<< Пред.           стр. 26 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 и здоровью. Но Будда, после того как сбрил волосы, став вначале
 нищенствующим, отрастил их снова, и его всегда изображают с
 пучком волос Йога. Жрецы индусов и брамины, и почти все касты
 бреют волосы на всей голове, но оставляют длинный пучок расти на
 макушке. Аскеты Индии носят длинные волосы, так же и воинственные
 сикхи и почти все жители Монголии. В Византии и на Родосе бритье
 бороды было запрещено законом, а в Спарте отрезание бороды было
 знаком рабства и зависимости. У скандинавов, как сообщают, стричь
 волосы считалось позором, "знаком бесчестия". Все жители острова
 Цейлон (буддисты-сингальцы) носят длинные волосы. Так же
 поступает русское, греческое, и армянское духовенство и монахи.
 Иисуса и Апостолов всегда изображают с длинными волосами, но мода
 в Христианском мире оказалась сильнее, чем само Христианство;
 старые церковные законы ("Constit. Apost.", кн. I, гл. 3)
 предписывали духовенству "носить волосы и бороды длинными". (См.
 Ридл, "Ecclesiastical Antiquities".) Тамплиерам указывалось
 носить длинные бороды. Самсон отращивал свои волосы, и библейская
 аллегория показывает, что здоровье и сила и сама жизнь связаны с
 длиной волос. Если кошку постричь, то в девяти случаях из десяти
 она умрет. Собака, шерсть которой не повреждена, живет дольше и
 более смышлена чем та, шерсть которой сострижена. Многие старые
 люди при потере волос много теряют в своей памяти и становятся
 слабее. Тогда как жизнь Йогов легендарно долгая, буддийские жрецы
 (на Цейлоне и в других местах) как правило не живут долго.
 Мусульмане бреют головы, но отпускают бороды; но так как голова
 их всегда покрыта, то опасности меньше.
 
 
 АДЖАШАР (Евр.) Светлые Силы в Каббале; "Силы Света", которые суть
 силы творящие, но ниже стоящие.
 
 
 ХАКЕМ Букв., "Мудрый", грядущий Мессия друзов или "Учеников
 Хамсы".
 
 
 ХАКИМ (Араб.) Врач во всех Восточных странах от Малой Азии до
 Индии.
 
 
 АЛАХА (Евр.) Название, данное тем частям Талмуда, в которых
 аргументируются положения доктрины; это слово означает "закон".
 (у.у.у.)
 
 
 ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ Состояние, иногда вызванное физиологическими
 расстройствами, иногда медиумизмом, и в некоторых случаях -
 пьянством. Но причину, вызывающую видения, следует искать глубже
 физиологии. Всем таким видениям - особенно, когда они вызваны
 медиумизмом - предшествует ослабление нервной системы, неизбежно
 порождающее ненормальное магнетическое состояние, которое
 привлекает к страдальцу волны астрального света. Именно он
 поставляет различные галлюцинации. Но они, однако, не всегда
 представляют то, во что желали бы превратить их врачи - пустые и
 нереальные сны. Никто не может увидеть то, чего не существует -
 т.е. то, что не отпечатано в или на астральных волнах. Ясновидец
 может, однако, воспринимать объекты и сцены (прошлого, настоящего
 и будущего), не имеющие никакого отношения к нему самому, а также
 видеть несколько вещей, абсолютно не связанных между собой, в
 одно и то же время, таким образом создавая самые нелепые и
 абсурдные комбинации. И пьяница, и Ясновидец, медиум и Адепт,
 соответственно имеют свои видения в Астральном Свете; но в то
 время как пьяница, сумасшедший, и нетренированный медиум, или
 страдающий воспалением мозга, видят, ибо не могут не видеть, и
 вызывают беспорядочные видения бессознательно для самих себя, -
 Адепт и тренированный Ясновидец выбирают и контролируют такие
 видения. Они знают, где фиксировать взгляд, как утвердить те
 картины, которые они хотят изучать, и как увидеть за верхними
 наружными слоями Астрального Света. У первых такие мимолетные
 картины в его волнах являются галлюцинациями, у вторых они
 становятся правдивым воспроизведением того, что было, есть или
 будет на самом деле. Случайные проблески, уловленные медиумом, и
 его дрожащие видения в обманчивом свете, под руководящей волей
 Адепта и Ясновидца преобразуются в устойчивые картины, правдивое
 изображение того, что он хочет получить в фокусе своего
 восприятия.
 
 
 ХАМСА или Ханса (Санскр.) "Лебедь или гусь", согласно
 востоковедам: мистическая птица в Оккультизме, аналогичная
 Пеликану розенкрейцеров. Священное мистическое название, которое,
 когда ему предшествует Кала (бесконечное время), т.е. Калаханса,
 становится именем Парабрахма, означает "Птица вне пространства и
 времени". Потому Брама (мужской) называется Ханса Вахана,
 "Колесница Хансы" (Птицы). Эту же мысль мы встречаем в "Зохаре",
 где Эйн Соф (бесконечное и беспредельное), как сказано,
 спустилось во вселенную для проявления, используя Адама Кадмона
 (Человечество) в качестве своей колесницы или проводника.
 
 
 ХАМСА (Араб.) Основатель мистической секты друзов Горы Ливан.
 (См. "Друзы".)
 
 
 ХАНГСА (Санскр.) Мистический слог, употребляемый для обозначения
 эволюции, и буквально означающий "я есмь он", или Ахамса.
 
 
 ХАНСА (Санскр.) Согласно "Бхагавата Пуране", название "Единой
 Касты", когда еще не было множество каст, но, поистине, "одна
 Веда, одно Божество и одна Каста".
 
 
 ХАНУМАН (Санскр.) Бог обезьян в "Рамаяне"; генералиссимус армии
 Рамы; сын Вайю, бога ветра, и добродетельной демоницы. Хануман
 был верным союзником Рамы и своею несравненною смелостью и умом
 помог Аватару Вишну окончательно сокрушить царя демонов Ланки,
 Равану, который увез прекрасную Ситу, жену Рамы, - это
 оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой
 эпической поэме индусов.
 
 
 СЧАСТЛИВЫЕ ПОЛЯ Название, данное ассиро-халдеями своим Елисейским
 Полям, которые были смешаны с их Гадисом. Как м-р Боскавен
 сообщает: "Царство Подземного Мира было царством бога Хэа, и
 Гадис ассирийских легенд был помещен в подземном мире, и им
 правила богиня Нин-Кигал, или "Хозяйка Большой Страны". Ее также
 называют Аллат." Одна переведенная надпись гласит: - "После даров
 этих текущих дней, в празднествах страны серебряного неба,
 в сверкающих дворах, в обители блаженства и в свете Счастливых
 Полей, да пребудет он в жизни вечной, святой, в присутствии
 богов, которые обитают в Ассирии." Это достойно христианской
 могильной надписи. Иштар, прекрасная богиня, спустилась в Гадис
 за своим возлюбленным Таммузом и обнаружила, что это мрачное
 место теней имеет семь сфер и семь врат, у каждых из которых она
 должна была оставить что-то принадлежащее ей.
 
 
 ХАРА (Санскр.) Титул бога Шивы.
 
 
 КУЛЬТ ЗАЙЦА Заяц был священным во многих странах, и особенно - у
 египтян и евреев. Хотя последние считали его нечистым, копытным
 животным, негодным для еды, все же некоторые племена считали его
 священным. Причиной этого было то, что у определенных подвидов
 зайцев самец кормил детенышей. Поэтому он считался андрогинным
 или гермафродитным, и тем олицетворял один из атрибутов Демиурга,
 или творящего Логоса. Заяц был символом луны, в которой по сей
 день виден лик пророка Моисея, говорят евреи. Кроме того, луна
 связана с культом Иеговы - божества, преимущественно являющегося
 богом зарождения - возможно также по той же причине, по которой
 Эрос, бог половой любви, изображается несущим зайца. Заяц был
 также посвящен Озирису. Ленорман пишет, что зайца "следует
 считать символом Логоса... Логос должен быть гермафродитом, а мы
 знаем, что заяц является андрогинным типом."
 
 
 ХАРИ (Санскр.) Титул Вишну, но употребляется также по отношению к
 другим богам.
 
 
 ХАРИКЕША (Санскр.) Название одного из семи лучей Солнца.
 
 
 ХАРИВАНША (Санскр.) Часть "Махабхараты", поэма о генеалогии
 Вишну, или Хари.
 
 
 ХАРМАХ (Греч.) Египетский Сфинкс, называемый Хар-эм-ху, или "Гор
 (Солнце) на Горизонте", форма Ра, бога Солнца; эзотерически -
 воскресший бог. Надпись на табличке гласит: "О благословенный
 Ра-Хармах! Ты, несомый им с триумфом. Свети, Амун-Ра-Хармах,
 саморожденный". Храм Сфинкса Мариетт Бей нашел рядом со Сфинксом,
 недалеко от великой Пирамиды Гизы. Все египтологи сходятся в
 объявлении Сфинкса и его храма "древнейшими религиозными
 памятниками мира" - по крайней мере Египта. "Главное помещение",
 пишет покойный м-р Фергюссон, "в форме креста, поддерживается
 столбами, обыкновенными призмами гранита сиенита без основы или
 капители.., никаких скульптур или надписей не найдено на стенах
 этого храма, ни одного орнамента или символа, ни единого
 изображения в святилище." Это доказывает огромную древность как
 Сфинкса, так и храма. "Большой бородатый Сфинкс Пирамид Гизы есть
 символ Хармаха, то же, что и каждый египетский Фараон, носивший -
 в надписях - название Живая форма Солнечного Сфинкса на Земле",
 пишет Бругш Бей. А Ренан напоминает, что "одно время египтяне,
 как сказано, имели храмы без каких-либо высеченных образов"
 (Бонвик). Не только египтяне, но и каждый народ на земле начинал
 с храмов, лишенных идолов и даже символов. Лишь когда память о
 великих абстрактных истинах и первоначальной Мудрости,
 преподанной человечеству династиями божественных царей, стерлась,
 люди должны были прибегнуть к напоминаниям и символизму. В
 рассказе о Горе в некоторых табличках Эдфу, Руже нашел надпись,
 свидетельсвующую, что этот бог некогда принял "вид
 человекоголового льва, чтобы добиться превосходства над своим
 врагом Тифоном. Несомненно, Гору так поклонялись в Леонтополисе.
 Он есть настоящий Сфинкс. Это объясняет и то, почему иногда можно
 видеть фигуру льва по обе стороны от Изиды... Он был ее дитем."
 (Бонвик.) И тем не менее, легенда о Хармахе или Хар-эм-ху по
 прежнему остается неповеданной миру, также не будет разглашена и
 этому поколению. (См. "Сфинкс".)
 
 
 ХАРПОКРАТ (Греч.) Дитя Гор или Ehoou, изображенный с пальцем на
 губах, солнечным диском над головой и золотыми волосами. Он есть
 "бог Безмолвия" и Тайны. (См. "Гор".) Также греки и римляне в
 Европе поклонялись Харпократу как сыну Изиды.
 
 
 ХАРШАНА (Санскр.) Божество, осуществляющее контроль над
 жертвоприношениями мертвым, или Шраддха.
 
 
 ХАРВИРИ (Егип.) Гор старший; древнее название солнечного бога;
 восходящее солнце, представленное в виде бога, полулежащего на
 раскрывшемся лотосе, символе Вселенной.
 
 
 ХАРЬЯСВЫ (Санскр.) Пять и десять тысяч сыновей Дакши, которые
 вместо того, чтобы заселить мир, как хотел их отец, все стали
 йогами, по совету таинственного мудреца Нарады, и остались
 безбрачными. "Они разошлись по странам и не вернулись." Это
 означает, согласно тайной науке, что все они воплотились в
 смертных. Это имя дается прирожденным мистикам и давшим обет
 безбрачия, которые считаются воплощениями "харьясв".
 
 
 ТОПОРИК В египетских иероглифах символ силы, а также смерти,
 Топорик называется "Разрубателем Узла", т.е. женитьбы или
 каких-либо других уз.
 
 
 ХАТХА ЙОГА (Санскр.) Низшая форма практики Йоги; применяет
 физические средства для целей духовного саморазвития.
 Противоположно Раджа Йоге.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ХАТОР (Егип.) Низший или адский аспект Изиды, соответствующий
 Гекате греческой мифологии.
 
 
 ЯСТРЕБ Иероглиф и символ Души. Значение его меняется в
 зависимости от позы этой птицы. Так, лежащий как мертвый, он
 изображает переходное состояние ларва, или переход от формы одной
 жизни к другой. Когда крылья его раскрыты, это означает, что
 умерший воскрес в Аменти и вновь сознательно владеет своей душой.
 Куколка превратилась в бабочку.
 
 
 ХАЕ БИШАТ (Евр.) Зверь в "Зохаре"; Дьявол и Искуситель.
 Эзотерически - наши низшие животные страсти.
 
 
 ХАЙ-Я (Евр.) Один из метафизических "Принципов" человека.
 Восточные оккультисты делят человека на семь таких принципов;
 Западные каббалисты, как известно, только на три, а именно:
 Нэфеш, Руах и Нэшама. Но на самом деле такое деление столь же
 неопределенно и есть столь же явное сокращение, как и наши "Тело,
 Душа, Дух". Ибо в "Каббале" Мейера ("Зохар", II, 141, b., Cremona
 ed., II, fol. 63b, col.251) указано, что Нэшама, или Дух, имеет
 три подразделения: "высшим является Ие'хи-да (Атма); средним -
 Хай-я (Буддхи), а последним и третьим - Нэшама, собственно
 (Манас)". Затем следует Махшаба, Мысль (низший Манас или
 сознательная Личность), в котором и проявляются высшие, составляя
 тем самым, четыре; затем следуют Целем, Фантом Образа (Камарупа,
 при жизни - камический элемент); Д'юк-на, Тень образа (Линга
 Шарира, Двойник); и Зурат, Прототип, который есть Жизнь - всего
 семь, даже без Д'мут, Подобия или Сходства, который называется
 низшим проявлением и есть на самом деле Гуф, или Тело. Теософы
 E.S., которые знают о перестановке, проделанной с Атма, и о
 месте, занимаемым аурическим прототипом, легко поймут, что
 являются настоящими семью, и убедятся, что между делением
 Принципов восточных оккультистов и истинных восточных каббалистов
 разницы нет. Не забудем, что ни те, ни другие не могут еще выдать
 настоящую и конечную классификацию в своих публичных писаниях.
 
 
 ХАЙ-ЙОТ ХА КАДОШ (Евр.) Святые живые существа в видении
 Иезекиилем Меркабы, или повозки, колесницы. Они суть четыре
 символических животных, херувимы Иезекиила, а в Зодиаке -
 Телец, Лев, Скорпион (или Орел) и Водолей, человек.
 
 
 ХЭА (Халд.) Бог Глуби и Подземного Мира; некоторые усматривают в
 нем Эа или Оанна, рыбу-человека, или Дагона.
 
 
 ХЭАБАНИ (Халд.) Знаменитый астролог при Дворе Издубара, часто
 упоминаемый во фрагментах ассирийских табличек в связи со сном
 Издубара, великого вавилонского Царя, или Нимрода,
 "могущественного охотника перед Господом". После его смерти душа
 его не могла почивать под землей, и дух Хэабани был воскрешен
 Меродахом, богом, тело его - возвращено к жизни, а затем он был
 взят живым, подобно Илии, в сферы Блаженных.
 
 
 ГОЛОВА ВСЕХ ГОЛОВ (Кабб.) Употребляется для обозначения "Старца
 Старцев", Аттика Д'аттикин, который есть "Сокрытое из Сокрытого
 Сокровенное из Сокровенного". В этом черепе "Белой Головы", Реша
 Хивра, "каждый день обитают 13000 мириад миров, которые покоятся
 на Нем, опираются на Него" ("Зохар", III, "Идра Рабба")... "В
 этом Аттика ничего не явлено, за исключением лишь Головы, ибо это
 Голова всех Голов... Мудрость свыше, которая есть Голова, сокрыта
 в ней, в Мозгу, который тих и спокоен, и никто не знает ее, кроме

<< Пред.           стр. 26 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу