<< Пред.           стр. 12 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 См.: [7]
 
 • постоянно находясь в рыночной среде, изучая динамику спроса и предложения на товары и услуги, посредники могут заблаговременно ориентировать изготовителей, в каком направлении им развивать производство продукции и услуг, т.е. вести непрерывный маркетинговый мониторинг рынка;
 • посредники вкладывают в сферу обращения собственный капитал, т.е. авансируют изготовителей товаров и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за счет экономии производственного капитала;
 • посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена: кооперации, арендно-лизинговых операций и т.д.;
 • по желанию продавцов, покупателей, кооперирующихся сторон и других участников рынка посредники могут оказать содействие в организации транспортировки грузов, их растамаживании и страховании;
 • посредники повышают конкурентоспособность* товаров, сокращая сроки поставок товаров путем их продажи с созданных складов запаса продукции;
 
 
 *См. также модуль
 «Управление
 маркетингом»
 
 • посредники повышают конкурентоспособность товаров по техническому уровню и качеству, осуществляя предпродажную доработку товаров и их техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды;
 • достаточно эффективна роль посредников в рекламе товаров, которую они осуществляют с учетом национальных и других особенностей рынка;
 • специализируясь на работе с определенным набором товаров, посредники способны за счет значительных объемов товарооборота снизить издержки обращения на единицу продукции.
 В условиях стабилизированной цивилизованной экономики действует рыночный закон, который заключается в том, что продавцы и покупатели товаров и услуг прибегают к помощи посредников только в том случае, если сумма выплачиваемого посредникам вознаграждения ниже, чем возможные затраты продавцов и покупателей, если бы они сами занимались сбытом или приобретением необходимых им товаров и услуг.
 Во многих экономически развитых странах в торговле стратегически важными и социально значимыми товарами государство или устанавливает предельные надбавки к ценам производства и импорта, или регулирует предельные цены, исключая тем самым существование лишних посреднических звеньев, паразитирующих на потребителях.
 9.2. Виды посредников
 
 В соответствии с положениями ГК РФ посредники подразделяются на следующие виды:
 коммерческие представители – выполняют поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и участвуют от имени принципалов при заключении ими договоров (ст. 184 ГК РФ);
 комиссионеры - содействуют по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (гл. 51 ГК РФ);
 поверенные – содействуют по поручениям предпринимателей (доверителей) совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (гл. 49 ГК РФ);
 агенты – совершают по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципалов, либо от имени и за счет принципалов (гл. 52 ГК РФ);
 дистрибьюторы – оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов путем заключения ими контрактов купли-продажи.
 В ГК РФ отношения дистрибьюторов и продавцов не регулируются, однако Международная торговая палата (г. Париж) разработала типовой дистрибьюторский контракт (Публикация № 518). В связи с широким распространением дистрибьюторских отношений в российской и международной торговле положения типового дистрибьюторского контракта положены в разработку соответствующего раздела элемента.
 Европейское экономическое сообщество приняло в 1986 г. Директиву № 86/635, регулирующую взаимоотношения сторон в агентских соглашениях. Директива вступила в действие с 1 января 1990 г. Согласно Директиве к агентам отнесены посредники, которыми являются лица, на которые в качестве независимых посредников возлагается постоянная обязанность либо проводить переговоры по купле-продаже товаров для других лиц, называемых комитентами, либо проводить переговоры и заключать сделки от имени и за счет комитентов. Из этого определения видно различие в понятии агента по ГК РФ и Директиве ЕЭС.
 В 1996 г. Международная торговая палата (г. Париж) опубликовала типовой коммерческий агентский контракт (Публикация № 496), по которому основной обязанностью агента является сбор заказов у покупателей для принципала, который имеет право принять или отвергнуть их. Агент не имеет права заключать контракты с третьими лицами или иным образом излагать обязанности принципала перед третьими лицами. Это совершенно иная трактовка прав и обязанностей агента, более похожая на предусмотренные ст. 184 ГК РФ функции посредников-представителей.
 Тем не менее ряд положений указанных агентских договоров, апробированных практикой российских коммерсантов, рекомендуется в качестве условий защиты интересов сторон посреднических соглашений.
 9.3. Структура и содержание посреднических соглашений
 
 
 См.: элемент № 5
 
 По своей структуре и содержанию соглашения с посредниками весьма близки к контрактам купли-продажи*.
 Заглавные листы соглашений содержат название документа: например, «Посредническое соглашение с комиссионером», если в его основе лежит договор комиссии; «Посредническое соглашение с дистрибьютором», если в его основе лежит договор с перепродавцом (дистрибьютором), и т.д. Если в основе соглашения лежит агентский договор, то документ называется «Агентское соглашение». Называть такие коммерческие документы «Договор комиссии», «Договор поручения», «Агентский договор» и т.д. вряд ли правильно, поскольку, несмотря на то, что они основываются на таких договорах, содержащийся в них комплекс прав и обязанностей сторон обычно гораздо шире, чем определено действующими законами.
 9.3.1. Определение сторон
 
 Так же как и контракт купли-продажи, посредническое соглашение содержит определение сторон. Если ГК РФ определяет название сторон, то они сохраняются и в определении сторон соглашений. Так, сторонами соглашения с поверенным являются доверитель и поверенный, сторонами комиссионного соглашения – комитент и комиссионер, агентского соглашения – принципал и агент.
 Поскольку для других коммерческих посредников ГК РФ не устанавливает названия, в учебнике указаны те, которые наиболее широко применяются во внешней торговле. В их числе: принципал и представитель – в соглашении с посредником-представителем, консигнатор и консигнант – в консигнационном соглашении, дистрибьютор и продавец – в соглашении с дистрибьютором-перепродавцом.
 Например, краткий вариант определения сторон посреднического соглашения может выглядеть следующим образом:
 «С. А. Дофан», г. Бордо, именуемое в дальнейшем «Комиссионер», с одной стороны, и АО «Рубин», г. Екатеринбург, именуемое в дальнейшем «Комитент», с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем».
 Так же как и в контрактах купли-продажи, посредническое соглашение может содержать развернутое определение сторон с указанием фамилий подписывающих контракт лиц и занимаемых ими должностей.
 9.3.2. Предмет соглашения
 
 В наиболее краткой общей форме предмет соглашения может выглядеть следующим образом:
 «Посредник обязуется по поручениям продавца* оказывать ему содействие в сбыте на договорной территории товаров, входящих в согласованную сторонами номенклатуру, а продавец обязан выплачивать посреднику вознаграждение».
 Если перечень обязательств сторон соглашения более широк, то они могут быть изложены в следующем виде.
 * Далее, поскольку клиентами внешнеторговых посредников могут быть доверители, комитенты, консигнанты и принципалы, подрядчики, поставщики, лицензианты, арендодатели и т.д., для краткости изложения они будут называться «продавцы», при импортных - «покупатели»
 Обязательства продавца:
 • обеспечивать поставки товаров в пределах согласованной сторонами номенклатуры, в объемах, полностью покрывающих потребности рынка договорной территории;
 • обеспечивать посредника необходимой технической информацией и рекламными материалами;
 • обеспечивать посредника запасными частями в полном объеме и в сроки в соответствии с согласованными спецификациями;
 • в возможно короткие сроки информировать посредника о готовности продать новые товары;
 • высылать посреднику все документы, необходимые для растамаживания, страхования и транспортировки грузов, если эти услуги входят в обязательства посредника;
 • направлять посреднику документы, необходимые для защиты интересов продавца при урегулировании претензий покупателя;
 • выплачивать посреднику вознаграждение.
 Обязательства посредника:
 • проводить маркетинговые исследования рынка и сообщать их результаты продавцу;
 • вести рекламу товаров продавца на договорной территории;
 • извещать продавца о готовящихся и объявленных торгах, выкупать и высылать продавцу условия торгов;
 • встречать представителей продавца и организовывать встречи с деловыми людьми, от которых зависит решение о закупке товара;
 • организовывать консультации юристов по особенностям гражданского законодательства, действующего в стране покупателя;
 • оказывать содействие в организации и ведении коммерческих переговоров;
 • оказывать продавцу содействие в таможенной очистке, страховке и транспортировке товаров, если он имеет такие обязательства в стране сбыта товара (например, при базисных условиях DDP);
 • действовать исключительно в интересах продавца;
 • гарантировать исполнение принятых им обязательств (делькредере);
 • выполнять поручения, связанные с урегулированием претензий покупателя в связи с ненадлежащим выполнением продавцом своих обязательств по срокам поставки товаров и их качеству;
 • организовывать и осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание поставленных машинотехнических товаров;
 • иметь своих представителей (субпосредников) в согласованных городах или регионах страны сбыта.
 Естественно, в соглашение включают не все, а только те обязательства, которые необходимы для успешного сбыта конкретных товаров и могут быть выполнены.
 9.3.3. Территория и товарная номенклатура
 
 При сбыте товаров экспортеры могут использовать большое число посредников, выделив каждому из них территорию, на которой он может заниматься сбытом оговоренной номенклатуры товаров. Она может быть ограничена любым географическим регионом или административным образованием. Такая территория называется договорной. Это может быть континент, группа стран (например, страны Ближнего Востока), страна, штат, республика, область и т.д. Территориальные ограничения вводятся по многим причинам. Среди них могут быть, например, такие, как желание продавца исключить конкуренцию между несколькими его посредниками на одной и той же территории, нежелание нарушать права третьих лиц, обладающих на определенных территориях патентами, и т.д.
 Экспортеры широкой номенклатуры товаров часто заинтересованы в том, чтобы специализировать посредников на сбыте более узкого перечня продукции и услуг. Такое желание возникает в связи с тем, что в большой номенклатуре товаров всегда есть такие, сбыт которых более эффективен и может обеспечить посреднику получение максимальной прибыли в ущерб сбыта остальных товаров.
 В вопросе определения договорной территории и номенклатуры товаров при импортных операциях следует учитывать, что ст. 1007 ГК РФ не допускает ограничения прав агентов продавать товары или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей, либо исключительно покупателям, имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории.
 Если в посредническом соглашении нет ограничений договорной территории и номенклатуры, посредник имеет право по поручениям экспортера сбывать всю номенклатуру товаров продавца во все регионы земного шара.
 9.3.4. Положение посредников на рынке
 
 Определяя свои взаимоотношения, посредник и продавец товаров исходят каждый из своих интересов. Так, посредник обычно хотел бы иметь как можно более широкую номенклатуру товаров, неограниченную территорию сбыта и исключительное, т.е. монопольное, право сбыта, чтобы ни сам продавец, ни его другие посредники не создавали конкуренцию на рынке. Продавцы, наоборот, не
 всегда заинтересованы предоставить посреднику такую свободу.
 
 
 См.: Слайд №9.1
 
 Рассмотрим три наиболее часто встречающихся сочетания прав и обязанностей посредников и продавцов, определяющих положение посредников на рынке, которые представлены на рис. 9.1.
 
 НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
  ПРАВО
 
 (продавец, покупатель)
  а
 
 
 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО
 (продавец, покупатель) (продавец, покупатель)
  б в
 
 Рис. 9.1. Положение посредников на рынках
 Посредник с неисключительным правом продажи
 Положение посредника с неисключительным правом (рис. 9.1 ,a) характеризуется следующим сочетанием прав и обязанностей с продавцом:
 • посредник имеет право сбывать товары по поручениям продавца на договорной территории;
 • продавец имеет право сбывать товар через этого посредника, а также привлекать других посредников или самостоятельно сбывать товары на договорной территории.
 На первый взгляд положение посредника с неисключительным правом работы на рынке должно полностью устраивать продавца, поскольку его коммерческая деятельность на договорной территории отношениями с посредником не ограничивается. Однако посредники с неисключительным правом работы на рынке, опасаясь, что основной поток товаров продавца может пойти на рынок через других посредников или напрямую от продавца, обычно не рискуют делать существенные капиталовложения в маркетинговые исследования рынка, рекламу, аренду или приобретение складских помещений и т.д. Поэтому посредники с неисключительным правом продажи не столь организованы и оснащены, как хотелось бы клиенту.
 Практика международной торговли показывает, что такое положение посредника целесообразно как временное на начальном периоде освоения рынка, когда экспортер выбирает из нескольких кандидатов в посредники, ставя их на определенный период в одинаковые условия работы на одной и той же договорной территории. По истечении начального периода работы на рынке может оказаться, что один из посредников более успешно работает с вполне определенным товаром, другой более успешно – с другим. Тогда продавец может разделить свою номенклатуру товаров между посредниками, действующими на общей договорной территории, и заключить с ними отдельные посреднические соглашения.
 Посредник с исключительным (монопольным) правом продажи
 Положение посредника с исключительным правом продажи (рис. 9.1,б) характеризуется следующим соотношением прав и обязанностей с продавцом:
 • продавец не имеет права самостоятельно или через других посредников сбывать на договорной территории товар, входящий в номенклатуру товаров посредника;
 • если продавец нарушит вышеуказанное условие, то в соответствии с соглашением посредник может как минимум потребовать от продавца выплаты ему установленного соглашением вознаграждения, как если бы сам посредник содействовал сбыту этого товара, либо также дополнительно взыскать с продавца убытки, понесенные посредником в связи с допущенным продавцом нарушением.
 Таким образом, соглашение с монопольным посредником гарантирует ему, что или все товары продавца пройдут через него, или он получит возмещение понесенных потерь.
 Это дает посреднику уверенность в своем положении, и он может вкладывать свой капитал в организацию и активную работу сбытовой сети. В этом в не меньшей степени заинтересован и продавец.
 Однако соглашение с монопольным посредником таит для продавца опасность блокирования рынка, если посредник не будет по каким-либо причинам вести активную работу по сбыту товаров. В практике российских экспортеров были случаи преднамеренного блокирования рынка монопольными посредниками в интересах конкурирующих компаний западных стран, которые выплачивали таким посредникам значительные компенсации.
 Чтобы застраховать себя от такой опасности, продавцу рекомендуется предусматривать в посредническом соглашении оговорку о праве продавца расторгнуть или изменить соглашение, если монопольный посредник не выполняет обязательств по годовым объемам реализации товара
 на договорной территории. Такая отговорка может быть, например, сформулирована следующим образом.
 «Посредник обязуется реализовать на договорной территории товары продавца в первый год действия соглашения на 300 тыс. дол., а во второй и последующие годы – не менее чем по 500 тыс. дол. ежегодно. Если посредник не выполнит этого условия, продавец имеет право аннулировать соглашение либо перевести посредника в положение с неисключительным либо с преимущественным правом продажи».
 Контрольные суммы согласовываются между продавцом и посредником с учетом ожидаемых объемов продаж.
 Посредник с преимущественным правом продажи (правом первой руки)
 Положение посредника с преимущественным правом продажи (рис. 9.1,в) характеризуется следующими правами и обязанностями:
 • продавец в первую очередь обязан предложить товар посреднику с преимущественным правом продажи. В случае его отказа сбыть товар на предложенных условиях продавец может предложить тот же товар другому посреднику или непосредственно покупателю на условиях не лучше, чем были предложены посреднику с преимущественным правом продажи;
 • если посреднику с преимущественным правом продажи станет достоверно известно, что продавец сбыл товар
 на договорной территории на условиях лучше, чем были ему предложены, он имеет право взыскать с продавца предусмотренное соглашением вознаграждение, как если бы он сам содействовал сбыту этого товара.
 Включение в посреднические соглашения такого права продажи было достаточно популярно в 50-х годах, затем частота его применения резко упала, но во второй половине 90-х годов о нем стали вновь достаточно часто вспоминать. Падение популярности применения такого права, очевидно, было связано с тем, что его реализация нередко порождала трудноразрешимые разногласия. Но их можно избежать, если строго придерживаться определенной процедуры: направлять первому посреднику безотзывные оферты с указанием предельного срока ответа и с оговоркой, что неполучение ответа быстрой связью в установленный срок означает молчаливый отказ посредника, а также, конечно, строго придерживаться правила не улучшать предложение другим посредникам и покупателям не только по ценам, но и по срокам кредитов, условиям платежей, санкциям, срокам гарантий и т.д.
 9.3.5. Использование посредников при импорте
 
 Опыт работы по импорту товаров показывает, что часто посредники обеспечивают закупку товаров на более выгодных условиях, чем напрямую их изготовители. Так происходит потому, что нередко покупатели не настолько хорошо знают рынок, чтобы самостоятельно найти иностранные фирмы, готовые продать товары требуемого качества по наиболее благоприятным ценам. Кроме того, осуществляя закупку через посредников, импортеры имеют возможность стимулировать их снижением цен. Поэтому весьма часто закупки через посредников, несмотря на выплату им вознаграждений, выгоднее, чем самостоятельный поиск продавцов и заключение прямых контрактов.
 При использовании посредников для закупки товаров на внутреннем и внешнем рынках следует учитывать, что в посреднических соглашениях не в интересах покупателей включать условие о договорной территории, поскольку чем шире охват рынка, тем эффективнее может быть использована конкуренция между поставщиками.
 
 *См.: 9.3.2
 
 Если российская фирма выступает не конечным покупателем, а посредником в закупках импортных товаров, то она обычно заинтересована в увеличении договорной территории и для ограничения конкуренции на рынке России стремится получить от иностранного поставщика исключительное (монопольное) право работы на рынке.
 Расширенные обязательства закупочного посредника также сходны с обязательствами сбытового посредника*.
  К ним также можно добавить следующие:
 • использовать конкуренцию между продавцами товаров в интересах покупателя;
 • защищать интересы покупателя в связи с ненадлежащим исполнением обязательств продавцами.
 9.3.6. Принципы вознаграждения посредников
 
 
 *См. также модуль «Управление производством и операциями»
 
 Из экономической теории известно, что в сфере обращения товаров не создается новой стоимости, если в эту сферу не вклиниваются процессы производства*, такие, как транспортировка товаров, их хранение на складе, пересортировка, переупаковка, предпродажные сервис и доработка, техническое обслуживание.
 Если посредники вкладывают труд и капитал не только в процесс поиска продавцов (покупателей – при закупках), но и в указанные выше производственные процессы, выполняемые в рамках обязательств, предусматриваемых посредническими соглашениями, то продавцы обязаны возместить все их издержки и обеспечить посредникам возможность получения прибыли на вложенный ими капитал с учетом специфики рынка и конкурентоспособности товаров.
 Поэтому обе стороны должны стремиться к заключению соглашений, предусматривающих взаимовыгодные размеры вознаграждений.
 Подсчеты взаимных затрат
 Первый способ определения вознаграждения предполагает, что заключающие соглашение стороны достаточно открыты друг другу, и они могут совместно подсчитать капитальные и текущие затраты посредника на выполнение возлагаемых на него обязательств в течение определенного
 периода времени, например года, исходя из планируемого сторонами стоимостного объема планируемого потока товаров. На основе этого можно определить величину вознаграждения в процентах от суммы каждого контракта на сбыт товара. Но, к сожалению, такая возможность в торговой практике российских посредников встречается пока еще редко.
 Использование конкуренции
 Вторым, более доступным для продавца способом определения размера вознаграждения является использование конкуренции между посредниками. Для этого продавец заблаговременно, до начала переговоров, должен запросить предложения других возможных посредников, сообщив им предполагаемый характер и объем обязательств будущего посреднического соглашения. Сопоставив полученные от конкурентов величины запрашиваемых вознаграждений, можно сделать вывод об их оптимальной величине.
 Третий способ предполагает, что продавец может получить данные о размерах вознаграждений при сбыте аналогичных или однородных товаров другими компаниями. Величины этих вознаграждений требуют приведения, т.е. внесения в них поправок на разницу в перечне обязательств посредников*.
 * Приведение обязательств конкурирующих посредников делается с использованием принципов, аналогичных применяемым при приведении цен контрактов международной купли-продажи (см. элемент № 6)
 Разница цен
 Не менее важными факторами, влияющими на оптимизацию величины вознаграждения, являются способы его исчисления и выплаты. К сожалению, в практике работы российских продавцов с посредниками-комиссионерами и дистрибьюторами еще широко распространена выплата вознаграждения путем оставления посреднику разницы между ценой, назначенной комитентом или продавцом, и ценой, по которой посредник реализует товар на рынке. Этот способ допустим, если у комитента или продавца есть уверенность, что он определил экспортную цену с точностью не менее ±5%, чего достичь крайне сложно, особенно при расчете цен на готовую продукцию. В противном случае, особенно если продавец не знает, по какой цене реализует товар комиссионер или дистрибьютор, отклонение от оптимального уровня вознаграждения может быть слишком большим. Кроме того, посредник из союзника комитента и продавца может стать противником их интересов, настаивая на снижении экспортных цен, чтобы получить как можно большую сумму вознаграждения.
 Проценты к экспортным ценам
 Несколько более прогрессивным является метод начисления вознаграждения посреднику по согласованной величине процентов к ценам комитентов и продавцов. При таком методе посредник становится заинтересованным в повышении экспортных цен, поскольку оно ведет к увеличению его вознаграждения.
 Вознаграждения за отдельные поручения
 Соглашением может быть предусмотрен перечень обязательств, которые будут выполняться посредником по отдельным письменным поручениям продавца. Тогда в соглашении могут быть установлены три способа определения вознаграждения за каждое дополнительное поручение:
 а) в процентах от общей стоимости контракта;
 б) в твердой сумме;
 в) по системе «стоимость плюс вознаграждение» (cost plus fee).
 Последняя система является наиболее современной и заключается в том, что посредник, выполнив дополнительное поручение продавца, направляет ему отчет и счет на сумму своих фактических расходов, связанных с выполнением поручения, увеличенных на вознаграждение в размере около 15%* от своих расходов. Эти 15% покрывают стоимость авансирования посредником понесенных затрат, его административные расходы, связанные с исполнением дополнительного поручения и прибыль на капитал, вложенный в исполнение поручения. При этом сумма фактических основных расходов на исполнение дополнительного поручения, подтверждается прилагаемыми отчетами фирм и организаций, привлеченных посредником для выполнения поручения.
 * В международной торговле эта величина колеблется от 10 до 20% в зависимости от затрат посредника и стоимости авансирования им капитала на выполнение поручения
 Например, продавец обратился к посреднику с поручением гарантировать платежи покупателя за поставленные товары. В этом случае посредник обратится к банку с просьбой выдать гарантию платежей и вместе с гарантией вышлет продавцу копию счета банка за предоставленную гарантию, увеличив сумму счета на 15% своего вознаграждения.
 Или, например, продавец дополнительно поручил посреднику провести целевую рекламную кампанию нового товара. Тогда посредник приложит к своему счету копию договора с рекламной фирмой, в которой указана стоимость рекламы, и увеличит в счете эту стоимость на 15%.
 Предпродажную доработку товара и его техническое обслуживание также стремятся оплачивать, возмещая фактические затраты посредников плюс вознаграждение в процентах к сумме затрат.
 Так же поступают с затратами посредников на растамаживание грузов, их транспортировку, аренду и содержание складов и т.д. Такая система несколько усложняет бухгалтерскую работу сторон посреднического соглашения, но делает их отношения более прозрачными и взаимовыгодными.
 При использовании посредников для закупочных операций практически повсеместно отказываются от выплаты вознаграждения в процентах к цене приобретаемого товара, поскольку в этом случае посредник заинтересован в том, чтобы купить товар как можно дороже. Покупатель рассчитывает цену закупаемого товара и указывает в соглашении или отдельном поручении ее максимальную величину, которую посредник может заплатить продавцу за товар. Если посредник найдет возможность приобрести товар с заданными характеристиками по более низкой цене, то полученную выгоду стороны делят между собой пополам или в ином договорном соотношении. Однако следует иметь в виду, что если покупатель слишком занизит предельную цену закупки, то посредник, не найдя заинтересованного продавца, может отказаться от исполнения соглашения и потребовать выплаты вознаграждения за проделанную работу по изучению конъюнктуры рынка.
 Если соглашением с посредником размер вознаграждения не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий соглашения, то оно должно быть выплачено в размере, который обычно взимается за аналогичные работы и услуги.
 9.4. Особенности соглашений
 с отдельными видами посредников
 9.4.1. Соглашение с коммерческим представителем
 
 Коммерческие представители являются независимыми посредниками, выполняющими предусмотренные соглашениями поручения принципалов по поиску для них покупателей или продавцов товаров и участвующими от имени принципалов в переговорах по заключению контрактов купли-продажи. Однако подписывать договоры коммерческий представитель права не имеет.
 Стороны могут договориться о включении в договор обязательств посредника, перечисленных в подразделе 9.3.2.
 Главной обязанностью принципала является выплата коммерческому представителю вознаграждения за оказанные им посреднические услуги. Кроме того, представитель может предложить включить в соглашение любые из обязательств продавца, перечисленные в подразделе 9.3.2, и дополнительно те, которые, по мнению представителя, защищают его коммерческие интересы.
 
 См.: 9.3.2: 9.3.6
 
 Вознаграждение представителя осуществляется в соответствии с принципами, изложенными в подразделах 9.3.2, 9.3.6. С учетом того, что он не является стороной контракта и не участвует в перепродаже товара, вознаграждение представителю может быть предусмотрено в форме начисления процентов к сумме подписанного принципалом контракта.
 Услуги представителя за выполнение специальных поручений (маркетинговые исследования рынка, реклама, техобслуживание) могут быть также включены в процентное вознаграждение или, особенно если они передаются представителем на исполнение специализированным фирмам, по системе «стоимость плюс вознаграждение».
 К услугам посредников-представителей довольно часто прибегают при импорте.
 9.4.2. Соглашение с поверенным
 
 * Посредники-поверенные привлекаются также к закупкам
 Посредник-поверенный действует на рынке от имени и за счет продавца*. По отдельным поручениям продавца поверенный находит на рынке покупателей, проводит самостоятельно с ними переговоры, и с тем, кто предложит наилучшие условия, сам заключает контракт купли-продажи от имени и за счет доверителя. Выражение «от имени доверителя» означает, что сторонами контракта являются продавец (доверитель) и покупатель, но подпись на контракте за доверителя ставит поверенный; «за счет доверителя» – что доверитель за свой счет закупает исходные материалы, изготовляет и поставляет товар, т.е. финансирует операцию на период, от производства товаров до получения денег от покупателя.
 Поверенный всегда работает в соответствии с содержащимися в соглашении указаниями доверителя. Среди них могут быть полномочия продавать товары, например, на следующих условиях:
 
 
 См.:(7)
 
 • в соответствии с техническими условиями и гарантийными характеристиками;
 • с поставкой не короче установленных сроков;
 • по ценам не ниже установленных лимитов при указанном базисном условии;
 • с рассрочкой платежа не длиннее установленного срока при процентах годовых не ниже установленного лимита;
 • с твердой гарантией платежей за поставленные товары. Кроме указанных выше обязанностей по нахождению покупателей, заключению с ними контрактов в пределах установленных доверителем полномочий и извещению доверителя о всех допущенных от них отступлений, соглашения обычно содержат более широкий круг обязанностей поверенного, в том числе могут быть включены любые из обязательств, которые перечислены в подразделе 9.3.2.
 
 См.: 9.3.2
 
 Привлечение поверенных к закупкам
 Посредники-поверенные привлекаются для оперативности закупок сравнительно мелких партий товара у разрозненных производителей сельскохозяйственных, кустарных и промысловых товаров. Закупки крупных партий товаров ведутся достаточно редко и обычно только через известные, зарекомендовавшие себя фирмы. В основном, принципы работы по закупкам сходны с принципами сбыта, за исключением способов вознаграждения поверенных путем разделения выгоды между поверенными и доверителями, как было изложено в подразделе 9.3.6.
 9.4.3. Соглашение с комиссионером
 
 Посредник-комиссионер действует на рынке от своего имени, но за счет продавца (комитента). По поручениям комитента посредник-комиссионер находит на рынке покупателей, проводит самостоятельно с ними переговоры, и
 с тем, кто предложит наиболее выгодные условия, сам заключает от своего имени, но за счет комитента контракт купли-продажи. «От своего имени» означает, что сам комиссионер становится стороной контракта купли-продажи и несет всю ответственность перед покупателем за выполнение обязательств по этому контракту; «за счет комитента» – что так же, как и в соглашении с посредником-поверенным, комитент (продавец) финансирует операцию от производства или приобретения товаров до получения от комиссионера выручки за проданный товар.
 
 
 См.: 9.4.2
 
 Поскольку комиссионер работает за счет комитента, то комитент, как и в соглашении с посредником, устанавливает пределы полномочий комиссионера, аналогичные изложенным в разделе 9.4.2.
 Кроме перечисленных обязанностей по нахождению покупателей или продавцов, заключению с ними контрактов купли-продажи в пределах установленных комитентом полномочий и извещению комитента о допущенных от них отступлениях, комиссионные соглашения обычно содержат широкий круг обязанностей комиссионера, в том числе любые из обязательств, которые перечислены в подразделе 9.3.2. Комиссионер обязан исполнить поручение комитента на наиболее выгодных для него условиях. Если комиссионер закупил товары по более высокой цене, чем было установлено комитентом, последний может в разумный срок отказаться от принятия товара, в противном случае он должен будет принять и оплатить разницу.
 Если в соглашении не установлен срок его действия, то комитент имеет право в любой момент отказаться от поручения, если срок указан – предупредить комиссионера не менее, чем за 30 дней. В любом случае комитент обязан возместить комиссионеру убытки и выплатить ему вознаграждение за заключенные до этого времени сделки.
 Вознаграждение комиссионера
 
 
 См.: 9.3.6
 
 Комитент обязан выплачивать комиссионеру вознаграждение в соответствии с принципами, изложенными в разделе 9.3.6, с учетом перечня и характера обязательств, содержащихся в комиссионном соглашении, а также принимая во внимание условия рынка, особенности товара и его конкурентоспособность.
 В тех случаях, когда договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение или на возмещение понесенных расходов.
 Привлечение комиссионера к закупкам
 При закупочных комиссионных соглашениях комиссионер заключает от своего имени контракт на приобретение товара в соответствии с указаниями комитента и направляет ему копию или один из его оригиналов. Комитент или переводит на счет комиссионера стоимость товара для обеспечения платежей по контракту или гарантирует комиссионеру платежи против передаваемых комиссионером документов, подтверждающих выполнение продавцом своих обязательств по поставке товара. В тех случаях, когда комиссионер не уверен в платежеспособности комитента, он предусматривает в комиссионном закупочном соглашении обязательство комитента перевести ему авансовый платеж или предоставить гарантию платежа до заключения контракта купли-продажи с продавцом.
 При исполнении комиссионером поручения по закупке товаров наиболее эффективным способом вознаграждения является выплата ему половины экономии, полученной при приобретении товаров по ценам ниже установленного поверенным максимального уровня.
 Продолжение конкретной ситуации (подраздел 9.4.3)
 После прохождения обучения в Высшей коммерческой школе бывшего Министерства внешних экономических связей руководителя фирмы «Сатурн» была резко изменена тактика работы фирмы на внешнем рынке.
 Ею были запрошены предложения от японских, южнокорейских изложена восточно-азиатских и европейских фирм о возможном сотрудничестве по сбыту их компьютерной продукции в России, три из которых ответили, что они уже имеют своих представителей, а четыре прислали свои коммерческие предложения. Проанализировав полученные предложения и проведя приведение цен*, фирма «Сатурн» обнаружила, что ряд фирм готовы поставлять технически сопоставимую с американской продукцию по более низким ценам, с гарантированными платежами против поставок и с вознаграждением в виде разницы между экспортными ценами и ценами реализации на рынке России.
 * Подробно методика приведения цен изложена в подразделе 6.3.3
 Со всеми компаниями, выразившими готовность к сотрудничеству, «Сатурн» подписала посреднические соглашения, в которых она выступала комиссионером, причем с одной фирмой ей удалось подписать соглашения, где она получила монопольное право на сбыт компьютеров в европейской части России.
 Американской фирме также было направлено предложение заключить комиссионное соглашение с гарантированными расчетами против документов, подтверждающих поставку, с вознаграждением в виде разницы цен и предоставлением монопольного права на европейской части России. После долгого молчания компания Contact подтвердила все условия, кроме предоставления монопольного права.
 Достигнутые договоренности потребовали постепенной структурной перестройки фирмы «Сатурн». Ею был арендован больший офис, увеличен до 22 человек численный состав, заключены дистрибьюторские соглашения с посредниками в Ростове, Екатеринбурге, Саратове и Санкт-Петербурге. К концу 1996 г. ее оборот вырос в 7 раз, однако это уже не удовлетворяло руководство фирмы «Сатурн».
 Вопросы к конкретной ситуации по подразделу 9.4.3
 1. Какой прием был применен фирмой «Сатурн» с целью резкого увеличения объема торговых операций?
 2. Почему ряд иностранных компаний отказались предоставлять фирме «Сатурн» исключительное (монопольное) право сбыта своей продукции на рынке?
 3. Какие формы платежей могут быть применены для выполнения условия осуществлять гарантированные расчеты?
 9.4.4. Соглашение с консигнатором
 
 По консигнационному соглашению консигнант поставляет партию товаров на склад консигнатора, который распродает ее по частям, заключая от своего имени и за счет консигнанта контракты купли-продажи.
 Договор консигнации является разновидностью договора комиссии. Поэтому все положения раздела 9.4.3 действительны для консигнационных соглашений, однако с учетом следующих особенностей:
 1) консигнационные соглашения заключаются только на сбыт товаров;
 2) консигнационные соглашения заключаются на сбыт относительно крупных партий товаров;
 3) консигнационные соглашения заключаются на определенный срок;
 4) платежи за реализованные на рынке товары переводятся консигнатором консигнанту после получения выручки от покупателей в установленные промежутки времени (раз в месяц, раз в квартал);
 5) консигнационные соглашения обычно предусматривают право консигнатора вернуть консигнанту за счет последнего товары, не проданные в течение установленного периода реализации.
 Например, если к окончанию срока консигнации из поставленных 1000 компьютеров оказались проданными только 700, то консигнатор имеет право вернуть консигнанту за его счет 300 компьютеров. Такое условие включается в соглашение для того, чтобы консигнант не завышал минимально допустимые цены или общую сумму выручки, снижая тем самым конкурентоспособность товара.
 Вознаграждение консигнатора
 Принципы установления вознаграждения консигнатору аналогичны тем, которые были рекомендованы для комиссионеров. В основную часть вознаграждения обычно входит возмещение затрат консигнаторов на содержание склада, поиск покупателей, заключение с ними контрактов, осуществление поставки товаров и рекламную деятельность, а также обеспечение получения прибыли.
 Если в обязанности консигнатора входит проведение маркетинговых исследований рынка новых товаров, целевых рекламных кампаний, предпродажной доработки и гарантийного обслуживания готовой продукции, то можно рекомендовать заключение на эти работы отдельных договоров с расчетами по системе «стоимость плюс вознаграждение».
 Защита интересов консигнанта
 Для защиты коммерческих интересов консигнанта в соглашения могут быть включены следующие условия.
 1. Во избежание потерь, которые могут быть связаны с банкротством консигнатора, в соглашение следует включить оговорку, что находящийся на складе товар, поставленный консигнантом, является до продажи третьим лицам собственностью консигнанта.
 2. Во избежание ущерба, который может потерпеть консигнант от воровства или повреждения товаров вследствие стихийных бедствий, следует включать в обязательства консигнаторов страхование товаров от такого рода рисков в пользу консигнанта.
 3. Чтобы избежать убытков от неплатежей консигнатора за реализованные на рынке товары, следует включать в обязательства консигнатора предоставление банковской гарантии платежа на сумму не менее 1/3 стоимости поставленного на консигнацию товара.
 4. Непременно следует включить в обязательства консигнатора предоставление консигнанту периодических отчетов о ходе реализации товара на рынке.
 Окончание конкретной ситуации (кейса) (для подраздела 9.4,4)
 Анализ показателей коммерческой деятельности фирмы «Сатурн» показал, что главным сдерживающим фактором роста товарооборота является недостаток оборотных средств. Использование банковских кредитов из-за высоких годовых ставок недопустимо снижало эффективность деятельности фирмы. Привлеченный фирмой консультант посоветовал обострить конкуренцию между иностранными экспортерами, чтобы перейти к работе с ними на условиях консигнации.
 Вновь были направлены всем иностранным партнерам одинаковые предложения, но только два из них согласились работать на условиях консигнации. Тогда по совету коммерческого консультанта остальным фирмам резко снизили объемы заказов, дав им понять, что «Сатурн» предпочитает наращивать объемы сбыта на условиях консигнации. В течение 1997 г. два из трех оставшихся партнеров перешли на условия консигнации.
 дополнительную экономию оборотных средств дал переход фирмы «Сатурн» на работу со свободного таможенного склада, который используется для складирования консигнационных запасов и комплектации аппаратуры для компьютерных сетей.
 Вопросы к конкретной ситуации по подразделу 9.4.4
 1. Каким образом при консигнации могут быть сэкономлены оборотные средства посредника-консигнатора?
 2. Оцените, на сколько процентов могут быть сэкономлены оборотные средства посредника-консигнатора?
 3. При каких условиях могут быть сэкономлены оборотные средства консигнатора?
 4. Каким образом и при каких условиях могут быть сэкономлены средства посредника-консигнатора, работающего через свободный таможенный склад?
 9.4.5. Соглашение с агентом
 
 
 См.: 9.2
 
 
 См.: 9.3.2: 9.3.3
 
 По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические или иные действия, т.е. включая и заключение контрактов от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала*.
 Перечень обязательств агентов может быть ограничен заключением контрактов по поручениям принципалов или иметь расширенный перечень, как изложено в разделе 9.3.2, включая складирование, предпродажную доработку и техническое обслуживание товаров.
 Принципалы обязаны выплачивать агентам вознаграждение, покрывающее их расходы на исполнение обязательств и обеспечивающее получение ими прибыли не ниже средней нормы на вложенный в обращение капитал в странах или регионах, где действуют агенты.
 Методы начисления вознаграждения, способы стимулирования агентов за эффективную деятельность и формы платежей аналогичны тем, которые изложены в разделе 9.3.6. Принципалы и агенты имеют право предъявлять друг другу претензии и требовать возмещения виновной стороной ущерба.
 
 
 См.: 9.3.6
 
 Торговые агенты в Европейском Союзе
 Отношение агентов и принципалов, имеющих постоянное место деятельности на территориях стран Европейского Союза, с 1 января 1990 г. регулируются Директивой ЕЭС 86/635. Она относится к посредникам, ведущим переговоры по заключению контрактов для другого лица, а также заключающим контракты от своего имени и за счет принципала.
 В отличие от действующего российского законодательства указанная Директива более конкретно защищает интересы агентов в случае окончания срока соглашения или при досрочном его расторжении. В этой связи следует обратить особое внимание на следующие положения Директивы:
 • обязательство принципалов выплачивать вознаграждение при прекращении действия агентского соглашения, что не предусмотрено российским законодательством. Речь идет о том, что после прекращения действия агентского соглашения бывшие принципалы обязаны выплачивать своим бывшим агентам вознаграждение, если принципалы заключают сделки с теми фирмами, с которыми их ранее свели агенты;
 • возмещение принципалами агентам убытков, связанных с истечением срока действия или досрочным прекращением агентского соглашения. В Директиве предусмотрено, что, если в период действия агентского соглашения полученная агентом прибыль не возместила затраты агента на создание административной и технической базы, которая была необходима для выполнения агентами обязательств перед принципалом, то принципал обязан возместить агенту его убытки, оставшиеся после продажи административной и технической базы, по текущим ценам рынка.
 Из этого следует сделать два вывода:
 во-первых, российским импортным посредникам следует настаивать на включении в посреднические соглашения изложенных в Директиве принципов;
 во-вторых, российские экспортеры, работающие через агентов стран ЕС, могут нести серьезную ответственность в перечисленных выше случаях.
 9.4.6. Соглашения с дистрибьюторами
 
 Дистрибьюторы подписывают с продавцами контракты купли-продажи, приобретая товары в свою собственность, и затем могут сбывать эти товары на рынке непосредственно покупателям или через все виды посредников и агентов.
 По отношению к продавцам дистрибьюторы выступают как покупатели, что дает многим правовикам основание вообще не относить дистрибьюторов к посредникам. Они были бы правы, если бы дистрибьюторы не принимали на себя обязательства, типичные для посредников, среди которых могут быть: маркетинговые исследования рынка, реклама, предпродажная подготовка товаров, гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции машинотехнического профиля и т.д. По соглашению сторон для дистрибьюторов может быть выделена договором территория, установлена номенклатура и определено занимаемое ими положение на рынке.
 Перечисленные обязательства, а также общие условия контрактов купли-продажи, такие, как базисные условия поставок, порядок предъявления претензий, санкции за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, форс-мажорные обстоятельства, арбитражные разбирательства споров и некоторые другие, могут входить в рамочные соглашения с посредниками-дистрибьюторами.
 Контракты купли-продажи товаров, заключаемые между продавцами и дистрибьюторами, обычно содержат характеристики товаров, цены, сроки поставок, технические гарантии и условия платежей. Они оформляются как дополнения к рамочному соглашению и содержат обычную оговорку о том, что «во всем остальном, что не оговорено в настоящем дополнении, действуют условия соглашения с посредником-дистрибьютором».
 Дистрибьюторские соглашения обычно предусматривают вознаграждение посредников в виде разницы между ценой, по которой дистрибьютор покупает товары продавца, и ценой, по которой он реализует их на рынке. Однако договоры с посредниками-дистрибьюторами не исключают того, что на отдельные поручения, связанные, например, с маркетинговыми исследованиями рынка, рекламными кампаниями, обязательствами дистрибьютора по предпродажной доработке товаров и их техническому обслуживанию, будут заключаться отдельные договоры с расчетами по системе «стоимость плюс вознаграждение».
 Выводы и заключение
 
 Изложенный в элементе материал поможет учащимся ориентироваться в многообразии посредников, действующих на внешних рынках, самостоятельно формировать и исполнять посреднические соглашения. Более того, поскольку между изготовителями экспортных и оптовыми сбытовиками импортных товаров обычно стоят внешнеторговые посредники, в отношениях с ними следует также придерживаться положений, изложенных в этом элементе.
 Посреднические соглашения, так же как и другие виды долгосрочных коммерческих контрактов и соглашений, состоят из двух частей: рамочного контракта или соглашения, определяющего общие права и обязанности сторон, и дополнений к нему, в которых содержатся конкретные поручения по продаже, закупке товаров или предоставлению разного рода услуг. Такая структура посреднических соглашений значительно упрощает отношения сторон и делает их более экономичными и оперативными.
 По мере развития в России цивилизованных коммерческих отношений вместо криминализованных посреднических структур, снижающих эффективность внешнеторговых операций, образуется оптимальная система специализированных посредников, действительно способствующая снижению издержек на обращение товаров и услуг.
 Контрольные вопросы
 
 1. В чем состоит экономическая целесообразность привлечения посредников?

<< Пред.           стр. 12 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу