<< Пред.           стр. 69 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 потому что Манарапутры и Кумары являются самыми древними в
 теогонии, и говорится, что даже боги поклонялись им ("Матсья
 Пурана"); тем, которых Брама "глазом Йога узрел в вечных сферах,
 и которые являются богами богов" ("Вайю Пурана").
 
 
 ВАЙРОЧАНА (Санскр.) "Все-разъясняющий". Мистический символ или,
 вернее, родовая персонификация класса духовных существ,
 описанных как воплощение самой мудрости (бодхи) и абсолютной
 чистоты. Они обитают в четвертой Арупа Дхату (бесформенный мир),
 или Буддакшетра, и являются первой или высшей иерархией пяти
 ортодоксальных Дхиани Будд. Так же звали и одного шрамана
 (Архата) (см. Эйтель, "Sansk. Chin. Dict."), уроженца Кашмира,
 "который ввел Буддизм в Кустане и трудился в Тибете" (в седьмом
 веке нашей эры). Он был лучшим переводчиком полу-эзотерического
 Канона Северного Буддизма и современником великого Самантабхадры
 (см.).
 
 
 ВАЙСАКХА (Санскр.) Прославленная женщина-аскет, родившаяся в
 Шравасти, по имени Судатта, "добродетельная жертвовательница".
 Она была матерью-наставницей одной вихары или монастыря Упасик и
 известна как основательница вихары в честь Шакьямуни Будды. Ее
 считают покровительницей всех буддисток-аскетов.
 
 
 ВАЙШЕШИКА (Санскр.) Одна из шести Даршан или школ философии,
 основанная Канадой. Ее называют Атомистической Школой, так как
 она учит существованию вселенной атомов преходящего характера,
 бесконечному числу душ и определенному числу материальных
 принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых
 происходят периодические космические изменения, без какой-либо
 направляющей Силы, за исключением своего рода механического
 закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа.
 
 
 ВАЙШНАВА (Санскр.) Последователь любой секты, признающей и
 поклоняющейся Вишну как единому высшему Богу. Поклонников Шивы
 называют шайвами.
 
 
 ВАЙВАСВАТА (Санскр.) Имя Седьмого Ману, праотца расы после
 потопа, или нашего пятого человеческого рода. Предполагаемый сын
 Сурьи (Солнца), он, после того как спасся в ковчеге (построенном
 по указу Вишну) от Потопа, стал отцом Икшваку, основателя
 солнечной расы царей. (См. "Сурьяванша".)
 
 
 ВАДЖРА (Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских
 сочинениях - скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это
 божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом
 Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей
 духов и адептов - символ обладания Сиддхами или
 сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных
 церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ
 власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого
 скипетра называют Ваджрапани (см.).
 
 
 ВАДЖРАЧАРЬЯ (Санскр.) Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев,
 "Верховный Учитель Ваджры".
 
 
 ВАДЖРАДХАРА (Санскр.) Верховный Будда у северных буддистов.
 
 
 ВАДЖРАПАНИ (Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как
 духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный
 непосредственно из субъективной формы существования; божество,
 которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные - как
 субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и
 объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.
 
 
 ВАДЖРАСАТТВА (Санскр.) Имя шестого Дхиани-Будды (которых в
 народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, -
 последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв -
 "сынов разума" первых. Поэтому востоковеды относятся к
 Ваджрасаттве как к "вымышленному Бодхисаттве".
 
 
 ВАЛЛАБАЧАРЬЯ (Санскр.) Имя мистика, который был чела (учеником)
 Вишну Свами и основателем секты вайшнавов. Его последователей
 называют Госвами Махарадж; им принадлежат большие земельные
 владения и многочисленные мандиры (храмы) в Бомбее. Они
 выродились в постыдно безнравственную секту.
 
 
 ВАМАНА (Санскр.) Пятый аватар Вишну, отсюда имя того Гнома, форму
 которого принял этот бог.
 
 
 ВАРА (Мазд.) Термин, употребленный в "Вендидаде", где Ахура-Мазда
 указывает Йиме строить Вару. Это также означает оболочку или
 проводник, ковчег (аргха), и в то же время Человека (стих 30).
 Вара есть проводник одушевляющих нас Эго; т.е. человеческое тело,
 в котором душа обозначается выражением "окно, самосветящееся
 внутри".
 
 
 ВАРАХА (Санскр.) Вепрь-аватар Вишну; третий по счету.
 
 
 ВАРНА (Санскр.) Каста; букв., "цвет". Четыре основных касты,
 названные Ману - брамины, кшатрии, вайшьи и шудры - называются
 Чатурварна.
 
 
 ВАРША (Санскр.) Область, равнина; любая открытая местность,
 расположенная между большими горными цепями земли.
 
 
 ВАРУНА (Санскр.) Бог воды или морской бог, но совершенно
 непохожий на Нептуна, ибо в случае этого старшего из ведийских
 божеств, Вода означает "Воды Пространства", или все-облекающее
 небо, Акаша - в одном смысле. Варуна или Уаруна (фонетически)
 несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит
 Мьюир: "Варуне приписываются благороднейшие космические функции.
 Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю,
 он обитает во всех мирах как суверенный властитель. ...Он
 заставил золотое... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий
 в атмосфере, есть его дыхание. ...Благодаря действию его законов,
 луна движется в сиянии и звезды... таинственно исчезают при
 дневном свете. Он знает полет птиц в небе, пути кораблей в
 океане, направление далеко уносящегося ветра, и созерцает все,
 что было или будет сделано. ...Он - свидетель правдивости и
 лживости людей. Он наставляет Риши Васишту в мистериях; но его
 тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам."
 ..."Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его
 характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие
 все, приписываемое любому другому ведийскому божеству."
 
 
 ВАСИШТА (Санскр.) Один из первоначальных семи великих Риши и
 прославленный ведийский мудрец.
 
 
 ВАСУДЭВА (Санскр.) Отец Кришны. Он принадлежал к ветви Ядава из
 Сомаванши или лунной расы.
 
 
 ВАСУ (Санскр.) Восемь злых божеств, сопровождающих Индру.
 Персонифицированные космические феномены, как показывают их имена.
 
 
 ВАЙЮ (Санскр.) Воздух: бог и властитель воздуха; одно из пяти
 состояний материи, а именно, газообразное. Одна из пяти стихий,
 называемая, как ветер, Вата. В "Вишну Пуране" Вайю - Царь
 гандхарвов. В "Рамаяне" он отец Ханумана. Троица мистических
 богов в Космосе, тесно связанных друг с другом, суть: "Агни
 (огонь), место которого на земле; Вайю (воздух или одна из форм
 Индры), место которого в воздухе; и Сурья (солнце), место
 которого в воздухе" ("Нирукта"). В эзотерическом толковании эти
 три космических принципа соответствуют трем человеческим
 принципам - Каме, Кама-Манасу и Манасу, солнцу разума.
 
 
 ВЕДАНА (Санскр.) Вторая из пяти Сканд (восприятия, чувства).
 Шестая Нидана.
 
 
 ВЕДАНТА (Санскр.) Мистическая философская система, которая
 выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать
 сокровенный смысл "Упанишад" (см.). В Шад-Даршанах (шесть школ
 или систем доказательств) она называется Уттара Миманса, и
 приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом,
 считается основателем Веданты. Ортодоксальные индусы называют
 Веданту - этот термин буквально означает "завершение всего
 (ведийского) знания" - Брахмаджнана, или чистым и духовным
 знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые
 различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами,
 то Веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса, как утверждается,
 жил за 1400 лет до Р.Х. Если, как Эльфинстон говорит в своей
 "History of India", "Брахманы" суть "Талмуд" индусов, а "Веды" -
 Моисеевы книги, то Веданту можно правильно назвать Каббалой
 Индии. Но насколько неизмеримо более величественной!
 Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и
 основателем философии Адвайта, иногда называют основателем
 современных школ Веданты.
 
 
 ВЕДЫ (Санскр.) "Откровение", священные писания индусов, от корня
 вид, "знать", или "божественное знание". Они суть наиболее
 древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских
 трудов. "Веды" (об эпохе и древности которых никакие два
 востоковеда не могут придти к соглашению), как заявляют сами
 индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о
 своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно
 в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера
 Манаса-Саровара (фонетически - Мансаровара) по ту сторону
 Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные
 учителя, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их
 древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды
 даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между
 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они
 составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к
 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса.
 Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их
 древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на
 такой древней форме Санскрита, столь отличающейся от теперешней,
 что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры
 всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь
 самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в
 оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до
 Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком,
 основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно
 показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а)
 "Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных
 "Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней,
 написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути,
 "откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической
 эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука
 доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и
 составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их
 древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в
 противовес отрывку Колбрука появилась научная статья, написанная
 Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических
 данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве
 доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере
 25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее,
 Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то,
 по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в
 Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует
 разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь
 объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы
 не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а
 чисто субъективная критика, без основательных данных, настолько
 часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем
 доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся
 области исследований, как санскритская литература. (На данный
 момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы,
 и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все
 еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут
 довольно основательно предупредить нас не быть слишком
 самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних
 гимнов Риг-Веды. ...Когда мы разбираем эти гимны... они
 представляют глубокий интерес как история человеческого разума,
 так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы
 Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших
 раздела, экзотерический и эзотерический; первый называется
 Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана-Канда,
 "раздел (божественного) знания", причем "Упанишады" (см.)
 относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути или
 откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того
 Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на
 основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада
 и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных
 манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а
 быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их
 составления.
 
 
 ВЕДА-ВЬЯСА (Санскр.) Составитель "Вед" (см.).
 
 
 ВЕДДХАС (Синг.) Название дикого племени, обитающего в лесах
 Цейлона. Их очень трудно отыскать.
 
 
 ПРОВОДНИК ЖИЗНИ (Мистич.) "Семиричный" Человек у пифагорейцев,
 "число семь" у профанов. Первые "объясняли это, говоря, что
 человеческое тело состоит из четырех основных элементов
 (принципов), и что душа троична (высшая триада)". (См. "Раз.
 Изида", II, с. 484.) Часто заявляется, что в ранних трудах
 философов никакое семеричное деление человека не упоминалось.
 Вышеприведенная цитата есть достаточное доказательство, что к
 этому вопросу, хотя с постоянной осторожностью, подходили более
 чем однажды, и что это не является новомодной теорией или
 изобретением.
 
 
 ВЕНДИДАД (Пехлев.) Первая книга (Носк) в собрании фрагментов
 Зенд, обычно известном как Зенд-Авеста. "Вендидад" есть искажение
 сложного слова "Видаэво-датем", означающего "противодемонический
 закон", и полон учений, как избежать греха и осквернения с
 помощью очищения, нравственного и физического - причем каждое из
 этих учений основано на Оккультных законах. Это преимущественно
 оккультный трактат, полный символизма и часто такого значения,
 которое совершенно противоположно выраженному в его
 мертво-буквенном тексте. Как гласит предание, "Вендидад" -
 единственный из двадцати одной Носки (книги), который избежал
 аутодафе от рук пьяного Искандера Руми, того, который потомками
 назван Александром Великим - хотя этот эпитет оправдывается лишь
 по отношению к зверству, порокам и жестокости этого завоевателя.
 Именно благодаря вандализму этого грека, литература и знание
 утеряли много бесценных учений в Носках, сожженных им. Даже
 "Вендидад" дошел до нас лишь во фрагментах. Первые главы очень
 мистичны, и поэтому в токованиях европейских востоковедов
 называются "мифическими". В них представлены два "творца"
 "духо-материи" или мира дифференциации - Ахура-Мазда и
 Ангра-Майнью (Ахриман), а также Йима (первый человек, или
 олицетворенное человечество). Этот труд разделен на фаргарды или
 главы, и некоторая часть из них посвящена образованию нашего
 глобуса, или земной эволюции. (См. "Зенд-Авеста".)
 
 
 ВЕТАЛА (Санскр.) Элементал, призрак, который посещает места
 захоронения и оживляет трупы.
 
 

<< Пред.           стр. 69 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу