<< Пред. стр. 1 (из 14) След. >>
17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации"Разработана и издана в рамках совместного проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров и Государственного университета управления.
Рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для экономических вузов и системы дополнительного профессионального образования.
Модуль 1
"Как работать с модульной программой" Зобов А.М. - канд. экон. наук, доцент, проректор ГУУ по дополнительному профессиональному образованию; Наумов А.И. - канд. экон. наук, доцент, зам. директора Школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова; Филинов Н.Б. - канд. экон. наук, доцент, директор Центра международных программ ГУУ
Модуль 2
"Организация
и ее деловая среда" Смирнова В.Г. (рук. авт. коллектива) - канд. экон. наук, профессор ГУУ; Мильнер Б.3. - д-р экон. наук, профессор, засл. деятель науки и техники РФ, первый зам. директора Института экономики РАН, зав. кафедрой ГУУ; Латфуллин Г.Р. - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ; Антонов В.Г. - канд. экон. наук, доцент ГУУ
Модуль 3
"Общее управление организацией: принципы и процессы" Румянцева З.П. (рук. авт. коллектива) - д-р экон. наук, засл. деятель науки РФ, профессор, зам. зав. кафедрой ГУУ; Филинов Н.Б. - канд. экон. наук, доцент, директор Центра международных программ ГУУ; Шрамченко Т.Б. - канд. экон. наук, доцент ГУУ
Модуль 4
"Стратегическое
управление"
Попов С.А. - канд. экон. наук, доцент Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, директор проекта "Стратегический менеджмент"
Модуль 5
"Управление производительностью и качеством"
Кремнев Г.Р. - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой ГУУ
Модуль 6
"Реструктуризация управления компанией"
Кондратьев В.В. (рук. авт. коллектива) - д-р техн. наук, генеральный директор консалтинговой группы БИГ; Краснова В.Б. - канд. ист. наук, редактор отдела менеджмента и отдела компании журнала "Эксперт" Модуль 7
"Управление
инновациями" Гунин В.Н. (рук. авт. коллектива) - канд. экон. наук, профессор, директор Института управления в машиностроительной промышленности ГУУ; Баранчеев В.П. - д-р экон. наук, профессор ГУУ; Устинов В.А. - д-р экон. наук, профессор ГУУ; Ляпина С.Ю. - канд. экон. наук, доцент ГУУ
Модуль 8
"Управление программами и проектами" Разу М.Л. (рук. авт. коллектива) - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой, директор Института менеджмента в строительстве и управлении проектом ГУУ; Воропаев В.И. - д-р техн. наук, профессор ГУУ, президент Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ, вице-президент Международной ассоциации управления проектами (Цюрих, Швейцария); Якутин Ю.В. - ген. директор Издательского дома "Экономика и жизнь", профессор ГУУ; Гальперина 3. М. - д-р экон. наук, профессор ГУУ; Бронникова Т.М. - канд. экон. наук, доцент ГУУ; Секлетова Г.И. - канд. экон. наук, доцент ГУУ; Выходцева Е.А. - канд. экон. наук, доцент ГУУ; Титов С.А. - аспирант ГУУ; Ищенко А.А. - аспирант ГУУ
Модуль 9
"Лидерство и практические навыки менеджера"
Филонович С.Р. - д-р физ.-мат. наук, декан Бизнес-школы Государственного университета - Высшей школы экономики
Модуль 10 "Организация и управление
внешнеэкономической деятельностью" Ноздрева Р.Б. (рук. авт. коллектива) - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой МГИМО (У) МИД РФ; Синецкий Б.И. - д-р экон. наук, профессор Высшей коммерческой школы Министерства промышленности и торговли РФ; Кормышев В.В. - канд. техн. наук, профессор, зав. кафедрой Высшей коммерческой школы; Мясоедов С.П. - канд. экон. наук, профессор, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; Полянова Т.Н. - канд. экон. наук, доцент МГИМО
Модуль 11
"Антикризисное
управление" Кошкин В.И. (рук. авт. коллектива) - д-р экон. наук, профессор, ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства; Белых Л.П. - канд. экон. наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Беляев С.Г. - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой Высшей школы приватизации и предпринимательства; Букреев В.В. - канд. экон. наук, и.о. доцента Высшей школы приватизации и предпринимательства; Каллистов И.А. - канд. экон. наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Карпов П.А. - зам. руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ; Клейн Н.И. - канд. юрид. наук, засл. юрист РФ, профессор Высшей школы приватизации и предпринимательства; Меркушов С.Н. - канд. экон. наук, ст. преподаватель Высшей школы приватизации и предпринимательства; Орловский Ю. П. - д-р. юрид. наук, профессор, засл. деятель науки РФ, декан Высшей школы приватизации и предпринимательства; Половинкин А.Н. - канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель Высшей школы приватизации и предпринимательства; Семенихин А.И. - канд. экон. наук, ст. научный сотрудник Института народнохозяйственного планирования РАН, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Смолкин А.М. - канд. экон. наук, профессор, первый проректор Высшей школы приватизации и предпринимательства; Сохнев А.А. - сотрудник Высшей школы приватизации и предпринимательства; Сребник Б.В. - канд. экон. наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Янков К.В. - ст. преподаватель Высшей школы приватизации и предпринимательства
Модуль 12
"Использование услуг профессиональных консультантов"
Алешникова В.И. - канд. экон. наук, докторант ГУУ Модуль 13
"Управление
маркетингом"
Соловьев Б.А. - д-р экон. наук, профессор, директор Института маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова Модуль 14
"Управление
финансами" Лобанова Е.Н. (рук. авт. коллектива) - канд. экон. наук, профессор, директор Школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ; Лимитовский М.А. - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой Школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ
Модуль 15
"Управление производством и операциями" Минаев Э.С. (рук. авт. коллектива) - канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, декан факультета экономики и менеджмента МАИ (Технического университета); Агеева Н.Г. - канд. экон. наук, доцент МАИ; А. Аббата Дага - профессор Учебного центра корпорации ФИАТ (ISVJR FIAT, г. Турин, Италия)
Модуль 16
"Управление человеческими ресурсами"
Мордовии С.К. - канд. техн. наук, доцент, ректор Санкт-Пе-тербургского Международного Института Менеджмента, член Совета Российской ассоциации бизнес-образования Модуль 17
"Управление информационными ресурсами" Годин В.В. (рук. авт. коллектива), канд. экон. наук, доцент, директор Института информационных систем управления ГУУ; Корнеев И.К. - канд. экон. наук, доцент ГУУ
Координационный совет проекта
Шаронов А.В. - председатель Координационного совета, зам. министра экономики РФ; Поршнев А.Г. - зам. председателя Координационного совета, ректор Государственного университета управления; Буренин В.А. - зам. председателя Координационного совета, ректор Высшей коммерческой школы; Бакалейник И.А. - первый вице-президент Тюменской нефтяной компании; Безлепкин В.В. - начальник Управления дополнительного профессионального образования Министерства образования РФ; Виханский О.С. - ректор Школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова; Галенко В.П. - директор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов; Грошев В.П. - президент Академии менеджмента и рынка; Евтихиева Н.А. - ген. директор Российской ассоциации бизнес-образования; Ивантер В.В. - член-корреспондент РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Козлов В.Д. - директор Нижегородского регионального Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Кондратьев В.В. - генеральный директор консалтинговой группы БИГ; Коротков Э.М. - проректор Государственного университета управления; Красильников С.Р. - первый зам. ген. директора Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Краснова В.Б. - редактор отдела менеджмента журнала "Эксперт"; Липатов Ю.А. - директор АО "Раменский электротехнический завод "Энергия""; Лушников О.Г. - отв. секретарь Комиссии по организации и подготовке управленческих кадров; Львов Д.С. - академик РАН, академик-секретарь отделения экономики РАН; Люлькина Т.В. - директор Открытой школы бизнеса при Ульяновском техническом университете; Масютин С.А. - ген. директор АО "Сафоновский машиностроительный завод"; Мордовии С.К. - ректор Санкт-петербургского Международного Института Менеджмента; Мясоедов С.П. - ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; Недужий И.И. - начальник управления московского представительства "Ernst & Young"; Петренко С.А. - руководитель программы "Повышение эффективности менеджмента" TACIS; Проценко О.Д. - проректор АНХ при Правительстве РФ; Семенцов С.П. - ген. директор Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Соломахин Д.В. - ст. эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей; Старостин Ю.Л. - первый проректор ГУУ; Трофимова Т.М. - руководитель программы "Развитие управления" Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Шекшня С.В. - коммерческий директор по операциям "Би-лайн"; Щенников С.А. - ректор Международного института дистанционного обучения - ЛИНК.
Рабочая группа проекта
Научное руководство: Зобов А.М. - руководитель проекта, проректор ГУУ по дополнительному профессиональному образованию; Трофимова Т.М. - руководитель программы "Развитие управления" Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Балтрушевич Т.Г. - руководитель подпрограммы программы "Развитие управления" Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Филинов Н.Б. - директор Центра международных программ ГУУ; Наумов А.И. - зам. директора Школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова; Румянцева З.П. - зам. зав. кафедрой теории управления и организации ГУУ
Административное управление: Киселева Т. С. - администратор, сотрудник ГУУ; Мещанкин Ю.К. - зав. лабораторией ГУУ
Финансовое управление: Бугрим Н.И. - главный бухгалтер ГУУ; Самойлова В.И. - нач. планово-финансового управления ГУУ; Швырева О.Н. - зам. главного бухгалтера ГУУ; Жумагулова О.В. - ведущий бухгалтер ГУУ
Обращение к читателю
Заканчивается первое десятилетие после провозглашения рыночных реформ в России. Сквозь дым финансовых скандалов начинают проступать контуры будущей экономики России. Формируются новые индустриальные лидеры, старые гиганты постепенно превращаются в современные компании, а те, кто этого сделать не смог, тихо умирают. Экономика России либо должна стать эффективной, повторив послевоенный рывок Японии и Европы, либо она больше не будет экономикой развитой страны.
Эффективная экономика - это прежде всего эффективное управление. Понимание российскими менеджерами современных концепций управления, умение использовать их в реальной практике, выработка нового общего языка для руководителей - основа формирования управленческой культуры XXI века.
Настоятельная потребность обеспечить каждому менеджеру в любом регионе страны доступ к современным знаниям и "ноу-хау" в области управления привела к разработке Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) одного из крупнейших проектов в области подготовки руководителей.
Было решено в сжатые сроки разработать и издать серию учебно-практических материалов в области менеджмента, отражающих современные тенденции и подходы в области управления, в том числе в условиях России.
Реализация проекта по итогам тендера была предложена Государственному университету управления (ранее ГАУ им. С. Орджоникидзе), высшему учебному заведению, возглавляющему учебно-методическое объединение Министерства образования РФ по специальностям "Менеджмент", "Маркетинг", "Государственное муниципальное управление". Итогом проекта стала модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации", состоящая из 17 модулей, - с многих точек зрения событие, не имеющее прецедента в российском бизнес-образовании.
Впервые в России издается не отдельный учебник или учебники, а именно модульная программа, как целостная серия учебных материалов по ключевым разделам менеджмента. Практика издания подобных программ прекрасно зарекомендовала себя за рубежом.
Впервые удалось объединить в качестве авторов ученых, работающих в ведущих учебных центрах: Государственном университете управления, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Высшей школе экономики - Государственном университете, Санкт-Петербургском Международном Институте Менеджмента, Высшей школе приватизации и предпринимательства, консультантов, руководителей-практиков.
Впервые результаты проекта столь масштабно тиражируются по регионам - общий тираж разработанных материалов превышает 100 тыс. экземпляров, - ориентируясь при этом прежде всего на менеджеров компаний, предприятий, фирм.
Впервые перед авторами была поставлена цель, чтобы каждый сколько-нибудь крупный вывод, раздел или параграф в модулях они сопроводили примерами из российской хозяйственной или управленческой практики. И во многом, как мы надеемся, эта задача авторами реализована.
По нашему убеждению, сегодня нельзя изучать менеджмент, используя только зарубежные, пусть и отлично написанные, учебники и пособия, поскольку управление в России очевидно имеет свою специфику и неповторимые особенности.
Поэтому модульная программа представляет собой "золотую середину", сочетая достижения западных авторитетов в области менеджмента с российскими подходами, что нашло отражение в обязательном включении в каждый модуль учебных конкретных ситуаций на примере российских предприятий и фирм.
Модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации" будет полезна прежде всего менеджерам высшего и среднего звена управления, работающим в коммерческих организациях, корпорациях, на промышленных и торговых предприятиях. Для них ценность модульной программы в целом и отдельных ее элементов - модулей - состоит в том, что эти материалы разрабатывались как инструмент освоения конкретных управленческих технологий и навыков. Они, насколько это возможно, учат управлению реальному, а не умозрительно-теоретическому.
Модульная программа, и в этом еще одна ее особенность, ориентирована на руководителей служб управления персоналом и их подразделений, которые занимаются организацией внутрифирменного обучения. Каждый модуль разрабатывался таким образом, чтобы на его основе можно было построить соответствующий семинар или цикл обучения непосредственно в организациях.
И, наконец, впервые изданная в России модульная программа "Управление развитием организации" может быть использована преподавателями, специалистами в области управленческого консультирования, многочисленной армией студентов и слушателей (особенно программ МВА, других форм специализированного дополнительного профессионального образования).
Генеральный директор Ректор
Национального фонда подготовки Государственного университета
финансовых и управленческих кадров управления
Семенцов С.П. Поршнев А.Г.
Государственный Национальный
университет фонд подготовки
управления кадров
Модульная программа для менеджеров
С. Р. Филонович. Государственный университет - Высшая школа экономики
Лидерство и практические навыки менеджера
Научный редактор Наумов А.И.
Рецензенты:
Шейла Паффер (Sheila M. Puffer) - профессор Колледжа делового администрирования Северо-восточного университета (США) (professor College of Business Administration Northeastern University, USA), Маршев В.И. - д-р экон. наук, профессор Школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова
Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 9. - M.: "ИНФРА-М", 1999.- 328с.
ISBN 5-16-000061-5 (Модуль 9)
ISBN 5-16-000068-2
Модуль "Лидерство и практические навыки менеджера" входит в состав 17-модульной программы "Управление развитием организации", впервые разработанной и изданной в России.
Модуль раскрывает актуальную для российских менеджеров проблему лидерства в непосредственном процессе управления, выработки и развития профессиональных навыков. Подробно рассмотрены деловые коммуникации, практические навыки управления конфликтами, стрессами, формирование команд, а также техника принятия управленческих решений. Используется большой фактический материал, в том числе учебные конкретные ситуации на основе зарубежной и российской практики.
Модульная программа ориентирована на менеджеров высшего и среднего уровней управления, руководителей служб по управлению персоналом, организаторов внутрифирменного обучения, консультантов, а также преподавателей, слушателей учебных заведений дополнительного профессионального образования и школ бизнеса, студентов экономических вузов.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ МОДУЛЯ
Настоящий модуль имеет ярко выраженную практическую направленность. В нем рассматриваются навыки, необходимые каждому менеджеру независимо от того, на каком уровне управления он находится.
Лица, прошедшие обучение по материалам данного модуля, должны иметь представление:
• об основных теориях лидерства, их достоинствах и ограничениях;
• об альтернативных методах разрешения конфликтов;
• о деловых коммуникациях как процессе с обратной связью;
• о позитивных и негативных проявлениях конфликта;
• о национальных особенностях практики менеджмента;
• о положительных и отрицательных последствиях стресса.
Лица, прошедшие обучение по материалам данного модуля, должны понимать:
• особенности различных стилей лидерства;
• психологические основы межличностных коммуникаций;
• источники конфликтов в организации;
• взаимосвязь между личными и организационными целями и задачами;
• преимущества и ограничения групповых и индивидуальных методов принятия решений;
• преимущества и ограничения командных форм деятельности;
• происхождение стрессовых ситуаций.
Лица, прошедшие обучение по материалам данного модуля должны уметь:
• выбирать стиль лидерства, адекватный стоящей перед менеджером задаче и ситуации;
• эффективно осуществлять основные виды деловых коммуникаций;
• управлять конфликтами в организации;
• выбирать форму подготовки и принятия управленческих решений;
• формировать рабочие команд;
• управлять стрессами на рабочем месте;
• эффективно использовать рабочее время.
Содержание
Учебные цели модуля 6
Общая структура модульной программы 10
Особенности изучения модуля 10
РАЗДЕЛ I. 11
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА 11
Учебный элемент № 1. 11
Введение в "Теорию и практику лидерства" 11
Учебные цели элемента 11
1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте 12
1.2. Составляющие лидерства 14
1.3. Стили лидерства 16
1.4. Ситуационное лидерство 22
1.5. Команды и разделенное лидерство 25
1.6. Заменители лидерства 27
1.7. "Двигатель" лидерства 28
РАЗДЕЛ II. 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА 37
Учебный элемент № 2. 37
Самосознание менеджера 37
Учебные цели элемента: 37
2.1. "Окно Джохари" как средство самопознания 40
2.2. Система ценностей личности 42
2.3. Отношение к изменениям 45
2.4. Межличностная ориентация 49
2.5. Стиль мышления 52
Учебный элемент № 3. 55
Межличностные коммуникации в менеджменте 55
Учебные цели элемента 55
3.2. Навыки вербальных коммуникаций 61
3.2.1. Слушание 61
3.2.2. Речь 64
3.2.3. Чтение 67
3.2.4. Письмо 68
3.3. Невербальные коммуникации 70
3.4. Типология личности и деловое общение 73
3.5. Психофизиологические основы общения 76
3.6. Состояния личности и коммуникации 78
3.7. Специальные формы деловых коммуникаций 82
3.7.1. Телефонный разговор 82
3.7.2. Совещания 84
3.7.3. Переговоры 88
3.8. Коммуникации в организационном контексте 91
Учебный элемент № 4. 94
Техника принятия управленческих решений 94
Учебные цели элемента 94
4.1. Понятие об управленческом решении 94
4.2. Основные этапы принятия управленческого решения 95
4.3. Психологические проблемы принятия решений 97
4.4. Типы управленческих решений 102
4.5. Методы индивидуального и группового принятия решений 103
Учебный элемент № 5. 107
Команда: сущность и этапы построения 107
Учебные цели элемента 107
5.1. Понятие команды 110
5.2. Преимущества и ограничения командной деятельности 112
5.3. Этапы построения команды 113
5.4. Методы самодиагностики команды 115
5.5. Современные приемы формирования команд 117
5.6. Национальные особенности построения команд 118
Учебный элемент № 6. 121
Управление конфликтами в организации 121
Учебные цели элемента 121
6.1. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития 121
6.2. Структура (цикл) конфликта и основные формы поведения в конфликтной ситуации 123
6.3. Уровни конфликта в организации и их источники 126
6.4. Практические навыки управления конфликтами различных уровней 132
Учебный элемент № 7. 137
Управление стрессами 137
Учебные цели элемента 137
7.1. Стресс на рабочем месте 137
7.2. Стратегия борьбы со стрессами 146
Учебный элемент № 8. 149
Эффективное использование времени менеджера 149
Учебные цели элемента 149
8.1. Стресс нехватки времени 152
8.2. Принцип Парето и распределение времени 152
8.3. Техника планирования личного времени 155
8.4. Делегирование - основа экономии времени 158
Выводы 160
Конкретная ситуация: "ЭКАУНТЕК - РОССИЯ"* 161
Глоссарий 174
Библиография 175
Приложения 176
Приложение 1. 176
Ответы, решения и ключи к тестам 176
Приложение 2. 180
НАШ ПЛАНКТОН ДЛЯ ИХНЕГО КИТА* 180
Приложение 3. Менеджмент роста* 189
Приложение 4. Опросник Кирси* 204
Приложение 5. Ваш стиль разрешения конфликтов 211
Приложение 6. Использованная литература 214
Слайды 215
Список рисунков 228
Список таблиц 229
Слайд № 1. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту
Слайд № 2. Управленческая решетка Блейка-Моутон
Слайд № 3. Заменители лидерства (по Керру и Джермиеру)
Слайд № 4. Двусторонняя коммуникация
Слайд № 5. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций
Слайд № 6. Принципы техники активного слушания
Слайд № 7. Чтение документа
Слайд № 8. Элементы языка телодвижений
Слайд № 9. Элементы языка телодвижений
Слайд № 10. Характеристики четырех шкал предпочтений
Слайд №11. Схема глазных сигналов доступа
Слайд № 12. Проявление "Я"-состояний
Слайд № 13. Как разговаривать по телефону
Слайд № 14. Структура совещания
Слайд № 15. Правила мозгового штурма
Слайд № 16. Подходы к ведению переговоров
Слайд № 17. Стадии управленческого решения
Слайд № 18. G. R.P.I.- метод самодиагностики команды
Слайд № 19. Цикл конфликта
Слайд № 20. Пять основных типов поведения в конфликтной ситуации
Слайд № 21. Типология путей разрешения противоречий в конфликте
Слайд № 22. Методы разрешения конфликтов при наличии двух и более сторон Слайд № 23. Динамика стресса на рабочем месте
Слайд № 24. Кривая стресса
Слайд № 25. Матрица Эйзенхауэра
Список рисунков................................................................................ . 304
Список таблиц................................................................................... . 306
Краткое содержание модуля
Материал настоящего модуля посвящен практическим навыкам менеджера. Владение этими навыками, наряду с общетеоретической и специальной подготовкой в различных областях бизнеса, характеризует как общую управленческую культуру менеджера, так и реальную способность к руководству людьми и организациями.
Давняя проблема установления различий между навыками менеджера и лидера в наши дни разрешилась признанием того факта, что современный руководитель должен владеть как навыками лидерства, так и умениями, позволяющими осуществлять регулярный менеджмент.
Общая логика построения модуля сводится к следующему. Сначала рассматривается проблема лидерства как одна из центральных в современном менеджменте. Затем обсуждается навык самоанализа, необходимый для сознательного формирования лидерских качеств и их совершенствования. С точки зрения эффективности лидерства важнейшими являются навыки межличностных коммуникаций, которые используются при реализации практически всех функций менеджмента. Конкретно эти навыки необходимы при принятии решений, т.е. при осуществлении деятельности, отличающей менеджера от простого исполнителя, поэтому принятию решений посвящен специальный элемент, где обсуждаются этапы принятия управленческих решений, а также целесообразность индивидуального и группового принятия решений. В тесной связи с последним вопросом находится навык построения команд, способных решать творческие задачи. В свою очередь, работа менеджера в команде и с командой, как, впрочем, и вся его деятельность, требует умения правильно управлять конфликтами разных уровней, чему также посвящен элемент модуля. Заканчивается модуль обсуждением проблем управления стрессами и эффективного использования времени, как бы создающих "фон" для всех других видов работы, выполняемой менеджером.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ
Основной особенностью изучения данного модуля является его относительная "фрагментарность". Хотя отдельные элементы (например, "Самосознание менеджера" и "Межличностные коммуникации в менеджменте") и связаны между собой, изучать соответствующий материал можно в разной последовательности, поскольку большую часть соответствующих вопросов вполне допустимо рассмотреть независимо.
Тем не менее, на наш взгляд, предпочтительнее логика изучения материала, описанная в Кратком содержании.
Поскольку модуль рассчитан в том числе на самостоятельное изучение, в него включено значительное число упражнений, анкет и тестов, с которыми читатель может работать самостоятельно.
В то же время значительная часть упражнений модуля имеет интерактивный характер, т.е. для их выполнения необходимо как минимум два участника. Предполагается, что подобные упражнения будут выполняться в рамках специальных тренингов.
Несмотря на отмеченную фрагментарность материала, ряд разделов тесно перекликаются друг с другом, поэтому в тексте модуля даются соответствующие ссылки.
Во избежание излишней теоретизации в материал модуля включено много примеров, иллюстрирующих общие положения; в частности, в разделе, посвященном лидерству, используется сквозная конкретная ситуация (кейс), основанная на реалиях ведения бизнеса в России.
Практика показывает, что использование наглядных рисунков, схем и графиков позволяет намного упростить усвоение материала и облегчить его запоминание. Поэтому в тексте много иллюстраций. Часть из них специально оформлена в виде слайдов, предназначенных для групповых тренингов, что отмечено на полях специальным значком - изображением проектора.
По мере возможности в разделах модуля указаны книги, к которым читатель может обратиться, если захочет глубже изучить тот или иной раздел. Однако следует отметить, что по ряду тем такая возможность ограничена небольшим числом работ на русском языке.
В заключение следует отметить, что данный модуль подготовлен на основе многолетней практики работы автора в качестве преподавателя вуза и тренинговой деятельности. Поэтому здесь использован материал из множества источников, в том числе тренингов и семинаров, в которых довелось участвовать автору. Всем своим учителям и коллегам, способствовавшим появлению этой работы, автор выражает искреннюю и глубокую признательность.
Учебные элементы
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ № 1.
ВВЕДЕНИЕ В "ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ЛИДЕРСТВА"
Учебные цели элемента
• Дать представление об основных теориях лидерства.
• Познакомить с особенностями различных стилей лидерства.
• Научить выбирать стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации.
Лидерство - понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли "Государь", написанная в XVI в., по сути была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.
В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу "Искусство лидерства", в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
• Физическая и эмоциональная выносливость.
• Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
• Энтузиазм.
• Дружелюбие, приязнь и расположение других.
• Порядочность.
Однако теория лидерских качеств не дала значительных практических результатов. Оказалось, что примерно одинаково успешные лидеры могут обладать сильно различающимися и даже взаимоисключающими качествами. Кроме того, составленный исследователями список желательных качеств эффективного лидера чересчур длинный: на практике ни один человек не обладает их полным набором. Иначе говоря, надежда на то, что удастся провести "инвентаризацию" лидерских качеств и на ее основе подбирать лидеров, не оправдалась.
1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте
Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму "менеджер или лидер". Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой максиму: "Managers do things right, and leaders do right things", что в переводе на русский язык звучит примерно так: "Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи". Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента - инновационной - менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства*.
Далее приведена табл. 1.1 с описанием свойств менеджера и лидера.
Однако можно ли сегодня противопоставлять качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер - профессия массовая, и если раньше, при ограниченной потребности в лидерах, можно было рассчитывать, что лидеры-самородки сами пробьют себе дорогу, то теперь на повестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании навыков лидерства практически у всех менеджеров.
Одним из важнейших достижений современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства - утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в современном менеджменте можно представить в виде "когнитивной карты", показанной на рис. 1.1.
Таблица 1.1.
Отличие менеджера от лидера
Менеджер Лидер Администратор Инноватор Поручает Вдохновляет Работает по целям других Работает по своим целям Основа действий - план Основа действий - видение перспекти Полагается на систему вы Использует доводы Полагается на людей Контролирует Использует эмоции Поддерживает движение Доверяет Профессионален Дает импульс движению Принимает решения Энтузиаст Делает дело правильно Превращает решения в реальность Уважаем Делает правильное дело
<< Пред. стр. 1 (из 14) След. >>