<< Пред.           стр. 30 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 величайшую тайну каждой древней религиозной системы!
 
 
 ИНКИ (Перуан.) Название, данное творящим богам в перуанской
 теогонии, а позднее - правителям страны. "Инки, числом семеро,
 вновь заселили землю после Потопа", утверждают они, согласно
 Косту (I, iv, с. 19). Они принадлежали в начале пятой Коренной
 расе и династии божественных царей, так же как и египетские,
 индийские и халдейские цари.
 
 
 ИНКУБ (Лат.) Нечто более реальное и опасное, чем значение,
 обыкновенно придаваемое этому слову, т.е. "кошмар". Инкуб - это
 элементал мужского рода, а Суккуба - женского, и оба они
 неоспоримо являются привидениями средневековой демонологии,
 вызванными из невидимых сфер человеческой страстью и вожделением.
 Теперь некоторые погруженные во мрак спиритисты и
 спиритуалистические медиумы называют их "духами-невестами" и
 "духами супругами". Но эти поэтические наименования ничуть не
 мешают им быть тем, что они есть: упырями, вампирами и бездушными
 элементалами; бесформенными централами Жизни, лишенными чувств;
 короче говоря, субъективными протоплазмами, когда они оставлены в
 покое, но вызванными к известной жизни и форме творящими и
 болезненными мыслями определенных смертных. Они были известны в
 каждой стране, также как в каждом столетии, и индусы могут
 поведать не один ужасный рассказ о драмах, разыгранных в жизни
 молодых изучающих и мистиков пишачами, как их называют в Индии.
 
 
 ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Одно из названий, данных в Теософии и
 Оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и
 божественное Эго - и смертное человеческое Эго, которое погибает.
 Последнее, или "личность" (Личное Эго), переживает мертвое тело
 лишь на время в Кама Локе; Индивидуальность же существует вечно.
 
 
 ИНДРА (Санскр.) Бог Небесного Свода, Царь звездных богов.
 Ведийское Божество.
 
 
 ИНДРАНИ (Санскр.) Женский аспект Индры.
 
 
 ИНДРИЯ или Деха Саньяма (Санскр.) Контроль над чувствами в
 практике Йоги. Это суть десять внешних посредников; пять чувств,
 употребляемых для восприятия, называются Джнана-индриями, и пять,
 используемых для действий - Карма-индриями. Панча-индрияни
 буквально и в оккультном смысле означает "пять корней, дающих
 жизнь" (вечную). У буддистов это суть пять положительных
 посредников, создающих пять божественных свойств.
 
 
 ИНДУВАНША (Санскр.) Также Сомаванша, или лунная раса (династия),
 - от Инду, Луна. (См. "Сурьяванша".)
 
 
 ОБИТАТЕЛИ Название или заменитель правильного санскритского
 эзотерического наименования, данного нашим "внутренним врагам",
 которых в эзотерической философии насчитывается семь. Ранняя
 христианская Церковь называла их "семью основными Грехами";
 назареанские гностики именовали их "семью ко злу расположенными
 Звездными", и т.д. Индусские экзотерические учения говорят лишь о
 "шести врагах" и под термином Аришадварга перечисляют их
 следующим образом: (1) Личное желание, вожделение или любая
 страсть (Кама); (2) Ненависть или злоба (Кродха); (3) Жадность
 или алчность (Лобха); (4) Невежество (Моха); (5) Гордыня или
 высокомерие (Мада); (6) Ревность, зависть (Матчарья); забывая о
 седьмом, который есть "непростительный грех" и самый худший из
 всех в Оккультизме. (См. "Theosophist", май, 1890 г., с. 431.)
 
 
 НЕИЗРЕЧЕННОЕ ИМЯ У евреев - заменитель "тайного имени" их
 племенного божества Eh-yeh, "Я есмь", или Иеговы. Третья заповедь
 запрещает употреблять "всуе" последнее имя, и евреи заменили его
 именем Адонай, или "Господь". Но протестантские христиане6
 которые переводят без различения Иегова и Элохим - который также
 есть заменитель per se, кроме обозначения низшего божества -
 словами "Господь" и "Бог", в этом отношении стали более
 католиками, чем Папа, и ввели запрет на оба имени. В настоящий
 момент, однако, ни евреи, ни христиане, видимо, не помнят и даже
 не предполагают оккультную причину того, почему определение
 Иегова или YHVH стало предосудительным; большинство западных
 каббалистов, по-видимому, также не знают этого. Истина такова,
 что имя, которое они выдвинули как "неизреченное", совсем не
 является таковым. Это есть "непроизносимое" или, вернее, имя,
 которое не следует произносить, если вообще что-то подобное; и
 это по символогическим причинам. Прежде всего, "Неизреченное Имя"
 истинного оккультиста вовсе не есть имя, и менее всего это имя
 Иеговы. Последнее означает, даже в его каббалистическом,
 эзотерическом смысле, андрогинную природу, YHVH, или обладающего
 мужской и женской природой. Это просто Адам и Ева, или мужчина и
 женщина, объединенные в одно, и в том виде, как оно пишется и
 произносится теперь, само является заменителем. Но раввины не
 желают припомнить зохарическое указание, что YHVH означает - "не
 так как Я написан, читаюсь Я" ("Зохар", fol. III, 230а). Нужно
 знать, как делить Тетраграмматон ad infinitum, прежде чем прийти
 к звуку поистине непроизносимого имени еврейского бога тайны.
 Едва ли нужно повторять, что восточный оккультисты имеют
 собственное "Неизречимое имя".
 
 
 ПОСВЯЩЕННЫЙ (Initiate) От латинского слова Initiatus. Обозначение
 того, кто был принят и кому были открыты мистерии и тайны
 Масонства или Оккультизма. В древности - те, кто были посвящены в
 тайное знание, преподаваемое Иерофантами Мистерий. В наши дни -
 те, кто посвящены адептами сокровенного учения в тайноведение,
 которое, несмотря на то, что прошли века, все еще имеет несколько
 истинных приверженцев на земле.
 
 
 ПОСВЯЩЕНИЕ От того же корня, что и латинское слово initia, что
 означает основные или первые принципы каждой Науки. Действо
 посвящения или допущения в священные Мистерии, руководимые
 Иерофантами и учеными жрецами Храмов, является одним из
 древнейших обычаев. Оно практиковалось во всех древних народных
 религиях. В Европе оно было упразднено с падением последнего
 языческого храма. Сейчас существует лишь один вид посвящения,
 известный публике, а именно - масонские обряды. Однако Масонство
 больше не имеет выдаваемых или скрываемых тайн. В древности, во
 времена расцвета, Мистерии, согласно утверждениям величайших
 греческих и римских философов, были самыми священными из всех
 торжеств, также как и самыми благодетельными, и крайне
 способствовали укреплению добродетели. Мистерии представляли
 собой переход от смертной жизни во временную смерть и опыт
 развоплощенных Духа и Души в мире субъективности. В наши дни,
 поскольку тайна утеряна, кандидат проходит через различные
 бессмысленные церемонии и посвящается в солнечную аллегорию
 Хирама Абифа, "Сына Вдовы".
 
 
 ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК Оккультный термин, употребляемый для
 обозначения истинной и бессмертной Сущности внутри нас, а не
 внешней и смертной формы из праха, что мы называем нашим телом.
 Этот термин относится, строго говоря, лишь к Высшему Эго, тогда
 как "астральный человек" есть название Двойника и Кама Рупы
 (см.), или переживающего эйдолона.
 
 
 НЕВИННЫЕ Прозвище, данное Посвященным и каббалистам до
 христианской эры. "Невинные" Вифлеема и Лада (или Лидды), которые,
 числом в несколько тысяч, были истреблены Александром Ианнеем
 (100 г. до Р.Х. или около того), дали начало легенде о 40 000
 невинных детей, убитых Иродом в поисках младенца Христа. Первое
 представляет собой малоизвестный факт, второе - вымысел, как
 убедительно доказано Ренаном в "Yie de Jesus".
 
 
 ИНТЕРКОСМИЧЕСКИЕ БОГИ Планетарные Духи, Дхиан-Коганы, Дэвы
 различных степеней духовности, и "Архангелы" вообще.
 
 
 ИРАНСКАЯ ЭТИКА Небольшое сочинение под названием "Ancient Iranian
 and Zoroastrian Morals", составленное м-р Дхунджибхой Джамсетджи
 Медхором, парсом-теософом из Бомбея, является великолепным
 трактатом, насыщенным высшими этическими учениями, на английском
 и гуджератском языках, и лучше познакомит изучающего с этикой
 древних иранцев, чем многие тома.
 
 
 ИРДХИ (Санскр.) Синтез десяти "сверхъестественных" оккультных сил
 в Буддизме и Брахманизме.
 
 
 ИРКАЛЛА (Халд.) Бог Гадеса, называемого вавилонянами "невиданной
 страной".
 
 
 ИЗАРИМ (Евр.) Ессей-Посвященный.
 
 
 ИШИМ (Халд.) Б'не-Алейм, "прекрасные сыны бога", прообразы и
 прототипы более поздних "Падших Ангелов".
 
 
 ИШМОНИА (Араб.) Город, недалеко от которого погребен так
 называемый "окаменевший город" в Пустыне. Легенда повествует об
 огромных подземных залах и помещениях, коридорах и библиотеках,
 сокрытых в них. Арабы страшатся быть вблизи его после захода
 солнца.
 
 
 ИШТАР (Халд.) Венера вавилонян, называемая "самой старшей неба и
 земли", и дочь Ану, бога небес. Она есть богиня любви и красоты.
 Планета Венера как вечерняя звезда идентична с Иштар, а как
 утренняя звезда - с Анугит, богиней аккадийцев. Существует в
 высшей степени замечательный рассказ о ее сошествии в Гадес, на
 шестой и седьмой ассирийских плитках или табличках из
 расшифрованных покойным Г. Смитом. Каждый оккультист, читающий о
 ее любви к Таммузу, и его убийстве Издубаром, об отчаянии богини
 и ее сошествии в поисках возлюбленного через семь врат Гадеса, и,
 наконец, об ее освобождении из темного царства, - усмотрит
 прекрасную аллегорию души в поисках Духа.
 
 
 ТАБЛИЦА ИЗИДЫ Подлинный памятник египетского искусства. На ней
 богиня Изида изображена во многих своих аспектах. Иезуит Кирхер
 описывает ее как медную плиту, покрытую черной эмалью и
 серебряными инкрустациями. Она принадлежала кардиналу Бембо и
 потому называлась "Tabula Bambina sive Mensa Isiaca". Под этим
 названием она описана У. Уинном Уэсткоттом, М.В., который дает ее
 "Историю и Оккультное Значение" в чрезвычайно интересной и
 высоконаучной книге (с фотографиями и иллюстрациями). Эта
 таблица, как считали, была вотивным пожертвованием Изиде в одном
 из ее многочисленных храмов. При разграблении Рима в 1525 г. она
 попала к одному солдату, продавшему ее кардиналу Бембо. Затем она
 перешла к герцогу Мантуи в 1630 г., когда и была потеряна.
 
 
 ИЗИДА По-египетски - Исса, богиня Дева-Матерь; олицетворенная
 природа. В египетском или коптском языках - Уази, женское
 отражение Уазара, или Озириса. Она есть "солнцем одетая женщина"
 из страны Хеми. Изида-Латона есть Изида римлян.
 
 
 ИШИТВА (Санскр.) Божественная Сила.
 
 
 ИЗРАИЛЬ (Евр.) Восточные каббалисты производят это слово от
 Изарала или Азара, Бога-Солнца. "Изра-ил" означает "борющийся с
 богом"; "солнце, поднявшееся над Иаковом-Израилем" означает
 Солнце - бога Изарала (или Изар-ила), борющегося с материей, и
 чтобы оплодотворить ее, имеющую власть над "Богом и над
 человеком" и часто торжествующую над обоими. Исав, Эсау, Асу есть
 также Солнце. Исав и Иаков, аллегорические близнецы, являются
 символами вечно борющегося дуалистического принципа в природе -
 добра и зла, тьмы и света, а "Господь" (Иегова) есть их прототип.
 Иаков-Израиль есть женский аспект Исава, подобно тому как Авель -
 Каина, в то время как и Каин и Исав являются мужскими принципами.
 Потому, подобно Малах-Ихо, "Господь" Исав сражается с Иаковом и
 не побеждает. В "Бытие", XXXII, Бог-Солнце вначале борется с
 Иаковом, ломает ему бедро (фаллический символ) и все же терпит
 поражение от его земного образа - материи; и Бог-Солнце восходит
 над Иаковом и его бедром в завете. Все эти библейские персонажи,
 включая их "Господа Бога", являются образами, представленными в
 аллегорической последовательности. Они суть образы Жизни и
 Смерти, Добра и Зла, Света и Тьмы, Материи и Духа в их синтезе, и
 все проявляются в своих противоположных аспектах.
 
 
 ИШВАРА (Санскр.) "Владыка" или личный бог - божественный Дух в
 человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул
 Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или
 верховный дэва.
 
 
 ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ (Греч.) Определение богов как мужских и
 гермафродитных, - таких как бородатая Венера, Аполлон в женской
 одежде, Аммон породитель, Птах в зачаточном состоянии, и так
 далее. Однако, Фаллос, так бросающийся в глаза - и, согласно
 нашим чопорным понятиям, такой неприличный - в индийских и
 египетской религиях, в древнейшем символизме значительно более
 ассоциировался с другой и намного более чистой идеей, чем половое
 порождение. Как доказано многими востоковедами, он выражал
 воскресение, возвращение к жизни из смерти. И даже то второе
 значение не имело в себе ничего непристойного: "Эти изображения
 просто в крайне экспрессивной манере символизирует творящую силу
 природы, без непристойного умысла", пишет Мариетт Бей, и
 добавляет: "Это является лишь иным способом выражения небесного
 зарождения, которое должно заставить умершего начать новую
 жизнь". Христиане и европейцы очень строги по отношению к
 фаллическим символам древних. Скульптуры нагих богов и богинь с
 их символами зарождения стоят в секретных отделах, отведенных для
 них в наших музеях; зачем же тогда принимать и сохранять те же
 самые символы для духовенства и мирян? Празднества любви в ранней
 Церкви - ее агапэ - были столь же чистыми (или нечистыми), как и
 Фаллические праздники язычников; длинные мантии
 священнослужителей Римской и Греческой Церквей и длинные волосы
 последних, кропление святой водой и все остальное показывает, что
 христианская обрядность сохранила в более или менее
 видоизмененных формах весь символизм древнего Египта. Что же
 касается символизма чисто женской природы, то мы вынуждены
 признать, что в глазах каждого непредвзятого археолога
 полу-обнаженные костюмы наших образованных дам общества гораздо
 более наводят на мысли о культе женского пола, нежели ряды
 ионообразных светильников, зажигаемых вдоль главных дорог к
 храмам в Индии.
 
 
 ИУРБО АДУНАЙ Гностический термин или составное название
 Иао-Иеговы, которого офиты считали эманацией их Ильда-Баофа,
 Сыном Софии Ахамот - гордым, честолюбивым и ревнивым богом, и
 нечистым Духом, которого многие гностические секты считали богом
 Моисея. "Иурбо называется недоразвитыми (евреями) Адунаем",
 говорится в "Codex Nasareaus" (т. III, с. 13). "Недоразвитые" и
 Неудавшиеся было прозвищем данным евреям их оппонентами
 гностиками.
 
 
 ИУ-КАБАР-ЗИВО (Гност.) Известен также под именем
 Нэбат-Иавар-бар-Нуфин-Ифафин, "Владыка Эонов" в системе назареев.
 Он есть породитель (Эманатор) семи святых жизней (семи первичных
 Дхиан Коганов, или Архангелов, из которых каждый представляет
 одну из главных добродетелей), и сам называется третьей жизнью
 (третьим Логосом). В Кодексе к нему обращаются как к "Рулю и
 Виноградной Лозе пищи жизни". Таким образом, он идентичен с
 Христом (Christos' ом), который говорит: "Я есмь истинная
 Виноградная Лоза, и мой Отец есть Виноградарь" ("Иоанн", xv, i).
 Известно, что в римской католической Церкви Христос считается
 "повелителем Эонов", и также Михаилом, "который подобен богу".
 Таково было и убеждение гностиков.

<< Пред.           стр. 30 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу