<< Пред.           стр. 71 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу

 БЕЛАЯ ГОЛОВА По-еврейски Реша Хивра, эпитет, данный Сефире,
 высшей из Сефиротов, чей череп "выделяет росу, которая призовет
 умерших снова к жизни".
 
 
 БЕЛЫЙ КАМЕНЬ Знак посвящения, упомянутый в "Откровении" Св.
 Иоанна. На нем было выгравировано слово награда, и он был
 символом того слова, которое давалось неофиту, успешно прошедшему
 при своем посвящении через все испытания в Мистериях. Это был
 могущественный белый сердолик средневековых розенкрейцеров,
 которые переняли его от гностиков. "Тому, кто победит, я дам
 вкусить от сокрытой манны (оккультное знание, которое нисходит с
 неба как божественная мудрость), и дан ему белый камень, а в
 камне - новое имя вписано ("тайное имя" внутреннего человека или
 Эго нового Посвященного), которое ни один человек не будет знать,
 но только тот, кто получит его." ("Откровение", II, 17.)
 
 
 СЫН ВДОВЫ Имя, данное французским масонам, вследствие того, что
 масонские церемонии главным образом основаны на приключениях и
 смерти Хирама Абифа, "сына вдовы", который якобы помогал строить
 мифический Храм Соломона.
 
 
 ВИЛИ (Сканд.) См. "Ве".
 
 
 ВОЛЯ В метафизике и оккультной философии Воля есть то, что
 руководит проявленными вселенными в вечности. Воля есть единый и
 единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его
 воодушевляющая сущность. "Воля есть первая из всех сил", говорит
 Ван Гельмонт, "... Воля есть атрибут всех духовных существ и
 выражает себя в них тем активнее, чем больше они освободились от
 материи." И Парацельс учит, что "решительная воля есть начало
 всех магических действий. Именно потому, что люди не в
 совершенстве представляют себе и верят в результат, (оккультные
 искусства являются такими неубедительными, тогда как они могли бы
 быть вполне убедительными". Как и все остальное Воля семерична в
 своих степенях проявления. Эманируя из единой, вечной,
 абстрактной и находящейся в полном покое Воли (Атма в Лайам), она
 становится Буддхи в своем состоянии Алайа, спускается ниже как
 Махат (Манас), и нисходит по лестнице степеней, пока божественный
 Эрос, в своем низшем, животном проявлении, не становится
 эротическим желанием. Воля как вечный принцип не есть ни дух, ни
 субстанция, но вечная мыслеоснова. Как прекрасно выразился
 Шопенгауэр в своей "Parerga": "В действительности нет ни материи,
 ни духа. Стремление к гравитации в камне столь же необъяснимо,
 как и мысль в мозгу человека. ...Если материя может - неизвестно
 почему - падать на землю, то она может также - неизвестно почему
 - мыслить. ...Как только, даже в механике, мы переходим пределы
 чисто математического, как только мы подходим к непостижимому
 молекулярному притяжению, тяготению и так далее, мы становимся
 лицом к лицу с явлениями, которые для наших чувств являются столь
 же таинственными, как и воля."
 
 
 МУДРОСТЬ "Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии", говорят
 каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу,
 Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию.
 "Единая Мудрость - в Звуке", говорят оккультисты, - где
 опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть
 субстрат Акаши. В "Зохаре", "Книге Великолепия", говорится: "Это
 есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего,
 что имеется от Всевышнего". ("Зохар", III, fol. 288, "Каббала"
 Мейера.) И это объясняется: "Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е.
 Эйн, Ни-что". "Это так названо потому, что мы не знаем, и
 не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что... это выше
 самой Мудрости" (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные
 каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что
 есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.
 
 
 РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ Единая религия, лежащая в основе всех ныне
 существующих верований. Та "вера", которая, будучи предвечной и
 открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и
 одушевляющими Эго (хотя Церковь считает их "падшими ангелами") не
 требовала ни "привлекательности", ни слепой веры, обо она была
 знание. (См. "Гупта Видиа", Сокровенное Знание.) Именно на этой
 Религии Мудрости и основана Теософия.
 
 
 ВЕДЬМА От англо-саксонского слова wicce, германского wissen,
 "Знать", и wikken, "пророчить". Ведьм вначале называли "мудрыми
 женщинами", до того дня, когда Церковь решила следовать закону
 Моисея, который предавал каждую "ведьму" или колдунью смерти.
 
 
 КОЛДОВСТВО Заклинание, искусство насылания чар и применения
 черной магии.
 
 
 ШАБАШ ВЕДЬМ Предполагаемый праздник и сборище ведьм в
 каком-нибудь уединенном месте, где - согласно обвинениям -
 колдуньи вступали в непосредственное сношение с Дьяволом. В это
 верили все расы и народы, а некоторые верят по сей день. Так,
 говорят, что главная "штаб-квартира" и место сборищ всех ведьм
 в России - это Лысая Гора вблизи Киева, а в Германии - Брокен, в
 горном массиве Гарц. В старом Бостоне, США, они встречались
 вблизи "Чертова Пруда", в большом лесу, который теперь исчез. В
 Салеме они были преданы смерти почти что по воле Старейшин
 Церкви, а в Южной Каролине сожгли ведьму еще в 1865 г. В Германии
 и Англии Церковь и Государство казнили их тысячами, заставляя
 лгать и под пытками признаваться в участии в "Шабашах Ведьм".
 
 
 ВИТТОБА (Санскр.) Одна из форм Вишну. Мур в своей "Hindu
 Pantheon" приводит изображение Виттобы, распятого в Пространстве;
 а преп. д-р Ланди утверждает ("Monumental Christianity"), что эта
 гравюра предшествует Христианству и представляет распятого
 Кришну, Спасителя, - отсюда и конкретное пророчество Христа (см.
 "Раз. Изида", II, 641, 642).
 
 
 ВОЛШЕБНИК Мудрец. Заклинатель или колдун.
 
 
 УОДАН (Саксон.) Скандинавский Один, Вотан или Уотан.
 
 
 МИР (World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это
 означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была
 Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и
 мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть
 объяснены, как воплощающие научно доказанные истины
 натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными
 вариациями, аллегорически выраженное описание первичной
 космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и
 материи; мировые змии и столбы - символические памятники
 различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном
 соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы -
 матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические
 зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни,
 который, когда его пьют, пробуждает в человеке-материи
 человека-духа. Сома, жертвенное питье индусов, является этим
 священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia, в то время
 как ее грубейшие частицы были использованы для физического
 эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную,
 невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны
 новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к
 деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса.
 Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно
 превратились в конкретные образы космических символов, какими их
 теперь раскрывает археология." Другим и еще более принятым
 префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane". (См.
 "Мировое Яйцо", "Мировое Дерево" и "Иггдрасил".)
 
 
 МИРЫ, Четыре. Каббалисты различают Четыре Мира Существования, а
 именно: Ацилут, или прототипный; Бриа, или творящий, первое
 отражение высшего; Иецира, или формирующий; и Ассия, Мир
 Оболочек, или Клиппот, и материальная вселенная. Сущность
 Божества, концентрируясь в Сефиротах, сперва проявляется в Мире
 Ацилут, и их отражения воспроизводятся последовательно в каждом
 из четырех планов, постепенно уменьшаясь в светоносности и
 чистоте, пока не достигнута материальная вселенная. Некоторые
 авторы называют эти четыре плана Разумным, Нравственным,
 Чувственным и Материальным Мирами. (у.у.у.)
 
 
 МИРЫ, Низшие и Высшие. Оккультисты и каббалисты сходятся в
 разделении вселенной на высшие и низшие миры, миры Мысли и миры
 Материи. "Как вверху, так и внизу", утверждает Герметическая
 философия. Этот низший мир сформирован по своему прообразу -
 высшему миру; и "все, что в низшем, есть лишь образ (отражение)
 того, что в высшем". ("Зохар", II, fol. 20a.)
 
 
 X.
 
 
 X. - эта буква является одним из важных символов в Оккультной
 философии. Как число, X в математике обозначает неизвестную
 величину; в оккультных числах - совершенное число 10; когда
 представлена горизонтально - ____, она означает 1000; то же с
 чертой ______ - 10 000; и сама по себе, в оккультном символизме,
 она есть логос Платона (человек или микрокосм), крест-накрест в
 пространстве в форме буквы X. Кроме того, ____ или крест внутри
 круга, имеет еще более ясное значение в Восточной оккультной
 философии; это Человек внутри своей собственной сферической
 оболочки.
 
 
 КСЕНОФИЛ Пифагореец-адепт и философ; согласно Лукиану ("De
 Macrob."), Плинию и другим, дожил до возраста 170 лет, до конца
 сохраняя все свои способности. Он писал о музыке и был прозван
 "Музыкантом".
 
 
 КСИЗУСТР (Греч.) Халдейский Ной, на ассирийский табличках,
 который, согласно Александру Полихистору, в истории десяти царей
 Бероза описан так: "После смерти (девятого) Ардата, его сын
 Ксизустр правил восемнадцать сари. В это время случился большой
 потоп". Предупрежденный своим божеством в видении о надвигающемся
 потопе, Ксизустр получает от этого божества приказ строить
 ковчег, собрать в нем своих родственников вместе со всеми
 различными животными, птицами и т.п., и довериться поднимающимся
 водам. Повинуясь божественному указу, Ксизустр представлен
 совершающим точно то же, что и Ной спустя много тысячелетий после
 него. Он посылает из ковчега птиц, которые возвращаются к нему
 обратно; затем, через несколько дней, он посылает их снова, и они
 возвращаются с ногами, запачканными грязью; но третий раз они
 больше не возвращаются к нему. Приплыв к высокой горе Армении,
 Ксизустр оставляет ковчег и строит алтарь богам. И только здесь
 появляется расхождение между политеичной и монотеичной легендами.
 Ксизустр, почтив и отблагодарив богов за свое спасение, исчез, и
 его товарищи "больше его не видели". Предание гласит, что
 благодаря его великому благочестию Ксизустр и его семья были
 перенесены, чтобы жить с богами, как он сам сообщил выжившим. И
 хотя тело его ушло, в воздухе был слышен его голос, который,
 известив их о случившемся, указал им вернуться в Вавилон и
 воздать должное добродетели, религии и богам. Это более
 похвально, чем насадить виноград, напиться его сока, и проклясть
 собственного сына.
 
 
 Y.
 
 
 Y. - Двадцать пятая английского алфавита и десятая еврейского -
 Иод. Это есть litera Pythagorae, пифагорейская буква и символ,
 указывающий на два ответвления, или тропы добродетели и порока,
 соответственно, правая - ведущая к добродетели, левая - к пороку.
 В еврейском каббалистическом мистицизме это есть фаллический
 мужской член, а также, как число, десять - совершенное число.
 Символически она представлена в виде руки с согнутым указательным
 пальцем. Ее числовой эквивалент - десять.
 
 
 ЯДАВА (Санскр.) Потомок Яду; великого рода, в котором родился
 Кришна. Основателем этого рода был Яду, сын царя Яйати из
 Сомаванши или Лунной Расы. Именно при жизни Кришны - отнюдь не
 мифической личности, несомненно - было основано царство Дварака в
 Гуджерате, и именно после смерти Кришны (3102 г. до Р.Х.) все
 ядавы, находившиеся в городе, погибли, когда город был поглощен
 морем. Лишь несколько ядавов, которых во время катастрофы не было
 в городе, спаслись, чтобы продолжить этот великий род. Раджи
 Виджайа-Нагары в наше время являются одними из немногих его
 представителей.
 
 
 Я (Евр.) Как утверждается в "Зохаре" - слово, с помощью которого
 Элохимы образовали миры. Слог этот есть народная переработка и
 одна из многих форм "тайного имени" Иао. (См. "Иахо" и "Яхо".)
 
 
 ЯХО (Евр.) Фюрст показывает, что это то же, что греческое Иао.
 Яхо есть древнесемитское и очень мистическое имя верховного
 божества, тогда как Я (см.) и есть более позднее сокращение,
 которое сначала содержало в себе абстрактный идеал, но под конец
 стало относиться и связываться с фаллическим символом - лингамом
 творения. Как Я, так и Яхо были еврейскими "тайными именами",
 происшедшими от Иао, но халдеи имели Яхо еще до того, как евреи
 приняли это имя, и у них, как пояснено некоторыми гностиками и
 неоплатониками, это было высшее постижимое божество, восседающее
 над семью небесами и представляющее собой Духовный Свет (Атман,
 вселенский), лучом которого был Ноус, означая как разумного
 Демиурга Материальной Вселенной, так и Божественный Манас в
 человеке, оба будучи Духом. Истинным ключом к этому, сообщаемым
 только Посвященным, было то, что имя Иао было "трехбуквенным и
 его природа - тайной", как объясняли Иерофанты. Также и финикийцы
 имели верховное божество, имя которого состояло из трех букв и
 значения были тайными, оно также было Иао; а И-ха-хо было
 священным словом в египетских мистериях, которое означало
 "единое вечное и сокрытое божество" в природе и в человеке; т.е.
 "вселенская Божественная Мыслеоснова", и человеческий Манас или
 высшее Эго.
 
 
 ЯДЖНА (Санскр.) "Жертва", символом или изображением которой
 теперь является созвездие Мрига-ширас (голова оленя); а также
 одна из форм Вишну. "Яджна", говорят брамины, "существует
 изначально, ибо изошла от Верховного, в котором она покоится
 спящая от безначала". Это ключ к Трай-Видиа, трижды священной
 науке, содержащейся в стихах "Риг-Веды", которая преподает Яджну,
 или жертвенные тайны. Как говорит Хауг во Введении к "Айтарейа
 Брахмане" - Яджна как невидимое присутствие существует во все
 времена, простираясь от Ахаванья, или жертвенного огня, до небес,
 образуя мост или лестницу, посредством которой жертвователь может
 сообщаться с миром дэв, "и даже при жизни подниматься в их
 обители". Это одна из форм Акаши, внутри которой мистическое
 Слово (или в ее основе лежащий "Звук") пробуждает ее к
 существованию. Произнесенное Жрецом-Посвященным или Йогом, это
 Слово получает творящие силы, и сообщается в виде импульса на
 земном плане с помощью тренированной Силы воли.
 
 
 ЯКИН и БОАЗ (Евр.) Каббалистический и масонский символ. Два
 столба из бронзы (Якин - мужской и белый; Боаз - женский и
 красный), отлитые Хирамом Абифом из Тиры, называемым "Сыном
 Вдовы", для предполагаемого Соломонова (масонского) Храма. Якин
 был символом мудрости (Хокма), второй Сефиры; а Боаз - символом
 Разума (Бины); храм посреди этих двух рассматривался как Кэтер,
 венец, Отец-Матерь.
 
 
 ЯКША (Санскр.) Класс демонов, которые, в народном индийском
 фольклоре, пожирают людей. В эзотерической доктрине они просто
 суть злые (элементальные) воздействия, которые перед взором
 провидцев и ясновидящих нисходят на людей - когда те открыты к
 восприятию подобных воздействий - наподобие огненной кометы или

<< Пред.           стр. 71 (из 74)           След. >>

Список литературы по разделу