<< Пред.           стр. 70 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 ВЕТАЛА СИДДХИ (Санскр.) Практика колдовства; способ приобретения
 власти над живыми путем черной магии, заклинаний и церемоний,
 производимых над телом умершего человека, во время которых труп
 оскверняется. (См. "Ветала".)
 
 
 ВИБХАВАСУ (Санскр.) Мистический огонь, связанный с началом
 пралайи или растворения вселенной.
 
 
 ВИБХУТАЙАХ (Санскр.) То же, что Сиддхи или магические силы.
 
 
 ВИДИА (Санскр.) Знание, Оккультная Наука.
 
 
 ВИДИА-ДХАРА (Санскр.) И Видиа-дхари, мужские и женские божества.
 Букв., "обладатели знания". Их также называют Набхас-чара,
 "передвигающимися в воздухе", летающие, и Приям-вада, "сладко
 говорящие". Они суть сильфы розенкрейцеров; низшие божества,
 населяющие астральную сферу между землей и эфиром; в народном
 фольклоре они считаются добрыми, но на самом деле они хитрые и
 злобные, и разумные элементалы, или "Силы воздуха". На Востоке и
 на Западе, они изображаются как имеющие сношения с людьми
 ("брачующиеся" - выражаясь языком розенкрейцеров; см. "Граф де
 Габалис"). В Индии их называют также Кама-рупины, ибо они
 принимают форму по желанию. Именно из этих созданий пополняются
 ряды "супруг-духов" и "супругов-духов" определенных современных
 спиритуалистических медиумов и истериков. Они с гордостью
 хвастаются подобными пагубными сношениями (напр., американская
 "Лили", супруга-дух известного главы ныне рассеянной общины
 спиритуалистов, крупного поэта и хорошо известного писателя), и
 называют их ангелами-водителями, утверждая, что это духи
 знаменитых развоплощенных смертных. Эти "Духи-мужья" и "жены"
 возникли не вместе с современными спиритами и спиритуалистами, но
 были известны на Востоке уже тысячелетиями, в Оккультной
 философии - по вышеприведенным названием, а среди профанов - как
 Пишачи.
 
 
 ВИХАРА (Санскр.) Любое место, где живут буддийские жрецы или
 аскеты; буддийский храм, обычно скальный храм или пещера.
 Монастырь, как мужской, так и женский. В наши дни вихары можно
 встретить при монастырях и академиях для буддийского обучения
 городах и селениях, но в древности их можно было отыскать лишь
 труднодоступных диких джунглях, на горных вершинах и в самых
 уединенных местах.
 
 
 ВИХАРАСВАМИН (Санскр.) Старший (мужчина или женщина) монастыря,
 вихары. Также называется Кармадана, так как каждый учитель или
 гуру, имеющий власть, возлагает на себя ответственность за
 определенные деяния, хорошие или плохие, совершаемые его
 учениками, или группой, доверенной ему.
 
 
 ВИДЖНАНАМ (Санскр.) Ведантийское название принципа, находящегося
 в Виджнанамайа Коше (оболочке разума) и соответствует качествам
 Высшего Манаса.
 
 
 ВИКАРГТАНА (Санскр.) Букв., "лишенный своих лохмотьев"; имя
 Солнца и символ посвященного неофита (см."Тайная Доктрина", I,
 397, прим.).
 
 
 ВИМОКША (Санскр.) То же, что Нирвана.
 
 
 ВИНА (Санскр.) Разновидность большой гитары, применяется в Индии
 и Тибете, изобретение которой приписывается по-разному - Шиве,
 Нараде и другим.
 
 
 ВИНАТА (Санскр.) Дочь Дакши и жена Кашияпы (одного из
 "семи ораторов" мира). Она принесла яйцо, из которого родился
 Гаруда-провидец.
 
 
 ВИПРАЧИТТИ (Санскр.) Владыка данавов - великанов, которые вели
 войну с богами: Титанов Индии.
 
 
 ВИРАБХАДРА (Санскр.) Тысячеглавое и тысячерукое чудовище,
 "рожденное из дыхания" Шивы Рудры, символ, имеющий отношение к
 "потом-рожденным", второй расе человечества ("Тайная Доктрина",
 II, 231).
 
 
 ВИРАДЖ (Санскр.) Индусский Логос в "Пуранах"; мужской Ману,
 сотворенный в женской половине тела Брамы (Вак) этим богом. Ману
 говорит: "Разделив тело свое пополам, владыка (Брама) стал в
 одной части мужчиной, а в другой - женщиной; и в ней он сотворил
 Вирадж". Согласно "Риг-Веде", Вирадж происходит от Пуруши, а
 Пуруша - от Вирадж. Последний есть прообраз всех мужских существ,
 а Вак, Шатарупа (имеющая сто форм) - прообраз всех женских форм.
 
 
 ВИШНУ (Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы),
 состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, "всепроникать". В
 "Риг-Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением
 солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь
 областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)".
 Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого
 утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь
 и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама
 Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д.,
 и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом,
 хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен - Сахасранама".
 
 
 ВИШВАКАРМАН (Санскр.) "Всесоздающий". Ведийское божество,
 олицетворение творящей Силы, описан как Единый "всевидящий бог...
 породитель, распорядитель, который... находится вне пределов
 понимания (непосвященных) смертных". В двух гимнах "Риг-Веды",
 посвященных специально ему, говорится, что он "принес себя в
 жертву самому себе". Имена его матери, "прекрасной и
 добродетельной Йога-Сиддха" ("Пураны"), и его дочери Санджны
 (духовное сознание), показывают его мистический характер. (См.
 "Тайная Доктрина", индекс.) Как ремесленник богов и их оружейник,
 он назван Кару, "рабочий", Такшака, "плотник" или "дровосек" и
 т.д., и т.д.
 
 
 ВИШВАТРИАРЧАС (Санскр.) Четвертый солнечный (мистический) луч из
 семи. (См. "Тайная Доктрина", I, с. 642, прим.)
 
 
 ВИВАСВАТ (Санскр.) "Яркий", Солнце.
 
 
 ВИВАН (Санскр.) Некий вид "летательного аппарата", подобный
 воздушному шару, упомянутый, но не описанный в древнесанскритских
 работах; по-видимому, он был известен и им пользовались атланты и
 древние арьи.
 
 
 ВОЛУСПА (Сканд.) Поэма под названием "Песнь Пророчицы", или
 "Песнь Уалы".
 
 
 ВУДУИЗМ или Вуду. Система африканского колдовства; секта черных
 магов, которой весьма преданы негры Нового Орлеана. Процветает
 также на Кубе и в Южной Америке.
 
 
 ВУРДАЛАК (Слав.) Вампир; труп, оживленный своими низшими
 принципами и сохраняющий нечто вроде полу-жизни в себе, выходя по
 ночам из могилы, зачаровывая своих живых жертв и высасывая их
 кровь. Румыны, молдаване, сербы и все славянские народности,
 живущие на Балканах, а также чехи (богемийцы), моравы и другие,
 твердо верят в существование подобных призраков и соответственно
 боятся их.
 
 
 ВОТАН (Мекс.) Обожествленный герой мексиканцев, и, вероятно, то
 же , что Кецал-коатл; "сын змиев", допущенный "к норе змия", что
 означает Адепта, допущенного к Посвящению в сокровенном покое
 Храма. Миссионер Брассер де Бурбур стремится доказать, что он
 потомок Хама, проклятого сына Ноя. (См. "Раз. Изида", I, 627 и
 дальше.)
 
 
 ВРАТА (Санскр.) Закон или сила богов.
 
 
 ВРАТАНИ (Санскр.) "Действующие законы" Варуны, законы природного
 действия. (См. гимны "Риг-Веды", X, 90-I.)
 
 
 ВРИДДХА ГАРГА (Санскр.) От Вриддха, "старый", и Гарга, древний
 мудрец, один из древнейших писателей по астрономии.
 
 
 ВРИДДХА МАНАВА (Санскр.) Законы Ману.
 
 
 ВРИТРА (Санскр.) Демон засухи в "Ведах", великий противник Индры,
 с которым он постоянно воюет. Аллегория космического феномена.
 
 
 ВРИТРА-ХАН (Санскр.) Эпитет или титул Индры, означающий
 "победитель Вритры".
 
 
 ВЬЯХРИТИ (Санскр.) Букв., "огненные", слова, зажженные огнем и
 рожденные им. Три мистических, творящих слова, которые, согласно
 Ману, Праджапати "выдоили" из "Вед": бхур - из "Рид-Веды"; бхувах
 - из "Яджур-Веды"; и Свар - из "Сама Веды" ("Ману", II, 76).
 Говорится, что все три обладают творящей силой. "Шатапатха
 Брахмана" поясняет, что они суть "три светящиеся сущности",
 которые Праджапати ("владыки творения", прародители) извлекли из
 "Вед" с помощью тепла. "Он (Брама) молвил слово бхур, и оно стало
 землей; бхувах, и оно стало небосводом; и свар, которое стало
 небом." Махар есть четвертая "светящаяся сущность", и была взята
 из "Атхарва-Веды". Но так как это слово чисто мантрическое и
 магическое, то оно, так сказать, остается в стороне.
 
 
 ВЬЯСА (Санскр.) Букв., тот, кто излагает или развивает,
 толкователь или, вернее, открывающий; ибо то, что он объясняет,
 толкует и развивает, является тайной для профана. Этот термин в
 древности относился к высшим Гуру в Индии. В Арьяварте было много
 Вьяс; один из них был собирателем и компилятором "Вед"; другой,
 автор "Махабхараты" - двадцать восьмым Вьясой или раскрывателем в
 порядке последовательности, - и последний известный Вьяса был
 автором Уттара Мимансы, шестой школы или системы индийской
 философии. Он также был основателем системы Веданта. Востоковеды
 (см. Эльфинстон, Коуэлл и т.д.) относят его к 1400 г. до Р.Х. но
 эта дата, конечно же, слишком современная. В "Пуранах" упомянуты
 двадцать восемь Вьяс, которые в различные века сходили на землю
 для распространения ведийских истин - но их было намного больше.
 
 
 В.
 
 
 В. (W). - 23-я буква. Не имеет эквивалента в еврейском языке. В
 Западном Оккультизме некоторые считают ее символом небесной воды,
 тогда как M символизирует земную воду.
 
 
 УАЛА (Сканд.) Пророчица в песнях "Эдды" (древнескандинавской
 мифологии). С помощью заклинаний Одина она была вызвана из могилы
 и предрекла смерть Балдуру.
 
 
 ВАЛГАЛЛА (Сканд.) Разновидность рая (Дэвачана) для павших воинов,
 называемая древними скандинавами "залом благословенных героев";
 она имеет пятьсот дверей.
 
 
 ВАЛИ (Сканд.) Сын Одина, который отмщает за смерть Балдура,
 "возлюбленного".
 
 
 ВАЛЬКИРИИ (Сканд.) Их называют - "выбирающие умерших". В народной
 поэзии скандинавов эти богини освящают павших героев поцелуем,
 и взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в
 Валгаллу.
 
 
 ВАНЫ (Сканд.) Очень древняя раса богов, которой поклонялись
 древние скандинавы у истоков времен, а потом тевтонские племена.
 
 
 ВАРА (Сканд.) Одна из служанок северной Фрейи; "мудрая Вара",
 которая следит за желаниями каждого человеческого сердца, и мстит
 за каждое вероломство.
 
 
 ВОДА Первый принцип вещей, согласно Фалесу и другим древним
 философам. Конечно, это не вода на материальном плане, но образно
 обозначает потенциальный флюид, содержащийся в беспредельном
 пространстве. В Египте это символизировалось Нефом, "нераскрытым"
 богом, который изображался в виде змия - символа вечности -
 обвившегося вокруг урны с водой, его голова - над водами, которые
 он оживляет своим дыханием. "И Дух Божий витал над ликом вод"
 ("Бытие", I). Медьяная роса, пища богов и творящих пчел на
 Иггдрасиле, выпадает за ночь на древо жизни из "божественных вод,
 места рождения богов". Алхимики заявляют, что когда
 до-адамическая земля разложена Алкахэстом до своей первичной
 субстанции, то она похожа на чистую воду. Алкахэст есть "единый и
 невидимый, вода, первый принцип, во втором превращении".
 
 
 ВЕ (Сканд.) Один из трех богов - Одина, Вили и Ве - которые
 убивают великана Имира (хаотичную силу) и из его тела, предвечной
 субстанции, сотворяют мир.
 
 
 ВЕРДАНДИ (Сканд.) См. "Норны", три сестры-богини, которые
 представляют собой Прошлое, Настоящее и Будущее. Верданди
 представляет вечно-сущее время.
 
 
 КНУТ ОЗИРИСА Плеть, символизирующая Озириса как "судью умерших".
 В папирусе она названа нехех или бичем. Д-р Причард видит в нем
 веялку или ван, инструмент для отвеивания. Озирис, "который
 держит в руке свою веялку и очищает Аменти от грешных сердец,
 подобно тому, как отвеиватель подметает упавшие на пол зерна и
 запирает доброкачественную пшеницу в житницу". (Сравните "От
 Матфея", III, 12.)
 
 
 БЕЛЫЙ ОГОНЬ (Кабб.) "Зохар", говоря о "Великом Лике" и "Малом
 Лике", символах Макрокосма и Микрокосма, говорит о сокровенном
 Белом Огне, изучающемся из них днем и ночью, и все же никогда не
 видимом. Это отвечает жизненной силе (за пределами светоносного
 эфира), и электричеству на высших и низших планах. Но мистический
 "Белый Огонь" есть имя, данное Эйн-Софу. И в этом лежит разница
 между арийской и семитской философиями. Оккультисты первой
 говорят о Черном Огне, что есть символ неведомого и
 невообразимого Брахмы, и заявляют, что о "Черном Огне" невозможны
 никакие рассуждения. Но каббалисты, которые, благодаря тонкому
 изменению смысла, наделяю даже Эйн-Соф видом косвенной воли и
 атрибутами, называют свой "огонь" белым, таким образом низвергая
 Абсолют в мир зависимости и конечности.
 
 

<< Пред.           стр. 70 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу