<< Пред. стр. 2 (из 18) След. >>
3. В том же самом контексте Христос процитировал Псалом 109:1, показывая, что Давид, говоря по вдохновению, сказал: "Сказал Господь Господу моему ...". В данном случае довод снова вращается вокруг одного слова. Иисус (подтверждая свою божественную сущность) спросил фарисеев, почему Давид говорил о своем потомке, обещанном Мессии, как о ГОСПОДЕ. Не признавая двойную природу Мессии (то есть, как человек, Он был семенем Давида; как божество, Он был Господом Давида), они не смогли дать ему ответ. Если бы Христос не верил в богодухновенность самых слов Ветхого Завета, вряд ли Он стал бы приводить такие доводы.4. Однажды Христос воскликнул: "Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30). Иудеи оскорбились и обвинили Его в богохульстве. Иисус блестяще отверг обвинение, повернув аргумент против них. Он привел слова из их собственного закона (Пс. 81:6), где некоторые судьи были названы "богами". Если они признавали уместность этого, то почему возражали против того, чтобы Он назывался Сыном Божьим? Но обратите внимание, как наш Господь подчеркнул это одно слово. И, чтобы подчеркнуть Свою мысль, Он добавил: "и не может нарушиться Писание".
В добавление к упомянутым выше несомненным указаниям . на признание Иисусом Христом словесной богодухновенности, есть другие многочисленные библейские указания по этому поводу, которые достаточно ясны. Я упомяну лишь пару таких указаний перед тем, как продолжить. Давид однажды сказал: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар. 23:2). Теперь обратите внимание на то, что этот царь не сказал, что "мысли" Бога были в его разуме или "концепции" Господа, но слово Господне было у него на языке. Если это не словесная богодухновенность, то возникает вопрос, как же еще можно было ее выразить! В Первом Послании к Коринфянам Павел провозгласил, что "Божье" (то, что в Боге) раскрывалось для людей Духом. Затем апостол сказал относительно божественных посланий: "Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным" (1 Кор. 2:13). Слова божественного откровения это слова, направляемые Духом, а не слова человеческой мудрости.
Иногда тех, кто придерживается убежденности в словесной богодухновенности, обвиняют в вере в так называемую "механическую диктовку". Это слегка отдает либерализмом, и на это обвинение хорошо отвечает Джеймс И. Пакер.
"Оттого что евангелисты считают, что библейские авторы находились под полным управлением Святого Духа, часто предполагается ... что они придерживаются теории о богодухновенности, которую называют "диктовка" или "пишущая машинка" ... Но это не так. Эта "теория диктовки" - нечто несуществующее. Можно с уверенностью сказать, что ни один протестантский богослов со времен Реформации до наших дней не придерживался такой теории. ... Верно, что многие богословы шестнадцатого и семнадцатого столетий говорили о Писании как о "продиктованном Святым Духом". Но они имели в виду то, что библейские авторы записывали слово в слово то, что назначал Бог. ... Употребление слова "диктовка" всегда было образным. ... Доказательство этого лежит в том факте, что, когда эти богословы задавались вопросом "Каким образом Дух воздействовал на разум авторов?", они все давали ответ не в смысле диктовки, а в смысле приспособления и правильно полагали, что Бог полностью приспосабливал Свою богодухновенную деятельность к складу ума, мировоззрению, темпераменту, интересам, литературным привычкам и особенностям стиля каждого автора" (Fundamentalism and the Word of God, с. 78 и след.).
Вопреки библейским указаниям на словесную богодухновенность, либеральные богословы выступают против нее, и мы чувствуем необходимость кратко рассмотреть их возражения.
Ответ на возражения против словесной богодухновенности
Я хочу, чтобы вы обратили внимание на предположения, на основе которых критики строят свое недоверие к полной богодухновенности Писания.
(1) Возражение: "Если бы Ветхий Завет имел словесную богодухновенность, то новозаветные авторы не цитировали бы его так небрежно." Ответ: Прежде всего, мы должны помнить, что авторы древности не использовали те же самые авторские средства, употребляемые сегодня. Им были неизвестны кавычки, двоеточие, многоточие, квадратные скобки и т.п. В свете этого мы просто не можем определить, как именно они цитировали, приводили слова или упоминали ветхозаветные отрывки. Таким образом, имея в виду наше незнание, критиковать их представляется неуместным. (См. книгу Рене Паше The Inspiration and Authority of Scripture, глава 10). Во-вторых, новозаветные авторы были сами вдохновляемы Богом, следовательно, когда они цитировали Ветхий Завет, они делали это, будучи движимы Духом. И если Святой Дух в соответствии со Своими целями желает изменить Свои собственные слова, то кто такой человек, чтобы выражать недовольство? Более того, различия между новозаветными цитатами и их источниками в Ветхом Завете не являются случайными результатами небрежности. "Это - попытки Святого Духа взять основополагающие истины ветхозаветного отрывка и придать им большую ясность и значение в его новозаветном контексте. Это часто требует других слов." (Джеймс Джонси, Science returns to God,с. 31). В этой связи также обратитесь к книге Томаса Хорна "Критическое введение" (Critical Introduction), том 2.
(2) Возражение: "В Библии есть ошибки научного характера, которые отсутствовали бы в том случае, если бы она была богодухновенной книгой." Ответ: Научное несоответствие может существовать только в том случае, если есть противоречие между доказанным научным фактом и определенным утверждением Писания. Мы не обязаны отстаивать ни научные "теории", ни богословские размышления. Так называемые ошибки научного плана это либо недоказанные теории, либо неправильное толкование Писания.
(3) Возражение: "Библия содержит исторические неточности, которых не должно быть в письменных документах, имеющих словесную богодухновенность." Ответ: Подобное утверждение может быть сделано только в случае, если: (а) Правильно представлено свидетельство Писания; (б) Имеются все необходимые исторические данные; (в) Существует действительное противоречие, противопоставленное дополнительным данным. Надуманные "исторические ошибки" Библии постепенно исчезали с развитием археологической науки. Выращивали ли египтяне виноград, на что указывает Моисей в сороковой главе Книги Бытия? Геродот ответил отрицательно, но лопата, орудие археологов, подтвердила слова Моисея. Критики отрицали существование хеттеев (4 Цар. 7:6), но археологические открытия опровергли неверие. Такие книги, как "Археология и библейская история" Джозефа Фри (Archaeology and Bible History), представляют собой захватывающее чтение.
(4) Возражение: "Если бы Библия была словесно богодухновенна, она не мирилась бы с безнравственной жестокостью Ветхого Завета." Ответ: Прежде чем придираться к Библии по основаниям нравственности, следует определить моральный критерий, согласно которому строится такое суждение. Неверующий должен сказать нам, почему, на каком основании, он считает определенные случаи безнравственными. Факт состоит в том, что он не может возражать против этих надуманных нравственных пороков, не приняв моральных принципов добра и чистоты, которые преподаются в Слове Божьем. Очень часто протестуют против истребления хананеев (срав. Иис. Н. 6:21). Во-первых, народ может достичь такой глубины порочности, которую праведная сущность Господа более не может допускать. Бог не истребил хананеев во дни Авраама, но он сделал это, когда чаша их беззаконий наполнилась (Быт. 15:16). Во-вторых, речь шла о духовном благополучии Израиля, из которого должен был произойти Мессия. Это были пример духовной хирургии ради конечного блага всего мира! так называемых "проклинающих псалмах" (ср. Псалом 57) говорят, что они несвойственны Богом данной литературе. Однако, мы должны помнить: (а) восточный язык, который шокирует наши чувства, воспитанные на христианстве, изобилует метафорами, сохранившимися с тех жестоких времен; (б) эти богодухновенные псалмы не являются проявлениями личного мщения, но представляют собой отношение Господа ко греху и мятежности. (См. "Введение" в книге А.Ф. Киркпатрика "Псалмы".)
(5) Возражение: "Если бы Библия была словесно богодухновенна, то она не содержала бы противоречий." Ответ: Противоречие возникает не в том случае, когда два утверждения отличаются друг от друга, но только тогда, когда они оба не могут быть истинными. Различные библейские повествования, в которых говорится об одном и том же предмете, зачастую дополняют друг друга, но не противоречат. Для дальнейшего изучения этой темы я рекомендую книгу У. Арндта "Противоречит ли Библия сама себе?" (Does the Bible Contradict Itself?).
(6) Возражение: "Некоторые библейские авторы на самом деле отрекаются от богодухновенности." Ответ: "Эти надуманные отречения исчезают при ближайшем рассмотрении! Утверждается, что Павел отрицает богодухновенность в 1 Послании к Коринфянам 7:10,12,25. Напротив, Павел всего-навсего говорит, что Господь ничего не сказал конкретно о рассматриваемых в этом отрывке темах. Апостолам было дано обещание о том, что они будут наставлены на всякую истину (Иоан. 16:13), и у Павла не было недостатка в сравнении с любым из них (2 Кор. 11:5). То, чему учил апостол, исходило от Господа (1 Кор. 11:23), следовательно, он мог "повелевать" (1 Кор. 7:10,17), потому что он имел богодухновенность.
(7) Возражение: "Некоторые вопросы в Библии имеют слишком личный характер, чтобы служить гарантией концепции словесной богодухновенности." Ответ: Для всего того, что было включено в божественные летописи, есть основания. Пристальное изучение устранило бы эту необоснованную критику. Совет Павла Тимофею употреблять немного вина ради желудка это пример так называемых личных отношений. В 1 Послании к Тимофею 5:23 подчеркиваются несколько замечательных истин. (а) Этот стих раскрывает нашу обязанность заботиться о своих телах, даже если мы много трудимся ради Господа. (б) Он служит комментарием к любви Павла в отношении Тимофея и, следовательно, примером взаимной заботы, которая должна характеризовать проповедников евангелия. (в) Он показывает, что основным назначением даров чудотворения не было доставлять людям физические блага, иначе апостол исцелил бы желудочный недуг своего младшего товарища.
Дальше
назад
Богодухновенность писания (2)
Единство Библии
Одним из многочисленных свидетельств, доказывающих утверждение Библии о ее богодухновенности, является феноменальное единство, которое украшает ее благословенные страницы. Это удивительное собрание повествований писалось на протяжении шестнадцати столетий людьми различного происхождения (пастухами, царями, рыбаками, учеными), однако, оно характеризуется единством и целостностью, совершенно отвергающими объяснения, которые может дать человек. И это единство проявляется так многообразно.
Во-первых, существует единство темы на протяжении всего Слова. Это замечательным образом проявляется в сравнении между определенными частями первой и последней книг Библии. Например, в Книге Бытия раскрывается происхождение материальных небес и земли (1:1), в то время как в Книге Откровения земля и то, что на ней, подходят к своему концу и уступают место новому небу и новой земле (21:1). Далее, обманщик сатана (Быт. 3:1 и след.) более уже не будет обманывать (Отк. 20:10). Совершенный человек, ставший грешником (Быт. 3:6) в конечном итоге снова будет жить в совершенстве (Отк. 7:14; 22:14). Все это становится возможным благодаря тому семени женщины (Быт. 3:15), потомку Давида (Отк. 22:16), который посредством жертвы (Быт. 4:4) стал Агнцем, восшедшим на престол (Отк. 22:1). Таким образом, скорбь Едома (Быт. 3:16) закончится на небесах (Отк. 21:4), и дерево жизни, с которым были разделены наши древние предки (Быт. 3:22-24), вновь станет нашим достоянием (Отк. 22:14).
Во-вторых, в Библии есть единство замысла. Книга Бытия рассказывает о грехопадении человека. В книгах от Исхода до Второзакония, в которых приводится закон, дается определение и яркая характеристика греха. Исторические книги Ветхого Завета изображают неспособность человека оправдать самого себя на основе соблюдения закона, следовательно, они подчеркивают необходимость в Оправдателе. Книги пророков провозглашают пришествие этого прославленного Оправдателя. Через четыре столетия молчания авторы Евангелий сообщают нам о том, что Христос пришел и принес оправдание. Книга Деяний показывает, каким образом мужчины и женщины, жившие в первом столетии, прилагали к себе оправдательную благодать Господа посредством повиновения в любви. Раличные Послания к церквям и отдельным людям наставляли святых, как возрастать до уровня духовной зрелости и, наконец, Откровение рисует полную и окончательную победу нашего великого Бога над всеми Его врагами.
В-третьих, в Библии присутствует единство доктрины. Хотя в откровении, которое Бог постепенно являл людям, есть развитие определенных тем учения, среди библейских авторов существует теологическое согласие. Например: (а) Есть один Бог (божественная сущность), состоящий из трех ипостасей (Быт. 1:1,26; Втор. 6:4; Мат. 28:19; 2 Кор. 13:13). (б) Вселенная была сотворена Божеством (Быт. 1:1; Пс. 32:6-9; Иоан. 1:1-3; Евр. 11:3). (в) Человек имеет сложную природу (Быт. 1:26; 2:7; Еккл. 12:7; Мат. 10:28; 1 Фее. 5:23). (г) В искуплении за грех должна присутствовать кровь (Быт. 4:4; Лев. 17:11; Мат. 26:28; Иоан. 19:34). Такие примеры можно приводить бесконечно.
В-четвертых, Библия изобилует ненамеренными и, на первый взгляд, незначительными примерами гармонии. Давайте рассмотрим следующее: (а) Незадолго до основания Пасхи, которая приходилась на весну, Господь навел казни на Египет. Восьмой из этих казней был град, уничтоживший цветущий лен, который цвел именно в это время года (Исх. 9:31). В другом библейском отрывке, сорок лет спустя (Иис. Н. 4:19), когда израильтяне вошли в Ханаан, примерно в это же время года ("жатва" - 3:15), в дом Раав пришли соглядатаи. Эта смелая женщина спрятала их под снопами льна, сушившимися на крыше (2:6). Эти ненамеренные упоминания об урожае льна разделены четырьмя десятилетиями, но прекрасно согласуются друг с другом, (б) В Новом Завете мы узнаем, что при обработке усопших людей использовались большие количества благовоний (Иоан. 19:39). Египет славился своими традициями бальзамирования (Быт. 50:2,26). Поэтому нас не удивляет, что средства для бальзамирования доставлялись в Египет целыми караванами (Быт. 37:25). (в) В Египте Иосиф оказался в тюрьме, где были "заключены" узники царя (Быт. 39:20), и автор псалмов рассказывает нам, что Иосиф был закован в цепи и кандалы (104:18). (г) Когда Иисус накормил 5 000 человек, он усадил их на "зеленую траву" (Мар. 6:39), потому что, как говорит другой автор, приближался праздник Пасхи (Иоан. 6:4), который выпадал на весну. В Библии тысячи таких случайных совпадений; мы ни разу не находим в ней даже крохотных намеков на несоответствия, которые обычно досаждают самым искусным авторам. Это - гарантия богодухновенности!
Историческая достоверность Писания
Если Библия утверждает, что она есть слово Божье, мы имеем право ожидать, что она будет исторически достоверна, то есть, что между Писанием и солидными историческими документами древности будет существенное соответствие.
Достоверность Ветхого Завета - (а) Библейские свидетельства указывают на то, что Моисей написал Пятикнижие (Исх. 17:14; 24:4,7; Числ. 33:2; Втор. 31:24), и это было общепринятой точкой зрения вплоть до восемнадцатого столетия, когда рационалисты начали формулировать "документальную гипотезу". Однако, письменные произведения древности свидетельствуют в пользу утверждения Моисея. Иудейский историк Иосиф Флавий говорит о пяти книгах Моисея ("О древности иудейского народа. Против Апиона", I, 8), и языческие авторы Гекатей, Манефон, Лисимах, Эвполем, Тацит, Ювенал, Лонг - все приписывают Моисею законы, посредством которых иудеи отличались от других народов (Джордж Ролинсон, Historical Evidences, с. 254 и след.). (б) Ветхий Завет рассказывает о катастрофичном потопе, который наводнил всю землю (Быт. главы 6-8; Пс. 28:10). Древние летописи вавилонян, египтян, китайцев, американских индейцев, мексиканцев, кельтов, греков и т.д. упоминают подобное затопление, на самом деле было обнаружено между 250 и 300 повествований о потопе. (в) Одиннадцатая глава книги Бытия содержит повествование о "Вавилонской башне". Летописи из руин Вавилона рассказывают о древнем роде людей, которые попытались взобраться на небо, построив огромную башню. Она была опрокинута ветром, и это место получило название "Вавилон", потому что с тех пор появилось множество разнообразных языков (Джордж Ролинсон, Historical Illustrations of the Old Testament, с. 27,28). (г) Авторы Библии говорят о рабстве израильтян в Египте и об их чудесном освобождении из него (Исх. главы 7-14; Пс. 73:12 и след.). Один египетский папирус описывал бедствия в Египте, состоявшие из крови, гибели деревьев и плодов и т.п. Черный гранитный монумент, обнаруженный на границе Египта и Палестины, изображал тьму такой черноты, что никто не мог разглядеть лиц стоявших рядом людей (Иммануил Великовши, Worlds in Collision, с. 49,52,59). Тацит утверждал, что большинство авторов древности соглашались в том, что некий угнетенный народ, ненавистный богам, навел бедствие на Египет, после чего был выведен в пустыню и убежал (Ролинсон, Historical Illustrations, с. 66). (д) Покорение Ханаана Иисусом Навином описано в книге, носящей его имя. Один из авторов древности, Прокопий говорит о двух колоннах из белого камня в Тиджисе (Танжере), северная Африка, на котором написаны финикийские слова: "Мы - те, которые убежали от лица Иисуса Разбойника, сына Навина" (Historical Evidences, с. 301). (е) По свидетельству Книги пророка Даниила (1:1,2), царь Навуходоносор привел пленных иудеев в Вавилон и перенес часть сокровищ храма в сокровищницы своего бога. Берос, халдейский историк, пишет, что Навуходоносор привел пленных иудеев в Вавилон и "он изысканно украсил храм Вила и другие храмы трофеями, которые захватил в этой войне" (Иосиф Флавий, "Против Апиона", 1, 19).
Достоверность Нового Завета - (а) Иудейский историк Иосиф Флавий родился в 37 г. от Р.Х. Он стал автором нескольких ценных произведений, которые подтверждают исторические документы Нового Завета. Он подтверждает упоминание в Новом Завете об Ироде Антипе и жене его брата Филиппа (Мат. 14:3,4 - "Иудейские древности" 18,5,1). Он пишет, что Иоанн Креститель был "праведным человеком"; что он "убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни" и был казнен Иродом (Мат. 14:10 - "Древности" 18,5,2). Он упоминает смерть "Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом" ("Древности", 20,9,1). Он объясняет рвение иудеев в борьбе с римлянами тем, что их священные писания содержали указание на то, что "примерно в то время некто из их страны должен стать правителем всей обитаемой земли" ("Иудейская война" 6,5,4). Новый Завет изобилует ссылками на ожидание избавления, которое питали иудеи. Иосиф Флавий описывает внешность Ирода, провозглашение его божественности и неестественную смерть (Деян. 12:20 и след. - "Древности" 19,8,2). А.Кэмпбелл говорит: "Все сказанное в Новом Завете относительно любого из великих людей или событий в Риме, Иудее, Галилее, Сирии или Самарии, в достаточной мере подтверждается Иосифом [Флавием]" (The Preacher's Companion, с. 14). Я не упомянул спорный отрывок в произведении Иосифа относительно чудес Христа ("Древности" 18,3,3), но вы можете прочитать рассмотрение подлинности его слов в книге Хорна "Введение" (Introduction, том I). Может возникнуть вопрос о том, почему этот историк уделил так мало внимания личности настолько выдающейся, как Иисус. Известность Господа в те времена подтверждается упоминаниями о нем в произведениях римских историков. Тацит, который писал примерно в 100 г. от Р.Х., говорил о христианах, которые получили это название от имени своего предводителя, Христа, казненного Понтием Пилатом в царствование Тиберия. Он утверждает, что христианство распространилось даже до самого Рима и что христиане подвергались жестоким гонениям ("Анналы" 15,44). Поэтому возникает такой сложный вопрос: если Тацит, римлянин, был так осведомлен о христианстве, то как мог Иосиф Флавий, выходец из иудейского народа, знать так мало? На самом деле, Иосиф знал гораздо больше! Как отмечает Мак-Гарви, Иосиф Флавий писал для того, чтобы возвысить иудейский народ в глазах греков и римлян. Любое справедливое повествование о Христе могло стать постыдным для иудеев. Поэтому национальная гордость и религиозный фанатизм требовали, чтобы Иосиф Флавий хранил молчание по этому поводу. Но его молчание становится чрезвычайно красноречивым! (Дж.У. Мак-Гарви, Evidences of Christianity, III, с. 7,8).
(б) В конце прошлого столетия сэр Уильям Рэмзи, ученый, подвергавший сомнению подлинность Книги Деяний, собрал археологическую экспедицию в Малую Азию с явным намерением опровергнуть историчность и точность этой книги. Спустя годы исследований, в буквальном смысле раскапывая доказательства, он полностью изменил свою точку зрения. Он убедился в том, что Деяния были написаны Лукой, Он написал: "Рассказ Луки превосходен в смысле его надежности ... . Лука - это историк высшего класса; его фактические утверждения не просто достоверны; он обладает истинным историческим чутьем ... этого автора следует поместить среди самых великих историков" (Luke the Physician, с. 177-179,222).
Безупречная точность Библии - Еще одно указание на достоверность Библии это ее безупречная точность в мельчайших деталях. Произведения, созданные людьми, неизбежно имеют некоторую степень ошибочности, даже если они создаются большим трудом очень старательными исследователями. Позвольте мне показать контраст между некоторыми классическими литературными произведениями и Библией, (а) Историк Иосиф Флавий написал, что иудей по имени Елимелех "поженил сыновей своих на моави тянках" ("Древности" 5,9,1), но он ошибся, ибо его сыновья взяли себе жен из Моава после смерти отца (Руф. 1:3,4). (б) Адам Кларк был королем среди авторов комментариев по Ветхому Завету и по своей эрудиции превосходил большинство современников. Он посвятил сорок лет труда своему комментарию к Библии, Commentary on the Holy Bible. Однако, говоря о Книге Бытия 1:16, он предполагал, что луна имеет реки, растения и, несомненно, населена разумными существами. Но боговдохновенные авторы Писания не имели в виду никаких подобных причудливых догадок. Говоря о 4 Книге Царств 5:1, Кларк сказал, что Иосиф Флавий никогда не упоминал Неемана, но он ошибся, ибо на самом деле Иосиф говорил о Неемане ("Древности" 8,15,5). (в) Шекспир в своей "Зимней сказке" говорит о корабле, подплывающем к пустыням Богемии, но ближайшее морское побережье расположено примерно в ста милях от Богемии.
В книге "История и описание Германии" историк Тацит сделал столько географических ошибок, что это поражает современных исследователей. Когда была впервые опубликована "Британская Энциклопедия", она содержала такое количество ошибок относительно географии Америки, что издатели "Новой Американской Энциклопедии" специально издали брошюру, перечисляющую эти ошибки. Такие огрешности невозможно обнаружить в Слове Божьем. Давайте рассмотрим несколько примеров точности Библии, (а) Библия всегда верна в плане топографии. Египет расположен ниже уровня Вефиля, поэтому Авраам "сошел" туда (Быт. 12:10). Содом расположен ниже Хеврона, поэтому Господь сказал "сойду" перед тем, как отправиться в Содом (Быт. 18:21). Стороны света, определяемые по компасу, всегда называются с точностью. Вефиль находится "на запад" от Гая (Быт. 12:8). Дорога из Иерусалима в Газу находится к югу от Самарии (Деян. 8:26, СПБТ). Знойные "восточные ветры" дуют на Египет (Быт. 41:23) и Ниневию (Ион. 4:8), но дождь в Палестину приходит "с запада" (Лук. 12:54). (б) Писание правильно представляет обычаи тех дней, из которых оно, по его собственному утверждению, приходит. Согласно манере одеваться в то время, различные вещи переносились "на груди" или на "лоне" (Ис. 40:11; Лук. 6:38). Гробницы высекались из камня (Мат. 27:60), а виноградные точила выкапывались в земле (Мат. 21:33), однако, ничто подобное не использовалось с первого столетия! (Дж.У. Мак-Гарви, Lands of the Bible, глава IX). Павел, несмотря на свою быт ность видным иудейским законоведом, также был изготовителем палаток, потому что в добавление к духовным занятиям иудеи преподавали своим сыновьям какое-либо ремесло (Деян. 18:3). Кожевник Симон жил около моря (Деян. 10:6), потому что, как показала археология, при дублении кожи использовалась морская вода. (в) Библия точно изображает даже отношения людей в первом столетии. Строгость фарисеев (Деян. 26:5) упоминается Иосифом Флавием ("Война" 1,5,2). Он также подтверждает расовую напряженность между иудеями и самарянами, описанную в Новом Завете (Иоан. 4:9). ("Древности" 11,4,9).
Научные жемчужины, сокрытые в Библии
Доктор Генри М. Моррис начинает свою интересную и популярную книгу небольшого объема "Библия и современная наука" (The Bible and Modern Science) следующими словами: "Одно из самых поразительных доказательств богодухновенности Библии состоит в огромном количестве научных истин, которые были сокрыты на ее страницах на протяжении трех тысяч лет и более и были обнаружены человеком только в течение последних нескольких столетий или даже лет" (с. 5). Насколько это истинно. Библия не претендует на звание научного учебника; гораздо в меньшей степени она участвует в научных размышлениях. Однако, в Писании есть многочисленные примеры того, как боговдохновенные авторы попросту утверждали или упоминали определенные научные истины, которые они не смогли бы познать естественным образом. Ибо эти научные истины были раскрыты только через многие столетия. Позвольте мне предложить вашему вниманию некоторые из них.
Библия и астрономия - Земля имеет сферическую форму (Прит. 8:27; Ис. 40:22) и подвешена в космосе (Иов. 26:7). Звезды бесчисленны (Иер. 33:22), издают звуки (Иов. 38:7) и управляются законами неба (Иов. 38:33). Луна это отражатель ("свидетель", свидетельствующий за другого) (Пс. 88:38). Человек не может измерить вселенную (Иер. 31:37).
Библия и геология - Земля свидетельствует осадочное происхождение (Быт. 1:2; 2 Пет. 3:5).
Библия и океанография - Моря были сотворены с единым дном (Быт. 1:9). В морях есть пути или "стези" (Пс. 8:9). Океанское дно изрезано глубокими ущельями (Иов. 38:16; 2 Цар. 22:16) и содержит источники пресной воды (Быт. 7:11; Иов. 38:16)
Библия и метеорология - Предполагается наличие круговорота воды, включающего испарение, перемещение, конденсацию и силу тяжести (Иов. 36:27,28; Еккл. 1:7). Электричество вызывает дождь (Иов. 38:25-26). Воздух имеет вес (Иов. 28:25) и перемещается кругами (Еккл. 1:6).
Библия и физика - В настоящее время не создается ни материя, ни энергия (Быт. 2:1), напротив, вселенная подходит к концу своего существования или изнашивается (Ис. 51:6; Пс. 101:27; Евр. 1:11). Для распространения света в пространстве необходимо время, поэтому он существует в определенном "пути" (Иов. 38:19,24).
Библия и биология - Жизнь не возникает самопроизвольно (Деян. 17:25). Живые существа производят себе подобных согласно законам наследственности (Быт. 1:11,12,21,24). В клеточной структуре основных классов живых существ имеется существенное различие (1 Кор. 15:39).
Библия и медицина - Законы о санитарии предполагают, что существуют микробы (Лев. 11:29-36; Втор. 23:12-14). Жизнь находится в крови (Лев. 17:11), и все народы имеют общее физическое единство (Деян. 17:26). Восьмой день идеален для обрезания (Быт. 17:12).
Библия и психология - "Если бы вам пришлось подвести итог всех авторитетных статей, когда-либо написанных самыми квалифицированными психологами и психиатрами на тему психического здоровья, - если бы вам пришлось объединить их, очистить от излишней многословности, - если бы вам пришлось отделить мясо от петрушки, и если бы самые способные из живущих ныне поэтов смогли кратко выразить эти нефальсифицированные частички чисто научного знания, у вас получилось бы неуклюжее и неполное подобие Нагорной проповеди. И это подобие не выдержало бы никакого сравнения. Почти две тысячи лет христианский мир держит в своих руках полный ответ на свои беспокойные и бесплодные стремления. Здесь ... кроется образец успешной человеческой жизни с оптимальным психическим здоровьем и довольством" (Дж.Т. Фишер и Л.С. Холи; A Few Buttons Missing, с. 273).
Свидетельство исполненных пророчеств
Одно из самых убедительных свидетельств богодухновенности Библии состоит в пророчестве и исполнении. Посредством сверхъестественного откровения и богодухновенности пророки Божьи были наделены способностью писать об определенных исторических событиях за сотни лет до того, как эти события происходили. Таким образом, простым определением пророчества будет "история, написанная заранее".
Исследователи предложили некоторое количество критериев для определения подлинности пророчества в противовес теоретическим предсказаниям. Оно должно включать: (1) Надлежащий расчет времени, то есть, пророчество должно быть изречено задолго до его исполнения. (2) Конкретные детали, а не туманные обобщенности и отдаленные возможности. (3) Точное исполнение, а не просто высокую степень вероятности.
Божественное мерило для определения истинного пророка было высказано Моисеем. "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово" (Втор. 18:22).
Из всех областей библейских пророчеств, изучение которых может быть удивительно полезным, я кратко рассмотрю только две: (1) пророчества относительно иудейского народа; (2) пророчества относительно Христа.
Иудеи в пророчествах
Рассказывают, что когда Фридрих Великий спросил своего капеллана, каким в двух словах будет самый убедительный аргумент в защиту Библии и христианства, тот ответил: "Евреи, Ваше величество". В Библии есть десятки пророчеств, которые, по сути дела, в общих чертах обрисовывают историю еврейской нации. Но в качестве конкретного примера приведем двадцать восьмую главу Книги Второзакония, целое созвездие пророчеств, говорящих о будущей истории евреев. В этой главе Моисей предостерегает, какой будет судьба евреев, если они перестанут повиноваться закону Господа (что, как показывает история, и случилось). Следующие факты дадут вам возможность увидеть основные обстоятельства этой главы вместе с соответствующим исполнением многочисленных пророчеств, зафиксированным позднее другими ветхозаветными историками и иудейским автором, Иосифом Флавием.
В Книге Второзакония 28:47-68 подробно рассмотрены следующие пророчества. (а) Господь издалека приведет против Израиля народ, языка которого они не понимали. (б) Враги Израиля будут жестоки и не будут уважать ни старого, ни молодого. (в) Иудейские города будут осаждены и захвачены. (г) Будет много страданий, особенно от голода. (д) Нужда будет настолько сильной, что они будут есть плоть своих собственных детей. (е) Огромное количество израильтян будет уничтожено. (ж) Некоторые иудеи будут проданы в Египет как рабы. (з) Израиль будет изгнан из своей страны и рассеян до пределов земли. (и) Иудеи не найдут покой и мир там, где они окажутся. (к) Их имя станет ужасом, притчею и посмешищем, куда бы они ни отправились (ст. 37).
Что удивительно, история содержит следующие факты о последующей истории иудейского народа. (а) Иудеев захватывали три основные враждебные державы - Ассирия (721 г. до Р.Х.), Вавилония (606 г. до Р.Х.) и Рим (70 г. от Р.Х.). (б) Во время вавилонского завоевания халдейский царь убивал иудейских "юношей их мечем в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его" (2 Пар. 36:17). И Иосиф Флавий говорит, что, когда римляне пришли в Иерусалим, они умертвили всю молодежь, "не пожалев людей любого возраста" ("Война" 3,7,1). (в) Когда иудейские города попадали в осаду, был сильный голод и огромные страдания. При осаде Самарии условия были настолько стесненными, что ослиную голову продавали за восемьдесят сиклей серебра (4 Цар. 6:25). Когда вавилоняне напали на Иерусалим, в городе усилился голод и "не было хлеба у народа земли" (4 Цар. 25:3). Иосиф Флавий рассказывает, как во время римского нашествия члены семьи вырывали пищу друг у друга по причине великого голода ("Война" 5,10,3). (г) Невероятно, но в эти кризисные времена родители иудеи ели плоть своих собственных детей. Такое случалось в Самарии (4 Цар. 6:29), а также в Иерусалиме до вавилонского нашествия (Книга Варуха 2:1-3) и во время римского завоевания ("Война" 6,3,4). (д) В этих нападениях было убито бесчисленное количество иудеев. Иосиф Флавий записал, что римляне убили более миллиона человек ("Война" 6,9,2-4). В добавление к этому, многие иудеи были проданы в рабство в Египет ("Война" 6,9,2). (е) Иудеи были сорваны с привычных мест обитания и рассеяны по другим странам. Это произошло во время ассирийского плена (4 Цар. гл. 17), а также во время вавилонского плена (2 Пар. гл. 36). Обратите внимание на то, что Неемия в одноименной книге признает вавилонский плен в качестве рассеяния от Бога (1:8). Амос говорил о том, что израильтяне будут перемешаны среди других народов, как зерна в решете (9:9). Интересно отметить различные страны, из которых иудеи собрались, чтобы отметить свои национальные праздники (Деян. 2:5,9-11). Кстати, также важно отметить, что, хотя Бог предупреждал, что он рассеет иудеев, они не были уничтожены полностью (Лев. 26:44), но, куда бы они ни отправились, они сохраняли свою национальную самобытность. (См. Числ. 23:9.) И, что также имеет значение, Израиль это единственный народ, который можно проследить от начала до нынешнего времени. (ж) История изобилует примерами того, как евреев преследовали от страны к стране. В тринадцатом веке они были изгнаны из Англии Эдуардом I. В четырнадцатом веке так же поступил Карл VI во Франции, а столетие спустя это повторили Фердинанд и Изабелла в Испании (Томас Ньтон, Dissertations on the Prophecies, с. 98). (з) В заключение, вошедшее в поговорку употребление слова "еврей" известно всем настолько, что вряд ли нуждается в комментариях (ср.: Иер. 24:9).
Христос в пророчествах
Когда Христос вошел в синагогу в Назарете, он развернул свиток пророка Исайи и начал читать: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное". Затем он отдал свиток служителю и провозгласил: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лук. 4:17-21). Иисус часто признавал, что о нем говорилось в Ветхом Завете. Однажды он сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39). И незадолго до своего вознесения Господь подтвердил: "... надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лук. 24:44).
Приведение людей ко Христу было одной из самых главных задач Закона Моисеева. Павел подтверждает это в Послании к Галатам 3:24, где он говорит: "Итак закон был для нас детоводителем ко Христу ...". Таким образом, деятельность Господа Иисуса в исполнении пророчеств становится очень важным аспектом библейских свидетельств.
Сидни Коллетт указывает, что "в Ветхом Завете есть не менее 333 пророчеств, которые сосредоточиваются на личности Мессии, каждое из которых, относящееся к его земной жизни, было исполнено с точностью до буквы" (All About the Bible, с. 84). Давайте кратко рассмотрим некоторые из важных пророчеств о Христе.
(1) Родословие Христа в пророчестве - Обратите внимание на следующие ветхозаветные пророчества относительно происхождения Христа вместе с новозаветными ссылками, указывающими на их исполнение, (а) Христос будет семенем женщины (Быт. 3:15; Гал. 4:4). (б) Он будет потомком Авраама, иудеем (Быт. 22:18; Гал. 3:16). (в) Господь придет от колена Иудина (Быт. 49:10; Евр. 7:14). (г) И Он также будет происходить от царского рода Давида (2 Цар. 7:12 и след.; Евр. 1:5). (д) Наконец, было предсказано, Кто его родит, и это была девственница (Ис. 7:14; Мат. 1:18-22). Интересно отметить, что эти пророчества становятся все более конкретными.
Человеческий род
Иудейский народ
Колено Иудино
Род Давида
Дева Мария
(2) События, связанные с рождением Христа - (а) Зачатие и рождение Сына Божьего от девственницы должно было произойти чудесным образом (Ис. 7:14; Мат. 1:18-22). (б) Несмотря на то, что Его мать и приемный отец жили в Назарете, Мессия должен был родиться в Вифлееме иудейском (Мих. 5:2; Мат. 2:1). (в) С рождением Господа будет связано убийство невинных младенцев (Иер. 31:15; Мат. 2:16-18). (г) Это приведет к необходимости побега в Египет, откуда Мессия должен вернуться (Ос. 11:1; Мат. 2:15).
(3) Время пришествия Христа - (а) Спаситель должен был прийти и начать Свою деятельность во времена Римской империи (Дан. 2:44; Лук. 2:1). (б) При рождении Христа Иуда по-прежнему должен был оставаться правящим коленом, имеющим особые отличительные признаки (Быт. 49:10). Когда родился Иисус, "иудеями правил царь в их собственной стране; они управлялись своими собственными законами; и совет этого народа осуществлял свою власть и полномочия. К этому времени другие колена перестали существовать или растворились среди народов. Осталась одна Иуда ... ." Спустя несколько лет после рождения Иисуса Архелай, который царствовал в Иуде некоторое время (Мат. 2:22), "был свергнут с престола и изгнан; прокуратором был назначен Копоний; и статус царства Иуды, последнего остатка величия Израиля, был снижен до области в Сирийской провинции" (Ричард Уотсон, А Biblical and Theological Dictionary, с. 560-561). (в) Книга пророка Малахии 3:1, вероятно, указывает на то, что Христос придет в то время, когда еще будет существовать иерусалимский храм, следовательно, до 70 г. от Р.Х. То, что иудейский храм был "Его храмом", подтверждается тем фактом, что Он дважды очищал его (Иоан. глава 2; Мат. глава 21) и что Он претендовал на освобождение от храмовой подати на том основании, что был Сыном Божьим (Мат. 17:24-27). Однако, это пророчество не следует ограничивать храмом в буквальном смысле; оно также имеет духовное приложение к церкви (1 Кор. 3:16). (г) Даниил провозгласил, что искупительное деяние "Помазанника" (Христа) произойдет спустя примерно 70 пророческих недель (490 лет) от времени повеления заново отстроить Иерусалим после вавилонского плена (457 г. до Р.Х.), то есть, приблизительно в 33 г. от Р.Х. (д) Выражение "полнота времени" в Послании к Галатам 4:4 предполагает определенные условия, приготовленные провидением, которые предварили рождение Спасителя. Смотрите книгу Х.Х. Ньюмана "Руководство по церковной истории" (Manual of Church History), том I, с. 34-64, где совершенно замечательным образом рассмотрена подготовленность к этому первого столетия нашей эры.
(4) Сущность Христа в пророчествах - Пророки указывали на то, что Христос будет как человеком, так и Богом. Несмотря на свое рождение, Он был предвечен (Мих. 5:2; Иоан. 1:1,14). Он был человеком, однако, и ближним Господа (Зах. 13:7). Слово "ближний" (древнеевр. amith) означает "соединяться, сочетаться" и предполагает равенство. Кейл говорит, что оно может употребляться только с богом или тем, "кто сопричастен божественной сущности или сам по существу божественен" (Minor Prophets, том II, с. 397).
(5) Характер Христа в пророчествах - Определенное количество удивительных черт характера Господа изображены пророчески в Ветхом Завете. Его сверхъестественная мудрость описана в Книге пророка Исайи 11:1-5. Например, суждения Христа о людях основывались не на физическом восприятии, а на божественной проницательности (Мат. 9:4; 12:25; Иоан. 2:24,25). Методы, при помощи которых Спаситель учил людей, были мягки и сострадательны в убеждении, и это было предсказано в Книге пророка Исайи 42:1-4. Христос не был неистовым подстрекателем толпы. Он также не стремился сокрушить тех, кто запутался во грехе. Его целью было помочь человеку. Обратите внимание на то, как Матфей применил ко Христу это ветхозаветное пророчество (Мат. 12:15-21). Благотворительные аспекты служения Господа были предсказаны в Книге пророка Исайи 61:1-3 и исполнены в Евангелии от Луки 4:17-19. В Ветхом Завете было предсказано даже безупречное повиновение Христа. Автор псалмов представляет Мессию, говорящего: "Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:9; Евр. 10:5-7). Исайя описывает нашего Господа как "Праведника, Раба" Божьего (Ис. 53:11). Как замечательно исполнились эти пророчества в непорочном Агнце Божьем. Сам Христос говорил: "Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан. 8:29). Павел сказал, что Христос был "незнавшим греха" (2 Кор. 5:21), и Петр утверждал, что Иисус "не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:22). Даже враги провозглашали Его невиновность в прегрешениях (Мат. 27:4,19,24,54).
(6) Служение Христа - О подготовительной работе Иоанна Крестителя говорили пророки Исайя и Малахия (Ис. 40:3-5; Мал. 4:5,6; Мат. 3:3). Ветхий Завет изображал Христа чудотворцем (Ис. 35:5,6). Авторы евангелий приписывают Христу не менее 39 конкретных чудес (в дополнение к другим упоминаниям). Триумфальный вход Христа в Иерусалим был описан в Книге пророка Заха-рии 9:9 и исполнился в течение последней недели служения Господа (Мат. 21:5 и след.).
(7) Предательство, отречение, смерть и воскресение - В Ветхом Завете предсказывалось, что Иисус будет предан другом (Пс. 40:10) и, в конечном итоге, отвергнут (Ис. 53:1-3). Его оценят в тридцать серебренников (Зах. 11:12), и во время суда Его будут бить и оплевывать (Ис. 50:6). Что касается образа Его смерти, то Его руки и ноги пронзят (Пс. 21:17), однако, кости не должны быть сломаны (Исх. 12:46). Умирая, Он будет жаждать (Пс. 21:16), и Ему подадут уксус (Пс. 68:22). В смерти Он будет причислен к преступникам и погребен с богатыми (Ис. 53:12,9). Он умрет, но Его плоть не увидит тления, напротив, Он будет воскрешен из мертвых (Пс. 15:10) и вознесен одесную Бога (Пс. 109:1). Необходимо лишь изучить исторические повествования Матфея, Марка, Луки и Иоанна, чтобы увидеть, каким удивительным образом исполнились все эти пророчества.
В интересной небольшой книге "Говорит Наука" (Science Speaks) математик Питер У. Стоунер берет восемь ветхозаветных пророчеств, описывающих пришествие Мессии. Согласно его подсчетам, шансы того, что они будут случайно исполнены одним человеком (как это сделал Христос) равняются примерно 1 к 100 000 000 000 000 000 (с. 106).
Истинно, библейские пророчества это один из самых значительных аспектов, подчеркивающих богодухновенность Священной Библии.
Текст Нового Завета
Я хочу кратко рассмотреть удивительную целостность текста нашего Нового Завета. Многие люди, изучающие Библию, удивляются, узнав, что оригинальные писания, созданные авторами Нового Завета, более не существуют. Большинство из них, вероятно, были утеряны очень рано. Например, Ириней (ученик Поликарпа, который лично общался с апостолом Иоанном) писал примерно в 178 г. от Р.Х. Он обращает внимание на полемику относительно того, написал ли Иоанн 666 или 616 в Книге Откровения 13:18, показывая этим самым, что оригинальная рукопись уже была утрачена. Вполне возможно, что ранняя утрата оригиналов рукописи произошла согласно божественному замыслу, ибо несомненно, что люди вскоре превратили бы Святое Писание в идола, если бы сохранились подлинные писания апостолов.
Несмотря на тот факт, что мы не обладаем оригинальными богодухновенными документами, благодаря науке "текстуальной критики", наша уверенность в подлинности новозаветного текста имеет очень прочное основание. Х.К. Тиссен хорошо сформулировал цели текстуальной критики. "Критическое изучение текста ставит своей целью изучение всех материалов, имеющих какое-либо отношение к природе оригинальных текстов, применение обоснованных принципов критического изучения к различным вариантам прочтения и воспроизведение первоначального текста" (Introduction to the New Testament Т, с. 31). Итак, давайте рассмотрим, с чем имеет дело текстуальная критика в стремлении восстановить новозаветный текст.
Материалы, имеющиеся в наличии
Существуют три основных доступных источника для установления текстов оригиналов: (1) греческие рукописи; (2) ранние версии (переводы на другие языки); (3) цитаты из произведений авторов послеапостольского периода. Давайте кратко рассмотрим эти три группы материалов.
I. Рукописи на греческом языке - "Целиком или по частям сохранилось более 4 000 греческих рукописей Нового Завета" (Ф.Ф. Брюс, The New Testament Documents: Are they Reliable?, с. 16). Эти греческие рукописи в свою очередь можно подразделить следующим образом.
1. Папирусы - Этот класс представлен очень ранней группой рукописей, при написании которых использовался материал, изготовленный из растения папирус. По причине их хрупкости, эти рукописи находят, по большей части, в фрагментах. Сэр Фредерик Кеньон в 1941 году говорил, что их количество может доходить до 170, и, конечно, за последние полвека были обнаружены и другие рукописи. Многие датируются вторым и третьим веками.
2. Рукописи, написанные унциальным шрифтом - Термин "унциальный" обозначает стиль письма, общий для определенных рукописей. Унциальный текст был стилем письма, подобно нашему печатному, который обычно наносили на тонкий пергамент. В 1955 году в предисловии к изданию своей книги Introduction to the New Testament Тиссен сказал, что сохранились 212 унциальных рукописей (с. 38). Следует упомянуть некоторые из самых значительных. Самая ценная рукопись Нового Завета это Ватиканская. Она датируется серединой четвертого столетия от Р.Х. Она содержит весь Новый Завет за исключением первого и Второго Посланий к Тимофею, Посланий к Титу, Филимону, Книги Откровения, а также заключительной части Послания к Евреям (начиная с 9:14). Вторая самая ценная рукопись, написанная унциальным шрифтом, это Синайская. Она датируется концом четвертого столетия и содержит отрывки Ветхого Завета, весь Новый Завет и апокрифические Послание Варнавы и Пастыря Ерма (в незаконченном виде). Александрийская рукопись, первая половина пятого столетия, содержит весь Новый Завет за исключением нескольких отрывков Евангелий от Матфея, Иоанна и 2 Послания к Коринфянам. Рескрипт Ефрема также датируется пятым столетием и содержит части всех новозаветных книг, исключая 2 Послание к Фессалоникийцам и 2 Послание Иоанна. Вашингтонская рукопись содержит четыре евангелия.
3. Рукописи, написанные минускулами - Минускульное письмо это строчный рукописный шрифт, сопоставимый с нашим письменным. Они появились примерно в восьмом веке, было собрано и описано около 2 500 таких рукописей.
4. Лекционарии - Лекционарии это старинные уроки для чтения, которые использовались на общих собраниях церквей. Известно о существовании более 1 600 таких уроков, которые датируются начиная с шестого столетия. Большая их часть написана унциальным шрифтом.
II.Ранние версии - Вторым источником для установления подлинности оригинального текста Нового Завета служат ранние версии, которые являются переводами на другие языки, кроме греческого. Они имеют исключительную ценность, потому что некоторые из них датируются примерно двумя столетиями раньше, чем самые старые унциальные рукописи. Выделяются три основные группы: (1) сирийские версии; (2) египетские версии; (3) латинские версии. Например, произведение Тациана на древнесирийском языке (гармонизация евангельских повествований) датируется примерно 170 г. от Р.Х. Переводы на египетский язык восходят к периоду между 200 и 250 гг. от Р.Х. Латинские версии восходят как минимум к четвертому столетию. Например, латинская Вульгата была закончена (Новый Завет) в 386 г. от Р.Х. А.Т. Робертсон пишет: "Есть около 8 000 рукописей латинской Вульгаты и, по крайней мере, 1 000 рукописей других ранних переводов" (Introduction to the Textual Criticism of the New Testament, с. 70).
III. Цитаты из произведений авторов послеапостольского периода - Произведения так называемых "отцов церкви" имеют значительную ценность в установлении первоначального текста Нового Завета. Некоторые из этих авторов древности пребывали в тени апостольского века, и их цитаты из Нового Завета очень обильны. Известный исследователь Бенджамин Уорфилд отметил, что, даже если бы у нас были только эти цитаты, сохранившиеся от ранних авторов, мы смогли бы по существу воспроизвести учение Нового Завета. Х.Л. Гастингс выразительно подчеркивал это свидетельство. Давайте рассмотрим следующие данные. "Ориген, который писал за сто лет до Никейского собора, цитирует 5 745 отрывков из всех книг Нового Завета; Тертуллиан, 200 г. от Р.Х., приводит более 3 000 выдержек из новозаветных книг; Климент, 194 г. от Р.Х., цитирует 380 отрывков; Ириней, 178 г. от Р.Х., цитирует 767 отрывков; Поликарп, умерший мученической смертью в 165 г. от Р.Х., посвятив служению Христу восемьдесят шесть лет, в одном послании цитирует 36 отрывков; Юстин Мученик, 140 г. от Р.Х., также приводит выдержки из Нового Завета; не говоря уже о таких языческих и неверующих авторах, как Цельс, 150 г. от Р.Х., и Порфирий, 304 г. от Р.Х., которые упоминали или цитировали десятки тех самых отрывков, которые мы теперь имеем в Писании. Лорд Хейлс, Шотландия, исследовав писания отцов христианства вплоть до третьего столетия, фактически обнаружил весь Новый Завет, за исключением всего лишь десятка стихов, разрозненный в их писаниях, которые имеются в наличии ..." (The Inspiration of the Bible, с. 12).
Текст Нового Завета и классическая литература
Возможно, значение вышеприведенных фактов можно оценить только при сопоставлении свидетельств Нового Завета с имеющимися свидетельствами относительно произведений, созданных классическими авторами древности.
Одним из самых выдающихся текстуальных критиков всех времен был Ф.Х.А. Скривнер. В 1883 году (что было до многочисленных недавних находок рукописей) доктор Скривнер писал: "Подобно тому как Новый Завет значительно превосходит все другие сохранившиеся письменные документы древности по ценности и представляемому интересу, так и его копии, сохранившиеся в виде рукописей и датируемые начиная с четвертого столетия нашей эры, значительно более многочисленны, чем копии самых известных писателей Греции и Рима. Количество уже обнаруженных и внесенных в каталоги рукописей едва ли не превышает две тысячи; и еще большее количество по-прежнему задерживаются в монастырских библиотеках Востока. С другой стороны, рукописи наиболее выдающихся классических поэтов и философов более редки и сравнительно современны. У нас нет более ранней полной копии работ самого Гомера, чем датируемая тринадцатым столетием, хотя на свет появились некоторые значительные фрагменты, которые, возможно, восходят к пятому веку; в то время как более чем одно произведение, имеющее высокую и заслуженную репутацию, дошло до нашего времени только в одном экземпляре. Опыт, который мы извлекаем из критического исследования немногих сохранившихся рукописей классических произведений, заставляет нас испытывать благодарность за качество и обилие рукописей Нового Завета" (Introduction to the Criticism of the New Testament, с. 3,4).
В 1886 году Бенджамин Уорфилд написал: "Самое удивительное в отношении рукописей Нового Завета это их огромное количество: как уже сообщалось, было каталогизировано около двух тысяч из них - количество, совершенно несопоставимое с тем, что сохранила древность для других книг" (Introduction to the Criticism of the New Testament , с. 28).
Комментируя сопоставление Библии и произведений классической литературы древности в 1890 году, Эндрю Арчибальд писал: "Не сохранилась ни одна из оригинальных рукописей Библии. Следует ли нам по этой причине отвергнуть эту книгу? Таким же образом, мы могли бы избавиться от произведений Гомера, который жил и писал в период от восьми до девяти столетий до пришествия Христа, от произведений которого не сохранилось ни одного экземпляра старше тринадцатого века, и даже фрагменты датируются не ранее шестого века - спустя полторы тысячи лет после смерти слепого поэта. История Геродота сохранилась в рукописи, восходящей лишь к девятому столетия, но этот историк жил в пятом веке до начала христианской эпохи. Нет экземпляров произведений Платона, которые датировались бы прежде девятого столетия, а он писал за целую тысячу лет до этого" (The Bible Verifield, с. 29).
Во времена, не столь давние, Ф.Ф. Брюс, преподаватель критического изучения и толкования текстов Манчестерского университета, утверждал: "Свидетельства в пользу нашего Нового Завета значительно превосходят свидетельства в пользу многих произведений классических авторов древности, подлинность которых никто не посмеет оспаривать. И если бы Новый Завет был собранием светских писаний, их подлинность не подвергалась бы сомнению. Это курьезно, что историки зачастую оказываются более готовы доверять повествованию Нового Завета, чем многие богословы ...".
Вероятно, мы сможем оценить, насколько богато документальное подтверждение Нового Завета, если мы сравним его текстуальный материал с другими древними историческими произведениями. Имеются в наличии несколько рукописей произведения Цезаря "Записки о галльской войне" (написано между 58 и 50 гг. до Р.Х.), но только девять или десять из них хорошо сохранились, и самая старая из них датируется примерно 900 годами после времен Цезаря. Из 142 книг "Римской истории от основания города", написанных Ливнем (59 г. до Р.Х. - 17 г. от Р.Х.) сохранились только тридцать пять, которые известны нам только по двадцати рукописям, которые считаются подлинными, и только одна из них, содержащая фрагменты Книг iii-vi, датируется четвертым веком. Из четырнадцати книг "Историй" Тацита (ок. 100 г. от Р.Х.) сохранились четыре с половиной; из шестнадцати книг его "Анналов" сохранились десять целиком и две - частично. Текст этих имеющихся в наличии частей его двух великих исторических произведений целиком зависят от двух рукописей, одна девятого века, другая - одиннадцатого. Все имеющиеся в наличии рукописи его менее значительных произведений ("Диалог об ораторах", "Агрикола", "Германия") восходят к собранию десятого века. История Фукидида (ок. 460-400 гг. до Р.Х.) известна нам по восьми рукописям, самая ранняя из которых принадлежит 900 г. от Р.Х., и нескольким обрывочным папирусам, восходящим примерно к началу христианской эры. Это же истинно в отношении Истории Геродота (ок. 480-425 гг. до Р.Х.). Однако, ни один исследователь классической литературы древности не станет слушать доводы против подлинности Геродота или Фукидида, потому что самые ранние рукописи их произведений, которые могут быть полезны для нас, появились на свет спустя более 13 столетий после своих оригиналов" (цитир. ранее, с. 15,16,17).
Много дополнительных материалов о наличии рукописей классических произведений древности можно найти в книге Ф.У. Холла Companion to Classical Texts (Оксфорд: Кларендон Пресс, 1913).
Собирание рукописных свидетельств было таким обширным и работа по научному критическому изучению текстов была столь точной, что мы можем выразить полную уверенность в надежности новозаветного текста. Хотя верно то, что существуют определенные незначительные варианты прочтения, они действительно незначительны. Весткотт и Хорт считали, что спорные отрывки Нового Завета вряд ли составляют одну тысячную часть целого.
Позвольте мне подчеркнуть значимость этого довода. Письменные документы Нового Завета существуют почти 1 900 лет. И в течение пятнадцати из этих веков они переписывались от руки. Несмотря на это, есть только от 12 до 20 значительных текстуальных вариантов во всем Новом Завете, и ни один из них не касается какого-либо важного вопроса учения. С другой стороны, посмотрите на произведения Уильяма Шекспира. Эти произведения существуют около четырех столетий (со времени изобретения печатного станка) и, тем не менее, "в каждой из тридцати семи пьес Шекспира есть около ста вариантов прочтения, из-за которых по-прежнему ведутся споры, большое их количество существенно затрагивает значение отрывков, в которых они встречаются" (Гастингс, цитир. ранее).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СУЩЕСТВОВАНИЯ РУКОПИСЕЙ НОВОГО ЗАВЕТА И ДРЕВНЕ-КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
800
700
600
500
400
300
200
100 до Р.Х
0
100 от Р.Х
200
300
400
500 ¦
600 ¦
700 ¦
800 ¦
900 ¦
1000 ¦
1100 ¦
1200 ¦ ¦
1300 ¦ ¦
1400 ¦ ¦
1500 ¦ ¦
1600 ¦ ¦
1700 ¦ ¦
1800 ¦ ¦
1900 ¦ ¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
Гомер Геродот Фукидид Платон Тацит Новый Завет
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
- Время сочинения рукописи
¦ - Фрагменты рукописей
¦ - В значительной степени полные рукописи
ИТОГ:
1. Гомер - 1500 лет от источника
2. Геродот - 1800 лет от источника
3. Фукидид - 1300 лет от источника
4. Платон - 1200 лет от источника
5. Тацит - 750 лет от источника
6. Новый Завет - 50-250 лет от источника
Мы можем только испытывать благоговейный страх перед тем, как Провидение сохранило священный текст Слова Божьего. Да, мы можем доверять Библии. Это книга, согласно которой мы можем жить и умереть.
Об авторах
Уэйн Джексон родился в 1937 г. в штате Теннесси, проповедовал евангелие Христово сорок два года, из которых последние тридцать девять лет отданы Церкви Христа на Ист-Мейн-Стрит, г. Стоктон, Калифорния. Он получил степень магистра в области изучения Библии в Южно-Христианском университете (г. Монтгомери, Алабама), и ему была присуждена степень доктора литературы за большой вклад в христианскую журналистику.
Брат Джексон - автор более двадцати книг, многие из которых посвящены апологетике христианства, некоторые это комментарии к различным книгам Библии. Последние 36 лет он является редактором/автором ежемесячного журнала по изучению Библии. Также пишет для других публикаций. Он является спонсором и основным автором для электронного журнала "Христианский курьер" в сети Интернет (http:www.christiancourier.com). Уэйн Джексон женат, у него трое детей и семь внуков.
Берт Томпсон получил ученую степень бакалавра наук в области биологии в Абиленском христианском университете, а степени магистра наук и доктора философии в области микробиологии в Техасском Университете А & М. Ранее он работал преподавателем Колледжа ветеринарной медицины в Техасском Университете, где также служил координатором Объединенной учебной программы биомедицинской науки. Доктор Томпсон является исполнительным директором издательства "Аполоджетикс Пресс" и редактором ежемесячного журнала "Ризон энд ревелейшн", посвященного свидетельствам христианской веры. Он женат, у него двое сыновей.
Дальше