<< Пред.           стр. 11 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 Syriac.", в Британском музее.)
 
 
 БАРДЕЗАНСКАЯ (СИСТЕМА) "Кодекс Назареев", система, разработанная
 неким Бардезаном. Некоторые называют ее Каббалой внутри Каббалы;
 религия или секта, эзотеризм которой выражен в совершенно
 своеобразных названиях и аллегориях. Очень древняя гностическая
 система. Этот кодекс переведен на латинский язык. Правильно ли
 называть Сабеянизм мендеитов (неверно называемых христианами Св.
 Иоанна), содержащийся в назареанском "Кодексе", "Бардезанской
 системой", как делают это некоторые - это сомнительно, ибо учения
 Кодекса и названия Добрых и Злых Сил, находимые там, более
 древние, чем Бардайзан. Все же, названия в обеих системах
 идентичны.
 
 
 БАРЕЗМА (Зенд.) Растение, используемое мобедами (жрецами парсов)
 в храмах огня, где находится освященные пучки его.
 
 
 БАРХИШАДЫ (Санскр.) Класс лунных Питри, или "Предков", Отцов,
 которые - в популярном веровании - в своих прежних инкарнациях
 поддерживали священное пламя домашнего очага и совершали
 жертвоприношения огню. Эзотерически - Питри, выделившие свои
 тени, или чхайи, чтобы создать с их помощью первого человека.
 (См. "Тайн. Доктр.", т. II.)
 
 
 БАЗИЛЕЙ (Греч.) Архон или Водитель, выполнявший внешний надзор во
 время Элевсинских Мистерий. В то время как последний был
 посвященным мирянином и должностным лицом в Афинах, Базилей
 внутреннего Храма был из свиты великого Иерофанта, и как таковой
 был одним из главных Мистов и принадлежал к внутренним таинствам.
 
 
 ВАСИЛИДИЙСКАЯ (СИСТЕМА) Названа по имени Василида, основателя
 одной из наиболее философских гностических сект. Климент
 Александрийский говорит о Василиде Гностике как о "философе,
 посвятившем себя созерцанию божественного". Несмотря на его
 заявление о получении всех своих доктрин от апостола Матфея и от
 Петра через Глаука, Ириней ругал его, Тертуллиан свирепствовал, и
 Отцы Церкви не находили подходящих слов для поношения "еретика".
 И все же, согласно сообщению самого Св. Иеронима, который с
 негодованием описывает то, что он нашел в единственной подлинной
 еврейской копии Евангелия от Матфея (см. "Раз. Изида", т. II, с.
 211), которую он достал от назареев, это заявление Василида
 становится более чем правдоподобным, и, если бы было принято,
 разрешило бы большую и запутанную проблему. Его 24 тома
 "Разъяснения Евангелий" были - как рассказывает Евсевий -
 сожжены. Нет надобности напоминать, что эти евангелия не были
 нашими теперешними Евангелиями. Так, истину всегда затемняли.
 
 
 БАСАНТИН, Джеймс. Шотландский астролог. Жил в 16 веке и, говорят
 предсказал сэру Роберту Мелвиллу, в 1562 году, смерть и все
 события, связанные с Марией, несчастной Королевой шотландцев.
 
 
 БАТ (Евр.) Дочь.
 
 
 БАТ-КОЛ (Евр.) Дочь Голоса; Божественное откровение, или наитие,
 которое вдохновляло пророков Израиля в виде голоса с Небес и
 Места Милосердия. На латыни - Filia Vocis. Аналогичный идеал
 можно найти в индусской экзотерической теологии под названием
 Вак, голос, женская сущность, аспект Адити, матери богов и
 изначального Света; тайна. (у.у.у.)
 
 
 БАТУ (Егип.) Первый человек в египетском фольклоре. Нум, небесный
 художник создает прекрасную девушку - прообраз греческой Пандоры
 - и посылает ее к Бату, после чего счастье первого человека
 нарушено.
 
 
 БАТРИА (Егип.) Согласно преданию - жена фараона и наставница
 Моисея.
 
 
 ВЕЛЬЗЕВУБ (Евр.) Искаженное Ваал Храмов, и правильнее -
 Вельзевул. Букв., Вельзевуб означает "бог мух" - насмешливый
 эпитет, употребленный евреями, и неправильное и перепутанное
 толкование "бога священных скарабеев", божеств, стороживших
 мумии, и символов преобразования, возрождения и бессмертия.
 Вельзевул означает, собственно, "Бог Жилища", и в этом смысле
 упомянут в "Ев. от Матфея", X, с. 25. Так как Аполлон -
 первоначально не греческий, но финикийский бог - был богом
 врачевания, Пайаном, или целителем, также как и богом оракулов,
 он как таковой постепенно превратился в "Владыку Жилища",
 домашнее божество, и был, таким образом, назван Вель-зевул. В
 одном смысле он был также психопомпическим богом, заботящимся о
 душах, как это делал Анубис. Вельзевуб всегда был богом
 предсказаний и лишь позднее был спутан и отождествлен с Аполлоном.
 
 
 БЭЛ (Халд.) Самый старший и могущественный бог Вавилонии, - одно
 из древнейших триединств: Ану (см.); Бэл, "Владыка Мира", отец
 богов, Создатель и "Владыка города Нипур"; и Хэа, творец судьбы,
 Владыка Глуби, Бог Мудрости и эзотерического Знания, и "Владыка
 города Эриду". Жена Бэла, или его женский аспект (Шакти), была
 Бэлата, или Бэлтис, "матерь великих богов" и "Госпожа города
 Нипур". Первоначально Бэла называли также Эну, Элу и Капту (см.
 труд Г. Смита "Chaldean account of Genesis"). Его старшим сыном
 был Лунный Бог Син (имена которого были также Ур, Агу и Иту),
 который являлся главным божеством города Ур, названного в честь
 него одним из его имен. Ур был местом рождения Авраама (см.
 "Астрология"). В ранней религии Вавилонии Луна была, подобно Соме
 в Индии, мужским, а Солнце - женским божеством. И это привело
 почти каждый народ к большим братоубийственным войнам между
 поклонниками луны и солнца, т.е. - к борьбе между Лунной и
 Солнечной Династиями - Чандра и Сурья-вакша в древней Арьяварте.
 То же, в меньшем масштабе, мы находим у семитских племен. Авраам
 и его отец Терах изображены переселяющимися из Ура и уносящими с
 собой своего лунного бога (или его отпрыска); ибо Иегова Элохим
 или Эл - иная форма Элу - всегда был связан с луною. Именно
 еврейская лунная хронология ввела европейские "цивилизованные"
 народы в грубейшие ошибки и заблуждения. Меродах, сын Хэа, позже
 стал Бэлом и почитался в Вавилоне. Другой его эпитет, Бэлас,
 имеет множество символических значений.
 
 
 БЭЛ ШЕМЕШ (Халд., Евр.) "Владыка Солнца", название Луны в течение
 того периода, когда евреи становились поочередно поклонниками
 солнца и луны, и когда Луна была мужским, а Солнце - женским
 божеством. Этот период охватил время между аллегорическим
 изгнанием Адама и Евы из Эдема вплоть до не менее аллегорического
 Ноева потопа. (См. "Тайн. Докт.", I, с. 490.)
 
 
 ТАБЛИЧКА БЕМВО, или Mensa Isiaca. Медная табличка, покрытая
 мозаичными рисунками (теперь в Туринском музее), когда-то
 принадлежавшая знаменитому кардиналу Бембо. Происхождение и
 датировка ее неизвестны. Она покрыта египетскими фигурами и
 иероглифами, и, как предполагают, была орнаментом в древнем Храме
 Изиды. Ученый иезуит Кирхер дал ее описание, и у Монтфоксна есть
 глава, посвященная ей. (у.у.у.)
 
 Единственный труд на английском языке о Табличке Изиды написан
 доктором У. Уинном Уэсткоттом, который в дополнение к ее истории,
 описанию и оккультному значению, поместил и фотогравюру.
 
 
 БЕН (Евр.) Сын; обычная приставка к именам собственным для
 указания сына такого-то и такого-то, например, Бен Соломон, Бен
 Ишмаил, и т.д.
 
 
 БЫТИЙНОСТЬ Термин, созданный теософами, чтобы точнее перевести
 сущность непереводимого слова Сат. Последнее не означает "Бытие"
 (Being), ибо оно заключает в себе чувствующее осознание или
 какое-то сознание существования. Но так как термин Сат относится
 исключительно к абсолютному Принципу, к всемирному, неизвестному
 и вечно непостижимому Присутствию, которое философский Пантеизм
 постулирует в Космосе, называя его основным корнем Космоса и
 самим Космосом, - "Бытие" не является подходящим словом для его
 выражения. Поистине, последнее не есть даже, как переведено
 некоторыми востоковедами, "непостижимая Сущность", ибо оно не
 более Сущность, чем не-Сущность, но обе вместе. Это есть, как
 сказано, абсолютная Бытийность - а не Бытие, - одно без второго,
 неразделенное и неделимое Все - корень всей Природы, видимой и
 невидимой, объективной и субъективной, доступный ощущению высшей
 духовной интуицией, но никогда не поддающейся полному постижению.
 
 
 БЕН ШАМЕШ (Евр.) Дети или "Сыновья Солнца". Этот термин относится
 к периоду, когда евреи были разделены на поклонников солнца и
 луны - элитов и белитов. (См. "Бэл-Шемеш".)
 
 
 БЕНУ (Егип.) Слово, относившееся к двум символам, которые оба
 переводятся, как "Феникс". Один был Шен-шен (цапля), а другой -
 птица трудноописуемого вида, называемая Рех (красная); обе они
 были посвящены Озирису. Именно последняя была обычным Фениксом
 великих Мистерий, типичным символом самосотворения и возрождения
 через смерть - прообразом Солнечного Озириса и божественного Эго
 в человеке. Кроме того, и Цапля, и Рех были символами циклов:
 первая - солнечного года в 365 дней, вторая - тропического года,
 или периода, охватывающего почти 26 000 лет. В обоих случаях эти
 циклы были видами возвращения света из тьмы, годового и великого
 циклического возвращения солнечного бога к месту своего рождения,
 или - его Воскресение. Рех-Бену описан Макробием как живущий 660
 лет и затем умирающий, в то время как другие удлиняли его жизнь
 до 1460 лет. Плиний Натуралист изображает Реха как большую птицу
 с золотыми и пурпурными крыльями и длинным, синим хвостом. Как
 известно каждому читателю, Феникс, чувствуя приближение своего
 конца - согласно традиции - строит для себя на вершины
 жертвенного алтаря погребальный костер, и затем всходит на него,
 чтобы предать себя там всесожжению. Затем в пепле появляется
 червь, который растет и быстро развивается в нового Феникса,
 возродившегося из пепла своего предшественника.
 
 
 БЕРАСИТ (Евр.) Первое слово в "Книге Бытия". Английский
 установившийся вариант переводит это как "В начале", но этот
 перевод оспаривается многими учеными. Тертуллиан одобрял "В
 силе"; Гротий - "Когда сперва"; но авторы труда "Targum of
 Jerusalem", которым уж следовало бы знать еврейский язык, если
 вообще кто-либо его знал, переводили это - "В Мудрости". Годфри
 Хиггинс в своем "Анакалипсисе" настаивает на том, что Берасит
 есть знак творительного падежа, означающий "в", и рас, расит -
 древнее слово для Хокма, "мудрость". (у.у.у.)
 
 Берасит или Берашет есть мистическое слово у каббалистов Малой
 Азии.
 
 
 БЕРГЕЛМИР (Сканд.) Великан, который спасся в лодке от общей
 гибели своих братьев, сыновей великана Имира, утонувших в крови
 своего яростного Отца. Он - скандинавский Ной, поскольку тот
 также становится после Потопа отцом великанов. В
 древнескандинавских балладах внуки божественного Бури - Один,
 Вили и Ве - представлены побеждающими и убивающими ужасного
 великана Имира и создающими из его тела мир.
 
 
 БЕРОЗ (Халд.) Жрец Храма Бэла, писавший для Александра Великого
 историю Космогонии - как ей учили в Храмах - на основе
 астрономических и хронологических записей, сохранившихся в этом
 храме. Фрагменты, которые мы имеем в так называемых переводах
 Евсевия, конечно, настолько ненадежны, насколько ненадежными этот
 биограф императора Константина - из которого он сделал святого
 (!!) - смог их сделать. Единственное руководство по этой
 Космогонии теперь можно найти во фрагментах ассирийских табличек,
 очевидно, почти целиком переписанных с более древних вавилонских
 летописей, которые - что бы ни говорили востоковеды - неоспоримо
 являются первоисточниками "Кн. Бытия", Моисея, Потопа, башни
 Вавилонской, младенца Моисея, пущенного по воде, и других
 событий. Ибо, если фрагменты Космогонии Бероза, столь тщательно
 откорректированные и, наверняка, искаженные и дополненные
 Евсевием, не являются большим доказательством древности этих
 записей в Вавилонии - имея ввиду, что этот жрец Бэла жил спустя
 300 лет после того, как евреи были взяты пленниками в Вавилонию,
 и эти записи могли быть заимствованы ассирийцами от них - то
 более поздние открытия сделали такую утешительную гипотезу
 невозможной. Теперь востоковедами полностью установленно, что
 "Ассирия не только заимствовала свою цивилизацию и письменность
 из Вавилонии", но что ассирийцы скопировали свою литературу с
 вавилонских источников. Более того, с своей первой "Hibbert
 Lecture" профессор Сайс показывает, что культура как самой
 Вавилонии, так и города Эриду - чужеземный ввоз; и, согласно
 этому ученому, город Эриду стоял "на берегах Персидского залива
 уже 6 000 лет тому назад", т.е. около того времени, когда, по
 "Кн. Бытия", Элохим сотворил из ничего мир, солнце и звезды.
 
 
 БЭС (Егип.) Фаллический бог, бог похоти и наслаждения. Он
 представлен стоящим на лотосе, готовым пожрать свое потомство
 (Абидос). Довольно современное божество чужеземного происхождения.
 
 
 БЕСТЛА (Сканд.) Дочь "инеистых великанов", сыновей Имира; вышла
 замуж за Бури, мать Одина и его братьев ("Эдда").
 
 
 БЕТ (Евр.) Дом, жилище.
 
 
 БЕТ ЭЛОХИМ (Евр.) Каббалистический трактат, рассматривающий
 ангелов, души людей, и демонов. Название означает "Дом Богов".
 
 
 БЕТИЛЫ (Финик.) Магические камни. Древние авторы называли их
 "одушевленными камнями"; пророчествующими камнями, в которые
 верили и которыми пользовались как язычники, так и христиане.
 (См. "Тайн. Доктр.", II, с. 428)
 
 
 БХАДРА НИХАРА (Санскр.) Букв., "Монастырь Мудрецов или
 Бодхисаттв". Вихара или Матхам в Каньякубжде.
 
 
 БХАДРАКАЛЬПА (Санскр.) Букв., "Кальпа Мудрецов". Наш нынешний
 период есть Бхадра Кальпа и, согласно экзотерическому учению,
 длится 236 000 000 000 лет. Он "назван так потому, что в течение
 его появляется 1 000 Будд или мудрецов" ("Chinese Sanskrit
 Dict."). "Четыре Будды уже появились" - эта книга добавляет; но
 так как из 236 миллионов более чем 151 миллион лет уже прошли, то
 это кажется довольно неравным распределением Будд. Подобным же
 образом экзотерические или народные религии путают все.
 Экзотерическая философия учит, что каждая Коренная раса имеет
 своего главного Будду или Реформатора, который появляется также и
 в семи подрасах как Бодхисаттва (см.). Готама Шакьямуни был
 четвертым, и также пятым Буддой; пятым потому, что мы являемся
 пятой коренной расой, а четвертым - как главный Будда в этом
 четвертом Круге. Бхадра Кальпа, или "период устойчивости", есть
 название нашего нынешнего Круга; эзотерически, длительность его
 относится, конечно, лишь к нашему глобусу (Д); "1 000" Будд,
 таким образом, в действительности ограничены лишь общим числом в
 49.
 
 
 БХАДРАСЕНА (Санскр.) Буддийский царь Магадхи.
 
 
 БХАГАТЫ (Санскр.) Индусы называют их также Сокха и Сивнат; тот
 кто изгоняет злых духов.
 
 
 БХАГАВАД-ГИТА (Санскр.) Букв., "Господня Песнь". Часть
 "Махабхараты", великого эпоса Индии. Она содержит диалог, в

<< Пред.           стр. 11 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу