<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 8.2.3. Выбор перевозчика, экспедитора или оператора
 
 В настоящее время в условиях рыночных отношений в России, так же как и в других странах, наблюдается тенденция расширения диапазона и комбинации услуг перевозчиков, экспедиторов и операторов. Это означает, что потребителям предлагается широкий спектр качества любой услуги, в любой момент и в любом сочетании.
 Оператор перевозки - лицо, которое от своего имени заключает договор смешанной перевозки, выписывает единый документ и котирует сквозную ставку на весь путь следования
 Потребители же в пределах своих финансовых ресурсов свободны покупать данные услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящим для себя.
 Выбор фирмой оптимального перевозчика, экспедитора или оператора перевозки осуществляется на основе следующих критериев:
 • виды и комплексность предоставляемых услуг (пакет услуг);
 • качество услуг (обеспечение транспортировки в требуемое время, мобильность, т.е. выполнение срочных заказов, время реализации текущих ордеров);
 • уровень предлагаемых тарифов и условия перевозки;
 • возможность организации доставки грузов по различным системам (JIT - «от двери до двери», КаnВаn и т.д.)
 • опыт работы на рынке, наличие лицензии;
 • финансовое положение фирмы, кредитоспособность;
 • надежность исполнения всех условий договора перевозки, поведение при возникновении претензионных дел;
 • обеспечение сохранности груза при доставке;
 • наличие страхования ответственности транспортной/ экспедиторской фирмы перед клиентом;
 • характеристика подвижного состава;
 • использование инноваций международного транспортного прогресса;
 • наличие развитой сети представительств фирмы в регионах страны и за рубежом, особенно для экспедиторских/операторских компаний;
 • налаженная система информации о грузе.
 
 
 См.: [18, 19]
 
 
 См.: [21, гл. 6]
 
  Кроме этих общих параметров, могут быть специальные дополнительные требования, связанные со спецификой товара и исполнения торговой сделки.
 
 
 *См.: [18, с. 20]
 
 Из опрошенных 145 грузоотправителей 35% наибольшее значение придают стоимости доставки; 31% - срокам доставки, 14% -гибкости обслуживания и 10% - надежности доставки*.
 Пример. Российское предприятие 000 «Браун международный транспорт» осуществляет доставку стройматериалов из Европы для одного крупного московского заказчика. В логистическую цепь услуг входят приобретение товара на Западе, его доставка и распределение среди конечных получателей в Москве и Подмосковье. Кроме того, для дилеров стройматериалов компания обеспечивает доставку необходимых им грузов с заводов Санкт-Петербурга, Дзержинска и Тулы. Поставка всех грузов осуществляется по системе «точно в срок» (JIT), поэтому все автомобили (собственный и привлеченный состав) оснащены средствами мобильной связи. В спектр логистических услуг фирмы входит временное складское хранение груза. (Логистика. 1998. № 3. С. 13}
 8.2.4. Роль маркетинга в транспортной логистике
 
 Огромное влияние на принятие правильного решения в области движения товарных потоков и достижение синергетического эффекта при исполнении сделки может оказать маркетинговая служба, сфера деятельности которой должна включать следующие направления:
 • мониторинг транспортного рынка, рынка вспомогательных услуг и складского хозяйства, в частности, анализ конъюнктуры транспортного рынка, степени дефицитности требуемой услуги, наличия альтернативных вариантов транспортировки или каналов приобретения услуги одного вида транспорта;
 • сбор и анализ информации о транспортных и экспедиторских компаниях;
 • создание информационной базы данных по маршрутам перевозки, тарифам, транспортным средствам и т.д.;
 • отслеживание правовой среды бизнеса, т.е. изменений в национальном и международном транспортном законодательстве.
 Пример. Российская компания (торговый посредник) заключила сделку на поставку крупногабаритного оборудования в Москву для монтажа конструкций Большой спортивной арены в Лужниках. В штате компании имеется менеджер-логистик, который выбрал фирму продавца, подготовил предложение по базису поставки и транспортным условиям сделки. Контракт содержит следующие условия:
 специфичность груза (крупногабаритное и тяжеловесное);
 широкий ассортимент оборудования, которое одновременно должно поступить в Москву для осуществления необходимых работ (два гусеничных крана «Демаг» и 16 специальных гидравлических домкратов для монтажа конструкций). При этом гидродомкраты поставляются в сборке, а краны демонтированы;
 поставка товара осуществляется из Голландии, Германии, Англии и некоторых комплектующих – из Канады.
 Российская фирма на основании базы данных о компаниях - перевозчиках/экспедиторах в маркетинговой службе остановила свой выбор на голландской компании «Ван Сумерен Холланд Б.В.»,
 учитывая следующие характеристики фирмы:
 • 30-летний опыт перевозок, перегрузки и монтажа крупногабаритных грузов;
 • надежность при решении данных задач в самых сложных региональных условиях;
 • наличие собственного комплекса наземных транспортных средств, способных доставлять тяжеловесные и крупногабаритные грузы;
 • высокая квалификация сотрудников;
 • лидерство на мировом рынке указанных услуг и участие в самых престижных проектах, в том числе на территории РФ.
 Учитывая специфику грузов, при проработках маршрутов доставки основным критерием была выбрана степень его надежности, даже при увеличении стоимости доставки (синергетический эффект сделки).
 В результате было принято следующее решение (оптимальный канал товародвижения).
 • краны из Германии и Голландии доставить на двух специальных баржах непосредственно к месту разгрузки на Лужнецкой набережной;
 • оборудование из Англии и Канады поставить 12 большегрузными контейнерами в п. Санкт-Петербург, а затем автотранспортом на строительную площадку в г. Москве. Был составлен график доставки, который учитывал задержки в различных пунктах по маршруту следования. С учетом длительности прохождения таможенного контроля и относительно невысокой стоимости хранения груза в С.-Петербурге было решено сконцентрировать груз в порту, а затем одной или двумя отправками вывезти в Москву. В соответствии с этим графиком были заранее назначены конкретные даты организационных мероприятий, в том числе инспектирования таможней и некоторыми специализированными организациями (т.е. проведена координация транспортных и сопряженных операций).
 В результате тщательной проработки всех этапов доставки менеджером-логистиком с транспортной фирмой все оборудование было смонтировано точно в срок. (Логистика. 1998. № 2. С. 12–14)
 8.3. Транспортная специфика контрактов купли-продажи
 8.3.1. Базисные условия поставки
 
 
 См.: [1; 21, гл. 2; 22]
 Организация эффективного товародвижения на основании логистических принципов в значительной степени определяется правильностью выбора базисного условия поставки.
 При заключении контракта наиболее широко применяются правила толкования торговых терминов, разработанные международной Торговой палатой. Они известны под названием Incoterms-90\\ содержат 13 базисных условий, которые могут быть использованы при заключении сделки.
 Базисное условие поставки - основное условие внешнеторговой сделки, которое определяет обязанности продавца и покупателя при исполнении контракта, в том числе по транспортным вопросам.
 Применение Incoterms-90 в коммерческой практике характеризуется следующими особенностями:
 • с правовой точки зрения этот документ имеет факультативный характер. Поэтому стороны, использующие его условия в своей работе, должны делать ссылку на этот документ в контракте;
 • стороны имеют право согласовать дополнительные положения или исключить из толкования базиса позиции, которые их не устраивают (в письменном виде);
 • положения Incoterms-90 по многим вопросам носят общий характер, давая лишь принципиальный подход или решение;
 • стороны по контракту могут моделировать и применять любые базисы поставки, отличающиеся от Incoterms-90. Однако при этом:
 • все пункты контракта должны быть четко сформулированы и зафиксированы в письменной форме;
 • при заполнении грузовой таможенной декларации и определении таможенной стоимости товара, в том числе в Российской Федерации, требуется указание и использование базисных условий поставок именно в соответствии с Incoterms-90.
 Управление грузопотоком дает возможность построить логистическую транспортную цепь путем заключения целевых соглашений, составляющих отраслевую или межотраслевую технологическую, правовую или экономическую общность
 
 
 См.: Слайды № 8.5; 8.6
 
 С точки зрения транспортной специфики от базиса поставки зависят следующие моменты:
 • в чьих руках находится грузопоток, т.е. кто – продавец или покупатель организует транспортировку и до какого пункта. Такие базисы поставок, как EXW, FCA, CIP, СРТ, DDU, DDP, дают возможность в полной мере использовать принципы логистики при организации товародвижения от поставщика к получателю, так как они создают ситуацию, при которой одна из сторон практически полностью сосредоточивает вопросы управления транспортировкой и контроля за доставкой товара в своих руках. Все остальные условия поставки предусматривают разделение управления грузопотоком между сторонами контракта;
 • распределение и форма оплаты издержек товародвижения между продавцом и покупателем.
 Торговые термины не конкретизируют, какие именно расходы, в том числе транспортные, несет та или иная сторона по контракту. Используется стандартная формулировка:
 «все относящиеся к товару расходы» до момента передачи перевозчику или покупателю. Однако на практике могут быть отклонения от этого принципа, и в первую очередь в отношении транспортных расходов, что предусматривается в контракте;
 • переход риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
 Транспортные расходы - различного рода затраты на международную доставку груза, которые не включаются в цену товара по контракту.
 Транспортная составляющая - издержки на
 международную доставку грузов, которые заранее включаются в цену товара по контракту.
 Здесь подразумевается только физическая утрата или повреждение товара, которые произошли в процессе транспортировки по независящим от продавца и покупателя причинам.
 Момент перехода риска на товар совпадает с выполнением продавцом его обязанности по поставке.
 Поставка - это передача определенного контрактом товара покупателю в согласованные дату или срок, установленный в договоре, а также в согласованном месте и согласованным способом.
 Моментом перехода рисков, расходов и обязанностей с продавца на покупателя в большинстве базисов поставки является погрузка товара на транспортное средство. В последние годы распространилась практика передачи груза перевозчику до погрузки на транспортное средство - на склад или терминал перевозчика/оператора. Данная ситуация характерна для базисов FCA, С1Р и СРТ. При этом пункт передачи товара определяется путем указания конкретного места, а не перевозочного средства. Поэтому данные термины могут быть использованы при любом виде транспорта и способе перевозки, включая смешанные. Они обязательны для использования автомобильного и авиационного транспорта вместо условий FOB и СIF.
 При базисах поставки группы Е, F и D все расходы и риск случайной гибели или повреждения товара переходят с продавца на покупателя одновременно.
 В отличие от всех других условий, точки перехода рисков и обязанностей продавца по организации транспортировки по базисам поставки группы. С не совпадают. Риск переходит с продавца на покупателя в пункте отправления товара, а основные расходы по транспортировке лежат на продавце до места назначения, указанного в контракте. Но продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара, даже если с товаром что-либо случится после отгрузки.
 Все термины допускают переход риска и расходов продавца на покупателя до осуществления поставки. Это так называемые преждевременные риски и расходы, которые наступают в том случае, когда покупатель в нарушении договора:
 • не принимает согласованной поставки;
 • не предоставляет инструкции в отношении срока поставки и/или места поставки, которое продавец может требовать для выполнения данной своей обязанности;
 • нарушает обязательства по извещению продавца.
 В этом случае риск случайной гибели или повреждения товара, а также все связанные с товаром расходы переходят к покупателю с момента предоставления товара в его распоряжение и наступления срока для его принятия. При этом товар фактически остается во владении продавца, который отвечает за его сохранность, но уже за счет и на риск покупателя.
 В качестве доказательства осуществления поставки и перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя при всех базисах поставки предусматривается предоставление продавцом покупателю обычных транспортных или аналогичных документов, конкретный вид и содержание которых отдельно оговариваются в контракте в разделе, связанном с платежами, и транспортных условиях контракта.
 
 
 См.: Слайд № 8.7
 
 Транспортные документы свидетельствуют не только о передаче товара перевозчику и переходе риска, но и о том, насколько ясно перевозчику, что товар находится в надлежащем по внешнему виду состоянии.
 Любое указание в транспортном документе на недостатки товара или тары делает его «нечистым», что не допускается общепринятым порядком оплаты расчетов по контрактам, особенно при аккредитивной форме.
 Редакция Incoterms-90 учитывает дальнейшее развитие средств передачи информации и предусматривает, что если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, то все документы, в том числе транспортные, могут быть заменены эквивалентными документами, оформленными с помощью компьютерной связи.
 
 См.: [21, гл. 1]
 
 Наиболее типичными ошибками в практике применения Incoterms-90, связанными с транспортировкой товара, являются следующие:
 • стороны по контракту неправильно определяют моменты поставки и доставки в терминах группы С, т.е. не принимают во внимание расхождение точек перехода
 рисков с продавца на покупателя и обязанности продавца по заключению договора и перевозки;
 •неточное понимание или формулировка терминов, которые согласовываются сторонами в контракте;
 •различное толкование тех дополнений в Incoterms-90, которые партнеры делают в контракте;
 Пример. Заключен контракт на продажу российскому покупателю в согласованный срок мебели и оборудования для офиса на условии EXW Лондон. Покупатель перечислил авансовый платеж, однако товар доставлен не был. Продавец полагал ответственным за недоставку товара покупателя, который в соответствии с прямым толкованием Incotenns- 90 должен был вывести товар с его склада. Покупатель ссылался на п. 4 контракта, согласно которому обязанность организовать доставку товара покупателю лежала на продавце. Решая спор, арбитры исходили из толкования условий контракта, в их совокупности, приняв во внимание и п. 3 контракта, согласно которому продавец к счету за отгруженный товар должен приложить автонакладную на имя покупателя, а также п. 4 об организации доставки. В результате арбитры пришли к выводу, что условие EXW Лондон касалось только базиса определения цены, а обязанности сторон по транспортировке были уточнены в отдельных пунктах контракта. (Право и арбитражная практика. Вып. 1. М.: ТПП РФ, МКАС, 1997. С. 14)
 • различное или неправильное понимание сторонами базисных условий поставок, в частности в отношении расходов на транспортировку.
 Пример. Российский продавец должен был поставить товар из Санкт-Петербурга в Роттердам на условиях CIF в течение 6 месяцев с даты открытия аккредитива. В ответ на просьбу продавца об открытии аккредитива покупатель заявил об отказе от контракта, так как он больше не нуждается в товаре. Продавец обратился в Международный коммерческий арбитражный суд с требованием возмещения:
 · расходов по транспортировке товара в порт отгрузки;
 · расходов по хранению в порту отгрузки;
 · убытков в виде упущенной выгоды.
 Арбитры отказали в удовлетворении первого и второго требований продавца, поскольку срок поставки исчислялся с даты открытия аккредитива, который не был открыт, поэтому у него не возникло и обязательства по отгрузке товара из порта. Действуя таким образом, продавец принял на себя риск возникновения дополнительных расходов. Третье требование продавца было удовлетворено в размере 10% стоимости товара со ссылкой на то, что такой размер упущенной выгоды соответствует имеющейся внешнеторговой практике. (Право и арбитражная практика. Вып.1, М.: ТПП РФ, МКАС, 1997. С.13)
 8.3.2. Транспортные условия торговых сделок
 
 Конкретное содержание транспортных условий контракта зависит от следующих основных факторов:
 • базисного условия поставки;
 • вида транспорта и способа доставки груза;
 • транспортной специфики самого товара;
 • условий международных договоров и соглашений на отдельные виды транспорта, регулирующих перевозку.
 Транспортные условия контракта - особый раздел торговой сделки, в котором оговариваются права, обязанности и расходы продавца и покупателя, связанные с доставкой товара
 Наиболее широкий круг транспортных вопросов включается в контракт при таких базисах поставки, которые предусматривают передачу товара продавцом покупателю уже в пути (DAF, FAS, CIF и др.).
 К вопросам, связанным с доставкой, которые требуют особой проработки в контракте, относятся следующие:
 • наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения (условия группы С и D).
 Иногда при заключении контракта еще не известно точное место назначения или место предоставления товара продавцом покупателю. В этом случае в контракте может быть указан регион или рэндж при морской перевозке с оговоркой, что в дальнейшем покупатель уточнит или конкретизирует место назначения;
 • порядок сдачи товара продавцом перевозчику или принятие его покупателем от транспортного средства.
 При проработке этого вопроса прежде всего учитывается, является ли такая сдача или приемка товара от перевозчика моментом перехода рисков и поставки товара*
 • система взаимной информации продавца и покупателя о готовности товара к грузовым операциям и сроках прибытия транспортного средства под грузовые операции.
 Доставка - транспортировка определенного контрактом товара до согласованного места назначения
 Эти данные позволяют синхронизировать исполнение договора купли-продажи и договора перевозки, т.е. создать их логистическую взаимосвязь.
 В контракте предусматриваются конкретная форма, сроки и содержание взаимной информации. Целью обмена информацией является сокращение расходов:
 по хранению грузов из-за опоздания или неприбытия транспортного средства под грузовые операции;
 по простою транспортного средства из-за неготовности груза к стивидорным операциям или из-за отсутствия груза вообще;
 • распределение расходов на оплату погрузочно-разгрузочных работ, связанных с международной перевозкой.
 По этому вопросу, как правило, существуют заметные расхождения в его толковании контрагентами из-за различия в коммерческой практике и обычаев портов и транспортных узлов обработки грузов в различных странах;
 Пример. Условие «СИФ с выгрузкой» означает, что расходы по выгрузке в порту назначения несет покупатель. Базис «с завода, свободно в автомобиле» (EXW, free on truck) возлагает расходы по погрузке на продавца. При условии «ДДУ франко-вагон станция назначения» выгрузку товара из вагонов на поименованной в контракте станции берет на себя покупатель.
 
 
 См.: Слайд № 8.7
 
 • вид договора перевозки, которым будет оформлена международная доставка грузов.
 Документ, выписываемый при продаже товара на базисах группы F и С, должен быть датирован в пределах срока, согласованного для отгрузки товара, так как именно он определяет дату поставки.
 Особенностью роли транспортных документов при базисах поставки группы D является тот факт, что они теряют свое значение как документы, подтверждающие качество и количество товара, передаваемого покупателю;
 • важными моментами, особенно при согласовании транспортных условий при морских перевозках, являются время погрузки-выгрузки товара и нормы грузовых работ.
 В случае, если продавец по условию FOB или покупатель (при выгрузке на условиях CIF или DES) не обеспечивает выполнение норм грузовых работ, на них по контракту может быть возложена обязанность возмещения другой стороне возникших дополнительных расходов по простою судна;
 • порядок размещения на транспортном средстве всех видов грузов.
 Так, если речь идет о морском транспорте, то обязательно требуется согласование на разрешение и перевозку груза на палубе. Условие о разрешении перевозить груз на палубе является одним из реквизитов заявления на открытие аккредитива и на заключение договора страхования;
 • вид и характер транспортной упаковки, ее качество и распределение расходов на нее между продавцом и покупателем;
 • требования к предупредительной и идентификационной маркировке. Затраты на упаковку - это часть логистических издержек. Их величина может быть от долей процента до нескольких десятков процентов от себестоимости продукции. Назначением упаковки является сохранение качества товара в процессе транспортировки. Поэтому стремление сторон к минимизации издержек на упаковку может привести к увеличению потерь груза и дополнительным расходам в рамках транспортной логистики.
 Если товар, способ транспортировки и ее маршрут имеют специфические особенности, то в контракте это также оговаривается дополнительно.
 Пример. Контракт на поставку соевого масла в Россию был заключен между немецкой фирмой и российским покупателем на условиях EXW Берлин (центральный склад масла). Транспортные условия, согласованные в контракте, предусматривали, что поставка товара производится в соответствии с отгрузочными инструкциями, которые покупатель передает по факсу продавцу не позднее 14 дней до начала поставки. Кроме того, погрузка товара должна осуществляться в чистые цистерны, которые подает покупатель за пломбой отправителя и немецких железных дорог.
 Товар был подготовлен к отправке в согласованный срок. Но поставка не была осуществлена из-за отсутствия пригодных к перевозке масла цистерн по вине покупателя. Продавец поместил товар для покупателя на центральный склад масел (г. Берлин), о чем он был уведомлен путем пересылки складского документа. После этого продавец выставил покупателю счет за товар, а также за расходы по его складированию и хранению. (Арбитражная практика за 1986-1991 гг. М.: ТПП РФ, МКАС, 1997. С. 5–7)
 Выводы и заключения
 
 Коммерческая деятельность предприятий и фирм обязательно предполагает решение проблем, связанных с обеспечением движения товарных потоков, являющихся предметом внешнеторговой сделки купли-продажи.
 Транспортный менеджмент во ВЭД предполагает обязательное владение концепцией логистики в качестве принципиальной основы для принятия решения по организации доставки груза.
 Практика предлагает различные организационные принципы построения управления транспортировкой товара в торговой фирме, однако при этом непременно должны соблюдаться основные логистические принципы во взаимоотношениях как подразделений внутри фирмы, так и во внешнем взаимодействии компании с фирмами-перевозчиками, экспедиторами/операторами и другими компаниями, предоставляющими транспортные и сопряженные услуги в «пакете» или раздельно.
 При этом одним из основополагающих инструментов, реализующих стратегию и тактику транспортного менеджмента, а также определяющих объем реальных транспортных задач и операций фирмы, являются базисные условия контрактов купли-продажи, которые изначально определяют
 возможности организации движения товарных потоков по логистической цепочке.
 Однако только при наличии конкретных, правильно составленных транспортных условий сделки осуществляется координация деятельности всех этапов доставки товара и фирм, участвующих в этом процессе, что прежде всего должно быть направлено на снижение конечной величины затрат на транспортировку товара и повышение эффективности сделки в целом.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 
 1. Понятие и содержание системы товародвижения в ВЭД.
 2. Что такое логистика и каковы основные принципы ее функционирования? Применяются ли данные принципы в деятельности Вашего предприятия?
 3. Какие виды логистики составляют общую цепочку?
 4. Каковы задачи транспортной логистики на макро- и микроуровне?
 5. Каковы цель и организационные формы транспортного менеджмента на фирме/предприятии? Как построен транспортный модуль в структуре Вашей компании?
 6. Какие из указанных задач менеджера фирмы в области транспортной логистики выполняются в Вашей компании?
 7. Разработаны ли в Вашей компании критерии оптимального перевозчика/экспедитора? Если да, то как они корреспондируются с перечисленными в тексте показателями?
 8. Почему маркетинговая служба является необходимым звеном организации движения товарных потоков?
 9. Как базисные условия поставки контракта связаны с задачами транспортной логистики?
 10. Является ли применение lncoterms-90 обязательным при определении базисного условия поставки?
 11. Решение каких основных вопросов зависит от базиса поставки с точки зрения транспортной специфики?
 12. Что является моментом перехода рисков и обязанностей продавца по большинству базисов поставки? "
 13. В чем особенности базисных условий CIP и СРТ?
 14. Что понимается под преждевременными рисками и расходами? Как это может отразиться на исполнении контракта, с Вашей точки зрения?
 15. Каково различие терминов «поставка» и «доставка» в контрактах купли-продажи?
 16. Что служит доказательством поставки при различных базисных условиях?
 17. Каково должно быть соотношение транспортных условий контракта купли-продажи и договора перевозки?
 Тесты
 18. Тесты
 1. Что такое система товародвижения:
 а) совокупность транспортных систем;
 б) комплекс различных мер по обеспечению транспортных, складских и иных операций;
 в) перемещение товарных потоков?
 2. Что такое логистика:
 а) запасы и транспортировка;
 б) складирование и складская обработка;
 в) информация;
 г) производство и сбыт;
 д) все операции в комплексе?
 3. В чем выражается логистическая задача управления:
 а) в обеспечении механизма разработки задач и стратегий в области управления материальными и информационными потоками и распределения;
 б) в разработке транспортного обслуживания потребителей;
 в) в управлении запасами?
 4. Что является показателем эффективности деятельности логистической системы:
 а) общие издержки;
 б) издержки в каждом звене;
 в) синергетический эффект?
 5. Каковы задачи транспортной логистики в деятельности фирмы:
 а) выбор оптимального канала товародвижения;
 б) определение общих издержек по доставке товара;
 в) складские операции;
 г) разработка графиков отгрузок;
 д) все операции в комплексе?
 6. Какова цель построения транспортного модуля в торговой фирме:
 а) создание эффективной системы доставки товаров и управление ею;
 б) осуществление деятельности по перевозке грузов;
 в) развитие складского хозяйства?
 7. функции менеджера-логистика и менеджера по транспортным вопросам:
 а) совпадают;
 б) не совпадают;
 в) функции логистика более широкие;
 г) функции транспортника более широкие.
 8. При выборе перевозчика/экспедитора имеют значение следующие факторы:
 а) пакет предоставляемых услуг;
 б) уровень тарифов;
 в) является фирма государственной или частной;
 г) опыт работы на рынке;
 д) национальная принадлежность.
 9. При базисном условии CIF морская транспортировка осуществляется:
 а) на риск и за счет продавца;
 б) на риск продавца, но за счет покупателя;
 в) на риск покупателя, но за счет продавца;
 г) на риск и за счет покупателя.
 10. При базисном условии FCA обязательства продавца считаются выполненными:
 а) при пересечении грузом поручней судна в порту погрузки;
 б) при пересечении грузом поручней судна в порту выгрузки;
 в) при передаче груза первому перевозчику в поименованном пункте;
 г) после погрузки на транспортное средство в поименованном пункте.
 11. При базисном условии CFR морская транспортировка осуществляется:
 а) на риск и за счет продавца;
 б) на риск продавца, но за счет покупателя;
 в) на риск покупателя, но за счет продавца.
 12. При базисном условии FAS морская транспортировка осуществляется:
 а) на риск и за счет продавца;
 б) на риск продавца, но за счет покупателя;
 в) на риск покупателя, но за счет продавца;
 г) на риск и за счет покупателя.
 13. При заключении контракта на условиях СРТ обязанности продавца по поставке считаются выполненными:
 а) при передаче товара первому перевозчику;
 б) в момент прибытия товара к месту назначения, указанному в контракте;
 в) при передаче товара экспедиторской компании в пункте отправления.
 14. При базисном условии DES продавец обязан представить товар в распоряжение покупателя:
 а) на борту судна в порту назначения;
 б) на борту судна в порту отправления;
 в) экспедитору в пункте отправления.
 15. При закупке импортных товаров у российского покупателя возникают издержки по транспортировке за границей при базисных условиях:
 а) FAS;
 б) DAF граница страны продавца, не имеющей общей границы с Россией;
 в) CIF или CFR;
 г) DES.
 Задания
 Задание 1.
 Проанализируйте, соответствует ли классификация действий фармацевтической фирмы-продавца, приведенная в ситуации № 1, перечисленным видам логистики.
 Задание 2.
 По данным ситуации № 2 сформулируйте основные транспортные условия контракта.
  Задание 3.
 По данным ситуации nb 3 определите:
 в каком порту риск случайной гибели товара переходит с продавца на покупателя;
 кто должен был организовать перевозку до порта Роттердам (продавец или покупатель) и за чей счет?
 Задание 4.
 Определите, присутствуют ли в ситуации Ns 4 обстоятельства, в результате которых может наступить преждевременный переход рисков и расходов с продавца на покупателя.
 Учебный элемент № 9. Международные посреднические операции
 Учебные цели элемента
 
 · уяснить экономическую целесообразность использования коммерческих посредников;
 · получить представление о многообразии видов коммерческих посредников и области их деятельности;
 · изучить основное содержание договоров с посредниками и состав посреднических соглашений;
 · научиться выбирать необходимый вид посредника, составлять и выполнять посреднические соглашения;
 · изучить методы определения размеров вознаграждений по стимулированию работы посредников;
 · научиться защищать коммерческие интересы сторон участников посреднических соглашений.
 Конкретная ситуация
 
 В начале 1994 г. один из российских специалистов по компьютерной технике, будучи на стажировке в Германии, договорился с представительством американской компании Contact, что за вознаграждение будет находить для нее в Москве и Московской области покупателей сбываемых этой компанией персональных компьютеров.
 Компания передала ему проспекты и ценники на выпускаемые компьютеры, устно обещала выплачивать вознаграждение в размере 10% стоимости реализованной с его помощью продукции, но от подписания какого-либо соглашения отказалась. С помощью отца, бывшего работника Госснаба СССР, российский специалист, выступавший как частное физическое лицо, достаточно успешно находил организации, заинтересованные в приобретении компьютеров, сообщал об этом фирме, представители которой или приезжали в Москву подписывать договоры купли-продажи на поставку компьютерной техники, или поручали это подписание одному из представителей дружественной фирмы, имевшей постоянное представительство в Москве. Контракты предусматривали авансовые платежи со стороны российских импортеров. Компания Contact аккуратно выплачивала российскому специалисту вознаграждение.
 В сентябре 1994 г. российский специалист привлек трех своих товарищей к организации общества с ограниченной ответственностью, которое было официально зарегистрировано под названием «Сатурн»*.
  * Российская компания согласилась использовать пример ее деятельности при условии изменения своего названия, названий ее иностранных агентов и изменения масштабов данных о ее деятельности.
 В ноябре 1994 г. с компанией Contact было подписано посредническое соглашение, по которому «Сатурн» брал на себя поиск потребителей на компьютеры, выпускаемые компанией, но контракты по-прежнему заключали ее представители или поверенные. Соглашение предусматривало увеличение вознаграждения с целью содержания небольшого офиса и демонстрационного зала, а также приобретения современной аппаратуры связи и множительной техники. Соглашение предусматривало обязательство "Сатурна» распространять печатную рекламу и периодически направлять принципалу анализ компьютерного рынка России.
 
 Вопросы к конкретной ситуации
 
 1. К какому виду договоров относилось изначальное соглашение о подыскании российским физическим лицом организаций, заинтересованных в приобретении компьютеров у компании Contact?
 2. К какому виду договоров относилось письменное соглашение между теми же сторонами и в чем его преимущество?
 9.1. Экономическая целесообразность использования посредников
 
 Посредники – это лица и фирмы, содействующие обращению товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Они способствуют совершению сделок купли-продажи, поставки, подряда, развитию арендных и лизинговых операций, обеспечению производственной и сбытовой кооперации, оказанию страховых, транспортных, туристических, бытовых и других услуг.
 Практически невозможно найти область коммерческой деятельности, связанной с обменом товарами и услугами, в которой посредники не играли бы решающей роли. Число посредников в промышленно развитых странах достигает десятков, а то и сотен тысяч. Посреднические услуги может оказывать и одно физическое лицо, и гигантские компании типа «Сого-Сеся» в Японии, годовые обороты каждой из которых сопоставимы с внешнеторговым оборотом России.
 Посредники юридически независимы от производителей, потребителей и других посреднических организаций. Их связывают с ними договорные отношения. Сбытовые и закупочные отделы в составе одного юридического лица посредниками не являются.
 Как производители, так и потребители нередко создают посреднические организации в форме дочерних предприятий, в которых они владеют контрольными пакетами акций и практически руководят их работой в своих интересах, но с юридической точки зрения такие посредники являются независимыми.
 Развитые рыночные отношения в экономически цивилизованных странах способствуют выстраиванию оптимальных цепочек посредников, выталкивая из своей среды лишние звенья и снижая тем самым общие издержки обращения.
 Любая посредническая деятельность ведется предпринимателями с целью получения прибыли. Однако, несмотря на то, что посредники взимают за свои услуги вознаграждение, их привлечение дает изготовителям, продавцам и покупателям товаров и услуг следующие неоспоримые преимущества:
 • посредники, действуя в определенном секторе рынка и специализируясь на определенном наборе товаров и услуг, быстрее, чем сами поставщики, могут найти фирмы, заинтересованные в приобретении данной продукции, обеспечив тем самым ускорение оборачиваемости производственного и торгового капитала;

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу