<< Пред.           стр. 23 (из 33)           След. >>

Список литературы по разделу

  3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
 
  4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
 
  5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
 
  6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
 
  7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
 
  8. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
 
  9. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменен?
 
  10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
 
  11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
 
  12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
 
  13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
 
 
 8.5. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ
 
 Ключ к тесту 8.3. Определение причин трудностей в общении с подчиненными
 
  Если вы ответили положительно хотя бы на три из пятнадцати вопросов, то не исключено, что некоторые шершавые грани вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.
 
  Если вы дали шесть положительных ответов, то весьма вероятно, что ваши отношения с коллегами несколько напряженнее, чем вам хотелось бы.
 
  О большем числе "да" нечего и говорить.
 
 Ключ к тесту 8.4. Умеете ли вы влиять на других?
 
  Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись для этого приведенной таблицей.
 
 Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  Количество баллов "Да" 5 0 5 5 5 5 5 0 0 5 5 5 5 "Нет" 0 5 0 0 0 0 0 5 5 0 0 0 0
  35-65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой стиль отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
 
  30 и менее баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход вашей жизни должен быть вполне предсказуем.
 
  Вы не любите ничего делать "через силу". При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым.
 
 
 8.6. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ
 
  Ситуация 1
 
  Ваш подчиненный одновременно является другом вашей семьи и ценным работником фирмы, но на работе допускает фамильярное отношение с вами, что снижает ваш авторитет как руководителя. Срочно нужно объясниться.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 2
 
  Один из ваших подчиненных пришел утром на работу с кругами под глазами и не выспавшийся. Ему надо сегодня обязательно выполнить одно срочное задание. Вы видите, что он страдает и плохо себя чувствует.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 3
 
  Ваша секретарша говорит Вам: "Вчера Вы попросили меня напечатать этот доклад после рабочего дня, поскольку он Вам был срочно нужен. Мне это было очень некстати, потому что пришлось отказаться от назначенной встречи. И теперь Вы разговариваете со мной таким неуважительным тоном из-за того, что я допустила несколько опечаток?"
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 4
 
  Обеденный перерыв. Работница вошла в кабинет начальника отдела и попросила разрешения позвонить по телефону. Ведется беседа личного характера. Начальнику отдела должны скоро позвонить по служебным делам. Он ждет звонка. Но телефон все еще занят работницей.
 
  Постановка задачи: Как бы вы поступили на месте начальника отдела?
 
  Ситуация 5
 
  Вот уже несколько месяцев, как вы являетесь новым руководителем отдела. Один из сотрудников говорит вам: "Я, конечно, не хочу вас критиковать, но ваш предшественник умел найти подход к своим сотрудникам".
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 6 [25, с. 14]
 
  Подчиненный обращается к своему руководителю, недавно вступившему в должность: "Я уже давно работаю в этой должности и не помню случая, чтобы меня заставляли переделать мой отчет. Вы первый, кто этого требует. Возможно, в отчете есть какие-то неточности, никто от них не застрахован. Но переделывать все?!"
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 7
 
  Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.
 
  Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?
 
  А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.
 
  Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.
 
  В. Апеллирую к активу коллектива - пусть обратят внимание на его неправильное поведение, и применят меры общественного воздействия.
 
  Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.
 
  Ситуация 8
 
  Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.
 
  Как вы начнете беседу при встрече?
 
  А. Независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу.
 
  Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу в спокойном тоне.
 
  В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: " Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?"
 
  Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.
 
  Ситуация 9
 
  Вы секретарь руководителя фирмы. Руководитель решил, что теперь вы должны заходить к нему в кабинет каждый раз, когда кто-нибудь приходит на прием, и объявлять фамилию, имя, отчество и должность посетителя. Вам это напоминает работу дворецкого.
 
  Вы говорите начальнику: ...
 
  Ситуация 10
 
  Руководитель организации, ваш непосредственный начальник, контролирует все ваши действия и действия сотрудников вашего отдела сверх всякой меры. Дав вашему отделу задание, он постоянно интересуется его выполнением, торопит вас и вы чувствуете, что не выдерживаете такого к вам отношения.
 
  При встрече с руководителем вы говорите:
 
  Ситуация 11
 
  У Вас сегодня вечером важная встреча, о которой вы условились уже давно. Ваш начальник говорит Вам: "Из-за внезапно поступившего заказа, очень важного для фирмы, Вам придется задержаться на работе".
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 12
 
  Начальник, вместе с которым вы ходили на встречу с важным заказчиком, переусердствовал и все испортил. Создалась крайне неприятная ситуация. Вам не хотелось бы еще раз оказаться в аналогичной ситуации.
 
  Вы говорите: ...
 
  Ситуация 13
 
  Инженер Лапин с интересом познакомился с оказавшейся у него памяткой "Правила организации взаимоотношений руководителя с подчиненными". Он был уверен, что это будет полезно прочесть и иметь под рукой главному инженеру треста, и попросил его секретаря Нину П. положить памятку под стекло на стол главному инженеру. Каково же было удивление и возмущение Лапина, когда он узнал, что главный инженер демонстративно выбросил эту памятку, сделав замечание секретарше, и резко высказался по отношению к Лапину: "Молод еще учить меня".
 
  Постановка задачи:
 
  1. Допустил ли в чем-нибудь ошибку инженер Лапин?
 
  2. А как бы вы отреагировали на месте главного инженера?
 
 
 8.7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Опишите процедуру подготовки к проведению деловых переговоров.
 
  2. Как формируется ситуация во время переговоров?
 
  3. Какова психология поведения сторон в переговорах?
 
  4. Каков порядок ведения переговоров?
 
  5. В чем состоит этика переговоров
 
  6. В чем заключается самоконтроль в общении?
 
  7. Каковы основные правила в общении, когда вы слушаете оппонента?
 
  8. Каковы основные правила в общении, когда вы говорите с оппонентом?
 
  9. Каковы условия делового взаимодействия?
 
  10. В чем состоят принципы самоконтроля в общении?
 
 
 ТЕМА 9. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И КОНФЛИКТЫ
 
 9.1. ДЕЛОВАЯ ИГРА "КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"
 
 Порядок проведения деловой игры
 
  1. Ввод в игру: руководитель игры (преподаватель) объявляет содержание и цели деловой игры, ее правила и порядок проведения; с помощью контрольных вопросов по теоретическому курсу определяет готовность к игре ее участников (10 мин.).
 
  2. Разделение руководителем группы на две команды, распределение ролей внутри команд, определение конкретных задач для участников игры (10 мин).
 
  3. Самостоятельное изучение конфликтных ситуаций (10 мин).
 
  4. Анализ участниками игры ситуации, выработка группового мнения, экспертам - определение своих позиций (15 мин).
 
  5. Защита и обоснование капитанами команд своих позиций у доски. Эксперты дают свою оценку предложенным вариантам (30 мин).
 
  6. Подведение руководителем игры итогов, анализ позиций команд и экспертов, обоснование возможных вариантов действий участников игры (10 мин).
 
  7. Ответы на итоговые вопросы участников игры (5 мин).
 
  Продолжительность игры - 2 учебных часа.
 
 Функции участников деловой игры
 
  Участники деловой игры делятся на две команды. В каждой команде назначается или выбирается капитан. Участники команд выполняют функции экспертов, анализирующих отдельные аспекты предлагаемой конфликтной ситуации. Специальные эксперты анализируют варианты, предложенные другой командой.
 
 Постановка задач участникам деловой игры
 
  Определить:
 
  1) факт наличия конфликта;
 
  2) объект конфликт;
 
  3) оппонентов конфликта;
 
  4) вид конфликта;
 
  5) ранги оппонентов;
 
  6) суть инцидента.
 
  Выявить:
 
  7) предконфликтную ситуацию;
 
  8) инцидент;
 
  9) предложить и проанализировать варианты решения конфликта;
 
  10) оценить действия другой команды.
 
 Подготовка к деловой игре
 
  Участники игры обязаны изучить тему теоретического курса "Конфликты в трудовом коллективе".
 
  Подготовка к игре включает в себя разделение группы на команды, назначение капитанов команд, распределение обязанностей внутри команды и назначение экспертов, ознакомление с правилами и порядком ведения игры, подведение итогов, оценку действий и стимулирования участников игры.
 
 Правила деловой игры
 
  Исполнение ролей, обоснованность и эффективность предложения оцениваются руководителем игры (преподавателем) в баллах. Берется в расчет знание теории, логика мышления, умение предсказать развитие событий и последствия принимаемых решений. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество оценочных баллов.
 
 Конфликтные ситуации
 
  Ситуация N 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
 
  Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:
 
  а) Не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.
 
  б) Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.
 
  в) Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной.
 
  г) В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.
 
  Ситуация N 2. Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.
 
  Выберите предпочтительное решение:
 
  а) В первую очередь выполнять задание того начальника, кого больше уважаю.
 
  б) Сначала выполню задание вышестоящего начальника.
 
  в) Сначала буду выполнять задание, наиболее важное на мой взгляд.
 
  г) Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.