<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  38
  3
  Льготный кредит
 
 
 
 
 
 
 
 
 6.3. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности
 
 6.3.1. Факторы инвестиционной привлекательности
 
 Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разделить на две группы: финансово-экономические и внеэкономические. В большинстве случаев инвестора привлекают высокие финансовые показатели, однако, существуют ситуации, при которых инноватор вынужден реализовать новшество, несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, если речь идет об экологических мероприятиях, которые практически всегда имеют отрицательные финансовые показатели; тем не менее, промышленные фирмы, заботящиеся о своем высоком имидже, ведут активную деятельность в этой области.
 К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия - инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы - инноватора недостаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.
 В условиях структурных преобразований, характерных для экономик переходного периода, в России в лучшем финансово-хозяйственном положении оказались организации, сумевшие оперативно сменить свой рыночный сегмент в соответствии с изменившимся спросом. Например, кризисное снижение спроса на большегрузные автомобили было вовремя предсказано руководством АО «ГАЗ» и не замечено высшим менеджментом АМО «ЗИЛ». В результате горьковские автозаводцы вышли на новый сегмент рынка с новой популярной моделью микрогрузовика («Газель») и сохранили свою платежеспособность. Московские автозаводцы продолжали выпускать большегрузные автомобили, которые не находили спроса. Смена рыночного сегмента произошла на 4 года позже, конкурентное преимущество было утеряно. А финансовое положение АМО «ЗИЛ» к середине 1997 г. подпадало под критерии принятия решения о банкротстве.
 6.3.2. Отраслевая инвестиционная привлекательность
 
 Отраслевая инвестиционная привлекательность определяется стратегией фирмы - инноватора. Поэтому на рынке новаций для обеспечения конкурентоспособности новшества проводится маркетинговый отраслевой анализ*, разрабатываются различные рейтинги отраслевой инвестиционной привлекательности.
 *См. также модуль «Управление маркетингом»
 Исследуя потенциал привлечения иностранных инвестиций, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Правительстве России в 1996 г. установила наиболее инвестиционно привлекательные отрасли российской экономики: нефтегазодобыча, электроэнергетика, связь, металлургия.
 Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора, является имидж и репутация инноватора.
 Тяжелое машиностроение в России считается одной из самых непривлекательных для инвестиций отраслей. Однако высокий финансовый авторитет компании «Биопроцесс» – финансового консультанта и управляющего холдинга АО «Уралмаш» – обеспечил приток достаточного капитала для проведения крупномасштабной реорганизации этого гиганта российской тяжелой промышленности. И в настоящее время группа предприятий «Уралмаш», сохранив отраслевую принадлежность, имеет вполне удовлетворительную структуру баланса и финансовые показатели.
 6.3.3. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность
 
 С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность определяется как внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.), так и условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников.
 Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время основным источником инвестиций являются собственная прибыль и амортизационные отчисления. Кроме того, инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.
 Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций.
 Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными. В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под инновационную деятельность проводятся достаточно редко.
 За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.
 6.3.4. Лизинг
 
 Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудование остаются у арендодателя. По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуществом, включающую амортизацию и доход арендодателя.
 В настоящее время лизинг получил наибольшее распространение в российских транспортных компаниях (морских пароходствах и автотранспортных международных перевозчиках): стоимость приобретаемых основных средств в этих компаниях достаточно высока, а накопленный капитал недостаточен для развития производственных мощностей. Кроме того, эти предприятия характеризуются высокой доходностью и слабой зависимостью от внутреннего инвестиционного климата, поскольку имеют возможность осуществлять перевозки по всему миру. Поэтому лизинг стал одной из наиболее удобных форм финансовых вложений: инвестор оплачивает строительство судна и передает его в эксплуатацию пароходству, которое постепенно возмещает расходы и выплачивает проценты за пользование имуществом. Права на судно переходят к пароходству с момента внесения последнего взноса. В случае просрочки платежей лизингодатель имеет право востребовать переданное в лизинг имущество и распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе сдать судно в аренду другому пароходству). При этом платежи судоходной компании не возвращаются. Таким образом, инвестиции лизингодателя достаточно надежно защищены по сравнению с традиционным кредитованием и обеспечивают его финансовые интересы.
 6.3.5. Форфейтинг
 
 Форфейтинг – финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.
 6.3.6. Франчайзинг
 
 Наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы ин новатору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т. п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.
 Одним из самых известных примеров франчайзинга является корпорация «Макдональд»: предприятия быстрого питания открываются по всему миру как самостоятельные компании, использующие технологию, торговую марку, имидж и репутацию головной компании, которая со своей стороны не только оказывает материальную помощь при открытии предприятий, но и принимает на себя обязанности обучения персонала, рекламы, поставки оборудования и организации закупки исходных продуктов. Кроме того, она сохраняет за собой право контроля за деятельностью предприятий и расторжения договора франшизы с запрещением использовать торговую марку и технологию приготовления пищи.
 6.4. Критерии инвестиционной привлекательности
 
 Движущие мотивы финансирования инновационной деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.
 6.4.1. Цена собственного капитала
 
 Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации:
 Сs – цена собственного капитала;
 р – отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании (p/e-ratio);
 U – акционерный капитал;
 А – амортизационный фонд;
 М – прибыль;
 В – безвозмездные поступления.
 Цена собственного капитала для самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству* инноватора.
 *См. также модуль «Антикризисное управление»
 Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.
 Собственный капитал АК «Прогресс» имеет следующую структуру:
 № п/п
  Финансовый источник
  Оценка составляющей собственного капитала, тыс. руб.
 
 1.
  Акционерный капитал
  3000
 
 2.
  Амортизационный фонд
  600
 
 3.
  Прибыль
  1300
 
 4.
  Безвозмездные поступления
  100
 
 
 
 Рыночная капитализация компании составляет 5000 тыс. руб. Дивиденды, выплаченные в последнем отчетном периоде, составили 130 тыс. руб.
 Для оценки цены собственного капитала, направляемого на инвестиционную деятельность, производятся следующие расчеты:
 а) отношение выплаченных дивидендов к рыночной капитализации (р):
 р= 130 : 5000 -100% = 2,6%
 б) цена собственного капитала WAССin (Weighted Average Cost of Capital):
 WACCin = 2,6 x 3000 : (3000 + 600 + 1300 + 100) = 1,56%
 6.4.2. Цена привлеченного капитала
 
 Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам:
 
 
 
 
 Сin – цена привлеченного капитала;
 ki. – ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых;
 Vj. – объем привлеченных средств;
 т – число источников привлеченных средств.
 Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.
 Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.
 Привлеченный капитал АК «Прогресс» имеет следующую структуру:
 №
 п/пФинансовый источник
  Оценка составляющей собственного капитала, тыс. руб.
 
 1.Кредиты и векселя
  300
 
 2.Облигации заем
  70
 
 3.Беспроцентное бюджетное финансирование
  130
 
 
 
 Ставки по кредитам и векселям составляют 20% годовых. Купон по облигациям установлен в размере 25% годовых.
 Для оценки цены привлеченного капитала (WACCout), направляемого на инвестиционную деятельность, производится следующий расчет:
 WACCout = (300 х 20 + 70 х 25 + 130 х 0) : (300 + 70 + 130) = 15,5%
 6.4.3. Цена капитала
 
 
 Цена капитала - отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов
 WACC – средневзвешенная цена капитала;
 ki – цена i-го источника;
 di – доля i -го источника в капитале компании.
 Капитал, направляемый на инновационную деятельность АК «Прогресс», имеет следующую структуру:
 Источники средств
  Размер средств, тыс. руб.
  Цена источника,
 %
 
 Собственные средства
  5000
  1,56
 
 Привлеченные средства
  500
  15,5
 
 
 Доля собственных средств:
 dсобств = 5000 : (500 + 5000) 100% - 90,91%
 Доля привлеченных средств:
 dсобств. = 500 : (500 + 5000) 100% = 9,09%
 Средневзвешенная цена капитала (WACC)
 WACC= (1,56 х 90,91 + 15,5 х 9,09) : 100% = 2,83%
 Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта – норму прибыли на инновацию. Таким образом, инноватор, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы:
 • цену собственного капитала;
 • цену привлеченного капитала;
 См.: слайд №6.6
 • структуру капитала (соотношение собственных и привлеченных средств).
 Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционной привлекательности инновационного проекта.
 
 
 6.5. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов
 
 6.5.1. Норма прибыли для инноватора
 
 Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
 Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
 Руководство компании - инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций – вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг
 Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности (см. табл. 6.2), ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.
 *См. также модуль «Управление маркетингом»
 Таблица 6.2
 Доходность компаний по некоторым отраслям экономики (по материалам СМИ)
 Отрасль
  США
  Япония
  Страны Европы
 
 Число компаний
  Доходность, %
  Число компаний
  Доходность, %
  Число компаний
  Доходность, %
 
 Компьютерные услуги и программное обеспечение
  22
  21,2
  3
  4,9
  13
  23,1
 
 Средства связи
  30
  19,1
  6
  9,0
  10
  15,5
 
 Электроника
  15
  17,7
  24
  5,4
  5
  16,5
 
 Многоотраслевое химическое производство
  13
  17,7
  15
  3,3
  16
  13,7
 
 Издательское дело, включая газеты
  11
  13,9
  2
  8,4
  12
  27,9
 
 Электротехническая промышленность
  7
  12,7
  11
  4,0
  7
  11,2
 
 Машины и оборудование
  9
  12,2
  22
  4,3
  14
  12,4
 
 Автомобилестроение
  4
  10,5
  9
  7,6
  6
  6,7
 
 Коммерческие банки
  45
  8,8
  43
  2,6
  57
  19,6
 
 Финансовые учреждения
  15
  7,5
  13
  4,8
  4
  4,8
 
 
 
 6.5.2. Норма прибыли для инвестора
 
 Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, отвращение к риску). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принявшие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска закладывают как надбавку к норме прибыли (см. табл. 6.3).
 
 Таблица 6.3
 Требования к норме прибыли для различных групп инвестиций
 №
 п/пГруппы инвестиций
  Требуемая норма прибыли
 
 1Замещающие инвестиции - категория I (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию)
  Цена капитала
 
 2Замещающие инвестиции - категория II (новые машины или оборудование, транспортные средства и т. п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений)
  Цена капитала + 3%
 
 3Замещающие инвестиции - категория III (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; а также заводы, размещаемые на новой площадке)
  Цена капитала + 6%
 
 4Новые инвестиции - категория I (новые мощности или связанное оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты)
  Цена капитала + 5%
 
 5Новые инвестиции - категория III (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием)
  Цена капитала + 8%
 
 6Новые инвестиции - категория II (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом)
  Цена капитала + 15%
 
 7Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория I (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели)
  Цена капитала +10%
 
 8Инвестиции в научно-исследовательские работы - категория II (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее неизвестен)
  Цена капитала +20%
 
 
 
 6.6. Обоснование экономической эффективности проекта
 
 Эффективность инновационного проекта может быть разной (исходя из особенностей инновации): техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффективность. Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является также период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли.
 В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (Утверждены Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.94), основными методами оценки экономической эффективности являются:

<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу