<< Пред. стр. 1 (из 18) След. >>
17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»
Разработана и издана в рамках совместного проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров и Государственного университета управления.
Рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для экономических вузов и системы дополнительного профессионального образования.
Модуль 1 - «Как работать с модульной программой»
Зобов А.М. – канд. экон. наук, доцент, проректор ГУУ по дополнительному профессиональному образованию; Наумов А.И. – канд. экон. наук, доцент, зам. директора Школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова; Филинов Н.Б. – канд. экон. наук, доцент, директор Центра международных программ ГУУ
Модуль 2 - «Организация и ее деловая среда»
Смирнова В.Г. (рук.авт.коллектива) – канд. экон. наук, профессор ГУУ; Мильнер Б.З. – д-р экон. наук, профессор, засл. деятель науки и техники РФ, первый зам. директора Института экономики РАН, зав. кафедрой ГУУ; Латфуллин Г.Р. – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой, директор Института государственного и муниципального управления ГУУ; Антонов В.Г. – канд. экон. наук, доцент ГУУ
Модуль 3 - «Общее управление организацией:принципы и процессы» Румянцева З.П. (рук. авт. коллектива) – д-р экон. наук, засл.деятель науки РФ, профессор, зам. зав. кафедрой ГУУ; Филинов Н.Б. – канд.экон.наук,доцент, директор Центра международных программ ГУУ; Шрамченко Т.Б. – канд. экон. наук, доцент ГУУ
Модуль 4 - «Стратегическое управление»
Попов С.А. – канд. экон. наук, доцент Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, директор проекта «Стратегический менеджмент»
Модуль 5 - «Управление производительностью и качеством»
Кремнев Г.Р. – д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой ГУУ
Модуль 6 - «Реструктуризация управления компанией»
Кондратьев В.В. (рук. авт. коллектива) – д-р техн. наук, ге- неральный директор консалтинговой группы БИГ; Краснова В.Б. – канд. ист. наук, редактор отдела менеджмента и отдела компании журнала «Эксперт»
Модуль 7 - «Управление инновациями»
Гунин В.Н. (рук. авт. коллектива) – канд. экон. наук, профессор, директор Института управления в машиностроительной промышленности ГУУ; Баранчеев В.П. – д-р экон. наук, профессор ГУУ; Устинов В.А. – д-р экон. наук, профессор ГУУ; Ляпина С.Ю. – канд. экон. наук, доцент ГУУ
Модуль 8 - «Управление программами и проектами»
Рязу М.Л. (рук. авт. коллектива) – д-р экон. наук, профессор, зав.кафедрой, директор Института менеджмента в строительстве и управлении проектом ГУУ; Воропаев В.И. – д-р техн.наук, профессор ГУУ, президент Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ, вице-президент Международной ассоциации управления проектами (Цюрих, Швейцария); Якутин Ю.В. – ген. директор Издательского дома «Экономика и жизнь», профессор ГУУ; Гальперина 3. М. – д-р экон. наук, профессор ГУУ; Бронникова Т.М. – канд. экон. наук, доцент ГУУ; Секлетова Г.И. – канд. экон. наук, доцент ГУУ; Выходцева Е.А. – канд. экон. наук, доцент ГУУ; Титов С.А. – аспирант ГУУ; Ищенко А.А. – аспирант ГУУ
Модуль 9 - «Лидерство и практические навыки менеджера»
Филонович С.Р. – д-р физ.-мат. наук, декан Бизнес-школы Государственного университета – Высшей школы экономики
Модуль 10 - «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью»
Ноздрева Р.Б. (рук. авт. коллектива) – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой МГИМО (У) МИД РФ; Синецкий Б.И. – д-р экон. наук, профессор Высшей коммерческой школы Министерства промышленности и торговли РФ; Кормышев В.В. – канд. техн. наук, профессор, зав. кафедрой Высшей коммерческой школы; Мясоедов С.П. – канд. экон. наук, профессор, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; Полянова Т.Н. – канд. экон. наук, доцент МГИМО
Модуль 11 - «Антикризисное управление»
Кошкин В.И. (рук. авт. коллектива) – д-р экон. наук, профессор, ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства; Белых Л.П. – канд. экон. наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Беляев С.Г. – д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой Высшей школы приватизации и предпринимательства; Букреев В.В. – канд. экон. наук, и.о. доцента Высшей школы приватизации и предпринимательства; Каллистов И.А. – канд. экон. наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Карпов П.А. – зам. руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ; Клейн Н.И. – канд. юрид. наук, засл. юрист РФ, профессор Высшей школы приватизации и предпринимательства; Меркушов С.Н. – канд. экон. наук, ст. преподаватель Высшей школы приватизации и предпринимательства; Орловский Ю. П. – д-р. юрид. наук, профессор, засл.
деятель науки РФ, декан Высшей школы приватизации и предпринимательства; Половинкин А.Н. – канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель Высшей школы приватизации и предпринимательства; Семенихин А.И. – канд. экон. наук, ст. научный сотрудник Института народнохозяйственного планирования РАН, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства;
Смолкин А.М. – канд. экон. наук, профессор, первый проректор Высшей школы приватизации и предпринимательства; Сохнев А.А. – сотрудник Высшей школы приватизации и предпринимательства; Сребник Б.В. – канд. экон. наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства; Янков К.В. – ст. преподаватель Высшей школы приватизации и предпринимательства
Модуль 12 - «Использование услуг профессиональных консультантов»
Алешникова В.И. – канд. экон. наук, докторант ГУУ
Модуль 13 - «Управление маркетингом»
Соловьев Б.А. – д-р экон. наук, профессор, директор Института маркетинга РЭА
им. Г.В.Плеханова
Модуль 14 - «Управление финансами»
Лобанова Е.Н. (рук. авт. коллектива) – канд. экон. наук, профессор, директор Школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ; Лимитовский М.А. – д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой Школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ
Модуль 15 - «Управление производством. и операциями»
Минаев Э.С. (рук. авт. коллектива) – канд. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, декан факультета экономики и менеджмента МАИ (Технического университета); Агеева Н.Г. – канд. экон» наук, доцент МАИ; А. Аббата Дага – профессор Учебного центра корпорации ФИАТ (ISVJR FIAT, г. Турин, Италия)
Модуль 16 - «Управление человеческими ресурсами»
Мордовии С.К. – канд. техн. наук, доцент, ректор Санкт-Петербургского Международного Института Менеджмента, член Совета Российской ассоциации бизнес-образования
Модуль 17 - «Управление информационными ресурсами»
Годин В.В. (рук. авт. коллектива), канд. экон. наук, доцент, директор Института информационных систем управления ГУУ;
Корнеев И.К. - канд. экон. наук, доцент ГУУ
Координационный совет проекта
Шаронов А.В. – председатель Координационного совета, зам. министра экономики РФ; Поршнев А.Г. – зам. председателя Координационного совета, ректор Государственного университета управления; Буренин В.А. – зам. председателя Координационного совета, ректор Высшей коммерческой школы; Бакалейник И.А. – первый вице-президент Тюменской нефтяной компании;
Безлепкин В.В. – начальник Управления дополнительного профессионального образования Министерства образования РФ; Виханский О.С. – ректор Школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова; Галенко В.П. – директор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов; Грошев В.П. – президент Академии менеджмента и рынка; Евтихиева Н.А. – ген. директор Российской ассоциации бизнес-образования; Ивантер В.В. – член-корреспондент РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; Козлов В.Д. – директор Нижегородского регионального Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Кондратьев В.В. – генеральный директор консалтинговой группы БИГ; Коротков Э.М. – проректор Государственного университета управления; Красильников С.Р. – первый зам. ген. директора Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Краснова В.Б. – редактор отдела менеджмента журнала «Эксперт»; Липатов Ю.А. – директор АО «Раменский электротехнический завод "Энергия"»;
Лушников О.Г. – отв. секретарь Комиссии по организации и подготовке управленческих кадров;
Львов Д.С. – академик РАН, академик-секретарь отделения экономики РАН; Люлькина Т.В. – директор Открытой школы бизнеса при Ульяновском техническом университете; Масютин С.А. – ген. директор АО «Сафоновский машиностроительный завод»; Мордовии С.К. – ректор Санкт-Петербургского Международного Института Менеджмента; Мясоедов С.П. – ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; Недужий И.И. – начальник управления московского представительства «Ernst & Young»; Петренко С.А. – руководитель программы «Повышение эффективности менеджмента» TACIS; Проценко О.Д. – проректор АНХ при Правительстве РФ; Семенцов С.П. – ген. директор Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Соломахин Д.В. – ст. эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей; Старостин Ю.Л. – первый проректор ГУУ; Трофимова Т.М. – руководитель программы «Развитие управления» Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Шекшня С.В. – коммерческий директор по операциям «Би-лайн»; Щенииков С.А. – ректор Международного института дистанционного обучения – ЛИНК.
Рабочая группа проекта
Научное руководство: Зобов A.M. – руководитель проекта, проректор ГУУ по дополнительному профессиональному образованию; Трофимова Т.М. – руководитель программы «Развитие управления» Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Балтрушевич Т.Г. – руководитель подпрограммы программы «Развитие управления» Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров; Филинов Н.Б. – директор Центра международных программ ГУУ; Наумов А.И. – зам. директора Школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова; Румянцева З.П. – зам. зав. кафедрой теории управления и организации ГУУ
Административное управление: Киселева Т. С. – администратор, сотрудник ГУУ; Мещанкин Ю.К. – зав. лабораторией ГУУ
Финансовое управление: Бугрим Н.И. – главный бухгалтер ГУУ; Самойлова В.И. – нач. планово-финансового управления ГУУ; Швырева О.Н. – зам. главного бухгалтера ГУУ; Жумагулова О.В. – ведущий бухгалтер ГУУ
Обращение к читателю
Заканчивается первое десятилетие после провозглашения рыночных реформ в России. Сквозь дым финансовых скандалов начинают проступать контуры будущей экономики России. Формируются новые индустриальные лидеры, старые гиганты постепенно превращаются в современные компании, а те, кто этого сделать не смог, тихо умирают. Экономика России либо должна стать эффективной, повторив послевоенный рывок Японии и Европы, либо она больше не будет экономикой развитой страны.
Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. Понимание российскими менеджерами современных концепций управления, умение использовать их в реальной практике, выработка нового общего языка для руководителей – основа формирования управленческой культуры XXI века.
Настоятельная потребность обеспечить каждому менеджеру в любом регионе страны доступ к современным знаниям и «ноу-хау» в области управления привела к разработке Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) одного из крупнейших проектов в области подготовки руководителей.
Было решено в сжатые сроки разработать и издать серию учебно-практических материалов в области менеджмента, отражающих современные тенденции и подходы в области управления, в том числе в условиях России.
Реализация проекта по итогам тендера была предложена Государственному университету управления (ранее ГАУ им. С. Орджоникидзе), высшему учебному заведению, возглавляющему учебно-методическое объединение Министерства образования РФ по специальностям «Менеджмент», «Маркетинг», «Государственное муниципальное управление». Итогом проекта стала модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», состоящая из 17 модулей, – с многих точек зрения событие, не имеющее прецедента в российском бизнес-образовании.
Впервые в России издается не отдельный учебник или учебники, а именно модульная программа, как целостная серия учебных материалов по ключевым разделам менеджмента. Практика издания подобных программ прекрасно зарекомендовала себя за рубежом.
Впервые удалось объединить в качестве авторов ученых, работающих в ведущих учебных центрах: Государственном университете управления, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Высшей школе экономики – Государственном университете, Санкт-Петербургском Международном Институте Менеджмента, Высшей школе приватизации и предпринимательства, консультантов, руководителей-практиков.
Впервые результаты проекта столь масштабно тиражируются по регионам – общий тираж разработанных материалов превышает 100 тыс. экземпляров, – ориентируясь при этом прежде всего на менеджеров компаний, предприятий, фирм.
Впервые перед авторами была поставлена цель, чтобы каждый сколько-нибудь крупный вывод, раздел или параграф в модулях они сопроводили примерами из российской хозяйственной или управленческой практики. И во многом, как мы надеемся, эта задача авторами реализована.
По нашему убеждению, сегодня нельзя изучать менеджмент, используя только зарубежные, пусть и отлично написанные, учебники и пособия, поскольку управление в России очевидно имеет свою специфику и неповторимые особенности.
Поэтому модульная программа представляет собой «золотую середину», сочетая достижения западных авторитетов в области менеджмента с российскими подходами, что нашло отражение в обязательном включении в каждый модуль учебных конкретных ситуаций на примере российских предприятий и фирм.
Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» будет полезна прежде всего менеджерам высшего и среднего звена управления, работающим в коммерческих организациях, корпорациях, на промышленных и торговых предприятиях. Для них ценность модульной программы в целом и отдельных ее элементов – модулей – состоит в том, что эти материалы разрабатывались как инструмент освоения конкретных управленческих технологий и навыков. Они, насколько это возможно, учат управлению реальному, а не умозрительно-теоретическому.
Модульная программа, и в этом еще одна ее особенность, ориентирована на руководителей служб управления персоналом и их подразделений, которые занимаются организацией внутрифирменного обучения. Каждый модуль разрабатывался таким образом, чтобы на его основе можно было построить соответствующий семинар или цикл обучения непосредственно в организациях.
И, наконец, впервые изданная в России модульная программа «Управление развитием организации» может быть использована преподавателями, специалистами в области управленческого консультирования, многочисленной армией студентов и слушателей (особенно программ МВА, других форм специализированного дополнительного профессионального образования).
Генеральный директор Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров
Семенцов С.П.
Ректор
Государственного университета
управления
Поршнев A.Г.
Модульная программа для менеджеров
Р. Б. Ноздрева Б. И. Синецкий В. В. Кормышев С. П. Мясоедов Т.Н. Полякова
Организация
и управление внешнеэкономической
деятельностью
ББК65.298я73
УДК 339.5(075.8)
Н 78
Научный редактор Филинов Н.Б.
Рецензенты:
Судзуки Норихико (Norihiko Suzuki) – профессор, доктор менеджмента Международного Христианского университета, г. Токио, Япония (Professor and Chair Division of International Studies International Christian University, Tokyo, Japan), Кретов И.И. – профессор, зав. кафедрой маркетинга Всероссийской Академии внешней торговли
Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью:
17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации».. Модуль 10. - М.: «ИНФРА-М», 1999. - 432 с.
ISBN 5-16-000053-4 (Модуль 10)
ISBN 5-16-000068-2
Модуль «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью» входит в состав 17-модульной программы «Управление развитием организации», впервые разработанной и изданной в России.
Модуль охватывает весь широкий спектр вопросов, которые необходимо решать руководителям компаний, работающих за пределами своих национальных границ: начиная с выбора сегмента мирового рынка, включая методы кросскультурной коммуникации и заканчивая юридической техникой подготовки контракта. Пособие может быть использовано как опытными практиками, так и новичками на поле внешнеэкономической деятельности.
Модульная программа ориентирована на менеджеров высшего и среднего уровней управления, руководителей служб по управлению персоналом, организаторов внутрифирменного обучения, консультантов, а также преподавателей, слушателей учебных заведений дополнительного профессионального образования и школ бизнеса, студентов экономических вузов.
ББК65.298я73
Учебные цели модуля
• понимать основные трудности при организации внешнеэкономической деятельности, уметь их преодолевать;
• уметь разрабатывать стратегические и тактические меры повышения конкурентной позиции товара и фирмы, проникновения и освоения рынков зарубежных стран;
• знать, как создать на фирме отдел внешнеэкономических связей и организовать его работу;
• знать органы государственного регулирования и содействия развитию внешнеэкономических связей России, особенности ее правовой базы, таможенной системы, валютного контроля и др.;
• уметь организовать и провести рыночные исследования, выбрать наиболее эффективный рынок за рубежом;
• понимать важность культурных особенностей потребителей конкретных стран и уметь учитывать их при проведении внешнеторговых переговоров и в деле обеспечения эффективности внешнеэкономической деятельности;
• научиться самостоятельно составлять и исполнять основные виды международных контрактов, учитывать особенности транспортных условий и способы гарантирования взаимных расчетов;
• изучить разнообразные виды коммерческих посредников, научиться выбирать те виды, которые наиболее подходят к планируемой операции, и самостоятельно формировать условия посреднических соглашений;
• понимать специфику различных форм и методов организации внешнеэкономической деятельности и квалифицированно использовать наиболее оптимальные из них.
Краткое содержание
Данный модуль знакомит читателей с основными особенностями организации и управления внешнеэкономическими связями в России. В частности, в нем рассматриваются представительные стратегии проникновения и освоения зарубежных рынков и повышения конкурентной позиции российских фирм и предприятий, а также выявляются возможные опасности, связанные с организацией и осуществлением внешнеэкономической деятельности, и предлагаются меры по их преодолению.
Также читатели модуля знакомятся с принципами построения внешнеэкономических служб на фирмах и предприятиях, механизмом планирования внешнеэкономической деятельности, организацией контроля и методологией оценки эффективности экспортных и импортных операций. Дается общая характеристика государственных органов контроля и регулирования внешнеторговых операций, анализ правовой базы, таможенного режима и валютного контроля над экспортом и импортом.
В модуле представлены основы сопоставительного анализа условий внешнеэкономической деятельности на зарубежных рынках, включая такой важный аспект, как культурные различия отдельных государств и поведенческие особенности местных потребителей. Приводятся критерии выбора целевых, оптимальных рынков по экспорту и импорту.
Также определяются основные формы и методы осуществления внешнеэкономической деятельности, методика составления договоров международной торговли. Авторы подробно рассматривают различные виды внешнеторговых договоров, платежные и транспортные условия заключения внешнеторговых сделок. Особое место отводится роли посредников в организации внешней торговли и выявлению специфики отдельных их видов.
Общая структура модульной программы
Особенности изучения модуля
Каждый элемент модуля, комплексно и последовательно раскрывая поставленную проблему, в то же время может представлять самостоятельное законченное изложение конкретного вопроса по организации и управлению внешнеэкономической деятельностью, в связи с чем возможен различный порядок изучения элементов модуля в зависимости от стоящих перед читателем задач в области внешнеэкономической деятельности, степени его компетенции и занимаемой должности.
Если читатель планирует впервые заняться внешнеэкономической деятельностью и выйти на зарубежный рынок, а по должности он является ответственным за организацию этого вида деятельности на фирме или предприятии, т.е. сотрудником высшего звена управления, то для него будет предпочтительным прочитать элемент 3, затем элементы 2, 5, 9, 10, 11, далее 6, 7 и 8.
Если читатель планирует впервые заняться внешнеэкономической деятельностью и выйти на зарубежный рынок, а по роду работы ему предстоит заниматься оперативной работой, подготовкой и реализацией внешнеторговых договоров, то ему оптимальнее соблюсти следующий порядок: вначале прочитать элементы 6, 7 и 8, затем 9, 10, 11 и, наконец, 2, 3, 4, 5.
Если читатель уже занимается внешнеэкономической деятельностью и хотел бы совершенствовать качество своей работы, ему предлагается при чтении соблюсти предложенный в модуле порядок элементов.
Авторы модуля сопровождают теоретические разделы примерами, включая в каждый его элемент иллюстративные кейсы из практики российских и зарубежных предпринимателей, перечень вопросов и набор заданий и тестов для самопроверки, что позволяет читателям связать положения модуля с практикой, повышают его наглядность и степень усвоения. Для удобства проведения лекционных и практических занятий к модулю прилагаются комплект слайдов и ответы на большинство заданий и тестов.
По тексту модуля приводятся ссылки на специальную литературу, что позволяет читателям познакомиться с более подробным и обстоятельным содержанием вопросов по организации и управлению внешнеэкономической деятельностью в монографиях, статистических сборниках, периодических изданиях и т.д.
Завершается модуль итоговым кейсом, помогающим читателям использовать полученные знания для анализа и принятия решений практической ситуации по организации и управлению внешнеэкономической деятельностью на фирме (предприятии).
России сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.
Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.
Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.
Авторы надеются, что данный модуль поможет отечественным предпринимателям, уже работающим или только собирающимся выходить на внешний рынок, лучше ориентироваться в кругу основных проблем, задач и вопросов, решение которых поможет добиться высокой эффективности их внешнеэкономической деятельности.
Учебный элемент № 1.
Введение в модуль «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью»
До перестройки управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось на макроуровне, т.е. на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в нее. Кроме того, государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз, операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий (разрешений). В тот период только около 80 специальных внешнеэкономических объединений имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.
Однако с началом перестройки, реально с 1987 г., когда вступил в силу правовой акт, допускающий на внешний рынок практически любую организацию (предприятие, фирму) нашей страны, чья продукция обладала конкурентоспособностью на мировом рынке, государственная монополия на ведение внешнеторговых операций ослабла, а затем была устранена. В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности российских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности России, эффективного продвижения отечественных товаров на мировые рынки.
В связи с желанием российских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в России сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.
Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.
Это требует от отечественных субъектов мирового рынка высокого профессионализма, знания сложившейся практики и обычаев ведения внешней торговли, ее форм и методов, умения проводить комплексные исследования зарубежных рынков и отбирать для своей работы наиболее перспективные и оптимальные из них.
Авторы надеются, что данный модуль поможет отечественным предпринимателям, уже работающим или только собирающимся выходить на внешний рынок, лучше ориентироваться в кругу основных проблем, задач и вопросов, решение которых поможет добиться высокой эффективности их внешнеэкономической деятельности.
Учебный элемент № 2.
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на фирме (предприятии)
Учебные цели элемента
• понимать, из чего складывается работа по управлению внешнеэкономической деятельностью на фирме;
• уметь обосновывать решения о выходе на внешние рынки. Понимать преимущества и недостатки, которые имеет внешнеэкономическая деятельность;
• уметь выбрать оптимальный целевой рынок для внешнеэкономической деятельности;
• уметь формировать стратегии проникновения на внешние рынки и составлять бизнес-план внешнеэкономического проекта;
• знать варианты построения внешнеэкономических отделов и служб и круг выполняемых ими функций.
Конкретная ситуация
Российская торговая фирма «Нефэкс» (здесь и далее в кейсах (конкретных ситуациях) названия компаний и фамилии изменены. Любое совпадение является случайным), специализирующаяся на поставках нефти за рубеж, главным образом в США, столкнулась в 1998 г. со значительными трудностями в своей деятельности, связанными прежде всего с падением мировых цен, которое было вызвано целым рядом факторов. Во-первых, наблюдалось значительное увеличение производства и поставок нефти странами-членами ОПЕК, на которые приходится основная часть мирового нефтяного экспорта. Быстрый рост добычи нефти странами ОПЕК, наблюдавшийся в 1997 г., был подкреплен решением о десятипроцентном увеличении экспортных квот. Кроме того, на мировой рынок нефти увеличила свои поставки Норвегия в связи с разработкой нефтяного месторождения в Северном море. Во-вторых, причинами падения цен явились отрицательные факторы, воздействующие на спрос на нефть и нефтепродукты в мире, а именно: кризис в Юго-Восточной Азии, замедление темпов экономического роста в США и Западной Европе и относительно теплая зима в Северном полушарии.
К тому же 1998 г. и для экономической ситуации в самой России также оказался довольно сложным. Финансовый кризис, разразившийся после решений правительства Кириенко от 17 августа, привел к значительному падению курса рубля - с 6 руб. на 1 августа до 16 руб. на 10 октября 1998 г. и 23 руб. на 1 февраля 1999 г. В стране произошло резкое, более чем в три раза, увеличение цен, в том числе возросли цены и на энергоносители. Внутренний платежеспособный спрос оказался весьма ограниченным в связи с падением производства и крайне тяжелым положением значительного числа предприятий российской промышленности. Россия находилась в состоянии острейшего бюджетного кризиса. Замораживание выплат по ГКО и объявление 90-дневного моратория на внешние платежи подорвало доверие к России со стороны иностранных инвесторов и партнеров, нарушило работу банковской системы, поставило многие ранее мощные банковские структуры на грань банкротства, привело к отказу ряда банков от своих обязательств перед внутренними и внешними клиентами.
Российская фирма «Нефэкс» вынуждена была определиться в приоритетах развития своей будущей предпринимательской деятельности, а именно решить, какому рынку - внутреннему или внешнему - отдавать предпочтение, какие рынки за рубежом являются более привлекательными. Руководство при принятии стратегического решения воспользовалось антикризисной программой правительства Примакова и прогнозом развития мирового рынка нефти, подготовленным сотрудниками аналитической группы своей фирмы. В частности, в этом прогнозе отмечалось, что снижение добычи нефти странами - членами ОПЕК на 1245 тыс. баррелей, или на 4,6%, и дополнительное сокращение предложения нефти с июля 1998 г. на 1355 тыс. баррелей в день, или совокупное сокращение предложений нефти в размере 3,1 млн баррелей в день по отношению к базовому уровню февраля 1998 г., не позволит восстановить предкризисный уровень цен ни в текущем, ни в будущем году, поскольку существует множество других факторов, оказывающих сильное понижательное давление на цены. Во-первых, Ирак увеличивает производство и экспорт нефти, поскольку его экспортная квота решением Совета Безопасности ООН увеличена с 2 млрд до 5,25 млрд дол. Во-вторых, значительно возрастет производство нефти за пределами ОПЕК, прежде всего в Северном море, Южной Америке и Африке (как ожидается, в 1999 г. прирост производства нефти странами - нечленами ОПЕК составит около 1,2 млн баррелей в день). В-третьих, роль понижателей цены на нефть будут играть избыточные запасы нефти и нефтепродуктов, которые, например, в США к началу июля 1998 г. достигли 1073 млн баррелей, что на 8,4% выше среднего уровня данной страны для этого времени года. В-четвертых, негативное влияние на рынок будет оказывать слабый спрос на нефть и нефтепродукты в странах Юго-Восточной Азии. Таким образом, сотрудниками аналитической группы делался прогноз среднемировой цены на нефть на 1999 г. на уровне ниже 11 дол. за баррель, и тем самым предполагалось, что даже к концу 1999 г. она не превысит 14 дол. за баррель.
Вопросы для обсуждения
1. Российской фирме «Нефэкс» предпочтительнее развивать в ближайшей перспективе экспорт нефти или расширять ее поставки внутри страны? Дайте обоснование своему решению.
2. Какой прогноз цены на нефть на ближайшие пять лет Вы можете предложить, исходя из реальной ситуации развития мирового рынка нефти?
3. Какие еще трудности, кроме указанных в кейсе, Вы могли бы назвать при попытках фирмы «Нефэкс» активизировать свою экспортную деятельность? В том числе в США? На рынки каких других стран Вы порекомендовали бы фирме «Нефэкс» обратить свое внимание?
4. Предложите схему организационного построения управления фирмой, включая ее экспортный отдел и его подотделы. Укажите их основные функции и направления работы.
2.1. Обоснование решения выхода
российского предприятия на внешние рынки
Перестройка организации внешнеэкономической деятельности и реформы по ее либерализации предоставили право заниматься внешнеэкономической деятельностью любому
российскому юридическому и физическому лицу, получившему статус индивидуального частного предпринимателя. В настоящее время во внешнеэкономической деятельности заняты свыше полумиллиона хозяйствующих субъектов.
Принимая решение о выходе на внешние рынки (в форме экспортной, импортной или иной зарубежной хозяйственной деятельности), руководство предприятия, фирмы должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести серьезную подготовительную аналитическую работу по определению целесообразности и возможной эффективности хозяйственной деятельности на зарубежных рынках и прежде всего выявить для себя целевые рынки. В связи с этим оно должно особое внимание обратить на:
• анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок вообще и на данный зарубежный рынок в частности;
• изучение предпринимательской, прежде всего маркетинговой, среды и условий работы на зарубежном рынке;
• изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
• оценку наличия компетентных кадров в области внешнеэкономических операций на соответствующих зарубежных рынках;
• разработку долгосрочных и/или среднесрочных рыночных стратегий проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов внешнеэкономических проектов.
Фирма, занимающаяся или собирающаяся заниматься внешнеэкономической деятельностью, осуществляет поиск прибыльных предпринимательских действий в масштабах не только рыночной территории своей страны, но и всего земного шара.
2.2. Виды внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в различных видах.
Во-первых, по масштабам географии охвата рыночной территории это может быть:
• экспортная деятельность;
• импортная деятельность;
• внешнеторговая деятельность;
• внешнеэкономическая деятельность, которая помимо экспорта-импорта товаров и услуг включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, научно-техническое сотрудничество, строительство объектов за рубежом, инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплектные поставки), товарообменные сделки (бартер, компенсационные, встречные и другие сделки), сделки на основе давальческого сырья (толлинг), состязательные формы организованной торговли (биржи, аукционы и торги);
• операции, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством, производственно-сбытовой кооперацией, участием в консорциумах и стратегических альянсах;
• вывоз капитала за рубеж для приобретения промышленной и иной собственности с целью получения предпринимательской прибыли (прямые инвестиции), привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию, участие в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках, приобретение пакетов акций с целью долевого участия в прибылях (портфельные инвестиции), создание совместных предприятий в России и за рубежом, приобретение прав на владение, распоряжение или управление ресурсами за рубежом, предоставление концепций в России с разделением добытой или произведенной продукции и др.;
• международная экономическая деятельность, которая предполагает организацию бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий и развитие экономических контактов не только между Россией и зарубежной страной или странами, но и между третьими странами и т.д.
Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по видам внешнеторговых операций (сделок):
• несвязанные операции;
• встречные сделки:
• бартерные или товарообменные сделки;
сделки на компенсационной основе.
В-третьих, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по сферам (объектам) внешнеторговых операций:
• экспорт/импорт сырьевых товаров;
• экспорт/импорт машинотехнических товаров.
Причем при организации внешнеторговых операций для каждого отдельного вида товаров существует своя специфика и предполагается владение специальными навыками и компетентной информацией.
В данном модуле основное внимание будет уделено формам и способам осуществления экспортно-импортной деятельности в области внешней торговли, что составляет основу внешнеэкономической деятельности.
2.3. Управление внешнеэкономической деятельностью
Фирма или организация способна управлять своей внешнеэкономической деятельностью, а именно:
Шесть основных функций управления
•планировать, составляя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы развития внешнеэкономической деятельности, а также разрабатывая бизнес-планы для новых внешнеэкономических проектов, предполагающих в том числе привлечение внешних источников финансирования;
• организовывать, формируя организационные подразделения фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределяя сотрудников на участки работы, наделяя их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью и определяя формы и методы подготовки и реализации внешнеэкономической деятельности;
• координировать и согласовывать задачи и функции внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допустить противоречий в решениях и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;
• учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всему номенклатурному ряду поставляемых за рубеж или импортируемых из-за границы товаров;
• контролировать внешнеэкономические операции как в оперативном, так и в стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организуя проведение соответствующих ревизий, в том числе и по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь;
• обеспечить информационную систему обслуживания внешнеэкономической деятельности фирмы за счет внедрения информационных систем управления (MIS – Management information system; DSS – Decision support system, MDSS – Marketing decision support system, MSM – Market selection model и др.*), подключение к соответствующей зарубежной информации через систему Интернет и др., что позволяет не только иметь четко структурированный банк данных внешнеэкономической информации, но и использовать возможности проигрывания ситуаций с помощью готовых или разработанных для данной фирмы компьютерных программ в целях оптимизации работы на внешних рынках и принятия управленческих решений на более квалифицированном и обоснованном уровне.
*См. также модуль «Управление информационными ресурсами»
Перечисленные выше функции относятся к основным или общим функциям управления, свойственным любому виду управленческой деятельности. В то же время управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы включает выполнение и ряда специфических или конкретных функций. В частности, к ним относятся аналитическая функция по изучению международной рыночной среды и среды отдельных зарубежных стран и рынков, запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов; товарно-производственная функция, предполагающая совершенствование и адаптацию товара к условиям местных рынков; сбытовая функция по организации сбытовой сети в своей стране и за рубежом для продвижения экспортных товаров; осуществление ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д.
2.4. Стратегические решения
во внешнеэкономической деятельности
Руководство фирмой при организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности вынуждено принимать весьма ответственные решения стратегического и оперативного характера, каждое из которых во многом определяет успех или неудачу работы, как правило, в значительных масштабах. Основными стратегическими решениями фирмы в области осуществления внешнеэкономических связей являются решения выходить или не выходить на внешний рынок, заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельностью, расширять или не расширять внешнеэкономическую деятельность и по каким причинам.
В случае принятия и обоснования положительного варианта решаются следующие стратегические вопросы:
Четыре стратегических решения при выходе на внешний рынок
• на какой именно внешний рынок выходить;
• когда именно и каким образом организовать выход на выбранный внешний рынок и какой стратегии придерживаться;
• какую товарную, ценовую политику проводить, как строить сбытовую, товарораспределительную сеть и как формировать политику продвижения (рекламу, паблик рилейшнз, персональные продажи, стимулирование сбыта, участие в выставках, ярмарках и т.д.*);
• как организовать соответствующие подразделения и структуры, которые уполномочены проводить работу по освоению или расширению внешнеэкономической деятельности.
.
*См. также модуль
«Управление
маркетингом»
2.5. Основные причины (мотивы)
выхода на внешние рынки или расширения внешнеэкономической деятельности
Рассмотрим основные причины выхода на внешние рынки.
• Поиск более высокой доходности бизнеса.
• Снижение спроса на внутреннем рынке.
• Сглаживание резких колебаний спроса.
• Продление жизненного цикла* товара (время продажи товара в целом).
• Снижение рисков за счет их распыления и географической диверсификации операций.
•Получение признания за рубежом и завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров.
•Требования клиентов.
•Улучшение ликвидности активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты.
•Получение дополнительного коммерческого эффекта за счет использования преимуществ национальных факторов производства и ресурсного потенциала страны.
•Желание окупить издержки на рыночные исследования быстрее и значительнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке.
•Выход за рубеж как свидетельство эффективности своей предпринимательской деятельности.
•Освоение передового опыта ведения международного бизнеса. Обучение и повышение компетентности персонала фирмы.
*См. также модуль
«Управление
маркетингом»
2.6. Основные трудности и опасности
выхода на внешние рынки и осуществления внешнеэкономической деятельности
•Дополнительные затраты на маркетинговые исследования предпринимательской среды зарубежных стран, географических, демографических, политико-правовых, экономических, научно-технических, культурных, социальных и других особенностей спроса и организации бизнеса.
•Усложнение управления и общей работы фирмы. Необходимость иметь или подготовить квалифицированные и, как правило, узкоспециализированные кадры со знанием особенностей рынков соответствующих стран и регионов, владеющих иностранными языками, знакомых со спецификой ведения переговоров, запросами и предпочтениями зарубежных потребителей.
•Необходимость модификации и адаптации товаров к требованиям зарубежных рынков.
•Высокие риски зарубежной деятельности.
• Сложности поиска зарубежных партнеров.
•Высокие барьеры и широкий набор защитных мер зарубежных государств, препятствующих проникновению иностранных товаров и услуг. Антидемпинговое законодательство и др.
2.7. Международная сегментация
Фирма, решив выйти на внешние рынки, должна прежде всего определить, на какой именно из них ей следует выйти и направить свои основные усилия. В этом случае используются основные критерии сегментации зарубежных стран и их потребителей, такие, как демографические, природные и географические, экономические и научно-технические, политико-правовые, социальные, культурные, поведенческие и др.
В то же время при выходе на внешние рынки фирме приходится использовать и специфические методы сегментации.
Во-первых, самый простой, но далеко не всегда оптимальный метод определения целевого рынка за рубежом – это выявление стран со спросом на однородные товары. В этом случае можно ограничиться минимумом дополнительных затрат, поскольку товар не надо модифицировать. Метод основан на анализе характеристик отдельных стран, а не запросов соответствующих групп потребителей. Он предполагает высокую степень однородности в пределах отобранных стран, что встречается довольно редко, и пренебрегает возможностями существования однородных потребительских сегментов за пределами этих стран, таким образом искусственно занижая емкость зарубежного рынка сбыта.
См.: Слайд № 2.1
Во-вторых, конкретный рынок сбыта продукции за рубежом может быть найден за счет выявления универсального, однотипного сегмента рынка во всех или большинстве зарубежных стран. Универсальные сегменты представлены однородными группами покупателей с одинаковыми потребностями в каждой стране. Это в основном относится к товарам, торговые марки фирм которых широко известны в мире и имеют высокий имидж
<< Пред. стр. 1 (из 18) След. >>