<< Пред.           стр. 21 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
 
  19. Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
 
  20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
 
  21. Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей.
 
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
 
 
 6.3. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 6.1. Мотивация к успеху
 
  Вы получили по 1 баллу за ответы "да" на следующие вопросы:
 
  2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.
 
  Вы также получили по одному баллу за ответы "нет" на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
 
  Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.
 
  От 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху.
 
  От 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации.
 
  От 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации.
 
  Свыше 21 балла - высокий уровень мотивации к успеху.
 
 Ключ к тесту 6.2. Потребность в достижении успеха
 
  Каждый из ваших ответов "да" и "нет", совпадающих с ключевыми, оценивается в 1 балл. Если ответ не совпадает с ключевым, балл не присваивается. Сравните свои ответы с ключом теста и определите сумму баллов, затем обратитесь к таблице.
 
  Ответы "да" на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.
 
  Ответы "нет" на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10. 11, 12, 131, 15, 17, 20.
 
 
  Уровень мотивации достижения успеха
  низкий средний высокий Сумма баллов до 11 баллов 12-15 баллов свыше 15 баллов
  Если у вас высокий уровень мотивации достижения успеха, т. е. вы отличаетесь сильным стремлением к успеху, то при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим предпринимателем. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.
 
  При среднем уровне мотивации достижения успеха необходимо немного активизировать себя. Если хотите быть преуспевающим, работайте над собой! Вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность!
 
  В случае, когда полученные вами результаты соответствуют низкому уровню стремления к успеху, профессия бизнесмена окажется для вас трудной. Однако и в этом случае нет оснований отчаиваться. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом! Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше у вас появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха. Действуйте!
 
 
 6.4. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  Вы руководитель организации. Ваша организация приобрела новую грузовую машину. В отсутствие директора главный механик поставил на нее работать молодого перспективного специалиста. Но эта машина ранее была обещана пожилому, опытному водителю, которого такое решение очень возмутило. Пожилой водитель поставил директора перед выбором: или мне отдают машину, или я ухожу из организации. Ваши действия?
 
  Ситуация 2
 
  Один из ваших сотрудников говорит вам: "Что же касается снижения моих результатов работы, о котором вы мне сейчас говорили, вы всегда чем-то в отношении меня недовольны. К чему же мне тогда стараться?
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 3
 
  Два руководителя разговорились о том, как они дают указания подчиненным.
 
  Первый сказал: "Главное - что сказано, а не как сказано. У меня нет времени, чтобы подбирать для каждого форму выражения".
 
  Второй сказал: "Может быть, у тебя народ такой необидчивый. А мне постоянно приходится продумывать, как с кем лучше поговорить".
 
  Постановка задачи: Словам какого руководителя вы отдадите предпочтение и почему?
 
 
 6.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Какие составляющие включает в себя процесс мотивации личности?
 
  2. Назовите особенности мотивации работника в трудовом коллективе.
 
  3. Раскройте схему факторов, формирующих поведение личности.
 
 
 ТЕМА 7. ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
 
 7.1. ТЕСТ "СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ БЫТЬ "ЖЕСТКИМ" РУКОВОДИТЕЛЕМ?"
 [20, С. 80]
 
  В понятие "жесткий руководитель" нередко вкладывается разный смысл. Если понимать под этим догматического самодержца, который никого не слушает, то стиль его управления ныне признан неэффективным, и таких руководителей постепенно становится все меньше.
 
  Если же считать "жестким руководителем" того, кто имеет заранее разработанный четкий план действий и умеет вопреки любым препятствиям этот план реализовать, то вопрос о перспективности "жесткого стиля" руководства можно поставить совсем в иной плоскости. Необходима трезвая оценка особенностей стиля своего руководства и своего характера. Чтобы помочь вам в такой самооценке, примите участие в несложном, но полезном тесте. В его основе лежит тезис о том, что каждый руководитель располагает двумя видами психических ресурсов: Д-ресурсами и В-ресурсами. Д-ресурсы (от слова "действовать") тратятся нами на то, чтобы воздействовать на окружающих, навязывая им свои желания, свое видение проблем, свое стремление к быстрейшему их разрешению. В-ресурсы (от слова "воспринимать") служат для того, чтобы уяснить чувства, желания и стремления подчиненных и других людей, с которыми приходится сталкиваться по делам службы.
 
  Прочтите приведенные пары утверждений и оцените их справедливость для вас лично. Чем ближе вам одно из утверждений каждой пары, тем более высокую оценку вы должны ему выставить, но при этом сумма оценок по каждой из пар должна быть равна 10 (например, Д-утверждение - 7 баллов, В-утверждение - 3 балла).
 
 Д-утверждения В-утверждения 1. Работая с людьми, я трачу основное время на то, что говорю сам. Работая с людьми, я трачу основное время на то, что выслушиваю их.
  2. Я достигаю успеха главным образом да счет затрат собственной энергии. Я достигаю успеха за счет использования в нужном направлении
  энергии других. 3. Я защищаю себя от нападок или критики тем, что даю отпор немедленно и решительно. Я использую свою энергию на то, чтобы идти к цели напрямик. Я защищаю себя от нападок или критики путем отвлечения или рассеивания энергии моих оппонентов, позволяя им тратить свою энергию на критику до тех пор, пока они не устанут. 4. Я всегда стараюсь добиться того, чтобы люди поняли мою точку зрения. Я всегда стараюсь добиться того, чтобы полностью понять точку зрения других. Всего Д-баллов _____ Всего В-баллов _____
 
 7.2. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
 
 Ключ к тесту 7.1. Способны ли вы быть "жестким руководителем"?
 
  Чтобы сопоставить ваши оценки с усредненными результатами, умножьте суммы Д-баллов и В-баллов на 3. Средние значения получаемых таким образом оценок составят: для Д-утверждений - 54, а для В-утверждений - 66.
 
  Если ваши оценки по одному из видов утверждений выше этих средних оценок, это можно расценить как свидетельство вашей большой склонности либо к "жесткому стилю" руководства (в случае более высокой суммы по Д-утверждениям), либо к повышенной податливости к воздействиям извне (в случае более высокой суммы по В-утверждениям).
 
  Стоит добавить, что когда из общей группы американские исследователи выделили руководителей, признанных их начальством перспективными, то оказалось, что для них характерна более высокая, чем в среднем, сумма оценок по Д-утверждениям - около 60 баллов. Это уже достоверное статистическое подтверждение того, что "жесткий стиль" руководства приносит лучшие результаты, чем стремление быть хорошим для всех.
 
 
 7.3. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  В строительной организации диспетчер не вовремя предоставил водителю грузовой машины соответствующие документы и водитель уехал за товаром со старыми данными. Диспетчер дозвонился до склада уже тогда, когда машина была загружена. Водитель не стал слушать диспетчера и загружать по-новому машину, что послужило причиной срыва поставок нужных материалов на объект. Какое наказание применить? Кто виноват?
 
  Ситуация 2
 
  Вы начальник строительной организации. Вы дали задание главному менеджеру. Он его выполнил, но вы знаете, что он его выполнил не своими силами ( его работу выполнил младший сотрудник). Главный менеджер, в связи с успешным завершением задания, просит поощрения. Как вы поступите? Что вы скажите главному менеджеру?
 
  Ситуация 3
 
  На участке допущен брак. Никто не признавался в его совершении. Мастер заявил, что если к концу смены не будет установлен виновник, весь участок лишится премии. Перед окончанием смены один из рабочих признал свою вину и был наказан соответствующим распоряжением.
 
  Однако через два дня к мастеру пришел другой рабочий и заявил, что брак допустил в тот день именно он.
 
  Постановка задачи: Какие действия вы предприняли бы на месте мастера?
 
  Ситуация 4
 
  Произошла поломка оборудования. Для ее устранения потребовалось бы много времени. Один рабочий, рискуя жизнью, быстро устранил неисправность. Весь цех восторгался его поступком.
 
  Начальник цеха, узнав о случившемся, поблагодарил рабочего, а мастера освободил от работы.
 
  Постановка задачи: Как бы вы поступили на месте начальника цеха?
 
  Ситуация 5
 
  Вы проводите обсуждение итогов года с вашим сотрудником. Результаты его работы в общем вполне позитивные. Сотрудник, ссылаясь на это, говорит о повышении зарплаты. Вы знаете, что в настоящее время на это отсутствуют средства.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 6
 
  Рабочий попросил у начальника отпуск на 4 дня в связи с бракосочетанием.
 
  - Почему четыре? - спросил начальник.
 
  - Помните, когда мастер Петров женился, Вы ему дали четыре дня?
 
  Начальник в соответствии с законодательством разрешил выйти на работу через три дня. Рабочий самовольно прибавил еще день.
 
  Постановка задачи: Как вы отреагируйте на проступок рабочего?
 
  Ситуация 7
 
  Один из ваших подчиненных опаздывает на работу в третий раз за последние три недели. До сих пор вы не говорили с ним об этом, надеясь, что это были исключения, которые не повторятся. Опаздывая в третий раз, этот сотрудник на бегу сталкивается с вами.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 8
 
  Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится.
 
  Как бы вы поступили?
 
  А. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.
 
  Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.
 
  В. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности на собрание коллектива.
 
  Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль над ним.
 
 
 7.4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Как правильно поощрять работника?
 
  2. Какие правила следует соблюдать при наказании работника?
 
  3. Покажите структуру конфликта.
 
  4. Что можно рекомендовать для эффективного разрешения конфликта?
 
 
 ТЕМА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
 
 8.1. ДЕЛОВАЯ ИГРА "ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ"
 
  Цель деловой игры - закрепление теоретического курса "Деловое общение" и приобретение навыков проведения деловых встреч, собраний, совещаний и других мероприятий, где необходим контакт с аудиторией.
 
 Порядок проведения деловой игры
 
  Предлагаемая деловая игра не ролевая. Перед началом игры руководитель напоминает основные положения и условия делового взаимодействия и разъясняет методические походы к проведению деловой игры.
 
  В деловой игре используется метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), помогающий формированию основных подходов к деловому общению. Применение этого метода подробно описывается в разделе "Общие методические положения по проведению деловых игр".
 
  Приводимые ниже положения по деловому общению сформулированы на основе изучения и анализа современной литературы, а также на основе опроса экспертов. Они могут изменяться, уточняться, дополняться в зависимости от конкретных условий производства.
 
 Задания участникам
 
  На первом этапе участники игры в соответствии с правилами применения указанного метода самостоятельно дают оценку всех положений по деловому общению.
 
  На втором этапе производится обсуждение. Особое внимание нужно обратить на положения, получившие резко отличающиеся оценки. По ходу игры предлагаемые критерии можно корректировать. В заключительной части под руководством преподавателя формулируется общая оценка занятия.
 
 Самоконтроль в общении
 
  Когда вы слушаете оппонента: В И 1. Не проявляйте нетерпения, дайте возможность вашему собеседнику полностью высказаться.
 
  2. Не спешите принять решение до того, как поймете проблему.
 
  3. Не пытайтесь выделять из слов оппонента лишь то, что вам нравится.
 
  4. Когда вы слушаете своего собеседника, следите за своим эмоциональным настроем.
 
  5. Не отвлекайтесь, когда слушаете своего оппонента.
 
  6. Выделяйте существенные моменты беседы, отбрасывая несущественные.
 
  7. Освободитесь от предубеждений.
 
  8. Не прекращайте внимательно слушать собеседника, даже если возникли трудности в общении.
 
  9. Не занимайте заранее негативную позицию.
 
  10. Чтобы лучше понять собеседника, поставьте себя на его место.
 
  11. Следите за тем, чтобы для вас и для оппонента слова не имели двойного смысла.
 
  12. Попытайтесь уяснить: вызван ли спор различными точками зрения или разной постановкой вопроса.
 
  13. Не смотрите по сторонам, не избегайте взгляда оппонента.
 
  14. Не прерывайте собеседника, услышьте его выводы - свои вы всегда успеете сделать.
 
  15. Не притворяйтесь, что вы слушаете собеседника.
 
 
  Когда вы говорите сами: В И 1. Внимательно следите за тем, чтобы оппоненты вас поняли.
 
  2. Подбирайте слова, соответствующие подготовке слушателя.
 
  3. Обдумывайте свою позицию, прежде чем ее высказать.
 
  4. Излагайте свои мысли в достаточно краткой форме.
 
  5. Если оппонент не задал вам вопросов, то это вовсе не значит, что он вас понял.
 
  6. Выражайтесь четко и ясно.
 
  7. Поощряйте вопросы со стороны оппонента.
 
  8. Не стесняйтесь задавать вопросы оппоненту, чтобы лучше узнать его позицию.
 
  9. Отличайте мнение от фактов.
 
  10. Внимательно относитесь к аргументам собеседника.
 
  11. Не старайтесь заставить оппонента соглашаться с вами по любому поводу.
 
  12. Следите за умеренностью профессионального жаргона.
 
  13. Будьте вежливы.
 
  14. Следите за темпом своей речи.
 
  15. Не пытайтесь слушать самого себя: о впечатлении ваших слов судите по реакции оппонента.
 
 
 Условия делового взаимодействия
 
  Обязательные знаки внимания В И 1. Готовьтесь к каждой деловой встрече, изучайте знаки внимания, принятые в стране партнера.
 
  2. Обязательно реализуйте эти знаки внимания в процессе встречи.
 
  3. Наиболее результативны позитивные знаки внимания: забота, интерес к личности партнера, признательность за полезные инициативы, восхищения действиями, поступками партнера.
 
  4. Воздержитесь от использования негативных знаков внимания: неприязни, недоверия, высмеивания, создающие атмосферу взаимного неприятия.
 
  5. Основанием для использования любого знака внимания являются взвешенность, точный расчет, уверенность в правильности предпринимаемого шага.
 
  6. Учитывайте характер влияния ваших действий на торгового партнера.
 
  7. Любая ваша оценка должна быть взвешена и объективно соответствовать значимости выполненного.
 
  8. Не выпускайте из поля зрения своих сотрудников, постоянно контактирующих с большим числом посетителей, постоянно поддерживайте их.
 
 
  Отношение к партнеру и собственное поведение: В И 1. Обязательно выработайте у себя навыки позитивно настойчивого стиля поведения. Откажитесь как от "взаимной агрессивности", так и от "покорного послушания".
 
  2. Позитивно-настойчивый стиль поведения предполагает: очень осторожное использование местоимения "я"; предпочтение не повелительной, а сослагательной форме ведения диалога; четкое разграничение между фактом и мнением; избегать назидательного типа: "Вы должны!"; откровенно, спокойно, глядя в глаза ставить вопросы; поиск точек соприкосновения, урегулирования, а не обострения проблемы; верность данному слову. Слово человека - его вексель.
 
  3. В позитивно-настойчивом стиле делового общения в бизнесе реализуются два начала: уважение своего личного достоинства и не меньшее уважение достоинства делового партнера.
 
 
  Самоконтроль и саморегулирование своего состояния и настроения: В И 1. Выявите факторы, чаще всего вызывающие у вас и ваших помощников состояние чрезмерной напряженности.