<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
Центр Интегрированной Жизни Инвалидов "Технология Независимости"
Кадровое агентство "ИНВА-ТРУД"
"В помощь молодым инвалидам: образование и трудоустройство.
Методические рекомендации".
Серия: "Философия независимой жизни инвалидов"
Иркутск, 2005
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ.
На сегодняшний день одним из составляющих элементов государственной молодежной политики является трудоустройство молодых специалистов. Без выполнения трудовых обязанностей не может развиваться экономика в государстве, не может расти благосостояние семьи, а, значит и общества в целом. Но если молодежь сегодня относится к категории социально незащищенных граждан, то молодые люди с ограничениями функций жизнедеятельности или, попросту инвалиды - вдвойне незащищены в наше крайне нестабильное время. Учитывая социальную значимость профессиональной реабилитации инвалидов, перспективная оценка её должна быть однозначной: государство обязано предпринимать всё необходимое для максимального удовлетворения желания инвалидов участвовать в общественно - полезном труде.
Необходимо преодолеть крайне неблагоприятный стереотип мышления представителей предпринимательства в России, по которому трудовая деятельность инвалидов рассматривается в настоящее время как никому не нужное дело, нерациональное и неэффективное занятие. Проблема трудоустройства и занятости инвалидов сегодня, безусловно, стала органической составной частью политики Российского государства и его правительства, а также властей Иркутской области. Много внимания этой проблеме уделяется губернатором области Б.А. Говориным, работает Совет по делам инвалидов. Неоднократно, при встречах с руководителями обществ инвалидов губернатор заострял внимание на механизме реализации трудовых прав людей с ограничениями жизнедеятельности и сегодня уже есть первые конкретные результаты по поручениям, которые были даны руководителям подразделений администрации.
Когда велась подготовка материалов к данному сборнику, перед авторами стояла цель - показать молодым инвалидам, что при грамотном подходе и сплоченности идей они смогут многого достичь. Здесь читатели найдут для себя новые подходы к решению проблем занятости и образования, как можно преподать себя потенциальному работодателю, познакомятся и изучат законодательство в сфере социальной защиты. В сборнике обобщен опыт многих регионов России по социально-трудовой реабилитации. Кроме этого, у читателей есть возможность ознакомиться и с рекомендациями по заполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида необходимой для грамотного общения с представителями государственных органов, которые ответственны за исполнение мероприятий, прописанных в ней, как правильно заключить трудовой договор. Так что знакомьтесь, изучайте, запоминайте. Становитесь на путь самосовершенствования и приобщайтесь к философии независимой жизни инвалидов, дорогие друзья!
Удачи Вам в ваших начинаниях!
"В помощь молодым инвалидам: образование и трудоустройство. Методические рекомендации".
(Автор - составитель: Константин Никонович)
Слово к читателям ........................................................................ 2 СОДЕРЖАНИЕ ........................................................................... 3
Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ.
Выписка из Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. № 181.........................................................................
5 из Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" .....................................
из Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании"...................................................................................................................
Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6
"Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего
профессионального образования" ......................................................
5
6
6 из Приложения № 1 к решению коллегии Минобразования РФ от 13 декабря 2000 г. N 20 .......................................................................................................
7 Раздел 2. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ.
Выписка из Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. № 181. (ст. 20-24)
9 Права инвалидов в сфере занятости и трудоустройства. ......................... 11 Список государственных учреждений и некоммерческих организаций г. Иркутска, занимающихся трудоустройством лиц с ограничениями жизнедеятельности .....
14 Как нужно вести себя, устраиваясь на работу. Практические советы .................
Где можно проявить себя инвалиду........................................................... 15
16 Раздел 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА. ЕЁ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ.
............................................................................................... 19 ПРИЛОЖЕНИЯ. 1. Образец заявления на составление ИПР .......................................... 24 2. Закон Иркутской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" ....................................................................... 26 3. Образец типового трудового договора ........................................................ 29 ЛИТЕРАТУРА ........................................................................... 33
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА ................................................... 34
ИНФОРМАЦИЯ ............................................. ............................ 35
Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ
4
из Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
....Статья 19. Образование инвалидов
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.
из Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием
..... 3. ....Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
из Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании"
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
.......3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:
..........дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6
"Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего
профессионального образования"
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов", принятым в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и высшего профессионального. Вместе с тем, как отмечено в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 21-7-99, в некоторых учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации выявлен ряд нарушений законодательства в части соблюдения не только льгот, но и прав на образование при поступлении в вузы инвалидов I и II групп.
В целях устранения нарушений действующего законодательства в системе профессионального образования напоминаем, что извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в вузы, содержатся в письме Минобразования России от 23 февраля 1998 г. N 06-62-43ин/16-03, которое опубликовано также в Справочнике для поступающих в вузы Российской Федерации.
При подаче заявления о приеме в вуз поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий.
Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации.
На вступительных экзаменах следует предусматривать для данных лиц дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.
Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных Уставом образовательного учреждения. Вместе с тем, наиболее оптимальной формой для них является очно-заочная. Важно также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учетом их индивидуальных особенностей.
Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
Профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда.
Заместитель Министра Е. Чепурных
из Приложения № 1
к решению коллегии Минобразования РФ
от 13 декабря 2000 г. N 20
Предложения
по порядку проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)
на период эксперимента
.....3.10. Правом первоочередного зачисления пользуются выпускники, сдававшие ЕГЭ и получившие золотую или серебряную медали, а также победители международных и всероссийских Олимпиад по предметам, профильным для данного направления подготовки или специальности.
Вне конкурса принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством, имеющие по предметам, профильным для выбранного направления подготовки или специальности, не менее установленного Министерством образования Российской Федерации минимального количества баллов.
Оставшиеся места распределяются с учетом достижений поступающих по профильным экзаменам и требований целевого приема.
из Приложения
к письму Минобразования РФ
от 21 февраля 2000 г. N 14-55-132ин/15
Рекомендации
по организации работы подготовительных отделений
образовательных учреждений высшего профессионального
образования (высших учебных заведений)
....8. Высшие учебные заведения оказывают содействие в зачислении на подготовительные отделения при получении положительных оценок на вступительных испытаниях в ВУЗ или на собеседовании в первую очередь следующим категориям граждан:
....- инвалидам I и II групп, инвалидам детства, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в вузах;
Раздел 2. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ.
Выписка из Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. № 181:
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) утратил силу с 1 января 2005 г.;
2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья 23. Условия труда инвалидов
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Права инвалидов в сфере занятости и трудоустройства.
Государство гарантирует оказание содействия в трудоустройстве гражданам, не занятым трудовой деятельностью, включая трудоспособных граждан, получающих пенсию по инвалидности. Обеспечение таким гражданам возможности участия в общественно-полезном труде в соответствии с состоянием здоровья, опытом, квалификацией, профессиональными наклонностями является важнейшей формой их социальной поддержки.
Прием граждан, имеющих группу инвалидности и нуждающихся в трудоустройстве, осуществляется районными и городскими органами службы занятости по месту жительства инвалидов.
При обращении в органы занятости инвалидам необходимо иметь при себе:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
• документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
• справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке;
• трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Инвалиды, ищущие работу впервые, представляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании, трудовую рекомендацию и индивидуальную программу реабилитации инвалида, которая разрабатывается и выдается инвалиду МСЭ согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 г. N 287 "Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Сталкиваются инвалиды при приеме на работу очень часто с необоснованным отказом. Статья 64 Трудового Кодекса гласит: "Запрещается необоснованный отказ в заключение трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. ... По требованию лица, которому отказано в заключение трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключение трудового договора может быть обжалован в судебном порядке". Данная статья пересекается по содержанию со статьей 3 Трудового кодекса, которая носит название "Запрещение дискриминации в сфере труда". В ней говорится о том, что "каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В Центре занятости Вам:
• помогут получить консультации юристов, профконсультантов, психологов;
• предоставят информацию об имеющихся вакансиях и возможностях переобучения и получения новой профессии;
• окажут содействие в трудоустройстве на имеющиеся вакансии;
• в случае отсутствия подходящей работы или потери Вами квалификации, могут направить на переобучение или повышение квалификации за счет выделенных на данные программы средств. Подходящей будет считаться работа, соответствующая индивидуальной программе профессиональной реабилитации, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному на прежней работе и транспортной доступности рабочего места.
От Вас требуется:
• посещать органы службы занятости в назначенные сроки;
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>