<< Пред.           стр. 11 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 .............................................................
 
  В результате правильно осуществляемых перемещений глаз
 появляется иллюзия движения объектов (их раскачивания, коле-
 бания). Если перемещения делать правильно, свидетельством че-
 го является такое кажущееся движение, то они окажут большую
 помощь в восстановлении зрения. Такие перемещения предотвра-
 щают попытки глаз пристально смотреть на объекты и, таким об-
 разом, снимая напряжение глаз, способствуют улучшению зрения.
  Многим людям довольно трудно объяснить, как это могут
 двигаться неподвижные объекты. Они твердо вбили себе в голову
 то, что это просто невозможно. Делая упражнения на перемеще-
 ние и раскачивание, они "цепляются" за эти объекты глазами,
 которые тут же начинают напрягаться. Естественно, что в этом
 случае объекты остаются неподвижными. Как побочный результат
 такой неправильной техники исполнения упражнений могут поя-
 виться неприятные ощущения в глазах, головокружение, иногда
 чувство легкой тошноты.
  Таким людям и особенно людям с плохим зрением обязатель-
 но надо добиться представления, что неподвижные объекты дви-
 жутся. Успешным в обучении этой категории пациентов представ-
 лению движения неподвижных объектов показал метод, предлагае-
 мый Р.С.Агарвалом [8, р.114]. Поступите следующим образом.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 20
 
 
  Повесьте проверочную таблицу на расстоянии около 4,5
 метров от пациента. Пусть он посмотрит на какую-либо точку
 одним метром правее таблицы. Тогда она окажется слева от рас-
 сматриваемой точки и будет сдвигаться дальше влево, если вы
 будете перемещать свой взгляд правее. Затем пусть пациент
 посмотрит левее от проверочной таблицы. Таблица сдвинется
 вправо по отношению к рассматриваемой точке.
  Чем шире будет перемещение взгляда от одной точки к дру-
 гой, тем больше будет качок (колебание) таблицы. Путем повто-
 ра пациент должен осознать, что всякий раз, когда рассматри-
 ваемая точка смещается вправо от проверочной таблицы, таблица
 и все другие объекты должны сместиться влево, и наоборот.
 Когда это будет твердо усвоено, производить иллюзию раскачи-
 вания станет все легче и легче. Пациент, как бы твердо он ни
 уверовал в то, что неподвижные объекты не могут двигаться,
 вынужден будет признать, что когда его взгляд смещается в од-
 ну сторону, таблица сдвигается в противоположную. Существова-
 ние этого движения столь бесспорно, что вскоре пациент просто
 не сможет не представлять неподвижные объекты движущимися
 всякий раз, когда глаза перемещаются справа налево, слева
 направо или в любых других направлениях. Добиться этого обыч-
 но удается за довольно короткое время.
 
 ..............................................................
 
  Это свойсто нормального зрения - видеть объекты движущи-
 мися при перемещении глаза, как правило, теряется при его
 ухудшении.
  Для восстановления нормальной работы глаз Бэйтсом были
 разработаны специальные упражнения на перемещение и раскачи-
 вание [16, р.108-112]. Они приводятся ниже. При исполнении
 этих упражнений вам надо будет одновременно овладеть мастерс-
 твом центральной фиксации. Поэтому до того, как вы приступите
 к ним, было бы хорошо ознакомиться с содержанием раздела
 3.4.1.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 21
 
  а) посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таб-
 лице;
  б) переместитесь на другую букву на той же строке в
 достаточном отдалении от первой, так, чтобы она была видна
 хуже;
  в) вновь посмотрите на первую букву и увидьте вторую
 хуже;
 
 
  г) попеременно смотрите на эти буквы в течение несколь-
 ких секунд, видя хуже ту букву, на которую не направлен взг-
 ляд.
  Когда удается сделать это упражнение, видение обеих
 букв улучшается. Они при этом кажутся двигающимися из стороны
 в сторону (качаются) в направлении, противопопложном движению
 глаза.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 22
 
  а) посмотрите на какую-нибудь большую букву;
  б) посмотрите на букву поменьше на достаточно большом
 расстоянии от нее. Большая буква тогда будет видна хуже;
  в) вновь взгляните на большую букву и увидьте ее лучше;
  г) повторите 6 раз.
  Когда удается это упражнение, обе буквы улучшаются, а про-
 верочная таблица кажется движущейся вверх-вниз.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 23
 
  Перемещение методами, описанными выше, дает человеку
 возможность видеть одну букву на строке лучше, чем другие
 буквы и обычно позволяет различать ее проблесками. Для того,
 чтобы видеть эту букву непрерывно, необходимо научиться пере-
 мещаться от ее верха до низа и от низа буквы до ее верха, ви-
 дя хуже часть, не рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию
 качания:
  а) посмотрите вверх над буквой на точку, достаточно
 удаленную от ее верхней части, чтобы видеть низ буквы или всю
 букву хуже;
  б) посмотрите вниз от буквы на точку, достаточно отда-
 ленную от ее нижней части, чтобы видеть верх буквы или всю
 букву хуже;
  в) повторите 6 раз.
  Если это успешно удается, буква будет казаться раскачи-
 вающейся вверх-вниз, а зрение улучшится. Это перемещение по-
 том можно сократить, пока не удастся перемещаться между вер-
 хом и низом буквы, сохраняя раскачивание. Буква теперь будет
 видна постоянно. Если этот метод не принесет успеха, дайте
 глазам отдохнуть, сделайте пальминг и повторите упражнение
 снова.
  Можно также практиковать перемещение с одного бока бук-
 вы на точку по ту сторону другого бока или от одного угла
 буквы на точку за другим углом.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 24
 
  а) посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с ко-
 торого она видна лучше всего. При миопии это расстояние сос-
 тавит сантиметров тридцать и менее того от лица. Перемещай-
 тесь от верха до низа буквы до тех пор, пока не сможете попе-
 ременно видеть каждый из них хуже, буква не покажется чернее,
 чем прежде, и не появится иллюзия качания;
 
 
  б) теперь закройте глаза и мысленно перемещайтесь от
 верха буквы к ее низу;
  в) посмотрите, открыв глаза, на чистую пустую стену
 (ПРИМ.АВТ.: смотрение на чистую (однородную) пустую стену или
 поверхность, где нет каких-либо деталей, способных привлечь
 внимание, а, значит, и вызвать пристальное смотрение, реко-
 мендуется Бэйтсом как одно из лучших средств для достижения
 расслабления глаз. Оно может выполняться и в качестве самос-
 тоятельного упражнения.) и повторите пункт б). Сравните спо-
 собность мысленно перемещаться и осуществлять раскачивание со
 способностью делать то же самое зрительно в ближней точке;
  г) теперь посмотрите на эту букву в отдалении и переме-
 щайтесь от ее верха к ее низу. Если это удается, то видение
 буквы улучшится и появится иллюзия качания.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 25
 
  Некоторые люди (особенно дети) могут видеть лучше тог-
 да, когда кто-нибудь указывает на буквы. В других случаях это
 наоборот, отвлекает. Если метод указывания окажется полезным,
 то рекомендуется действовать следующим образом:
  а) пусть кто-нибудь поместит кончик своего пальца на
 7-10 сантиметров ниже буквы. Затем человеку, восстанавливаю-
 щему свое зрение, необходимо посмотреть на эту букву и пере-
 меститься на кончик пальца, увидев букву хуже;
  б) сократите расстояние между пальцем и буквой сначала
 до 5-7 сантиметров, затем до 2-5 сантиметров и, наконец, до
 сантиметра, поступая каждый раз так, как это указано в пункте
 а). Если это удастся, то пациент сможет переводить взгляд от
 верха к низу буквы и обратно, видя попеременно каждую из них
 хуже и создавая иллюзию качания. Тогда станет возможным ви-
 деть букву непрерывно.
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 26
 
  Нередко при плохом зрении бывает так, что в момент,
 когда человек смотрит на какую-нибудь букву, некоторые из
 крупных букв на строках выше данной или большие буквы "Ш" и
 "Б" на самом верху таблицы Сивцева кажутся чернее, чем расс-
 матриваемая буква. Это делает невозможным идеальное видение
 более мелких букв. Чтобы избавиться от подобной эксцентричес-
 кой фиксации, посмотрите на букву, которая видна лучше, и пе-
 реместитесь к букве поменьше. Если это вам удастся, маленькая
 буква через несколько мгновений покажется чернее, чем более
 крупная. Если же после нескольких попыток этого не удастся
 добиться, дайте глазам отдохнуть, закрыв их и сделав паль-
 минг, а затем вновь постарайтесь добиться своего. Можно также
 перемещаться от большой буквы к точке на некотором расстоянии
 ниже маленькой буквы, постепенно приближаясь к ней по мере
 улучшения зрения.
 
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 27
 
  Полезным часто оказывается перемещение от проверочной
 таблицы на расстоянии 1-1,5 метров к таблице на расстоянии
 3-6 метров, так как бессознательное воспоминание буквы, уви-
 денной в ближней точке, помогает выявить ее на расстоянии.
 .............................................................
 
  При выполнении этих упражнений не пытайтесь настойчиво
 делать те из них, которые не удаются в данный момент. "Разные
 люди,- пишет Бэйтс,- найдут разные методы перемещения более
 или менее приемлемыми для себя. Если какой-либо метод после
 одной-двух попыток не приносит успеха, его следет отбросить и
 надо попытаться применить что-нибудь еще. Было бы ошибочным
 продолжать применение метода, не дающего быстрых результатов.
 Причиной неудачи в таких случаях является напряжение, а в
 том, чтобы продолжать напрягаться, нет ничего хорошего" [16,
 р.112].
 
 .............................................................
 
  Последователи Бэйтса также предложили ряд упражнений на
 перемещение и раскачивание. С некоторыми из них вы познакоми-
 тесь ниже. А пока оторвитесь на минутку от книге и попытай-
 тесь проделать одно упражнение, которое можно выполнять прак-
 тически всюду, в любой ситуации и в любое время. Оно очень
 поможет вам в превращении упражнений на перемещение и раска-
 чивание в подсознательную привычку.
 
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 28
 
  Перемещайтесь сознательно с одной части любых рассматри-
 ваемых объектов на другие и представляйте, что эти объекты
 кажутся движущимися в направлении, противоположном движению
 глаз. Меняйте размер, цвет и другие параметры объектов.
 
 .............................................................
 
  Очень сильно перемещение помогает при мысленном предс-
 тавлении и концентрации на представляемых объектах (см.разде-
 лы 3.3.1.; 3.3.2 и 3.3.3.).
  При правильной концентрации можно довольно быстро дос-
 тичь расслабления. Фактически правильная "концентрация и рас-
 слабление - это одно и то же" [8, р.196]. Как добиться расс-
 лабления с помощью упражнений на перемещение? Для этого надо
 сконцентрироваться на каком-нибудь маленьком объекте, напри-
 мер, букве мелкого шрифта. А как сконцентрироваться? Если вы
 обратитесь к перечисленным выше разделам, где суть правильной
 концентрации описана более подробно, то вы поймете, что она
 представляет собой постоянное перемещение своего внимания
 (взгляда) с одной части объекта концентрации на другую часть
 того же объекта. Для того, чтобы проиллюстрировать сказанное,
 мы приведем здесь упражнение, рекомендуемое профессором
 Р.С.Агарвалом [8, р.197-198].
 
 
  УПРАЖНЕНИЕ N 29
 
  Чтобы вспоминать какой-либо мелкий объект непрерывно,
 например, букву "О" мелкого шрифта, проделайте осознанно и
 без приложения усилия следующее.
  Представьте в уме маленькую черную точку на правой сто-
 роне буквы "О", так, чтобы она была чернее, чем весь остаток
 буквы. Затем представьте такую же точку на левой стороне бук-
 вы. Переносите свое внимание с правой точки на левую. Следите
 при этом, чтобы всякий раз при перемещении внимания с точки
 на точку буква "О" казалась движущейся в противоположном нап-
 равлении: когда внимание переносится на левую точку, буква
 должна казаться двинувшейся вправо, и наоборот. Это движение,
 когда перемещение делается правильно, очень коротко, меньше
 чем ширина буквы. Позже вы научитесь представлять букву "О"
 без сознательного перемещения и "раскачивания" этой буквы.
 Однако, всякий раз, когда вы будете обращать внимание на суть
 упражнения, эту иллюзию можно будет отметить.
  Теперь проделайте ту же вещь с буквой на проверочной
 таблице. Если перемещение нормально, то вы заметите, что бук-
 ву можно рассматривать неопределенно долго и что она кажется
 совершающей легкое колебание.
 
 .............................................................
 
  Бэйтс пишет, что чем длиннее перемещение, тем легче уло-
 вить иллюзию движения объектов. Однако, когда человек может
 добиться иллюзии движения с помощью более коротких перемеще-
 ний, это полезнее для его зрения, нежели использование боль-
 ших перемещений. В соответствии с этим, все перемещения под-
 разделяются на большие и малые.
  К числу больших перемещений относятся большие повороты.
 Они помогают снять различные неприятные ощущения в глазах,
 устранить головные боли и в трудных случаях служат подготови-
 тельной фазой в обучении малым перемещениям.
  Малые перемещения более многочисленны и весьма разнооб-
 разны по своей внешней форме. Они очень полезны для улучшения
 зрения.
  С обоими видами перемещений вы ознакомитесь в следующих
 двух разделах.
 
 
 
 
 
  3.4.3. БОЛЬШИЕ ПОВОРОТЫ (ДЛИННЫЕ ПОКАЧИВАНИЯ)
 
  В системе Бэйтса широко используются упражнения, наце-
 ленные на достижение расслабления всего тела, включая глаза.
 Вторая их задача - это служить в качестве подготовительного
 этапа к упражнениям из серии малых поворотов (коротких пока-
 чиваний). Все повороты, как большие, так и малые, призваны
 разбить привычку пристального смотрения. Начнем описание этой
 группы упражнений с БОЛЬШИХ ПОВОРОТОВ.
  Это упражнение пришло в систему Бэйтса из глубины веков.
 Издавна его рекомендовали на Востоке, в частности, в Китае, в
 качестве эффективного упражнения на расслабление.
  Техника его исполнения довольно проста, по крайней мере,
 на первый взгляд (см.рис.6). Станьте прямо, лучше всего лицом
 к окну (было бы хорошо, если бы на окне стояла решетка с вер-
 тикальными прутьями или же имелись какие-либо другие верти-

<< Пред.           стр. 11 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу