выступления), а также в использовании ситуации массовых беспорядков для перерастания (перевода) их в вооруженный мятеж (например, организация нападения на оружейные склады и призывы к вооруженному выступлению против власти, к осуществлению целей мятежа, указанных в ст. 279 УК).
 Наиболее опасны и вероятны действия по организации мятежа в воинских частях, ибо речь идет о склонении к мятежу уже организованной вооруженной силы, профессионально подготовленной к боевым действиям. Здесь организационные усилия сводятся, прежде всего, к подстрекательской деятельности, обработке военнослужащих в мятежном духе, вовлечении их в тайные заговорщические структуры (группы).
 Активное участие в вооруженном мятеже предполагает непосредственное участие в осуществлении вооруженного насилия, а также участие в совершении действий, необходимых для обеспечения вооруженного выступления (например, ведение агитации и пропаганды; осуществление связи; ведение разведки; предоставление оружия, боеприпасов, горючего, продовольствия и т.п.).
 В случае установления организаторами мятежа контакта с представителями иностранного государства или иностранной организации для совместного осуществления целей мятежа их деяние должно квалифицироваться по совокупности с государственной изменой по ст. 275 и 279 УК.
 Применение насилия, выразившееся в убийстве или покушении на него, квалифицируется в зависимости от обстоятельств, мотивов и целей по совокупности ст. 279 и ст. 105 или ст. 277 УК.
 Преступление следует считать оконченным с момента вооруженного выступления против власти, а для лиц, примкнувших к мятежу, - с момента их активного участия в нем.
 Субъективная сторона мятежа характеризуется виной в виде прямого умысла и специальными целями. Лицо осознает, что организует или активно участвует в вооруженном мятеже, осознает цели вооруженного выступления против власти и желает такое деяние совершить.
 Обязательным признаком состава вооруженного мятежа является наличие хотя бы одной из следующих целей: 1) свержение конституционного строя; 2) насильственное изменение конституционного строя; 3) нарушение территориальной целостности РФ (т.е. образование анклава или отделение части территории РФ в нарушение Конституции РФ, федеральных законов и международных договоров РФ).
 Если в событиях в ходе мятежа участвовали лица, не ставившие или неосознававшие этих целей, то, несмотря на активность, их действия не содержат состава мятежа и квалифицируются самостоятельно.
 Субъектами мятежа являются только организаторы (руководители) и активные участники, достигшие 16 лет. Вовлеченные в мятеж подростки от 14 до 16 лет могут нести ответственность за совершение лишь тех преступлений, которые перечислены в ч. 2 ст. 20 УК.
 23.7. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280)
 
 Объективную сторону данного преступления образуют публичные призывы к насильственным действиям трех видов: 1) захвату власти; 2) удержанию власти; 3) изменению конституционного строя РФ.
 Призывы должны содержать побуждение к насильственным способам их осуществления - вооруженным либо массовым разрушительным или самоуправным действиям. Насильственный характер действий должен быть выражен в содержании призывов достаточно определенно, в виде прямого указания на него. В противном случае отсутствует состав данного преступления.
 Призыв означает обращение к гражданам в устной, письменной или изобразительной (наглядно-демонстрационной) форме, в том числе с использованием технических средств, в котором выражено стремление оказать объединяющее и направляющее воздействие на сознание, волю и поведение людей, побудить их к насильственным действиям по захвату или удержанию власти либо изменению конституционного строя РФ.
 Призывы - это проявление целенаправленной деятельности, которую следует отличать от формально схожего выражения мнений (например, в ответе на вопрос, в процессе выработки личной позиции, в семейных и дружеских беседах, при защите убеждений в споре, в разговорах в состоянии опьянения, стремлении выделиться или оригинально выглядеть т.п.).
 Для уголовной ответственности за призывы обязателен их публичный характер. Публичность означает распространение призывов при условиях, позволяющих воспринимать их многими или, - в зависимости от обстоятельств, - хотя бы несколькими лицами (от двух и более).
 Часть 2 ст. 280 УК предусматривает те же деяния, совершенные при наличии квалифицирующего признака - с использованием средств массовой информации, т.е. телевидения, радио, периодической печати (кроме литературно-художественных, научных и технических изданий).
 Преступление, предусмотренное ст. 280 УК, считается оконченным с момента распространения призывов указанного содержания в условиях публичности.
 Приготовление к распространению призывов (например, печатание листовок, брошюр, изготовление плакатов и т.п.) - уголовно не наказуемо, поскольку рассматриваемое преступление относится к категории средней тяжести.
 Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает публичный характер призывов к насильственным действиям по захвату или удержанию власти либо изменению конституционного строя РФ и желает таким образом воздействовать на людей.
 Мотивы и цели данного деяния (как правило, идейно-политического характера) не являются признаками состава преступления и учитываются при назначении наказания.
 Совершение подобных призывов с целью склонить людей к вооруженному мятежу или к реализации этих призывов непосредственно в данный момент, а не вообще в будущем, квалифицируется как организация вооруженного мятежа (ст. 279 УК) или как действия, предусмотренные ст. 278 УК.
 Субъектами данного преступления могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста.
 23.8. Диверсия (ст. 281)
 
 Диверсия направлена на экономическое и оборонное ослабление РФ.
 Предметом диверсии являются перечисленные в ст. 281 УК материальные объекты, относящиеся к любой форме собственности. Прежде всего, ими становятся объекты энергетики, оборонной промышленности, транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и магистрального трубопроводного), военные объекты и др. В частности, это могут быть: атомные и другие электростанции; линии электропередач и связи; нефте- и газопроводы; шахты; туннели; мосты; плотины; системы тепло- и водоснабжения; склады вооружения, горючего и продовольствия; информационно-вычислительные и телевизионные центры и т.д.
 По объективной стороне диверсия представляет собой совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.
 К иным действиям могут относиться: устройство обвалов, затоплений, аварий, катастроф, крушений, в том числе путем нарушения технологических режимов или правил безопасности; выведение из строя отдельных деталей или узлов, приводящее к повреждению важного объекта (например, снятие реле или трансформатора, относящихся к системе железнодорожной или аэродромной сигнализации); применение ракетно-артиллерийского оружия, машин и механизмов для разрушения и повреждения объектов и т.п.
 Часть 2 ст. 281 УК предусматривает совершение диверсии при наличии квалифицирующего признака - организованной группы (см. ч. 3 ст. 35 УК).
 Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных действий указанной направленности, независимо от наступления последствий (формальный состав).
 Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает характер и направленность действий, указанных в ст. 281 УК, и желает их совершить.
 Обязательным признаком состава диверсии является цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. По этой цели диверсия отличается от терроризма (ст. 205 УК) и других схожих преступлений.
 Мотивами диверсии могут быть неприятие конституционного строя РФ, враждебное отношение к государственной власти, политическая месть, корысть, исполнение наемнических обязательств, выполнение решения организации и др. Они не являются признаками состава, но важны для установления содержания цели и должны учитываться при назначении наказания.
 Субъектом диверсии может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
 Совершение диверсии гражданином РФ по заданию иностранной разведки или иностранной организации квалифицируется по совокупности с государственной изменой по ст. 275 и 281 УК.
 23.9. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282)
 
 В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ в России запрещается разжигание расовой, национальной и религиозной розни.
 Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК, образуют: 1) действия, направленные: а) на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды либо б) на унижение национального достоинства; 2) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности. Причем уголовная ответственность наступает лишь при условии, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
 Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды - это попытка вызвать различного рода конфликты между гражданами разных национальностей, рас или конфессий (породить неприязнь, нетерпимость, непримиримость), которые могут сопровождаться систематическими раздорами, угрозами, притеснениями, физическими расправами, погромами, массовыми столкновениями и т.п.
 Унижение национального достоинства - выражение дискриминационного отношения к определенной нации (национальности) в оскорбительной форме.
 Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, на унижение национального достоинства могут заключаться в следующем: 1) распространение взглядов, идей, оценок или призывов указанного враждебного или дискриминационного характера; 2) совершение провокаций (инсценировок, ложных обвинений и т.п.), осуществление дискриминации и вытеснения определенных групп населения, надругательство над национальными или религиозными символами, святынями, захоронениями и т.д., а также другие демонстративные действия указанной направленности.
 Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан, относящихся к той или иной нации (национальности), расе, конфессии сводится к возвеличиванию одних за счет умаления достоинства других по признаку их отношения к религии либо национальной или расовой принадлежности. Это означает привитие дискриминационных, националистических взглядов, культивирование расистской, фашистской идеологии.
 Распространение оценок, взглядов, идей, призывов может совершаться в устной, письменной или демонстрационной форме. В основе своей оно опирается на измышления или тенденциозно подобранные сведения, возбуждающие чувство неприязни к образу жизни, исторической роли, укладу семейно-бытовых отношений, культуре, нравам и обычаям той или иной нации (национальности), расы, а также культовым ценностям и обрядам определенной конфессии. При использовании лицом действительных сведений определяющее значение для наличия состава данного преступления приобретает тенденциозная интерпретация фактов и (во всех случаях) целенаправленное воздействие на публику.
 Совершение ряда преступлений (ст. 105, 111, 112, 117, 244), квалифицированный состав которых предусматривает мотив национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, в зависимости от наличия или отсутствия указанной направленности действий квалифицируется по совокупности со ст. 282 УК или самостоятельно.
 Распространение литературы, содержащей идеи национальной, расовой или религиозной вражды либо унижающей достоинство определенной национальности, образует состав данного преступления также только при установлении направленности этих действий на возбуждение соответствующей вражды или унижение национального достоинства. Иные цели (например, чисто коммерческие), преследуемые распространителем такой литературы, исключают ответственность по ст. 282 УК.
 Обязательным условием уголовной ответственности по ст. 282 УК является совершение предусмотренных ею действий публично или с использованием средств массовой информации.
 Часть 2 ст. 282 УК предусматривает повышенную ответственность за совершение тех же деяний при наличии отягчающих признаков:
 а) с применением насилия или с угрозой его применения (если физическое насилие не превышает легкий вред здоровью, иначе - совокупность преступлений);
 б) лицом с использованием своего служебного положения (см. примечания к ст. 201 и 285 УК);
 в) организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК).
 Преступление считается оконченным с момента совершения действий указанной в ст. 282 направленности в условиях публичности, в том числе с использованием средств массовой информации.
 Приготовление к данному преступлению (средней тяжести) уголовно ненаказуемо.
 Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. В содержание умысла должно входить осознание и желание того, что действия направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды либо на унижение национального достоинства и носят публичный характер.
 Субъектом может быть лицо, достигшее 16 лет, а по п. «б» ч. 2 – должностное лицо, государственный служащий, служащий органов местного самоуправления, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
 23.10. Разглашение государственной тайны (ст. 283)
 
 Разглашение государственной тайны с объективной стороны - это предание огласке (в разговоре, публичном выступлении, публикации в печати, переписке, при демонстрации чертежей, схем, изделий) сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего они стали известны посторонним лицам либо стали их достоянием в результате передачи им материалов (предметов) для несанкционированного ознакомления.
 Оставление без надзора секретных документов или предметов либо неучтенных тетрадей или листов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, если их содержание стало достоянием посторонних лиц, также может образовать уголовно наказуемое разглашение государственной тайны (при наличии, как минимум, косвенного умысла по ч. 1 либо двух форм вины по ч. 2 ст. 283 УК).
 Посторонним признается любое лицо, не имеющее санкционированного доступа к данным сведениям (даже при наличии допуска к государственной тайне).
 Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица (ч. 1) либо с момента наступления тяжких последствий (ч. 2 ст. 283 УК).
 К тяжким последствиям (оценочный признак) могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание иностранного государства, срыв программы или направления важнейших исследований, провал крупномасштабной оперативной или войсковой операции, гибель участников оперативно-розыскной деятельности и т.п.
 С субъективной стороны уголовно наказуемое разглашение государственной тайны ограничено умышленным совершением. По ч. 1 ст. 283 УК предполагается прямой или косвенный умысел, а по ч. 2 - совершение разглашения с двумя формами вины, т.е. при умышленном разглашении - неосторожное отношение к тяжким последствиям (ст. 27 УК).
 Мотивами разглашения обычно являются болтливость, бахвальство, желание показать свою значимость, продемонстрировать свою компетентность и т.п. Появились также случаи разглашения государственной тайны в результате подкупа или принуждения со стороны криминальных структур.
 В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности РФ. Практически это означает отсутствие у лица прямого умысла на то, что сообщаемые (передаваемые) им сведения становятся достоянием какого-либо из адресатов выдачи государственной тайны - иностранного государства, иностранной организации или их представителей.
 Субъект разглашения государственной тайны - специальный. Им является достигшее 16-летнего возраста лицо, которому она была доверена или стала известной по службе или работе. Лица, ставшие обладателями государственной тайны иным путем (из частных разговоров, из найденных секретных документов и др.), ответственности за разглашение по ст. 283 УК не несут.
 23.11. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)
 
 Объективная сторона утраты - нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло их утрату и наступление тяжких последствий.
 Документ в смысле ст. 284 УК должен быть учтенным, т.е. иметь регистрационный номер, гриф о степени секретности, особый порядок хранения и выдачи пользователям.
 К предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, могут относиться различные изделия, материалы, энергоносители и т.д. (в частности, образцы вооружений, отдельные узлы технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива и т.п.).
 Утрата документа или предмета как одно из последствий означает такой их выход из владения ответственного за них лица, при котором они стали или могли стать достоянием посторонних лиц, включая случаи, когда судьба исчезнувшего документа (предмета) неизвестна.
 Не образует состава данного преступления утрата документов (предметов) при обстоятельствах, исключающих ознакомление с ними посторонних лиц (например, уничтожение).
 Обязательным условием ответственности по ст. 284 УК является то, что утрата явилась результатом конкретного нарушения лицом установленных правил обращения с документом (предметом). Отсутствие причинной связи между фактом нарушения указанных правил и выходом документа (предмета) из владения лица исключает ответственность по ст. 284 УК.
 Другое обязательное условие - наступление тяжких последствий в результате утраты (см. анализ ст. 283 УК). Если утрата произошла, но тяжких последствий не наступило, то уголовная ответственность лица за утрату секретных документов или предметов исключается.
 Субъективная сторона утраты характеризуется виной в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности). Хотя нарушение правил обращения с документами (предметами) может быть намеренным, однако отношение к факту утраты и, следовательно, к наступлению тяжких последствий всегда неосторожное, на что прямо указано в диспозиции ст. 284 УК. Это единственное неосторожное преступление из числа преступлений против безопасности государства.
 Субъект преступления - специальный: лицо, имеющее допуск к государственной тайне.
 Следует иметь в виду, что установлен обычный и особый порядок допуска к государственной тайне. Обычный порядок предполагает оформление допуска с проведением проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне». Получение допуска в особом порядке осуществляется в соответствии со ст. 211 того же Закона без проведения проверочных мероприятий и распространяется на лиц, имеющих специальный правовой статус - членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов на период их участия в соответствующих уголовных делах в качестве защитников.
 Глава 24
 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
 24.1. Понятие должностного лица
 
 В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
 Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:
 1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.
 Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.
 Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.
 Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.
 Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.
 Иные названные в законе признаки не являются определяющими.
 2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.
 Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.
 3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.
 Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.
 Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.
 Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.
 Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).
 Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
 Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.
 Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
 Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).
 Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.
 24.2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285)
 
 Родовой объект злоупотребления должностными полномочиями, равно как и иных преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК, - общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
 Непосредственный объект злоупотребления должностными полномочиями и всех других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений - это общественные отношения, содержанием которых является охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность конкретного органа государственной власти, конкретные интересы государственной службы и службы в конкретных органах местного самоуправления. В рассматриваемом преступлении, кроме основного, может быть и дополнительный непосредственный объект - здоровье, собственность и т.д.
 С объективной стороны злоупотребление должностными полномочиями состоит в использовании служебных полномочий, что означает совершение действий, вытекающих из должностных полномочий субъекта. Лицо должно действовать в пределах своих полномочий, которые установлены в соответствующих нормативных актах. При злоупотреблении должностными полномочиями лицо использует их вопреки интересам службы, т.е. его деяние нарушает правильную деятельность органов власти и управления государственных или муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также их отдельных звеньев.
 Использование служебных полномочий - это обычно активные действия, и проявляются они весьма разнообразно (нарушения штатно-финансовой дисциплины, установленного порядка рассмотрения жалоб и заявлений граждан, так называемое временное позаимствование и т.п.).
 Обязательным признаком объективной стороны преступления являются последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Вред может быть материальным (имущественный вред, вред здоровью) и нематериальным (подрыв авторитета органов власти и управления, нарушение конституционных прав граждан). Понятие существенности вреда является оценочным. Степень существенности вреда зависит от влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, предприятия, учреждения, размера материального ущерба, значительности упущенной выгоды, числа потерпевших, тяжести морального вреда и т.п.
 Для квалификации должностного злоупотребления, имеющего материальный состав, обязательно установление причинной связи между последствиями и действием (бездействием).
 Преступление считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из указанных в законе последствий.
 Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.
 Обязательным является наличие корыстной заинтересованности, когда лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, или иной личной заинтересованности, т.е. стремления извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленного такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность.
 Субъект преступления специальный - должностное лицо. Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, если они совершены: а) лицом, занимающим государственную должность РФ; б) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, либо в) главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).
 Особо квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, о которых сказано в ч. 1 или 2 статьи, если они повлекли тяжкие последствия. Они могут быть материальными и нематериальными. К ним относятся, например, крупная авария, длительная остановка производственного процесса или транспорта, срыв выполнения задания, особо крупный материальный ущерб, телесные повреждения, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 111 и ч. 2 ст. 112 УК.
 Статья 285 является общей нормой по отношению к специальным нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений (например, ст. 216. 299. 30.1 УК). По правилам квалификации при конкуренции норм в таких ситуациях применяется специальная норма. Однако при наличии в содеянном реальной совокупности преступлений возможно одновременное применение общей и специальной норм.
 24.3. Превышение должностных полномочий (cт. 286)
 
 Объективная сторона превышения должностных полномочий состоит в совершении общественно опасных действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица. Для превышения должностных полномочий характерно совершение действий: а) входящих в компетенцию должностного лица данного ведомства; б) входящих в компетенцию должностного лица другого ведомства; в) которые могли быть совершены только коллегиально; г) хотя и входящих в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условии.
 Все названные формы превышения должны явно (очевидно) выходить за пределы предоставленных должностному лицу полномочий. Понимание очевидного характера превышения полномочий обязательно для самого субъекта преступления. Поэтому, чтобы установить в каждом конкретном случае превышения явный выход за пределы полномочий, следует уточнить содержание полномочий должностного лица.
 Обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия. Это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Их содержание аналогично содержанию последствий в ст. 285. Для превышения характерно причинение вреда личности, здоровью граждан, что считается особо тяжкой формой нарушения интересов граждан. Общественная опасность вреда правам и интересам граждан возрастает вследствие того, что вред личности по своей природе невозместим, и что причиняют его должностные лица, первейшей обязанностью которых является охрана прав и законных интересов граждан.
 При определении существенности вреда следует исходить не только из суммы имущественного ущерба, но и учитывать причиненный моральный вред личности. Превышение часто совершается в форме продолжаемого преступления. В этом случае вред складывается из ряда последствий, которые в совокупности и определяют его существенность.
 Причинная связь - обязательный объективный признак превышения должностных полномочий. В этом составе для причинной связи характерно отсутствие протяженности во времени.
 С субъективной стороны превышение должностных полномочий - это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.
 Субъект преступления специальный - должностное лицо.
 Квалифицированный состав превышения (ч. 2) может быть вменен только: а) лицу, занимающему государственную должность РФ; б) лицу, занимающему государственную должность субъекта РФ, либо в) главе органа местного самоуправления.
 Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи, если они совершены:
 а) с применением насилия или с угрозой его применения. Физическое насилие может сопровождаться нанесением ударов, побоев (ст. 116 УК), истязаниями (ст. 117 УК). Часть 3 статьи охватывает случаи причинения легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК. Умышленное причинение при превышении смерти, тяжких телесных повреждений, предусмотренных ч. 2, 3,4, ст. 111 УК, образует совокупность преступлений. Психическое насилие в виде угрозы применения насилия должно быть реальным и очевидным для потерпевшего;
 б) с применением оружия или специальных средств. Применение оружия означает фактическое использование его для поражения живой цели, а также в качестве средства физического насилия для нанесения ударов, побоев, телесных повреждений либо психического воздействия на потерпевшего. В ч. 3 статьи имеется в виду оружие как таковое, т.е. устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели. Это может быть огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие. По своему назначению оружие может быть гражданским, служебным, боевым, ручным, стрелковым и холодным. К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины, служебные собаки. Для квалификации по ч. 3 статьи требуется, чтобы оружие или специальное средство применялось в нарушение установленных правил;
 в) с причинением тяжких последствий. В каждом конкретном случае решение о причинении тяжких последствий, является вопросом факта и подлежит тщательной оценке. Понятие этого признака близко понятию аналогичного признака в ч. 3 ст. 285.
 24.4. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате Российской Федерации (ст. 287)
 
 Обязательным признаком преступления является предмет - это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.
 Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на обязательность ее предоставления по закону); б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо говорит об отсутствии, непоступлении к нему требуемой информации) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (лицо сознательно искажает информацию, предоставляет не все сведения, расчеты). Преступление имеет формальный состав. Считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).
 С субъективной стороны - это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.
 Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации (см. примечание 1 к ст. 285).
 Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, указанные в ч. 1 ст. 287, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).
 Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 287, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Имеется в виду сокрытие как преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или пособничества, содеянное образует совокупность правонарушений; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия.
 Исполнителем может быть только должностное лицо, обязанное предоставлять информацию.
 24.5. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288)
 
 Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.
 Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий. Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.
 Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.
 Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.
 С субъективной стороны - это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

<< Пред.           стр. 10 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу