<< Пред.           стр. 66 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 законы для жречества и аскетов; (3) философские трактаты и
 метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот
 закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона.
 Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские
 учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны
 черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвертая
 часть - "Самьякта Питака". Но так как она - более позднее
 добавление китайских буддистов, то не принимается Южной Церковью
 Сиама и Цейлона.
 
 
 ТРИРАТНА или Ратнатрайа (Санскр.) Три Сокровища, специальное
 выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или
 Самгха); последние два, в современном толковании, означают
 "религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха).
 Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным
 разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься
 как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и
 Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы",
 последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако,
 рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле,
 истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали
 рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое
 качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь -
 современных) учений явили больше природной интуиции, нежели
 фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят
 Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды;
 т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном
 принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем
 Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде,
 символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким
 образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют
 эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же
 каждый последователь истинно философского Буддизма - названного
 м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна
 правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать -
 "Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная
 сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы
 вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный"
 Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с
 Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая
 сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не
 может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее
 "жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной
 жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова
 Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или
 "посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы -
 божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный
 свет из единого "безграничного света". Таково философское
 значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых
 Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж.
 Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом,
 догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры
 и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех
 ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию
 эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из
 способнейших европейских ученых склонен приносить любой
 философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же
 может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках
 невежественных миссионеров?
 
 
 ТРИШАРАНА (Санскр.) То же, что "Триратна", и принято как
 Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это
 было принято соборами в качестве чистого formula fidei,
 предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме",
 "прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь
 толкуется, но не в том, как "Свет Азии" желал бы преподать эту
 формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese
 Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось,
 имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой
 Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом
 Дхармакая, т.е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как
 атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом
 Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния
 существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных
 сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто
 пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том,
 чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть
 каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в
 философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной
 какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой
 конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1)
 "Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию
 состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает
 для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным,
 т.е. с человечеством; (2) это не Будда (Готама, смертный человек,
 или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в
 "трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи,
 универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости,
 который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно
 последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи,
 или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной
 однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная)
 погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под
 названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда,
 должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном
 состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В
 "отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм",
 живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а
 Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни
 "практических Бодхи", - в "озаренных" формах, или формах Будд,
 добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в
 объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее
 сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы
 наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом,
 имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар
 коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос,
 предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, -
 пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех
 форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо,
 еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение
 Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи,
 который "как Дхиани Будда правит в сфере духовной" (четвертой
 Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани Бодхисаттвах,
 "правящих в третьей Буддакшетре", или сфере мыслеосновы; и даже о
 Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй
 Буддакшетре, - то относить "идею о единстве в троице" к трем
 личностям - в высшей степени нефилософично.
 
 
 ТРИШНА (Санскр.) Четвертая Нидана; духовная любовь.
 
 
 ТРИШУЛА (Санскр.) Трезубец Шивы.
 
 
 ТРИСУПАРНА (Санскр.) Определенная часть "Веды", после изучения
 которой брамин также называется Трисупарна.
 
 
 ТРИТЕМИЙ Аббат испанских бенедиктинцев, исключительно ученый
 каббалист и адепт Тайных Наук, друг и наставник Корнелия Агриппы.
 
 
 ТРИТОН (Греч.) Сын Посейдона и Амфитриты, тело которого от
 поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В
 эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб
 - таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как
 принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие,
 которое греки называют Козерогом, и последний является индийским
 Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и
 его толкование является полностью оккультным и мистическим, и
 известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию.
 Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим,
 сколь духовным и мистическим. (См. "Тайная Доктрина", II, с.
 724-729.)
 
 
 ТРИВИДХА ДВАРА (Санскр.) Букв., "трое врат", которые суть тело,
 рот и ум; или чистота тела, чистота речи, чистота мысли - три
 добродетели, необходимые для того, чтобы стать Буддой.
 
 ТРИВИДИА (Санскр.) Букв., "три знания" или "науки". Это - три
 основные аксиомы в мистицизме: - а) непостоянство всего
 существования или Анитья; б) страдание или мучение всего, что
 живет и существует, или Дукха; и в) все физическое, объективное
 существование столь же мимолетно и нереально, как мыльный пузырь
 во сне, или Анатма.
 
 
 ТРИВИКРАМА (Санскр.) Эпитет Вишну, употребляемый в "Риг-Веде" в
 связи с "тремя шагами Вишну". Первый шаг он сделал на земле, в
 форме Агни; второй в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и
 третий на небе, в образе Сурьи, солнца.
 
 
 ТРИЯНА (Санскр.) "Три проводника" через Сансару - океан рождений,
 смертей и перевоплощений - суть проводники, называемые Шравака,
 Пратьека Будда и Бодхисаттва, или три степени состояния Йога.
 Термин Трияна используется также для обозначения трех школ
 мистицизма - Махаяны, Мадхьимаяны и Хинаяны; из которых первая
 есть "Большая", вторая - "Средняя" и последняя - "Малая"
 Колесница. Все другие системы между Большой и Малой Колесницами
 считаются "бесполезными". Поэтому Пратьека Будда соотнесен с
 Мадхьимаяной. Ибо, как поясняется, "это (состояние Пратьека
 Будды) относится к тому, кто живет только для себя и очень мало
 для других, занимая середину колесницы, заполняя ее всю и не
 оставляя места для других". Таков эгоистичный кандидат на Нирвану.
 
 
 ЦАНАГИ-ЦАНАМИ (Яп.) Разновидность творящего бога в Японии.
 
 
 ЦЗЯНЬ-СИН (Кит.) "Небеса Разума", Вселенская Мыслеоснова и Махат,
 когда прилагается к плану дифференциации; "Тянь-Син" (см.), когда
 относится к Абсолюту.
 
 
 ЦЗЯНЬ-ЧАН (Кит.) Вселенная формы и материи.
 
 
 ЦЗИ-ЦЗАЙ (Кит.) "Само-Сущий" или "Неведомая Тьма", корень Вулян
 Шеу, "Беспредельного Века"; все они - каббалистические термины,
 употреблявшиеся в Китае за века до того, как были приняты
 еврейскими каббалистами, которые заимствовали их из Халдеи и
 Египта.
 
 
 ТУВАЛ КАИН (Евр.) Библейский Кабир, "наставник каждого мастера по
 меди и железу", Сын Циллы и Ламеха; тождественен греческому
 Гефесту или Вулкану. Его брат Иубал, сын Ады и единоутробный брат
 Иабала (первый из них - отец "играющих на гуслях и свирели", а
 другой - отец "имеющих скот"), также являются Кабирами: ибо,
 согласно Страбону, именно Кабири (или Циклопы в одном смысле)
 изготовили гусли для Кроноса и трезубец для Посейдона, в то время
 как некоторые другие их братья были наставниками в земледелии.
 Тувал Каин (или Тхувал-Каин) есть слово, употребляемое в степени
 Мастера-Масона в ритуале и церемониях Франкмасонов.
 
 
 ТУЛИЯ (Лат.) Дочь Цицерона, в гробнице которой, как заявляли
 некоторые алхимики, был найден постоянно горевший светильник,
 поставленный там более чем за тысячу лет до этого.
 
 
 ТУМ или Toom. "Братья Тум", очень древняя школа Посвящения в
 Северной Индии во времена преследований буддистов. "Тум Б'хай"
 стала ныне "Аум Б'хай", и хотя теперь пишется иначе, обе школы
 слились в одну. Первая состояла из кшатриев, вторая из браминов.
 Слово "Тум" имеет двоякое значение - тьма (абсолютная тьма),
 которая как абсолют выше самого высокого и чистого света, и
 значение, основанное на мистическом приветствии среди
 Посвященных, "Ты есть ты, ты сам", что является эквивалентом "Ты
 един с Бесконечным и Всем".
 
 
 ТУРИЯ (Санскр.) Состояние глубочайшего транса - четвертое
 состояние Тарака Раджа Йоги, то, которое соответствует Атме, на
 этой земле - сну без сновидений, - причинное состояние.
 
 
 ТУРИЯ АВАСТХА (Санскр.) Почти Нирваническое состояние в Самадхи,
 которое само по себе есть блаженное состояние созерцательной Йоги
 за пределами этого плана. Это - состояние высшей Триады,
 совершенно отличающееся (хотя все еще неотделимо) от состояний
 Тжаграт (бодрствования), Свапна (сновидения) и Сушупти (сна).
 
 
 ТУШИТА (Санскр.) Класс богов, обладающих высокой чистотой, в
 индусском Пантеоне. В экзотерическом или народном Северном
 Буддизме это есть Дэва-лока, небесная область на материальном
 плане, где вновь рождаются все Бодхисаттвы, прежде чем снизойти
 на эту землю как будущие Будды.
 
 
 ТИНДАРЕЙ (Греч.) Царь Спарты, по преданию супруг Леды, матери
 Кастора и Поллукса и Троянской Елены.
 
 
 ТИФЕЙ (Греч.) Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных
 головам змей или драконов, и который был предполагаемым отцом
 Ветров, как Шива был отцом Марутов - также "ветров". Он начал
 войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.
 
 
 ТИФОН (Егип.) Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как
 утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев;
 но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела
 Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной
 Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же самой вселенной в
 ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива.
 Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть
 земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий
 в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") Тифон описан как
 "Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно
 запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету
 обращаются как к "великому и доброму богу", а в других - как к
 воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не
 описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в
 других - как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый
 бог"? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена
 представленный как благотворное существо, бог огня,
 главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти
 звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и
 демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения
 существует основательная причина. До тех пор, пока эти
 двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы,
 держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию
 дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые
 они представляют - до тех пор они просто суть воплощение среднего
 личного бога. Все же как только они разделены на два существа,
 каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся
 соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света
 и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и
 отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря
 софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых
 еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они
 были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и
 добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но
 ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их
 недоумения разрастаются. Если принять Тифона - как это делают
 оккультисты - за составную часть Озириса, точно так же, как
 Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный
 аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" - то все
 трудности в его природе исчезают. Тифон - более позднее имя Сета,
 позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия;
 ибо в "Ритуале" читаем: "О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного,
 невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и
 воздает по заслугам". Тифон, несомненно, принадлежит к той же

<< Пред.           стр. 66 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу