<< Пред.           стр. 7 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 сестре, помимо многих других жен - согласно аллегории. Во время
 братоубийственной войны между Куравами и Пандавами Кришна учил
 его высшей философии, служа его возничим. (См. "Бхагавад Гита".)
 
 
 КОВЧЕГ ИЗИДЫ Во время великой египетской ежегодной церемонии,
 совершаемой в месяце Атир, жрецы в процессии несли ладью Изиды, и
 елись коллирийские лепешки или булочки, на которых был знак
 креста (Тат). Это было поминанием плача Изиды из-за потери
 Озириса; празднество Атира было очень впечатляющим. "Платон
 отзывается о мелодиях этого празднества, как об очень древних",
 пишет м-р Бонвик ("Eg. Belief and Mod. Thought"). "Miserere в
 Риме, говорят, напоминает это по своему меланхолическому ритму и
 заимствована из этого празднества. Плачущие девы под покрывалами
 следовали за ковчегом. Норны или девы под покрывалами, так же
 плакали из-за потери бога наших саксонских предков, злосчастного,
 но доброго Балдура".
 
 
 КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов,
 халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней - символом
 йони или чрева природы. Секет египтян, ковчег или священный ящик,
 стоял на ара - его пьедестале. Ковчег Озириса, со священными
 реликвиями этого бога, был "таких же размеров, как еврейский
 ковчег", говорит С.Шарп, египтолог; его несли жрецы на шестах,
 просунутых через его кольца, в священной процессии, - как и
 ковчег, вокруг которого танцевал Давид, Царь Израиля.
 Мексиканские боги также имели свои ковчеги. У Дианы, Цереры и
 других богинь, также как у богов, были свои. В каждом случае
 ковчег был ладьей - перевозочным средством. "Фивы имели священный
 ковчег длиной в 300 локтей", и сказано, что слово Фивы означает
 по-еврейски ковчег", что есть ничто другое, как естественное
 признание места, которому избранный народ обязан своим ковчегом.
 Кроме того, как пишет Бауэр, "Моисей не первый использовал
 Херувима". Крылатая Изида была херувимом или Ариэхом в Египте за
 века до появления там Авраама или Сары. "Часто указывалось на
 внешнее сходство некоторых египетских ковчегов, увенчанных двумя
 крылатыми человеческими фигурами, с ковчегом завета." (Bible
 Educator".) И не только "внешнее", но и внутреннее "сходство" и
 тождественность теперь общеизвестны. Ковчеги, как завета, так и
 подлинного, прямого языческого символизма, имели и теперь имеют
 одно и то же значение. То же произошло и с "Урим" и "Туммин"
 (см.). В Египте, как доказано многими египтологами, эти двое были
 символами Двух Истин. "Обе фигуры - Ре и Тмей - египетский
 Верховный Жрец носил на нагрудной пластине. Тме, во множественном
 числе тмин, означало по-еврейски истина. Уилкинсон говорит, что
 фигура Истины имела закрытые глаза. Розеллини рассказывает о
 Тмей, носившемся как ожерелье. Диодор указывает на такое же
 ожерелье из золота и драгоценных камней у Верховного Жреца во
 время произнесения приговора. Септуагинт переводит Туммин как
 Истина." (Бонвик, "Eg. Belief".)
 
 
 АРКА (Санскр.)
 
 
 АРКИТЫ Древние жрецы, прикрепленные к Ковчегу как Изиды, так и
 индусского Аргуа; всего их было семеро, как жрецов египетского Тат
 и любого другого крестообразного символа, представляющего три и
 четыре, комбинация которых дает муже-женское число. Аргха (или
 ковчег) был четырех-кратным женским символом, а пламя, горевшее
 над ним - тройственным лингамом.
 
 
 АРУЭР (Греч.) Бог Харсиези, который был старшим Гором. В Амбосе
 находился его храм. Если вспомним определение главных египетских
 богов, данное Плутархом, то эти мифы станут более ясными, так как
 он хорошо говорит: "Озирис представляет начало и принцип; Изида -
 ту, что получает; и Гор - соединение их обоих. Гор произошел от
 них, он ни вечный, ни нетленный, но, будучи вечно в зарождении,
 он старается чередованиями подражаний и периодической страстью
 (ежегодно вновь пробуждающейся к жизни) оставаться вечно молодым,
 как будто он никогда не должен умереть." Таким образом, поскольку
 Гор есть олицетворенный физический мир, Аруэр или "старший Гор",
 есть идеальная Вселенная; и именно поэтому говорится, что "его
 породили Озирис и Изида, будучи еще в лоне их матери" -
 Пространства. Вокруг этого бога и на самом деле много тайн, но
 значение символа становится ясным, если имеется ключ к нему.
 
 
 АРТЕФИЙ Великий герметический философ, настоящее имя которого
 никогда не было известно и сочинения которого не датированы, хотя
 известно, что свою "Тайную Книгу" он написал в ХII веке. Легенда
 гласит, что в то время ему было тысяча лет. Одному алхимику,
 живущему в Багдаде, принадлежит его книга о снах, в которой он
 выдает тайну видения прошлого, настоящего и будущего во сне и
 запоминания увиденного. Сохранились лишь две копии этого
 манускрипта. Книга о "Снах" иудея Соломона Алмула, изданная на
 еврейском в Амстердаме в 1642 г., содержит некоторые отголоски из
 более раннего труда Артефия.
 
 
 АРТА (Егип.) Земля; египетский бог Марс.
 
 
 АРТУФЫ В Южной Америке и на островах общее название храмов
 нагализма или поклонения змеям.
 
 
 АРУНДХАТИ (Санскр.) "Утренняя Звезда"; Люцифер-Венера.
 
 
 АРУПА (Санскр.) "Бестелесное", бесформенное, в противоположность
 рупа, "телу" или форме.
 
 
 АРВАКСРОТА (Санскр.) Седьмое сотворение - то есть, человека в
 "Вишну Пуране".
 
 
 АРВАКЕР (Сканд.) Букв., "рано встающий". В Эддах - конь колесницы
 Солнца, которой управляет дева Сол.
 
 
 АРЬЯ (Санскр.) Букв., "святой", первоначальный титул Риши, тех,
 кто овладели "Арьясатьяни" (см.) и вступили на путь Арьямарга к
 Нирване или Мокше, великий "четырех-кратный" путь. Но сейчас это
 название стало обозначением расы, и наши востоковеды, лишая
 индусских браминов их права первородства, сделали арийцами всех
 европейцев. В эзотеризме эти четыре пути или стадии, - поскольку
 вступить на них можно лишь благодаря большому духовному развитию
 и "росту в святости", - называют "четырьмя плодами". Ступени
 Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин,
 Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим
 четырем путям и истинам.
 
 
 АРЬЯ-БХАТА (Санскр.) Самый древний индусский алгебраист и
 астроном, не считая Асура Майю (см.); автор труда под названием
 "Арья Сиддханта", система Астрономии.
 
 
 АРЬЯ ДАСА (Санскр.) Букв., "Святой Учитель". Великий мудрец и
 Архат школы Махасамгхика.
 
 
 АРЬЯХАТА (Санскр.) "Путь Архатства" или святости.
 
 
 АРЬЯСАНГА (Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот
 Архат, непосредственный ученик Готамы Будды, в высшей степени
 необосновано спутан и смешан с личностью под тем же именем, будто
 бы жившей в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей эры,
 и, в добавление к системе Йогачарья, учившей культу Тантрики. Те,
 кто старались популяризировать его, заявили, что он тот самый
 Арьясанга, который был последователем Шакьямуни, и что было ему
 тысяча лет. Одной внутренней очевидности достаточно, чтобы
 показать, что написанные им труды, переведенные около 600-го
 г. н.э., труды, полные культа Тантры, ритуализма и принципов,
 которым сейчас, в значительной степени, следуют секты "красных
 шапок" в Сиккиме, Бутане и Малом Тибете, не могут быть той же
 самой возвышенной системой чистого Буддизма ранней школы
 Йогачарья, которая является ни северной, ни южной, но абсолютно
 эзотерической. Хотя ни одна из подлинных книг Йогачарья ("Нарджол
 чодпа") никогда не попадала в руки публики или в продажу, все же
 в "Йогачарья Бхуми Шастре" псевдо-Арьясанги можно найти многое из
 старой системы, в доктрины которой он мог быть посвящен. Все же,
 это настолько смешано с Шиваизмом и магией Тантрики, и
 суевериями, что труд этот сам наносит поражение своей цели,
 несмотря на замечательную диалектическую тонкость. Как ненадежны
 заключения, к которым приходят наши востоковеды, и как
 противоречивы указанные ими даты, можно увидеть на конкретном
 примере. В то время, как Ксома де Керес (который, кстати, никогда
 не был знаком с Гэ-лук-па (желтыми шапками), но всю свою
 информацию получил от "красношапочных" лам пограничной области)
 относит псевдо-Арьясангу к седьмому столетию нашей эры; Васильев,
 который большую часть своей жизни провел в Китае, доказывает, что
 он жил гораздо раньше, а Уильсон (см. "Roy. As. Soc.", т. VI, с.
 240), говоря о периоде, когда были написаны труды Арьясанги, еще
 сохранившиеся на санскрите, считает, что теперь "установлено, что
 они были написаны самое позднее от полутора веков до-, до столько
 же веков после эры Христианства." В любом случае, так как
 неоспоримо, что религиозные труды Махаяны все были написаны
 задолго до времени Арьясанги - жил ли он во "втором веке до Р.Х."
 или же в "седьмом после Р.Х." - и что они содержат все и гораздо
 больше из основных доктрин системы Йогачарья, столь искаженных
 айодхьянским подражателем, - заключение таково, что где-то должно
 находиться истинное толкование, свободное от популярного Шиваизма
 и магии левой руки.
 
 
 АРЬСАТЬЯНИ (Санскр.) Четыре истины или четыре догмата: 1) Дукха,
 или то, что страдание и боль являются неизбежными спутниками
 чувственного (эзотерически - физического) существования; 2)
 Самудайа, тот труизм, что страдания усиливается человеческими
 страстями; 3) Ниродха, то, что подавление и прекращение всех этих
 чувств возможно для человека "на пути"; 4) Марга, узкий путь или
 та стезя, которая ведет к такому благословенному результату.
 
 
 АРЬЯВАРТА (Санскр.) "Страна Арьев", или Индия. Древнее название
 Северной Индии, где брамины-захватчики ("с Окса", как говорят
 востоковеды) поселились сперва. Ошибочно распространять это
 наименование на всю Индию, так как Ману дает название "страна
 Арьев" лишь "полосе между Гималаями и горными хребтами Виндхья,
 от восточного до западного моря".
 
 
 АСАКРИТ САМАДХИ (Санскр.) Определенная ступень экстатического
 созерцания. Стадия в Самадхи.
 
 
 АСАНА (Санскр.) Треть ступень Хатха Йоги, одна из предписанных
 поз медитации.
 
 
 АСАТ (Санскр.) Философский термин, означающий "не-бытие" или
 вернее, небытийность. "Непостижимое ничто". Сат, неизменная,
 вечная, вездесущее, и единственная реальная "Бытийность" (но не
 Бытие) упомянуто как "родившееся от Асад - рожден Сат'ом".
 Нереальное или Пракрити, объективная природа, рассматриваемая как
 иллюзия. Природа, или обманчивая тень ее единой истинной сущности.
 
 
 АСАТОР (Сканд.) То же, что Тор. Бог гроз и грома, герой,
 получивший Мьельнир, "молот грозы", от его изготовителей, гномов.
 С ним он побеждает Алвина в "битве слов", сокрушает голову
 великану Хрунгиру и подвергает Локи наказанию за его магию,
 уничтожает целую расу великанов в Тримхейме, и будучи добрым и
 доброжелательным богом, немедленно воздвигает вехи, освящает
 брачные узы, благословляет закон и порядок, и, с его помощью,
 свершает всякий добрый и замечательный подвиг. Бог в Эддах,
 который почти столь же велик, как Один. (См. "Мьельнир" и "Молот
 Тора".)
 
 
 АСАВА САМКХАЙА (Пали.) "Законченность потока", одна из шести
 "Абхиджн" (см.). Феноменальное знание законченности потока жизни и
 ряда повторных рождений.
 
 
 АСБУРДЖ Одна из легендарных вершин в горной цепи Тенериф. В
 преданиях Ирана - большая гора, по своему аллегорическому
 значению соответствующая Мировой горе, Меру. Асбурдж есть та
 гора, "у подножья которой заходит солнце".
 
 
 АСХ МЕЦАРЕФ (Евр.) Очищающий Огонь, каббалистический трактат,
 посвященный вопросам Алхимии и зависимости между металлами и
 планетами. (у.у.у.)
 
 
 АСЫ (Сканд.) В древнескандинавских балладах - сотворители Гномов
 и Эльфов, Элементалов, стоящих ниже человека. Они являются
 потомством Одина; то же, что Эсир.
 
 
 АСГАРД (Сканд.) Царство и обитель древнескандинавских богов,
 скандинавский Олимп; расположен "выше Дома Эльфов Света", но на
 одном плане с Етунхеймом жилищем Етунов, злых великанов, сведущих
 в магии, с которыми боги находятся в постоянной вражде. Очевидно
 то, что боги Асгарда суть то же самое, что и индийские Суры
 (боги), а Етуны - Асуры, - обе группы представляют враждующие
 силы в природе - благотворные и пагубные. Они также являются
 прототипами греческих богов и Титанов.
 
 
 АШ (Евр.) Огонь, как физический, так и символический огонь;
 по-английски пишется как As, Aish и Each.
 
 
 АШЕН ЛАНГАН (Коларианские.) Определенные обряды для изгнания злых
 духов, похожие на изгнание бесов у христиан; употребляются
 коларианскими племенами в Индии.
 
 
 АШЕРА (Евр.) В Ветхом Завете встречающееся слово, которое обычно
 переводят как "роща", подразумевая идолопоклонство, но возможно,
 что на самом деле это относится к обрядам половой развращенности;
 это существительное женского рода. (у.у.у.)
 
 
 АШМОГ (Зенд.) Дракон или Змий, чудовище с верблюжьей шеей в
 Авесте; вид аллегорического Сатаны, который после Падения "утерял
 свою природу и имя" в древнееврейских (каббалистических) текстах
 назван "летучим верблюдом"; очевидно, в обоих случаях -
 воспоминание или верование в доисторических или допотопных
 чудовищ - наполовину птиц, наполовину пресмыкающихся.
 
 
 АШТАДИША (Санскр.) Пространство с восемью направлениями.
 Воображаемое деление пространства, представленного как
 восьмигранника, а в других случаях - как додекаэдр.
 
 
 АШТА СИДДХИ (Санскр.) Восемь достижений в практике Хатха Йоги.
 
 
 АШТАР ВИДИА (Санскр.) Самый древний индусский труд по Магии. Хотя
 существует утверждение, что это сочинение в полном виде имеется в
 руках у некоторых оккультистов, все же востоковеды считают его
 утерянным. Сейчас сохранились лишь очень немногие его фрагменты,
 но даже они очень сильно искажены.
 
 
 АШ ИГГДРАСИЛ (Сканд.) "Мировое Древо". Символ Мира у древних
 скандинавов, "древо вселенной, времени и жизни". Оно вечно
 зеленое, ибо Норны Рока обрызгивают его ежедневно водой жизни из
 источника Урд, струящегося в Мидгарде. Дракон Нидхегг непрестанно
 грызет его корни, дракон Зла и Греха; но Аш Иггдрасил не может

<< Пред.           стр. 7 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу