<< Пред.           стр. 3 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

  2) Это правильно?
  3) Это полезно?
  Шаг 5. Принятие решения.
  Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:
  1) Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?
  2) Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?
  Шаг 7. Предпринять действие.
  4. Для рационального построения кадрового менеджмента и взаимоотношений в организации менеджер по персоналу должен уметь разрешать этические дилеммы и выбирать наиболее эффективные и в то же время морально безупречные способы поведения. Для этого необходимо знал основные правила поведения в ситуации морального выбора, а также разбираться в тонкостях конкретных правил поведения в типичных производственных ситуациях.
 
  Контрольные вопросы
  1. Как взаимосвязаны основные профессиональные роли менеджера по персоналу?
  2. Почему этические требования к менеджеру по персоналу приобрели столь важное значение на исходе XX в.?
  3. Назовите основные категории профессиональной этики.
  4. Какие моральные качества личности расцениваются как ее профессиональные качества?
  5. В чем заключаются специфические особенности профессиональной этики менеджера по персоналу?
  6. Отношение к человеку как объекту профессиональной деятельности кадрового работника на протяжении XX столетия изменялось. Расскажите об отражении этого изменения в доктринах X, У, X -У и Z.
  7. В чем выражается противоречие между должным и сущим для представителей делового мира: управляющих, руководителей, специалистов по кадровой работе, предпринимателей?
  8. Каковы способы рационального оправдания безнравственного поведения в сфере деловых взаимоотношений?
 
 4. Деловая этика - архитектоника
  кадрового менеджмента
 
 - Как снять Тигру с дерева, - сказал Иа-Иа, - и никому не повредить! Придерживайся этих правил, уважаемый Пятачок, и все будет в порядке!
 
  А.А. Милн. Винни Пух и все, все, все...
 
  Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организаций в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения.
  Предметом особенно пристального внимания этические проблемы деловой жизни стали в США. Обязательные курсы этики читаются не только на философских и теологических факультетах, но и в различных школах бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих, как правило, ниже, чем представителей других профессий.
  И все-таки внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей организаций производить этический анализ своей деятельности. От сетований на неуловимый и не поддающийся контролю характер морали, что является общим местом исследований по этике, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и контролируемый порядок, институционализировать морааль. Соответственно можно выделить следующие уровни в системе регулятивов деловой этики в корпорации:
  1) этические принципы (императивы}, доминирующие во внешней для корпорации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;
  2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации;
  3) коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации;
  4) индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
  При построении системы кадрового менеджмента следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации - миссия корпорации, корпоративный этический кодекс (моральные институции), а неформальные механизмы моральной регуляции определяются господствующими реально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера
 
  4.1. Корпоративный этический кодекс
 
 And our friends are all on board; Many more of them live next door; And the band begins to play. We all live in a. yellow submarine, Yellow submarine, Yellow submarine...
 
  John Lennon ? Paul McCartney
 
  Этический кодекс, ценности и миссия организации
  Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX в. гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер). В известной книге А. Печчеи "Человеческие качества"14 намечены шесть целей для человечества, по которым можно сверять цели деятельности организации:
  • "внешние пределы" - уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой;
  • "внутренние пределы" - исследование физических и психологических возможностей человека;
  • защита и сохранение культурных особенностей народов и наций;
  • "мировое сообщество" - выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений;
  • среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений;
  • производственная система.
  Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий и в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования:
  утилитаристский принцип - предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
  индивидуалистический принцип - направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.
  Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, цепях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества.
  Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им.
  Приведем аргументы "за" и "против" социальной ответственности организации
  "За"
  1) социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации;
  2) добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования;
  3) общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху;
  4) действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы;
  5) создаваемые организациями социальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций;
  6) организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем;
  7) организации морально обязаны помогать обществу.
  "Против"
  1) ценой такого поведения являются снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя;
  2) компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям;
  3) расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен;
  4) принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей;
  5) принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации;
  6) ответственность за социальные проблемы лежит на индивидуумах, а не на корпорациях;
  7) руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.
  Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями - достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.
  Деловой этикет
  Это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается контролю и регламентации. Иногда от всей административной деловой этики остается только этикет. Этикет не относится к. собственно моральным способам регуляции поведения, поэтому в философских этических словарях нет даже статей о нем. Строго регламентируя формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Кроме того, выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания. "Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры", - говорил И. Кант15.
  Слово "этикет" означает установленный порядок поведения и определенной социальной сфере: придворный, дипломатический, военный, этикет высшего общества, церковный, спортивный, научных сообществ; в сфере предпринимательства и управления - деловой этикет. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости, включающих формы знакомства, приветствия и прощания, выражения благодарности и сочувствия, культуру речи и умение вести беседу, правила поведения за столом, поздравления, подарки и т.д. Все ни ситуации в деловом этикете дополняются правилами поведения при устройстве на работу и перемене места работы, правилами обращения начальника с подчиненными, правилами разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в процессе делового общения.
  Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности.
  В организации деловой этикет зависит от того, какой стиль делового общения и руководства (авторитарный, демократический, либеральный или попустительский) характерен для делового общения в организации в целом, а также от деятельности организации, от вкусов ее руководства и от традиций.
  Конкретные рекомендации относительно правил этикета можно почерпнуть из специальной литературы. Здесь же приведем шесть основных заповедей делового этикета, сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропагандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер.
 
  Основные заповеди делового этикета
  1. Делайте все вовремя!
  Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Прийти вовремя иногда значит прийти не слишком рано, не раньше своего начальства. Главное в вашем дневном расписании - прийти вовремя утром. Если вдруг случится так, что вам необходимо задержаться и вы знаете об этом заранее, позвоните в офис, и пусть ваш секретарь или кто-нибудь из начальства обязательно будет в курсе дела.
  Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют добавлять лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы. Вспомните закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем вам кажется, а все помехи, какие, могут возникнуть, обязательно возникают. Так что выделяйте время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.
 
  2. Не болтайте лишнего!
  Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.
  Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.
 
  3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!
  Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными и капризными? Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы). Если все вокруг твердят, что вы умеете понравиться, значит, вы на верном пути. Один из важных элементов воспитанности и доброжелательности - искусство сказать то, что нужно. Вам надо придерживаться того же принципа в своих поступках, а они отражаются в ваших речах.
 
  4. Думайте о других, а не только о себе!
  Какое бы дело вы ни делали, потребность выяснить точку зрения клиента или покупателя позволит вам выдвинуться практически в любой отрасли экономики - от промышленности и издательского дела до медицины и телекоммуникаций. Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
 
  5. Одевайтесь как положено!
  Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, - прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение на службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Некоторые специалисты советуют одеваться на работу так, как вам хочется, а не "как положено", но этому совету лучше не следовать. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо "вписаться", но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, тщательно подбирать аксессуары: от туфель до галстуков.
 
  6. Говорите и пишите правильно!
  Что значит правильно пользоваться устным и письменным словом? Это значит, что все произносимое, а равно написанное вами: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы фирмы кому бы то ни было, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов: может случиться, что разговор, на ваш взгляд, совершенно приватный, на горе вам невольно услышит человек, от мнения которого зависит вся ваша карьера. Если по каким-либо причинам вы повторяете скверные слова, употребленные третьим лицом, - в качестве цитаты или при разборе какой-то ситуации, - не произносите самого бранного слова. Существует способ указать, что в тексте опущено бранное слово, например, произносится слово эксплетив.
 
 4.2. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников
 
 Первый министр: Бедная принцесса! Шантажиста мы разоблачили бы, вора поймали бы, ловкача и хитреца перехитрили бы, а этот... Поступки простых и честных людей иногда так загадочны!
 
  Е. Шварц. Тень
 
  Моральный климат организации
  Моральный климат организации определяется ее организационной культурой. Формальные, юридически зафиксированные аспекты организации в виде уставных целей, миссии, ценностей могут расходиться с реальными целями и содержанием деятельности и характером взаимоотношений людей, которые в организации складываются, поэтому можно говорить о формальной, легитимной организационной культуре и теневой или реальной организационной культуре, которая в данной организации реализуется. Именно последняя и определяет доминирующие в организации морально-психологические стереотипы поведения и отношений.
  Моральный климат в общественных организациях, относящихся к органической культуре, определяется совокупностью социальных и нравственных ценностей, разделяемых членами этих общественных организаций, в государственных, относящихся к бюрократической организационной культуре, - официально принятыми законами и кодексами, которым обязаны строго следовать государственные служащие. В коммерческих организациях цели достигаются за счет создания высокой устойчивой мотивации работников - членов организации, в том числе и моральной мотивации.
  Для предпринимательской организационной культуры этическая доктрина должна быть построена на принципах эгоизма, который преследует извлечение максимальной прибыли для каждого члена организации. Этические принципы органической организационной культуры, построенной на основах коллективизма, предполагают максимальное достижение равенства каждого из членов коллектива, равные права и равные обязанности. Бюрократическая организационная культура по своей природе двойственна, поскольку имеет иерархическую организацию, а "мораль верхов" и "мораль низов", как известно, всегда отличаются одна от другой. Их объединяет максимальное делегирование ответственности вверх, т.е. безответственное поведение членов организации и максимальное сосредоточение властных функций и ответственности у тех людей, которые находятся на верху этой "пирамиды власти". Поэтому принцип "верхов" - "делай все, что хочешь", а "низов" - "делай то, что велит начальник".
  Для бюрократической культуры именно это состояние раздвоенного, отчужденного, "несчастного сознания"16 является наиболее характерным.
  Взаимоотношения начальника и подчиненного могут быть описаны тремя моделями:
  1) подчиненный рассматривает себя как жертву обстоятельств в той среде или в тех условиях, которые создает и полностью навязывает ему начальник, поэтому начальник несет полную моральную ответственность за все, что происходит с подчиненными;
  2) подчиненный - это "пустой сосуд", действующий в соответствии с той ролью, которую предписывает организация, и отвечающий только за то, насколько он соответствует ожиданиям или предписаниям, навязываемым в данной организации этой роли;
  3) подчиненный - смекалистый исполнитель, который может не только начальнику угодить, но и себя не обидит. Это верхушка двойной морали, когда, как говорили в "застойные" времена, "начальники делают вид, что платят, а подчиненные делают вид, что работают".
  Партиципативная организационная культура построена на принципах максимального саморазвития каждого члена коллектива и участия в зависимости от компетентности и осведомленности всех членов организации в общих для них делах. Возрастает роль моральной регуляции, и ключевым принципом становится принцип справедливости.
  Морально-психологические стереотипы
  Каждой организационной культуре, таким образом, соответствуют базовые морально-психологические стереотипы:
  1) органической - коллективизм,
  2) предпринимательской - индивидуализм,
  3) бюрократической - конформизм,
  4) партиципативной - гуманизм.
  Хотя они не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на нравственную атмосферу, однако могут быть положены в основу типологии морально-психологических стереотипов организационных культур.
  В зависимости от специфики социальной структуры, определяемой организационными формами - личностной, функциональной, авторитарной и проектной, - можно выделить следующие типы организационных культур, в которых доминируют различные нравственные отношения. Так, для социальной структуры, построенной на неформальных отношениях, главным моральным фактором выступают моральные качества личности. Они полагаются либо врожденными, либо приобретенными и соответственно большая степень ответственности ложится на человека или на воспитавшую его среду.
  Для функциональной социальной структуры, где преобладают формальные отношения, характерна проблема соотношения внутреннего и внешнего в морали. Что является детерминантом в поведении человека и его отношении к своим обязанностям - его собственные представления о себе и своей роли, или ожидания окружающих.
  В централизованных структурах, основанных на авторитарных формах организации, доминируют отношения господства и подчинения, и мораль всегда имеет двойственный характер: мораль "господ" и мораль "рабов", начальников и подчиненных.
  Проектные формы организации сталкиваются, как правило, с проблемой соотношения целей и средств в деятельности. Какие средства моральны для достижения поставленных целей, и можно ли ради высоких целей пренебречь требованиями морали при выборе средств?
  Как показано в табл. 4.1, морально-психологические стереотипы организационных культур зависят, с одной стороны, от базовых стереотипов, определяемых типами совместной деятельности, а с другой - от организационно-культурных типов, определяемых спецификой социальных структур.
  Менеджер по персоналу может использовать эту таблицу для диагностики морального климата и его корректировки, чтобы способствовать творческому развитию каждого работника и эффективному взаимодействию в организации.
 Таблица 4. 1
 
 
  Организационно - культурные типы (по видам социальных структур) Культуры личности Культура роли Культура власти Культура цели Морально - психологические стереотипы организационных культур Моральные
 качества ? врожденные Моральные
 качества ? приобретенные Детерминанта поведении:
  "Я ? образ" Детерминанта в поведении: ожидания окружающих
  Мораль "господ" Мораль "рабов" Моральность целей Моральность средств Коллективизм Альтруизм Аскетизм Волюнтаризм
 Фанатизм Догматизм Авторитаризм
 Демагогия Апатия.
 Цинизм Иезуитизм Подвижничество Индивидуализм Гедонизм Стоицизм Ригоризм Пессимизм Эгоизм Нигилизм Утилитаризм Скептицизм Конформизм Фетишизм Пуританство Благочестие Фарисейство
 Ханжество Фатализм Квиетизм Пробабилизм Карьеризм Гуманизм Эвдемонизм Трудолюбие Персонализм
 (самореализация) Оптимизм Элитизм Эгалитаризм Перфекционизм
 (самосовер ? шенствование) Благовение перед жизнью
 
 
  Руководитель как моральный лидер
  Особую роль в формировании морального климата организации играют нравственная позиция руководителя организации и его личные моральные качества.
  Моральные обязанности руководителя:
  1. Анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией.
  2. Контроль аффектов и эмоций - как своих собственных, так и окружающих людей.
  3. Анализ предпочтений в организации в категориях "осознание", "вовлеченность", "приверженность", являющихся неопределенными понятиями.
  4. Реализация этического выбора - "делать не то, что хочется, а то, что следует".
  Шесть этических моделей лидерства:
  • лидер-защитник (опекун);
  • лидер - "конфуцианский мудрец";
  • выразитель идеи социального равенства;
  • лидер-"неостоик" - преобладает чувство долга и приверженность к классическим этическим нормам;
  • лидер-суперпрофессионал;
  • харизматический лидер.
  5. Овладение "философией благородного труда".
  6. Овладение искусством безразличия к собственной выгоде17.
  В условиях российской действительности, однако, принято чрезмерно лояльно относиться к любым поступкам шефа, личные симпатии которого расцениваются как решающий фактор благополучия членов компании. Так считают западные предприниматели, открывшие свои фирмы в нашей стране18.
  Как показывает опыт успешных западных корпораций, их руководители; придерживаются других, нежели российские предприниматели, моделей поведения, ориентированных на применение современных технологий командного менеджмента. Так, С.Д. Бетчел, владелец и многолетний президент американской инженерно-строительной корпорации "Betchel Group", анализирует истоки успехов своей компании19.
  Он считает, что реализация метода корпоративного управления "непрерывное усовершенствование" (Continuous Improvement), которая привела к долговременным финансовым успехам компании и обеспечила ей репутацию надежного партнера, чье качество продукции и услуг не вызывает сомнений у потребителей, была бы невозможной, если бы руководство последовательно не реализовывало свою собственную, основанную на командном духе, модель руководства. Эта модель предполагает, что каждый эффективный руководитель влияет на других таким образом, чтобы они, преодолевая собственные корыстные эгоистические интересы, действовали во благо организации. Внимание управленческой команды было сфокусировано на:
  • учете финансовых интересов потребителей;
  • способности пробуждать энергию подчиненных на достижение будущих результатов;
  • укреплении чувства собственника у членов управленческой команды;
  • создании атмосферы доверия путем поддержания личным примером высших стандартов качества в работе.
  Чтобы управленческая команда работала эффективно, каждый ее член, несмотря на свой пост и высокий статус, должен быть готов делегировать властные полномочия своим коллегам, должен быть открыт критической самооценке и оценке коллег, поддерживать дисциплину и сохранять толерантность в любых, самых сложных условиях. Высокая эффективность команды основана на взаимном доверии ее членов, и только умножение усилий и способностей каждого дает синергетический эффект при решении самых сложных проблем.
  С. Бетчел подчеркивает, что к началу 90-х годов наступила совершенно новая эра в жизни бизнес-структур: на смену внутренней конкуренции между менеджерами корпорации пришла эпоха кооперации, нашедшая свое концентрированное выражение в командном подходе, который тем не менее предполагает ясное очерчивание полномочий и уровня ответственности ведущих руководителей корпораций. Глобализация побуждает руководство частных корпораций к открытому и взаимовыгодному сотрудничеству с правительством, что, в свою очередь, дает импульс для реформирования государственной бюрократии. Оценивая свой почти полувековой путь в бизнесе, С. Бетчел считает, что залогом его успехов стали его личные качества:
  1) выдающийся характер;
  2) постоянное стремление к совершенствованию собственной деятельности;
  3) командный игрок;
  4) готовность к позитивному и конструктивному влиянию на происходящие события внутри корпорации и вокруг нее;
  5) объективность, реалистичность, восприимчивость к происходящим изменениям и новым открывающимся перспективам;
  6) провидец, чье внимание обращено на те области, где только опыт и способности многих позволяют предвидеть самые большие возможности для долговременных капиталовложений, создание уникальных конкурентных преимуществ для собственной компании путем инноваций в промышленности;
  7) старательность;
  8) наслаждение собственной работой и открытое выражение своего трудового энтузиазма.
  Но подлинным лидером корпорации, заключает С. Бетчел, руководитель станет в том случае, если он сумеет распространять эти качества среди окружающих его людей.
  Однако стать моральным лидером в организации руководитель может только тогда, когда он готов эффективно выполнять функции морального авторитета в рамках сложившейся корпоративной культуры. Раскроем специфику функций авторитета20.
  Механизм процесса функционирования (укрепления) морального авторитета
  1. Инцидент в деятельности и жизни организации, связанный с ситуацией морального выбора и чреватый моральным конфликтом. Обращение к моральному авторитету, чтобы найти "путь к спасению" (выходу из кризисной ситуации) - профетическая функция морального авторитета.
  2. Предъявление моральным авторитетом морального принципа, на основании которого обнаруживается оправданность (правильность) выбранного варианта разрешения кризисной ситуации - верификационная функция морального авторитета.
  3. Определение моральным авторитетом героя (героев), который действовал во время инцидента согласно моральным принципам, и создание "легенды" (героической баллады), содержащей рецепт морально оправданных в кризисной ситуации действий, легитимационная функция морального авторитета.
  4. Эта легенда превращается в один из базовых скриптов организационной культуры, а поведение героев становится образцом для подражания. Культ героев освящен моральным авторитетом - институциональная функция морального авторитета.
  5. Переоценка моральным авторитетом кризисной ситуации: она рассматривается как прецедент в ряду возможных аналогичных событий - прогностическая функция морального авторитета.
  6. Критический разбор кризисной ситуации, чтобы предостеречь от возможных эксцессов в будущем. Создание моральным авторитетом канонической версии инцидента (организационного мифа) - нарративная функция морального авторитета.
  7. Установление моральным авторитетом новых норм поведения и возможных моральных санкций за нарушение запретов - функция табу морального авторитета.
  Механизм закрепления в организационной культуре новых норм, принципов, образцов и составляет содержание деятельности морального лидера, берущего на себя нелегкую миссию морального авторитета.
  Резюме
  1. Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета - ритуализированные внешние нормы поведения.
  2. Можно выделить следующие уровни в системе регулятивов деловой этики в корпорации:
  • этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для корпорации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;
  • нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации;
  • коллективы сотрудников корпорации, чья жизнедеятельность детерминируется моральным климатом организации;
  • индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
  При построении системы кадрового менеджмента следует учитывать, этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации - миссия корпорации, корпоративный этический кодекс (моральные институции), а неформальные механизмы моральной регуляции определяются господствующими морально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера.
  3. Шесть этических моделей лидерства:
  • лидер-защитник (опекун);
  • лидер-"конфуцианский мудрец";
  • выразитель идеи социального равенства;
  • лидер-"неостоик" - преобладает чувство долга и приверженность к классическим этическим нормам;
  • лидер-суперпрофессионал;
  • харизматический лидер.
  4. Шесть основных заповедей делового этикета:
  • Делайте все вовремя!
  • Не болтайте лишнего!
  • Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!
  • Думайте о других, а не только о себе!
  • Одевайтесь как положено!
  • Говорите и пишите правильно!
  5. Основные функции морального авторитета:
  • профетическая
  • верификационная
  • легитимационная
  • институциональная
  • прогностическая
  • нарративная
  • табу
 
  Контрольные вопросы
  1. Покажите принципиальные различия в механизмах моральной регуляции работников корпорации по уровням деловой этики.
  2. Из чего складывается и от чего зависит моральный климат в организации?
  3. Раскройте специфические черты морального климата в организациях, где доминируют соответственно морально-психологические стереотипы коллективизма, индивидуализма, конформизма и гуманизма.
  4. В чем состоит этическое содержание требований делового этикета?
  5. Охарактеризуйте различные модели морального лидерства.
  6. Какими моральными качествами должен обладать современный руководитель?
  7. Раскройте механизм функционирования морального авторитета.
 
 
 ***********************************
 
  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  II
 - Мы - новое домоуправление нашего дома... Я - Швондер, она - Вяземская, он - товарищ Пеструхин и Жаовкин. И вот мы...
 - Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
 - Нас, - ответил Швондер.
 - Боже, пропал Колабуховский дом!
 
 М. Булгаков. Собачье сердце
 
  Глава 5. Организация как феномен
  Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации
 
  5. Организация как феномен
 
  И все-таки, следуя инстинкту, номы продолжали соблюдать иерархию. Мир испокон веку четко делится на тех, кто указывает другим, что следует делать, и тех, кто выполняет эти указания. Так неким загадочным образом у номов сформировалось новая элита. Рулевые.
 Принадлежность к разряду рулевых определялась в зависимости от того, где тот или иной ном находится во время Большой Гонки.
 
 Пратчетт. Землекопы, или Новые приключения номов
 
  Понятие "организация" произошло от французского organisation; organiser - устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать. Этим словом можно определять:
  • строение чего-либо. Обычно в этом значении оно употребляется в естественных науках (физике, химии, ...);
  • совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт. Именно в этом значении мы и будем использовать данное понятие;
  • саму деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. В предыдущей главе, рассматривая управленческие роли, мы использовали термин "организатор", описывая деятельность специалиста по организационному проектированию, созданию специфических организационных структур, наиболее эффективных в заданных условиях, т. е. специалиста, который с помощью задания особых форм взаимодействия людей, подструктур формирует план и порядок осуществления деятельности.
 
  5.1. Организация как "имплицитная" модель
 
  Все здание было из воды. Фундамент клался из воды; стены, кровля, стекла, украшения выводились из нее же; все спаивалось водою; вода принимала все формы, какие угодно было затейливому воображению дать ей.
 
  И. Лажечников. Ледяной дом
 
  К общепризнанным постулатам современного представления об организации как социальном институте можно отнести следующие:
  1) каждая организация существует в измерении пространств и времени; существование организации можно рассматривать либо как ее функционирование, либо как развитие;
  2) различие между функционированием и развитием состоит в различном соотношении влияния внешних или внутренних (по отношению к организации) обстоятельств и факторов;
  3) о функционировании организации говорят в тех случаях, когда необходимость в изменении задается извне, но при этом внутри организованной целостности не происходит существенных перемен (например, не меняются отношения между частями);
  4) главные проблемы возникают при попытке понять сущность "развития организации". С одной стороны, предполагается, что источник изменений находится внутри организации. А, другой, - сами изменения могут быть "прогрессивными" или "регрессивными".
  При этом каждый раз открытым остается вопрос, что ее внутренняя среда организации.
  Организация как система (эмпирическая модель)
  Многократные попытки исследователей представить организацию как систему приводили к различным представлениям о ее внутренней среде. Это и идентификация организации на формальную и неформальную составляющие организации, и попытка отделить управленческую и исполнительскую части. В производственных организациях легко различаются структуры, отвечающие за основной и вспомогательный процессы, а в коммерческих - подразделения, "зарабатывающие деньги" и обеспечивающие этот процесс. Однако прямая и очевидная морфологизация организационной реальности по-прежнему оставляет актуальным вопрос, что же составляет суть организации как социального института.
  По нашему предположению, одним из возможных путей ответа на этот вопрос могло бы быть обращение к носителям "опыта чувственных переживаний" организационной реальности, т.е. исследование представлений людей о том, что есть организация. Возможность такого подхода обосновывается тем, что согласно основным положениям теории социальных представлений, социальное представление:
  1) выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена общности;
  2) является результатом взаимопроникновения субъекта и объекта, в котором сливаются воедино образ и значение;
  3) в социальном взаимодействии одновременно выполняет функции познания, регуляции и адаптации.
  В этом смысле представление людей о собственной организации и может рассматриваться как форма обыденного совместного знания (со-знания), обусловленного внутриорганизационным контекстом. Понятно, что благодаря процессу "объективации" снимается противоречие между субъектом и объектом управления, а сам процесс управления (по крайней мере, в его социально-психологическом измерении) может рассматриваться как адаптация имеющихся у работников образов о социальных общностях к идеальному представлению о данной организации.
  В то же время остается не совсем ясным, что именно задает "каркас" внутриорганизационных шаблонов социальных представлений. Если прошлый опыт, то, как возникают новые паттерны, если же образцы вменяются "держателями основных ценностей" организации, то каков механизм интериоризации?
  В определенной степени ответы на эти вопросы содержатся в исследованиях, которые принято относить к классу системно-ситуационных. Начиная с работ Ф. Фидлера, в социальной психологии активно используется принцип комплексного многофакторного представления о групповой ситуации. В последние годы практические работы и стремление к социальной релевантности выдвинули социальную ситуацию в качестве предмета специальною рассмотрения социальных психологов (М. Аргайл).
  Отправным пунктом исследований, относящихся к данному направлению, служит понимание социальной ситуации в качестве "естественного фрагмента социальной жизни, определяемого включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности" (цит. по: Шихирев, 1999, С. 284-285). Это позволяет выявить систему универсальных факторов, определяющих любую ситуацию социального взаимодействия и проявляющих ее определенность. Очень важный момент данного подхода - введение такой единицы анализа социально-психологической феноменологии как социальное событие (М. Аргайл, 1981).
  Системное представление о "ситуации" как совокупности характеристик социального события, воздействующих на индивида позволяет рассматривать совместную деятельность участников группы (т.е. их со-бытие) в качестве важнейшего фактора, определяющего образ конкретной организации в представлениях ее участников и отвечающего критерию конвенциональной объективности. Применительно к теме нашего рассмотрения важно отметить, что формирование данного образа и его закрепление в поведенческих актах происходят параллельно в нескольких направлениях. Прежде всего, это касается целей организации, правил и набора исполняемых ролей или моделей внутриорганизационного взаимодействия.
  С учетом сказанного нами была предпринята попытка выявления эмпирической модели внутреннего строения организации. Мы исходили из предположения, что по аналогии с имплицитными теориями личности можно, основываясь на представлениях работников об известных им организациях, выявить имплицитную теорию организации. В ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с работниками, имеющими разный опыт управленческой деятельности в различных организациях (всего исследованием было охвачено более 1000 человек), в качестве центрального обсуждался вопрос о том, "без чего не может существовать ни одна организованная общность людей".
  Нами получены следующие данные. В социальном представлении отечественных управленцев, занимающих разные уровни в структуре организации и имеющих разный опыт управленческой деятельности, по данным факторного анализа весьма отчетливо презентированы следующие измерения организации, которые можно считать не сводимыми друг к другу элементами, составляющими ее (организации) "внутреннюю среду" (рис. 5.1).
 
 
 
 Рис. 5.1. Элементы организации
 
  5. 2. Элементы внутренней среды организации
 
  - Ну какая может быть... - продолжал говорить командир, стоя спиной к своему самолету.
 - ... корова! - вырвалось у всех с добавлением крепких слов.
 Створки бомболюка полностью были раскрыты. В верхней его части стояла корова, упираясь копытами в боковые стенки, как гимнаст, выполняющий на кольцах упражнение "крест"... Все вокруг было обильно вымазано навозом.
 
 А. Рогожкин. Особенности национальной охоты
 
  Рассмотрим подробнее каждый из элементов, представленных на рис. 5.1, с точки зрения "человеческого измерения" организации.
  Цель
  Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать далее, если не будет определена ее цель - то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
  Все большее количество организаций начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии - утверждения, раскрывающего смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: "Наша цель сделать мир меньше". (телекоммуникационная компания), "Вместе с нами в будущее". (компьютерная техника), "Нормальная техника - для удобной жизни". (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия - это представление о стратегических целях, и в этом смысле - о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации.
  Для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется "видение" (от англ. vision - предвидение).
  Структура

<< Пред.           стр. 3 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу