<< Пред.           стр. 44 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 великого бога Солнца с диском на голове между двумя рогами
 лунного серпа. Она гений низшего мира, и Анубиса, египетского
 Плутона, называют ее сыном. Плутарх дал прекрасное эзотерическое
 объяснение этих двух сестер. Так, он пишет: "Нефтида означает то,
 что под землею, и что невидимо (т.е. ее разлагающую и
 воспроизводящую силу), а Изида - то, что на земле и что видимо
 (или физическую природу). ... Линия горизонта, разделяющая оба
 эти полушария и принадлежащая обоим, есть Анубис." Идентичность
 обеих богинь доказывается и тем, что Изиду также называют матерью
 Анубиса. Таким образом, эти две богини суть Альфа и Омега Природы.
 
 
 НЕРГАЛ (Халд.) На ассирийских табличках он описан как "великий
 царь войны, владыка города Кута". Это также еврейское название
 планеты Марс, неизменно связываемой с несчастьем и опасностью.
 Нергал-Марс есть "кровь проливающий". В оккультной астрологии он
 менее пагубен, чем Сатурн, но более активен в своих связях с
 людьми и в своем воздействии на них.
 
 
 НЕРОС (Евр.) Как показано покойным Э.В.Кинили, этот "Наросский
 Цикл" был тайной, истинным "секретом бога", раскрытие которого, во
 времена преобладания религиозных мистерий и господства жрецов,
 каралось смертью. Ученый автор, по-видимому, считал само собой
 разумеющимся, что Нерос длился 600 лет, но он ошибался. (См.
 "Нарос".) Также и Мистерии и ритуалы Посвящения не были учреждены
 лишь ради необходимости увековечения знания истинного значения
 Нароса и сохранения этого цикла в тайне от профанов; ибо Мистерии
 так же стары, как и нынешняя человеческая раса, и были намного
 более важные тайны для сокрытия, чем цифры какого-либо цикла.
 (См. "Неофит" и "I.H.S.", а также "Нарос".) Тайну 666, так
 называемого "числа великого сердца", намного лучше представляют
 Тау и Реш, чем 600.
 
 
 НЕРТУС (Древнесакс.) Богиня земли, любви и красоты у
 древнегерманцев; то же, что скандинавская Фрейя или Фригг. Тацит
 говорит о великих почестях оказываемых Нертус, когда ее идол с
 триумфом возили на колеснице по нескольким областям.
 
 
 НЭШАМА (Евр.) Душа, anima, afflatus. В Каббале, как она
 преподается в ордене Розенкрейцеров, одна из трех высших
 сущностей Человеческой Души, соответствующая Сефире Бине. (у.у.у.)
 
 
 НЕСКУ или Нуску (Халд.) В ассирийских табличках описан как
 "держатель золотого скипетра, очень высокий бог".
 
 
 НЭЦАХ (Евр.) "Победа". Седьмой из Десяти Сефиротов, мужская
 активная сила. (у.у.у.)
 
 
 НИДАНА (Санскр.) 12 причин существования, или цепь причинности,
 "сцепление причины и следствия во всем ряду существования через
 12 звеньев". Это фундаментальная догма буддийской мысли,
 "понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту
 существования и подготовляя ум к Нирване". (Эйтель, "Sans. Chin.
 Dict.") Порядок 12 звеньев таков. (I) Джати, или рождение,
 согласно одному из четырех видов вступления в поток жизни и
 реинкарнации - или Чатур Иони (см.), причем каждый вид ставит
 рожденного в одну из шести Гати (см.). (2) Джарамарана, или
 старение и смерть, следующие за зрелостью Сканд см.). (3) Бхава,
 кармический посредник, который ведет каждое новое чувствующее
 существо к рождению в той или иной форме существования в
 Трайлокье и Гати. (4) Упадана, созидающая причина Бхавы, которая,
 таким образом, становится причиною Джати, которое есть следствие;
 и эта созидающая причина есть привязанность к жизни. (5) Тришна,
 любовь чистая либо нечистая. (6) Ведана, или чувствование;
 восприятие посредством чувств, что есть -ая Сканда. (7) Спарша,
 чувство осязания. (8) Чадаятана, органы чувств. (9) Намарупа,
 личность, т.е. форма, имеющая название, символ нереальности
 материальных феноменальных явлений. (10) Виджнана, совершенное
 знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и
 единстве. (11) Самскара, действие на плане иллюзии. (12) Авидья,
 отсутствие истинного восприятия, или невежество. Так как Неданы
 относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной
 метафизической системы, то более глубоко заняться этим вопросом
 нет возможности.
 
 
 НИДХИ (Санскр.) Сокровище. Девять сокровищ, принадлежащих богу
 Кувере - ведийскому Сатане, - каждое сокровище находится под
 охраной демона; они персонифицированы и являются объектами
 поклонения тантриков.
 
 
 НИДХОГГ (Сканд.) "Мировой" Змий.
 
 
 НИДРА (Санскр.) Состояние сна. Также женская форма Брамы.
 
 
 НИФЛЬХЕЙМ (Сканд.) Холодный Ад в "Эдде". Место вечной
 бессознательности бездеятельности. (См. "Тайная Доктрина", т. II,
 c. 306.)
 
 
 НОЧЬ БРАМЫ Период между растворением и активной жизнью Вселенной,
 которая, в противоположность, называется "Днем Брамы".
 
 
 НИЛАКАНТХА (Санскр.) Имя Шивы, означающее "синегорлый". Это, по
 преданию, последствие яда, данного этому богу.
 
 
 БОГ НИЛА (Егип.) Представлен в виде деревянной статуи речного
 бога, получающего почести в благодарность за дары, которые его
 воды приносят стране. Существовал "небесный" Нил, в Ритуале
 называемый Нен-наоу, или "предвечными водами", и земной Нил,
 которому поклонялись в Нилополе и Хапиму. Последний изображался в
 виде андрогинного существа с бородой и грудью, и жирным синим
 лицом, зелеными конечностями и красноватым телом. При приближении
 ежегодного наводнения, статую эту переносили с одного места на
 другое в торжественной процессии.
 
 
 НИМБ (Лат.) Ореол вокруг головы Христа и Святых в Греческой и
 Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно
 каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы
 светящиеся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди
 ("Eastern Monachism"), "его главные ученики изображаются местными
 художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии
 головы святых всегда окружены нимбом.
 
 
 НИМИТТА (Санскр.) 1. Внутренне просветление, развиваемое
 посредством практики медитации. 2. Действенная духовная причина,
 в противоположность Упадане, материальной причине, в философии
 Веданты. (См. также Прадхана в философии Санкхья.)
 
 
 ДЕВЯТЬ "Каббала Девяти Покоев" есть разновидность тайного
 зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая
 употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия, - особенно
 она принята некоторыми степенями франкмасонов. Рисуется фигура из
 двух горизонтальных параллельных линий и двух вертикальных
 параллельных линий поперек их, это образует девять покоев,
 центральный является простым квадратом, остальные - двух-, или
 трехсторонними фигурами, - они отводятся для нескольких букв в
 любом порядке, о котором уславливаются. Существует также и
 каббалистическое соответствие между десятью Сефиротами и этими
 девятью покоями, но оно не опубликовано. (у.у.у.)
 
 
 НИРГУНА (Санскр.) Негативное качество; несвязанное, или без Гун
 (качеств), т.е. лишенное всех качеств, противоположное Сагуне,
 тому, что имеет качества ("Тайная Доктрина", II, 122), например,
 Парабрахм есть Ниргуна, Брама - Сагуна. Ниргуна есть термин,
 который указывает на безличность того, о чем говорится.
 
 
 НИРМАНАКАЯ (Санскр.) В эзотерической философии, нечто совершенно
 отличное от общепринятого значения, придаваемого этому, и от
 выдумок востоковедов. Некоторые называют тело Нирманакая
 "Нирваной с остатками" (Шлагинтвейт, и т.д.) - вероятно,
 предполагая, что это есть разновидность Нирванического состояния,
 во время которого сохраняются сознание и форма. Другие говорят,
 что это есть одно из Трикай (трех тел), "способное принимать
 любую внешнюю форму в целях распространения Буддизма" (мысль
 Эйтеля); иные - что "это есть воплощенный аватар божества"
 (ibid.), и так далее. Оккультизм, с другой стороны, утверждает:
 Нирманакая, хотя буквально и означает преображенное "тело", есть
 состояние. Это есть форма того адепта или йога, который вступает
 в, или выбирает, это post mortem состояние, предпочтя его
 Дхармакае или абсолютному Нирваническому состоянию. Он поступает
 так потому, что эта последняя "кая" разъединяет его навсегда с
 миром форм, даруя ему состояние эгоистического блаженства, в
 котором не может участвовать ни одно другое живое существо, и
 адепт, таким образом, лишается возможности помогать человечеству,
 или даже дэвам. Но как Нирманакая, человек покидает лишь свое
 физическое тело и сохраняет все остальные "принципы", за
 исключением Камического - ибо он вырвал его навсегда из своей
 природы, в течение жизни, и тот никогда не может воскреснуть в его
 post mortem состоянии. Таким образом, вместо вступления в
 эгоистическое блаженство, он избирает жизнь самопожертвования,
 существование которое кончается лишь с жизненным циклом, чтобы
 иметь возможность помогать человечеству невидимым, но все же
 наиболее действенным образом. (См. "Голос Безмолвия", третий
 трактат "Семь Врат".) Таким образом, Нирманакая не является - как
 принято считать - телом, "в котором Будда или Бодхисаттва
 появляется на земле", но воистину тем, кто, будет ли он Хутукту
 или Хубилхан, адепт или йог при жизни, с тех пор стал членом того
 невидимого Воинства, которое постоянно защищает и держит дозор
 над Человечеством в Кармических пределах. Часто ошибочно
 принимаемый за "Духа", Дэва, самого Бога, и т.д., Нирманакая
 является вечно защищающим, сострадательным, воистину
 ангелом-хранителем для того, кто становится достойным его помощи.
 Какие бы вознаграждения не выдвигались против этой доктрины, как
 бы ее ни отвергали, - ибо она и впрямь никогда еще до сих пор не
 оглашалась в Европе, следовательно, раз она не известна
 востоковедам, непременно должна быть "новоиспеченным мифом", - не
 найдется такого наглеца, чтобы сказать, что это мысль о помощи
 страдающему человечеству ценою собственного, почти невыразимого
 самопожертвования, не будет одною из самых величественных и
 благородных, какие когда-либо исходили из человеческого мозга.
 
 
 НИРМАТХЬЯ (Санскр.) Священный огонь, добытый трением двух
 кусочков дерева - "огонь", называемый Павамана в "Пуранах".
 Содержащаяся здесь аллегория есть оккультное учение.
 
 
 НИРРИТИ (Санскр.) Богиня Смерти и Разложения.
 
 
 НИРУКТА (Санскр.) Анга или член, раздел "Вед"; словарный
 комментарий.
 
 
 НИРУПАДХИ (Санскр.) Бескачественный; отрицание качеств.
 
 
 НИРВАНА (Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание",
 подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но
 в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного
 существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время
 жизни достигшего высшей степени совершенства и святости, входит
 после смерти тела, а иногда, как в случае Готамы Будды и других,
 и при жизни. (См. "Нирвани".)
 
 
 НИРВАНИ (Санскр.) Тот, кто достиг Нирваны - освобожденная душа.
 Что Нирвана не означает ничего подобного тому, что утверждают
 востоковеды, хорошо известно всякому ученому, побывавшему в
 Китае, Индии и Японии. Это есть "избавление от страдания", но
 только от материального, освобождение от Клеша или Кама, и полное
 уничтожение животных желаний. Если нам скажут, что "Абхидхарма"
 определяет Нирвану "как состояние абсолютного уничтожения", мы
 согласимся, добавив к последнему слову пояснение - "всего,
 связанного с материей или физическим миром", и это просто потому,
 что последний (как и все в нем) есть иллюзия, майа. В последний
 момент своей жизни Шакьямуни Будда говорил, что "духовное тело
 бессмертно" (см. "Sans. Chin. Dict."). Как поясняет м-р Эйтель,
 ученый синолог: "Популярные экзотерические системы сходятся в
 определении Нирваны отрицательным образом как состояния
 абсолютного выхода из круга переселений; как состояния полной
 свободы от всех форм существования, и прежде всего свободы от
 всех страстей и усилий; состояния безразличия ко всякой
 чувствительности" - и, он мог бы добавить, - утраты всякого
 сострадания к миру страданий. Именно поэтому Бодхисаттвы, которые
 предпочитают одеяние Нирманакаи одеянию Дхармакаи, в народной
 оценке стоят выше Нирвани. Но тот же ученый добавляет:
 "Положительно (также эзотерически) они определяют Нирвану как
 высшее состояние духовного блаженства, как абсолютное бессмертие
 вследствие поглощения души (вернее духа) в самое себя, но
 сохраняя индивидуальность, так что, напр., Будды, после
 вступления в Нирвану, могут вновь появиться на земле" - т.е. в
 будущей Манвантаре.
 
 
 НИШАДА (Санскр.) 1) Одно из семи качеств звука - единого и
 единственного атрибута Акаши; 2) седьмая нота индусской
 музыкальной гаммы; 3) изгнанный из касты отпрыск брамина и матери
 шудры; 4) горная цепь южнее Меру - севернее Гималаев.
 
 
 НИССИ (Халд.) Один из семи халдейских богов.
 
 
 НИТИ (Санскр.) Букв., Благоразумие, этика.
 
 
 НИТЬЯ ПАРИВРИТА (Санскр.) Букв., непрекращающееся угасание.
 
 
 НИТЬЯ ПРАЛАЙА (Санскр.) Букв., "беспрерывная" Пралайа или
 растворение. Это - постоянные и неуловимые изменения, которым
 подвергнуты атомы и которые продолжаются весь период
 Махаманвантары, целый век Брамы, требующий пятнадцати цифр для
 своего написания. Стадия постоянного изменения и растворения,
 периоды роста и разложения. Это есть продолжительность "Семи
 Вечностей". (См. "Тайная Доктрина", I, 459, II, 89, 387.)
 Существует четыре вида Пралай, или состояний неизменяемости.
 Наймиттика, когда Брама дремлет; Пракритика, частичная Пралайа
 чего угодно во время Манвантары; Атьяитика, когда человек
 отождествил себя с Единым Абсолютом - синоним Нирваны; и Нитья,
 особенно для физических вещей, как состояние глубокого сна без
 сновидений.
 
 
 НИТЬЯ САРГА (Санскр.) Состояние постоянного созидания или
 эволюции, как противопоставленное Нитья Пралайе - состоянию
 вечного непрекращающегося растворения (или изменения атомов),
 распадения молекул, отсюда - изменения форм.
 
 
 НИЗИР (Халд.) "Гора Потопа"; Арарат вавилонян с "Ксизутром" в
 качестве Ноя.
 
 
 НИКСЫ Водяные духи; ундины.
 
 
 НИЯШИ (Мазд.) Молитвы парсов.
 
 
 НОФИР-ХОТПУ (Египет.) То же, что бог Хонсу, лунный бог Фив.
 Букв., "тот, кто пребывает в абсолютном покое". Нофир-хотпу есть

<< Пред.           стр. 44 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу