<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 2) зная, что финансовая операция целиком или частично направлена на то, чтобы скрыть или замаскировать природу, местонахождение, источник, владельца или контроль над доходами от конкретной незаконной деятельности
 может быть приговорено к штрафу на сумму 500 тысяч долларов или на двойную сумму стоимости имущества, вовлеченного в операцию (в зависимости от того, какая из сумм больше), или к лишению свободы на срок 20 лет. Суд может применить и обе эти санкции.
  В целом ни федеральное законодательство, ни законодательство штатов не содержат перечней наркотических веществ. находящихся под специальным контролем. Исключением является УК штата Джорджия71.
  В УК штата Нью-Йорк уголовной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, посвящены пар. пар. 220, 221. При этом правонарушения в сфере незаконного наркооборота (отнесенные к разделу "М" - "Посягательства на публичное здравие и нравственность") УК подразделяет на мисдиминоры (преступления, наказуемые заключением на срок более 15 дней, но менее года) и фелонии (преступления, наказуемые заключением сроком более чем на 1 год).
  Положения пар. пар. 220, 221 тесно связаны с Законом о публичном здравоохранении (в котором, например, дается определение наркотических средств (narcotic drug) - такие вещества растительного, синтетического или комбинированного происхождения, как опиум, опиат, опиумный мак, опиумная соль, смесь и пр.).
  В пар. пар. 220 и 221 предусматривается уголовная ответственность за владение наркотиками и их продажу. Степень тяжести правонарушения, и, соответственно, санкции, зависят от вида наркотика и его количества. Лицо признается виновным в уголовно-наказуемом владении наркотиком (220.03 - 220.25), если оно сознательно и незаконно владеет этим веществом; в сбыте (термин "sell" - продавать, обменивать, давать, распространять и совершать иные подобные действия) - если оно незаконно и осознанно сбывает наркотик (220.31 - 220.43). При этом уголовно-наказуемое владение наркотиками подразделяется УК штата Нью-Йорк на семь степеней в зависимости от тяжести преступного посягательства, сбыт - на пять степеней. Наименее тяжкое посягательство, предусмотренное п. 220.03 - уголовно-наказуемое владение седьмой степени, классифицируется как мисдиминор класса А., в то время как наименее тяжкое посягательство при сбыте (п. 220.31) - это фелония класса D (срок тюремного заключения - до 7 лет).
  Преступные посягательства, связанные с марихуаной, выделены в отдельную статью - 221 в результате принятия в 1977 г. Marijuana Reform Act. Этот закон снизил степень наказания за владение и сбыт незначительного количества марихуаны.
  Определенный интерес представляют следующие пункты статьи 220:
 * 220.44 - предусматривает за продажу специальных веществ, находящихся под контролем, вблизи школ лицу, возраст которого ниже 19 лет, ответственность как за фелонию класса В (т.е. преступление, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок до 25 лет).
 * 220.45 - определяет владение инструментом, используемым для введения наркотиков, как мисдиминор класса А.
 * 220.46 - классифицирует введение наркотика лицу, даже с его согласия, как фелонию класса Е (срок тюремного заключения - до 4 лет).
 * 220.50 - запрещает владение и продажу веществ, применяемых для приготовления наркотиков. (мисдиминор класса А).
 * 220.60 - предусматривает уголовное наказание за владение прекурсорами (фелония класса Е).
 Кроме того, УК штата Нью-Йорк дарение наркотиков (в том числе марихуаны) квалифицирует как продажу (сбыт).
  Уголовный кодекс штата Висконсин посвящает преступлениям, связанным с незаконным оборотом веществ, находящихся под контролем, главу 961 (Uniform Controlled Substances Act). Данный УК подразделяет преступления в сфере незаконного оборота наркотиков на три категории - А, В, С.
  Незаконными действиями класса А признается изготовление, распространение и поставка веществ, находящихся под контролем или их аналогов. В зависимости от количества и вида наркотика наказания подразделяются на штрафы и тюремное заключение, в некоторых случаях закон допускает применение и того, и другого вида. Минимальный размер штрафа, предусмотренного в качестве наказания за преступления класса А - 1 тыс. долларов, максимальный - 1 млн. долларов, сроки тюремного заключения колеблются от минимального (не менее 3 месяцев) до максимального (30 лет).
  Под преступлениями класса В уголовный кодекс штата Висконсин подразумевает сознательные действия лица по организации и обслуживанию (содержанию) любых структур, предназначенных в качестве мест для производства, хранения, поставки или употребления наркотиков (в этой статье упоминаются любые склады, магазины, здания, транспортные средства, в том числе самолеты и суда). Лицо, признанное виновным в совершении подобного рода действий, может быть приговорено судом к штрафу до 25 тыс. долларов или тюремному заключению на срок до 1 года, или к обоим видам наказания.
  Преступлениями класса С УК штата Висконсин признает приобретение веществ, находящихся под контролем, мошенническим путем, а также воспроизведение без специального разрешения идентификационных лейблов, марок, ярлыков, связанных с наркотическими веществами и прекурсорами. В случае совершения подобных преступлений предусмотрено наказание в виде штрафа (до 300 тыс. долларов) или тюремного заключения (до 4 лет), или и то, и другое.
  Отдельно в УК рассматривается продажа наркотиков лицам, не достигшим 18-летнего возраста и вовлечение детей в процесс производства и распространения наркотиков.
  5.2. Терроризм.
  24 апреля 1996 г. в США был принят Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни. Данный закон внес ряд изменений в Свод законов США.
  В частности, была ужесточена уголовная ответственность за совершение акций терроризма. В главу 113 раздела 18 Свода законов был включен новый параграф 2332b.
  Под "федеральным преступлением, связанным с терроризмом" понимается посягательство, которое, во-первых, задумано с целью оказания воздействия на действия государства посредством устрашения или принуждения либо принятия против государства мер воздействия за его действия и, во-вторых, представляет собой преступление, предусмотренное специально перечисленными параграфами. Всего в законе было названо тридцать конкретных видов преступлений (разрушение воздушного судна или объектов воздушного сообщения; насилие в аэропортах; убийство или покушение на убийство как обычное, так и Президента и других ВИП-персон; захват заложников; уничтожение или повреждение различного имущества и др.).
  "Международный терроризм" определен как деятельность, которая, во-первых, включает акты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных штатов или какого-либо штата, либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если были бы совершены в пределах юрисдикции США или какого-либо штата; во-вторых, выглядит направленной (1) на запугивание или принуждение гражданского населения; (2) на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (3) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения72, убийства государственного деятеля или его похищения; и в-третьих, имеет место преимущественно вне территориальной юрисдикции Соединенных штатов или осуществляется с пересечением (распространяющемся за пределы) государственных границ. Последнее положение - пересечение (распространение за пределы) государственных границ - поясняется следующей конкретизацией: "в смысле используемых средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения, либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители".
  К акциям терроризма, распространяющимся за пределы государственных границ США отнесены такие деяния как убийство, похищение, нанесение увечья, нападение, повлекшее за собой тяжелые телесные повреждения, или нападение с применением опасного оружия в отношении любого лица в пределах США; создание существенного риска нанесения серьезных телесных повреждений любому другому лицу путем разрушения и нанесения ущерба любому строению, транспортному средству либо другому недвижимому или личному имуществу в пределах США, а также попытки и сговор совершить такого рода деяния, если последние были рассчитаны на оказание давления или нанесение ущерба действиям правительства путем угроз и шантажа, либо путем принуждения, или рассчитаны на осуществление мер воздействия, направленного против действий правительства.
  В отечественной литературе справедливо обращено внимание на такое существенное достоинство нового закона, как предвосхищение опасности попадания в руки террористов оружия массового поражения или компонентов для его создания (включая биологическое оружие) и подробная регламентация соответствующих профилактических мер73.
  Надо сказать, что данный закон в таком виде просуществовал не более пяти лет. После беспрецедентной террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. уже в конце октября был принят новый федеральный закон "Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требующими для пресечения терроризма и воспрепятствования ему", который получил более краткое неофициальное название "Акт патриота США 2001 года" (Patriot Act of 2001) или "Закон о защите отечества".
  Этот законопроект был подготовлен и принят в необычайно короткие сроки: в процессе разработки и принятия закона палаты Конгресса договорились запретить вносить поправки на пленарных заседаниях. Это дало свои плоды. 24 октября он был одобрен Палатой представителей, на следующий день принят Сенатом и, опять-таки, буквально на следующий же день подписан Президентом Бушем.
  Выступая на церемонии подписания нового закона, американский Президент отметил, что названный документ предоставляет правоохранительным органам дополнительные полномочия, что поможет им выявлять, разрушать планы террористов и применять против них карательные меры еще до совершения ими своих преступлений. В числе дополнительных полномочий - возможность проведения тайных обысков в домах лиц, подозреваемых в терроризме, задержание подозреваемых без предъявления обвинения до 7 суток. Это возможность отслеживать все каналы связи, которые могут использовать террористы, в том числе электронную почту, Интернет и сотовую телефонную связь. Новое законодательство предусматривает серьезное ужесточение мер наказания в отношений террористов и их соучастников. Удлинен срок давности в отношении террористических актов74.
  В самих Соединенных штатах данный закон был воспринят неоднозначно. Граждане были удивлены появлением закона, который позволил федеральным служащим обыскивать частные квартиры в отсутствие хозяев и без уведомления последних, который разрешил секретную выдачу ордера на обыск. Согласно новому закону, чиновники могут теперь зайти в любую компанию и потребовать у руководства личные архивы служащего без его уведомления75. Тем не менее американские законодатели проигнорировали критику оппонентов и обвинения в ущемлении прав человека. Главным для них было обеспечить, как выразился один из законодателей, "соответствующий баланс между защитой гражданских прав и предоставлением правоохранительным органам инструментов. необходимых для выполнения своей работы".
  Вскоре уже Генеральный прокурор Джон Эшкрофт заявил о том, что "начинается новая эпоха в борьбе Америки против терроризма". Поэтому он предписал всем федеральным окружным прокурорам и всем региональным управлениям ФБР приступить к немедленной реализации нового Закона76.
  Новый закон расширил границы понятия "федеральное преступление, связанное с терроризмом", включив в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений. Было введено новое понятие "внутренний терроризм". Все преступления, предусмотренные ранее пар. 2332b, были также включены в число уголовно наказуемых преступлений, преследуемых по пар. 1961 раздела 18 Свода законов, известную как "Закон РИКО". Последнее обстоятельство позволило автоматически резко усилить санкции за преступления, связанные с терроризмом.
  "Внутренний терроризм" определен в законе как деятельность, которая, во-первых, включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных штатов или какого-либо штата; во-вторых, выглядит направленной (1) на запугивание или принуждение гражданского населения; (2) на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (3) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и в-третьих, имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных штатов.
  Перечень преступлений, связанных с терроризмом, был дополнен еще 14 параграфами. В их числе те, что предусматривают ответственность за преступления, связанные с биологическим, химическим оружием; со сговором о совершении убийства и похищении или нанесении увечий человеку за рубежом; компьютерными сетями; укрывательством террористов; нападением на экипаж воздушного судна и др. Специалисты обратили внимание на появление в этом перечне такого нового деяния, как "биотерроризм", который означает преступное применение биологических средств и биологического оружия.
  Новый закон ввел еще и такое новое понятие как "кибертерроризм". К последнему относятся "различные квалифицированные формы хакерства и нанесения ущерба защищенным компьютерным сетям граждан, юридических лиц и государственных ведомств на совокупную сумму, равную и превышающую 5 тысяч долларов, включая ущерб, причиненный компьютерной системе, используемой государственным учреждением при организации национальной обороны или обеспечении национальной безопасности" (ст. 814).
 
  5.3. Законодательство о борьбе с незаконным перемещением и сексуальной эксплуатацией людей.
  В Свод законов США (Раздел 18) помещены следующие главы, содержащие нормы об ответственности за различные деяния, связанные с сексуальной эксплуатацией людей:
  Глава 71 - О непристойности (пар. 1460, владение с намерением продать, продажа непристойных материалов; пар. 1461, отправление материалов почтой материалов, побуждающих к непристойности; пар. 1462, импорт или транспортировка непристойных материалов; пар. 1463, отправление почтой неприличных материалов в виде обложки или конверта; пар. 1464, трансляция речевых непристойностей; пар. 1465, транспортировка непристойных материалов для продажи или посредничества; пар. 1466, занятие передачей непристойных материалов в качестве бизнеса; пар. 1468, распространение непристойных материалов посредством кабельного или платного телевидения; пар. 1470, передача непристойных материалов несовершеннолетним;
  Глава 109 а - сексуальные злоупотребления (пар. 2241, усугубленное сексуальное злоупотребление; пар. 2242, сексуальные злоупотребления; пар. 2243, сексуальные злоупотребления в отношении несовершеннолетних и опекаемых; пар. 2244, оскорбительный сексуальный контакт; пар. 2245, сексуальное злоупотребление, приведшее к смерти);
  Глава 110 - сексуальная эксплуатация и прочие злоупотребления в отношении детей (пар. 2251, сексуальная эксплуатация детей; пар. 2251а, продажа или покупка детей; пар. 2252, определенная деятельность, имеющая отношение к сексуальной эксплуатации несовершеннолетних; пар. 2252а, определенная деятельность, имеющая отношение к созданию или содержащая порнографию ребенка; пар. 2260, деятельность по ввозу в США детей для целей сексуальной эксплуатации;
  Глава 117 - "Транспортировка для незаконной сексуальной деятельности и связанных преступлений" (пар. 2421 - обычная транспортировка, пар. 2422 - принуждение и вовлечение, пар. 2423 - транспортировка несовершеннолетних, пар. 2424 - изменение персональных данных иностранных граждан, пар. 2425 - использование международных средств передачи информации о несовершеннолетних, пар. 2427 - о причастности деяний к детской порнографии)77.
  В марте 2001 г. Генеральный прокурор США Джон Ашкрофт заявил, что борьба с торговлей людьми - главный приоритет в работе Министерства юстиции США78.
  В отличие от многих других стран в США проблема рабства и торговли людьми была решена намного позже, чем в других странах цивилизованного мира, что, с одной стороны, несомненно, плохо: рабство и торговля - вопиющие нарушения прав человека, а с другой, дало этому государству неоспоримый козырь в борьбе с современной разновидностью этого явления - трэфиком (торговлей преимущественно женщинами и детьми в целях сексуальной и иной эксплуатации). Еще в 1910 г. в США был принят закон и ныне применяемый для уголовного преследования лиц, обвиняемых в трэфике. Данный нормативный акт известен как Mann Act (White Slave Act) - Закон о белом рабстве. Закон входит в Свод Законов США и включен в главу 117 раздела 18. Самой известной и чаще всего применяемой статьей закона является пар. 2421, однако используются и другие его статьи (параграфы): 2422, 2423 и 1328.
  С момента принятия формулировки Акта о белом рабстве претерпели значительное изменение, ставшие, что естественно, результатом его применения. Изложение содержания статей стало емким и более общим, что позволило значительно расширить сферу их использования. Так, термин "женщина или девушка" изменен на "лицо". Соответственно, полностью изменился круг потерпевших от рассматриваемого преступления, поскольку из диспозиции была исключена характеристика его пола. Статья может быть применена для уголовного преследования торговцев и женщинами, и мужчинами. Изменено описание целей перевозки, ограниченные теперь лишь вовлечением в проституцию и иную сексуальную деятельность.
  11 сентября 2000 г. Сенат единогласно принял новый закон, направленный на защиту жертв домашнего насилия и торговли людьми. Часть указанного нормативного акта посвящена борьбе с нелегальным ввозом женщин в страну в целях сексуальной и иной эксплуатации, а также защите жертв и привлечении виновных в указанных преступлениях к уголовной ответственности (Trafficking Victims Protection Act of 2000). Вывоз женщин за рубеж с целью вовлечения их в проституцию относится к разряду федеральных преступлений. Предусматривается выделение $95 миллионов для борьбы с ростом этого явления. Закон обеспечивает помощь жертвам, желающим предъявить иск к своим поработителям, предоставляет защиту и приют и санкционирует внесение изменений в иммиграционное законодательство, допускающих освобождение от немедленной депортации и присвоение статуса беженцев с последующим предоставлением постоянного вида на жительство после трех лет пребывания на территории страны. Тем самым становится возможным судебное разбирательство дел, связанных с контрабандой людей.
  В общих чертах закон содержит положения, позволяющие облегчить бывшим рабыням и прочим жертвам террора получение компенсации от своих государств, финансирующих подобную деятельность. Согласно новому закону будет наложен запрет на помощь со стороны США тем правительствам, которые закрывают глаза на факты торговли людьми79.
  Анализируя новый Закон США против трэфика, стоит особо отметить, что данный нормативный акт обладает рядом особенностей в связи с характером правовой системы, в основе которой лежит прецедент. Рассматриваемый документ носит во многом комплексный и программный характер, отражает направления политики Правительства США и Администрации Президента в отношении проблемы торговли людьми. Помимо рассмотрения и уточнения политических аспектов, в Законе много места отводится обеспечению положения жертвы трэфика, соблюдению в отношении нее прав человека, гарантиям, делающим выгодными участие в процессе против торговцев и оказание помощи следствию. В нем, по сути, содержатся нормы, относимые к различным отраслям права: процессуальному, иммиграционному, административному и др., в нем содержится целая система дефиниций, определяющих практически любое понятие, относящееся к трэфику.
  Среди прочего Закон вносит изменения и дополнения в главу 77 раздела 18 "Пеонаж и рабство", направленные, прежде всего, на ужесточение наказания за совершение преступлений, связанных с трэфиком.
  Рассмотрим подробнее изменения, внесенные в Свод законов США, и сравним два нормативных акта против трэфика: Mann Act и уголовно-правовые нормы Protection Act.
  Важно отметить, что оба этих нормативных акта не подменяют друг друга, а взаимно дополняют, поскольку криминализируют разные деяния. Закон о белом рабстве действует в отношении любого лица, кто сознательно перемещает другое лицо через границу штата или государства с целью вовлечения в проституцию или совершения иных правонарушений сексуального характера.80 Проститутка в данном случае признается жертвой, и ее согласие не смягчает вину. Наказывается такое деяние лишением свободы на срок до 10 лет и/или штрафом.81 Главной отличительной чертой акта является то, что в уголовном порядке преследуется первоначальный этап трэфика - перевозка, во-первых, а во-вторых, все нормы определяющим признаком называют вовлечение в проституцию и сексуальную деятельность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Акт о белом рабстве ставит во главу угла противодействие секс-индустрии, вовлечению в нее все новых и новых жертв. На момент принятия закона исторически сложилась необходимость уголовного преследования лиц, ввозящих женщин на территорию страны или перемещающих их из одного штата в другой с целью последующей сексуальной эксплуатации. Деяния, связанные с принуждением к труду и т.п. в условиях ограничения свободы отдавались на откуп главе 77. Mann Act - реакция государства на новую проблему: фактически сложившаяся реальность обусловливает иные акценты рассматриваемого нормативного акта.
  Закон о трэфике развивает положения Акта о белом рабстве, внося изменения в главу 77 раздела 18 и ужесточая ответственность за содержание в рабских условиях, похищение, завлечение для последующей продажи в рабство и прочих деяний, так или иначе связанных с рабским статусом или институтами, сходными с рабством. Он предлагает в качестве меры наказания для торговцев до 20 лет тюремного заключения и пожизненное заключение "в случае смерти лица, явившейся следствием нарушения соответствующей статьи ( пар. 1581 (а), 1583 и 1584), или если это нарушение включало похищение или покушение на похищение, сексуальное насилие при отягчающих обстоятельствах или покушение на сексуальное насилие при отягчающих обстоятельствах или покушение на убийство".
  Федеральное законодательство в пар. 1583 предусматривает ответственность за обращение в рабство путем похищения или увоза какого-либо лица с намерениями продажи его в подневольную службу или содержания его в качестве раба. Наказанию также подлежит тот, кто склоняет, убеждает, принуждает лицо подняться на борт судна или пойти в другое место с целью обращения его в рабство или вывоза из страны для обращения в рабство, кто сознательно и по собственной воле продает или привозит в Соединенные Штаты любых лиц с целью подневольного порабощения (пар. 1584).
  Изначально нося более общий характер по сравнению с Актом о белом рабстве, Закон 2000 г. не ограничивается вовлечением в проституцию и сексуальной эксплуатацией, делая особый акцент на условиях жизни и работы жертвы. Основной отличительной особенностью рассматриваемого Акта является то, что в данном случае все преступные деяния связываются общими целями рабства, институтами, сходными с рабством и принудительным трудом, т.е. по сути, ограничением свободы. Для Mann Act подобные условия не важны. Главной и определяющей является цель - вовлечение в проституцию и секс-бизнес, что, на наш взгляд, облегчает бремя доказывания.
  Глава 77 раздела 18 была дополнена шестью новыми параграфами (1589-1594). Пар. 1589 посвящен принудительному труду и предусматривает ответственность за обеспечение или получение труда или услуг путем различных злоупотреблений определенной категории - касающихся физического и юридического статуса лица, полагая именно их наиболее распространенными и общественно опасными: "(1)под угрозой причинения существенного вреда или физического ограничения в отношении этого лица или иного; (2)использование схемы, плана или модели поведения, позволяющей предположить возможность того, что если лицо не выполнит работу или не окажет услуги, то этому лицу или иному будет причинен существенный вред или физические ограничения; (3) злоумышленное использование или угроза использования нормативных и процессуальных актов".
  Параграф 1590 определяет как преступное деяние торговлю в целях пеонажа, рабства, рабского или принудительного труда, рассматривая в данном случае торговлю как рекрутирование, укрывательство, транспортирование, обеспечение или получение труда или услуг. Здесь еще раз стоит подчеркнуть различные сферы действия Mann Act и Protection Act и отметить ориентацию первого на торговлю в целях сексуальной эксплуатации, а второго - именно на рабство и сходные с ним институты, обеспечивающие труд или оказание услуг.
  Параграф 1591, пересекаясь с Актом о белом рабстве, точнее, с пар. 2423, определяет как преступление торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации или торговлю людьми путем применения силы, обмана или принуждения, а также получение любых доходов от участия в акте торговли. Цель торговли определена однозначно - пострадавший вовлекается в совершение коммерческого сексуального акта. Данное деяние отграничивается от сходного деяния, предусмотренного в Protection Act путем выделения в отдельную категорию вовлечения в совершение "коммерческого сексуального акта". В соответствии с нормативной трактовкой, под такого рода актом понимается "любой сексуальный акт, за который было уплачено или получено любое вознаграждение". Вероятно, такая формулировка стала следствием необходимости, с точки зрения законодателя, вычленения из понятия проституции, подразумевающей все же некоторую систематичность действий, совершения в результате использования силы, обмана или принуждения единичного сексуального акта. Наказание за преступления, предусмотренные статьей, дифференцируется в зависимости от возраста потерпевшего и обстоятельств дела, максимальным же сроком является пожизненное заключение.
  Параграф 1592 признает преступным уничтожение, сокрытие, изъятие, конфискацию или завладение паспортом, иммиграционными и иными удостоверяющими (или им подобными) документами в обеспечение совершения акта торговли, пеонажа, рабства и принудительного труда или ограничения или попытки ограничения свободы движения и перемещения в целях обеспечения выполнения работы или оказания услуг лицом, ставшем или являющимся жертвой жестокой формы торговли. Не секрет, что многие торговцы пользуются такими методами для удержания своих жертв и подчинения их своей воле. Женщина, оказавшаяся в чужой стране и лишенная паспорта и прочих идентифицирующих документов, становится совершенно беспомощной, что и надо поработителям: полного контроля над жертвой. Параграф дополняется оговоркой, отменяющей действие нормы в отношении лиц, пострадавших от жестокой формы торговли, если их поведение стало следствием или спровоцировано фактом торговли.
  Параграф 1593 посвящен принудительной реституции. В соответствии с этой нормой суд вправе назначить помимо уголовных и гражданских наказаний за совершение предусмотренных в анализируемой главе преступлений реституцию. Реституция рассматривается американским законодательством как комплексная выплата, покрывающая: а) полную сумму потерь жертвы, куда в соответствии со пар.2259 (b) (3) включаются все затраты, связанные с психической и физической реабилитацией потерпевшей, ее проживанием и т.п., покрытием расходов на адвоката, потерянных доходов и пр.; б) максимальную сумму дохода, полученную ответчиком за оказание услуг или выполнение работы жертвой, или сумму, в которую оценивается труд или услуги, оказывавшиеся жертвой, в соответствии с размером з/п и сверхурочных, гарантированных Актом о трудовых гарантиях (29 U.S.C. 201, et seq). Кроме того, норма распространяет действие легальных гарантий жертвы, в случае если потерпевшей не исполнилось 18 лет и на ее представителя или члена ее семьи.
  Впервые указанный нормативный акт был применен при разбирательстве "дела русских рабынь на Аляске". Суд Аляски обвинил группу из четырех человек в том, что они эксплуатировали российских женщин как рабынь в одном из ночных клубов города Анкоридж. Как заявляют в министерстве юстиции США, перед судом предстали россияне Виктор Вирченко и Павел Агафонов, а также граждане США, Тони и Ракель Кеннард. Они обвинялись в 23 случаях заманивания женщин и детей в США с целью превращения их в рабов. Россиянки были привезены в США под предлогом участия в российском фольклорном фестивале, говорится в заявлении министерства юстиции. Женщин лишили паспортов и силой заставили обнаженными выступать в ночном клубе.82 В ходе процесса подсудимые признали себя виновными в части предъявленных обвинений, что и позволило в дальнейшем значительно сократить сроки заключения, а их деяние были переквалифицированы. Виктор Вирченко и Павел Агафонов получили соответственно 30 и 18 месяцев лишения свободы, а Тони Кеннард приговорен к 4 годам лишения свободы.
  Таким образом, хотя с момента принятия нового Закона против трэфика в США прошло более года, суды продолжают применять прежний Акт о белом рабстве, привлекая виновных в торговле к ответственности лишь за перевозку, не затрагивая содержание потерпевших в рабских условиях. Возможно, данное явление - следствие отсутствия практики применения нового закона. Хотя правоохранительные органы и иммиграционные службы, в отличие от судебных, активно работают над реализацией положений Акта 2000 г.83
  В отдельную статью (пар.) 2251А84 главы 11085, находящуюся вне рамок Mann Act и Protection Act, вынесена торговля детьми в целях последующего вовлечение в поведение откровенно сексуального характера с последующим запечатлением на визуальных носителях. Субъектами рассматриваемого деяния могут быть как родители, законные опекуны или лица, наделенные правом опеки или контроля над несовершеннолетним, так и те, кто покупают детей с целью их последующего использования в целях, предусмотренных статьей. Непременным условием привлечения к ответственности является перемещение несовершеннолетнего или преступника между штатами или государствами, распространение или перевозка материалов любыми способами через границы штатов или государств, в том числе по почте и Интернету.
  Еще одна статья, стоящая особняком, но, тем не менее, применяемая в делах о торговле людьми -пар. 1328 USC 8 титула (раздела). Сам титул посвящен проблемам иммиграции и натурализации, а также связанным с ним всевозможным нарушениям, в том числе и нелегальному ввозу иностранцев на территорию США. Рассматриваемая статья сконцентрирована на нелегальном ввозе мигрантов для проституции и иных аморальных целей, причем криминализируется не только непосредственно ввоз, но и сопряженные с ним действия: удержание, контролирование, предоставление соответствующего вида работы и жилища во исполнение цели нелегального ввоза. Закон предусматривает наказание в виде штрафа и лишения свободы сроком не более 10 лет.
  Уголовный кодекс штата Калифорния, дополняя федеральное законодательство, устанавливает ответственность за похищение человека (пар. 207а, b). Виновным в данном преступлении считается лицо, которое насильно или любым другим способом, вселяющим страх, похитит, задержит, удерживает любое лицо в данном штате либо перевезет его в другую страну; лицо, которое уговаривает, завлекает фальшивыми обещаниями ребенка до 14 лет выехать из страны. Уголовный кодекс Калифорнии также вводит наказание за введение в заблуждение при подготовке документов для иммиграции и изготовление фальшивых материалов для иммиграции за вознаграждение.
  В общем и целом американское законодательство, криминализирующее трэфик и связанные с ним деяния, является одним из самых прогрессивных. Оно в большей мере соответствует международному праву, в частности, Протоколу ООН против торговли людьми 2000 г., чем национальное законодательство иных стран, что несомненно, свидетельствует о современности используемых юридических конструкций и соответствии фактической действительности. Возможно, здесь сыграла свою роль, в том числе и преемственность Protection Act, основой которому послужил предыдущий закон 1998 г., направленный на защиту жертв насилия. Разумный анализ и имплементация соответствующих положений американского права, посвященных торговле, возможно, позволит российскому законодателю модифицировать существующие ныне уголовные нормы, избежав ошибок, уже допущенных и исправленных США, тем самым сэкономив время на эволюции норм права и обеспечив соблюдение декларируемых Конституцией прав человека.
 
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
  Корчагин А.Г. Иванов А.М. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.
  Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М.: "Международные отношения", 2002. - 375 с.
  Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М. : "Наука", 1990.
  Примерный уголовный кодекс (США). М.: "Прогресс", 1969.
  Николайчик В.М. США: наркотики и преступность. (Правовой аспект проблемы). М.: Институт США и Канады, 2000.
  Уголовное право Соединенных Штатов Америки. М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1986.
  Dressler J. Understanding criminal law. Third ed. N.Y., 2001.
 1 См.: Wisconsin Criminal Code... State Bar of Wisconsin CLE Books. 1999.
 2 См. : Николайчик В.М. США: наркотики и преступность (Правовой аспект проблемы). М., 2000. С. 35. Правда, цитируемый нами автор указывает, что названное количество законов было принято в 1990 г., что, вероятно, является опечаткой.
 3 См.: Уголовное право Соединенных Штатов Америки. М., 1986.
 4 См.: http://www.loc.gov.
 5 В данной главе далее частично использованы материалы Владивостокского Центра по изучению организованной преступности при Юридическом институте ДВГУ, в том числе обзоры и переводы, выполненные аспирантами кафедры уголовного права ДВГУ А. Агарковым (обзор экономических преступлений по УК Калифорнии), М. Буряк (перевод комментариев к закону РИКО, к новым правилам, установленным Актом Патриота 2001 г. в сфере компьютерной преступности, обзор законодательства о торговле людьми). При описании законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков использованы материалы нашей дипломницы Т. Тропиной. Вопрос об ответственности за взяточничество изложен в основном по материалам нашего коллеги А.Г. Корчагина (См.: Корчагин А.Г., Иванов А.М. Сравнительное исследование коррупционных и служебных преступлений. Владивосток, 2001. С. 83-89; Иванов А.М. Корчагин. Сравнительное уголовное право. Владивосток. 2002. С. 298-304).
 6 См.: Dressler D. Understanding Criminal Law. N.Y., 2001. P. 499.
 7 См. подробнее: Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М., 2002. С. 331.
 8 См.: United States Crime Rates 1960-2000 // http: www.disastercenter.com/crime/
 9 Из этого правила есть некоторые исключения. См. подробнее: Никифоров А.С. Ответственность за простое убийство в современном континентальном и англо-американском праве // Журнал российского права. 2000. № 1. С. 154.
 10 А.С. Никифоров полагает, что тяжкие убийства в англо-американском уголовном праве являются, за незначительными исключениями, только умышленными (См.: Никифоров А.С. Квалифицированное убийство в современном европейском континентальном и англо-американском уголовном праве // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 125.
 11 См.: Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М., 1990. С. 122.
 12 См.: United States Crime Rates 1960-2000 // http: www.disastercenter.com/crime/
 13 См. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Цит. соч. С. 124.
 14 См. например: УК штата Нью-Йорк. Примечание к пар. 155.05.
 15 См., напр.: Фролов М.В. Имущество как предмет хищения. Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 2002. С.20.
 16 United States Crime Rates 1960-2000.
 17 См.: Хижняк Д. Понятие грабежей и разбойных нападений в США // Законность. 2002. № 4. С. 55.
 18 Там же.
 19 См.: Гриненко А.В. Зарубежный и международный опыт борьбы с коррупцией // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С.305 и сл.
 20 Цит. по: Власихин В.А. Определения преступлений, относящихся к коррупции, по законодательству США // Коррупция. Подборка материалов совместного проекта по оказанию содействия реформе уголовной юстиции / Министерство юстиции США. М., 1999. С. 12.
 21 См.: Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. - М., Наука, 1990. С. 156-157; Власихин В.А., Николайчик В.М. Определение преступлений, относящихся к коррупции, по американскому законодательству (обзор нормативных актов и литературы) // Проблемы борьбы с коррупцией. - : Учебно-консультативный центр "ЮрИнфоР", 1999. С. 160-185.
 22 Цит. по: Меркурьев В.В., Григорьев А.В. Опыт противодействия коррупции в полицейских злоупотреблениях США // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. №28-329.
 23 См.: Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Цит. соч. С. 158.
 24 См.: Николайчик В. Честь чиновника определяется честностью системы управления // Чистые руки. 1999, № З.С. 17-26.
 25 См.: Николайчик А. Соблюдение правил этики должностными лицами в США контролируют агенты ФБР// Чистые руки, 1999, № 1. С. 71-74.
 26 См.: Николайчик В. Конфликт интересов может довести до тюрьмы// Чистые руки, 1999, № 3. С.85-90.
 27 См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 247.
 28 Материал о компьютерных преступлениях выделен нами в данной работе в самостоятельный параграф.
 29 См.: Михеев И.Р. Экономическая преступность и уголовно-правовая защита собственности в странах АТР // Знания молодых юристов - ХХ1 веку. Владивосток. 2001. С.189.
 30 См.: Гуруле Д. Обзор федеральных законодательных актов США об отмывании денег и уголовной конфискации имущества // Проблемы борьбы с организованной преступностью. М., 1998. С. 58.
 31 См.: Гуруле Д. Отмывание нелегальных доходов, реструктуризация денежных средств и уклонение от уплаты налогов // Там же. С. 68-69
 32 Подробнее см. в параграфе, посвященном терроризму.
 33 См.: http:// www.usifo.state.gov.
 34 См.: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" // Рос. газета. 2001. 9 авг.
 1 Для сравнения понятий валютных ценностей см.: Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 г. № 3615-1.
 35 См., напр.: Тупанчески Н. Уклонение от налогов как уголовное преступление в некоторых странах Европейского союза и в США // Уголовное право. 2002. № 1. С. 55.
 36 Гуруле Д. Обзор преступлений, совершаемых с нарушением федерального налогового законодательства США // Там же. С. 72-75.
 37 Там же.
 38 См. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Цит. соч. С. 175-176.
 1 См. Постановление Правительства РСФСР от 05.12.91 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
 39 Обзор нового законодательства США об ответственности за компьютерные преступления см. также в кн.: Голубев В.О., Гавловський В.Д., Цимбалюк В.С. Iнформацiйна безпека: проблеми боротьби зi злочинами у сферi використання комп'ютерних технологiй. Запорожье, 2001. С. 62-74.
 40 См. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Цит. соч. С. 191.
 41 См.: Селико Ю., Прохоров А. Inernet - отмычка для компьютера // Компьютер-пресс. 2002. № 3. С. 41.
 42 Там же. С. 38.
 43 См.: Жаклин Ф. Цит. соч.
 44 См.: Бай Е. ФБР против педофилов // Известия. 2002. 20 мар.
 45 См.: Пунанов Г. Дело Мюллера боится // Известия. 2002. 22 янв.
 46 Подобный институт предусмотрен теперь и в новом УПК РФ, вступившим в силу с 1 июля 2002 г.
 47 См.: Анненков А. Скандальный закон конституционен // Известия. 2002. 15 мая.
 48 См.: Анненков А. Авторское право на соблюдение закона // Известия. 2002. 3 дек.; Анненков А., Латкин А. Российский программист взломал американский закон // Известия. 2002. 19 дек.
 49 См.: Селико Ю., Прохоров А. Цит. соч. С. 41; Анненков А. Электронное правосудие // Известия. 2002. 8 окт.; Лесков С. Агент Шулер против челябинских хакеров // Известия. 2002. 15 окт.
 50 См.: Computer Crime and Intellectual Property Section. Комментарии к новым правилам, установленным Патриотическим Актом (США) 2001 г., в сфере компьютерной преступности и электронных доказательств // www.crime.vl.ru
 51 См.: Хакерам не поздоровится // Мир Internet. 2002. № 4. С. 7; htttp: // www.crime-research.org
 
 
 52 См. Cormaney Mike. The United States and control of organized crime // Transnational Law and Contemporary Problems. Spring, 1997.
 53 См. подробнее: Свирский-Бургер И. Краткий обзор федеральных законов по борьбе с организованной преступностью в США // www.american.edu/traccc.
 54 См. Cormaney Mike. The United States and control of organized crime // Transnational Law and Contemporary Problems. Spring, 1997.
 55 См. об этом напр.: Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Наумов А.В. Организованная преступность и коррупция в России ( 1997-19990). М., 2000. С. 47.
 56Этот вопрос был изложен нами в данном Курсе лекций (см. т. 2. С. 446-447).
 57 См. Шелли Л. Транснациональная организованная преступность в США: определение проблемы // Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток, 2001. С.86.
 58 См.: Cormaney M. Цит. соч.
 59 Цит. по: Попов В.А. РИКО: современные тенденции применения и перспективы // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 98.
 60 См.: Cormaney M. Цит. соч.
 61 Там же.
 62 Там же.
 63 См.: Попов В.А. Цит. соч. С. 102.
 64 Автор имел возможность в 1999 г. на встрече в Министерстве юстиции США познакомиться с сотрудниками данного отдела и установить полезные рабочие контакты.
 65 Cormaney M. Цит. соч. См. также: Уолш Д. Закон РИКО // Проблемы борьбы с организованной преступностью. М., 1998. С. 32; Абадинский Г. Организованная преступность: Пер с англ. Петербург, 2002. С. 542.
 66 См.: Марченко Р.А. Из зарубежного опыта борьбы с организованной преступностью // Преступность: стратегия борьбы. М., 1997. C. 251; Сухаренко А.Н. "Российская" организованная преступность а США. М,. 2002. С. 46.
 67 См.: http:// www.usifo.state.gov.
 68 См. там же.
 69 См.: Николайчик В.М. США: наркотики и преступность. М., 2000. С. 20.
 70 Там же.
 71 См. подробнее: Дьяченко А., Четвертакова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран // Уголовное право. 2001. № 1. С. 10.
 72 Курсивом выделено дополнение данного закона "Актом патриота США" (октябрь 2001 г.). Подробнее о новом законе см. ниже.
 73 См.: Петрищев В.Е. Антитеррористическое законодательство за рубежом // Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000. С. 230-231.
 74 См. подробнее : http://usinfo.state.gov.
 75 См., например: Власихин В. Угрожает ли "Акт патриота" Биллю о правах? Новый антитеррористический закон США // Российская юстиция. 2002. № 2. С. 58-59; Фридман В. Товарищи ковбои // Российская газета. 2002. 28 февр.
 76 См.: Власихин В. Цит. соч. // Российская юстиция. 2002. № 1. С. 59.
 77 Данный обзор сделан С. В Шамковым в качестве исследователя Московского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (2002 г.).
 78 Prepared Statement of Attorney General John Ashcroft at T-Visa/Human Trafficking Press Conference 01.24.02// www.usinfo.state.gov
 79 Steven Mufson. House Renews Law on Crimes Against Women // Washington Post,
 Saturday, October 7, 2000; Page A 06
 80US Code Collection title 18 part I chapter 117 // www.law.cornell.edu/uscode/
 81 Sally W. Stoecker. The Rise in Human Trafficking and the Role of Organized Crime
 82 www.ntv.ru
 83 Подробнее см. Prepared Statement of Attorney General John Ashcroft at T-Visa/Human Trafficking Press Conference 01.24.02// www.usinfo.state.gov
 84 Введена Pub. L. 100-690, title VII, Sec. 7512(a), Nov. 18, 1988, 102 Stat. 4486.
 85 Глава посвящена сексуальной эксплуатации и иным злоупотреблениям в отношении детей.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 1
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу