<< Пред.           стр. 19 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ответ: а) всегда; б) обычно; в) иногда; г) почти никогда.
 
  4. Я признаю право на критику, но должен отметить, что большинство моих критиков не имеют морального права выдвигать против меня обвинения.
 
  Ответ: а) признаю полностью; б) согласен частично; в) скорее не согласен; г) совершенно не согласен.
 
  5. Многие сотрудники плюют на мои неудачи.
 
  Ответ: а) совершенно верно; б) частично верно; в) скорее неверно;
 
  г) совершенно неверно.
 
  6. Люди, которые хотят меня поучать, должны сами сначала многому научиться.
 
  Ответ: а) согласен полностью; б) согласен частично; в) скорее не согласен; г) совершенно не согласен.
 
  7. Согласие с мнением подчиненных является признаком слабости руководителя.
 
  Ответ: а) согласен полностью; б) согласен частично; в) скорее не согласен; г) совершенно не согласен.
 
  8. Я трезво и объективно оцениваю себя самого.
 
  Ответ: а) всегда; б) в общем; в) иногда; г) почти никогда.
 
  9. Я ценю справедливую критику, но должен сказать, что те, кто критиковал мои решения, проявил злую волю и пренебрежение.
 
  Ответ: а) всегда; б) обычно; в) иногда; г) почти никогда.
 
  10. Я могу безошибочно оценить отношение моих подчиненных ко мне.
 
  Ответ: а) всегда; б) обычно; в) иногда; г) почти никогда.
 
  11. Не следует уступать подчиненным, поскольку это подрывает авторитет руководителя.
 
  Ответ: а) согласен полностью; б) согласен частично; в) скорее не согласен; г) совершенно не согласен.
 
  12. Я стараюсь сохранить критическое отношение к себе, но могу сказать, что принимаю правильные решения.
 
  Ответ: а) всегда; б) обычно; в) иногда; г) почти никогда.
 
  13. Истинно компетентный человек может полагаться исключительно на свое мнение.
 
  Ответ: а) всегда; б) обычно; в) иногда; г) почти никогда.
 
  14. Меня нервирует нелояльность людей, которые публично выступают против моих распоряжений.
 
  Ответ: а) всегда; б) обычно; в) иногда; г) почти никогда.
 
  15. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных, но считаю, что они должны выполнять мои приказы без дискуссий.
 
  Ответ: а) согласен полностью; б) согласен частично; в) скорее не согласен; г) совершенно не согласен.
 
 
 3.5. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 3.2. Привлекательность группы
 № вопроса Вариант ответа
  а) б) в) г) д) е) 1 5 4 3 2 1 1 2 1 2 3 4 5 1 3
 
 
 
 
  - 3.1 3 2 1 1 - - 3.2 3 2 1 1 - - 3.3 3 2 1 1 - - 4 3 2 1 1 - - 5 3 2 1 1 -
 
  Наилучшая сумма - 25, наихудшая - 7.
 
 Ключ к тесту 3.3. Коммуникативность и адаптация работника в коллективе
 
  Начислите себе по одному баллу за ответы:
 
  "нет" - на 1, 5 и 7-й вопросы;
 
  "да" - на все остальные.
 
  Подсчитайте сумму баллов.
 
  0-3 балла. У Вас низкие коммуникативные качества. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.
 
  4-6 балла. У вас средние коммуникативные качества. Вы искренний, но сдержанный в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими.
 
  7-10 баллов. У вас высокие коммуникативные качества. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.
 
 Ключ к тесту 3.4. Авторитет работника в коллективе
 
  Подсчитайте ответы.
 
  Если у вас явно преобладают ответы "а", будьте осторожны - "комплекс угрожаемого авторитета" может стать болезнью.
 
  Если у вас явно преобладают ответы "б", то можно признать, что вы очень осторожны, но нельзя исключить у вас предрасположенность к данной болезни.
 
  Если у вас явно преобладают ответы "в", то вы занимаете по отношению к своим подчиненным слишком оборонительную позицию.
 
  Если у вас явно преобладают ответы "г", то скорее всего вы не подходите для роли "авторитета".
 
  Если ни один из типов ответов не получил у вас явного преимущества, значит, этот тест не может описать вас достаточно точно.
 
 
 3.6. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  Вы заместитель начальника отдела, все сотрудники которого - женщины. В силу своего характера, или по каким-то другим причинам, вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель предлагает вам перебраться в отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, поступающая от остальных сотрудников отдела. Как вы поступите?
 
  Ситуация 2
 
  Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяснил следующее:
 
  посетителей устраивает ассортимент;
 
  посетители довольны качеством приготовленной пищи;
 
  им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;
 
  но посетители не хотели бы приходить в это кафе в следующий раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, ругаются, и у посетителей создается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию.
 
  Какие действия должен произвести директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологической атмосферы?
 
  Ситуация 3
 
  Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, последнее время находится совсем "не в форме". Его ошибки множатся. Некоторое время без лишних слов вы исправляете их сами. Наконец, ваше терпение кончается.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 4
 
  На сборочном конвейере освободившееся место заняла молодая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг. Несмотря на старания, она не может пока трудиться так, как остальные члены бригады, и задерживает передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры.
 
  Постановка задачи: Что должен предпринять мастер?
 
 
 3.7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Понятие производственного коллектива.
 
  2. Влияние социально-демографических факторов (пола, возраста) на формирование трудового коллектива.
 
  3. Количественный состав трудового коллектива и его управляемость.
 
  4. Чем определяется социально-психологический климат в коллективе?
 
  5. На каком методе сбора информации основана социометрия?
 
  6. Что такое социометрическая матрица?
 
  7. Что такое социограмма?
 
  8. По какой формуле рассчитывается коэффициент сплоченности коллектива ?
 
  9. Дайте определение понятия "формальный лидер".
 
  10. Дайте определение понятия "неформальный лидер".
 
  11. По каким формулам рассчитывается положительный статус индивида (уровень престижности), отрицательный статус индивида?
 
 
 ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 4.1. ТЕСТ "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОТДАВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ?"
 [32, С. 99]
 
  Предлагаемый тест имеет цель определить предварительную и текущую самооценку эффективности применения организационно-распорядительных методов руководства.
 
  Отметьте в таблице позиции, наиболее значимые с вашей точки зрения. Для этого в первой графе против каждой позиции поставьте оценку важности (В) в пятибалльной системе. После оценки важности против каждой рекомендации поставьте во второй графе отметку в пятибалльной системе, отражающую использование (И) вами этой рекомендации.
 
 
  В И 1. Распоряжение должно быть объективно необходимым.
 
  2. Не следует отдавать распоряжение, если нет полной уверенности, что оно реально и его можно выполнить.
 
  3. Перед тем, как дать распоряжение, руководителю нужно поговорить с подчиненным, выяснить его отношение к работе.
 
  4. Руководитель обязан обеспечить подчиненному условия для успешной реализации своего распоряжения.
 
  5. Давая поручение, необходимо учитывать индивидуальные особенности работника (квалификация, пол, возраст и др. ).
 
  6. Руководитель своим распоряжением должен поощрять и развивать самостоятельность подчиненного, его инициативу.
 
  7. Поручение лучше давать в форме просьбы, а не приказа.
 
  8. Распоряжение следует отдавать доброжелательно, но твердым и уверенным тоном.
 
  9. Руководитель должен помнить о культуре своего поведения и чувстве личного достоинства подчиненного.
 
  10. Руководителю необходимо больше учить подчиненных, чем приказывать, найти время для обучения подчиненных.
 
  11. Необходимо заинтересовать подчиненного общественной значимостью задания, непосредственной практической пользой для коллектива и лично для него.
 
  12. Для успешного выполнения распоряжения нужно создать обстановку состязательности, вызвать желание подчиненного отличиться, проявить свои способности.
 
  13. Нужно подчеркнуть особую роль исполнителя, показать, как высоко руководитель ценит его работу.
 
  14. Не следует давать исполнителю одновременно несколько поручений.
 
  15. Руководитель должен убедиться, что подчиненный понял свои задачи.
 
  16. Подчиненный должен знать точный срок завершения работы и форму ее представления.
 
  17. Руководитель, не колеблясь, обязан требовать от подчиненного выполнения порученной работы.
 
  18. Руководитель может помочь подчиненному в выполнении задания, но не должен выполнять вместо него.
 
  19. Не следует допускать несанкционированных поручений подчиненному, минуя его непосредственного руководителя.
 
  20. Возложение ответственности за выполнение поручения на подчиненного не снимет ее с руководителя.
 
 Итого сумма баллов
 
 
 
 
 4.2. ТЕСТ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА"
 [22, с. 395]
 
  Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы.
 
  1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?
 
  2. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?
 
  3. Вы говорите с сотрудниками кратно, ясно и вежливо?
 
  4. Поясняете ли вы причины, заставившие принять вас то или иное решение?
 
  5. Доверяют ли вам подчиненные?
 
  6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.?
 
  7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?
 
  8. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?
 
  9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
 
  10. Контролируете ли вы ход выполнения задания?
 
  11. Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?
 
  12. Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?
 
  13. Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?
 
  14. Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
 
  15. Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?
 
  16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
 
  17. Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?
 
  18. Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?
 
  19. Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?
 
  20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
 
  21. Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
 
  22. Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
 
  23. Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?
 
  24. Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год?
 
  25. Существует ли у вас план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?
 
  26. Читаете ли вы регулярно специальную литературу?
 
  27. Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?
 
  28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
 
  29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
 
  30. Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?
 
  31. Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?
 
  32. Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
 
  33. Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?
 
  34. Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
 
  35. Вы уверены в себе?
 
  36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
 
  37. Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?
 
  38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
 
  39. Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?
 
  40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?
 
 
 4.3. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 4.1. Умеете ли вы отдавать распоряжения?
 

<< Пред.           стр. 19 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу