<< Пред.           стр. 13 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Какой вид иностранного посредника Вы выбрали бы при необходимости закупок за рубежом небольших партий разнообразных товаров?
 3. Какие обязательства посредника Вы считаете наиболее существенными?
 4. Как защитить интересы посредника от нарушения принципалом его положения на рынке?
 5. В чем состоит основной принцип вознаграждения посредников?
 6. В чем отличие в установлении вознаграждения импортных посредников от экспортных?
 7. Почему выгоднее оплачивать дополнительные поручения посредникам по системе «стоимость плюс вознаграждение»?
 8. Может ли посредник-представитель подписать контракт по поручению принципала?
 9. Что означает для посредника работать от своего имени и за счет принципала?
 10. Как консигнатор может защитить свои интересы от необоснованного завышения цен консигнантом?
 11. Как защитить свои интересы консигнанту?
 12. Почему дистрибьютора (перепродавца) нельзя считать только последним покупателем?
 13. Какой вид вознаграждения Вы предложили бы, чтобы стимулировать работу посредника-дистрибьютора?
 Учебный элемент № 10. Современные формы международной торговли
 Учебные цели элемента
 
 · знать разнообразные формы и виды международной практики в торговле готовыми изделиями, товарами массового спроса, сырьем, результатами интеллектуальной собственности, услугами;
 · понимать особенности применения этих форм в коммерческой деятельности предприятия.
 Конкретная ситуация
 
 
 См.:6.3.
 
 Данная конкретная ситуация является продолжением конкретной ситуации, изложенной в разделе 6.3.
 Российская фирма «Комфорт» заключила контракт с итальянской фирмой IFE на поставку крупной партии холодильников в Россию.
 Российская фирма на основе предварительного сравнительного анализа аналогичных предложений провела приведение цен к единой валюте по базисным условиям поставок, с учетом уторгования, по техническим характеристикам и в результате определила цену контракта с итальянской фирмой.
 В процессе реализации контракта российская фирма столкнулась с проблемами, возникшими как по вине итальянской фирмы, так и в связи с собственными недоработками в условиях контракта. Для анализа этих проблем и выработки рекомендаций для будущей работы она обратилась в консалтинговую фирму «Эксперт-М», которая выявила причины ненадлежащего исполнения контракта с обеих сторон и слабости сравнительного анализа конкурентных материалов. Однако самое удивительное и непривычное для фирмы замечание со стороны экспертов звучало так: «Совсем отсутствовал выбор метода торговли и его организационной формы на этапе подготовки сделки».
 Другими словами, не было анализа других, кроме контракта, способов взаимоотношений партнеров, которыми так богата международная практика (торговля изделиями в разобранном виде с последующей сборкой на месте, организация тендера на поставку крупной партии холодильников, строительство «под ключ» завода по производству бытовых холодильников, продажа холодильников с известным товарным знаком, создание дистрибьюторской сети, организация сервисного послепродажного обслуживания холодильников, оказание консультационных, маркетинговых и рекламных услуг).
 Таким образом, экспертиза показала практическую необходимость предварительного выбора организационной формы партнерского взаимодействия, чему и посвящен данный учебный элемент.
 10.1. Торговля готовой продукцией
 
 В отличие от сырья и полуфабрикатов, готовые изделия предназначены для конечного потребителя. Основную группу таких товаров составляют орудия труда и средства производства, которые в основном определяют экономический потенциал страны. Согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров готовая продукция представляет собой в укрупненном виде следующие товары: машины, оборудование, механические приспособления, аппараты, приборы, электронно-вычислительная техника, средства связи, коммуникации, транспорт, вспомогательное оборудование и др.
 Динамика объема экспортно-импортных операций машин, оборудования, станков и других машинотехнических изделий красноречиво показывает уровень развития научно-технического прогресса в стране, экспортные возможности машиностроения, сильные и слабые стороны экономики. Именно поэтому необходимо представлять отличительные черты и особенности торговли готовыми изделиями.
 Главная отличительная черта этой формы международной торговли – экспортная ориентация экономики в отношении готовых изделий показывает, что национальное производство их основано на достижениях новых технологий, широком использовании современных патентов, лицензий, ноу-хау, применении ресурсосберегающих и безотходных методов и приемов. В результате, в международный оборот вовлекаются все новые виды готовых изделий (оборудование, машинотехническая, электронная и другая продукция), снижаются сроки морального старения техники. При этом роль государства в этом процессе – не пассивное наблюдение за экспортом готовых изделий, а активное содействие в развитии экспортоориентированных производств, развитие системы страхования рисков, предоставление экспортных кредитов, что в конечном счете способствует развитию современных производств национальной экономики.
 Экспорт машин, оборудования и другой готовой продукции в странах с развитой экономикой достигает 3/4 всего экспорта страны и свидетельствует о современном уровне производства и направлении государственной политики в отношении важнейшей группы товаров. Учесть значимость и международный опыт торговли готовой продукцией, придать ей приоритетный характер по сравнению с торговлей сырьем, стимулировать национальное производство и экспорт этой группы товаров – трудное, но необходимое условие подъема экономики.
 Другой особенностью торговли готовой продукцией является то, что реальная поставка, например, технологического оборудования, является, по существу, только начальной стадией взаимоотношений экспортера и импортера этого оборудования, так как надлежащее использование данного товара по назначению требует проведения последующих взаимосогласованных действий: монтажа и пуска оборудования в эксплуатацию, обучения персонала, технического обслуживания, обеспечения запчастями.
 Целесообразность такого взаимодействия партнеров после поставки готового продукта определяется не только условиями его применения (эксплуатации), но и экономическими интересами сторон.
 Экспортеру выгодно закрепиться на рынке, увеличить объем продаж, предоставив полный комплекс необходимых услуг конкретному потребителю, получив благодаря этому положительный прецедент внедрения на рынок.
 Импортеру выгодно получить в увязке оборудование и весь спектр услуг от квалифицированного поставщика, знающего все особенности использования данного продукта для обеспечения заданных эксплуатационных характеристик и, следовательно, экономических результатов.
 При этом опытный импортер может добиться уторгования не только цены на поставку оборудования, поскольку он его покупает с комплексом услуг, но и скидок с цен запасных частей при их дополнительных поставках.
 Кроме того, импортер данного товара, имея оборудование, обученные кадры, запчасти и положительный опыт применения товара, может выступить в роли посредника экспортера для закрепления его позиций на рынке (виды посредников и характер их взаимоотношений с экспортерами см. в элементе 9 данного модуля).
 
 
 См.: элемент № 9
 
 Следует отметить, что те российские импортеры, которые не учитывают особенности товарной группы готовой продукции, уже понесли серьезные экономические потери из-за того, что проигнорировали настоятельную необходимость сопровождающих сервисных услуг (техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды, обучение персонала, создание оптимальных складских запасов запчастей). Подобные просчеты российских импортеров за последние три года наблюдались в отношении стоматологического оборудования из Бразилии, аудио-, видеотехники из Японии, холодильных установок из Швеции, пищевого оборудования из Голландии и др.
 
 
 См.: элемент № 6
 
 Организационно-правовой основой взаимоотношений сторон при экспорте готовых изделий, в том числе машинотехнической продукции, является внешнеторговый контракт купли-продажи, структура и содержание которого детально изложены в элементе 6 настоящего модуля.
 Однако, учитывая отмеченные выше особенности поставки готовых изделий, практика международной торговли предполагает необходимость одновременного подписания сторонами договоров о проведении работ, сопутствующих поставке товара.
 Так, при поставке технологического оборудования стороны подписывают отдельные приложения, являющиеся неотъемлемой частью контракта купли-продажи, о проведении экспортером шефмонтажных работ, обучении местного персонала, поставке дополнительного комплекта запчастей, обеспечении запчастями в течение всего срока службы оборудования, условиях и объеме технического обслуживания, в том числе в послегарантийный период.
 Нередко в практике коммерсантов взаимоотношения сторон при выполнении работ, сопутствующих поставке готовой продукции, определяются не в виде приложений к контракту, а в виде отдельных контрактов и договоров. Однако в любом случае они зависят от условий реализации поставки конкретной партии товара и имеют взаимозависимый характер.
 10.2. Торговля изделиями в разобранном виде, прогрессивная сборка
 
 Экспорт готовой продукции в виде узлов и деталей применяется в международной торговле для повышения ее конкурентоспособности и для преодоления различных таможенных и административных протекционистских мер государств, направленных на ограничение импорта готовой продукции и защиту интересов национальных производителей.
 Однако на импорт готовой продукции в виде узлов и деталей обычно устанавливаются пониженные таможенные пошлины, что способствует организации сборочных производств и, следовательно, развитию национальной промышленности и повышению занятости рабочей силы.
 Экспортеру такая форма торговли коммерчески выгодна, так как он не несет расходов по сборке готовой продукции в своей стране, имеет более низкие ставки таможенного обложения при пересечении границы страны-импортера и зачастую существенно снижает стоимость транспортных расходов.
 Снижение транспортных расходов возможно потому, что детали и узлы, как более компактный груз, обычно перевозятся в контейнерах, тарифы и фрахтовые ставки на которые значительно ниже, чем на перевозку полносборных машин, оборудования и др.
 Существенным фактором для экспортера является также и то, что благодаря поставке узлов и деталей на сборку он обеспечивает проникновение на рынок и увеличение объема продаж собранных готовых изделий.
 Так, в России уже в самое ближайшее время благодаря «отверточным» производствам южнокорейские экспортеры планируют увеличить объем продаж автомобилей марки «Дэу» до 120 тыс. в год, американские – 250 тыс. автомобилей модели «Астра» и внедорожника «Шевроле-Блейзер», французские – 120 тыс. «Меган-Классик», итальянские – 150 тыс. автомобилей моделей «Мареа» и «Палео».
 Организационно-правовой основой взаимоотношений экспортера и импортера является контракт купли-продажи*, предметом которого является поставка готовой продукции в разобранном виде, т.е. узлов и деталей. Однако, если стороны заинтересованы в организации совместного сборочного производства и затем в совместном сбыте готовой продукции, они усиливают характер взаимных обязательств и создают в стране сборки совместное предприятие (joint venture).
 
 
 См.: 6.3
 
 Сборочное предприятие, основанное на долевом участии сторон, чаще всего организовано на принципе прогрессивной сборки, которая предполагает постепенное и поэтапное вытеснение импортированных деталей и узлов деталями и узлами национального производства.
 
 
 *См. также модуль «Организация и ее деловая среда»
 
 Такая организационно-правовая форма* сотрудничества выгодна импортеру, так как без потери времени позволяет выпустить на отечественный рынок готовую продукцию, повысить занятость населения, обеспечить заказами смежные производства по изготовлению комплектующих деталей и узлов взамен импортируемых и, в конце концов, создать собственное производство готовой продукции.
 Так, в Омске создана сибирско-скандинавская компания по производству шведских автобусов «Вольво» методом прогрессивной сборки.
 Современная практика торговли готовыми изделиями в разобранном виде для сборочного производства постоянно пополняется новыми товарами.
 К бесспорному лидеру в этой группе товаров – легковым автомобилям – следует добавить грузовой и пассажирский автотранспорт, мотоциклы, трактора, сельскохозяйственные машины, краны, электронную и бытовую технику, электрооборудование, современные средства коммуникаций и др.
 В связи с поставкой деталей и узлов для сборочного производства коммерсант должен знать следующие особенности «отверточного» производства:
 • детали и узлы должны быть разделены таким образом, чтобы последующая сборка отвечала «принципу отвертки» и не требовала расходов на подготовку высококвалифицированных рабочих;
 • детали и узлы отечественного производства должны быть качества не ниже импортного и быть точно взаимозаменяемыми, без какой-либо ручной подгонки;
 • сроки поставки узлов и деталей должны быть ритмичными в соответствии с графиком поставки, обусловленным в контракте, и с установленным оптимальным складским запасом.
 Учитывая такие производственные особенности, стороны наряду с контрактом купли-продажи могут заключить соглашение о поставке узлов и деталей на условиях консигнации*.
 
 
 * Подробнее см.: 9.4.4
 
 10.3. Торговля комплектным оборудованием
 
 Экспорт комплектного оборудования является современной формой торговли и отражает потребности развивающегося мирового рынка капитального строительства.
 Объем торговли комплектным оборудованием достиг 1/5 общего объема международной торговли машинами и оборудованием, что явилось результатом продолжающегося процесса внедрения новейших технологий, ресурсосберегающих технологических процессов, учитывающих также требования защиты окружающей среды.
 Комплектное оборудование представляет собой основное производственное звено, единый технологический комплекс предприятия или строящегося объекта. Именно поэтому поставка комплекта технологического оборудования неразрывно связана с предоставлением необходимых услуг: проектно-изыскательских, конструкторских, технологических, пусконаладочных работ, сопутствующих лицензий, организации обучения административно-производственного персонала.
 Экспортеру комплектного оборудования его поставка дает возможность существенно расширить экспортные возможности, так как в его состав входит не только стандартное, но и зачастую нестандартное, более дорогостоящее оборудование. Кроме того, экспортер продает сопутствующие услуги, в том числе секреты производства (ноу-хау), патенты, сопутствующие лицензии.
 Импортеру поставка комплектного оборудования дает возможность, не разрабатывая самостоятельно, в короткие сроки получить технологически отлаженный набор основного и вспомогательного оборудования, обучить производственный персонал и после пуска в эксплуатацию приступить к производству готовой продукции.
 Организационно-правовой основой взаимоотношений партнеров являются международный контракт купли-продажи на поставку комплекта оборудования*, лицензионное соглашение о передаче прав на использование технологии**, а также подрядные контракты на выполнение сопутствующих инженерно-консультационных и других услуг***.
 
 Практика коммерческих переговоров показывает, что экономические интересы экспортера комплектного оборудования нередко характеризуются стремлением существенно завысить общую стоимость контракта на поставку оборудования и стоимость подрядных контрактов. Поэтому импортеру необходимо использовать конкурсный отбор экспортеров путем объявления международных торгов на заранее сформулированных условиях закупки комплектного оборудования, его монтажа и пуска в эксплуатацию.
 10.3.1. Международные торги
 
 Международные торги – организационная форма торговли, основанная на конкурсном методе заключения контрактов купли-продажи и/или подряда на товар и/или услуги с предварительно определенными характеристиками и требованиями.
 Объявление торгов дает возможность наиболее полно использовать конкуренцию среди экспортеров (поставщиков, подрядчиков) для достижения выгодных импортерам условий сделки.
 В современной международной торговле торги отличаются способами привлечения участников и гласностью результатов.
 10.3.2. Открытые, или публичные, торги
 
 Объявление об условиях проведения открытых торгов публикуются в средствах массовой информации: в газетах, экономических журналах, приглашая к их участию любые изъявившие желание фирмы.
 Никакого предварительного отбора участников не делается, никаких особых требований к фирмам не предъявляется, число участников не ограничивается.
 Объектом открытых торгов обычно является размещение заказов на стандартное и несложное оборудование, приборы и аппараты, небольшой объем подрядных работ.
 Организаторы торгов создают временный орган – тендерный комитет, в состав которого входят представители покупателя, технические и коммерческие эксперты.
 Тендерный комитет
 Тендерный комитет формирует тендер-условия закупки, публикует объявления о торгах, готовит, распространяет и продает тендерную документацию, анализирует представленные предложения и выносит решение о размещении заказа.
 Тендерный комитет обязан следить за выполнением основного требования торгов – точным соблюдением участниками условий, содержащихся в тендерной документации, и сроков ее представления.
 Продавцы, подрядчики, принявшие решение об участии в объявленных торгах, выкупают тендерную документацию, оплачивая безвозвратный вступительный взнос в сравнительно небольшом размере. Выкуп тендерной документации не накладывает обязательств ни на участников, ни на организаторов торга.
 10.3.3. Закрытые торги
 
 Приглашения к участию в закрытых торгах организаторы рассылают только фирмам, имеющим имидж наиболее известных производителей данных товара и услуг, способных обеспечить высокое качество товара и услуг, имеющих большой опыт, высококвалифицированные кадры, устойчивое финансовое положение и характеризующихся добросовестным выполнением обязательств. Таким образом, количество участников закрытого торга ограничивается, создавая конкуренцию только между компетентными участниками.
 Предметом закрытых торгов являются технологические производственные линии, уникальное и дорогостоящее оборудование, проведение инженерно-технических работ, проектирование, строительство комплектных предприятий и других объектов, в том числе на условиях «под ключ».
 Организаторами закрытых торгов могут выступать крупные фирмы-покупатели, государственные организации, представляющие федеральные, региональные или муниципальные органы исполнительной власти, представители национальных и международных банковских структур.
 Так, фонд «Российское здравоохранение» от имени и по поручению администрации Тверской области объявил в марте 1998 г. закрытые торги на проведение строительных работ по реконструкции перинатального центра и поставку комплектного медицинского оборудования в г. Ржев Тверской области. Эти торги организованы в счет займа Международного банка реконструкции и развития, а также в строгом соответствии с его рекомендациями по проведению торгов.
 10.3.4. Организация проведения торгов
 
 Подготовительный этап торгов включает подготовку тендерной документации и ознакомление с ней участников.
 Импортер товара или заказчик объекта выступает в качестве организатора тендерного комитета. С учетом законодательства он формирует технические, коммерческие и финансовые условия торгов в виде комплекта тендерной документации (проформа тендера, инструкция участникам об объеме и сроках представления предложений, перечень технической документации, видов работ, проформа контракта, виды и размер гарантий, обеспечение технического обслуживания, поставки запчастей, обучение персонала и др.).
 Уведомление в средствах массовой информации и рассылка приглашений к участию в торгах должны обязательно содержать точный срок и адрес представления предложений, сроки ознакомления и условия выкупа тендерной документации, размер гарантии участия в торгах, а также указание о том, что предложения, поступившие позже, не будут рассмотрены.
 Важно знать, что согласно международной практике ведения торгов тендерный комитет может не рассматривать поступившие предложения не только потому, что они опоздали к назначенному сроку, но и потому, что они не оформлены в строгом соответствии с требованиями тендерной документации и инструкцией участникам.
 Этап представления предложений включает подготовку и заполнение проформы выкупленного у организаторов комплекта тендерной документации, проформы контракта на поставку товара (оборудование) и представление участниками подготовленных документов организаторам торга не позже установленного срока.
 Факт представления предложения в тендерный комитет означает полное согласие участника со всеми условиями торга.
 Участнику торга следует иметь в виду, что для повышения конкурентоспособности своего предложения целесообразно представить также и дополнительную информацию в виде досье фирмы: устав, прецеденты ранее исполненных контрактов и заказов, производственные и финансовые возможности, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, благоприятные отзывы покупателей и заказчиков, использование современных технологий в производстве и строительстве, привлечение квалифицированных субподрядчиков. Такая информация способствует формированию имиджа компетентного, квалифицированного участника и облегчает организаторам выбор победителя торга.
 Если организаторам недостаточно дополнительной информации о фирме, они могут посетить действующие объекты, ранее построенные участником, и ознакомиться с работой оборудования, качеством строительства, объемом сервисных услуг. Это облегчает организаторам проведение предквалификации участников торга, т. е. определение круга компетентных претендентов.
 Техника представления предложений отличается простотой и строгостью. Предложения принимаются в письменном виде и представляются в запечатанных конвертах в срок не позже объявленного.
 Предложения направляются в адрес организаторов заказной почтой либо передаются непосредственно в тендерный комитет под расписку о получении.
 Обычно предложения участников запечатываются в двойные конверты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, а на внутреннем – номер торга, конкретное наименование товаров и работ и дата, установленная для приема предложений. С целью сохранения конфиденциальности информации от конкурентов участники стараются представить свои предложения как можно ближе к дате и часу приема предложений.
 Этап конкурсного выбора поставщика товара или подрядчика работ включает процедуру закрытия торгов, ознакомление с представленными предложениями с точки зрения строгого соответствия условиям тендерной документации, сравнения предложений по технико-экономическим параметрам и коммерческим условиям, анализа дополнительной информации и деловой квалификации участников,
  Открытые и закрытые торги Процедура закрытия торгов предполагает прекращение приема предложений. В случае открытых, гласных, торгов тендерный комитет в назначенные день и час объявляет о закрытии приема предложений, вскрывает конверты в присутствии участников и объявляет конкретный состав торга и предложенные ими цены.
 В случае закрытых, негласных, торгов тендерный комитет прекращает прием предложений в объявленные ранее день и час закрытия торгов, но не делает публичного вскрытия конвертов, не объявляет состав участников и условий их предложений.
 Принятие решения о победителе торгов тендерный комитет производит в течение срока от 1 до 3 месяцев, необходимого для сопоставления предложений в комплексе с техническими характеристиками, ценами, условиями платежей, поставки, приемки, сервисных услуг.
 В процессе сопоставления предложений тендерные комитеты могут запрашивать у участников дополнительную информацию и уточнения, не допуская при этом разглашения конфиденциальной информации.
 Тендерные комитеты, сравнивая предложения, не всегда руководствуются принципом наименьшей цены.
 Так, в США правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, установлен «барьер преференциальных цен», согласно которому организаторы торга обязаны отдать предпочтение американским фирмам, даже если цены их предложений выше (но не более 6%), чем цены их иностранных конкурентов – участников торга.
 Тендерные комитеты предоставляют также предпочтение участникам, предложившим в качестве субпоставщиков и субподрядчиков национальные фирмы.
 Если после сопоставления полученных предложений тендерный комитет придет к выводу, что предложения не соответствуют объявленным условиям торга, он может аннулировать торги без объяснения причин.
 Тендерный комитет может дополнительно потребовать от участников письменного подтверждения о согласии с условиями будущего контракта, в котором предусмотрены более высокие, чем обычно, требования к качеству и срокам исполнения обязательств, ответственности по претензиям, включая подсудность сторон местному судопроизводству. Для неопытного коммерсанта эти требования увеличивают риск ненадлежащего исполнения обязательств и затяжки в решении возможных споров.
 На процесс принятия окончательного выбора победителя торга влияет также и наличие у участника торга банковской гарантии «серьезности предложения» (Big bond) в размере 1–3% общей суммы предложения.
 Например, организатор торгов на поставку медицинского оборудования для перинатального центра (родильного дома) в Твери предложил участникам предоставить гарантию «серьезности предложения» в размере 1% обшей суммы конкурсного предложения.
 Решение о конкурсном выборе поставщика и/или подрядчика тендерный комитет обязан принять до истечения срока, установленного условиями торга. В этот период участники не могут отозвать свои предложения. Победитель торга получает официальное извещение тендерного комитета.
 В случае открытых торгов их результаты публикуются в средствах массовой информации, специализированной экономической прессе.
 В России, в отличие от большинства стран, до сих пор нет федерального законодательства о проведении торгов, которое регулировало бы порядок и условия национальных и международных торгов на закупки товаров и выполнение работ. Поэтому важно знание международной практики организации торгов.
 Этап подписания контракта на поставку товара и/или на выполнение подрядных работ между полномочными представителями победителя и представителями организатора торга характеризуется тем, что участник, выигравший торг, обязан не только подписать контракты, но и внести гарантийный пай, залог в размере до 10% суммы контракта и/или стоимости заказа в виде банковской гарантии «должного исполнения обязательств» {Performance bond).
 Этот залог возвращается после поставки оборудования и надлежащего выполнения работ. В случае недобросовестного исполнения обязательств залог используется на удовлетворение претензий по срокам и качеству товаров и работ.
 10.4. Строительство объектов «под ключ»
 
 Одной из наиболее сложных форм международной торговли является сооружение объектов «под ключ», которое включает следующие подрядные работы:
 • подготовка технико-экономического обоснования объекта;
 • разработка проектного задания, технического и рабочего проектов;
 • поставка строительных материалов;
 • сооружение промышленных и административных зданий, объектов инфраструктуры;
 • поставка производственного оборудования, инструмента, запчастей;
 • монтаж, наладка и пуск оборудования в эксплуатацию;
 • обучение персонала;
 • передача заказчику объекта «под ключ», т. е. в полной эксплуатационной готовности.
 Организационно-правовой основой строительства объекта «под ключ» являются контракт подряда на выполнение строительных и других работ и контракт поставки оборудования.
 Особенность этой формы торговли заключается в том, что фирма, принявшая обязательства по сооружению объекта, является по отношению к заказчику подрядчиком и поставщиком.
 Поставщиком может выступать отдельная фирма или консорциум фирм, объединяющие несколько инжиниринговых фирм и производителей оборудования. Если поставщик привлекает других субпоставщиков, он выступает в роли генерального поставщика.
 К исполнению подрядных работ подрядчик также может привлекать субподрядчиков и, следовательно, выступать в роли генерального подрядчика.
 Таким образом, фирма или консорциум фирм, исполняющие обязательства по сооружению объектов «под ключ», могут обладать одновременно правами генерального подрядчика и генерального поставщика и должны нести полную ответственность за исполнение всех обязательств в полном объеме.
 Практика исполнения контрактных обязательств по сооружению объектов «под ключ» характеризуется поэтапной сдачей заказчику объема следующих работ:
 • подписание протокола о завершении монтажа и готовности к пробной эксплуатации с целью устранения дефектов и обработки технологического процесса при участии специалистов поставщика оборудования;
 • подписание протокола о готовности всего объекта к эксплуатации в течение гарантийного периода с целью устойчивого выпуска продукции;
 • гарантийное обслуживание, осуществляемое обученным персоналом, под контролем специалистов поставщика, поставка запчастей, устранение дефектов за счет поставщика;
 • подписание протокола о проведении испытаний в гарантийный период и об окончательной сдаче заказчику объекта «под ключ».
 Другой важной особенностью взаимного исполнения обязательств сторон является необходимость обеспечения их финансовыми гарантиями.
 Банковская гарантия Заказчик требует от поставщика и подрядчика банковскую гарантию должного исполнения контракта (Performance bond) на весь гарантийный период на случай покрытия убытков и возмещение ущерба от возможных дефектов и неполадок или в случае претензий по качеству и срокам поставки оборудования.
 Размер такой финансовой гарантии обычно составляет 10% общей суммы заказа. Заказчик вправе до решения арбитражного суда снять с гарантии суммы штрафов и возмещение убытков по претензиям, вызывающим разногласия сторон.
 Наиболее часто заказы на сооружение объектов «под ключ» размещаются конкурсным способом с использованием такой формы международной торговли, как закрытые торги. В этом случае заказчик получает от победителя торга банковскую гарантию серьезности предложения в размере 1-3% суммы заказа и банковскую гарантию должного исполнения контракта в размере до 10% суммы заказа.
 Российским предпринимателям важно знать, что практика конкурсного отбора фирм на международных торгах при размещении заказов на сооружение объектов «под ключ» позволяет, используя острую конкуренцию, осуществить закупку товаров и строительство объектов на 15-20% дешевле, чем в случае прямых переговоров с поставщиками и подрядчиками.
 10.5. Торговля сырьевыми товарами
 
 Укрупненная товарная структура мировой торговли состоит на 2/3 из стоимости товарооборота готовой продукции, а 1/3 стоимости приходится на сырьевые товары. В структуре российского экспорта наблюдается обратная картина.
 Положение экспортеров сырья, с одной стороны, ухудшается по мере появления новых синтетических заменителей, внедрения материало- и ресурсосберегающих технологий, а с другой, – улучшается по мере роста промышленного производства отдельных стран и накопления дефицитности из-за истощения источников природных ресурсов.
 К сырьевым товарам относятся: минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки (руда, черные и цветные металлы), сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки (хлопок, шерсть, кожевенное сырье), продукты химической промышленности и отдельные виды продовольствия, подлежащие дальнейшей переработке.
 Спрос и предложение на минеральное и сельскохозяйственное сырье в гораздо большей степени, чем на готовую продукцию, зависит от климатических условий, природных запасов, политико-экономических кризисов, особенно в важнейших сырьевых регионах.
 Для торговли сырьевыми товарами характерно стремление партнеров установить длительные отношения на основе долгосрочных международных контрактов, в которых экспортеру обеспечивается стабильный сбыт, а импортеру – гарантированное снабжение производства сырьем и материалами.
 Особенностями торговли сырьевыми товарами являются долгосрочность обязательств (год и более), большие объемы поставок, значительная доля в цене расходов на транспортировку, обработку, хранение.
 В этих условиях стороны не применяют твердые цены в течение срока действия контракта, а ведут торговлю по текущим мировым ценам, вводя пределы их отклонений в течение согласованных периодов (раз в месяц, квартал или полгода). Кроме того, стороны стабилизируют динамику поставок, обеспечивая ее регулярность и равномерность.
 Практика исполнения долгосрочных контрактов не исключает в случае необходимости заключение отдельных краткосрочных контрактов на поставку сырья.
 Торговля многими сырьевыми товарами монополизирована крупнейшими международными торговыми и промышленными компаниями, прежде всего транснациональными корпорациями, которые стремятся устанавливать монопольно высокие цены на сырьевых рынках. При этом внутрикорпорационные, т. е. между материнскими и дочерними фирмами, поставки сырья ведутся по пониженным, трансфертным ценам.
 Большое влияние на стабильное развитие торговли сырьем оказывает создание экономических объединений стран – экспортеров сырьевых товаров, а также заключение ими международных товарных соглашений.
 10.5.1. Международные товарные соглашения
 
 Международные товарные соглашения представляют собой многосторонние межправительственные соглашения, заключаемые с целью сбалансированного спроса и предложения, стабилизации ценовых параметров, ограничения монопольной деятельности транснациональных корпораций.
 Различают три вида международных соглашений:
 стабилизационные соглашения – заключаются для стабилизации и равновесия спроса и предложения. В них предусмотрены квоты на объем сырья. Такие соглашения заключаются в отношении никеля, олова, цинка, алюминия, меди, кофе, какао, каучука.
 Особое место в мировой торговле занимает Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), куда вошли 13 крупнейших государств-экспортеров с целью стабилизации мировых цен на нефть путем введения экспортных квот и объемов добычи нефти для каждого участника;
 административные товарные соглашения – заключаются для статистического анализа сырьевых рынков и выработки рекомендаций по ведению торговли отдельными видами товаров, например, сахаром, пшеницей и другими зерновыми;
 международные товарные соглашения по мерам развития – направлены на создание и развитие экспортоориентированных производств сырья. Такие соглашения заключены по джуту, древесине ценных пород, растительному и оливковому маслу и др.
 10.6. Биржевая торговля
 
 Товарная биржа как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам и согласно установленным стандартам.
 К таким товарам относятся массовые сырьевые и продовольственные товары: медь, олово, свинец, цинк, алюминий, никель, другие цветные и редкоземельные металлы; пшеница, рожь, другие зерновые и зернобобовые; каучук, хлопок, джут, шерсть, пряжа, шелк, оливковое и растительное масло, сахар, кофе, какао, текстильное сырье, нефть и нефтепродукты и др. Всего – около 70 товаров международной торговли.
 Важнейшие биржи сосредоточены в крупнейших торговых центрах – в Амстердаме, Антверпене, Гамбурге, Иокогаме, Виннипеге, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго и др.
 Биржи различаются по организационно-правовому принципу – публичные и частные.
 Публичные биржи организуются на основе специального законодательства о биржах с участием органов государственного управления. Их деятельность носит открытый, публичный характер с точки зрения возможности участия любых предпринимателей и отчетности о своей деятельности. Члены биржи и любые предприниматели платят бирже установленные суммы за участие в операциях и установленный процент от стоимости совершенных сделок. Публичные биржи носят региональный характер и распространены, например, в европейских странах.
 Частные биржи организуются обычно в форме закрытых акционерных обществ с ограниченным числом членов, обладающих биржевыми сертификатами. Каждый член должен быть владельцем по крайней мере одного такого сертификата, который дает право на заключение биржевых сделок
 Биржа от своего имени никаких сделок не заключает; эти операции осуществляют ее члены через своих профессиональных посредников-брокеров. Нечлены биржи не могут заключать сделки самостоятельно, а только через брокеров.
 Члены биржи не получают дивидендов, но пользуются информационными и другими услугами биржи, отчисляя в ее пользу процент от сделок.
 Члены биржи получают вознаграждение от своих клиентов за выполнение поручений по совершению операций с реальным товаром или операций спекулятивного характера. Члены биржи могут также сами совершать спекулятивные операции за свой счет.
 В России и других странах СНГ в начале 90-х годов в связи с либерализацией внутренней и внешней торговли возникло несколько сотен бирж. Однако многотоварность позиций, неотработанный механизм торговли, отсутствие строгой правовой базы, необязательность исполнения обязательств и другие специфические особенности нецивилизованной торговли привели в настоящее время к свертыванию биржевой деятельности.
 10.6.1. Организация работы товарной биржи
 
 Организация работы товарной биржи направлена на обеспечение ее членов комплексом необходимых услуг, в том числе оперативной международной связью, помещениями, ценовой и другой информацией, созданием специальных комитетов.
 Специальные комитеты биржи
 Специальные комитеты биржи ведут учет и оформление сделок, фиксируют биржевые цены, публикуют котировки высоких, низких и средних цен, а также цен спроса и предложения, открытия и закрытия биржевого дня и др.
 Специальные комитеты разрабатывают типовые контракты, анализируют состояние товарных рынков, совершенствуют процедуры торгов.
 Деятельностью специальных комитетов руководит биржевой совет как высший орган управления. Совет возглавляет президент, избираемый его членами.
 Местом совершения сделок является операционный зал со специально обозначенным участком, который называется кольцом (ring) или ямой (pit). В строго отведенное время биржевой сессии в кольце собираются непосредственные участники торга – брокеры, которые обмениваются предложениями и контрпредложениями на различные позиции товара на условиях типовых контрактов данной биржи.
 Работа брокеров в кольце построена на взаимном доверии и требует высокой квалификации.
 Биржевые товары строго стандартизированы. Продается и покупается не определенная партия товара, а биржевой контракт, содержащий строго определенное количество товара данных сорта, типа, марки.
 Количество товара в каждом контракте строго определено в зависимости от вида товара.
 Например, по сахару – 50 т, кофе, натуральному каучуку – 5 т, какао-бобам – 10т, меди, свинцу, цинку – 25 т. Таким образом, для закупки 100 т меди брокер заключит 4 контракта.
 Качество товара устанавливается на основе базисного сорта.
 Отклонение от базисного сорта учитывается строго установленной скидкой (дисконтом) за более низкое качество и надбавкой (премией) за более высокое качество.
 Срок поставки устанавливается длительностью позиции. Например, стандартный контракт Лондонской биржи по каучуку может быть заключен на каждый последующий месяц, на медь, цинк, олово, свинец – на каждую трехмесячную позицию. Поэтому для закупки 100 т меди со сроком поставки через 6 месяцев брокер заключит 4 контракта по две позиции каждый.
 В поручении брокеру указываются количество контрактов на покупку или продажу товара, число позиций, минимальная, определенная или максимальная цена.
 Поручение клиента брокеру оформляется соглашением с внесением гарантийного задатка в размере 2–10% предполагаемой суммы.
 10.6.2. Виды биржевых сделок
 
 Биржевые операции осуществляются с различными целями: покупка и продажа реального товара, проведение спекулятивных (фьючерсных) сделок, осуществление страхования (хеджирования) сделок от возможного изменения цен.
 • Сделки с реальным товаром заключаются на условиях с немедленной поставкой (спот) или с отсрочкой поставки товара (форвард).
 Сделки на реальный товар с немедленной поставкой заключаются по ценам на момент их совершения. Продавец, заключивший сделку спот, в течение двух недель обязан поставить товар на аккредитованный биржей склад. После поставки он получает складское свидетельство (варрант), предъявляет его в расчетную палату биржи и получает стоимость проданного товара в соответствии с сортом качества, указанным в складском свидетельстве.
 Покупатель реального товара предъявляет контракт в расчетную палату, оплачивает стоимость товара в соответствии с сортом качества, указанным в складском свидетельстве, получает в палате это свидетельство. Он может забрать товар со склада против складского свидетельства.
 Сделки на реальный товар с отсрочкой поставки заключаются по ценам на момент их совершения с учетом прогнозируемой биржей динамикой изменения цен за период отсрочки. Если ожидается повышение цен, то они увеличиваются на прогнозируемую премию, если снижение - уменьшаются на прогнозируемую скидку.
 Поставка товара на склад, оплата стоимости и получение со склада происходят так же, как это описано выше для случая с немедленной поставкой. Разница заключается в том, что если товар получают со склада с отсрочкой, то расходы на хранение несет продавец.
 • Срочные, или фьючерсные, сделки
 Они носят спекулятивный характер. Они совершаются с целью получения дохода от купли-продажи биржевых контрактов вследствие разницы между ценой в день заключения и ценой в день исполнения контракта.
 Различают два способа спекулятивной игры: на повышение или на понижение цены.
 • Длинные фьючерсные сделки
 Сделки, начинающиеся с покупки контракта с надеждой на повышение цены, называются длинными, а биржевые спекулянты, которые играют на повышение цен, – «быками».
 Например, спекулянт, проанализировав рынок меди, рассчитывает на повышение цены на медь. Он дает поручение брокеру купить 4 фьючерсных контракта (100т) по цене 960 ф.ст. за тонну Фьючерсные контракты регистрируются в расчетной палате. Далее он следит за котировками биржи. Если цена выросла до 990 ф.ст., то он поручит брокеру ликвидировать контракты путем обратной продажи этих контрактов, т.е. совершить обратную (офсетную) операцию, но по цене 990 ф.ст.
 Предъявив контракты в расчетную палату, спекулянт получит разницу, равную 3000 ф.ст., из которой он заплатит вознаграждение брокеру (0,01-0,02%).
 Риск у биржевого «быка» появляется в том случае, если цены не выросли, а упали, например, до 940 ф.ст. В этом случае он все равно вынужден «ликвидировать» контракты обратной продажей, хотя и потеряет на этом 20 ф.ст. за тонну, т.е. 2000 ф.ст., из которых вновь заплатит брокеру вознаграждение.
 Если же биржевой «бык» не продаст контракты, то он рискует еще больше, так как он обязан будет уплатить в расчетную палату стоимость купленных контрактов (96 000 ф.ст.) и забрать 100 т меди со склада. А это ему не нужно, ведь он просто спекулянт, играющий на разнице при повышении цен.
 • Короткие фьючерсные сделки
 Сделки, начинающиеся с покупки контракта с надеждой на понижение цены, называются короткими, а биржевые спекулянты, которые играют на понижение цен, «медведями».
 Например, спекулянт рассчитывает на понижение цен на медь. Тогда он дает поручение брокеру продать 4 фьючерсных контракта (100 т) по цене 960 ф.ст. за тонну и затем совершить обратную сделку– купить 4 контракта по цене 940 ф.ст. Предъявив контракты в расчетную палату, биржевой «медведь» получит разницу в 2000 ф.ст.
 Если при осуществлении короткой сделки «медведь» ошибся в тенденции цены и она возросла, то он все равно вынужден выбирать меньшее из двух зол: совершить обратную покупку контрактов и потерять намеченную положительную разницу цен (2000 ф.ст.) или уплатить сумму 96000 ф.ст., равную стоимости 100 т меди, и забрать товар со склада. Конечно, спекулянт предпочтет первый вариант.
 Следует заметить, что биржа не проигрывает никогда, поскольку она строго контролирует, чтобы число фьючерсных контрактов и количество покупателей, совершающих' длинные сделки, соответствовало количеству контрактов и продавцов, совершающих короткие сделки независимо от повышения или понижения цен.
 Для уменьшения рисков деятельности как «быки», так и «медведи» имеют право совершать досрочные офсетные операции в случае неблагоприятной, по их мнению, наме­тившейся тенденции изменения цен.
 Операции хеджирования (страхования) применяются на бирже реального товара для сделок с отсрочкой поставки.
 Цель хеджирования заключается в том, чтобы продавцу или покупателю реального товара избежать возможных потерь от непредвиденного изменения цен в течение срока по­ставки товара. Фирма, покупающая реальный товар на срок на дату заключения сделки, одновременно дает поручение брокеру купить на бирже фьючерсные контракты на дату поставки товара. После приемки товара осуществляется обратная продажа фьючерсных контрактов.
 Таким образом, если от изменения цен покупатель теряет разницу в цене как покупатель реального товара, то, хед­жируя сделку путем покупки фьючерсных контрактов и продажи этих контрактов на дату поставки товара, покупа­тель возвращает потерянную разницу в цене. Поэтому по­купатель реального товара компенсирует потери от небла­гоприятного изменения цен, осуществляя хеджирование продажей контрактов на бирже (selling hedge), а продавец реального товара — хеджирование покупкой (buying hedge).
 Следует обратить внимание, что каждое поручение броке­ру сопровождается выплатой ему вознаграждения, но оно несоизмеримо меньше, чем возможные незастрахованные потери от изменения цен на реальный товар. Поэтому хе­джирование контрактов на бирже в качестве страхующего инструмента стремительно развивается и зачастую превы­шает биржевой оборот реального товара. Например, на Лондонской бирже цветных металлов эти сделки превыси­ли половину всего оборота биржи.
 Использование хеджирования не только страхует покупа­телей от повышения цен, но и позволяет не создавать из­лишних запасов товаров, особенно сезонных, снижая из­держки обращения. Продавцам и производителям товаров хеджирование позволяет продавать товары, компенсируя потери от снижения цен на период отсроченного срока поставки.
 Важным является и то, что во фьючерсной торговле благодаря финансовой гарантии исполнения контракта, которую обеспечивает расчетная палата биржи в виде депозита или маржи, как покупатель, так и продавец имеют гарантию исполнения контракта в денежной форме, даже если по каким-то непредвиденным обстоятельствам реальная поставка товара не будет осуществлена.
 Другой особенностью фьючерсных сделок является обезличенность и заменимость контрагентов по ним. Сделки заключаются между конкретными брокером-продавцом и брокером-покупателем, но регистрируются как заключенные между ними и расчетной палатой, выступающей гарантом исполнения обязательств.
 При этом нет необходимости каждый раз определять платежеспособность контрагентов, что способствует быстроте оборота на бирже.
 10.6.3. Аукционная торговля
 
 Аукционы являются исторически наиболее известной формой международной торговли, появившись гораздо раньше товарных и тем более фондовых бирж. Однако они успешно сохраняют свое предназначение, выполняя роль периодически действующих центров торговли для товаров с индивидуальными потребительскими свойствами.
 В настоящее время аукционы играют важную роль в торговле чаем (70% объема продаж на мировом рынке), пушно-меховым сырьем (80%), шерстью мытой и немытой (55%), а также лошадьми, щетиной, рыбой, табаком, овощами, фруктами, цветами, вином, кофе и другими товарами растительного и животного происхождения, скоропортящимися товарами.
 Международные аукционы
 Аукционы по масштабу охвата делятся на национальные и международные. Многие аукционы широко известны своими традиционными товарами: чай – Сингапур, Калькутта; шерсть - Кейптаун, Лондон, Веллингтон; пушнина – Монреаль, Осло, Санкт-Петербург; лошади – Довиль (Франция), Лондон, Москва; цветы – Амстердам и т.д.
 Аукционы представляют собой коммерческие организации, располагающие для торговли специализированным оборудованием, помещениями и высококвалифицированными кадрами. В основном это паевые общества или крупные торговые компании, монополизировавшие тот или иной вид товара.
 Они скупают за свой счет товары у производителей, поставщиков, диктуя закупочные цены, а также принимают на перепродажу товар и от независимых производителей на комиссионных условиях.
 Крупные аукционы имеют собственные производства по доработке сырьевых товаров (например, по выделке скупаемых у заготовителей кожевенного сырья, шкурок пушного зверя).
 Организация аукционных торгов
 Организация аукционных торгов имеет четыре стадии:
 подготовка аукциона, предварительный осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
 • Подготовка аукциона начинается за 2–3 месяца до проведения торга. Вначале товары сортируют, подбирают по возможно более однородным качественным признакам, т. е. формируют лоты. Например, лот соболя может содержать 50 шкурок. Из каждого лота берется образец для выставления в демонстрационном зале. Затем подготавливается каталог с указанием всех лотов, условий аукционной продажи, места, даты проведения торга.
 На этапе подготовки также производятся оповещение покупателей, реклама, рассылка каталога и брошюр.
 • Предварительный осмотр товаров покупателями обычно начинается за 10 дней до открытия торгов. Он является обязательным условием дальнейшего участия в торгах, так как позволяет покупателю познакомиться с индивидуальными свойствами товара, а организаторам торга дает возможность не принимать претензии по качеству (кроме скрытых дефектов) после окончательной продажи товара.
 Учитывая особые свойства аукционных товаров, покупатель может не только осмотреть образцы и лоты, но и продегустировать товар (чай, табак, вино) и даже купить образец для дополнительной проверки его качества.
 • Аукционный торг является главной стадией. Он открывается точно в назначенное время и ведется опытным аукционистом, которому помогают ассистенты. Аукционист имеет право снимать с торга любой непроданный лот без объяснения причин. Существует два основных метода ведения торга.
 Аукцион с повышением цен является широко распространенным, так как он четко выявляет принцип аукциона – выигрывает тот, кто предложил наивысшую цену.
 Аукцион с повышением цен может проводиться гласно и негласно.
 При гласном способе аукционист объявляет порядок очередного лота (партии), который одновременно показывается на специальном табло. Аукционист называет начальную продажную цену и спрашивает: «Кто больше?».
 Виды аукционных торгов Покупатели повышают цену каждый раз на стандартную величину не ниже минимальной надбавки, указанной в условиях проведения торга, составляющую обычно от 1 до 2,5% первоначальной цены.
 Если очередного повышения цены покупатель не предлагает, аукционист после троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложившему наивысшую цену. При этом ассистенты фиксируют цену и конкретного покупателя.
 Темп аукционных торгов очень высок и составляет в среднем продажу двух лотов в минуту. Так, на Санкт-Петербургской бирже в час продается до 100 тыс. шкурок норки.
 При негласном (немом) способе представители покупателей после объявления начальной цены подают условные знаки (обычно движением рук, карандаша, кивком головы, выкриком) о своем согласии поднять цену на установленную величину надбавки.
 Аукционист каждый раз объявляет цену, не называя покупателя. Если на троекратный вопрос «Кто больше?» никто не подает условный знак, товар покупает тот, кто подал условный знак последним.
 Негласное проведение аукционного торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя.
 Такой порядок аукционного торга нередко применяется при продаже предметов искусства, антиквариата, исторических документов, мемуаров, фамильных реликвий знаменитых людей и т. п. (аукционы «Сотби», «Кристи»).
 Аукцион с понижением цен проводится с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее определенные скидки. Понижательный способ назначения цены в международной торговле называют голландским.
 Суть такова: аукционист назначает наивысшую (максимальную) цену, которая загорается на специальном табло, установленном в аукционном зале, и снижает ее до тех пор, пока один из участников торга не выразит желание совершить сделку нажатием кнопки, в результате которого останавливается движущаяся стрелка, и на циферблате появляется номер покупателя, нажавшего кнопку.
 Аукционист фиксирует номер покупателя, гасит циферблат и переходит к продаже следующего лота. Применяя такие электронные устройства, аукционист значительно (в 2 раза) ускоряет темп ведения торгов.
 Такая система торга широко применяется при продаже скоропортящихся товаров, овощей, фруктов, рыбы. В Голландии благодаря этой системе ежегодно проводятся 150 аукционов.
 Оформление аукционной сделки и сдача товара покупателю – заключительная стадия аукциона.
 Оформление осуществляется администрацией на основании официальных записей, сделанных ассистентами аукциониста.
 Продавцы товаров (комитенты) и покупатели подписывают типовые контракты, разработанные администрацией аукциона. Покупатель, подписывая контракт, оплачивает его. Оплата обычно производится по частям: 1/3 – при подписании контракта, 2/3 – по получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока.
 Аукционы, являясь коммерчески гибкими организациями, могут кредитовать поставщиков товара, выдавая им денежные авансы. Покупатели могут получать товары в кредит и возвращать товар на условиях реализации, по мере распродажи и использования товара.
 В целом аукционная торговля является удобной для коммерсантов формой торговли, позволяя сокращать издержки обращения и обеспечивая продажу по текущим рыночным ценам, близким к оптимальным для данного вида товара.
 10.7. Торговля продовольствием и товарами широкого потребления
 
 Торговля продовольственными товарами, так же как и товарами широкого потребления, имеет ряд особенностей, которые определяются большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения, наличием и необходимостью оптовой и разветвленной розничной сети.
 Под влиянием возрастающей конкуренции количество торговых фирм, осуществляющих прямые закупки и продажи продовольственных товаров, постоянно сокращается, уступая место многотоварным транснациональным корпорациям, обслуживающим товарооборот благодаря межфилиальным поставкам и с использованием товарных бирж. Через них проходит около 90% поставок кофе и какао-бобов, 80% – зерновых.
 Учитывая большую экономическую значимость поставок продовольственных товаров (сахар, зерновые и бобовые, кофе, рыба, картофель), мировой рынок предъявляет к ним особо высокие требования по качеству. Так, обычная поставка, например, канадской пшеницы сопровождается комплектом коммерческих документов, в который входят также:
 • карантинный и фитосанитарный сертификаты, подтверждающие отсутствие карантинных объектов и превышений норм радиации;
 • сертификат о допустимой норме вредных примесей, в том числе пестицидов;
 • сертификат о фумигации, проведенной с целью уничтожения возбудителей болезней;
 • ветеринарный сертификат о нормативном содержании токсинов и тяжелых металлов;
 • сертификат осмотра судовых трюмов на их пригодность к принятию и хранению зерна во время транспортировки.
 Большое влияние на торговлю продовольственными товарами (сахар, спирт, зерновые и бобовые, рыба, картофель, кофе в зернах, чай, масло) оказывают меры государственного воздействия: тарифные и нетарифные ограничения, установление монополии внешней торговли, создание государственных закупочных компаний, объявление торгов на долгосрочные поставки, заключение межправительственных соглашений, субсидирование, страхование и другие меры поощрения экспорта продовольственных товаров.
 Меры государственного вмешательства существенно влияют на все аспекты коммерческой деятельности: конкуренцию, выбор поставщиков, организацию схем финансирования с учетом стимулирующих мер, определение и подтверждение особенностей качественных характеристик товара, проведение страхования (хеджирование) товарных запасов от неблагоприятного изменения цен, обеспечение специальными транспортными средствами, организацию хранения, сортировки, расфасовки, упаковки.
 Оптовая торговля

<< Пред.           стр. 13 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу