<< Пред.           стр. 49 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ПИЛАЛУ КОДИ (Тамил.) В популярной астрономии - прозвище, данное
 Плеядам, означающее "курица и цыплята". Также и французы, что
 довольно забавно, называют это созвездие "Клетка для цыплят".
 
 
 СТОЛБЫ, Два. Якин и Боаз были поставлены у входа в Храм Соломона,
 первый по правую, второй по левую стороны. Их символизм развит в
 ритуалах франкмасонов.
 
 
 СТОЛБЫ, Три. Когда десять Сефиротов расположены в виде Древа
 Жизни, две вертикальные линии разделяют их на 3 Столба, а именно:
 Столб Жестокости, Столб Милосердия, и центральный Столб
 Умеренности. Бина, Гебура и Ход образуют первый - Столб
 Жестокости; Кэтер, Тиферет, Иесод и Макут - центральный столб;
 Хокма, Хезед и Нецах - Столб Милосердия. (у.у.у.)
 
 
 СТОЛБЫ ГЕРМЕСА. Подобно "столбам Сета" (с которыми они
 отождествляются), служили для ознаменования оккультных событий, и
 на них символически высекались различные эзотерические тайны.
 Такой обычай был всеобщим. Утверждают, что и Енох воздвигал
 столбы.
 
 
 ПИНГАЛА (Санскр.) Большой ведийский авторитет по Просодии и
 тхандам Вед. Жил за несколько веков до Р.Х.
 
 
 ВИНШАЛА (Санскр.) Дерево познания: мистический плод того дерева,
 "к которому шли Духи, возлюбившие Науку". Это аллегорично и
 оккультно.
 
 
 ПИПНАЛАДА (Санскр.) Магическая школа, в которой разъясняется
 "Атхарва Веда"; основана Адептом того же имени.
 
 
 ПИШАЧИ (Санскр.) В "Пуранах" - гоблины или демоны, сотворенные
 Брамой. В южноиндийском фольклоре - призраки, демоны, ларвы и
 вампиры (как правило женские), преследующие людей. Разлагающиеся
 остатки людей в Камалоке - оболочки и элементарии.
 
 
 ПИСТИС СОФИЯ (Санскр.) "Отцы-Боги", лунные предки человечества.
 
 
 ПИТАРЫ (Санскр.) Отцы, Предки. Отцы человеческих рас.
 
 
 ПИТРИ (Санскр.) Предки или создатели человечества. Всего они
 делятся на семь классов, три из которых бестелесные, арупа, и
 четыре с телом. В народной теологии говорится, что они были
 сотворены из бока Брамы. Их генеалогия представлена по-разному,
 но в эзотерической философии они таковы, как показано в "Тайной
 Доктрине". В "Разоблаченной Изиде" о них сказано: "Обычно
 полагают, что этот индусский термин обозначает духов наших
 предков, развоплощенных людей, отсюда довод некоторых
 спиритуалистов, что факиры (и йоги) и другие восточные чудотворцы
 суть медиумы. Это ошибочно более чем в одном аспекте. Питри не
 являются предками ныне живущих людей, но предками человеческого
 рода, или Адамических рас; духами человеческих рас, которые на
 великой лестнице нисходящей эволюции предшествовали нашим
 человеческим расам, и которые физически, также как и духовно,
 были намного выше наших современных пигмеев. В "Манава Дхарма
 Шастре" они названы Лунными Предками". "Тайная Доктрина" теперь
 объяснила то, что было осторожно дано в более ранних
 теософических трудах.
 
 
 ПИЯДАСИ (Пали.) "Прекрасный", титул Царя Чандрагупты
 ("Сандракотта" греков) и Ашоки - буддийского царя, его внука. Они
 оба правили в Центральной Индии между четвертым и третьим веками
 до Р.Х., называли их также Дэванампия, "любимец богов".
 
 
 ПЛАКША (Санскр.) Одна из семи Двип (континентов или островов) в
 индийском Пантеоне и "Пуранах".
 
 
 ПЛАН От латинского planus (уровень, плоскость), протяженность
 пространства или чего-либо в нем, физического или
 метафизического, например - "план сознания". В Оккультизме этот
 термин означает область или степень некоторого состояния
 сознания, или воспринимающей способности отдельных групп чувств,
 или действие определенной силы, или состояние материи,
 соответствующее одному из вышеупомянутых.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПЛАНЕТАРНЫЕ ДУХИ Главным образом - владыки либо правители планет.
 Как наша земля имеет свою Иерархию земных планетарных духов, от
 наивысшего и до нижайшего плана, так же ее имеет любое другое
 небесное тело. В Оккультизме, однако, термин "Планетарный Дух",
 как правило, применяется только по отношению к семи высшим
 Иерархиям, соответствующим христианским архангелам. Все они
 прошли ступень эволюции, соответствующую человечеству земли, на
 других мирах в давно прошедших циклах. Наша земля, будучи пока
 еще только в своем четвертом круге, слишком молода, чтобы
 производить высоких планетарных духов. Высший планетарный дух,
 правящий каждым небесным телом, фактически является "Личным
 Богом" этой планеты и, поистине, скорее его "управляющим
 проведением", нежели самопротиворечащим Бесконечным Личным
 Божеством современного церковничества.
 
 
 ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДУША В Оккультизме употребляется в отношении линга
 шариры или астрального тела низшей Четверки. Она называется
 "пластической", а также "Протею-подобной" Душой, за ее
 способность принимать любой вид или образ, и превращаться или
 придавать себе любую форму, запечатленную в окружающем ее
 астральном свете, или в умах медиумов, или присутствующих на
 сеансах материализации. Линга шариру нельзя смешивать с майави
 рупой, или "телом мысли" - образом, порожденным мыслью и волей
 адепта или колдуна, ибо в то время как "астральная форма", или
 линга шарира, есть реальное существо, "тело мысли" является
 временной иллюзией, созданной умом.
 
 
 ПЛАТОН Посвященный в Мистерии и величайший греческий философ,
 труды которого известны во всем мире. Он был учеником Сократа и
 учителем Аристотеля. Жил за 400 лет до н.э.
 
 
 ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА или "Старая Академия", в сравнении с более
 поздней или Нео-Платонической Школой Александрии. (См.
 "Филалетеяне".)
 
 
 ПЛЕРОМА (Греч.) "Полнота", гностический термин, принятый для
 обозначения божественного мира или Всемирной Души. Пространство,
 развитое и разделенное на ряд эонов. Обитель невидимых богов.
 Имеет три ступени.
 
 
 ПЛОТИН Благороднейший, высочайший и величайший из всех
 неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса. Он был
 наиустремленнейшим из филалетеян или "любящих истину", целью
 которых было создание религии на основе системы мысленной
 абстракции, что является истинной Теософией, или всей сущностью
 Неоплатонизма. Если верить Порфирию, Плотин никогда не раскрывал
 ни места своего рождения или родословной, ни своей отчизны и
 расы. До двадцати восьми лет он не находил ни учителя, ни учения,
 которые удовлетворили бы его или отвечали бы его устремлениям. В
 это время ему посчастливилось услышать Аммония Саккаса, и с того
 дня он начал посещать его школу. В тридцать девять лет он
 сопровождал императора Гордия в Персию и Индию с целью изучения
 их философии. Он умер в возрасте шестидесяти шести лет, написав
 пятьдесят четыре книги по философии. Он был настолько скромен,
 что говорят, "стыдился думать, что имеет тело". Несколько раз в
 своей жизни он достигал Самадхи (высочайший экстаз или
 "воссоединение с Богом", божественным Эго). Как сообщает один
 биограф, "его презрение к своим телесным органам было настолько
 велико, что он отказывался принимать лекарство, считая
 употребление подобных средств недостойным человека". Также мы
 читаем, что "когда он умер, дракон (или змей), который находился
 под его кроватью, проскользнул в отверстие в стене и исчез" -
 факт, заставляющий задуматься изучающих символизм. Он учил
 доктрине, тождественной доктрине ведантистов, а именно, что
 Дух-Душа, эманируя из Единого божественного принципа, по
 окончании своего путешествия воссоединяется с Ним.
 
 
 ТОЧКА В КРУГЕ В своем эзотерическом значении - первый
 непроявленный логос, выявляющийся в бесконечном и безбрежном
 протяжении Пространства, представленного Кругом. Это план
 Беспредельности и Абсолютности. Это только одно из бесчисленных и
 скрытых значений этого символа, который является самой
 значительной из всех геометрических фигур, применяемых в
 метафизической эмблемологии. Что касается масонов, они из этой
 точки сделали "отдельного брата", долг которого перед Богом и
 человеком очерчен этим кругом, и добавили Иоанна Крестителя и
 Иоанна Евангелиста, чтобы те сопровождали этого "брата",
 изобразив их двумя вертикальными параллелями.
 
 
 РИМСКИЕ ПАПЫ-ЧАРОДЕИ История знает нескольких: например, папу
 Сильвестра II, художника, изготовившего "пророчествующую голову",
 подобную голове, сделанной Альбертом Великим, ученым епископом
 Ратисбона. Кардинал Бембо назвал папу Сильвестра большим "магом и
 колдуном", а "голову" раздробил на кусочки Фома Аквинский, потому
 что та слишком много говорила. Были еще папы Бенедикт IX, Иоанн
 XX и Григории VI и VII - современники их всех считали чародеями.
 Григорий VII был знаменитым Хильдебрандом. Что касается епископов
 и меньших священников, которые изучали Оккультизм и становились
 знатоками в магических искусствах - их число несметно.
 
 
 ПОПОЛ ВУХ Священные Книги гватемальцев. Манускрипт киче,
 найденный Брассером де Бурбуром.
 
 
 ПОРФИРИЙ Неоплатоник и выдающийся писатель, как учитель и философ
 уступая лишь Плотину. Он родился в первой половине третьего века
 н.э. в Тире, поскольку назвал себя тирийцем, и якобы происходил
 из еврейской семьи. Хотя он был с головы до ног эллином и
 язычником, его имя Мелек (царь), по-видимому, указывает, что в
 его жилах текла семитская кровь. Современные критики совершенно
 справедливо считают его самым практически философствующим и
 рассудительным изо всех неоплатоников. Будучи выдающимся
 писателем, он был особенно известен своей полемикой с Ямблихом
 относительно бедствий, сопряженных с практикованием Теургии. В
 конце концов, все же, он принял точку зрения своего оппонента.
 Будучи прирожденным мистиком, он, подобно своему учителю Плотину,
 следовал истинной индийской подготовке Раджа-Йоги, которая ведет
 к воссоединению Души со Сверх-Душой или Высшим Я (Буддхи-Манас).
 Все же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг
 этого состояния экстаза, пока ему не исполнилось шестьдесят,
 тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно, так было потому,
 что, в то время как его учитель смотрел на физическую жизнь и
 тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания
 теми областями, где мысль и жизнь становились вечными и
 божественными, Порфирий все свое время посвящал соображениям,
 касающимся приложения философии к практической жизни. "Для него
 цель философии - нравственность", говорит биограф, "почти что
 можно сказать, святость - лечение человеческих недостатков,
 приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое знание, как бы
 ни было оно истинно, само по себе недостаточно; знание имеет
 своей целью жизнь в соответствии с Ноусом" - "рассудком",
 переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус не рассудком,
 но разумом (Манасом) или божественным вечным Эго в человеке, то
 мы бы перевели эту мысль эзотерически, и представили ее
 следующей: "оккультное или тайное знание имеет своей целью земную
 жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим непрерывно воплощающимся
 Эго", что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и
 эзотерической философии. (См. Порфирий, "De Abstinentia", I, 29.)
 Из всех неоплатоников Порфирий ближе всего подошел к истинной
 Теософии, как она теперь преподается Восточной тайной школой. Это
 показывают все наши современные критики и писатели по
 Александрийской школе, ибо "он утверждал, что Душу необходимо
 насколько возможно освободить от оков материи, ...быть
 готовым... отбросить все тело" ("Ad Marcellam", 34). Он советует
 практиковать воздержание, указывая, что "мы стали бы подобными
 богам, если смогли бы воздержаться как от овощей, так и от
 животной пищи". Он принимает теургию и магические заклинания
 неохотно, ибо они "бессильны очистить ноэтический (манасический)
 принцип души"; теургия способна "очистить лишь низшую или
 психическую сторону, сделать ее способной к восприятию низших
 существ, таких как духи, ангелы и боги" (Авг., "De Civ. Dei", X,
 9), - тому же учит и Теософия. "Не оскверняйте божественность",
 он добавляет, "пустыми людскими выдумками; вы не причините вреда
 извечно благословенному (Буддхи-Манасу), но вы сделаете себя
 слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных истин" ("Ad
 Marcellam", 18). "Если мы желаем освободиться от нападений злых
 духов, мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над
 которыми злые духи имеют власть, ибо они не осаждают чистую душу,
 которая не имеет ничего общего с ними" ("De Abstin.", II, 43).
 Это опять-таки наше учение. Отцы Церкви считали Порфирия самым
 заклятым врагом, самым непримиримым с Христианством. Наконец, и
 вновь как в современной Теософии, Порфирий - как и все
 неоплатоники, согласно Св. Августину - "почитал Христа, в то же
 время с пренебрежением относясь к Христианству"; Иисус, они
 утверждали, как и мы утверждаем, "сам ничего не говорил против
 языческих божеств, но творил чудеса с их помощью". "Они не могли
 называть его Богом, как это делали его ученики, но они почитали
 его как одного из самых лучших и мудрейших людей" ("De Civ.
 Dei.", XIX, 23). Все же, "даже в буре споров, кажется, едва ли
 слово вымолвлено против личной жизни Порфирия. Его система
 приписывала чистоту и ...он осуществлял ее". (См. "A Dict. of
 Christian Biography", т. IV, "Porphyry".)
 
 
 ПОСЕЙДОНИС (Греч.) Последний остаток великого Атлантического
 Континента. Платоновский остров Атлантида в Эзотерической
 Философии считается термином, эквивалентным этому.
 
 
 ПОСТЕЛ, Гийом. Французский адепт, родился в Нормандии в 1510 г.
 Его знания были замечены Франсуа I, который послал его в Левант
 на поиски оккультных манускриптов, где он был принят в Восточное
 Братство и посвящен. По возвращении во Францию он стал знаменит.
 Духовенство преследовало его, и, в конце концов, он был заключен
 в тюрьму Инквизицией, но был освобожден из застенка своими
 Восточными братьями. Его "Clavis Absconditorum", ключ к скрытым и
 забытым явлениям, пользуется большой репутацией.
 
 
 ПОТ-АМУН Предположительно коптский термин. Имя египетского жреца
 и иерофанта, жившего при ранних Птолемеях. Диоген Лаэртский
 сообщает, что это означает посвященного "Амуку", богу мудрости и
 тайного знания, каковыми были Гермес, Тот и Нэбо халдеев. Это
 должно быть так, ибо в Халдее жрецы, посвященные Нэбо, также
 носили его имя, назывались нэбоим, а в некоторых древнееврейских
 каббалистических трудах - "Абба Нэбу". Жрецы, как правило,
 принимали имена своих богов. Пот-Амуну приписывают, что он первый
 обучал непосвященных Теософии или основным чертам Тайной Религии
 Мудрости.
 
 
 ПРАВХАВАПЬЯЯ (Санскр.) То, откуда все происходит и в чем все
 растворяется в конце цикла жизни.
 

<< Пред.           стр. 49 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу