<< Пред.           стр. 39 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление
 Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали
 Юги, "для окончательного уничтожения нечестивых, обновления
 творения и восстановления чистоты", Майтрейю ожидают раньше.
 Экзотерическое или популярное учение, слегка отличаясь от
 эзотерической доктрины, утверждает, что Шакьямуни (Готама Будда)
 навестил его в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти
 оттуда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти
 тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было
 бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что
 следующий Будда появится в течение седьмой (под) расы этого
 Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды,
 известным Архатом, хотя и не прямым учеником его, и что он был
 основателем эзотерической философской школы. Как показал Эйтель
 ("Sanskrit-Chinese Dict."), "статуи в его честь воздвигались уже
 за 350 лет до Р.Х."
 
 
 МАКАРА (Санскр.) "Крокодил". В Европе то же, что Козерог, десятый
 знак Зодиака. Экзотерически - мистический класс дэв. У индусов
 колесница Варуны, бога воды.
 
 
 МАКАРА КЕТУ (Санскр.) Одно из имен Камы, индусского бога любви и
 желания.
 
 
 МАКАРАМ или Панчакарам (Санскр.) В оккультном символизме
 пятиугольник, пятиконечная звезда, пять членов или конечностей
 человека. Крайне мистично.
 
 
 МАКАРЫ (Санскр.) Пять М тантриков. (См. "Тантра".)
 
 
 МАЛАХИМ (Евр.) Вестники или ангелы.
 
 
 МАЛКУТ (Евр.) Царство, десятая Сефира, соответствующая конечному
 H (he) Тетраграмматона или IHVH. Она есть Низшая Матерь, Невеста
 Микропросопуса (см.); называется также "Царицей". В одном смысле
 она есть Шекина. (у.у.у.)
 
 
 МАМИТУ (Халд.) Богиня Судьбы. Вид Немезиды.
 
 
 МАНАС (Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая
 человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от
 простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это
 означает, в широком смысле, Высшее Эго или чувствующий
 перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы
 называют его Буддхи-Манасом или Духовной Душой, в
 противоположность его человеческому отражению - Кама-Манасу.
 
 
 МАНАС, КАМА (Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой
 из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из
 них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным
 восприятием того, что загрязняет этот (низший) Манас или
 "Человеко-животную Душу", как его называют оккультисты. Тогда как
 Высший Манас или Эго прямо связан с Виджнаной (10-я из 12-ти
 Нидан) - что есть совершенное знание всех форм знания,
 относящихся к объекту или субъекту в ниданическом сцеплении
 причин и следствий, - низший или Кама Манас есть лишь одна из
 Индрий или органов (источников) Чувства. О двойственном Манасе
 здесь может быть сказано очень мало, так как учение,
 рассматривающее его, правильно изложено лишь в эзотерических
 сочинениях. Упоминание о нем может быть, таким образом, лишь
 весьма поверхностным.
 
 
 МАНАС САНЬЯМА (Санскр.) Совершенное сосредоточение ума и контроль
 над ним во время упражнений Йоги.
 
 
 МАНАС ТАЙДЖАСИ (Санскр.) Букв., "лучистый" Манас; состояние
 Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и
 постичь.
 
 
 МАНАСА или Манасвин (Санскр.) "Исток божественного разума", и
 поясняется, что этот исток означает манаса или божественных сынов
 Брамы-Вирадж. Нилакантха, являющийся автором этого высказывания,
 дальше разъясняет термин "манаса" с помощью маноматрашариры. В
 другом варианте эти Манаса суть Арупа или бестелестные сыны
 Праджапати Вирадж. Но, так как Арджуна Мишра отождествляет Вирадж
 с Брамой, и так как Брама есть Махат, всемирный разум, то эта
 экзотерическая маскировка становится ясной. Питри тождественны
 Кумарам, Вайраджам, Манаса-Путрам (сынам разума) и, в конечном
 итоге, отождествляются с человеческими "Эго".
 
 
 МАНАСА ДХИАНЫ (Санскр.) Высшие Питри в "Пуранах"; Агнишватты, или
 Солнечные Предки Человека, те кто превратили Человека в разумное
 существо, воплотившись в бесчувственные формы полу-эфирной плоти
 людей третьей расы. (См. т. II "Тайной Доктрины".)
 
 
 МАНАСЫ (Санскр.) Те, кто одарили человечество манасом или
 разумом, бессмертные ЭГО в людях. (См. "Манас").
 
 
 МАНАСАСАРОВАРА ((Санскр.) Фонетически произносится Мансоравара.
 Священное озеро в Тибете в Гималаях, называемое также Анаватапта.
 Манасасаровара есть имя божества-хранителя этого озера, и,
 согласовано народному фольклору, это нага, "змий". Истолкованное
 эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро
 является крупным центром ежегодного паломничества индусов, так
 как утверждается, что "Веды" были написаны на его берегах.
 
 
 МАНАВА (Санскр.) Земля древней Индии; Кальпа или Цикл. Название
 оружия, которым пользовался Рама; означает - "от Ману".
 
 
 МАНАВА ДХАРМА ШАСТРА - есть древний свод законов Ману.
 
 
 МАНДАЛА (Санскр.) Круг; также десять разделов Вед.
 
 
 МАНДАРА (Санскр.) Гора, употребленная богами в качестве мутовки
 для пахтания океана молока в "Пуранах".
 
 
 МАНДАКИНИ (Санскр.) Небесная Ганга или Ганг.
 
 
 МАНДРАГОРА (Греч.) Растение, корень которого имеет форму
 человека. В Оккультизме оно употребляется черными магами в разных
 незаконных целях; некоторые из оккультистов "левой руки" создают
 с его помощью гомункулов. Обычно его называют mandrake, и
 полагают, что оно кричит, когда его вырывают из земли.
 
 
 МАНЫ или Манус (Лат.) Благожелательные "боги", т.е. "призраки"
 низшего мира (Камалоки); обожествленные тени умерших - для
 профана древности, и "материализовавшиеся" духи - для
 современного спритуалиста, принимаемые за души умерших, тогда как
 на самом деле они суть лишь их пустые оболочки, или образы.
 
 
 МАНИХЕИ (Лат.) Секта третьего столетия, которая верила в два
 вечных принципа добра и зла, - первый одарил человечество
 душами, а последний - телами. Эта секта была основана неким
 полу-христианским мистиком Мани, который выдавал себя за
 ожидаемого "Утешителя", Мессию и Христа. Много столетий спустя,
 когда эта секта уже не существовала, возникло Братство,
 называвшее себя "манихеями", - масонского типа с несколькими
 степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими; но были
 неправильно поняты.
 
 
 МАНО (Гност.) Владыка Света. Rex Lucis в "Кодексе Назареев". Он
 есть Вторая "Жизнь" второй или проявленной троицы, "небесная
 жизнь и свет, и более древняя, чем зодчий небес и земли"
 ("Код.Наз.", т. I, с. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный
 Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде
 которого никто другой не существовал, называется Корона (венец);
 Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом
 извечно; и Владыка Иордан - дух, живая вода милосердия (ibid.,
 II, 45-51). Он есть тот единственный, через которого мы можем
 быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito. Вторая
 троица состоит из трех жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо,
 из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света -
 Мано. Вторая жизнь есть Иш Амон (Плерома), чаша предопределения,
 содержащая видимую мысль Jordanus Maximus'a - типа (или его
 доступное понимаю отражение), прообраза живой воды, который есть
 "духовный Иордан". (Ibid., II, с. 211.) Третья жизнь, созданная
 обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это
 таинственный и ветхий "Старейший из Старейших", Старец "Senem sui
 obtegentem et grandaevum mundi". Эта последняя, третья Жизнь
 является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты
 называют Ильда-Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный,
 отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в
 "темную воду". София Ахамот также рождает своего Сына
 Ильда-Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка
 Мано, "Владыка величественности, Владыка всех гениев", в этом
 каббалистическом "Кодексе" является более высоким, чем этот Отец,
 ибо один чисто духовный, другой - материальный. Так, например,
 тогда как "единородный" Абатура есть гений Фетахил, Творец
 физического мира, - Владыка Мано, "Lord of Celsitude", являющийся
 сыном Того, кто есть "Отец всех, кто проповедует Евангелие",
 также производит "единородного", Владыку Лехдайо, "справедливого
 Владыку". Он есть Христос, помазанник, который изливает
 "милосердие" Невидимого Иордана, Духа Высшего Венца. (Для
 дальнейших сведений см. "Раз. Изиду", т. II, с. 263, и след.)
 
 
 МАНОДХАТУ (Санскр.) Букв., "Мир ума", означая не только все наши
 ментальные способности, но также одно из подразделений
 умственного плана. Каждый человек имеет свой Манодхату или
 мысленный план, пропорциональный степени его интеллекта и
 ментальных способностей, за пределы которого он может выйти лишь
 изучая и развивая свои высшие духовные способности в одной из
 высших сфер мысли.
 
 
 МАНСМАЙА КОША (Санскр.) Ведантический термин, означающий Оболочку
 (Коша) Мансмайи, эквивалент четвертого и пятого "принципов" в
 человеке. В эзотерической философии эта "Коша" соответствует
 двойственному Манасу.
 
 
 МАНТИКА или Мантическое Безумие. В этом состоянии приобретался
 дар пророчества. Эти два слова почти синонимы. Одно почиталось
 так же, как другое. Пифагор и Платон высоко оценивали ее, а
 Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы Церкви,
 которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов
 и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях.
 Монтанисты, получившие свое название от Монтана, епископа Фригии,
 который считался божественно вдохновленным, соперничали с
 (мантеис) или прорицателями. "Тертуллиан, Августин и мученики
 Карфагена были из их числа", говорит автор книги "Prophecy,
 Ancient and Modern". "По-видимому, монтанисты напоминали вакханок
 тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии", - добавляет
 он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения
 расходятся. Существовал знаменитый Мантист Провидец в одни
 Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя
 Фив, и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и
 мантическое безумие, говоря, что "во внутренних закоулках ума
 скрыта способность божественного прорицания, божественный
 импульс, который, когда разгорается сильнее, называется
 безумием", неистовством. ("Разоблаченная Изида".)
 
 
 ПЕРИОД МАНТР (Санскр.) Один из четырех периодов, на которые
 подразделена ведийская литература.
 
 
 МАНТРА ШАСТРА (Санскр.) Брахманистские писания по оккультной
 науке заклинаний.
 
 
 МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ (Санскр.) Сочинения о заклинаниях, но
 особенно - о магии.
 
 
 МАНТРЫ (Санскр.) Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в
 качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами
 подразумеваются все те части Вед, который отличаются от
 "Брахман", или их толкования.
 
 
 МАНТРИКА ШАКТИ (Санскр.) Сила или оккультная мощь мистических
 слов, звуков, чисел или букв в этих Мантрах.
 
 
 МАНДЖУШРИ (Тибет.) Бог Мудрости. В Эзотерической философии
 определенный Дхиан Коган.
 
 
 МАНУ (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит
 от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле -
 человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из
 Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтому - Логос и
 прародитель человечества. Ману является первым Законодателем,
 почти Божественным Существом.
 
 
 МАНУ СВАЯМБХУВА (Санскр.) Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез
 четырнадцати Ману.
 
 
 МАНУ (Manus) (Санскр.) Четырнадцать Ману являются покровителями
 или стражами расовых циклов в Манвантаре, или Дне Брамы.
 Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в "Пуранах".
 
 
 МАНУШИ или Мануши Будды (Санскр.) Человеческие Будды,
 Бодхисаттвы, или воплощенные Дхиан Коганы.
 
 
 МАНВАНТАРА (Санскр.) Период проявления, в противоположность
 Пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам,
 особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени
 царствования одного Ману - 308 448 000 лет. (См. "Тайная
 Доктрина", т. II, с. 88 и след.) Букв., Мануантара - между Ману.
 
 
 МАКОМ (Халд.) "Сокровенное место", во фразеологии "Зохара",
 скрытый участок, относящийся ли к священному алтарю во храме, к
 "Утробе Мира" ли, к человеческому ли лону. Каббалистический
 термин.
 
 
 МАРА (Санскр.) Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался
 отвратить Будду от его Пути. Он назван "Разрушителем" и "Смертью"
 (Души). Одно из названий Камы, Бога любви.
 
 
 МАРАБУТ Магометанский паломник, побывавший в Мекке, святой. После
 его смерти тело его помещается в открытую гробницу, построенную
 на земле, подобно другим зданиям, но посредине улиц и публичных
 мест населенных городов. Их помещают в маленькую и единственную
 комнату внутри гробницы ( несколько таких публичных саркофагов из
 кирпича и извести по сей день можно увидеть на улицах и площадях
 Каира), и поклонение прохожих поддерживает светильник постоянно
 горящим у его изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма

<< Пред.           стр. 39 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу