<< Пред.           стр. 3 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  а) наступление;
 б) оборона;
 в) отступление?
 7). План работы фирмы и бизнес-план - это одно и то же:
 а) да;
 б) нет.
 8). Матричная структура управления внешнеэкономической деятельностью фирмы в большей степени соответствует построению:
 а) центральных служб;
 б) оперативных служб.
 
 Учебный элемент № 3.
 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
 Учебные цели элемента
 • понимать организационный механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, Знать федеральные органы исполнительной власти, ответственные за механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
 • иметь представление об основных законодательных актах, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность в России;
 • знать основные направления и процедуру экспортного и импортного регулирования России, уметь анализировать воздействие происходящих в данной сфере изменений на коммерческую работу российских фирм; |
 • понимать значение и структуру таможенного тарифа РФ;
 • иметь представления о системе и характере валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
 Конкретная ситуация
 У сотрудника экспортного отдела «Промгазэс» обычный рабочий день. Он как всегда начал его с просмотра экономической прессы. Прежде всего, он открыл раздел «Официальные документы» еженедельного приложения к газете «Финансовая Россия" за 1-7 октября 1998 г. и насчитал семь рубрик для участников внешнеэкономической деятельности, которые имели непосредственное отношение к деятельности «Промгазэс». В частности, это были следующие документы.
 Указание ЦБ РФ от 18 сентября 1998 г. № 352-У «О приостановлении действия Положения Банка России «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами Российской Федерации» от 1 сентября 1998 г. № 55-П», которое приостанавливало действие Положения Банка России № 55-П, вводившего ограничения по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами РФ.
 Письмо ЦБ РФ от 14 сентября 1998 г. № 14-4/245 «О таможенных платежах», касающееся мероприятий, необходимых для выполнения ГТК РФ в связи с возможностью оплаты таможенных платежей наличными деньгами
 Письмо ГТК РФ № 01-42/ 19930 и ЦБ РФ № 242-Т от 23 сентября 1998 г. «Об ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров», определяющее ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 200% стоимости сделки за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках в сроки, установленные внешнеторговым контрактом. Теперь российские экспортеры обязаны продавать не 50%, а 75% своей валютной выручки на специальных утренних торгах ММВБ.
 Приказ ГТК РФ от 2 сентября 1998 г. № 598 «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости», определяющий, что положения приказов ГТК РФ, устанавливающих распределение полномочий по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами в зависимости от цены за единицу товара, не распространяются на товары, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат обложению таможенными платежами, за исключением сборов за таможенное оформление, дополнительной импортной пошлиной и акцизом, начисляемым по специальной ставке, а также на товары, расчеты за которые производятся в валютном клиринге.
 Письмо ГТК РФ от 17 августа 1998 г. № 05-11/17270 «О порядке составления графиков погашения задолженности», по которому установлен порядок составления графиков погашения задолженности участником ВЭД по таможенным платежам.
 Телетайпограмма ГТК РФ от 9 сентября 1998 г. № Т-15908 «О выдаче лицензий на таможенные склады», определяющая, что лицензии на таможенные склады временно выдаются под обеспечение таможенных платежей банковскими гарантиями по письменному согласованию с ГТК РФ депозитом, внесенным в долларах США на счет ГТК РФ.
 Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 1998 г. № 1386-Р «О реструктуризации задолженности предприятий нефтегазового комплекса перед Федеральным дорожным фондом РФ», которая будет производиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1998 г. № 395.
 Затем сотрудник просмотрел курсы основных валют и заметил, что за последнюю неделю курс рубля по отношению к доллару несколько стабилизировался и находился в пределах 16-17 руб. за 1 дол.
 Наконец, он открыл свой любимый журнал «Эксперт», где в № 33 от 7 сентября его внимание привлекла статья министра торговли Георгия Габуния (бывшее Министерство внешних экономических связей и торговли, которое в мае 1998 г. планировалось преобразовать в Министерство промышленности и торговли, однако процесс преобразования в связи с известными событиями в экономической и финансовой жизни страны затянулся, и в сентябре 1998 г. было вынесено решение создать новое Министерство торговли РФ). Статья была посвящена вопросам вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию), отказа от протекционизма и перехода к свободе торговли. В ней, в частности, указывалось, что Россия уже прошла первый этап процесса вступления в ВТО, а именно представила как страна-кандидат свой торговый, инвестиционный и валютный режим. Второй этап ей еще придется пройти - провести переговоры о конкретных условиях вступления.
 Одним из основных принципов ВТО является применение всеми ее членами режима наибольшего благоприятствования, который означает, что ни одна страна не может получить (или предоставить) худшие условия доступа на рынок по сравнению с теми, которые имеют или предоставляют другие. Второй главный принцип ВТО - предоставление страной - ее членом национального режима работы на своем рынке компаниям остальных стран - участниц организации. Суть его - максимальное открытие рынка товаров и услуг для иностранных поставщиков. Однако радикальное открытие рынка для России в настоящее время является неприемлемым. Оно может осуществляться только постепенно. Резкое снижение пошлин может подорвать экономическую безопасность отечественных производителей, учитывая высокие конкурентные позиции иностранных партнеров.
 Вопросы для обсуждения
 1. Какие письма и правительственные распоряжения имеют особо важное значение для внешнеэкономической деятельности концерна «Промгазэс»? Поясните свой выбор.
 2. Является ли для «Промгазэса» выгодной продажа 75% валютной выручки на специальных утренних торгах ММВБ РФ?
 3. Какое значение для обеспечения общенациональных интересов имеет распоряжение Правительства РФ об обязательной продаже 75% валютной выручки от экспорта?
 4. Какие выгоды и/или опасности может принести вступление России в ВТО для концерна «Промгазэс»?
 5. Какое значение для деятельности «Промгазэса» имеет понижение курса рубля?
 3.1. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
 
 См.: Слайд № 3.1
 Регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятельности на общегосударственном уровне осуществляют федеральные органы власти и управления.
 К ним относятся прежде всего Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.
 Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответствующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями. контроль за деятельностью исполнительных органов.
 Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой, подписывает международные соглашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, в случае необходимости использует согласительные процедуры для разрешения, разногласий между органами государственной власти Российской Федерации в данной области.
 Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, представляет соответствующие программы деятельности, принимает решения по| основным направлениям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации.
 Непосредственную реализацию задач государственной внешнеэкономической политики, а также разработку и принятие мер в данной области осуществляют общеэкономические и специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэкономический аппарат местных органов власти, а также зарубежный торговый аппарат.
  Основной орган регулирования внешнеэкономической деятельности
 Одним из ключевых внешнеэкономических ведомств, осуществляющих регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль за соблюдением государственных интересов в данной сфере, являлось Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭС). В соответствии с новой структурой исполнительной власти на базе МВЭС и некоторых департаментов Министерства экономики, ряда других ведомств в мае 1998 г. была сделана попытка образовать новый орган – Министерство промышленности и торговли, который, так и не возникнув, в сентябре 1998 г. был преобразован в Министерство торговли. В его функции входит координация целого ряда направлений внешнеэкономической деятельности.
 В соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» функции, выполняемые ранее бывшим Министерством внешних экономических связей и торговли, перешли к вновь образованному Министерству торговли.
 Основные функции Минторга России: разработка и реализация предложений по повышению эффективности ВЭС РФ и конкурентоспособности российских экспортных товаров на мировых рынках, механизму государственного регулирования и в целом по государственной программе развития внешних экономических связей и основных принципов внешнеэкономической политики, участие в осуществлении экспортного контроля, оперативное нетарифное регулирование ВЭС, участие в работе по привлечению государственных, банковских и коммерческих кредитов, подготовка и проведение переговоров по дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство.
 Аппарат уполномоченных Минторга на местах осуществляет содействие развитию экспортного потенциала, государственный контроль и регулирование внешних экономических связей в регионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок.
 Министерство иностранных дел Российской Федерации отвечает за разработку общегосударственных направлений развития международных и двусторонних отношений с зарубежными государствами, в том числе и во внешнеэкономической сфере, готовит документы для официальных встреч и визитов, международных конференций и симпозиумов с участием правительственных лиц России, организует работу российской стороны в различных международных организациях, формирует банки данных основных изменений в экономической жизни зарубежных стран и внешнеэкономических интересах.
 Важную роль в представлении государственных интересов внешнеэкономической области и обеспечении их защиты играет зарубежный аппарат внешнеэкономического pегулирования, представленный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эффективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенци за соблюдением государственных интересов российским участниками ВЭС и координацию их деятельности, обепечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий.
 Министерство экономики Российской Федерации как ведущий орган федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики занимает важное место в регулировании ВЭД. Оно с участием заинтересованных министерств и ведомств осуществляет разработку предложений по определению основных направлений экономической политики в сфере международного сотрудничества, по заключению межправительственных договоров в данной области; принимает непосредственное участие в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, представляет предложения по использованию кредитов; рассматривает ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг. |
 Центральным органом таможенной системы страны является Государственный таможенный комитет (ГТК), на который возложены функции подготовки и выпуска нормативных актов по таможенным вопросам, обеспечение соблюдения законодательства в данной области, осуществление непосредственного таможенного регулирования и контроля. В систему ГТК наряду с центральным аппаратом входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты. ГТК формирует и представляет в виде своих официальных публикаций данные по внешнеторговой статистике, подготавливаемые на основе грузовых таможенных деклараций. Наряду с этим ГТК оказывает содействие развитию околотаможенной инфраструктуры, в частности сети таможенных брокеров и таможенных складов.
 Существенную роль в регулировании ВЭД играет Министерство финансов РФ, которое совместно с Центральным банком определяет порядок и рассматривает вопросы финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные акты по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Минфин в рамках единой государственной политики готовит предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных резервов страны и экономному расходованию иностранной валюты. Министерство финансов совместно с Министерством экономики и Минторгом разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики.
 В соответствии с законодательством Центральный банк является ключевым звеном валютного регулирования страны, который определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издает нормативные акты, обязательные к исполнению валютными резидентами и нерезидентами, устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям. Он определяет единые формы учета и отчетности валютных операций, а также порядок и сроки их предоставления; готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам.
 Органами валютного контроля в РФ являются: Центральный банк РФ, Правительство РФ в соответствии с законами РФ; Государственный таможенный комитет Российской Федерации, агенты валютного контроля. В рамках своей компетенции указанные органы осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. Координация деятельности в данной области возложена на Федеральную службу по валютному и экспортному контролю при Правительстве РФ.
 Функции регулирования научно-технического сотрудничества с зарубежными странами в значительной части возложены на Министерство науки и технологии, которое координирует выполнение межгосударственных программ в данной области, принимает участие в пределах своей компетенции в работе межправительственных комиссий по торговому и научно-техническому сотрудничеству.
  Орган содействия развитию внешнеэкономической деятельности
 Среди организаций, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности, ведущее место принадлежит Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, которая, являясь негосударственной некоммерческой общественной организацией, созданной российскими предприятиями, призвана содействовать всем формам их предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и региональные организации, при ней действует ряд объединений: «Совинцентр» и «Внешэкономсервис» (оказание услуг российским и иностранным; предпринимателям по установлению деловых контактов,, предоставление агентских и посреднических услуг); «Экспоцентр» (организация выставок российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России, участие в международных выставках); «Союзпатент» (содействие пред-. приятиям в патентовании своих изобретений за границей); «Союзэкспертиза» (экспертиза экспортных и импортных товаров) и др. При ТПП РФ действуют Арбитражный су и Морская арбитражная комиссия.
 
 По мере активизации предпринимательской деятельности российских предприятий в регионах происходит нормативно-правовое упорядочение внешнеэкономической деятельности с разграничением полномочий между федеративными и региональными органами. Администрации регионов направляют свою деятельность на расширение деловых контактов с зарубежными организациями и фирмами участников внешней торговли, расположенных на их территории, развитие экспортной базы и рационализацию импорта, повышение инвестиционной привлекательности, в частности посредством установления гарантий со стороны администраций области для иностранных инвестиций и кредитов. Они получили возможность вступать в договорные отношения с зарубежными партнерами по внешнеэкономическим сделкам при наличии валютных средств; принимать участие в создании на совместной основе с зарубежными партнерами организаций, связанных с обеспечением социальной и производственных сфер современным оборудованием. Местные органы власти непосредственно занимаются организацией и поддержанием приграничной и прибрежной торговли.
 
 3.2. Правовое обеспечение экспортно-импортных операций в России
 
 Проводимые с начала 90-х годов в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. Одним из ее непосредственных результатов явилась ликвидация монополии государства на ведение внешнеэкономических операций, подавляющая часть которых стала осуществляться негосударственными фирмами и организациями. Активно формируется новый механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, отвечающий условиям переходного периода. Он основывается преимущественно на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обязательной продаже 50% (ас октября 1998 г. – 75%) валютной выручки и использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка от разрушительного воздействия периода адаптации к мировым ценам, а также на проведении политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций. |
 Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договора в области экономических отношений.
 Основные законы регулирования внешнеэкономической деятельности
 К числу важнейших законодательных актов, регулирующих ВЭД, следует отнести: Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ), Закон РСФСР «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. № 3615-1), Патентный закон РФ (от 2 сентября 1992 г.), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. № 5003-1), Таможенный кодекс Российской Федерации (от 10 июня 1993 г.). Закон РФ «О между-1 народном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.
 Основные направления внешнеэкономического регулирования на первоначальном этапе реформ были сформулированы в Указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г.| № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым обеспечивалось право всем предприятиям вести внешнеэкономическую деятельность без специального разрешения. Остающаяся в распоряжении у экспортеров доля валютной выручки увеличивалась до 50%, отменялись налоги на импорт, сокращался перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался. В соответствии с осуществляемой либерализацией цен на все продукты и ресурсы была расширена сфера использования рыночного курса, что в дальнейшем определило многократную девальвацию рубля и переход к единому рыночному курсу.
 Вместе с этим усиливался государственный контроль за экспортом стратегических товаров, занимающих ключевые позиции в российском экспорте. В соответствии с Положением о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров, был определен круг организаций и предприятий – экспортеров (преимущественно государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации). Институт спецэкспортеров был ликвидирован в марте 1995 г., когда участие российских экспортеров топливно-сырьевых товаров стало носить более упорядоченный характер и заработали механизмы таможенного и валютного контроля. Вместе с тем продолжал действовать ранее установленный порядок обязательной регистрации контрактов данной группы товаров уполномоченными МВЭС в регионах. Однако осенью 1998 г. стала вновь рассматриваться возможность введения системы специальных экспортеров в России.
 В 1992–1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой.. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечившей переход от административных в основном к экономическим мерам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу с 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.
 Основными принципами регулирования внешней торговли являются:
 1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
 2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
 3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности; I
 4) единство таможенной территории Российской Федерации;
 5) приоритет экономических мер государственного peryлирования внешнеторговой деятельности;
 6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
 7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
 8) исключение неоправданного вмешательства государств и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
 Расширение числа участников экспортно-импортных oneраций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, является Закон РФ «О валютном регулировании валютном контроле» (от 9 октября 1992г. № 3615-1). Валютное законодательство получило дальнейшее развитие связи с принятием Указов Президента РФ «О реализаци гражданам на территории Российской Федерации товаре (работ, услуг) за иностранную валюту» (от 27 октября 1992 № 1306), «О частичном изменении порядка обязательно продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (от 14 июня 1992г. № 629), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (от 21 ноября 1995 г. № 1163).
 В связи с тем что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, основное место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стало занимать создание законодательных правил по организации и функционированию предприятий с иностранными инвестициями. Основополагающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ). Он определяет основные формы и объекты иностранного инвестирования, организационно-правовые основы создания предприятий с участием иностранного капитала, виды и условия их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий.
 Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» (от 27 сентября 1993 г. № 1466). В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые нормативные акты, регламентирующие условия функционирования на территории России иностранных совместных предприятий, в случае, если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования.
 В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций направляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный Закон обеспечивает правовые основы отношений, возникающих в процессе инвестирования в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
 3.3. Регулирование экспорта товаров и услуг
 В соответствии с ныне действующим в сфере внешне торговли законодательством экспорт товаров из Росси освобожден от каких-либо
 количественных или тарифных ограничительных мер. Существующие ограничительные меры распространяются лишь на относительно небольшую группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием элементов государственного регулирования.
 К категориям товаров, экспорт которых требует специального разрешения, хотя и не подпадает под количественные ограничения, относятся: оружие; товары и технологии двойного назначения, экспорт которых осуществляется особым порядком по соображениям национальной безопасности; специфические товары, экспорт которых может при определенных условиях нанести ущерб национальным интересам. Данные категории товаров экспортируются лишь с разрешения министерств или ведомств, курирующих соответствующую отрасль.
 Министерство природных ресурсов России осуществляет экспортный контроль по вывозу редких животных и растений, а также совместно с Министерством здравоохранения экспорт сырья растительного и животного происхождения. Для экспорта товаров двойного назначения требуется разрешение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. В случае, если на экспортный товар распространяются ограничения, право на вывоз должно подтверждаться экспортной лицензией. Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в первую очередь Минторгом РФ.
 Действовавшая в течение определенного времени система квотирования экспорта была отменена Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007, за исключением тех случаев, когда оно необходимо для выполнения международных обязательств России. Это – экспорт карбамида кремния, нитрата аммония, некоторых групп текстильной продукции, стального проката, трансформаторной стали, квота на ввоз которых устанавливается ЕС.
 Генеральные и разовые лицензии
 Выдаваемые по ранее названным группам товаров лицензии или разрешения на осуществление экспортных операций делятся на генеральные и разовые. Генеральная лицензия выдается на один календарный год для осуществления государственных нужд, причем эти операции могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовые лицензии оформляются по каждой конкретной сделке с максимальным сроком до одного года.
 В условиях, когда в большинстве сырьевых отраслей достигнуты предельные значения экспортной квоты, при неустойчивости хозяйственной конъюнктуры на мировых рынках при сохраняющейся низкой конкурентоспособности готовой продукции, росте цен основной акцент экономических реформ в стране переносится в сферу структурных преобразований и все более важной задачей во внешнеэкономической области становится поддержка отечественного товаропроизводителя. В настоящее время она осуществляется по трем основным направлениям: стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок, защита внутреннего рынка.
 В связи с серьезными ограничениями, накладываемыми на финансовую поддержку экспортеров в рамках бюджетов, все большее значение приобретают меры торгово-политического характера, проводимые, в частности, через двусторонние межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, торговые представительства России за рубежом, которые в своей деятельности ориентированы на продвижение российских товаров на зарубежные рынки и привлечение иностранных инвестиций, а также на содействие осуществлению региональных программ развития внешнеэкономической деятельности за счет собственных ресурсов регионов и привлекаемых инвестиций.
 Система внешнеторговой информации
 
 
 *См.также модуль «Управление информационными ресурсами»
 
 
 Необходимой составляющей складывающейся инфраструктуры поддержки экспорта следует назвать создаваемую на федеральном уровне систему внешнеторговой информации. Одним из приоритетных направлений в данной области становится создание и объединение информационных ресурсов* федеральных органов исполнительной власти, торговых представительств за рубежом и заинтересованных организаций в регионах (прежде всего местных администраций и аппаратов уполномоченных Минторга).
 Наряду с этим составным элементом государственной поддержки экспорта является создание благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. С этой целью ведется работа по противодействию дискриминации российских экспортеров на внешнем рынке, устранению барьеров на пути российских товаров.
 На начало 1998 г. ограничительные меры по отношению к России использовали 18 торговых партнеров (ЕС, США, Канада, Турция и др.) По оценке бывшего МВЭС, минимальный прямой ущерб от различных ограничений (а их сейчас более 50) составляет порядка 500 млн. дол. В целях обеспечения благоприятных условий для деловой активности за предшествующий период было урегулировано 7 торговых споров (без применения ограничительных мер), в 11 случаях ограничения были минимизированы. Подписаны соглашения с США и ЕС, обеспечивающие соблюдение интересов российских производителей по ряду видов металлопродукии.
  Россия и ВТО
 На решение задачи защиты российских экспортеров, расширения доступа российских товаров на внешние рынки направлена работа по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это должно прежде всего обеспечить улучшение условий торговли для отечественных товаров и услуг, позволить преодолеть сохраняющиеся элементы дискриминации по отношению к России со стороны западных государств, не признающих за нашей страной статуса страны с рыночной экономикой, использовать механизмы международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.
 Вместе с тем в ходе процесса вхождения в ВТО России предстоит принять на себя многие обязательства по обеспечению доступа на внутренний рынок иностранных товаров, услуг и капитала, а также касающиеся дисциплины поведения и разрешения коммерческих споров. При этом надо иметь в виду, что отношения между членами ВТО строятся на принципе взаимности и несоблюдение взятых обязательств может повлечь ответные меры.
 3.4. Регулирование импортных операций
 Осуществление импортных операций в России участниками ВЭД, так же как и экспортные, полностью либерализовано. Исключением являются отдельные группы товаров, подлежащих лицензированию и квотированию.
 Таможенный тариф
 Основным инструментом регулирования импорта в Россию является таможенный тариф. Это систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы при ввозе товаров, т.е. таможенных пошлин. Современный импортный таможенный тариф действует в России с 1 июля 1995 г. Импортный тариф имеет три колонки, его средневзвешенная ставка составляет около 14%. Максимальная ставка – 30%.
 В настоящее время в таможенном тарифе применяется несколько видов пошлин, которые связаны со способом их установления. В первую очередь это адвалорные пошлины, где плата устанавливается в процентном отношении к стоимости товара. Вместе с этим используются и специфические ставки пошлин, размер которых выражается в виде определенной стоимостной величины, взимаемой с объема или количества товара. Применяются также комбинированные ставки, когда одновременно устанавливаются и адвалорная, и специфическая пошлины по отношению к одному товару.
 Режим наибольшего благоприятствования
 При установлении ставок таможенных пошлин ведущим является режим наиболее благоприятствуемой нации, т.е. наличие в двусторонних договорах и соглашениях Российской Федерации статьи, где говорится, что каждая из сторон предоставляет другой такой же режим в отношении тарифов и льгот, как и предоставляемый нации наибольшего благоприятствования, с которой торгует каждая из стран. В российской правовой практике по отношению к нерезидентам может применяться и национальный режим, например, при определении условий иностранных прямых инвестиций, спасении граждан и грузов при авариях и др.
 В этой связи базисные ставки таможенных пошлин, указанные во второй колонке российского таможенного тарифа, – это ставки для товаров, происходящих из стран, с которыми у России заключены соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Первая колонка содержит преференциальные пошлины, предоставляемые ряду развивающихся стран, которые устанавливаются в половинном размере к базисным. В отношении товаров из стран, с которыми у России подобных соглашений нет, в третьей колонке указаны пошлины, взимаемые по двойной ставке. С товаров из стран СНГ, а также наименее развитых стран ввозные пошлины не устанавливаются вовсе.
 Выступая инструментом торговой политики и государственного регулирования рынка товаров Российской Федерации при его взаимодействии с мировым рынком, импортный тариф преследует в первую очередь следующие цели:
 • рационализация товарной структуры импорта; У
 •формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления;
 • защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; Щ
 • создание условий для эффективной интеграции России, в мировую экономику, включая присоединение к международным организациям;
 • улучшение структуры платежного баланса.
 Реализации указанных целей в наибольшей степени соответствует трехуровневая структура таможенного тарифа. С учетом международной практики в качестве базовой выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа:
 сырье и материалы – 0–5%;
 полуфабрикаты и комплектующие – 5–15%;
 готовые изделия – 15–30%.
 Эскалация тарифа
 Таким образом, российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Это, во-первых, эскалация тарифа, т.е. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития собственных производств, с высокой долей вновь созданной стоимости.
 Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 190 «О принципах рационализации импортного таможенного тарифа» максимальные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 30% таможенной стоимости товаров, а минимально значимые – 5%.
 Что касается использования механизма тарифного регулирования в целях защиты российских производителей, то в 1996 г. было принято несколько постановлений Правительства Российской Федерации о повышении таможенных пошлин и введении комбинированных таможенных пошлин на ряд товаров, в том числе на мясо птицы, текстильные товары, обувь, контрольно-кассовые аппараты и др.
 Формирование таможенного тарифа, отвечающего приведенным выше требованиям, возможно на основе развитой потоварной классификации. Товарная номенклатура ВЭД
 Для условий России применяется в качестве основы для определения тарифа Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ), построенная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (первые шесть знаков цифрового кода ТН ВЭД СНГ) и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (следующие восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД СНГ). С 1 января 1997 г. РФ присоединилась к «Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров» от 14 июня 1983 г.
 Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560 с 1 января 1997 г. в Российской Федерации введен в действие Таможенный тариф РФ на базе ТН ВЭД СНГ (более 10 тыс. позиций). Принятие единой ТН ВЭД СНГ явилось крупным шагом по укреплению внешнеэкономической деятельности в рамках СНГ.
 Россия и ВТО
 Помимо этого, на развитие отечественного таможенного тарифа в ближайшее время существенное воздействие окажут факторы, связанные с процессом вступления России в ВТО. Важным и ответственным условием членства в этой организации является соглашение о тарифных уступках на основе сохранения эффективной тарифной защиты национальной экономики на среднесрочную перспективу. В рамках этого соглашения значительная часть товарных позиций таможенного тарифа приобретает статус так называемых связанных позиций.
 Необходимо особо отметить, что переговоры по присоединению РФ ко ВТО ведутся весьма интенсивно. В 1999 г. начнутся двусторонние тарифные переговоры и консультации. Присоединение к ВТО будет способствовать ликвидации искусственных и дискриминационных ограничений для экспорта РФ. В свою очередь, РФ и впредь будет следовать либерализации своего внешнеторгового режима приведения национального законодательства в соответствие с положениями и правилами ВТО.
 В регулировании импорта из России все более активно будет использоваться механизм защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Введение подобных мер будет исходить из результатов объективно проведенных расследований с участием всех заинтересованных сторон. Ряд таких расследований уже проведен. Но они не привели к введению каких-либо ограничительных мер в отношении импорта.
 Так, осуществляемое с января 1997 г. лицензирование импорта этилового спирта и водки не содержит каких-либо количественных ограничений, а реализует лишь функции мониторинга соответствующих товаропоставок.
 В перспективе эволюция таможенного тарифа будет проходить в сторону снижения общего уровня ставок. В рамках этой эволюции предполагается проведение как минимум двух масштабных корректировок ставок таможенных
 пошлин как следствия структурных преобразований национальной экономики, включающих реформирование отраслей с относительно низкой капиталоемкостью, повышение конкурентоспособности отраслей нетрадиционного да страны экспорта готовых изделий (предположительно этот период будет равен 4–7 годам); создание современно) структуры экономики, на основе которой будет определена стратегическая роль России в системе мирохозяйственных связей (свыше 10 лет).
 Снижение в средне - и/или долгосрочной перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой селективной системой защитных мер в форме количественных ограничений и особы видов специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
 В целях повышения стабильности и предсказуемости действующего тарифа Правительство РФ постановлением от 22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики» установило, что ставки ввозных таможенных пошлин в России на одни те же товары впредь могут меняться не чаще, чем один раз б месяцев, причем изменение импортной пошлины не может превышать 10 пунктов. Кроме того, правительством будут приниматься решения о повышении таможенных пошлин за 180 дней до и официального вступления в силу.
 Шесть методов начисления пошлин
 Для начисления и уплаты импортной пошлины необходимо определить таможенную стоимость товара (в %), от которой устанавливается сумма платежей. Ныне действующий порядок предусматривает шесть методов платежей:
 • по цене сделки с ввозимым товаром;
 • по цене сделки с идентичными товарами;
 • по цене сделки с однородными товарами;
 • метод вычитания стоимости;
 • метод сложения стоимости;
 • резервный метод.
 Основным является первый метод, при котором таможенная стоимость определяется как цена сделки с дополнительными выплатами расходов, ранее не учтенных в цене (расходы по доставке товара до места ввоза и т.д.). Второй и третий методы предполагают, что таможенная стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой реализуются однородные или идентичные товары при ввозе в Россию. Метод вычитания стоимости предполагает вычитание из таможенной стоимости, рассчитанной вторым и третьим методами импортных пошлин, налогов и иных платежей; метод сложения стоимости – путем сложения стоимости издержек производства, обычных затрат на продажу подобных товаров и прибыли экспортера. При резервном методе таможенная стоимость оценивается исходя из мировой практики установления цен на одну и ту же группу товаров.
 Импортная пошлина взимается до или в момент оформления таможенной декларации и уплачивается в рублях или в свободно конвертируемой валюте по желанию импортера. Иностранная валюта при этом пересчитывается в рубли по курсу, котируемому Центральным банком на день принятия к оформлению грузовой таможенной декларации. Для подтверждения производимой оплаты импортер прилагает к таможенной декларации платежный документ с соответствующей пометкой уполномоченного банка.
 Наряду с оплатой таможенных пошлин при импорте товаров, как правило, должны уплачиваться налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (по подакцизным товарам), сбор за таможенное оформление.
 Налог на добавленную стоимость уплачивается обычно в тех же размерах, что и по товарам российского производства (в настоящее время – 20%). От уплаты НДС освобождаются товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал, и ряд других позиций. Базой для налогообложения при исчислении НДС является величина, включающая таможенную стоимость, таможенную пошлину и сумму акциза, в то время как при исчислении акциза – только таможенная стоимость товара.
 Для начала таможенного оформления товара лицо, ввозящее товары, или перевозчик обязаны уведомить таможенные органы о намерении перевести их через таможенную границу Российской Федерации. Дата подачи уведомления о намерении считается датой начала оформления. Таможня, расположенная в пункте пропуска на границе (таможня отправления), регистрирует уведомление и определяет, когда и куда товар должен быть доставлен для дальнейшего оформления (таможня назначения). Перевозчик должен доставить товар и документы на него в таможню назначения в установленный срок без изменения состояния товара.
 Таможня отправления направляет товар в таможню назначения при условии:
 • составления внутреннего транзитного документа (на базе НТД);
 • предъявления счета-фактуры;
 • предъявления гарантийного обязательства получателя об уплате таможенных пошлин, налогов и сборов в случае непредставления товаров в таможню назначения.
 Основные документы таможенной очистки
 По прибытии товаров в таможню назначения подается краткая декларация. Заявитель в установленные таможней сроки предъявляет следующие основные документы:
  • грузовую таможенную декларацию;
  • паспорт сделки для импортного валютного контроля;
 • для лицензируемых товаров – лицензию;
  • для товаров, подлежащих контролю различных государственных органов, - разрешение этих органов.
 Предъявляя товар для таможенного оформления, импортер также должен представить документы об уплате сбора за таможенное оформление, импортной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза. При определенных условиях таможня может предоставлять отсрочку уплаты пошлин и налога на срок не более 60 дней.
 Среди представляемых документов следует отметить в первую очередь важность грузовой таможенной декларации. Она соответствует образцам, используемым в международной практике, и состоит из четырех листов. Первый лист декларации остается в таможне, второй направляется в ГТК, третий – банку, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, четвертый – государственному статистическому органу Российской Федерации.
 Пример таможенного оформления грузов ОАО «Востокэлторг»
 ОАО «Востокэлторг» заключило контракт на импорт японских видеомагнитофонов в количестве 1000 шт. Произведена оплата видеомагнитофонов по контракту с валютного счета импортера, открытого в его банке «Лига». «Востокэлторгом» соблюдены установленные правила о ввозе товара на таможенную территорию в течение 180 дней со дня оплаты счета-фактуры иностранного поставщика.
 Заблаговременно до представления импортируемых товаров к таможенному оформлению компанией подготовлен пакет документов по организации и грузу, заполнена грузовая таможенная декларация (ГТД) и произведена оплата всей суммы таможенных пошлин (по ставке 20%) и сборов, акцизов и НДС.
 Немедленно после извещения о прибытии груза в контейнерах в порт Находку представитель компании-декларанта предъявил таможне порта наряду с ранее полученными транспортными и коммерческими документами грузовую таможенную декларацию, паспорт сделки для импортного валютного контроля (ПСи), а также платежные документы, подтверждающие уплату всех таможенных платежей. Таможенные органы проверили соответствие данных, содержащихся в ПСи, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в распоряжении документов. Поскольку такие расхождения отсутствовали, с таможней были согласованы время и место таможенного досмотра, где осуществлены снятие пломб с контейнеров и проверка партии видеомагнитофонов по количеству, торговой марке и основным данным в соответствии со счетом-фактурой. После этого компания получила груз в свое распоряжение для последующей реализации в сети своих магазинов.
 НТБ - нетарифные барьеры
 В настоящее время в России в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» действует ряд количественных ограничений с целью защиты внутреннего рынка. Они распространяются на импорт отдельных видов спирта и алкоголя, сахара, некоторых текстильных товаров.
 Используется система санитарных, экологических и технических ограничений. Особый порядок, продиктованный соображениями охраны жизни и здоровья населения, действует в России в отношении импорта лекарственных средств. Ввоз лекарств осуществляется на основе лицензий Министерства здравоохранения России.
 Являясь членом Базельской конвенции о трансграничных перевозках опасных отходов, Монреальского протокола об озоноразрушающих веществах, РФ соблюдает международные правила о лицензировании специфических товаров – химических средств защиты растений (лицензия Министерства сельского хозяйства и продовольствия), промышленных отходов (лицензия Министерства охрану окружающей среды и природных ресурсов). В рамках Вассенаарских договоренностей, ряда других международных режимов выполняются все необходимые требования и правила в отношении импорта чувствительных товаров и товаров двойного назначения. Выдаваемые указанными министерствами разрешения являются основанием для последующей выдачи экспортной лицензии.
 В связи с тем что ввозимые на территорию РФ товары должны обязательно соответствовать устанавливаемым для них требованиям безопасности, существенное воздействие на состояние импортной торговли оказывают так называемые технические меры регулирования (стандарты, санитарные и фитосанитарные, экологические и ветеринарные нормы, требования к сертификации, упаковке и маркировке и т.д.).
  Стандартизация и сертификация экспортных и импортных товаров
 Общее руководство этим комплексом мер осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, сертификации и метрологии (Госстандарт), который действует на основе Законов РФ «О сертификации продукции и услуг» (от 10 июня 1993 г. № 5151-1), «О стандартизации» (от 10 июня 1993 г. № 5154-1), «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 г. № 2300-1) и ряда других законодательных и нормативных актов.
 В соответствии с Законом «О защите прав потребителей обязательной сертификации подлежат товары и услуги, о качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. В отношении других групп товаров действует система добровольной сертификации на основе соглашений покупателя и продавца.
 Список товаров, подлежащих обязательной сертификация (т.е. определению их соответствия действующим российским стандартам и регламентам), устанавливает Правительство Российской Федерации. Ныне действующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13 август та 1997 г. № 1013. Он действует в равной степени в отношении как российских, так и иностранных товаров.
 В частности, что касается товаров, ввозимых из-за рубежа, то для того, чтобы начать процедуру таможенного оформления, импортер должен получить в Госстандарте или его территориальных органах (центрах стандартизации и метрологии) сертификат соответствия.
 В зависимости от вида товара такой сертификат выдается:
 для промышленной продукции – на основании проверок, испытания и контроля качества продукции, выполненных собственно в системе Госстандарта или в аккредитованных при нем лабораториях и фирмах;
 • для пищевкусовых товаров, лекарственных средств и т.п. – на основании заключений;
 • Департаменту санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор);
 • Департаменту ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
 • Государственной инспекции карантина растений при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
 При ввозе товаров в Россию сертификат должен быть в обязательном порядке предъявлен при следующих таможенных режимах:
 • выпуск товаров для свободного обращения;
 • реимпорт;
 • переработка под таможенным контролем;
 • переработка вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки) При этом наличие сертификата и знака соответствия должно предусматриваться в контракте на поставку данных товаров в Россию.
 В настоящее время российская сторона активно работает над проведением национальных технических мер регулирования в соответствии с Соглашениями ВТО о технических барьерах в торговле (ТВТ) и о санитарных и фитосанитарных мерах (СПС). Начата работа по созданию при Госстандарте информационного центра по распространению информации о принятых и разрабатываемых стандартах и регламентах.
 
 3.5. Регулирование валютных операций и валютный контроль
 
 
 См.: Слайд № 3.2
 
 В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности государство сохраняет за собой функцию контроля, регулирования и надзора за важнейшим валютными операциями участников этой деятельности Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого, является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций.
 Важное значение с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и в международных расчетах. В Российской Федерации данный порядок определяется положениями, принятыми Центральным банком России как главным органом валютного регулирования. Непосредственно операции с валютой осуществляют уполномоченные банки, т.е банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензии Центрального банка России.
 Для определения правового режима деятельности субъектов валютного регулирования проводится разделение операций с иностранной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка.
 К текущим валютным операциям относятся преимущественно переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;, переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ.
 К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок 6oлee 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ
 предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
 Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся юридические лица, другие предприятия и организации, созданные в соответствии с российским законодательством, находящиеся в России, и их филиалы и представительства за рубежом;
 физические лица, постоянно проживающие в России.
 Валютные операции резидентов РФ включают текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России.
 Как резиденты, так и нерезиденты осуществляют на валютном рынке экспортные и импортные операции. Причем если источником спроса на инвалюту является экспорт, то источником ее поступления является импорт.
 Обязательная продажа 75% экспортной выручки
 В соответствии с валютным законодательством предприятия и организации независимо от форм собственности, в том числе и предприятия с участием иностранного капитала, обязаны осуществлять продажу 50% (а с октября 1998 г. – 75%) валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки на специальных утренних торгах ММВБ. Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты проводятся либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Банки могут осуществлять сделки с иностранной валютой за комиссионное вознаграждение по поручению от юридических лиц и от своего имени и за свой счет. В случае, если предприятие в течение 14 дней не подает поручение на продажу 50% (75%) поступившей валютной выручки, банк как агент валютного контроля продает указанные средства без согласования с клиентом.
 Два счета предприятия
 В настоящее время предприятию – резиденту открываются одновременно два счета: транзитный валютный счет и текущий валютный счет для зачисления поступлений иностранной валюты. Указанные счета ведутся параллельно, т.е. валютная выручка, поступающая за экспорт работ, услуг, зачисляется сначала в полном объеме на транзитный валютный счет, а затем после обязательной продажи экспортной выручки остаток зачисляется на текущий валютный счет предприятия.
 После 50%(75%)-й продажи валютной выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте перечисляется на текущий счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следующие валютные средства:
 • поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих валютных счетов; купленные на внутреннем валютном рынке РФ;
 • поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов;
 • поступающие от нерезидентов в качестве вкладов в уставный капитал, доходов (дивидендов) от участия в капитале в различных формах и т.д.
 Свободно конвертируемые валюты
 К свободно конвертируемым валютам, подлежащим обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, относятся австралийский доллар, австрийский шиллинг, английский фунт стерлингов, бельгийский франк, немецкая марка, голландский гульден, датская крона, итальянская лира, канадский доллар, норвежская крона, доллар США, финляндская марка, французский франк, шведская крона, швейцарский франк, японская иена, евро, испанская песета, греческая драхма, ирландский фунт, исландская крона, португальское эскудо, сингапурский доллар, турецкая лира.
 Каждое предприятие может иметь один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по основной деятельности в каждой из применяемых валют. Счета могут быть открыты в одном или нескольких самостоятельно выбранных банках, но не более одного счета на одно предприятие.
 Уполномоченный банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доход от размещения на международном валютном рынке.
 По текущим валютным счетам процентная ставка определяется на основе ставок по краткосрочным депозитам на международном валютном рынке.
 При переводе экспортной выручки на открываемые резидентами за рубежом счета в иностранных банках необходимо учитывать, что наличие разрешения ЦБ на открытие данного счета вовсе не означает автоматического разрешения зачисления на него экспортной валютной выручки. Без специального разрешения ЦБР экспортер может использовать полученную экспортную выручку за рубежом исключительно для банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой собственно получена данная выручка.
 Основные направления валютного контроля в Российской Федерации включают определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
 проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверку обоснованности платежей в инвалюте и др. Агенты валютного контроля
 Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кредитные организации, которые подотчетны ЦБ и получили лицензию на ведение валютных операций.
 В качестве основных агентов валютного контроля уполномоченные коммерческие банки обязаны осуществлять контроль за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля.
 Формирование в стране цивилизованного валютного рынка, обеспечение условий для более эффективного использования валютных ресурсов является одним из важнейших направлений деятельности органов валютного контроля. В первую очередь значительное внимание было уделено прекращению утечки инвалютной выручки от экспорта товаров и услуг, что наносило заметный ущерб экономике страны.
 Паспорт сделки
 Базовым документом для осуществления валютного контроля в сфере экспортных операций является паспорт сделки (ПС), который составляется экспортером по каждому заключенному им контракту и подписывается соответствующим уполномоченным банком. Паспорт сделки является всесторонне составленным документом, включающим реквизиты уполномоченного банка, участников ВЭД с российской стороны и иностранных контрагентов, а также основные условия заключенного контракта.
 После представления в соответствующий уполномоченный банк ПС вместе с оригиналом контракта банк подписывает паспорт сделки, после чего экспортер обязан представить в таможенный орган второй экземпляр этого документа. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с данными грузовой таможенной декларации и других представленных документов. По каждой экспортной сделке оформляется учетная карточка, содержащая сведения об отгрузке экспортного товара, о сроках поступления экспортной выручки, реквизиты уполномоченного банка. На основании данных карточки банк устанавливает контроль за переводом валюты в РФ, а после завершения платежей отсылает ее в учетный центр ГТК.
 Таким образом, по форме и существу контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком ПС.
 В ряде случаев уполномоченный банк может отказать экспортеру в подписании ПС (например, при несоответствии данных, содержащихся в контракте, сведениям в ПС, при наличии в контракте условий, предусматривающих зачисления валютной выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и лиц).
 Введение системы таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией принесло весьма существенные результаты. Так, по опубликованным оценкам, невозврат валютной выручки в 1992 г. достигал от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, в 1993 г. он составлял уже 30–40%, в 1994 г., когда были приняты нормативно-правовые документы, невозврат составил уже 12%, а в 1995 г. снизился на порядок и достигал всего 4% стоимости российского экспорта.
 Валютный контроль по экспорту
 АО «Сиблес» заключило контракт с южно-корейской фирмой на поставку 5000 куб. м пиловочника. При заключении контракта экспортер оформил паспорт сделки в двух экземплярах и передал их с оригиналом контракта в Лидбанк, где им уже были открыты валютный, транзитный валютный и расчетные счета. Затем была оформлена грузовая таможенная декларация (ГТД). Копии ГТД и паспорта сделки были направлены на таможню, где при поступлении товара документы были сверены с фактическими данными.
 Поскольку после проверки таможенными органами расхождений выявлено не было, экспортером была получена виза и личная номерная печать таможни на паспорт сделки и ГТД. Контракт на поставку леса был реализован в установленные сроки, и на транзитный счет АО переведена выручка в размере 600 тыс. дол. Срок поступления валютной выручки не превысил 60 дней, и АО «Сиблес» подало в банк поручение на разблокировку транзитного счета. 50% валютной выручки депонировано для обязательной продажи с последующим зачислением рублевого эквивалента на расчетный счет АО, а оставшиеся 50% валютной выручки зачислены на текущий валютный счет.
 Паспорт импортной сделки
 Соответствующие шаги по развитию системы валютного контроля сделаны и в отношении импортных сделок. Они были, в частности, направлены на предотвращение оттока валютных ресурсов в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг в Россию, других необоснованных платежей в иностранной валюте.
 С этой целью по каждому заключенному импортному контракту оформляется паспорт импортной сделки (ПСи), подписываемый уполномоченным банком, где открыт счет импортера. Дубликат ПСи служит основанием для открытия банком импортера досье, в которое он помещает для хранения документы, поступающие в связи с данным ПСи. По завершении таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию России, ГТК России на основании грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров (УКи), которая вносится в реестр, выписки из которого постоянно направляются в банк импортера для подтверждения обоснованности платежей и последующего возврата.
 После проверки правильности отнесения импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам, а также сверки фактических платежей с данными, указанными импортерами, на основе представленного импортером варианта УКи и имеющейся в досье грузовой таможенной декларации коммерческой документации банк заполняет соответствующие данные УКи и не позднее контрольного срока направляет их в ГТК. После завершения внешнеторговой операции досье по ПСи закрывается и сдается в архив уполномоченного банка, где хранится в течение 5 лет.
 Принятые ранее меры по развитию системы валютного контроля не включали товарообменные, т.е. бартерные, операции, где в результате устойчивого превышения экспорта над импортом происходила значительная утечка капиталов. В этой связи был принят Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», предусматривающий, в частности, что российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в течение 180 дней ^ обеспечить ввоз в страну эквивалентной по стоимости продукции, а также подтвердить данные операции необходимыми документами.
 Валютным законодательством РФ предусмотрен комплекс мер с целью обеспечения ответственности участников внешнеэкономической деятельности за несоблюдение или уклонение от действующих норм, включая взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу указанного законодательства сделкам, а также необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
 За отсутствие или неправильное ведение учета валютных операций, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена ненадлежащим образом.
 Сложившийся к настоящему времени механизм валютного контроля позволяет обеспечивать довольно жесткое контролирование со стороны государства всех сделок с другими государствами, что является реальным инструментом распределения валютных ресурсов. Вместе с тем необходимо повышать эффективность деятельности государства с целью дальнейшего ограничения утечки экспортной выручки и необоснованных платежей по импорту, отмыванию незаконных доходов, что потребует создания многоуровневой системы управления, учитывающей как особенности внутренней экономики, интересы участников валютного рынка, так и положение страны в системе мирохозяйственных связей. Существенное значение в современный период приобретает создание раз-
 витой коммуникационной инфраструктуры, наличие устойчивой в реальном режиме времени связи между объектами и субъектами внешнеэкономической деятельности и валютного контроля.
 Выводы и заключения
 За годы рыночных реформ в России был создан либерализованный торговый режим, осуществляемый на основе принятых в мире рыночных принципов. В настоящее время участником внешнеторговой деятельности может быть любое российское юридическое или физическое лицо, получившее статус индивидуального частного предпринимателя. По состоянию на 1 июля 1997 г. из 2,9 млн. российских юридических лиц и 3,6 млн. частных предпринимателей во внешнеторговой деятельности активно участвуют около 540 тыс. хозяйствующих субъектов.
 Реализация целей внешнеэкономической политики России, основным направлением которой является дальнейшая равноправная интеграция страны в мирохозяйственные связи, сопровождается внесением серьезных изменений в одну из важнейших составных ее частей – государственное регулирование. Осуществление в рамках экономической реформы мер по либерализации внешнеэкономической деятельности, переход от административных методов управления к экономическим позволили перевести регулирование внешнеэкономического комплекса на рыночные принципы, которые нашли свое отражение в принятом в 1995 г. Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
 В настоящее время складывается новая организационная структура регулирования в данной области, которая включает основные ветви федеральной власти, местные органы власти, загранаппарат и обеспечивает, хотя и не в полной мере, необходимые условия для деятельности отечественных субъектов во внешнеэкономической сфере, защиты их интересов в условиях перехода к формированию рыночных отношений.
 В целом действующий в настоящее время механизм внешнеторговой деятельности характеризуется отменой административных ограничений, резким сокращением числа квотируемых и лицензируемых товаров. Указанные меры осуществлялись параллельно с мерами по защите отечественного производителя, во внешнеэкономическом плане работа велась по трем основным направлениям – стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки, защита внутреннего рынка и экономической безопасности страны. В импортных операциях таможенный тариф становится основным инструментом торговой политики и государственного регулирования. Одновременно с этим совершенствуются методы таможенного контроля, механизмы применения технических и санитарных требований и стандартов на российском рынке, дополнительные тарифные меры в случае недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных фирм.
 Следует отметить, что в сфере регулирования внешнеторговой деятельности в РФ происходит определенное усиление контрольных функций государства как ключевого органа валютного контроля. С введением в действие совместных документов Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета с начала 1994 г. стала действовать система таможенно-банковского валютного контроля над экспортными, а с начала 1996 г. – над импортными операциями. Введение данной системы позволило объединить основные субъекты и звенья внешнеэкономической деятельности – предприятия – экспортеры и импортеры, уполномоченные банки как агенты валютного контроля, таможенные органы. Происходит расширение функций Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю в деле проведения единой общегосударственной политики в области организации и надзора за соблюдением российского внешнеэкономического законодательства.
 Контрольные вопросы
 1. Какие государственные органы в России занимаются вопросами регулирования внешнеэкономической деятельности?
 2. Какие правовые документы РФ направлены на регулирование внешнеэкономической деятельности?
 3. Какие основные меры по регулированию экспортных операций в РФ Вы можете назвать?
 4. Какие меры по регулированию импортных операций в РФ Вы можете назвать?
 5. Какие основные меры по валютному регулированию в РФ Вы знаете?
 6.Что даст России вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО)? Российским экспортерам? Российским импортерам? Российским производителям, сбывающим продукцию на внутреннем рынке?
 7.Как построен таможенный тариф РФ, какие виды пошлин он предусматривает?
 8. Что такое паспорт сделки и какое контролирующее значение он имеет?
 Упражнения, задания, тесты
 1, Составьте последовательность (алгоритм) действий экспортера по вывозу товара из России.
 2.Составьте последовательность (алгоритм) действий импортера по ввозу товара в Россию.
 3.Подготовьте список российских организаций и их подразделений, с которыми Вашей фирме необходимо поддерживать контакты для организации экспорта (импорта) своей продукции.
 4. Подготовьте перечень (сборник) законов и других правовых документов, необходимых для ведения Вашей фирмой внешнеэкономической деятельности.
 5. Тесты:
 1). Какие государственные органы являются ключевыми в регулировании внешнеэкономической деятельности российских фирм и организаций:
 а) Министерство сельского хозяйства;
 б) Министерство экономики;
 в) Министерство торговли;
 г) Министерство финансов;
 д) Министерство культуры?
 2). Какой закон определяет правила оформления внешнеторговых грузов при пересечении ими российской государственной границы:
 а) Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;
 б) Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
 в) Таможенный кодекс Российской Федерации?
 3). Российское государство в настоящее время:
 а) управляет внешнеэкономической деятельностью российских фирм и организаций;
 б) регулирует внешнеэкономическую деятельность российских фирм и организаций.
 4). В настоящее время в России действует государственная монополия на внешнюю торговлю?
 а) да;
 б) нет.
 5), Государственная монополия на внешнюю торговлю предполагала:
 а) запрещение всем предприятиям осуществлять внешнеторговые операции;
 б) определение государственного органа, ответственного за управление и организацию внешнеторговой деятельности;
 в) планирование внешнеторговой деятельности в рамках государства;
 г) определение предприятий и организаций, которым разрешается осуществлять внешнеторговую деятельность;
 д) квотирование и лицензирование экспорта и импорта.
 6). Сроком на один год может выдаваться:
 а) генеральная лицензия;
 б) разовая лицензия.
 7). Адвалорная пошлина предполагает оплату суммы:
 а) установленной в процентном отношении со стоимости товара;
 б) установленной в определенной величине с объема (количества) товара.
 8). Режим наиболее благоприятствуемой нации - это:
 а) предоставление другому зарубежному государству льгот и преференций, как и всем остальным странам, которым предоставлен такой режим;
 б) предоставление зарубежному государству более льготных условий, чем всем другим странам.
 9). Главным органом валютного регулирования в России является:
 а) Министерство финансов;
 б) Центральный банк;

<< Пред.           стр. 3 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу