<< Пред.           стр. 15 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 * См.: 10.8
 
 В соглашении предусматривается обязательство иностранного экспортера не только поставить требуемое оборудование, но и передать сопутствующие лицензии на использование изобретений и ноу-хау* с выделением их стоимости в общей сумме, а также произвести шефмонтаж оборудования, пуск в эксплуатацию и обучение персонала.
 Наибольшую трудность в компенсационном соглашении представляют определение и фиксация цен на компенсирующую продукцию.
 Два способа определения цены
 Существуют два основных способа определения цены:
 1) определить цены на базе мировых, действующих на дату подписания соглашения, и не изменять их до полной компенсации; 2) определить, что поставки компенсирующей продукции будут осуществляться каждый раз по текущим ценам, в соответствии с конъюнктурой.
 При первом способе коммерческие риски при резком уменьшении или увеличении цен на компенсирующую продукцию несет соответственно покупатель или продавец оборудования, но зато сторонам легко заранее определить срок компенсации. При втором – неизбежно многократное согласование цен и затруднено определение срока окончания компенсации.
 В международной практике простые компенсационные соглашения заключаются на суммы, не превышающие 20 млн. дол., и на срок не более 3 лет. При этом цены на компенсирующую продукцию устанавливаются твердыми и фиксируются ежегодно.
 11.1.6. Сложные компенсационные соглашения
 
 Сложные компенсационные соглашения, которые иначе называют глобальными или генеральными, представляют собой вид долгосрочных (5–10 лет) компенсационных операций крупномасштабного характера (100 млн. дол. и более).
 В таких соглашениях экспортер оборудования не только не заинтересован сам использовать компенсирующую продукцию в таких больших объемах, но и чаще всего отказывается от нее в пользу третьей стороны, которая по мере реализации продукции компенсирует экспортеру стоимость оборудования и кредита.
 Отличительной особенностью сложного компенсационного соглашения является то, что оно носит рамочный, трехсторонний характер. Во исполнение его заключаются контракты на поставку конкретного оборудования и на поставку компенсирующей продукции третьей стороне, обладающей рынком сбыта, а между экспортером оборудования и третьей стороной заключается договор об условиях погашения суммы оборудования и стоимости кредита по мере реализации компенсирующей продукции.
 Сложность такой компенсационной сделки заключается и в подборе партнеров этой сделки, и в их взаимодействии. Особое внимание уделяется выбору третьей стороны, которая реализует компенсирующую продукцию.
 Так, итальянская химическая компания ENI, обладая разветвленной дилерской сетью, смогла в течение 5 лет успешно продавать суперфосфатную кислоту в гранулах, являющуюся компенсирующей продукцией с Горловского химического завода, чем обеспечила компенсацию американской компании стоимости поставленного на завод оборудования для производства и упаковки суперфосфорной кислоты и стоимости пятилетнего кредита.
 При подготовке и реализации сложного компенсационного соглашения следует обратиться к международной практике, которая рекомендует прорабатывать сделку и выбирать партнеров на условиях международных торгов, организуя тендерные комитеты*.
 
 
 Подробнее см.: 10.3.2
 11.2. Кооперация при сбыте товаров
 
 Конкуренция современных производителей товаров в различных странах существенно обостряет проблему сбыта как внутри стран, так и особенно в международной торговле.
 С целью повышения своей конкурентоспособности производители и продавцы объединяют свои усилия в сфере реализации товаров. Они создают совместные сбытовые структуры, используют сбытовые сети друг друга, проводят совместные рекламные кампании.
 Кооперация по сбыту представляет собой сотрудничество независимых производителей и оптовых продавцов при реализации товаров, осуществляемое с целью продвижения на рынок и повышения конкурентоспособности их товаров.
 Кооперация по сбыту, которая относится только к сфере реализации товаров, называется сбытовой, а если и к производству – производственно-сбытовой. В зависимости от состава кооперирующихся сторон кооперация может иметь национальный или международный характер.
 11.2.1. Организация сбытовых структур
 
 Стратегической целью сбытовой кооперации является расширение объемов сбыта при снижении издержек обращения на единицу стоимости продукции.
 Такая цель заставляет независимых производителей искать соответствующие способы ее реализации.
 Три способа организации сбытовых структур
 Первый способ организации сбытовых структур – создание совместной сбытовой структуры для концентрации в одном месте широкой гаммы товаров разных производителей и оптовиков с целью удовлетворения потребностей покупателей разного уровня платежеспособности.
 Второй способ предполагает создание совместной сбытовой структуры для концентрации продаж однородных товаров различных поставщиков с целью снижения издержек обращения на единицу стоимости товара каждого поставщика.
 При этом расходы на маркетинговые исследования, рекламные мероприятия, использование складского хозяйства, административные расходы соотносятся с общим объемом товарооборота созданной сбытовой структуры и в процентном отношении к стоимостной единице реализованного товара гораздо ниже, чем если бы каждый из производителей нес эти расходы самостоятельно.
 Третий способ сбытовой кооперации заключается в том, что каждый поставщик имеет в сбытовой компании свой отдел и в зависимости от использования возмещает расходы за аренду помещения, сервисное обслуживание, рекламу, складирование, административно-хозяйственные расходы. Этот способ наиболее целесообразен, если поставщик занимается и предпродажной доработкой товара и его гарантийным обслуживанием.
 Взаимное использование сбытовых структур кооперирующиеся производители применяют для согласованного дополнения номенклатуры товаров. Такая сбытовая кооперация эффективна в том случае, когда каждым производится ограниченная гамма товаров.
 Например, взаимное использование сбытовых сетей применяется при продаже дорожно-строительной или сельскохозяйственной техники, когда требуется широкая гамма дополняющих друг друга машин и механизмов, производство которых непосильно одному производителю.
 Одной из распространенных форм сбытовой кооперации является соглашение картельного типа, обязывающее кооперирующихся участников соблюдать совместно установленные условия сбыта: квоты сбыта на определенных региональных рынках, минимальные цены реализации аналогичной продукции, условия предоставления коммерческих кредитов. Такие соглашения касаются в основном сырьевых товаров, топливно-энергетических ресурсов, сельскохозяйственной продукции.
 11.2.2. Производственно-сбытовая кооперация
 
 Целями производственно-сбытовой кооперации являются совместная разработка новых видов продукции, специализация кооперирующихся сторон на производстве узлов и деталей изделий и совместный их сбыт.
 Наибольшее развитие производственно-сбытовая кооперация получила в различных отраслях машиностроения, в автомобильной, авиационной промышленности.
 Кооперирующиеся стороны заключают соглашение о производственной и сбытовой кооперации, в котором определяют и четко разграничивают права и обязанности сторон, порядок взаимодействия и ответственность.
 В развитие и дополнение соглашения стороны подписывают конкретные контракты и договора на взаимную поставку комплектующих узлов и деталей с приложением позиционных цен и сроками поставок.
 Из международной практики производственно-сбытовой кооперации следует ряд рекомендаций, которые целесообразно учитывать при подготовке соглашения и контрактов.
 При использовании сбытовой сети одного из партнеров предпочтение отдается той стороне, которая разместила производство и сборку готовой продукции в стране сбыта, поскольку импорт комплектующих узлов и деталей облагается гораздо более низкими пошлинами, чем импорт готовых изделий.
 Если выпуск кооперируемой продукции ориентирован на экспорт в третьи страны, то при прочих равных условиях окончательную сборку готовой продукции организуют в стране с наиболее дешевой рабочей силой.
 В выборе способа взаиморасчетов применяют наиболее надежные способы платежей – безотзывные документарные револьверные аккредитивы и банковские гарантии должного исполнения обязательств. В качестве валюты платежа чаще всего используется ЭКЮ и применяется валютная оговорка. Для определения цен взаимно поставляемых товаров применяются скользящие цены или цены с последующей фиксацией*.
 
 
 Подробнее см.: 6.3.3;
 6.3.5
 
 Организационно-подготовительная работа должна включать следующие необходимые мероприятия:
 • разработку графика снабжения кооперируемого производства материалами, узлами, деталями;
 • составление плана проведения совместной рекламы на выбранных рынках сбыта;
 • согласование уровня цен реализации как в случае создания совместных сбытовых структур, так и при взаимном использовании сбытовых структур, каждой стороны;
 • определение пунктов и объема технического обслуживания кооперируемой продукции.
 Если наряду с совместным сбытом каждая из сторон оставляет за собой право самостоятельно реализовать готовую кооперированную продукцию, то стороны соглашения договариваются о разделе рынков сбыта, согласовывая тем не менее уровень цен, объемы реализации и другие коммерческие условия, исключающие возможность прямой конкуренции участников соглашения о производственно-сбытовой кооперации.
 11.2.3. Производственно-сбытовая кооперация консорциумов
 
 Консорциумы являются союзами юридических и хозяйственно самостоятельных компаний, создаваемых для производственно-сбытового кооперирования с целью получения крупных заказов на исполнение подрядных услуг.
 Например, кооперированное производство и сбыт широкофюзеляжных самолетов серии А-300 осуществляет специально созданный для этого европейский консорциум фирм, компаний, банков Airbus Industry.
 В состав консорциума входят инжиниринговые компании, фирмы-производители, сбытовые структуры, страховые компании, банки.
 Возможности консорциума в организации производственно-сбытового сотрудничества зачастую охватывают и проведение научно-исследовательских работ по созданию новых, дорогостоящих и сложных видов оборудования, товаров, моделей для последующего кооперирования их производства и сбыта с целью масштабного завоевания рынка.
 Инициатором создания консорциума может быть любая фирма, которая стремится в кооперации с другими поставщиками быть конкурентоспособной на рынке товара или при исполнении подрядных работ.
 Инициатор отбирает и приглашает будущих участников консорциального соглашения для определения их прав, обязанностей и ответственности при его реализации.
 Среди участников соглашения выбирается лидер консорциума, который обычно является основным производителем или поставщиком оборудования или исполнителем работ и имеет достаточный опыт и связи для координации работы участников.
 Для участия в консорциуме предпочтение отдается тем компаниям, которые предложат самые низкие цены комплектующих для кооперированного производства, эффективную систему сбыта, привлекательные кредитные условия, банковские гарантии и др.
 Отличительной особенностью консорциального соглашения является то, что каждый член консорциума принимает на себя обязательство нести солидарную ответственность по обязательствам других членов, связанных с исполнением соглашения и контрактов, его дополняющих.
 Это означает, что претензии по поставкам, срокам и объему работ могут быть предъявлены как лидеру, так и любому члену консорциума.
 Однако в консорциальных соглашениях устанавливаются предел ответственности каждого участника и общая солидарная ответственность.
 Так, если предел ответственности каждого члена консорциума установлен в размере, например, не более 8% его доли обязательств, то претензии в размере 12% доли виновного участника покрываются за его счет в размере установленного предела 8%, а остальные 4% делятся между всеми членами консорциума пропорционально их долям в общей сумме обязательств.
 11.2.4. Франчайзинг товаров и услуг
 
 Франчайзинг является одним из действенных способов кооперации по сбыту товаров и услуг достаточно известной фирмы (франчайзера) через специально созданную при ее участии сбытовую компанию (франчайзи) благодаря предоставленному франчайзером праву использовать его товарный знак и ноу-хау.
 В международной практике взаимоотношения франчайзера и франчайзи регулируются договорами, близкими в отношении предмета, прав и обязанностей сторон к лицензионным соглашениям*, а в отношении коммерческих условий взаимодействия – к соглашениям с посредниками**.
 
  *См.: 6.6
  ** См.: 9.4
 
 В российской практике Франчайзинг стал применяться сравнительно недавно, однако в ГК РФ уже введена гл. 54 «Коммерческая концессия», регулирующая взаимоотношения сторон при передаче прав на использование товарного знака, фирменного наименования, знаков обслуживания, ноу-хау и других нематериальных активов, в случае, если они используются в коммерческих целях с получением дохода.
 Наибольшее применение франчайзинг находит в сфере услуг: индустрия туризма, сервис бытовой техники, система быстрого питания, прачечные, авторемонт.
 Так, всемирно известный производитель копировальной техники компания Xerox, имея надежную репутацию, создает в различных странах, в том числе и в России, разветвленную сеть сбытовых предприятий для совместного продвижения на рынок разнообразных и высококачественных услуг по копированию любых рукописных, печатных материалов.
 С этой целью она подбирает национальных партнеров, требуя от них строгого исполнения уже отлаженной технологии предоставления услуг. Обычно это малые и средние предприятия (франчайзи) – исполнители франчайзинга.
 Франчайзер Xerox финансирует приобретение или аренду выбранных франчайзи помещений, поставку комплекта оборудования, расходных материалов, обучает персонал, передает франчайзи за вознаграждение права использования фирменного наименования и контролирует надлежащее их использование.
 Договор коммерческой концессии – франчайзинг должен быть зарегистрирован в Роспатенте, что подтверждает переуступку прав на использование товарного знака и имеет важное значение в случае возникновения споров сторон при ограничении прав его использования.
 Вознаграждение за право использования деловой репутации и коммерческого опыта франчайзи выплачивает так же, как в случае лицензионного соглашения: единовременный платеж паушально, текущие отчисления роялти или комбинированный платеж*.
 
 
 * См.: 6.6.8
 
 Организуя в стране сбыт товаров и услуг под своим именем, франчайзер, с одной стороны, активно рекламирует свою фирму и обеспечивает сбытовое признание услуги или товара на данном рынке, а, с другой стороны, сильно рискует в случае недобросовестного использования своих обязательств со стороны франчайзи, нарушения прав использования, несоблюдения технологии и коммерческих приемов предоставления услуг.
 Поэтому франчайзер оставляет за собой право контролировать сбытовой процесс на всех его стадиях – от качества исходных материалов, квалификации персонала, финансирования затрат, выплаты вознаграждения до ограничения использования товарного знака по территории, срокам, объему предоставленных прав и передачи их третьим лицам.
 Франчайзинг товаров и услуг используют, кроме Xerox, другие, не менее известные фирмы – MacDonalds, Zinger, Coca-Cola, Ford, Hilton, фирменные наименования которых означают высокое качество товаров и услуг, высокую деловую репутацию и опыт.
 Коммерсантам важно знать, что известные фирмы проявляют осторожный коммерческий подход к продаже прав на использование своего товарного знака, фирменного наименования.
 • Для выхода на рынок они сначала совместно организуют сбыт на условиях дистрибуции, поставляя товары на основе посреднического соглашения без предоставления права посреднику использовать свое фирменное наименование. Поставки товара осуществляются против авансовых платежей и банковских гарантий.
 • Если сбытовая организация своей добросовестной работой заслуживает доверие известной фирмы, последняя предоставляет ей право работать под своим фирменным наименованием и начинает финансировать расширение объемов продаж, создавая консигнационные склады, предоставляя льготные товарные кредиты, обучая персонал, передавая ему коммерческий опыт и знания, участвуя в проведении рекламных кампаний в стране и за рубежом.
 Современный международный франчайзинг вторгается не только в сферу сбыта товаров и услуг, но и в производство.
 Так, General Motors, являясь партнером «АвтоВАЗа» по созданию совместного предприятия на территории РФ, предоставляет право использовать зарегистрированный и хорошо известный товарный знак «Опель» для производства легкового автомобиля модели «Опель-Астра» с передачей ноу-хау технологии изготовления и правом последующего сбыта под этим товарным знаком.
 11.3. Арендные и лизинговые операции
 
 В международной практике коммерческой деятельности аренда и финансовая аренда (лизинг) являются весьма перспективными видами предпринимательства, поскольку составляют серьезную конкуренцию коммерческим операциям купли-продажи в кредит.
 Аренда предполагает передачу арендодателем во временное пользование арендатору имущества за согласованную арендную плату на определенный срок с целью получения коммерческой выгоды.
 Арендная операция для арендатора удобна тем, что в отличие от покупки ему не нужно мобилизовать собственные или заемные средства для приобретения, например, оборудования, он может начать предпринимательскую деятельность с гораздо меньшим капиталом, выплачивая арендные платежи по мере реализации изготовленной продукции и получая при этом прибыль.
 Арендная операция удобна для арендодателя тем, что в отличие от продажи он, получая арендные платежи, остается собственником имущества и по истечении срока аренды может его вновь сдать или продать по остаточной стоимости.
 Номенклатура товаров, которые сдаются в аренду, очень широка: легковые и грузовые автомобили, самолеты, танкеры, контейнеры, дорожно-строительные механизмы, теле-, аудио-, видеотехника, компьютеры, средства связи, стандартное промышленное оборудование, технологические линии, склады, нефтяные и газовые скважины, причалы и даже предприятия, т. е. движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам, использование которого позволяет извлекать прибыль.
 Рейтинг, хайринг, лизинг
 В международной практике различают три вида аренды в зависимости от продолжительности:
 • краткосрочная аренда – рейтинг, продолжительность которой может составлять от нескольких часов, дней, месяцев до одного года;
 • среднесрочная аренда – хайринг, предполагающая сдачу в аренду на срок от 1 до 3 лет;
 • долгосрочная аренда - на срок более трех лет.
 11.3.1. Оперативная аренда
 
 Рейтинг и хайринг называют оперативной арендой, поскольку фактический срок аренды в этом случае ниже нормативного срока службы и объект аренды оперативно сдается несколько раз, чтобы арендными платежами от
 нескольких арендаторов погасить полностью первоначальную стоимость имущества.
 В оперативной аренде только две стороны – арендатор и арендодатель. Они взаимодействуют на основе договора*.
 
 
 См.: 6.6.2
 
 Арендодатель
 Арендодатель оперативной аренды несет риски, связанные с моральным устареванием объекта аренды и необходимостью производить реновацию после каждой очередной сдачи имущества. Поэтому ставки арендной платы сравнительно высокие, а при рейтинге – очень высокие.
 Арендатор
 Арендатор в оперативной аренде легко может отреагировать на моральное старение объекта аренды, воспользовавшись своим правом в одностороннем порядке с предварительным уведомлением расторгнуть договор аренды и выбрать новые, усовершенствованные вид, тип или модель. Эта ситуация объективна и актуальна для тех товаров, моральное старение которых в современных условиях происходит очень быстро (компьютерная техника, телекоммуникации, средства связи, копировальная техника, транспортные средства, диагностические приборы).
 Привлекательным для арендатора является также и то, что техническое обслуживание и ремонт осуществляет арендодатель оперативной аренды.
 Оперативная аренда удобна арендатору в самых различных оперативных, коммерческих ситуациях: в связи с исполнением поступившего заказа, при выполнении сезонных работ и даже для предварительной эксплуатационной проверки технико-экономических показателей оборудования с целью дальнейшей его покупки.
 11.3.2. Финансовая аренда*
 
 
 См. также модуль «Управление финансами»
 
 Долгосрочную аренду (лизинг) называют финансовой арендой, поскольку в такой сделке участвуют три стороны, одна из которых – лизинговая компания – сначала финансирует покупку имущества, а затем передает ее во временное пользование.
 Стороны финансовой аренды взаимодействуют следующим образом.
 Сначала арендатор (лизингополучатель) самостоятельно выбирает объект аренды (например, комплект стоматологического оборудования с необходимыми ему характеристиками) и определяет поставщика этого оборудования.
 Затем он передает арендодателю (лизингодателю) заявку на выбранный объект аренды. В качестве лизингодателя выступает лизинговая компания, обычно учрежденная банковскими или другими финансовыми структурами.
 Лизинговая компания проводит переговоры и подготавливает контракт купли-продажи с поставщиком стоматологического оборудования с характеристиками, определенными арендатором.
 Контракт заключается после того, как лизинговая компания подпишет лизинговый договор* с лизингополучателем о предоставлении во временное пользование комплекта определенного сторонами стоматологического оборудования на срок, близкий к сроку его амортизации (например, 4 года), с правом выкупа этого оборудования по остаточной стоимости после истечения срока аренды. (Расчет лизинговых платежей см. в подразделе 6.6.8.)
 
 
 Подробнее см.: 6.6
 
 Затем поставщик согласно условиям контракта поставляет стоматологическое оборудование непосредственно в адрес лизингополучателя с целью его использования, хотя собственником оборудования остается лизинговая компания, так как она профинансировала покупку оборудования.
 Лизингополучатель начинает использовать стоматологическое оборудование, получает прибыль и в установленные в договоре сроки выплачивает согласованные лизинговые платежи. Если после окончания срока лизинга оборудование продолжает хорошо работать, при желании лизингополучатель имеет преимущественное право выкупить его по остаточной стоимости.
 По сравнению с оперативной арендой лизинг имеет следующие отличия:
 • срок финансовой аренды близок к сроку нормативной амортизации;
 • отсутствует право лизингополучателя на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке;
 • техническое обслуживание и ремонт осуществляет лизингополучатель;
 • имеется преимущественное право лизингополучателя.
 приобрести оборудование в собственность по истечении срока лизинга.
 Экономические мотивы применения лизинга по сравнению с закупкой по кредиту:
 • лизингополучатель быстро обновляет производство, применяя современное дорогостоящее оборудование, получает прибыль от его работы, избегая мобилизацию средств на покупку оборудования на условиях кредита;
 • лизингодатель, передавая оборудование (или другой объект) лизингополучателю во временное пользование, остается его собственником и в неблагоприятном случае всегда может его продать, в то время как деньги от неплатежеспособного заемщика получить гораздо труднее;
 • стороны имеют более гибкую форму оплаты, чем выплата долгов и процентов по кредиту, потому что ставки лизинговых платежей могут быть как фиксированными, так и гибко изменяемыми по взаимному согласию;
 • лизингополучатель не платит налог на имущество, так как оборудование не числится на его балансе;
 • лизингодатель имеет право применить ускоренную норму амортизации и учесть это в сумме поступающих арендных платежей;
 • лизингополучатель относит лизинговые платежи на себестоимость, снижая соответственно налогооблагаемую прибыль;
 • поставщик оборудования получает дополнительную возможность экспорта своей продукции и освоения нового рынка.
 11.3.3. Виды лизинга
 
 Международный лизинг имеет большое количество разновидностей.
 Обратный лизинг представляет собой лизинг, например, оборудования без его физического перемещения, когда собственник оборудования продает его лизинговой компании, а та обратно предоставляет теперь уже бывшему собственнику это оборудование на условиях финансовой аренды.
 В результате сделка взаимовыгодна, так как лизинговая компания получает лизинговые платежи, лизингополучатель может относить эти платежи на себестоимость, а выручкой от продажи оборудования пополнить основной и оборотный капитал.
 В случае обратного лизинга возможен сублизинг, но уже с физическим перемещением оборудования.
 Комплектный (пакетный) лизинг применяется при строительстве объектов «под ключ», когда лизинговая компания финансирует не только поставку оборудования в аренду, но и проектные, строительные, монтажные работы.
 Чистый лизинг не предусматривает обязательств лизинговой компании по техническому обслуживанию объекта аренды. Расходы по техобслуживанию несет лизингополучатель и они не включаются в лизинговые платежи.
 Лизинг с обслуживанием подразумевает обязанность лизингодателя проводить техническое обслуживание, ремонт, страхование и другие дополнительные расходы, которые включаются в лизинговые платежи.
 Выводы и заключения
 
 В элементе 11 изложены методы ведения коммерческой деятельности, применяемые в современной международной практике. Показанный спектр современных коммерческих методов и приемов включает как традиционные, устоявшиеся международные встречные коммерческие операции, так и производственно-сбытовую кооперацию, в организации и осуществлении которой остро нуждаются предприятия, действующие в условиях кризиса неплатежей, недостаточных финансовых ресурсов.
 Практически важным является анализ возможностей осуществления арендных и лизинговых операций для российских предпринимателей для обновления производственных фондов, получение современного оборудования на условиях лизинга. Этот коммерческий метод по сравнению с покупкой оборудования в кредит дает предпринимателю значительные преимущества именно в условиях кризисных экономических явлений, предоставляя возможность начать производство выбранного товара без мобилизации значительных ресурсов на покупку нового оборудования и расплачиваться за предоставленное оборудование результатами реализации произведенного на нем товара.
 Весьма актуальным представляется и изложенный метод коммерческой компенсации, известный в международной практике как франчайзинг. Этот прием практических действий дает возможность российскому предпринимателю начать собственное дело, использовав опыт, навыки и технологию бизнеса широко известной фирмы, ее репутацию, товарный знак, приемы работы.
 Таким образом, знание международных методов ведения коммерческой деятельности необходимо для коммерческой работы в условиях рыночной экономики страны и при осуществлении международных операций.
 Контрольные вопросы
 
 1. Чем вызвано развитие современной встречной торговли?
 2. Что является содержанием паспорта бартерной сделки, для чего он нужен?
 3. Определите коммерческий интерес стороны, выкупающей бывшую в употреблении технику.
 4. Имеет ли отношение толлинг к проблеме занятости? Что является предметом толлинга?
 5. Чем отличается операция с давальческим сырьем от простой компенсационной операции?
 6. Каково содержание картельного соглашения?
 7. Какой способ ответственности применяется к участникам консорциального соглашения?
 8. В чем отличие сбытовой кооперации от производственно-сбытовой?
 9. Представьте, что Вы представитель известной компании «Тефаль», которая стремится выйти на рынок России. Что в этом случае будет для Вас означать осторожный подход при передаче прав пользования товарным знаком фирмы? Какие коммерческие действия Вы будете рекомендовать фирме?
 10. Определите основное отличие между оперативной и финансовой арендой с позиции арендодателя.
 11. Сравните финансовую аренду и покупку в кредит, с точки зрения арендатора.
 12. Чем удобен арендатору лизинг с обслуживанием?
 13. С какой целью применяется обратный лизинг?
 14. Сформулируйте перспективы развития лизинга в России.
 Итоговая конкретная ситуация
 
 Перестройку главный технолог ГНПЦ «Звезда-Стрела» Виктор Банников встретил, как и все оборонщики, восторженно. Оборонной промышленности разрешили заниматься гражданской продукцией, и все свято верили, что, используя наши уникальные военные технологии и огромные производственные мощности, мы вскоре завалим Запад высокотехнологичной продукцией. Если и «завалили», то в лучшем случае титановыми лопатами. Завод «Звезда-Стрела», делающий уникальные авиационные ракеты, наладил производство гладильных машин «Калинка». Когда это «чудо» в начале перестройки демонстрировали иностранцам, приезжавшим на завод в поисках российских высоких технологий, один заокеанский гость сказал: «Я хорошо представляю жизнь стандартного американца. Не могу припомнить, чтобы в ней встречалась гладильная машина. Мы давно используем немнущиеся ткани». Швед был менее дипломатичным: «Я подобную штуку купил лет сорок назад. Это самое бесполезное приобретение за всю мою жизнь». До сих пор несколько корпусов завода завалено «Калинками».
 «Эта история послужила нам первым уроком, - рассказывает Виктор Банников. - Сначала изучи потребности рынка, а потом производи товар». Военное производство сворачивалось на глазах, и 7 инженеров-технологов решили создать свое малое предприятие. В этом им помог гендиректор «Звезды-Стрелы» Сергей Яковлев. Название «Метал - Парк» говорило само за себя: производить собирались то, что умели делать лучше всего, - изделия из металла, причем любые, но с единственным условием - конечная продукция должна экспортироваться.
 «Первый наш иностранный партнер, швед, был таким же дилетантом. Правда, поняли мы это гораздо позже, - вспоминает Виктор Банников, бессменный президент «Метал -Парка». - Как и многие иностранцы, приехавшие сюда без цента в кармане, он надеялся сделать бизнес на российской дешевизне». Раз в квартал швед прилетал с сумкой, набитой железками, и выкладывал их на стол: «Вот это сможете сделать?» «Для нас это смешно, мы тут ракеты делали!» -бодро отвечали оружейники. «Метал-Парк» разрабатывал технологию, штамповочную оснастку и размещал заказ на «Стреле» или на других оборонных заводах. А конечный продукт экспортировался в Швецию. Делали все - от стальных закладных деталей для бетонных изделий до латунных карабинчиков.
 По убеждению шведского коммерсанта, вся дешевая продукция производится в Юго-Восточной Азии, но оттуда ее далеко везти. И если россияне смогут сделать то же самое на полкопейки дешевле, покупать будет выгоднее в России. «Мы спорили, показывали расчеты себестоимости, накладные расходы, - вспоминает Банников. - Ругань стояла неимоверная. Наш партнер переходил с английского на шведский и кричал, что мы в бизнесе ничего не понимаем. Мы в ответ кричали по-русски, что он приехал в Россию, чтобы на нас нажиться. Это было семь лет назад. Мы научились понимать, что наши проблемы их не волнуют».
 Копеечный бизнес потихоньку умирал. После анализа ситуации было решено сосредоточиться только на самой сильной стороне фирмы, сформулировав второе правило - заниматься только высокотехнологичным производством. И компания остановила свой выбор на выпуске изделий из титана. Недоступный для производства гражданских товаров в период холодной войны, легкий и прочный «ракетный» металл как раз в это время стремительно входил в моду.
 Надо сказать, что обработка титана сильно отличается от обработки более распространенных металлов. Требующий специальных твердосплавных режущих инструментов и абразивных материалов, он к тому же льется и сваривается только в полном вакууме. Зато у этого материала много преимуществ.
 К началу 90-х годов в России были самые большие в мире запасы титанового сырья, дефицита не предвиделось. В стране осуществлялся полный цикл переработки - от добычи и получения титановой губки до высокоточного титанового литья и последующей обработки. У нас были обученные кадры. «Метал-Парку» оставалось лишь найти продукт, с которым можно было выйти на рынок.
 Компания попыталась, было, делать титановые эндопротезы для итальянцев. Но те потребовали произвести полную сертификацию производства - от получения металла до выпуска конечной продукции. Это стоило огромных денег, которых у «Метал-Парка» не было. Позже поступило предложение делать титановый такелаж для яхт. Легкий, прочный и очень дорогой, он давал существенные преимущества тем яхтсменам, которые могли позволить себе такую покупку. Но как только новое производство пошло в гору, американская ассоциация яхтсменов запретила использовать титановый такелаж в профессиональных соревнованиях, чтобы уравнять шансы спортсменов. Перспективный бизнес был убит.
 Новую идею бывшим ракетчикам подкинул южнокорейский бизнесмен. Он впервые привез «Метал-Парку» клюшки для гольфа, стальную и деревянную, - и заказал титановую. Заодно бизнесмен рассказал, что гольф чрезвычайно популярен на Западе, число игроков растет стремительно, а мировой объем продаж клюшек в 1992 г. составил 1,5 млрд. дол. В этой индустрии постоянно идет поиск новых материалов. Как раз в тот момент начинали пробовать титан. Прочный, красивый, а главное - престижный. Все-таки ракетные технологии, космос...
 Первый образец российские инженеры просто выфрезеровали из куска титана. Кореец остался доволен и дал «Метал-Парку» первый пробный заказ. "Сегодня смешно вспоминать те дилетантские клюшки шестилетней давности, - улыбается Виктор Банников. - Мы совершенно не знали требований гольф-индустрии к дизайну, к обработке. Мы сделали титановую колотушку». Но кореец их покупал и уже дома доводил до кондиции. Но на этих маленьких заказах ракетчики научились делать настоящие клюшки, стали, по их словам, «потихоньку понимать продукт». Но самое главное, они оценили реальный размах индустрии. И хотя южнокорейский покупатель почти не давал партнерам информацию о рынке, «Метан-Парк» почувствовал, что этим бизнесом стоит заняться по-настоящему. Ведь первая партия была всего в пятьсот штук, а через два года клюшки отгружали уже тысячами.
 В 1993 г. российские инженеры случайно увидели в «Известиях» объявление «Мюнхен, международная выставка "Гольф' 93"» и решили показать свой товар за границей сами, без навязчивого корейца. Первой попробовать вести бизнес с русскими решилась американская корпорация Golfsmith. А уже через год титановые головки от «Метал-Парка» украсили обложку годового каталога ведущего поставщика товаров для гольфа. Шефство над русскими взял вице-президент Golfsmith Том Уиншоу. «За два года общения с американцами мы поняли, как надо жить в международной индустрии. Для этого недостаточно знать английский язык и каноны ведения бизнеса. Надо понимать, что от тебя хотят, почему у тебя возникают проблемы и что надо сделать, чтобы эти проблемы больше не возникали», - вспоминает вице-президент «Метал-Парка» Владимир Максимов.
 Поскольку гольф в Америке крайне популярен, о русских клюшках стали много писать. Сначала просто, как об экзотическом явлении, но с ростом поставок тон стал уважительным. Клюшки действительно оказались уникальными. Но отнюдь не благодаря использованию российских военных технологий. Начав серьезное производство, «Метан-Парк» столкнулся с тем, что хваленое оборудование оборонных предприятий оказалось вовсе не приспособленным для производства каких-то клюшек. Титановая литейная технология была абсолютно неэкономичной. Чтобы рационально загрузить арендованную литьевую печь, требовалось делать одновременно огромное количество заготовок. К тому же на авиационных заводах минимальная толщина стенки титановой отливки составляла 2 мм, а «Метал-Парку» требовалось вдвое меньше. Пришлось вместе с инженерами заводов, выполнявших заказ, разрабатывать специальные технологии производства. Так маленькие клюшки для гольфа не только спасали от простоя оборонные за-
 воды, но и повышали их технологический уровень. И сейчас, например, все титановое производство "Рыбинских моторов» загружено литьем заготовок клюшек для «Метал-Парка».
 Компания взяла в аренду, а затем выкупила обрабатывающие станки, простаивающие из-за отсутствия военных заказов. Но снова возникла проблема - инструмент не позволял обрабатывать металл по мировым стандартам. И «Метал-Парк» начал отказываться от отечественных военных технологий в пользу гражданских, более современных. Постепенно было закуплено американское ленточное шлифовальное оборудование, абразивный инструмент ЗМ. По специальному заказу в Америке были изготовлены первые в мире станки для нанесения надписей на титан. И сейчас «Метан-Парку» принадлежит наисовременнейшее предприятие с полным циклом производства.
 Новейшая разработка компании - клюшка - паттер, середина которой сделана из легкого титана, а края - из сверхтяжелого вольфрама, гасящего осевые вибрации. Для ее изготовления «Метал-Парк» впервые в мире применил вакуумную диффузионную пайку вольфрама с титаном. «Это и есть тот самый высокотехнологичный продукт, за который нас ценят в мире», - говорит Владимир Максимов.
 Так всего за шесть лет маленькая российская фирма стала одним из мировых производителей профессиональных головок для гольфовых клюшек класса high-end. Именно в этой сверхвысокотехнологичной нише «Метал-Парк» намерен оставаться дальше. «С нашими налогами, климатическими условиями и уровнем зарплаты Россия никогда не сможет конкурировать с Юго-Восточной Азией по производству ширпотреба. Мы всегда будем проигрывать им те самые полкопейки, - говорит Виктор Банников. - А высокотехнологичный продукт в мире могут делать единицы, и прибыль там соответствующая».
 Новые материалы в гольфе живут лет пять, а бурный рост продаж нового продукта приходится на первые год-полтора. Чтобы поддерживать спрос, индустрия должна постоянно предлагать игрокам что-то новое, а значит, пора начинать поиск замены титану. «Метал-Парк» уже больше года работает над новыми сверхлегкими высокопрочными материалами. Возможно, альтернативой титану станут композиты или авиационные алюминиевые сплавы, которые в свое время активно применялись в космической промышленности. Новый материал позволит сделать новый дизайн, на который «западут» игроки, и удержать рынок в своих руках.
 Нынешним летом в российском центре ракетно-космической промышленности - городе Королеве прошла небольшая выставка изделий местных промышленных предприятий. Маленькая российская фирма «Метал-Парк» демонстрировала набор титановых клюшек для гольфа. Народ недоуменно рассматривал диковинку, одна дама даже поинтересовалась: «Ей что, ковры выбивают?».
 В Америке за такие «выбивалки» выкладывают не по одной сотне долларов, а делают клюшки такого класса всего несколько компаний в мире. И одна из них находится в Подмосковье. Для западных корреспондентов, привыкших к тому, что из России экспортируется в основном сырье, появление нашего товара на рынке, чрезвычайно требовательном к качеству, дизайну и имиджу, в свое время стало сенсацией. Тем более что производство экипировки для гольфа - это серьезный бизнес с оборотом в несколько миллиардов долларов в год. Во всем мире насчитывается 75 млн. человек, увлекающихся гольфом, а это в два раза больше, чем любителей тенниса. И ряды игроков в гольф продолжают стремительно шириться.
 Рынок гольф-индустрии вполне сопоставим по емкости с рынком авиационных ракет. Несколько инженеров-технологов из Подмосковья поняли это пять лет назад. Теперь клюшками их фирмы играет сам президент США.
 Вопросы к итоговой конкретной ситуации
 
 1. Какую основную ошибку при становлении экспортного производства допустил ГНПЦ «Звезда-Стрела»?
 2. Какие этапы в организации экспортной торговли прошла фирма «Метал-Парк»?
 3. Объясните, почему фирма «Метал-Парк» меняла своих внешнеторговых посредников? Согласны ли Вы с подобной политикой фирмы?
 4. Как трансформировалась предпринимательская стратегия фирмы в ее работе на внешнем рынке? Какая внешнеэкономическая стратегия оказалась наиболее эффективной и почему?
 5. Составьте для этой фирмы типовой вариант экспортного контракта на продажу в США клюшек для гольфа (особое внимание обратите на такие его статьи, как цена, качество, условия платежа, транспортные условия и др.).
 6. Какие предпринимательские, психологические и культурные моменты вызвали непонимание позиций сторон при ведении переговоров российских бизнесменов с посредником из Швеции и Южной Кореи?
 7. Определите емкость мирового рынка клюшек для гольфа в 2000 г. (в стоимостном и физическом выражениях).
 8. Какими сильными конкурентными позициями обладала фирма в начале своей внешнеэкономической деятельности?
 9. Какую критику по организации и развитию внешнеэкономической деятельности Вы можете дать руководству завода?
 10. Изучив модуль, посвященный организации управления внешнеэкономическими операциями, постарайтесь сами оценить предприимчивость завода, мысленно поставив себя на место его руководства. Постарайтесь смоделировать содержание и последовательность коммерческих действий, которые помогли бы заводу занять более стабильное и перспективное положение на внешнем рынке.
 
 Выводы и заключение по модулю «Организация и управление внешнеэкономической деятельности»
 
 Эффективность внешнеэкономической деятельности во многом зависит от качества организации и управления на фирме, от условий и характера государственной системы контроля и содействия ее развитию.
 Специалист, занимающийся вопросами внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества, должен хорошо знать законодательные основы ведения коммерческих операций с зарубежными странами, понимать особенности политической, экономической, социальной и культурной среды иностранных государств, уметь отбирать наиболее перспективные рынки и добросовестных партнеров, владеть технологией осуществления международных торговых операций. Он обязан принимать квалифицированные решения в области внешнеэкономических связей, умело готовить и проводить торговые переговоры, заключать и реализовать международные контракты и соглашения по экспортным и импортным сделкам.
 Знакомство с содержанием модуля не может обеспечить абсолютный, стопроцентный успех Вашего внешнеэкономического бизнеса, однако позволит не только получить представление об основном круге вопросов, на которые Вы должны обратить особое внимание в своей внешнеэкономической деятельности, но и представить оптимальную логику действий, учесть возможные трудности и типичные ошибки коммерческих оперативных и стратегических решений на зарубежных рынках, что обеспечит более качественную подготовленность к выходу на внешние рынки и повышение уровня управления внешнеэкономической работой в целом.
 Изложенный в модуле материал основан на новейших теоретических разработках и современном опыте международных менеджмента и коммерческой деятельности, которые во многих отношениях опережают, к сожалению, еще достаточно примитивные методы работы российских фирм на внутреннем и внешних рынках. Однако это вовсе не отрыв от нашей действительности, а подготовка российских коммерсантов к самому ближайшему будущему, которое для одних уже наступает сегодня, для других – станет актуальным в ближайшие годы, поскольку благодаря развивающимся внешнеэкономическим связям неизбежна конвергенция с цивилизованными методами международной торговли. Этому способствуют и усиление государственного регулирования внешнеторговых связей в интересах всего общества, и создание новой нормативной базы, которая строится с максимально возможным учетом принципов международного торгового права и принятых в мировой торговле обычаев.
 Примеры и конкретные ситуации, приводимые в модуле, позволяют приблизить изложение материала к реалиям современной внешнеторговой работы и повысить степень усвоения материала, а также готовность отечественных предпринимателей к практическим шагам на пути становления и совершенствования международной коммерческой деятельности.
 Ответы на вопросы и задания
 
 Ответы и комментарии к элементу 2
 
 Комментарии к рассмотрению практической ситуации
 Рекомендуется отвечать на вопросы к предложенной ситуации после прочтения и изучения материала всего первого элемента.
 Ответы к упражнениям, заданиям, тесту
 1. Стратегии «старый товар - старый рынок», «старый товар - новый рынок», стратегия обороны, стратегия последователя, стратегия нишера, стратегия «муравья» (возможны варианты)
 4. Положительно, так как падение курса национальной валюты стимулирует товарный экспорт.
 5. Ответы к тесту:
 1.а
 2.б
 3.а, б, г, д, е
 4.д, е, ж
 5.а
 6.а
 7.б
 8.а
 Ответы и комментарии к элементу 3
 
 Комментарии к рассмотрению практической ситуации:
 1. Письмо ГТК РФ Л/о 01-42/19930 и ЦБ РФ No 242-Е от 23 сентября 1998 г.; Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 1998 г. № 1386-р.
 2. Нет.
 3. Пополнение валютных средств и поддержание курса рубля.
 5. С одной стороны, положительное, так как понижение курса рубля стимулирует экспорт нефти (снижает издержки). Но, с другой стороны, имеет и некоторое отрицательное влияние, если фирма «Промгазэс» собирается для реконструкции нефтяных предприятий импортировать оборудование из-за рубежа, поскольку падение курса рубля удорожает российский товарный импорт.
 Ответы к упражнениям, заданиям, тесту
 4. Ответы к тесту:
 1.б, в, г.
 2. в
 3.б
 4.б
 5.б, в, г, д
 6.а, б
 7. а
 8..а
  9.б
 10.а
 Ответы и комментарии к элементу 4
 
 Комментарии к рассмотрению практической ситуации
 1, 2. Исходя из крайне ограниченной информации Вы должны отобрать основные данные, позволяющие определить характер и дать прогноз развития мирового рынка лесопромышленных товаров. В случае необходимости Вы можете дополнительно использовать материалы БИКИ (Бюллетеня иностранной коммерческой информации) Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института за последний год, что позволит Вам получить более широкую базу для ответов на поставленные вопросы.
 Ответы к упражнениям, заданиям, тесту
 1. 1999 г.: товар А - около 200 дол., товар Б - около 170 дол.
 2. По товару Б.
 3. а) Емкость рынка бакалейных товаров - 18 480 000 дол.;
 б) доля рынка фирмы «У» - 20%;
 в) средний объем продаж фирм конкурентов - 4 928 000 дол.
  6. Ответы к тесту:
 1.б.
 2.а, б, в, г, е, ж.
 3.а.
 4.б.
 5.б.
 6.б, в, г, д, е.
 7.а.
 8.а, г.
 Ответы и комментарии к элементу 5
 
 1. Комментарии к конкретной ситуации «ВудКо Инкорпорейтед»
 В период подготовки к встрече и в ходе переговоров сторонами были допущены многочисленные кросскультурные ошибки и неточности. Перечислим их в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.
 1. Посылка в Россию для подготовки переговоров в качестве эксперта советского эмигранта -типичная кросскультурная ошибка американских компаний (США - страна, созданная эмиграцией).
 С одной стороны, Грымник, проживший вне страны несколько десятилетий, уже не чувствует оттенков национальной культуры, а, следовательно, неверно воспринимает многие слова и действия партнеров.
 С другой стороны, в советской пропаганде эмигранты всегда трактовались как предатели. Это зафиксировалось в подсознании многих людей, особенно старшего возраста. Это затруднило установление дружественных и неформальных отношений с партнерами.
 2. На основе доклада Грымника американская сторона приступает к проработке юридической и финансовой сторон проекта. Принимая во внимание тот факт, что Россия страна полихромной и высоко контекстуальной культуры, начало серьезной проработки было целесообразно отложить до личного знакомства ответственных руководителей американской компании с российскими партнерами.
 3. В страну с высоко контекстуальной культурой на первые серьезные переговоры и на первую встречу руководителей не стоит посылать женщин, тем более молодых. Их могут воспринять несерьезно.
 4. На первые серьезные переговоры в другую страну лучше посылать сотрудника, который уже бывал (работал) в этой стране, знаком с ее культурой.
 5. Первый визит руководства компании в страну с полихромным отношением ко времени следует планировать как более продолжительный. Визит на 1-2 дня и соответствующий ритм переговоров («время - деньги») подсознательно отвергаются хозяевами, вызывают у них чувство дискомфорта, воспринимаются как неуважение со стороны гостей.

<< Пред.           стр. 15 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу