<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 Основным звеном реализации продовольственных товаров выступает оптовая торговля. Поэтому организационно-правовая основа партнерских отношений включает заключение экспортных или импортных контрактов; одновременное хеджирование (страхование) сделки от риска изменения цен; подготовку и заключение соглашений с посредниками, профессионально ориентированными на работу с продовольственными товарами, обладающими знаниями и информацией об их качественных характеристиках, наличии товарных запасов, особенностях урожая, динамике цен; появление новых потребностей, возможностей доработки и переработки товаров, объема и качества услуг по обеспечению товарооборота (см. подробнее виды соглашений с посредниками, изложенными в элементе № 9).
 
 
 См.: элемент № 9
 
 Торговля товарами широкого потребления имеет свои особенности, связанные с огромной номенклатурой производимых товаров, массовостью их спроса и разнообразием предоставляемых услуг в процессе их потребления.
 В эту группу входят товары массового потребительского спроса широкой номенклатуры (обувь, одежда, мебель, хозтовары, инвентарь, бытовая техника), в том числе товары однократного и краткосрочного использования (продукты питания, сигареты, косметика, парфюмерия, моющие средства) и товары длительного пользования, требующие послепродажного обслуживания (автомобили, холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны, стиральные машины, фотоаппараты).
 Особенности рынков потребительских товаров зависят от запросов, вкусов, традиций, уровня занятости, состоятельности различных слоев населения (дети, молодежь, взрослые, пожилые люди, пенсионеры), а также от сегментации рынков на различные типы платежеспособности населения.
 Вследствие этих особенностей, влияющих на продвижение потребительских товаров на рынок, возникает острая необходимость проведения рекламы, причем более активной, агрессивной, чем в торговле сырьем и оборудованием.
 Палитра рекламных средств, применяемых в торговле потребительскими товарами, достаточно широка: печатная реклама, в том числе прямая, адресная, по почте (direct mail); реклама по телевидению, радио, кино, видео, в Интернете; наружная реклама, по образцам, демонстрация в действии, участие в выставках, комплексная престижная реклама (public relations) с целью создания благоприятного общественного мнения о товаре и фирме-производителе.
 Коммерсанту важно оценить эффективность рекламных средств, понимая, что это, с одной стороны, необходимые расходы до реализации товара, а с другой, реальная возможность продвинуть товар на рынок и закрепиться на нем.
 Основным звеном реализации товаров широкого потребления является розничная торговля. Поэтому организационно-правовая база взаимоотношений сторон включает заключение прежних экспортных и импортных договоров о реализации товаров на условиях комиссии или консигнации*, агентских или дистрибьюторских соглашений**.
 
 
 * См.: 9.4.3; 9.4.4
 ** См.: 9.4.5; 9.4.6
 
 В сфере коммерческой деятельности в области товаров широкого потребления участвуют мелкие и средние предприятия, играющие важное экономическое значение для государства. Если их кадры имеют хорошую коммерческую подготовку, то эти предприятия более жизненно стойки, могут гибко вести оборот, умеют варьировать номенклатурой потребительских товаров, чутко реагируют на изменение спроса со стороны населения, обеспечивают его занятость. Очевидно, что со стороны государства, в том числе и российского, к малым предприятиям необходимо внимательное, стимулирующее, а не ужесточающее их деятельность отношение.
 К особенностям ведения коммерческой деятельности, требованиям к заключению контрактов на поставку товаров широкого потребления длительного пользования следует отнести необходимость четкой организации послепродажного обслуживания в гарантийный период. Коммерческие ошибки, не предусматривающие таких услуг в контрактах купли-продажи или в соглашениях с посредниками об условиях дистрибуции товара, могут надолго заблокировать рынок и способствовать снижению имиджа производителя.
 Именно поэтому сервисное обслуживание как в гарантийный, так и в послегарантийный период сопутствуют торговле товаров широкого потребления, набирает силу как самостоятельный бизнес, являясь конкурентообразующим фактором в продвижении товара на рынок.
 10.8. Торговля результатами
 интеллектуальной собственности
 
 Международная торговля результатами интеллектуальной собственности отличается от торговли товаром как материальным объектом. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов на изобретения, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау, товарных знаков.
 Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях и являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – соответственно лицензиаром (продавец, патентообладатель) и лицензиатом (покупатель разрешения на практическое использование).
 Коммерческое содержание лицензионных соглашений, по существу, сводится к ограничению условий использования прав собственности лицензиара и установлению размера платежей за такое использование со стороны лицензиата.
 10.8.1. Виды лицензий
 
 В международной практике различают два основных вида лицензионных соглашений: на исключительную и неисключительную лицензию.
 Соглашение о неисключительной, или простой, лицензии не ограничивает прав лицензиара продавать аналогичные лицензии другим покупателям на территории, где действует патент (патентная территория) лицензиара, как собственника, патентообладателя изобретения.
 Лицензиар, передавая лицензиату на возмездной основе право использовать свое изобретение только на данной территории и в обусловленный период времени, имеет право сам использовать изобретение или продавать право его использования другим покупателям. Таким образом, простая лицензия не исключает конкуренцию между лицензиаром и лицензиатом на данном рынке.
 Соглашение об исключительной лицензии предоставляет лицензиату исключительное, или монопольное, право на использование изобретения, ноу-хау, промышленного образца в пределах определенной географической территории. При этом лицензиар на этой территории не имеет права предоставить данную лицензию третьим лицам, равно как и сам использовать свое изобретение.
 Самостоятельно использовать свое изобретение, ноу-хау, образец лицензиар имеет право только вне обусловленной территории, что исключает конкуренцию лицензиара и лицензиата на данной территории.
 На практике лицензиар часто обусловливает предоставление исключительной лицензии рядом оговорок, оказывающих сильное ограничительное влияние на коммерческую деятельность лицензиата: осуществление сбыта продукции через сбытовую сеть лицензиара; запрещение экспорта продукции; установление максимального объема производства и минимального объема оборота; обязательство производить закупки у лицензиара сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производства продукции по лицензии.
 Если лицензиар не хочет самостоятельно использовать свое изобретение, он может предоставить лицензиату право полной лицензии, уступая ему право использовать изобретение в течение всего срока действия патента на любой территории и в полном объеме.
 Если лицензиат хочет передать предоставленное ему право использовать данное изобретение третьим лицам от своего имени, он может им предоставить сублицензию, но только с письменного разрешения лицензиара.
 В международной торговле продуктами интеллектуального труда наиболее динамично развивается торговля лицензиями на ноу-хау.
 Ноу-хау
 Понятие «ноу-хау» (с англ. «знать как» сделать) означает технологические и конструкторские секреты изготовления новой продукции, знания и опыт в технологии, производстве, управлении, эксплуатации, обслуживании новой техники. Ноу-хау передается в письменной (чертежи, эскизы, схемы) или устной форме.
 Эти знания, опыт имеют новизну, представляют коммерческую ценность и являются привлекательным товаром в международной лицензионной торговле. Они не патентуются, в отличие от изобретений, и носят конфиденциальный характер. Поэтому перед началом переговоров о продаже лицензии на ноу-хау рекомендуется заключить с возможным покупателем договор о неразглашении существа ноу-хау и неиспользовании его в случае, если не будет заключено лицензионное соглашение.
 Наибольшее распространение в российской и международной практике получили лицензионные соглашения, содержанием которых является передача прав на ноу-хау в комплексе с предоставлением инженерно-технических услуг и продажей прав на использование запатентованных изобретений.
 Однако часто передача права на использование ноу-хау и изобретений сопутствует или даже является необходимым элементом в поставках машин, оборудования, транспортных средств. В этом случае лицензионные соглашения являются неотъемлемой частью контракта на поставку, а общая сумма контракта включает и стоимость лицензии.
 Цены лицензий, в отличие от цен на товары, не определяются их стоимостью, количеством затраченного труда, а формируются на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения, ноу-хау.
 В зависимости от возможной прибыли стороны решают вопрос, в какой пропорции она будет распределена между лицензиаром и лицензиатом. Фактически раздел прибыли осуществляется в виде или определенной суммы или определенного процента от прибыли.
 Расчет цены лицензии учитывает ряд факторов технического, экономического и правового характера, которые могут повлиять на уровень цены.
 Лицензиат, оценивая целесообразность покупки лицензии, прежде всего калькулирует свои затраты на освоение производства, прогнозирует возможное снижение издержек производства, увеличение цен на новый для рынка товар, увеличение объемов реализации, величину ожидаемой прибыли, ценность использования товарного знака.
 Лицензиар оценивает объем, новизну, значимость, коммерческую привлекательность продаваемого права использовать изобретение, ноу-хау, а также спрос, жизненный цикл продукции и величину ожидаемой прибыли от внедрения.
 В случае, когда предметом лицензии является уникальное изобретение, внедрение которого дает большой экономический эффект на действующем предприятии (например, метод непрерывной разливки стали), оценка ожидаемой прибыли и цена лицензии определяются путем прямого правления.
 В случае, когда эффект от внедрения не так очевиден, лицензиар прибегает к косвенной оценке. Например, допустимая цена лицензии должна более чем в 2 раза превышать понесенные издержки лицензиара по разработке изобретения, ноу-хау; допустимая цена лицензии должна быть не ниже уровня цен по ранее заключенным соглашениям на аналогичные изобретения, ноу-хау.
 
 
 10.8.2. Лицензионные платежи
 
 Лицензионные соглашения являются возмездными, т. е. лицензиат выплачивает лицензиару вознаграждение за предоставленное право производить продукцию по лицензии. Стороны предусматривают в основном три вида платежей.
 Периодические, текущие отчисления (роялти) устанавливаются в виде фиксированных ставок в процентах и выплачиваются через согласованные промежутки времени (ежегодно, раз в полгода, квартал, ежемесячно или к определенной дате).
 • Паушальный платеж устанавливается как твердо зафиксированная сумма, не подлежащая изменению в течение всего срока соглашения.
 • Комбинированный способ платежа сочетает наличие твердо зафиксированной паушальной суммы и роялти.
 Роялти
 Роялти могут начисляться в согласованных пропорциях к следующим показателям: дополнительной прибыли лицензиата от использования лицензии, общей прибыли лицензиата, общей стоимости реализации продукции, произведенной по лицензии, единице реализованной продукции в виде процента к цене или себестоимости, физическому объему выпущенной продукции, стоимости изготовленного по лицензии оборудования, переработанного сырья и др.
 Коммерсантам важно знать, что в лицензионное соглашение необходимо включать обязанности лицензиата предоставлять лицензиару необходимые сведения о тех показателях деятельности, которые заложены в основу подсчетов роялти. Эти сведения желательно подтвердить независимой экспертизой, например аудиторской отчетностью.
 Стороны могут предусматривать как неизменные по величине текущие отчисления, так и изменяемые в зависимости от морального старения или, напротив, увеличения объема производства.
 В тех случаях, когда выплата роялти предусматривается в зависимости от объема планируемого производства, стороны договариваются о снижении уровня текущих отчислений. Например, ставка роялти снижается на 25% при увеличении объема производства в 2 раза и на 50% – при увеличении в 3 раза.
 Уровень ставок роялти в современной международной торговли колеблется от 2 до 10% и составляет в основном 3– 5%. Он зависит от отрасли экономики, вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства, внутренних и экспортных цен на продукцию, произведенную по лицензии.
 Более высокие ставки применяются при продаже исключительной лицензии на первые годы соглашения и экспортной ориентации произведенной продукции. Более низкие ставки – при неисключительной, простой, лицензии и продажах на внутреннем рынке.
 Важно учитывать риски в деятельности при освоении лицензии. Если величина роялти зависит от производственной и коммерческой деятельности лицензиата, то для лицензиара существует опасность невыплаты роялти в намеченном объеме, так как у лицензиата может не хватать финансовых ресурсов при освоении лицензии.
 Для исключения такого риска лицензиар включает в соглашение оговорку о минимально гарантированной сумме вознаграждения (75% предусмотренной суммы) в течение определенного срока и обязательство выплатить в дальнейшем разницу между фактически выплаченной и гарантированной суммами.
 Поскольку роялти обычно оплачиваются банковскими переводами, лицензионные соглашения должны содержать банковские гарантии на часть или всю сумму платежей с возможным поэтапным уменьшением гарантированной суммы.
 Паушальный платеж Паушальный платеж применяется в случаях сопутствующей единовременной поставки оборудования, стоимость которого значительно выше цены лицензии; при выдаче лицензии малоизвестной фирме, когда контроль за показателями деятельности затруднен, а лицензиат не хочет допустить контроля за использованием лицензии; при выдаче лицензии на использование ноу-хау, что является своеобразной гарантией от разглашения секретов производства.
 Паушальный платеж выплачивается единовременно авансом или против передачи лицензиату предусмотренных комплектов чертежей, технологической и другой документации, а также образцов. Такой платеж осуществляется с безотзывного документарного аккредитива против документов, предусмотренных в лицензионных соглашениях.
 Паушальный платеж может выплачиваться не сразу полностью, а по частям. Например, на первом этапе выплачивается 20% паушальной суммы авансом путем банковского перевода в течение первой недели после подписания лицензионного соглашения, 20% суммы – против обусловленных документов лицензиара с безотзывного документального аккредитива и оставшиеся 60% суммы – полностью или равными, например полугодовыми, долями.
 Оставшаяся сумма также должна быть гарантирована, например, путем возврата лицензиару выписанных им переводных векселей (тратт), акцептованных лицензиатом и авалированных его банком.
 
 
 * См.: 7.5
 Паушальный платеж является более надежным, чем роялти, так как его удобнее гарантировать общепринятыми способами*, в том числе и путем акцепта выписанных лицензиаром тратт.
 Кроме того, осуществление платежа не связано с непосредственной производственной и коммерческой деятельностью лицензиата и не несет рисков деятельности на этапе освоения производства лицензированной продукции. Комбинированный платеж
 Комбинированный платеж применяется, когда продажа лицензии сопутствует поставке оборудования и предоставлению инженерно-технических и эксплуатационных услуг.
 В этом случае полный платеж может представлять собой комбинацию из трех возможных частей:
 • единовременный или в рассрочку платеж за поставленное оборудование с безотзывного документарного аккредитива против коммерческих документов, подтверждающих поставку, или комплект акцептованных и авалированных тратт при рассрочке платежа;
 • ежеквартальные платежи за проведение инжиниринговых услуг по факту их проведения с предоставлением гарантии платежа примерно на 25% предполагаемой общей суммы;
 • текущие отчисления платежей роялти или паушальный платеж за собственно лицензию с соответствующими гарантиями.
 Рассмотренные виды платежей являются превалирующими способами лицензионных вознаграждений. Гораздо реже лицензионное вознаграждение устанавливается в виде передачи лицензиатом его акций и других ценных бумаг, допускающих участие лицензиара в структуре капитала лицензиата, что напрямую не связано с освоением лицензии.
 10.8.3. Товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров
 
 Товарный знак и знак обслуживания представляют собой обозначения, символы, отличающие однородные товары различных производителей и продавцов.
 Международная торговля товарными знаками имеет те же особенности, что и торговля лицензиями на изобретения и ноу-хау.
 В основном продажа прав на использование товарного знака сопутствует экспортно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включаются продажа лицензии на ноу-хау в области технологических новшеств и продажа прав на использование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера (например, Siemens, Ford, General Electric).
 Общая стоимость контракта купли-продажи оборудования будет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки.
 Самостоятельная, не связанная продажа прав использования торговой марки осуществляется на основании договора, стороны которого имеют права и обязанности, аналогичные указанным в лицензионном соглашении, а объем предоставленных прав – исключительный или неисключительный характер.
 Расчеты вознаграждений производятся также в виде роялти или паушальных платежей.
 Для избежания риска недобросовестного использования товарного знака и ущерба собственному имиджу продавцы прав использования товарного знака при продажах с неисключительным правом оставляют за собой право контролировать качество маркируемых знаком продукции и услуг. И хотя этот контроль влечет за собой расходы, возможные потери имиджа высокого качества могут быть непоправимыми.
 Функции товарного знака достаточно разнообразны и коммерчески привлекательны. Знак должен обладать способностью психологического воздействия на покупателя, вызывая у него ассоциации высокого качества, надежности, престижности, добросовестности.
 Товарный знак эффективно используется в рекламных целях, выступая в качестве ключевого элемента рекламного стиля фирмы (производителя или продавца). В неизменяемом виде знак должен быть на любой рекламной продукции, упаковке, коммерческой документации, бланках деловой переписки.
 Товарный знак должен обладать новизной идеи, лаконичностью, современным дизайном и, конечно, иметь правовую защиту.
 Международная практика правовой охраны товарных знаков единообразна и содержит следующие главные элементы: проверочную систему определения их новизны и соответствия установленным законодательством требованиям или явочную систему регистрации товарных знаков после их введения фирмами. Приоритет правовой защиты имеет знак, зарегистрированный первым.
 Использование товарных знаков в России регулируется законом и осуществляется на основе их государственной регистрации и выдачи владельцу свидетельства. Регистрацию товарного знака осуществляет Роспатент на основании заявки, поданной российским или иностранным лицом через уполномоченного патентного поверенного.
 Российские физические и юридические лица могут через патентных поверенных зарегистрировать свои товарные знаки за рубежом.
 Рыночная стоимость прав использования товарного знака, как и в случае цены лицензии на изобретение, ноу-хау, определяется на основе оценки возможной прибыли. Существует несколько методик оценки, но все они сводятся к определению стоимости товарного знака, как нематериального актива, отражающего потенциальный рост прибыли предприятия, выпускающего продукцию с уже известным на рынке товарным знаком по сравнению с теми же показателями, но без знака.
 Для примера, рыночная стоимость прав товарного знака «Кока-кола» оценивается в 3 млрд. дол., а водки «Столичная» – в 200 млн. дол., т. е. разброс может быть очень существенным.
 Использование наименований мест происхождения товара применяется для определения отличительных особенностей товара и представляет собой название страны, местности, географического района (например, Коньяк, Шампань, Боржоми, «сделано в Японии»).
 Наименование места происхождения товара регистрируется в патентных органах стран путем выдачи свидетельств на основе заявок производителей. Владелец свидетельства, в отличие от свидетельства на товарный знак, не вправе предоставлять лицензии на использование наименования места происхождения товара другим лицам, т.е., например, производителю в Твери на производство минеральной воды Боржоми.
 Использование программ для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем также подлежит регистрации и правовой защите государством, а передача прав, как и в случае товарного знака, осуществляется на возмездной основе.
 Условия договора о продаже лицензий на передачу прав на компьютерные программы, базы данных и топологию интегральных микросхем предполагают исключительное и неисключительное право, расчеты путем роялти или паушальным платежом и другие статьи, аналогичные содержанию лицензионного соглашения.
 Договор о полной уступке прав на использование компьютерных программ, баз данных подлежит согласно российскому законодательству обязательной регистрации в Российском агентстве правовой охраны программ, баз данных, топологии микросхем при Роспатенте. Сведения о зарегистрированных договорах публикуются в бюллетене Роспечати, что является, как и в практике зарубежных стран, официальной публикацией о передаче прав.
 10.9. Торговля инженерно-консультационными услугами
 
 Услуги оказывают очень сильное влияние на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и зачастую необходимым условием продвижения товара на рынок.
 Без предоставления проектно-изыскательских услуг трудно себе представить строительство объектов «под ключ»;
 без выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ – создание новых товаров, технологий, следовательно, продажу лицензий на изобретение и ноу-хау; без проведения серьезных маркетинговых исследований, проведения рекламных кампаний, обучения кадров нет смысла даже заключать контракты.
 10.9.1. Проектно-изыскательские работы
 
 Такие услуги связаны со строительством гражданских и промышленных объектов «под ключ» на условиях тендера при международных торгах или путем прямого заключения подрядного контракта. Услуги проектирования и изысканий могут выполняться как в рамках основного подрядного контракта, так и самостоятельно.
 Проектировщики, изыскатели, выступающие в роли исполнителей, выполняют свои работы только на основании выданных им заказчиками заданий.
 Заказчики, в свою очередь, принимая отчеты и документы об исполнении работ, проверяют их на соответствие требованиям выданных заданий и только после этого оплачивают услуги. После проведенной заказчиками оплаты все документация, чертежи, отчеты становятся их собственностью.
 Определение стоимости изыскательских и проектных работ существенно отличается друг от друга.
 Смета проекта Проведение изыскательских работ связано с неопределенностью трудозатрат, с возможными географическими, геологическими особенностями мест их проведения. Поэтому их возможная стоимость оценивается ориентировочно.
 В международной практике для соблюдения взаимных интересов стороны определяют ориентировочную смету с правом последующего согласования изменений в стоимости отдельных видов затрат в зависимости от разницы в объемах и условиях работ.
 Ориентировочная смета включает следующие виды затрат:
 • постоянные затраты на транспортные расходы до места изысканий, амортизацию приборов, механизмов, оборудования, на оформление отчетной документации;
 • переменные затраты, зависящие от объема конкурентных видов изыскательских работ (исследования, заказы, бурение и т.п.) и определяемые по согласованной стоимости каждого вида работ;
 • переменные затраты, зависящие от сроков проведения работ и определяемые по ставкам квалификации исполнителей.
 Если при окончательном расчете ориентировочная смета выше или ниже не более чем на 5%, то она не корректируется, а если отклонение составляет большую величину, то экономию или перерасход сметы стороны делят между собой в согласованном соотношении (например, поровну).
 Определение стоимости проектных работ зависит в основном от объема и сложности работ.
 Если заказчик и проектировщик установили объем проектных работ и точное количество исполнителей необходимой квалификации, они определяют твердую сумму за оказание услуг.
 Если проектирование предназначено для последующего создания и испытания моделей, то к твердой сумме добавляется дополнительная составляющая, выплата которой зависит от результатов испытаний.
 В любом из этих вариантов стороны могут применить способ стимулирования проектировщика, установив целевую цену (target price) и согласовав разделение между сторонами экономии или перерасхода затрат.
 Таким образом, практика оказания услуг по проектированию и изысканиям основана на применении смет с дополнительным учетом фактических расходов и стимулированием экономического исполнения работ.
 Оказание проектных услуг чаще всего сопровождается поэтапной оплатой работ по мере их исполнения. Например, последовательно оплачиваются разработка технико-экономического обоснования, компоновка и утверждение генплана строительства, разработка и защита технического проекта, определение технических условий контракта на строительство и поставку оборудования. При этом каждый платеж следует уменьшать на согласованный платеж гарантийного удержания.
 Если проектные и изыскательские работы оплачиваются против надлежаще оформленной документации, отчетов, то порядок оплаты предусматривает аванс и сумму гарантийного удержания. Например, по завершении работ выплачивается аванс в размере 30%, после оформления всей документации и передачи ее заказчику – еще 50%.
 После проверки документации на соответствие ее требованиям задания исполнителю выплачиваются оставшиеся 20%, представляющие собой сумму гарантийного удержания. Вместе с выплатой суммы гарантийного удержания заказчик возвращает исполнителю банковскую гарантию должного исполнения обязательств {Performance bond).
 Гарантию должного исполнения обязательств и сумму гарантийного удержания заказчик имеет право удержать в случае серьезных претензий к исполнителю: несоответствие выданному заданию, нарушение сроков проведения работ и непредставление документации. Если претензии связаны с недостатками в оформлении документов, то заказчик может гарантию должного исполнения вернуть, а гарантийное удержание выплатить после устранения подрядчиком недостатков.
 Право собственности на результаты проектно-изыскательских услуг переходит к заказчику после полной их оплаты.
 10.9.2. Оказание консультационных и информационных услуг*
 
 Оказание таких услуг в сфере коммерческой деятельности относится к проведению комплексных маркетинговых исследований, подготовке информационных обзоров по рынкам и регионам, проведению рекламных кампаний, организации работ тендерных комитетов для конкурсных торгов, исполнению функций генеральных подрядчиков в подрядных контрактах и др. В широком смысле эти услуги относятся к консалтингу, который представляет собой оказание профессиональных услуг с целью содействия в подготовке и обеспечении производства и сбыта товаров.
 
 *См. также модуль «Использование услуг профессиональных консультантов»
 
 Рынок консультационных услуг стремительно развивается в отношении не только внешней торговли, но и управления, права, финансов, бухучета, аудита, оценки бизнеса, инвестирования, приватизации и т.п. Согласно классификации Европейского справочника консультантов насчитывается 84 вида консультационных услуг.
 
 
 *См. также модуль «Управление информационными ресурсами»
 
 Особенностью международной торговли консультационно-информационными услугами является то, что достижение результатов консультационных работ, информационных технологий* (документация, обзоры, дискеты) сопровождается перемещением в страну импортера профессионального персонала (консультанты, эксперты, специалисты-исполнители), что необходимо учитывать во взаимоотношениях сторон.
 Характер взаимоотношений заказчика и исполнителя регулируется подрядным контрактом**, однако некоторые особенности необходимо учитывать.
 
 
 **См.: 6.4
 
 • Критериями выбора исполнителя являются его профессионализм, опыт, деловая репутация, членство в международных профессиональных союзах и ассоциациях (например, в Международной федерации инженеров-консультантов) и др.
 Во избежание недоразумений на финальной стадии следует заранее в контракте конкретно указать лицо, уполномоченное заказчиком для приемки документации на всех этапах работы.
 • График выполнения работ должен содержать точное определение не только сроков исполнения контрактов, но и объем работ, дату начала и окончания работ, перечень подготавливаемых поэтапно документов.
 В контракте необходимо предусмотреть содействие заказчика в получении выездных виз, посещение регионов страны, временное проживание, обеспечение жильем, транспортом и другими сопутствующими услугами.
 Расходы по всем дополнительным сопутствующим услугам возмещаются исполнителю и не сказываются на его вознаграждении.
 Интересы заказчика защищает оговорка в контракте о его праве на ревизию счетов в том случае, если оплата производится в зависимости от затрат, понесенных исполнителем во время выполнения работ.
 • Выплата вознаграждения исполнителю в зависимости от затрат означает определение фактически понесенных расходов плюс фиксированное вознаграждение. В фактически понесенные расходы входят расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг (командировочные, транспортные, обработка данных, ксерокопирование и др.) и накладные расходы (коммуникационные услуги, аренда помещения, выплата переводчикам и др.).
 • Фиксированное вознаграждение обычно устанавливается в виде согласованной суммы или установленного процента (10%) от общей стоимости работ. Оно выплачивается исполнителю в виде аванса против банковской гарантии должного исполнения обязательств.
 • Окончательный расчет производится после приемки документов.
 Оплата вознаграждения исполнителю в зависимости от затраченного времени означает определение суммы вознаграждения по временным ставкам заработной платы привлекаемых экспертов, специалистов с учетом их категории и квалификации. В любом случае размеры ставок покрывают расходы по заработной плате, премии, накладные расходы и прибыль.
 • Контракт должен содержать статьи о неразглашении конфиденциальной информации, о недопущении конфликта интересов сторон и о соблюдении авторских прав.
 • Интересной особенностью контракта на оказание консультационно-информационных услуг является предоставление исполнителю вспомогательного персонала заказчика. Это делается с целью дополнительного контроля за ходом работ, большей эффективности и уменьшения дополнительных затрат.
 • Заказчик вправе отказаться от исполнения подрядного контракта при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, а исполнитель – при условии возмещения убытков заказчику.
 10.9.3. Выполнение научно-исследовательских и технологических работ
 
 Содержанием таких услуг может быть как проведение научных исследований, разработок, создание образцов новых изделий, разработка технических требований и документации, так и возможное последующее оформление авторских прав, патентование изобретений в стране и за рубежом.
 Спектр применения исследовательских услуг достаточно широк – электронная, химическая, авиационная, автомобильная, электротехническая промышленность, создание ресурсосберегающих и безотходных технологий, новых заменителей натурального сырья и др.
 Условия контрактов на исполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок должны соответствовать законам об охране интеллектуальной и промышленной собственности и содержать обязанность исполнителя обеспечить конфиденциальность полученных результатов и порядок использования результатов, в том числе подлежащих правовой охране.
 Важной особенностью взаимоотношений сторон является условие, что исполнитель обязан провести исследование без привлечения третьих лиц. Привлечение третьих лиц к работе над заказом на условиях субподряда возможно только с согласия заказчика.
 Исполнитель обязан гарантировать заказчику, что в результатах его работ не содержится нарушения авторских прав третьих лиц.
 Исполнитель несет перед заказчиком ответственность за выполнение своих договорных обязательств в строгом соответствии с заданием и сроком окончания работ, если не докажет, что неисполнение произошло не по его вине. Он несет убытки, связанные с неисполнением, включая упущенную выгоду, в размере, не превышающем общей стоимости работ.
 Заказчик обязан выдать наряду с заданием всю имеющуюся у него информацию с необходимыми исходными данными, согласовывать с исполнителем тематику и, главное, программу работ с промежуточными и предельными сроками исполнения.
 Риск недостижения желаемых результатов и заданных параметров лежит на заказчике, потому что в договорах редко используются гарантии должного исполнения, а сами исследования и разработки часто называют рисковыми, венчурными.
 Стоимостная оценка производимых работ редко базируется на твердо зафиксированной сумме. Лучше предусмотреть во взаимоотношениях сторон согласование сметы с переменными составляющими, учитывающими возможные изменения в объеме трудозатрат, потребностях в дополнительных квалифицированных специалистах, приборах, инструментах, материалах.
 Стоимость услуг
 В международной практике наиболее оптимальным способом определения окончательной стоимости предоставляемых услуг исследований и разработок является система «стоимость плюс вознаграждение». При этом в стоимость входят в расширенном виде следующие затраты, подтвержденные документами:
 • амортизация основного исследовательского оборудования и дополнительно приобретенных приборов, инструментов, оснастки;
 • аренда помещений, лабораторий, а также исследовательского оборудования;
 • стоимость потребленных материалов, комплектующих, энергоресурсов;
 • административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением работ;
 • заработная плата исследовательского и вспомогательного персонала с учетом ставок по категории, квалификации и затраченного времени.
 Практика применения системы «стоимость плюс вознаграждение» не противоречит и не исключает согласование сторонами ориентировочной сметы, которая необходима для планирования затрат, стимулирования исполнителя при экономном расходовании средств, а также при возможном размещении заказа через конкурсные торги.
 Выводы и заключение
 
 Усвоение изложенного материала позволяет российским предпринимателям не только ориентироваться во всем многообразии организационных форм коммерческой деятельности, но и практически изменять их как в российской, так и в международной практике с учетом особенностей каждого организационного приема. Знание отличительных особенностей каждой организационной формы международной торговли дает коммерсанту возможность выбрать наиболее приемлемую форму в зависимости от степени готовности
 товара, комплектности поставок, сложности и особенностей услуг (инженерно-консультационные, проектно-изыскательские, информационные), объема выполняемых работ (строительство «под ключ»), а также в зависимости от степени использования организованной конкуренции (товарные биржи, аукционы, международные торги).
 Не менее важно использовать в российской и международной практике возможности торговли результатами интеллектуальной собственности, выявляя и правильно оценивая коммерческую ценность лицензий на российские изобретения и ноу-хау, применяя различные методы расчета лицензионных платежей, оценивая содержание и экологическую значимость российских товарных знаков, знаков обслуживания и наименование мест происхождения товаров.
 Контрольные вопросы
 
 1. Какими сопутствующими услугами со стороны итальянской фирмы IFE необходимо дополнить контракт на поставку холодильников российской фирме «Комфорт»?
 2. В чем Вы видите коммерческий интерес для экспортера обслуживать товар в послегарантийный период? За чей счет это следует делать?
 3. Что может являться организационно-правовой основой сторон в случае, если итальянская фирма IFE предложит российской фирме поставлять холодильники в виде узлов и деталей?
 4. Выгодно ли это предложение российской фирме «Комфорт», не имеющей производственных мощностей?
 5. Предположим, что российская фирма решила купить у итальянской фирмы не холодильники, а завод по их изготовлению. Какую форму международной торговли можно при этом использовать?
 6.Что является содержанием тендерной документации на строительство «под ключ» завода по производству бытовых холодильников?
 7.Чем выгоден российской фирме конкурсный выбор поставщиков оборудования? 8.Сформулируйте решение для конкретной ситуации.
 Посредник как покупатель на бирже реального товара с отсрочкой решил купить пшеницу будущего урожая, который будет собран и поставлен через 3 месяца, для последующего обеспечения мукомольных предприятий. Этот товар он покупает на бирже, но с получением и оплатой его по ценам, которые сложатся на дату поставки.
 Посредник надеется, что к этому времени биржевые цены на пшеницу упадут и он получит значительную прибыль от перепродажи. Однако неурожай, засуха могут способствовать повышению цен.
 Какой вид операции может применить посредник и какие действия на бирже он должен произвести, чтобы застраховать себя от убытков вследствие повышения цен вплоть до сбора урожая и поставки товара?
 10. Какие элементы цены необходимо включить в общую сумму контракта между российской и итальянской фирмами, если предположить, что наряду с поставкой холодильников итальянская фирма предложила бы оборудование и технологические секреты его производства, товарный знак известной фирмы и комплект компьютерных программ по управлению снабжением и сбытом продукции?
 11. Назовите существенные различия между лицензиями на изобретения, ноу-хау, товарный знак, пакет компьютерных программ.
 12. Как добиться конфиденциальности ноу-хау?
 13. С какой целью используется наименование мест происхождения товара?
 14. Применима ли система «стоимость плюс вознаграждение» к лицензионным соглашениям на изобретения и ноу-хау?
 15. Назовите особенности распределения риска ненадлежащего исполнения работ при проведении проектно- исследовательских работ.
 16. Каким образом обеспечивается должное исполнение консультационно-информационных услуг?
 Учебный элемент № 11. Современные методы международной торговли
 Учебные цели элемента
 
 · изучить разнообразие коммерческих приемов ведения международной торговли и научить им отечественных производителей, коммерсантов;
 · освоить методы международной коммерческой деятельности.
 Конкретная ситуация
 
 Российская фирма «Пластик» провела предварительные переговоры с французской фирмой «Секмар» по строительству завода в г. Владимире по производству пластмассовых труб для замены металлических труб в городских теплосетях, канализации и др.
 В процессе переговоров французская фирма предложила российской фирме заключить подрядный контракт на строительство завода «под ключ» и поставку технологического оборудования на условиях кредита. Однако российская фирма, находящаяся в условиях ограниченных финансовых ресурсов, предложила рассмотреть один из вариантов осуществления встречных операций путем компенсации поставками пластмассовых труб в соответствии с техническими требованиями французской фирмы или организовать лизинговую операцию с обеспечением лизинговых платежей в течение срока лизинга от реализации пластмассовых труб на российском рынке.
 французская фирма предложила по каждому методу торговли подготовить конкретные предложения для проведения сравнительных переговоров с обоснованием цен, сроков, объема гарантий, технико-экономических показателей, финансовых результатов, проспектов дальнейшего сотрудничества и возможного использования других методов ведения коммерческой деятельности.
 Таким образом, анализ различных методов ведения коммерческой деятельности необходим на самой ранней стадии взаимоотношений партнеров для выбора конкретного пути коммерческого взаимодействия. Этому и посвящен данный элемент.
 11.1. Международные встречные операции
 
 Встречная торговля в мировой торговле имеет очень большое значение. Как наиболее распространенный способ взаимоотношений партнеров она появилась еще в эпоху простого материального обмена. Денежное обращение, немного затормозив развитие встречной торговли, не помешало ей тем не менее достичь в современных условиях значительного товарооборота – 1/3 международных коммерческих сделок носит встречный, взаимосвязанный характер поставок товаров.
 Виды встречных сделок разнообразны, но все они применяются при ограниченных валютных возможностях прямых закупок товаров, необходимости осуществления гарантированных поставок, выходе на новые или труднодоступные рынки, упрощении финансовых взаиморасчетов, необходимости преодоления некоторых кризисных явлений в экономике (неплатежи, частичная или полная неконвертируемость национальной валюты, падение производства, снижение конкурентоспособности товаров).
 11.1.1. Бартерные операции
 
 Бартерные операции являются наиболее простой разновидностью встречной торговли. Они представляют собой безвалютный товарообмен разнородных товаров без использования финансового механизма взаимных расчетов.
 Коммерсантам важно знать, что главной особенностью бартерной операции является то, что товарообмен осуществляется на основе равенства стоимостей обмениваемых товаров по мировым ценам, т. е. необходимо не только равенство стоимостей товаров от каждого партнера, но и единообразие оценки стоимостей товаров в единой валюте, на базе мировых цен и с учетом базисных условий поставки товаров.
 Так, если по контракту на поставку российских товаров (минеральных удобрений и др.) на условиях CIF Гамбург предусматривается встречная поставка немецких продовольственных товаров (сыр, масло и др.) на условиях CIP Москва, то в цены каждой поставки вносятся поправки, учитывающие разницу в расходах (на страхование, фрахт, транспортировку) при исполнении данных условий поставки (см. приведение цен в подразделе 6.3.3).
 Общая сумма бартерного контракта определяется сторонами в одной валюте после внесения поправок, приведенных с учетом базисных условий поставок. Количественные объемы поставок товаров с каждой стороны корректируются так, чтобы общая стоимость поставок с каждой стороны была одинакова.
 
 
 См.: 6.3.3
 
 Таможенные сборы, пошлины, налоги, акцизы каждая из сторон контракта уплачивает в своей стране самостоятельно, без взаиморасчетов.
 Порядок предъявления претензий по качеству, количеству, срокам поставки, а также подсчета убытков и штрафных санкций при исполнении бартерного контракта не отличается от контракта купли-продажи.
 Учитывая коммерческую практику исполнения бартерных контрактов, особенно в российских условиях, необходимо принять следующие меры:
 • если поставщик встречной товарной партии отказывается первым произвести поставку, то следует в текст контракта включить его обязательство предоставить банковскую гарантию должного исполнения обязательств на сумму как минимум 10–15% стоимости поставляемого товара;
 • в текст контракта включить оговорку: «в случае взаимных претензий по возмещению убытков, которые стороны не смогут удовлетворить изменением количества поставленных товаров, стороны возмещают их соответствующим изменением стоимости в валюте цены контракта»;
 • если поставщик мало известен на рынке и нет уверенности в качестве его товара, он не хочет сделать первым поставку, отказывается предоставить банковскую гарантию должного исполнения обязательств, то лучше от него отказаться, не подписывать контракт, а переговоры провести с другим поставщиком.
 Нередко бартерные контракты заключаются как разовые пробные поставки на рынок, для определения спроса, каналов сбыта, смягчения остроты в нехватке валютных ресурсов. Бартер необходим в случае кризисных явлений в экономике, временных сбоев расчетно-финансовых механизмов. Именно поэтому бартерные операций в экономике России последних лет приняли масштабный характер. По мере устранения кризисных явлений в платежной системе, в обеспечении производства сырьем и материалами, в снабжении населения товарами бартерные операции перестанут играть значительную роль.
 Практика международных бартерных операций в Российской Федерации претерпела существенные изменения, приобрела цивилизованный характер, перестала быть каналом нелегального перевода валюты.
 С 1 ноября 1996 г. в Российской Федерации введен порядок составления и государственной регистрации паспорта бартерной сделки, предусматривающий ответственность российской стороны за своевременный ввоз товаров на сумму, эквивалентную сумме вывезенных товаров, или зачисление на счета уполномоченных банков валютной выручки от суммы вывезенных товаров. При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объема поставок и обоснованности выбора цен с учетом уровня цен мирового рынка.
 11.1.2. Встречные закупки
 
 Встречные закупки как метод ведения встречной торговли позволяет партнерам достаточно гибко выполнять свои обязательства с учетом полной или частичной оплаты товаров в денежной или товарной форме, зачета финансовых требований без перевода валютных средств, достижения сбалансированности взаимопоставок.
 Встречные поставки оформляются либо одним контрактом, в котором оговариваются условия встречной закупки товаров, либо двумя контрактами: основным и дополнительным (встречным), каждый из которых определяет условия основной и встречной поставки.
 Три варианта встречных закупок
 В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.
 Первый вариант предполагает, что обязательство встречной закупки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость товаров против документов, подтверждающих поставку, а экспортер принимает на себя обязательство купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.
 Импортер для защиты своих интересов определяет перечень товаров встречной поставки, их основные характеристики, цены или способы их определения.
 В качестве финансового обеспечения встречных закупок импортер требует предоставления экспортером в комплекте платежных документов также и банковской гарантии должного исполнения обязательств по встречным поставкам.
 В этом варианте стороны заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.
 Второй вариант встречных закупок предусматривает подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) - встречными поставками товара.
 На сумму встречных поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен.
 В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере – 30%) деньгами.
 Третий вариант встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину – встречной поставкой товаров. Но он осуществляет встречную поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки.
 Такие встречные закупки называются авансовыми или предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки.
 Контракты на основную поставку и на предварительную поставку связаны между собой таким образом, что окончание исполнения обязательств по встречной авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основной поставке.
 Экспортер защищает свои интересы включением в основной контракт обязанности импортера предоставить финансовые гарантии выполнения встречных поставок (банковские гарантии, резервные аккредитивы).
 Импортер защищает свои интересы тем, что авансовые поставки товаров по дополнительному контракту осуществляются только против банковской гарантии должного исполнения обязательств на всю сумму авансовых поставок.
 Международная практика ведения встречных закупок предполагает возможность участия различных посредников в исполнении встречных обязательств путем заключения с ними посреднических соглашений и выплаты им соответствующих вознаграждений*.
 
 
 * Подробнее см. элемент № 7
 
 11.1.3. Выкуп техники, бывшей в употреблении
 
 Выкуп техники, бывшей в употреблении, является эффективным коммерческим приемом ведения встречных операций, поскольку для экспортера – это возможность продать более совершенную, более дорогую продукцию, а для импортера – возможность не только освободиться от морально устаревшей техники, но и продать ее по остаточной стоимости, т. е. учесть ее в стоимости новой приобретаемой техники.
 Стоимость выкупленной техники засчитывается в платеж за новую и составляет в зависимости от состояния, модели, года изготовления и других условий примерно 10–20% стоимости новой.
 Наиболее широко этот коммерческий прием применяется при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной техники, авиалайнеров, морских судов, сельскохозяйственных машин, стандартного металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования.
 Российские предприниматели начали применять такой метод торговли на внутреннем рынке для легковых автомобилей и компьютерной техники.
 Главная особенность выкупной операции и трудность в ее реализации заключается в том, что экспортеру необходимо произвести реновацию выкупленной техники, включающую производственные операции по проведению диагностики, замене быстроизнашивающихся деталей, перекраске. Только после этого экспортер вновь может продать выкупленную технику, совершив операцию повторной продажи (second hand).
 
 
 * См.: 9.4.2-9.4.6
 
 Конечно, повторная продажа обновленной техники рассчитана на покупателей с более низкими потребительскими требованиями, но и она приносит прибыль экспортеру. В этом случае экспортер прибегает, как правило, к помощи посредников, заключая с ними соглашения на условиях комиссии, дистрибуции и др.*
 Коммерсантам важно знать, что выкуп устаревшей техники – это современный метод ведения коммерческой деятельности, хотя и известен давно. Он является мощным фактором продвижения на рынок новых моделей, марок, товаров в условиях жесткой конкуренции. Этим пользуются многие известные компании – Rank-Xerox, Canon, Volvo, General Motors, Lokhid, Boeing.
 
 Так, компания Boeing, выкупив устаревшие модели самолетов у авиакомпании Singapour Airlines, поставила ей крупную партию новых самолетов «Боинг-747», основательно закрепившись на рынке.
 11.1.4. Операции с давальческим сырьем
 
 Операции с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом и представляют собой вид встречной торговли, характеризующийся переработкой предоставленного сырья, эквивалентным объемом товаров и оформлением поставок готовой продукции контрактным способом.
 Толлинг применяется, например, при пошиве готового платья из материала заказчика, в производстве товаров широкого потребления, электронной и алюминиевой промышленности, металлообработке, при получении нефтепродуктов из сырой нефти.
 Целесообразность осуществления операций по переработке предоставленного (давальческого) сырья может возникнуть как в рамках одного государства (внутренний толлинг), так и в случае осуществления переработки предоставленного сырья за границей (внешний толлинг).
 Экономическое содержание операции с давальческим сырьем состоит в том, что владелец сырья, не располагая мощностями по его переработке, предоставляет его перерабатывающему предприятию в объеме, необходимом для обеспечения производства заданного количества готовой продукции, покрытия переработчику затрат, связанных с переработкой, а также для обеспечения нормы прибыли перерабатывающему предприятию.
 Сторонами контракта выступают, с одной стороны, владелец, поставщик сырья и покупатель переработанной продукции, а с другой стороны – перерабатывающее предприятие. Предметом контракта является осуществление переработки сырья в готовую продукцию по согласованным технико-экономическим нормам, условиям, показателям.
 В развитие и дополнение контракта стороны, находящиеся на одной территории (например, российские поставщик и переработчик), заключают между собой договор, детализирующий все условия и особенности поставки давальческого сырья.
 Коммерсантам важно знать, что стоимость предоставляемого сырья и покупаемой готовой продукции при реализации международного контракта определяется на базе мировых цен, а при внутрироссийских операциях – по оптовым ценам.
 Таможенный режим, который применяется к международным сделкам по толлингу, называется переработкой под таможенным контролем. Он предусматривает освобождение сторон сделки от мер экономического воздействия государства, уплаты вывозных пошлин, если во время производственного процесса переработки таможенный контроль подтвердит, что продукция, подлежащая вывозу, изготовлена именно из определенного в контракте давальческого сырья и в соответствии с установленными и согласованными нормами выхода готовой продукции из данного сырья.
 Особенностью исполнения контрактных обязательств по толлингу является то, что выплата штрафных санкций и возмещение убытков предусматриваются в основном в товарной, а не в денежной форме.
 Если поставщик сырья виновен в опоздании поставки или в поставке сырья ненадлежащего качества, то он по требованию переработчика обязан поставить дополнительное количество сырья, стоимость которого покроет суммы штрафов или возмещение убытков.
 В России операции с давальческим сырьем применяются сравнительно недавно. В условиях экономического кризиса, нехватки оборотных средств у предприятий, добывающих сырье, и отсутствия финансирования у перерабатывающих предприятий применение толлинга дало возможность текстильным предприятиям Москвы и Саратова выполнить крупные американские заказы – пошить и экспортировать большую партию женских костюмов и мужских пальто из давальческой ткани и фурнитуры, а Саянскому алюминиевому заводу – перерабатывать предоставленное сырье и поставлять на экспорт готовую алюминиевую продукцию.
 11.1.5. Простые компенсационные операции
 
 Простые компенсационные операции представляют собой метод ведения встречной торговли, когда экспортер поставляет производственное оборудование на условиях коммерческих кредитов, а импортер после его установки и пуска в эксплуатацию погашает, компенсирует его стоимость и стоимость кредита поставками продукции, изготовленной на этом оборудовании.
 Импортеру в компенсационной сделке ее реализация позволяет расплачиваться поставками продукции в зависимости от работы установленного оборудования, т. е. постепенно, как с рассрочкой платежа. При этом он, получив современное оборудование, может создать новое производство или реконструировать, восстановить свое производство на базе современной техники.
 Этот момент особенно важен при кризисных явлениях в экономике. В частности, для России такой способ восстановления производственных мощностей особенно выгоден, чем заимствования от международных фондов.
 Целью простых компенсационных операций может быть создание новых производств, новой продукции или насыщение современным оборудованием и технологией энергоемких отраслей промышленности, нуждающихся в реконструкции (целлюлозно-бумажная, металлургическая, нефтехимическая отрасли, производство минеральных удобрений, конверсионное производство).
 Отличительной особенностью простой компенсационной операции является необходимость проведения тщательной подготовительной работы.
 Вначале подготавливается проект реконструкции с определением перечня необходимого импортного и отечественного оборудования, с учетом имеющейся инфраструктуры производства.
 Проект реконструкции представляется в банк, который способен гарантировать исполнение компенсационных обязательств.
 После этого рассылаются запросы возможным поставщикам оборудования, анализируются их предложения и детально разрабатывается проект компенсационного соглашения.

<< Пред.           стр. 14 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу