<< Пред. стр. 5 (из 6) След. >>
2) преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почвы, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.
Незаконная добыча водных животных и растений. Статья 256 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых растений. Для описания объективной стороны далее законодатель использует такие ее признаки, как: причинение крупного ущерба; совершение деяния с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; совершение деяния на территориях (акваториях), обладающих особым статусом, - в местах нереста или на миграционных путях к ним; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации.
Квалифицирующими признаками, выделенными в ч. 2 по предмету преступного посягательства, является незаконная добыча котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих при условии наличия второго квалифицирующего признака - места совершения преступления, т. е. открытого моря или запретной зоны, а в ч. 3 указаны квалифицирующие признаки второй степени общественной опасности - использование лицом своего служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Статья 256 УК содержит признаки нескольких составов преступления, различающихся по объективной стороне, обязательности последствий (ч. 1), по предмету посягательства (ч. 2), по квалифицированным (отягчающим) признакам состава (ч. 3).
Предметом преступления являются водные биоресурсы, как имеющие, так и не имеющие промыслового значения, т. е. запасы рыбы, водных млекопитающих, водных беспозвоночных, водных растений и т. п., находящихся во внутренних и территориальных водах РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, а также в открытом море, конвенционных районах и территориальном море иностранных государств и неразрывно связанных с акваторией их нахождения.
Объективная сторона основного состава преступления (ч. 1) включает, действия, состоящие в добыче, и незаконность таких действий, причинение крупного ущерба (материальный состав) либо совершение преступления без причинения общественно опасных последствий, но способом или в местах, особо оговоренных в законе, т. е. с применением самоходного транспортного средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления; в местах нереста или на миграционных путях к ним, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации (формальные составы).
Добыча - это процесс убоя, улова, изъятия из природной среды водных животных и растений, приводящий к фактическому завладению ими. Незаконность добычи - осуществление ее с нарушением общих запретов на добычу в любом количестве либо без специального разрешения (лицензии), либо с нарушением ее условий.
Крупный ущерб - добыча ценных пород рыб, водных животных, значительный объем добытого, уничтожение молоди, мест нереста и т. п.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым и косвенным умыслом.
Предметом преступления по ч. 2 являются морские животные, находящиеся под специальной охраной (котики, морские бобры и проч.).
Объективная сторона включает действия по их добыче, место совершения преступления - открытое море или запретные зоны, т. е участки суши и водного пространства, где находятся лежбища, места выращивания молодняка и т. п. Состав преступления формальный, и наступления последствий не требуется.
Субъективная сторона и субъект преступления аналогичны предусмотренным в ч. 1 ст. 256 УК.
Незаконная охота. Статья 258 УК устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Квалифицирующими признаками по ч. 2 выступают совершение незаконной охоты с любым альтернативным признаком объективной стороны или предмета посягательства, указанных в ч. 1 статьи, лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
Таким образом, ст. 258 УК содержит признаки основного материального состава преступления (п. "а" ч. 1), ряда формальных составов, различающихся по способу совершения преступления, его предмету, месту совершения (п. "б", "в", "г" ч. 1), и квалифицированных составов (ч. 2).
Предметом незаконной охоты являются дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, чье существование не опосредуется трудом человека (птицы и звери).
Объективная сторона включает действия, последствия в виде крупного ущерба, причинную связь между ними (для материального состава), либо действия, способы, предмет или место незаконной охоты (для формальных составов).
Охота - это выслеживание с целью добычи, преследование, отлов, убой и иная добыча диких животных. Незаконной признается охота без разрешения (лицензии), осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, т. е. не достигшим 18 лет, не являющимся членом общества охотников, получившим лицензию без установленных законом оснований, либо охота, осуществляемая с нарушением условий места, времени, способов, орудий, количества добытого.
Размер ущерба определяется судом с учетом обстоятельств дела, количества добытого, ценности животных и т. п.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; в случае причинения крупного ущерба возможен и косвенный умысел.
60. Преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Правовой анализ нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Уголовная ответственность за преступления против движения и эксплуатации транспорта предусматривается главой 27 УК РФ, в которую входят статьи 263-266, 271.
Ст. 263 - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Диспозиция этой нормы бланкетная, т.е. ее применение невозможно без использования определенных нормативных актов, содержащих правила эксплуатации соответствующего вида транспорта.
Объектом преступления - общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Объективная сторона преступления включает в себя: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации соответствующего вида транспорта; б) наступление вредных последствий - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба; в) причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими вредными последствиями.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации, предвидит возможность наступления вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъектом преступления является лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Квалифицирующими признаками преступления является наступление смерти человека - ч. 2. ст. 263 УК РФ. А ч. 3 указанной статьи предусматривает наступление смерти двух и более лиц.
Ст. 264 УК РФ - Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Объект преступления общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации средств автомобильного транспорта.
Объективная сторона преступления предполагает нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством, повлекшее за собой наступление тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации, предвидит возможность наступления вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и управляющее транспортным средством.
Квалифицирующие признаки такие же, как и в предыдущей статье.
Ст. 265 УК РФ - Оставление места дорожно-транспортного происшествии - утратила силу.
Ст. 266 УК РФ - Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
Объект преступления общественные отношения по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Объективная сторона преступления выражается: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Обязательным признаком объективной стороны является наступление вредных последствий в виде причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба.
Субъективная сторона преступления предполагает неосторожную вину.
Субъектом преступления является лицо, осуществляющее ремонт либо отвечающее за выпуск транспорта в исправном состоянии.
Ст. 271 УК РФ - Нарушение правил международных полетов.
Объект преступления - установленный порядок международных полетов, обеспечивающих безопасность движения воздушного транспорта.
Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот. Высоты полета и т.д.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления могут быть члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
61. Преступления в сфере компьютерной информации и правовой анализ их видов.
Глава 28 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит совершенно новые для отечественного уголовного права нормы. Неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети ранее либо вовсе не рассматривались как преступные деяния и в лучшем случае влекли гражданско-правовую ответственность, либо квалифицировались по статьям Уголовного кодекса о нарушении авторского права, шпионаже, разглашении тайны, а при наличии материального ущерба рассматривались как способы хищения, уничтожения или повреждения имущества.
Выделение преступлений в сфере компьютерной информации как особого вида правонарушений связано не только со все большим распространением таких деяний, но и с тем, что в данном случае речь идет об особом предмете посягательства - компьютерной информации.
Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Диспозиция ч. 1 ст. 272 УК описывает состав неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Объектом неправомерного доступа к компьютерной информации как преступления являются права на информацию ее владельца и третьих лиц. По делам о данном преступлении должно быть установлено, что компьютерная информация, к которой осуществлен доступ, охраняется законодательством о государственной тайне, о собственности, об авторском праве или др., что самим фактом несанкционированного к ней доступа нарушены прерогативы государства, права собственника, владельца, автора или другого юридического либо физического лица. Под охраной закона находятся также частная жизнь человека, коммерческая тайна, тайна сообщений.
Объективную сторону данного преступления составляет неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Под доступом к компьютерной информации подразумевается всякая форма проникновения к ней с использованием средств (вещественных и интеллектуальных) электронно-вычислительной техники, позволяющая манипулировать информацией (уничтожать ее, блокировать, модифицировать, копировать).
Субъектом данного преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста
Субъективная сторона данного преступления может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью Неосторожная форма вины может проявляться при оценке лицом правомерности своего доступа к компьютерной информации (своеобразная "юридическая ошибка"), а также в отношении неблагоприятных последствий доступа, предусмотренных диспозицией данной нормы уголовного закона.
Квалифицирующими признаками неправомерного доступа к компьютерной информации являются совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или совершение его организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети (ч. 2 ст. 272 УК).
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 273 УК РФ преступлением являются создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.
Объектом данного преступления является безопасность пользования интеллектуальными и вещественными средствами вычислительной техники.
Объективную сторону данного преступления составляют создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, а равно внесение вредоносных изменений в существующие программы.
Субъектом данного преступления является только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Закон не требует, чтобы это лицо занимало определенную должность, занималось определенной деятельностью, получило определенное образование.
Субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Лицо понимает, что программа в имеющемся виде вредоносна, заведомо для него способна вызвать указанные неблагоприятные последствия.
Данное преступление считается квалифицированным, если соответствующие деяния повлекли по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 273 УК)
Под тяжкими последствиями создания, использования или распространения вредоносных программ для ЭВМ понимаются безвозвратная утрата особо ценной информации, выход из строя важных технических средств (например, систем оборонного назначения, аэронавигационной техники), повлекший несчастные случаи с людьми, аварии, катастрофы.
Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК).
Объектом данного преступления является безопасность пользования интеллектуальными и вещественными средствами вычислительной техники.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 274 УК РФ, заключается в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред.
Субъектом рассматриваемого преступления является только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Закон не требует, чтобы это лицо занимало определенную должность, занималось определенной деятельностью, получило определенное образование. Главное, чтобы оно имело доступ к ЭВМ.
Субъективную сторону данного преступления могут составлять и умысел, и неосторожность.
Под указанными в ч. 2 ст. 274 УК тяжкими последствиями (квалифицирующий признак) нарушения правил эксплуатации ЭВМ понимаются безвозвратная утрата особо ценной информации, выход из строя важных технических средств (например, систем оборонного назначения, аэронавигационной техники), повлекшие несчастные случаи с людьми, аварии, катастрофы.
62. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, их классификация.
В новом УК России родовым объектом государственных преступлений названы "Основы конституционного строя и безопасность государства". Основы же конституционного строя, как говорится в самой Конституции (ст. 16), - это положения, изложенные в ст. 1-16. А в них речь идет о защите интересов и личности, и общества, и государства.
Основы конституционного строя раскрывают совокупность защищаемых основным законом общественных отношений по установлению типа государства и формы его правления (ст. 1), признанию человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), а многонационального народа - носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3), распространению суверенитета на всю территорию Российской Федерации (ст. 4), федеративному устройству государства (ст. 5), правовому закреплению гражданства Российской Федерации (ст. 6), социальной сущности государства, призванного обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), защите всех форм собственности (ст. 8), охране земель и других природных ресурсов (ст. 9), разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) с закреплением носителей государственной власти в центре и в субъектах Российской Федерации (ст. 11), признанию и обеспечению гарантий местного самоуправления (ст. 12), идеологического многообразия (ст. 13), отделению религиозных объединений от государства (ст. 14), приданию Конституции высшей юридической силы и закреплению приоритета международного договора над внутренним законодательством (ст. 15), декларированию, что ''никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации" (ст. 16)
В новом уголовном законе система государственных преступлений не имеет деления на особо опасные и иные. Иные государственные преступления были лишены единого родового объекта, а поэтому их расположение в системе УК РСФСР 1960 г. подвергалось обоснованной критике.
В основе классификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства должна лежать направленность источников угроз. В обобщенной форме эти источники угроз могут быть извне, внутри страны, а также иметь место в экономической сфере. Источники угроз в экономике могут быть в принципе и извне, и внутри. Выделение и рассмотрение их отдельно обоснованно и актуально в связи с переходом России к новым общественно-экономическим отношениям.
Соответственно источникам угроз родовой объект - основы конституционного строя и безопасности государства - делится на три непосредственных объекта: внешняя безопасность, внутренняя безопасность и экономическая безопасность.
В целом классификация государственных преступлений (против основ конституционного строя и безопасности государства) представляется в следующем виде.
Преступления, посягающие на внешнюю безопасность:
- государственная измена (ст. 275 УК);
- шпионаж (ст. 276 УК);
- разглашение государственной тайны (ст. 283 УК);
- утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).
Преступления, посягающие на внутреннюю безопасность:
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);
- насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК);
- вооруженный мятеж (ст. 279 УК);
- публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);
- возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК);
- организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК);
- организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК).
Преступление, посягающее на экономическую безопасность: диверсия (ст. 281 УК).
63. Государственная измена и шпионаж: правовой анализ преступлений.
Государственная измена. Статья 275 УК РФ определяет: "Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой".
В примечании к ст. 275 говорится: "Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления".
Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государством уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т. п. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.
Суть государственной измены заключается в акте предательства, т. е. оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи - шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности.
Объектом преступления выступает внешняя безопасность, т.е. состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах:
1. Государственная измена в форме шпионажа означает передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (шпионаж).
2. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе).
Предметом преступления выступает государственная тайна, т е защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
3. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.
Субъектом государственной измены может быть только гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить.
Примечание к ст. 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:
- лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;
- в его действиях не содержится иного состава преступления.
Шпионаж. Согласно ст. 276 УК шпионаж образуют: "Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства...".
Объект преступления. Общественная опасность шпионажа заключается в том, что из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж, как преступное деяние, создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Объективная сторона шпионажа выражается в передаче, собирании, похищении или хранении с целью передачи указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, либо в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений.
Субъектом (исполнителем) шпионажа может быть только иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16 лет. Соучастниками данного преступления (организаторами, подстрекателями либо пособниками) могут выступать и граждане Российской Федерации при отсутствии в их действиях признаков государственной измены.
Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом, т. е. осознанием лицом общественно опасного характера совершаемых действий и желанием действовать в ущерб внешней безопасности России. Мотивы и цели могут быть различными. Как показывает практика, чаще всего проявляют себя корыстные побуждения при наличии цели обогатиться противоправным способом.
На норму о шпионаже распространяет свое действие примечание к ст. 275 УК, где сформулирована поощрительная норма об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего шпионские действия, но выполнившего условия, призванные предотвратить дальнейший ущерб интересам Российской Федерации.
64. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Организация экстремистского сообщества. Организация деятельности экстремисткой организации.
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Статья 280 УК предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Объектом данного преступления выступают политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.
Объективную сторону преступления образуют три вида деяний:
а) публичные призывы к насильственному захвату власти,
б) публичные призывы к насильственному удержанию власти,
в) публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.
Объективная сторона данного преступления корреспондирует с признаками состава преступления, предусмотренного ст. 278 УК, где речь идет о фактическом насильственном захвате или удержании власти либо насильственном изменении конституционного строя России. В рассматриваемом же преступлении речь идет о публичных призывах к совершению подобных действий.
Призывы - это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, при которой путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенному виду деятельности. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель - объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого насильственного захвата, удержания или изменения конституционного строя.
Призывы субъекта при этом носят общий характер, т. е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного указания на место, время и способ совершения преступления. Этим они отличаются от подстрекательства к конкретному преступлению (см. ст. 33 УК).
Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей. Арифметический подход в оценке признания (или непризнания) публичности неприемлем. В каждом конкретном случае вопрос решается с учетом всех обстоятельств дела место, время, обстановка, способ совершения деяния должны приводить к выводу, что призывы воспринимала публика. Вряд ли обоснованно признание публичными таких призывов, которые воспринимаются несколькими лицами - "от двух и более".
Преступление окончено с момента осуществления публичных призывов указанного содержания, независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет.
Форма призывов может быть разнообразной: устной, письменной, с использованием технических средств (громкоговорителей, микрофонов и т. п.), если они не выступают атрибутом средств массовой информации.
Квалифицированный вид данного преступления (ч. 2 ст. 280 УК) предусматривает повышенную ответственность за совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации (радио, телевидения, прессы).
Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно опасный характер действий, связанных с публичными призывами к насильственному захвату, удержанию или изменению конституционного строя России, и желает действовать таким образом.
Мотивы могут быть различными: месть, корысть, идейное неприятие конституционного строя и т. д. Не влияя на квалификацию, они учитываются при оценке общественной опасности содеянного и вынесении меры наказания.
Цель преступления вытекает из направленности действии, указанных в диспозиции статьи. - побудить граждан к насильственному захвату власти, удержанию власти или изменению конституционного строя Российской Федерации.
Если действия, указанные в данной норме, совершаются гражданином России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то содеянное квалифицируется по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).
Организация экстремистского сообщества (ст. 2821). Новый состав преступления, введенный в уголовное законодательство Федеральным законом № 112-ФЗ от 25 июля 2002 г.
Объектом данного преступления выступают политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.
Объективная сторона преступления выражается:
- в создании экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ (преступления экстремистской направленности), а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности;
- участие в экстремистском сообществе.
Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.
Квалифицирующим признаком является действия указанные в ч. 1 и 2 ст. 2821 совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
Статья содержит примечание, в котором указывается, что лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Организация деятельности экстремистской организации. Статья 2822.
Объектом данного преступления выступают политическая система Российской Федерации, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законных представителей.
Объективная сторона преступления выражается:
- в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
- участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.
Статья содержит примечание, в котором указывается, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
65. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы. Правовой анализ злоупотребления должностными полномочиями должностного лица.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) также относится к преступлениям средней тяжести, однако наличие квалифицирующих обстоятельств превращает это общественно опасное деяние в тяжкое преступление.
Закон определяет превышение должностных полномочий, как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Служебный подлог (ст. 292 УК). Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей различного род" письменных актов, порождающих определенные юридические последствия. Такого рода письменные акты, называемые официальными документами, являются предметом служебного подлога Закон определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственными служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Именно таким путем субъект совершает посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата управления, являющуюся объектом данного преступления.
Халатность (ст. 293 УК) понимается в уголовном законодательстве как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом свои обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Получение взятки (ст. 290 УК). Уголовный кодекс определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать, таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285 УК, оно становится тяжким преступлением.
Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Поскольку злоупотребление должностными полномочиями как преступление приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом можно говорить и о дополнительных объектах для данного преступления, которые в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и иных экономических интересов граждан, организаций или государства и т. д.
Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя три обязательных признака: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, 3) причинную связь между деянием и последствием.
Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо. Должностными лицами в настоящей статье признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно -распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями
С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Виновное должностное лицо сознает общественную опасность деяния, что оно действует или бездействует вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий, результатом чего может быть наступление последствий, существенно вредных для охраняемых законом прав и интересов граждан, организаций либо государственных или общественных интересов, и желает либо сознательно допускает наступление этих последствий. В отношении последствий умысел виновного чаще всего бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает либо допускает любые из возможных последствий.
Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив, определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность.
Квалифицированными видами злоупотребления должностными полномочиями является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285), а также использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285).
66. Признаки превышения должностных полномочий.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) также относится к преступлениям средней тяжести, однако наличие квалифицирующих обстоятельств превращает это общественно опасное деяние в тяжкое преступление.
Закон определяет превышение должностных полномочий как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Непосредственный объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. В зависимости от характера преступной деятельности должностного лица, превышающего свои полномочия, дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.
Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.
С объективной стороны в судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие: 1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе; 3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить.
Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан пли организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.
Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.
Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.
Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно (т. е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий (например, он понимает, что обстоятельства, при наличии которых он мог бы совершить это действие, в данном случае или в данный момент отсутствуют), предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые "интересы дела" и т. д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.
Так же как и в составе злоупотребления должностными полномочиями квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК).
Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК) закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 УК, хотя нередко они наличествуют одновременно.
67. Взяточничество, правовой анализ составов преступлений.
Взяточничество - одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции. В широком смысле слова коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Коррупция - распространенное зло и в странах рыночной экономики. За взятки выдаются лицензии на право занятия определенной деятельностью, обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам фирмам-конкурентам и т. д. Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы.
Получение взятки (ст. 290 УК). Уголовный кодекс определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать, таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290). Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).
Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290) Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) утратил силу, в) с вымогательством взятки, г) в крупном размере. В связи с этим деяния, предусмотренные в ч 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 - тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 - особо тяжкими преступлениями.
Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления Однако с учетом характера преступления можно -отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.
Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости.
Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения: 1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290), 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний, в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч: 1), 4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2). Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
С субъективной стороны получение взятки - это умышленное преступление, совершенное из корыстных побуждений. Должностное лицо - взяткополучатель сознает, что материальные ценности пли выгоды переданы (предоставлены) ему именно как взятка за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, либо за способствование в силу должностного положения действиям (бездействию) других лиц, в чем заинтересован взяткодатель, или за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю пли представляемым им лицам, а равно за незаконные действия (бездействие) по службе.
Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.
Специальный субъект преступления признается квалифицирующим признаком. Это лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также глава органа местного самоуправления.
Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).
Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.
Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста.
С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует.
Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными.
Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).
В примечании к ст. 291 УК предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со стороны должностного имело мост вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудит уголовное дело.
68. Преступления против правосудия, их классификация. Правовой анализ посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие.
Преступления против правосудия посягают на нормальную, определяемую законом деятельность суда по осуществлению задач правосудия и на деятельность государственных органов, а также соответствующих лиц, призванных содействовать суду в осуществлении правосудия. Поэтому можно считать, что основным непосредственным объектом преступных посягательств этой группы являются интересы правосудия. Дополнительным объектом ряда преступлений против правосудия является либо жизнь, здоровье и достоинство личности, либо ее собственность и др. С объективной стороны большинство преступлений против правосудия совершается путем активных действий (за исключением составов, предусмотренных ст. 308, 314, 315 УК). По законодательному описанию признаков объективной стороны большинство таких преступлений относится к формальным составам преступлений (кроме названных в ч. 2 ст. 305, ч. 2 ст. 311 УК). С субъективной стороны эти преступления совершаются только умышленно, как правило, при наличии прямого умысла. В отдельных статьях гл. 31 Уголовного кодекса указывается на мотив и цель преступления. Субъектом преступлений против правосудия по общему правилу могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью. В ряде случаев субъектом преступления могут быть лица, наделенные законом специальными признаками (судья, прокурор, лицо, производящее дознание, эксперт).
Все преступления против правосудия объединены по сходству признаков объективной стороны этих преступлений в несколько групп.
1. Преступления, посягающие на самостоятельность судебной власти, ее авторитет и безопасную деятельность судей и иных лиц, содействующих осуществлению правосудия (ст. 294-298 УК).
2. Преступления против правосудия, совершаемые судьями и иными должностными лицами органов предварительного расследования и сторонами по гражданскому (арбитражному) делу (ст. 299-305 УК)
3 Преступления, посягающие на установленный Конституцией и процессуальным законом порядок получения, использования и сохранения доказательственной информации (ст. 306-310 УК)
4 Преступления, посягающие на установленный законом порядок исполнения вступивших в законную силу приговоров, решений судов и иных судебных актов (ст. 311-315 УК).
Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК). Непосредственным объектом данного преступления являются интересы правосудия и жизнь лиц, указанных в ст. 295 УК.
С объективной стороны посягательством на жизнь считается убийство или покушение на убийство. Потерпевшим от этого преступления может быть судья, присяжный, народный или арбитражный заседатель, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, защитник обвиняемого, эксперт, судебный пристав, судебный исполнитель, а равно их близкие. Под близкими судьи, прокурора и иных лиц понимаются названные в п. 3 ст. 5 УПК лица, а равно другие люди, с которыми они состоят в близких отношениях (например, жених или невеста, зять или сноха и др.). Это преступление является оконченным с момента покушения на лишение жизни названных лиц.
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16 лет и обладающее вменяемостью. Лицо, совершившее в возрасте от 14 до 16 лет посягательство на жизнь судьи, прокурора и других лиц, указанных в ст. 295 УК, в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, подлежит уголовной ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК (при покушении - по ч. 3 ст. 30 и п. "6" ч. 2 ст. 105).
С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом. Мотивом этого преступления является месть за служебную деятельность указанных в законе лиц. Цель преступного деяния - воспрепятствование законной деятельности судей и других лиц либо их запугивание.
69. Квалификация насильственных действий в связи с осуществлением правосудия.
Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования. В ст. 296 УК предусматривается два основных состава угроз в отношении судей, а равно их близких (ч. 1) и в отношении прокурора, следователя и иных лиц, указанных в законе (ч. 2), а также составы этих преступлений при квалифицирующих (ч. 3) и особо квалифицирующих признаках (ч. 4).
Объектом составов преступлений, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 296, являются интересы правосудия и личность названных в законе лиц. Основным непосредственным объектом являются интересы правосудия, а дополнительным - личность. Эти составы различаются по кругу потерпевших.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 296, выражается в угрозе убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (народного или арбитражного заседателя), а равно их близких. Угроза - это высказанное в устной или письменной форме, непосредственно или через посредников сообщение о намерении лишить жизни, причинить вред здоровью, уничтожить или повредить принадлежащее потерпевшему или его близким имущество. Угроза может быть высказана как публично (например, в зале судебного заседания), так и при отсутствии третьих лиц, от себя лично, от имени другого лица либо от имени преступной группировки и др. Данное преступление является оконченным с момента высказывания угрозы непосредственно потерпевшему (в том числе по телефону) либо с момента получения им угрозы в письменной форме (письма, телеграфного сообщения и др.).
С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом и в связи с рассмотрением судьей, присяжным, народным или арбитражным заседателем дела или материалов в суде. Целью угрозы является оказание влияния на судей, участвующих в рассмотрении дела или материалов в суде. Мотивом является месть за не устраивающее виновного судебное решение. Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью либо уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, по мотивам личного характера, не связанным с деятельностью по отправлению правосудия, при ее реальности должна квалифицироваться по ст. 119 УК.
Субъектом данного преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 296 УК, с объективной стороны выражается в угрозе убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением и повреждением имущества в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется наличием у виновного прямого умысла. Мотивами этого преступления могут быть месть за служебную деятельность по расследованию дела, по рассмотрению материалов либо по исполнению приговора или решения суда или иного судебного акта. Целью является стремление таким способом добиться от указанных в законе лиц решений или действий, которые желательны для виновного.
В ч. 3 и 4 ст. 296 УК предусматривается повышенная уголовная ответственность за совершение рассматриваемых преступлений при квалифицирующих признаках. Угроза в отношении потерпевших, названных в ч. 1 и 2 ст. 296, квалифицируется по ч. 3 ст. 296 УК, если она совершена с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья.
Квалифицирующим признаком ч. 4 ст. 296 УК является совершение угрозы с применением насилия, опасного для жизни или здоровья. Признаки насилия, не опасного для жизни или здоровья, а равно насилия, опасного для жизни или здоровья, подробно описаны применительно к составам грабежа (п. "г" ч. 2 ст. 161) и разбоя (ст. 162).
70. Преступления против порядка управления. Правовой анализ посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.
Родовым объектом преступления против порядка управления является нормальная деятельность государства и его аппарата: органов законодательной и исполнительной власти, а также нормальная деятельность должностных лиц.
Исходя из непосредственных объектов, все преступления против порядка управления можно разделить на следующие группы.
1. Преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата: а) надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК); б) применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК); в) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); г) оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), д) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК); е) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества .(ст. 321 УК); ж) приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК).
2. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления: а) незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК); б) противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК); в) уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК), г) самоуправство (ст. 330 УК).
3. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации: а) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК); б) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК); в) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК).
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК)
Опасность данного преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также посягает на жизнь людей, стоящих на страже общественного порядка и общественной безопасности. Таким образом, виновный, совершая посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно его близких, посягает на два объекта, что следует из смысла диспозиции ст. 317 УК. Основным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственного аппарата в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Потерпевшими от этого преступления могут быть лица трех категорий, сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие и их близкие.
К объективной стороне рассматриваемого преступления законодатель относит посягательство на жизнь. Под посягательством принято понимать активные действия, направленные на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.
В ст. 317 УК предусматривается ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, если оно совершено для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Следовательно, посягательство на жизнь этих лиц необходимо квалифицировать по ст. 317 УК и тогда, когда оно совершено не во время исполнения ими своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а в связи с этой деятельностью, из мести, спустя какое-то время. Разрыв во времени между исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности указанными лицами не имеет значения для решения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности. И если потерпевший к моменту посягательства уже не состоял на службе в правоохранительных органах или на военной службе, то это также не имеет значения для квалификации содеянного по ст. 317 УК. В этих случаях необходимо установить, что посягательство совершено из мести, вызванной выполнением ранее возложенных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Убийство указанных лиц, не связанное с их деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нельзя трактовать как преступление против порядка управления и надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает, что его посягательство направлено против сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит возможность наступления смерти этих лиц в результате своих действий и желает таких последствий.
Анализируемое преступление может быть совершено в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность. Таким образом, законодатель обусловливает ответственность либо целью, либо специальными мотивами деятельности. Когда виновный препятствует осуществлению полномочий сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, то необходимо установить стремление к этому противодействию. А если виновный, испытывая неприязнь к указанным лицам, мстит им за их законную деятельность, то в этом случае необходимо установить мотив мести, на почве которого он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Посягательство на указанных лиц несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет должно квалифицироваться по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.
71. Преступления против военной службы, общая характеристика составов.
Преступление против военной службы - это преступление против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемое военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 331 УК). Оно представляет собой деяние (действие или бездействие), характеризующееся едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Общественная опасность преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности войск.
Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной гл. 33 УК, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными, требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т. п.).
Виновность представляет собой психическое отношение преступника к деянию и наступившим последствиям, в преступлениях против военной службы она отражает воинский характер и того, и другого. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, совершает деяние, нарушающее порядок прохождения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.
Уголовная наказуемость преступлений против военной службы специфична. К военнослужащим применяются почти все виды наказаний, предусмотренные ст. 44 УК, за некоторыми исключениями, обусловленными характером военной службы, в частности, к ним не применяются обязательные и исправительные работы. Вместе с тем в системе уголовных наказаний предусмотрены два вида наказания, применяемые исключительно к военнослужащим. Это содержание в дисциплинарной воинской части, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Эти наказания позволяют наряду с общими целями, стоящими перед уголовным наказанием, решать и специфическую задачу воинского воспитания, поскольку отбываются они в условиях несения осужденным военной службы.
Воинскую природу имеет и один из дополнительных видов наказания - лишение воинского звания.
Состав преступления против военной службы включает единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективную и субъективную стороны, признаки которых позволяют разграничивать их с общеуголовными преступлениями и между собой, а также с дисциплинарными проступками, определять основания уголовной ответственности.
Объектом преступлений является порядок прохождения военной службы, под которым понимается закрепленная законами, в том числе воинскими уставами, а также иными военно-правовыми актами, форма осуществления военно-служебной деятельности. Он является необходимым признаком деяния, квалифицируемого в качестве преступления против военной службы, хотя может выступать и в качестве признака обще-уголовного состава (например, при хищении военнослужащим военного имущества). Порядок прохождения военной службы специально не указан в перечне объектов, охраняемых уголовным законом, однако таковым является общественная безопасность, разновидностью которой можно считать военную безопасность, под которой понимается состояние защищенности страны от вооруженной агрессии и на которую посягает всякое преступление против военной службы.
Военная служба - особый вид государственной службы, функционально предназначенный для вооруженной борьбы с военной агрессией, т. е. для обеспечения военной безопасности государства. Для того чтобы успешно решать эту задачу, необходимо установить и строго соблюдать порядок прохождения службы, который служит средством обеспечения военной безопасности.
Порядок прохождения военной службы - объект, общий для всех воинских преступлений. Он подразделяется на виды, т. е. конкретные сферы военно-служебной деятельности, где решаются конкретные задачи обеспечения военной безопасности. Каждый такой вид воинского правопорядка, как правило, выступает в качестве объекта нескольких однородных преступлений. В соответствии с ними формируется система составов воинских преступлений: против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК), против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339 УК), против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-342 УК), против порядка использования военного имущества (ст. 345-348 УК), против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК).
Внутри каждого видового объекта выделяется непосредственный объект преступлений - им является порядок прохождения конкретного вида службы.
Субъект преступления против военной службы относится к категории специальных субъектов преступлений. Ни одно лицо, кроме тех, которые указаны в ст. 331 УК, не может признаваться субъектом преступления против военной службы, хотя само оно может нести ответственность и за другие преступления на общих для всех граждан основаниях.
Субъектом воинских преступлений являются две категории лиц: военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы.
Объективная сторона преступлений против военной службы характеризуется едиными для всех составов признаками: деяние (в виде действия, бездействия), последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием, время, место и другие обстоятельства. Их особенность состоит в том, что они имеют специфическое содержание, обусловленное объектом посягательства, т. е. порядком прохождения военной службы.
По конструкции объективной стороны преступления против военной службы носят в основном материальный характер, предусматривая в качестве обязательного признака наступление вредных последствий.
Отдельные составы имеют формальный характер. К ним относятся главным образом уклонения от военной службы (например, дезертирство - ст. 338 УК).
Место совершения преступления в отдельных составах преступлений указывается специально, например в ст. 345 УК говорится об оставлении погибающего военного корабля.
Одним из признаков объективной стороны многих составов преступлений против военной службы является нахождение военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
В законодательстве на период войны и чрезвычайных обстоятельств (ст. 331) в составах преступлений против военной службы обязательным признаком будет военное время.
В этих же составах будет фигурировать признак совершения преступления в боевой обстановке, под которой понимается ситуация реальной угрозы либо непосредственного вооруженного столкновения с противником.
Субъективная сторона преступлений против военной службы включает вину в форме умысла либо неосторожности (причем многие из них допускают как умысел, так и неосторожность, например, при нарушении уставных правил караульной службы - ст. 342 УК), а субъективная сторона некоторых из них - цель и мотив.
72. Преступления против мира и безопасности человечества. Правовой анализ наемничества и геноцида.
УК РФ 1996 г. впервые в отечественной практике кодификации уголовного законодательства предусматривает специальную главу "Преступления против мира и безопасности человечества". В ней сгруппированы преступления, получившие наименование международных преступлений. В теории международного права и доктрине уголовного права различают также преступления международного характера, под которыми понимаются преступные деяния, затрагивающие интересы многих государств, однако характеризующиеся меньшей общественной опасностью. Специфика преступлений международного характера, как и международных преступлений, заключается в том, что борьба с ними ведется на основе многосторонних международно-правовых соглашений, будучи участниками которых государства берут на себя обязательство установить в национальном уголовном законодательстве соответствующие нормы и вести борьбу с такими преступлениями.
Предусмотренные в гл. 34 УК преступления по признаку непосредственного объекта посягательства условно можно разделить на три группы преступления против мира, преступления против безопасности человечества и преступления против международного сотрудничества.
К преступлениям против мира относятся: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); применение запрещенных средств и методов войны (ст. 356); наемничество (ст. 359).
К преступлениям против безопасности человечества относятся: производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); геноцид (ст. 357); экоцид (ст. 358).
К преступлениям против международного сотрудничества относятся: нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).
Наемничество (ст. 359 УК). Объектом наемничества, ответственность за которое установлена ст. 359 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность наемничества заключается в том, что часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданами которого они не являются и где постоянно не проживают. Наемничество глубоко безнравственно и особо опасно потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжких или иных ранений, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных объектов, разворовывание национального богатства государства и имущества населения противной воюющей стороны.
С объективной стороны наемничество выражается в вербовке наемника, его обучении, финансировании или ином материальном обеспечении, использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Такое понимание наемника в уголовном праве России полностью согласуется со ст. 47 Дополнительного Протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.
Под вербовкой наемников понимается набор по найму людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Обучение наемников заключается в проведении с ними специальных занятий по вопросам наиболее эффективного и целесообразного применения и использования оружия, боевых припасов, устройств военной техники, тактики ведения боя в тех или иных условиях местности, времени суток и года. Финансированием их считается обеспечение денежными средствами. Под иным материальным обеспечением наемников понимается их экипировка обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т. п.
Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение его к боевым операциям и акциям военного характера, как в районе боевых действий, так и за его пределами.
Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента осуществления лицом одного из указанных в диспозиции закона действий.
С субъективной стороны наемничество совершается только при наличии прямого умысла. Мотивами этого деяния могут быть корыстные побуждения, соображения национального патриотизма и др.
Субъектом данного преступления могут быть уполномоченные на то государственными органами или органами военного управления лица вербующей Державы, а также лица, действующие по своей инициативе или по инициативе национальных движении и народных ополчений.
Квалифицирующим признаком наемничества (ч 2 ст. 359) является совершение его с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. Под использованием служебного положения понимается использование государственным служащим или лицом, занимающим определенную руководящую должность в коммерческой или иной негосударственной организации, своих служебных полномочий в указанных в ст. 359 УК целях. Под несовершеннолетними понимаются лица, не достигшие 18 лет.
В ч. 3 ст. 359 УК предусматривается состав участия наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях. Объект данного состава тот же. С объективной стороны это преступление выражается в непосредственном участии наемника в боевых действиях или военных операциях в ходе военного конфликта или военных действий. Преступление является оконченным с момента начала военной акции при непосредственном участии наемника. Это преступление может совершаться только при наличии прямого умысла и корыстного мотива. Субъектом данного состава является наемник, достигший 16-летнего возраста и обладающий вменяемостью. В соответствии с нормами международного права наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.
Геноцид (ст. 357 УК). Объектом состава геноцида являются безопасность человечества, жизнь и здоровье людей. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения образующих это преступление действий полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная труп- па людей, характеризующаяся самобытностью образа жизни и культуры, традиций и обычаев, иными особенностями. Геноцид ведет или может привести к обеднению разнообразия человеческого сообщества, к нарушению международного правопорядка. Геноцид - грубейшее нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, прав и свобод человека. В ст. 1 Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г., ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г., указывается, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или в военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого договаривающиеся стороны обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение.
С объективной стороны геноцид может выражаться в полном или частичном убийстве членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей, насильственном воспрепятствовании деторождению среди названных выше групп людей, насильственной передаче детей, родившихся в среде названных выше групп людей, представителям других национальных, этнических, расовых или религиозных групп людей, в ином создании жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
Преступным последствием геноцида является лишение жизни членов названных выше групп людей, причинение тяжкого вреда их здоровью, лишение родителей возможности воспитывать детей в духе традиций и обычаев своего народа, а равно насильственное лишение мужчин и женщин способности к деторождению, создание условий естественного обитания или жизни, ведущих к вымиранию людей такой группы.
Под национальной группой людей понимается связанная с принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания. Под нацией понимается исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Под этнической группой понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Иногда этим понятием обозначают обособленные группы людей внутри какого-либо народа. Под расовой группой подразумевается группа людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз и т. п.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа - общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.
Насильственным воспрепятствованием деторождению считаются противозаконная кастрация или стерилизация людей в репродуктивном возрасте, а также искусственное прерывание беременности против воли женщины или иные действия насильственного характера, направленные на недопущение деторождения среди названных выше групп людей. Насильственное переселение людей означает перемещение их в другие, непривычные для них климатические и иные природные условия, которые ведут к вымиранию людей соответствующей группы. Создание иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение людей таких групп, означает преднамеренное осуществление мер и мероприятий, делающих неизбежной гибель людей в силу тех или иных обстоятельств (заражение природной среды обитания радиоактивными веществами, биологическими или химическими токсинами и веществами). Геноцид является оконченным преступлением с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом. Целью виновного является полное или частичное уничтожение соответствующей национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Мотивами преступления могут быть национальная вражда, религиозная нетерпимость и другие побуждения.
Субъектами этого преступления могут быть лица, занимающие государственные должности государственной службы РФ и субъектов РФ, а также частные лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.